Научная статья на тему 'ОДЕЖДА ТОБОЛО-ИРТЫШСКИХ ТАТАР В ДИНАМИКЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ XVII-XVIII ВВ'

ОДЕЖДА ТОБОЛО-ИРТЫШСКИХ ТАТАР В ДИНАМИКЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ XVII-XVIII ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОДЕЖДА / СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томилов Н. А.

Приводятся сведения о традиционной одежде тоболо-иртышских татар XVII-XVIII вв. по письменным, музейно-коллекционным и полевым материалам. Выявляются направления этнокультурных процессов в этой области материальной культуры - увеличение общих черт в одежде пяти групп тоболо-иртышских татар, возрастание общих черт в одежде татар Западной Сибири с русскими в связи с процессами формирования в Российской империи исторической общности россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOTHING OF TOBOLO-IRTYSH TATARS IN DYNAMICS OF ETHNOCULTURAL PROCESSES OF 17TH - 18TH CENTURIES

Provides information on traditional clothing, Tobolo-Irtysh Tatars of the 17th - 18th centuries based on written, museum-collection and field materials. The directions of ethnocultural processes in this area of material culture are revealed - an increase in the common features in the clothes of the five groups of Tobol-Irtysh Tatars, an increase in common features in the clothes of the Tatars of Western Siberia with the Russians in connection with the processes of the formation of a historical community of Rossiyane in the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «ОДЕЖДА ТОБОЛО-ИРТЫШСКИХ ТАТАР В ДИНАМИКЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ XVII-XVIII ВВ»

ЭТНОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 110-117. УДК 94+391+902

DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(1).110-117

Н. А. Томилов

ОДЕЖДА ТОБОЛО-ИРТЫШСКИХ ТАТАР В ДИНАМИКЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ

ПРОЦЕССОВ XVII-XVIII вв.

Приводятся сведения о традиционной одежде тоболо-иртышских татар XVII-XVIII вв. по письменным, музейно-коллекционным и полевым материалам. Выявляются направления этнокультурных процессов в этой области материальной культуры - увеличение общих черт в одежде пяти групп тоболо-иртышских татар, возрастание общих черт в одежде татар Западной Сибири с русскими в связи с процессами формирования в Российской империи исторической общности россиян.

Ключевые слова: материальная культура; одежда; сибирские татары; этнокультурные процессы; историческая общность.

N. A. Tomilov

CLOTHING OF TOBOLO-IRTYSH TATARS IN DYNAMICS OF ETHNOCULTURAL PROCESSES OF 17th - 18th CENTURIES

Provides information on traditional clothing, Tobolo-Irtysh Tatars of the 17th - 18th centuries based on written, museum-collection and field materials. The directions of ethnocultural processes in this area of material culture are revealed - an increase in the common features in the clothes of the five groups of Tobol-Irtysh Tatars, an increase in common features in the clothes of the Tatars of Western Siberia with the Russians in connection with the processes of the formation of a historical community of Rossiyane in the Russian Empire.

Keywords: material culture; clothes; Siberian Tatars; ethnocultural processes; historical community.

Одежда относится прежде всего к материальной среде традиционно-бытовой культуры как защитное средство от наружной, как правило, природной среды и выполняет функции санитарной гигиены, сохранения тепла человеческого тела. Кроме того, она является показателем имущественного положения, половозрастного и социального статуса людей. Существуют системы норм и правил ношения одежды в тех или иных ситуациях, использования её в эстетических целях и ритуальных действиях. Поэтому в ней часто проявляются явления соционорма-тивной и духовной культуры. Как социаль-

ный маркёр она является показателем принадлежности к тем или иным социально-профессиональным, конфессиональным, этническим и иным группам населения. Темой данной статьи является выявление основных направлений этнокультурных процессов у сибирских татар в области традиционной одежды в ХУП-ХУШ вв. Начиная со времён создания Российской империи Петром I идёт процесс формирования и последующего развития исторической общности россиян прежде всего как социально-политического явления, но и как носителя складывающихся общих для всех народов Российской империи

явлений и компонентов культуры, т. е. фактически российской цивилизационной системы и её цивилизационных субсистем [1-3].

Три этнических массива сибирских татар складывались в разные времена. Тоболо-иртышские татары существовали уже в XVI-XVII вв. Они в XVII-XIX вв. состояли из пяти групп - тюменской, тобольской, яскол-бинской, курдаско-саргатской и тарской [4, с. 30-48]. Барабинские татары сформировались в единую этническую общность к началу XVIII в. [5, с. 133] и состояли из барабин-ско-турашской, любейско-тунусской и тере-нинко-чойской групп [4, с. 48-52]. Процесс складывания томских татар, состоявших из эуштинцев, чатов и калмаков, в основном завершился к концу XIX в. [4, с. 52-67]. Численность всех тоболо-иртышских татар в конце XVI в. составляла 13 тыс. чел., в конце

XVII в. - 14,4, в середине XVIII в. - около 17,5 и в 1816 г. - почти 24,5 тыс. чел. [4, с. 108].

Основными источниками для изучения одежды тоболо-иртышских татар XVII-

XVIII вв. послужили опубликованные в трудах исследователей и путешественников XVII-XVIII вв. сведения, материалы в трудах учёных XX - начала XXI в., предметы музейных коллекций и частично материалы археологических, этнографических экспедиций Омского, Томского государственных университетов и Омского филиала Объединённого института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН - с 2006 г. это Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН (сборы 1960-х гг. - начала XXI в.).

Такого рода работа по изучению поселений, жилищ и средств передвижения сибирских татар XVIII-XIX вв., а частично и в XVII в. была выполнена ранее, и её результаты опубликованы в 2011 г. [6]. Чтобы завершить исследование этнокультурных процессов в материальной культуре сибирских татар XVII-XIX вв., необходимо провести изучение хозяйственных занятий, орудий труда, пищи и предметов быта, что остаётся задачей будущей работы.

Изучение одежды сибирских татар разных времён нашло отражение в ряде научных трудов. Так, описания одежды барабин-ских и тоболо-иртышских татар имеются в работе В. В. Храмовой [7], одежды бара-

бинских татар - в статье З. Д. Титовой [8, с. 126-128], одежды тоболо-иртышских татар - в монографии Ф. Т. Валеева [9, с. 138155], женских головных уборов всех сибирских татар - в статье Н. А. Томилова [10]. Изучение одежды томских татар второй половины XIX - XX в. в достаточно завершённом виде было осуществлено Н. А. Томило-вым [11, с. 137-180]. Особо следует отметить монографию Е. Ю. Смирновой, в которой скрупулёзно и с высокой степенью результативности была изучена одежда курдаско-саргатских татар конца XIX - первой половины XX в. [12].

Введение данных по одежде сибирских татар XVII-XVIII вв. из основных письменных источников может стимулировать дальнейшее изучение материальной культуры этой этнической общности, в том числе может способствовать этноархеологическим исследованиям методом конструирования социокультурных этнографо-археологиче-ских комплексов коренного населения юга Западно-Сибирской равнины. Практический же смысл ввода таких материалов по народной культуре народов России связан, как нами отмечалось ранее, «... с проблемой возрождения, сохранения традиционных основ народной культуры, а также с проблемой усиления роли исторического мышления в российском обществе» [6, с. 12].

В данной статье речь идёт об одежде наиболее крупной и по численности населения, и по территории расселения группировки тоболо-иртышских татар. Самые ранние сведения относятся к XVI в. Так, по сведениям Р. Бирборини 1565 г., сибирские татары при сдаче дани московскому князю «. были одеты в камзолы и модное платье, но сшитые из оленьих шкур с шерстью и с длинными глухими рукавами, впрочем с прорехой внизу для свободного просова руки оттуда, когда нужно; на голове у них были тоже меховые шапки и при том ещё длинный меховой тулуп поверх всего» [13, с. 134]. Обратим внимание на факт наличия верхней одежды из оленьих шкур. Такая одежда из шкур животных продолжала бытовать и позднее, в XVIII в., так же как и остальные названные виды одежды, головных уборов и ещё отсутствие бороды у мужчин.

В другом источнике, уже середины XVII в., приведены названия разных видов

одежды, которые бытовали у тобольских татар: Таюа - шапка, Bieloi - перчатка, Kuimiak - рубаха, Ziarak - обувь, iesem -чулки, Jnia - игла (для шитья) [13, с. 348]. Д. Г. Мессершмидт в своей поездке по Западной Сибири в 1721 г. отметил отличие в головных уборах прииртышских татар (кур-дакская группа) от тобольских следующим образом: «здесь носят татарские женщины другие шапочки, чем предыдущие (тобольские татары. - Н. Т.), потому что они были острые как конус или головки сахара, спереди обшиты старыми копейками» [14, s. 46].

По археологическим материалам омские учёные осуществили реконструкцию такого конусовидного головного убора женщин, а также накосника, сумочки для рукоделия, серег и украшений и заколки для волос, относящихся к XVII-XVIII вв. [15; 16].

Д. Г. Мессершмидт в своих записях путешествий 1721 г. сообщил, что в Кубяке (Кобякские юрты) он приобрёл женскую шапочку из шёлка фиолетового цвета [14, s. 41]. Ткани тарских татар XVII в. по археологическим материалам изучал В. Б. Богомолов, среди них были русского производства тонкие льняные полотна и грубые холсты, а также покупные шёлковые ткани коричневого или красного цветов [17]. Ещё одним из предпочтительных цветов в одежде этой группы татар в XVIII в. был малиновый [16, с. 147]. По археологическим материалам изучены также женские накосники и украшения на них нитками, подвесками из шкурок с мехом, кусками ткани (холсты), счётных жетонов, бисером, подвеской в виде куколки, плетенья из ниток и др. [18].

Краткие сведения об одежде тоболо-иртышских татар конца XVIII в. содержатся в дневниках японского путешественника Ка-цуравы Хосю, который писал что, татары «... живут там и сям от Тобольска», и сообщил об их одежде следующее: «Волосы на голове они бреют, только на макушке оставляют пучок. заплетают его в три пряди, свешивают назад, на висках тоже оставляют немного волос и на голову одевают маленькую шапочку. Одежда (мужская. - Н. Т.) короткая, еле доходит до поясницы, делается из шкур животных или из сукна. Женская одежда шьётся из хлопчатобумажной ткани, а длиной в полный рост» [19, с. 127].

О женских украшениях тобольских и тарских татар в 1716 г. писал шведский поселенец в Сибири Лоренцо Ланге: «Их одежда мало чем отличается от русской, но я имею ввиду старую русскую моду, которая ещё в ходу в Сибири. Крестьянские женщины в России украшают себя серьгами, но, кажется, что татарские женщины опережают их в этом отношении, продевая кольца не только через уши, но и через нос. Последнее в ходу больше всего у тех, которые хотят выделяться среди других и хотят казаться благородными; простые женщины вынуждены довольствоваться латунными серьгами» [20, с. 23].

Краткое описание одежды тюменско-туринских татар привёл И.-Г. Георги в своём энциклопедическом труде о народах Российской империи, который впервые увидел свет в 1776-1780 гг. Вот это описание: «Мужское и женское их одеяние составлено, с великой, однако же, отменной из татарского и российского, и всегда бывает скудно. Женский наряд соответствует больше татарскому, а мужские российскому вкусу» [21, с. 142]. А в главе о тобольских татарах описания одежды вообще нет [21, с. 143-144].

В труде Г. Ф. Миллера с описанием сибирских народов сведения об одежде сибирских татар более подробные. Это сведения о том, что тобольские, тюменские и тарские татары «... бреют всю голову наголо, ровно как и казанские татары. У кого нет бритвы, то очень коротко подстригают волосы на голове ножницами» [22, с. 118], и о том, что мужчины бороды не имеют [22, с. 120-121], и что у женщин всех народов Сибири волосы растут свободно [22, с. 119], и далее: «Татарские, монгольские и брацкие женщины разделяют волосы на две косы, которые свисают по обе стороны лица спереди на грудь. В то время как девушки у этих народов носят или только одну, или от 3 до 7 кос сзади на затылке. У татарских женщин бывает иногда 10-15 кос. Большинство удлиняет и утолщают свои косы большими и толстыми косами из чёрного конского волоса, которые свисают до талии. Вверху там, где конские пряди прикреплены к собственным, волосы охвачены большими широкими железными обручами, выложенными серебром, или также оловянными или из жёлтой меди. Внизу на пря-

дях волос висят ещё и различные украшения из тех же металлов, или украшения из стеклянных кораллов» [22, с. 120].

Далее описания в труде Г. Ф. Миллера верхней одежды татар Западной Сибири. По его данным, «татарские штаны - длинные, закрывают колени из половинок (выделанные шкуры лосей или оленей. - Н. Т.) или из изношенных косульих шкур, или также из косульих шкур, добытых летом. Женские штаны с двумя прорезями с обеих сторон, так что задний клапан можно спустить отдельно» [22, с. 125]. «.Рубашки носят теперь почти что у всех народов, но носит их не каждый. Они переняли их от русских. Тобольские, тарские и тюменские татары носят шапки русского образца, как и вообще мужчины из этого народа по остальной одежде не отличаются от русских» [22, с. 126].

О головных уборах проживающих в городах бухарцев и татар сообщается, что «.под обыкновенной шапкой носят ещё маленький круглый вышитый колпачок, который доходит до ушей и который они не снимают» [22, с. 126]. И далее о поясах: «У татар пояса носят только мужчины и девушки, женщины не носят. Пояс по-татарски Кич. Большинство носят русские кушаки» [22, с. 133].

В труде Г. Ф. Миллера имеются сведения о зимней одежде: «Татарские шубы, топ, большей частью из косульих шкур мехом внутрь, рукава длинные, запахиваются с левой стороны до правой подмышки. Отарачи-ваются бобром, выдрой или чёрной мерлушкой. Доходят до икр, иногда до пяток. От колен вокруг несколько складок; без разрезов. Одинаковые у мужчин и у женщин, но только у женщин они несколько длиннее и всегда доходят до пят. Кроме того, на женских шубах имеется немного складок вокруг шеи. Летом они носят старые изношенные шубы, оставшиеся с зимы, а осенью делают новые. Некоторые покрывают шубу шёлковой тканью или сукном. СЬа1аМ8сЬа - верхняя шуба у татар (даха), также из косульих шкур мехом наружу. Опушка у татарских шуб наверху шириной в ладонь, внизу - только в палец» [22, с. 136-137]. И далее: «Многие татары, брацкие, якуты и самоеды носят также суконную одежду. Три первых народа приспособляются в этих платьях к русской моде и носят зипуны» [22, с. 137].

И ещё несколько данных из записей Г. Ф. Миллера об обуви: «Татары носят чулки (ик) из косульих шкур, поверх них пимы (шатак) из сохатиных или козлиных камасов. Летом они носят только сапоги (и^к) из половинок, без чулок. Штаны у них такие длинные, что доходят до пимов и сапог. Подошвы на пимах также из камасов, на летних сапогах - из коровьей или конской кожи, выделанной и прокопчённой. Летом они кладут в сапоги вниз траву для предохранения ног» [22, с. 134]. Археологические материалы дополняют описания кожаной обуви тарских татар тем, что в неё вкладывались сшитые из бересты запятники и подпятники [23, с. 64-66].

У Г. Ф. Миллера имеется сообщение, что «у татар нет нагрудников, также и у девушек» [22, с. 126]. Но известно по археологическим материалам, что у тарских татар бытовали в тот период женские нагрудники [15, с. 212, 225]. А нагрудники курдакско-саргатских татар конца XIX - первой трети XX в. описала Е. Ю. Смирнова [12, с. 29].

Украшениям, как прикреплявшимся к одежде, так и бытовавшим автономно от неё и составлявшим части её комплекта, Г. Ф. Миллер также посвятил свои описания. Так, о пуговицах, скрепляющих части одежды, но нередко имеющих и эстетическое назначение, он писал: «Магометанские татары любят пуговицы из настоящих морских кораллов, обычно оправленных в серебро. Они платят за одну пуговицу величиной с горошину от 20 до 30 копеек» [22, с. 134].

И далее о серьгах: «Серьги женщины и девушки носят повсеместно. Иногда их можно видеть и на мужчинах, но редко. Разница между женскими и мужскими серьгами состоит в том, что первые значительно крупнее и отягощены гораздо более многочисленными украшениями, чем вторые. У татар мужчины иногда носят серьги, но только в одном ухе. Серьги даются у них девочкам или сразу после рождения, или спустя полгода, или год. У женщин иногда можно видеть серьги, имеющие более дюйма в диаметре, а прикреплённые к ним украшения достигают веса до 2-4 лотов. Украшения на серьгах состоят из крупных и мелких кораллов, а также кусочков жёлтой меди и олова, отлитых в виде определённых плоских ажурных

фигур. Иногда большие низки из кораллов свисают на грудь от одного уха до другого. Иногда у женщин и обе косы соединены на груди посредством таких коралловых низок. Иногда косы также охвачены оловянными пластинами в виде цилиндров» [22, с. 123].

Картину украшений тоболо-иртышских татар существенно разнообразят археологические материалы по культуре тарских татар XVII-XVIII вв. [15; 18; 24; 25]. Но наиболее полно сведения о реконструкции одежды и её отдельных фрагментов, о комплексе украшений этой группы сибирских татар представлены в работах М. А. Корусенко, прежде всего в его основной монографии о погребальном обряде и реконструкции элементов культуры тюркского населения в бассейне р. Тары XVII-XX вв. [26]. Помимо данных о головных уборах, плечевой распашной одежде правого запаха с короткими до локтя рукавами, обуви типа чирков и сапог на мягкой подошве с берестяной накладкой, колчана, костяного гребня для волос способов запле-тания женских кос, ножниц, образцов тканей и других частей одежды и сопровождающего инвентаря [26, с. 35-39, 41] в его работе содержится наиболее полный комплекс украшений тарских татар XVII-XVIII вв. В него вошли бронзовые кольца и перстни, гире-видные подвески, бисер, бусы, монеты, бронзовые бляшки, серебряные пуговицы, пришитые внизу подола бубенчики, браслеты с расплющенными концами, серьги, навесные украшения с тканями и бисером, раковины каури, подвески из опала и горного хрусталя и др. [26, с. 35-41].

В работе Г. Ф. Милера имеется следующее описание сумочки: «Лйк - это кошель, который татары носят с левой стороны на поясе поверх одежды. Кошель имеет треугольную форму, вверху собран складками, внизу широкий и плоский. Вверху посредине имеется щель, через которую можно рукой влезть в кошель, а над щелью - железное кольцо, которое стягивается вниз, чтобы закрывать кошель и из него ничего не могло бы выпасть. В этом кошеле они держат всякие необходимые вещи, также и запасы еды. Он делается из кожи или китайки, а внизу из той же материи двойная оборка» [22, с. 142]. В археологических материалах имеются данные, что у тарских татар в тот период быто-

вали сумочки для рукоделия и берестяные мешочки [15, с. 210, 211, 222].

Ещё имеются данные из записей неизвестного автора, сделанные в 1660 г., которые содержат описание одежды тобольских бухарцев и в ряде мест указания на то, что некоторые виды их одежды бытовали и у проживающих с ними в одних населённых пунктах татар. Вот текст этих описаний: «. Одеваются в красивые одежды с длинными и широкими халатами, которые они на груди совсем застегивают и с одной стороны подмышкой завязывают поясом; эти одежды обычно хорошо сделаны из китайки и китайских материй, из шёлка или других, набиты ватой и выстеганы, на головах, которые они гладко выбривают, носят они маленькие шапочки, посаженные на затылке, как ермолки; на этих ермолках густо и богато мелко серебром и золотом вышиты и вытканы различные узоры; они иногда не снимают эти шапочки как дома, так даже и тогда, когда они стоят перед воеводой; помимо них носят они обычно шапки, заострённые кверху и сплошь, шов около шеи; вдоль и поперёк расшитые бумажными нитками. Их старшины, которых они сменяют каждый год, выбирая на их место других, обвязывают кругом своих шапок белые повязки. Обувь мужчин похожи на туфли». Называются ещё посох, рукавицы, полотняные штаны [13, с. 349-351].

И далее записи неизвестного автора о женской одежде тобольских бухарцев: «Их женщины статны, с виду очень красивы лицом. Они носят также длинные широкие одежды с длинными рукавами, полотняные штаны, так же, как мужчины и татарские женщины. Их рубашки сделаны из бумажных тканей, китайки или зенденя; на голове носят они остроконечные шапки высотою в две кварты, красиво вышитые бумажными нитками, серебром и золотом, а также обильно усеянные самыми большими и красивыми серебряными копейками и хорошими дукатами; бедные люди вместо дукатов носят мелкие монеты. Свои волосы так же, как и калмыцкие женщины, носят они, заплетая в две большие косы, которые чёрны и длинны, свисают сзади и ничем не покрытые, концы же их опять подняты кверху так, что они висят криво и обвешены и украшены многими серебряными украшениями и боль-

шими кусками специального для этого сделанного серебра, как на хорошей рукояти оружия. Вокруг шеи и на груди висят серебряные цепи, а также такие же куски серебра, о которых мы уже говорили. Они выходят из дому совсем закутанные в красивые шёлковые покрывала так, что они никого не могут видеть и их никто, принуждены поэтому как слепые, быть сопровождаемы двумя девушками или женщинами, которые их дожидаются. кроме как на голове, они нигде не оставляют ни одного волоска, но подмышками и в других местах гладко выбривают специально для этого приспособленной бритвой, как это делают также и мужчины» [13, с. 350-351].

Культурное взаимодействие тоболо-ир-тышских татар и сибирских бухарцев, как видим, проявлялось в одежде тобольских татар, но не только у них. В Российском этнографическом музее в коллекции предметов народной культуры тарских татар, поступившей от Ю. О. Горбатовского (колл. № 474 - 1-10) и содержащей вещи с датированием второй половиной XVII - началом XIX в., зафиксированы виды одежды, сходные с бухарскими. Приведём наше краткое описание предметов одежды данной коллекции: «Коллекция включает татарский халат бухарского покроя, сшитый из полосатого шёлка и украшенный аппликациями - цветами, сделанными из клочков ткани: головные уборы кавац - мужская бархатная шапочка с тульей из полосы прямоугольной формы и с круглым верхом, колпак - праздничная женская шапка из голубой парчи и красного бархата с высоким вытянутым верхом, расшитая цветами из шёлковых лент, золотой и серебряной канители и украшенная бусами и медными бляшками; шейное украшение чил-быр из цветных лент, тесьмы, бляшек, серебряных цепочек и камней; пять серебряных пуговиц и одна коралловая» [4, с. 149].

В работе З. А. Тычинских о служилых татарах XVII-XIX вв. воссоздан комплекс одежды и вооружения группы служилых в составе тоболо-иртышских татар. В состав вооружения служилых татар XVI-XVII вв. ею включены луки и стрелы, кожаные колчаны, кольчуги, шлемы, огнестрельное оружие - пищали. В комплект обмундирования служилых татар второй половины XVIII в.,

по данным З. А. Тычинских, входили смушковые шапки с суконным верхом, длинные однобортные кафтаны без пуговиц, пояса-кушаки, нижние полукафтаны, шаровары, мягкие кожаные сапоги [27, с. 220-222]. В этой же работе автор подробно описывает одежду (включая и женскую) и украшения служилых татар, относящиеся большей частью к XIX в. [27, с. 222-229].

В изучаемый нами период XVII-XVIII вв. этнокультурные процессы в тоболо-иртыш-ской группе сибирских татар развивались в нескольких направлениях. Одно из них - это распространение общих (одинаковых) черт в одежде всех пяти групп, как это было отмечено нами ранее относительно средств передвижения, поселений и жилищ [28, с. 602603]. Это связано «.с усилением консолида-ционных процессов как внутри всего массива этой складывающейся этнической общности (сибирских татар. - Н. Т.) .так и внутри этнических групп барабинских татар, тоболо-иртышских и томских татар» [28, с. 603].

Ещё одно основное направление этнокультурных процессов в группе тоболо-ир-тышских татар - это культурное взаимодействие с расселившимся на территории Западной Сибири русским населением. В одежде данной группы сибирских татар это проявилось в использовании русского изготовления тканей для пошива одежды, ряда компонентов одежды русских, на что указывают и сами использованные нами в данной статье источники. Но и ранее ряд учёных нашего времени указывали на процессы сближения русского населения и сибирских татар в XVII - начале XX в. Так, нами был получен вывод, что в Западной Сибири с конца XVI в. «.наряду с имевшими место процессами этнической ассимиляции русскими частично тюркского населения данного региона здесь прежде всего интенсивно развивались межэтнические интеграционные процессы, в которых русские сыграли большую роль в плане трансформации хозяйства и культуры тюркских групп, их быстрого социально-экономического и культурного развития» [4, с. 230].

Известный и незаурядный исследователь истории и культуры тоболо-иртышских татар Ф. Т.-А. Валеев [29] писал: «Несмотря на то, что исторические контакты татар с русскими начались с момента присоедине-

ния Западной Сибири к Русскому централизованному государству, распространение среди татар предметов национальной культуры русских, в том числе русской одежды, шло медленно. Распространению в течение столетий препятствовало мусульманское духовенство» [9, с. 152]. В то же время крупный историк А. Х. Элерт обратил внимание на то, что «очень заметными показались Миллеру изменения в одежде под русским влиянием», особенно у тарских, тобольских и тюменских татар [30, с. 130].

Представляется, что в XVIII в. в условиях уже Российской империи процессы этнокультурного взаимодействия и сближения тоболо-иртышских татар с русскими стали развиваться интенсивнее по сравнению с таковыми процессами в XVII в. На это указывают приведённые в данной статье материалы по одежде, а ранее по средствам передвижения, поселениям и жилищам тоболо-иртышских, а также барабинских и томских татар [6]. И это подтверждает сделанный ранее вывод о том, что в XVIII в. возрастала масса общих явлений и черт в традиционно-бытовой культуре сибирских татар и русских, и можно говорить о таком направлении этнокультурных процессов как компоненте формирования исторической общности россиян. Но начало такой динамики в культуре сибирских татар приходится на XVII в.

И ещё одно наблюдение. Оказалось, что археологические материалы могут существенно дополнить сведения письменных источников XVII-XVIII вв. в восстановлении комплекса одежды (в данном случае тоболо-иртышских татар) и в существенной детализации отдельных видов одежды и её украшений. И это подтверждает возрастающую значимость этноархеологических исследований исторических и социокультурных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тюгашев Е. А. Диалог культур и цивилизаций: методологический анализ // Этносоциальные процессы в Сибири. - Новосибирск : Сиб. науч. изд-во, 2007. - Вып. 8. - С. 11-12.

2. Томилов Н. А. Сибирская культурная провинция и её место в российской и мировой цивилизациях // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. -Улан-Удэ : Изд-во Бурят. науч. центра СО РАН, 2000. - Т. II : История. Философия. Социология. Культурология и искусство : материалы междунар. науч. конф. - С. 339-347.

3. Томилов Н. А. Исторические общности казах-станцев и россиян и их социально-политическая роль // Вестник Омского университета. -2012. - № 3. - С. 127-132.

4. Томилов Н. А. Этническая история тюркоязыч-ного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале XX в. / отв. ред. В. И. Васильев, Р. С. Васильевский. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1992. - 271 с.

5. Селезнёв А. Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры / отв. ред. А. В. Гадло, Н. А. Томилов. - Новосибирск : Наука, 1994. -176 с.

6. Томилов Н. А. Этнокультурные процессы у татар Западной Сибири в XVIII-XIX веках / отв. ред. В. И. Молодин. - Омск : Издат. дом «Наука», 2011. - 224 с.

7. Храмова В. В. Западносибирские татары // Народы Сибири. - М. : Изд-во АН СССР, 1956. - С. 471-491.

8. Титова З. Д. Барабинские татары (Историко-этнографические очерки) // Из истории Сибири. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1976. -Вып. 19 : Западносибирский сборник. -С. 108-147.

9. Валеев Ф. Т. Западносибирские татары во второй половине XIX - начале XX вв. : ист.-этногр. очерки / отв. ред. Е. П. Бусыгин. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1980. - 232 с.

10. Томилов Н. А. Из истории головных уборов сибирских татар // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. - Новосибирск : Наука, 1978. - С. 176-198.

11. Томилов Н. А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (хозяйство и материальная культура) / отв. ред. В. И. Матю-щенко. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1980. - 200 с.

12. Смирнова Е. Ю. Одежда татар Среднего Прииртышья: этнокультурные связи и контакты / отв. ред. Н. А. Томилов. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. - 112 с.

13. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. - Иркутск, 1941. - 609 с.

14. Messerschmidt D. G. Forschungsreise durch Sibirien 1720-1727. Tagebuchaufreichnungen 1720-1722. - Berlin, 1962. - Teil 1. - 329 s.

15. Корусенко М. А., Баранова Н. С. Опыт реконструкции предметов одежды и украшений позд-несредневекового населения бассейна реки Тары (по материалам могильника Чеплярово 27) // Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 2012. - Т. 12. - С. 208-226.

16. Богомолов В. Б., Корусенко М. А. Женский головной убор тюркского населения низовьев реки Тары XVII - XVIII веков (опыт реконструкции) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Омск : Издат. дом «Наука», 2006. - Т. 9. - С. 142-148.

17. Богомолов В. Б. Ткани XVII в. тюркского населения бассейна р. Тары // Этнографо-архео-логические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1996. -Т. 1 : Культура тарских татар. - С. 112-116.

18. Богомолов В. Б., Мельников Б. В. Накостное украшение XVII века из Черталинского могильника // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1997. - Т. 2 : Культура тарских татар. - С. 49-58.

19. Кацурагава Хосю. Краткие вести о скитаниях в северных водах («Хокуса Монряку»). - М., 1978. - 528 с.

20. Зиннер Э. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников XVIII в. - Иркутск, 1968. - 247 с.

21. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. - СПб. : Русская симфония, 2007. - 808 с.

22. Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов / изд. А. Х. Элерт, В. Хинтцше ; пер. с нем. А. Х. Элерт. - М. : Памятники исторической мысли, 2009. - 456 с.

23. Богомолов В. Б., Мельников Б. В. Изделия из бересты у населения XVII-XVIII вв. бассейна р. Тары // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1997. - Т. 2 : Культура тарских татар. - С. 58-68.

24. Довгалюк Н. П. Стеклянные украшения из могильника Бергамак - II // Этнографо-археоло-гические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1997. -Т. 2 : Культура тарских татар. - С. 68-79.

25. Татауров С. Ф., Тихонов С. С. Могильник Бергамак - II // Этнографо-археологические ком-

Информация о статье

Дата поступления 16 июня 2020 г.

Дата принятия в печать 15 февраля 2021 г.

Сведения об авторе

Томилов Николай Аркадьевич - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Маркса, 15/1; 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: n.a.tomilov@gmail.com

Для цитирования

Томилов Н. А. Одежда тоболо-иртышских татар в динамике этнокультурных процессов XVII-XVIII вв. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 110-117. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(1).110-117.

плексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука, 1997. - Т. 2 : Культура тарских татар. - С. 58-83.

26. Корусенко М. А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII-XX вв. Опыт анализа структуры и содержания / отв. ред. В. И. Молодин. - Новосибирск : Наука, 2003. - 192 с. - (Этнографо-архео-логические комплексы: Проблемы культуры и социума. Т. 7).

27. Тычинских З. А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар XVII-XIX вв. / науч. ред. Д. М. Ис-хаков. - Казань : ФЭН, 2010. - 288 с.

28. Томилов Н. А. Этнокультурные процессы как существенный компонент формирования исторической общности России (на примере культуры сибирских татар XVII-XIX веков) // Фундаментальные проблемы археологии, антропологии и этнографии Евразии : к 70-летию акад. А. П. Деревянко. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2013. - С. 600-609.

29. Томилов Н. А., Томилова В. С. Фоат Таяч-Ахме-тович Валеев (14.11.1918 - 29.08.2010) // Этнографическое обозрение. - 2011. - № 2. -С. 184-186.

30. Элерт А. Х. Народы Сибири в трудах Г. Ф. Миллера / отв. ред. Н. Н. Покровский. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999. - 240 с.

Article info

Received June 16, 2020

Accepted

February 15, 2021 About the author

Nikolay A. Tomilov - Doctor of Historical Sciences, Professor, Leading Researcher of the Omsk Laboratory of Archaeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archaeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Postal address: 15/1, Marksa pr., Omsk, 644024, Russia;

55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: n.a.tomilov@gmail.com

For citations

Tomilov N.A. Clothing of Tobolo-Irtysh Tatars in Dynamics of Ethnocultural Processes of 17th -18th Centuries. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 1 (29), pp. 110-117. DOI: 10.24147/2312-1300.2021. 8(1).110-117 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.