Е.Л. Яворская
ОДЕССКАЯ ПРЕССА 1918-1919 гг. О ГИБЕЛИ АНАТОЛИЯ ФИОЛЕТОВА
В статье дан обзор публикаций, посвященных памяти А. Фиолетова, одесского поэта и инспектора уголовного розыска, на страницах одесских газет и журналов. Авторы этих публикаций от простого факта констатации смерти Фиолетова пришли к осознанию его роли в поэтической жизни Одессы начала XX в.
Ключевые слова: Фиолетов, одесская журналистика, поэтический вечер, сборник стихов, инспектор уголовного розыска, некролог.
В середине 10-х годов XX в. поэтическая жизнь Одессы становится как никогда бурной. Появляются новые имена, одно из самых ярких - Анатолий Фиолетов. История его становления и гибели прослеживается на страницах одесской периодики того времени.
Настоящее имя Фиолетова - Натан Беньяминович Шор. Согласно «Метрической книге о рождении Одесского раввината», «тысяча восемьсот девяносто седьмого года июля 21 дня у Брац-лавского 2 гильдии купеческого сына Беньямина Хаимова Шора и жены его Куни родился 14 и обрезан 21 июля сын, нареченный именем Натан»1.
До шестого класса он учился в частной мужской гимназии, в 1912 г. перешел в частную гимназию И.Р. Раппопорта, которую окончил в 1916 г.2 Дядя Натана Шора служил в действующей армии - и благодаря этому ему удалось поступить сверх еврейской нормы на юридический факультет Новороссийского университета3. Как литератор дебютировал он в феврале 1914 г. на страницах газеты «Одесская копейка» стихотворением «Мери», подписанным «Анатолий Фиолетов». Вскоре его стихотворения начинают печа-
© Яворская Е.Л., 2011
таться в других периодических изданиях и альманахах Одессы («Южная мысль», «Серебряные трубы», «Чудо в пустыне» и т. п.), он выступает на поэтических вечерах. В 1914 г. в Одессе вышел единственный прижизненный сборник Фиолетова «Зеленые агаты». В него включены 25 стихотворений.
После Февральской революции студенты юридического факультета, на котором учился Фиолетов, были призваны на службу в милицию4. После демобилизации студентов остался служить в уголовном сыске - согласно семейному преданию, он сделал это в пику родным, недовольным его женитьбой5. Работу в сыске поэт сочетал с выступлениями на литературных вечерах и сотрудничеством в периодике. О нем пишет одесская пресса. Так, «Одесский листок» отмечает: «Душа Ан. Фиолетова - душа мальчика, заблудившегося в большом городе, очень радостного и очень удивленного мальчика, для которого на свете так много прекрасных вещей: животные и весна, груши и сказки»6.
В ноябре 1918 г. Анатолий Фиолетов был убит. Можно сказать, что именно тогда к нему пришла настоящая слава. Ни одно событие 1918-1919 гг. не вызвало такого отклика прессы. Газеты «Одесский листок», «Одесские новости», «Одесская почта», «Южная мысль», журналы «Жизнь», «Мельпомена», «Универсальная библиотека» публиковали сообщения о его смерти, некрологи и статьи, посвященные его памяти, - всего удалось обнаружить 17 таких публикаций. Информация о двух вечерах памяти Фиолетова (18 декабря 1918 г. и 2 декабря 1919 г.) появилась в семи газетах, краткое описание или развернутый отзыв - в девяти.
Первой об убийстве поэта и инспектора уголовно-розыскного отделения сообщила 28 (15) ноября газета «Одесская почта»:
Большую тревогу вызвала вчера в городе перестрелка, завязавшаяся на углу Б[ольшой] Арнаутской ул. и Треугольного переулка недалеко от Толкучего рынка. Весь этот район был окружен вар-товыми и отрядом добровольческой армии. Среди испуганных обывателей усиленно передавалась версия о каком-то выступлении, и в одно мгновение все магазины и ворота домов оказались закрытыми. Выяснилось следующее. Около 4-х часов дня инспектор уголовно-розыскного отделения, студент 4-го курса Шор в сопровождении агента Войцеховского, находясь по делам службы на «Толчке», куда они были командированы для выслеживания важного преступника, решил поговорить по телефону. Для этой цели Шор вошел в одеяльно-матрацную мастерскую Миркина. Едва он очутился в мастерской, как туда вслед за ним вошло трое каких-то субъектов. Шор, войдя в магазин, опустил руку в карман, чтобы,
по-видимому, достать револьвер. Но не успел он этого сделать, как один из неизвестных выхватил револьвер и произвел в него выстрел. Вслед за тем другой из компании неизвестных произвел выстрел в агента Войцеховского, который успел выбежать на улицу. Выстрелами Шор и Войцеховский были убиты. Убийцы, воспользовавшись суматохой, быстро скрылись <...> Полагают, что инспектор Шор и агент Войцеховский пали жертвой мести со стороны преступников, которых они выследили на «Толчке». Во время перестрелки ранен прохожий, который доставлен в еврейскую больницу7.
Практически дословно информацию повторяют «Одесские новости», уточняя имя и возраст: «студент Анатолий Шор, 22 л.»8.
На следующий день информацию об инспекторе дополняет «Одесская почта»:
Вчера закончено дознание об убийстве на Б[ольшой] Арнаутской ул. чинов угол[овно]-розыскного отделения студента Шора и поручика Войцеховского. Убитый Шор работал в уг[оловно]-розы-скном отделении с первых дней революции. До этого покойный работал в юмористических журналах, писал стихи под псевдонимом «Фиолетов»9.
Большая часть материалов, посвященных памяти Фиолетова, появляется 29 и 30 ноября. На первой полосе газеты «Одесские новости» опубликовано два информационных сообщения: «Зинаида Шишова (жена поэта. - Е. Я.) извещает о смерти дорогого Анатолия Фиолетова» и «"Зеленая лампа", "Одесский кружок поэтов" и "Студенческий литературно-художествен[ный] кружок" извещают о трагической смерти поэта Анатолия Фиолетова»10. На четвертой полосе находим еще два материала: «Покойный принимал участие в многих сборниках, издававшихся в Одессе и провинции, в последнее время был ближайшим сотрудником харьковского литературно-художественного журнала "Камена", а также состоял членом одесских поэтических кружков. Среди литературной молодежи Анатолий Фиолетов выделялся большим дарованием, и стихи его были отмечены столичной критикой»11. «Убитый инспектор уголовно-розыскного отделения Анатолий Шор до поступления на службу в отделение работал в столичных юмористических журналах под псевдонимом "Фиолетов". Он попал в отделение в революционные дни и оставался там до последнего времени, считаясь одним из опытных сотрудников по уголовному розыску»12.
На смерть Фиолетова откликается его учитель К. Бархин - это была, по-видимому, первая попытка осмыслить трагическое событие в контексте творчества убитого поэта:
Его застрелил неведомый нам преступник, может быть, профессиональный убийца - с низким заросшим лбом, приподнятым заостренным подбородком и почти прозрачными большими, петлистыми ушами, застрелил в ту минуту, как Шор опустил руку в карман, очевидно, желая, в свою очередь, достать револьвер... Все дело какой-нибудь секунды - спасся тот, кто спустил раньше курок... Шору было всего 22 года. Он был поэт, и он был - инспектор уголовно-розыскного отдела!.. Какая дикая, чудовищная антитеза... Мы уверены, что нигде в Европе нет во главе уголовного сыска -студентов и уверены в том, что нигде люди, выслеживающие убийц и поджигателей, охотящиеся за ними по ночам, посещающие, по делам службы, все гнойные ямы разврата и преступлений, не сочиняют трогательно-нежных и детски-наивных песенок. Нелепая наша, спутанная, злая жизнь!13
Бархину вторит Александр Соколовский, который «встраивает» смерть Фиолетова в ряд других «смертей поэтов»: «Злой рок тяготеет над нами. Год тому назад, выстрелом в рот, покончил с собой молодой поэт Юрий Адлер, оставив на полях книжки Маяковского записку: "Жить скучно!" Месяца два тому назад от воспаления легких умер совсем еще юный, подававший надежды поэт Анатолий Гамма. Ныне, с глубокой грустью приходится примириться с трагической смертью 22-летнего Анатолия Васильевича Фиолетова»14.
Статьи о смерти Фиолетова переходят с газетных полос на журнальные страницы: их публикуют журналы «Мельпомена» и «Театральный день»15. А журнал «Универсальная библиотека» печатает стихи «памяти Фиолетова», написанные Еленой (Эмилией) Не-мировской - с эпиграфом из Н.С. Гумилева.
Памяти Анатолия Фиолетова
Так вот он, странный паладин, С душой, измученной нездешним.
Н. Гумилев
Ты больше не будешь средь синих батистов В качуче сверкать огневой. Но странно наш круг утомленных артистов Запомнит глаза с синевой.
Запомнит Иньесы холодные пальцы
И твой одинокий камин,
Где шелком мечтаний опутал скитальца
Причудливо-томный Кузмин.
За круглым столом опустошено место,
Ушел паладин голубой,
И молится Муза, чужая невеста,
С Евангельем снов над тобой.
Такой еще наш, неостывший, вчерашний...
И мнится, открытый, наивный твой рот
Поет о принцессе, заброшенной в башне,
Где много железных ворот!16
В 1919 г., после вечера памяти Фиолетова, Георгий Шенгели, словно подводя черту под всем написанным, обозначает место Фиолетова в южнорусской школе:
У каждой литературной школы есть безвременно погибший юноша. У пушкинцев - Веневитинов. У символистов - Коневский. У северянинцев - Игнатьев. У футуристов - Божидар. У акмеистов - Лозинский. Южно-русская школа поэтов, столь отчетливо запевшая в последние годы в Одессе, так же имеет «жертву утреннюю» - Анатолия Фиолетова17.
Примечания
1 Государственный архив Одесской области (ГАОО). Ф. 39. Оп. 5. Д. 83. Л. 235.
2 Там же. Ф. 45. Оп. 5. Д. 15115. Л. 3.
3 Там же. Л. 2.
4 См. об этом: Ставров П. Эдя Багрицкий и другие: (Одесса 1917-1918) // Дерибасовская-Ришельевская: Одесский альманах. Одесса: Издательская организация «Пласке», 2003. № 14. С. 28.
5 Сообщено И.В. Морозовой, Москва, 2004.
6 Вечер «кружка одесских поэтов» // Одесский листок. 1918. 10 апр. (28 марта). № 66. С. 4.
7 Убийство инспектора уголовно-розыскного отделения // Одесская почта. 1918. 28 (15) нояб. № 3478. С. 4.
8 Убийство двух чинов уголовно-розыскного отдела // Одесские новости. 1918. 28 (15) нояб. № 10853. С. 4.
9 К убийству чинов розыскн. Отделения // Одесская почта. 1918. 29 (16) нояб. № 3479. С. 4.
10 Одесские новости. 1918. 29 (16) нояб. № 10854. С. 1.
11 Там же. С. 4.
12 Там же.
13 Иновин Ал. [Бархин К.] Два слова о Шоре-Фиолетове // Там же. С. 4.
14 Соколовский Ал. Памяти поэта Анатолия Фиолетова // Там же.
15 См.: Ал. Ш. Памяти Анатолия Фиолетова // Мельпомена. Одесса, 1918. № 35. С. 13; Театральный день. Одесса, 1918. № 185. С. 4-5.
16 Немировская Е. Памяти Анатолия Фиолетова // Универсальная библиотека. Одесса, 1918. № 3. С. 17.
17 Шенгели Г. Анатолий Фиолетов // Театральная Одесса. 1919. № 23. С. 7.