Научная статья на тему 'Одесса: богатая дочь Российской империи и Бесприданница Украины'

Одесса: богатая дочь Российской империи и Бесприданница Украины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одесса: богатая дочь Российской империи и Бесприданница Украины»

РАЗДЕЛ III. УКРАИНА, ОДЕССА

Игорь Плисюк* ОДЕССА: БОГАТАЯ ДОЧЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И БЕСПРИДАННИЦА УКРАИНЫ

... Итак, Одесса, по инерции все еще порой именуемая «Южной Пальмирой». Что осталось от ее былой славы и процветания после всего-то четверти века пребывания в независимой Украине? Что принес ей отрыв от матушки-России, породившей ее, а потом и от Советского Союза, незадачливо одарившего новосозданную УССР исторически и культурно с ней не связанной «третьей столицей империи»? И, самое главное, каковы перспективы города, еще совсем недавно по праву претендовавшего на титул самого европейского из городов и старой России, и равноправного Союза, и новой Украины?

Прекрасное начало

Зачем, в сущности, была основана Одесса на месте жалкой турецкой крепостцы Ени-Дунья? Ответ прост и ясен: если Петр Великий с боями прорубил «Окно в Европу» на севере своей только рождавшейся империи, то Екатерина Великая - чинно сотворила южные врата уже состоявшейся империи, желая максимально использовать все преференции расширения оной. На Юге державы был создан порт, который должен был, с одной стороны,

* Плисюк Игорь Васильевич, коренной одессит (1961 г.р.) журналист, выпускник Одесского мединститута, автор телепрограмм по истории; до 2014 г. -завотделом в «Одесском вестнике». В последние годы - независимый журналист, собкор. Севастопольского сайта «Политнавигатор». - Режим доступа: https://www.politnavigator.net, где и публикуется данная статья. См. также: http:// www.politnavigator.net/igor-plisyik

открыть путь русскому хлебу, салу и прочей продукции страны на рынки Турции, Леванта и всего Средиземноморья. Причем, с перспективой расширения связей вплоть до Америки... С другой же стороны, через него хлынул товарный поток: от «колониальных» - пряностей да экзотических фруктов, вин - до продуктов современной европейской технологии - французской и британской мануфактуры, механики, сельхозтехники.

Город рос вокруг порта, бывшего его сердцем. Смыслом появления на свет Божий. И уже буквально через пару десятилетий после своего основания, Одесса не только перешла из разряда дотационных проектов на самоокупаемость, но и стала приносить весомую прибыль в казну. В лучшие времена ее существования в Х1Х в. городской бюджет получал до 85% своего наполнения за счет серьезной доли от разнообразных таможенных и портовых и «хлебных» (от экспорта зерна) сборов, шедших туда напрямую, минуя центр. Это положение началось со времен знаменитого герцога Ришелье, генерал-губернатора Новороссии и устроителя города в начале Х1Х в., и продолжалось в разных формах до конца царской эпохи. Держава давала развиваться своей богатевшей на глазах дочери. Причем, с самого начала города его наделенные огромными полномочиями и правами властители применяли то, что ныне именуется комплексным подходом. Есть порт? - Должен быть и свой флот, который станет приносить прибыли отечественным судовладельцам. Есть импортные и экспортные товары? -Местные предприниматели и казна могут и будут получать профит от их переработки вблизи порта, отправляя за кордон и в метрополию не только сырье, но и готовые к употреблению товары. Именно это разностороннее развитие города позволяло ему с минимальными потерями переживать кризисные периоды - как, к примеру, Крымскую войну, в результате коей хлебный экспорт, бывший краеугольным камнем благосостояния, пошел на спад.

Уже к пресловутому 1913 году Одесса была не только городом-портом, но и портом приписки сотен судов нескольких мощных пароходных компаний, осуществлявших грузовые и пассажирские перевозки по всем направлениям - от ближнего Средиземноморья - до Америки и Дальнего Востока. И одновременно -крупным промышленным центром с развитой инфраструктурой.

Я сознательно не затрагиваю советскую эпоху, отметив лишь две основные тенденции. С одной стороны, при Советах продолжалось комплексное, разностороннее развитие города по всем направлениям, заложенным еще его отцами-основателями. С другой

стороны, оказавшись в составе Украины, Одесса навсегда утратила прямое поступление налогов в городскую казну, получив двух «хозяев-посредников» - Киев и Москву.

И настала «незалежность»...

Четверть века разграбления

Именно так без всякого преувеличения можно назвать сей период новейшей истории нашего города. Получив в наследство от Союза разносторонне развитую экономику, Украина начала форменное расточение нажитого трудом и талантами предков. И Одесса стала концентрированным олицетворением сего бездумного и хищнического, антигосударственного подхода, парадоксально подтверждая навязываемый нам трескучий лозунг «патриотов»: «Одеса - це Украша». Да, в плане того, как за минимальный промежуток времени процветающий город оказался лишенным основных своих источников существования, а его жители - потеряли и работу, и надежду на будущее, наш город показателен именно как областной центр «незалежной державы».

Первым делом было разделено на акционерные компании, доведенные до банкротства, крупнейшее в мире Черноморское морское пароходство, в 1991 г. насчитывавшее порядка 400 судов. От пассажирских лайнеров до грузовых судов всех типов. И провернули эту мегааферу при первом президенте Кравчуке, причем при его непосредственном участии. Отнюдь не бескорыстном. Уничтожены были и мощная рыболовецкая флотилия «Антарктика», и китобойный флот.

Десятки заводов, работавших и на весь Союз, и на ближнее, а порой, и дальнее зарубежье, быстро и весело, путем липовых приватизаций и рейдерских захватов, сошли на нет. «ЗОР» и «Прод-маш», снабжавшие сельхозтехникой и современными плугами весь юг Союза и страны бывшего соцлагеря. «Краян», делавший современные портальные краны. «Агаровый», снабжавший уникальным агар-агаром кондитерскую промышленность и бывший основой продуктов для космонавтов. Перечислять можно долго. А итог страшен: разрыв связей с бывшими советскими республиками, и прежде всего Россией, плюс - форменное расточение местных и киевских властей, в индустриальном плане отбросили Одессу (как и всю Украину!) едва ли не ко временам начала позапрошлого века. И это - при миллионе жителей, потерявших возможность применить свою высокую профессиональную квалификацию и образование.

Порт - тоже терял грузооборот по вполне понятным причинам. В последние же три года - его утраты за счет разрыва связей с Россией и потери перевалки грузов из нее и в нее составляют что-то порядка шести-, а то и семизначных цифр. Наглухо встал Припортовый завод в городе-спутнике Одессы Южном, ведь он и был основан для переработки аммиака, шедшего по трубам из России. Стоит нефтеперерабатывающий завод. Замер Кабельный завод.

И даже знаменитый одесский «Толчок», «7-й километр», самый большой в Европе оптово-розничный рынок промтоваров, переживает стагнацию, за эти годы потеряв клиентов юга России, бывших его постоянными и крупнейшими закупщиками.

Последние же три года нанесли Одессе удары особой силы. Ведь она стремительно теряет сам смысл своего существования -роль города-порта и посредника между едва ли не половиной мира и Россией. Россия-то находила иные пути экспорта и импорта, но что остается нам?! - Роль былой богатой барышни, которую алчные и неразумные опекуны-оккупанты буквально толкают на паперть или панель. Причем эти «отцы нации» в своем варварском подходе, казалось бы, к неисчерпаемому источнику процветания, кое в чем превзошли даже румынских оккупантов. Те ведь, при всем своем хищничестве, норовили использовать все, что могло давать им прибыль, возомнив себя хозяевами Одессы. Эти - тупо грабят и разоряют ее, в предыдущие три года отрубив последние источники - остатки старых, наработанных связей с Россией. Страной, бывшей матерью нашего города.

Ретроспектива. Просветители и меценаты

Уже начиная с Ришелье, в Одессе развивалась не только основа экономического успеха - порт и флот, но и просвещение и культура. Основывались гимназии и школы. Уже в 1809 г. был открыт первый городской театр. Всячески поощрялась книготорговля, изыскания ученых и издательская деятельность. И благодаря заложенному незабвенными Дюком и графом Воронцовым фундаменту мудрой заботы не только об экономике, но и просвещении, к концу имперской эпохи Одесса была городом университетским, прославленным своими учеными мужами. Достаточно вспомнить труды Мечникова и Гамалеи по открытию в 1886 г. первой в России Пастеровской станции, боровшейся с бешенством. Созданной, прошу заметить, на деньги многолетнего городского

головы Григория Маразли, богатейшего мецената, изрядную долю своего состояния отдавшего на благо родного города. И имен тех, кто жертвовал огромные деньги на благие дела создания больниц и учебных заведений, музеев и общедоступных библиотек, можно привести десятки.

Здесь издавалось не меньше газет и журналов, чем в столице. Всего-то за столетие здесь появились и своеобразная Южнорусская школа живописи, и не менее оригинальная литература, и множество направлений науки как теоретической, так и прикладной. И самые знаменитые артисты и музыканты России и Европы считали признание одесской театральной публикой залогом мирового успеха.

Послереволюционная же эпоха нанесла городу первый, тяжелый удар. Разом из «третьей столицы империи», Южная Пальмира превратилась в обычный областной центр Украины, щедрой рукой Ленина и компании отданная новоявленной республике. И к потерям войн Мировой да Гражданской, эпидемий да эмиграции, прибавился массовый исход из города деятелей культуры, не желавших подвергаться убогой украинизации. Катаев, Ильф, Петров, Бабель, Утесов, Славин, Багрицкий. список их велик. Те, кто прославили свою колыбель вдали от нее, до конца жизни храня истинный облик многоцветной, разноплеменной, а не хуторянской, вынужденно погруженной в казенное украиноязычие, Одессы.

Но так или иначе город развивался, хотя его культурная часть была еще с тех пор отдана на откуп выходцам из сельской глубинки, компенсировавшим отсутствие таланта «правильным происхождением». А посему, к приснопамятному 1991-му были здесь и вузы, готовившие специалистов не только для Союза, но и для многих зарубежных стран. Было множество НИИ, работавших в прямой преемственности внедрения своих разработок с производством - что здесь, что по всему Союзу. Работали театры, снимала фильмы киностудия. И была все еще славная медицинская научная и практическая традиция. Но руководство творческими союзами и большинство ключевых постов были в руках отнюдь не одесситов, редких среди них, как негры в «Ку-Клукс-Клане».

И пришла «свобода».

Расточители и рейдеры

. И под звучными лозунгами «приватизации в демократической державе» была угроблена львиная доля НИИ, трудившихся ради практического воплощения своих разработок далеко за пре-

делами Украины, а порой и Союза. К примеру, уже в 2007 г., после разнообразных манипуляций с акционированием, рейдерским захватом был уничтожен процветавший в советское время институт московского подчинения НИИССЛ, который занимался разработкой специальных сплавов и методов литья и имел свой экспериментальный завод. Ныне - его пустые корпуса мрачно смотрят на еврейское кладбище, что напротив.

Та же судьба постигла и многие другие центры прикладной и теоретической науки, приносившие стране и городу славу и прибыль. Чудом уцелел лишь Физико-химический институт имени академика Богатского, когда-то знаменитый своими разработками нового поколения транквилизаторов - к примеру, феназепама. Заметим, эти препараты, как и многие другие - витамины, средства тканевой терапии - плоды научной школы академика Филатова и института его имени, выпускались на одесском заводе «Биостимулятор», тоже ныне загубленном «державной политикой поддержки отечественного производителя». Институт же Богатского - держится на плаву, работая на голландскую фармацевтическую фирму. Украине отечественные лекарства не нужны.

Не лучше и положение с просвещением. Десять с лишним вузов города с каждым годом сокращают набор бюджетников, окончательно превращаясь в коммерческие предприятия. Достаточно пройти в учебное время мимо иных «кузниц национальных кадров», чтобы понять: большая часть студентов - иностранцы. Впрочем, и те порой возмущаются непомерными поборами помимо законной платы за обучение.

«Культурка» и массы

А культура?! - Старейшая в стране Одесская киностудия давным-давно не снимает фильмов, попав в цепкие лапы господ акционеров и став площадкой для коммерческих ярмарок. И если еще недавно ее квалифицированные специалисты могли хоть в съемочный сезон заработать у заезжих российских кинематографистов, то сегодня сие невозможно. И погублена на корню идея создания «Ликвидации-2», продолжения легендарного сериала, поелику Владимир Машков украинским националистам не угоден. Не стану говорить и о кинофестивале: с каждым годом он все провинциальней и беднее.

Гастроли в Одессе стали еще одним позорищем - ведь выступления даже неугодных украинских артистов срываются улич-

ными «патриотами-активистами», под политическим соусом требующими с устроителей банальной мзды. И отменяются, из-за угроз тех же горлопанов, спектакли российской актрисы, одесситки Нонны Гришаевой, позорно прерываются представления даже таких «либеральных» актеров, как Константин Райкин.

Оптимисты-бодрячки внушают нам: ничего, сделаем из Одессы мировой туристический центр! Вынесем к лешему из центра порт, застроим Пересыпь отелями мирового уровня, тут к нам туристы и повалят! Тихо молчу на предмет того, что только полные безумцы из-за кордона станут инвестировать в абсолютно ненадежную и нестабильную страну огромные вложения. Не говорю и о том, что за последние три года мы уже потеряли основную массу неприхотливых российских туристов, приносивших и городу и его жителям существенные средства. А заменили их форменные дикари в обоих смыслах этого слова. «Вуйки з полонин» и прочей украинской глубинки буквально заполонили своими палаточными таборами все побережье от Фонтана до Лузановки, загадив его до невозможности. Наглые и скупые, они даже в недорогие кафешки норовят пролезть со своими припасами. О гигиене умолчу... А западные туристы встречаются все реже. Круизные лайнеры, которые в былое время порой приходили в наш порт едва ли не ежедневно, теперь здесь весьма редкие гости. Обстановка в стране и городе не располагает к вальяжному отдыху. Да и зрелище разрушающихся на глазах памятников былой архитектурной красы на фоне растущих на глазах уродливых небоскребов, к созерцанию и восторгам не располагает.

Увы, Одесса гибнет на глазах. Былая богатая наследница Империи превратилась в разоренную и нищающую бесприданницу, потерявшей рассудок и элементарный прагматизм, Украины. И она концентрирует в себе все то, что принесли ей и четверть века «самостийности», и последние три года полной вакханалии саморазрушения. Не нужна ее хозяевам ни процветающая страна, ни ее когда-то самый европейский город. Им нужно все дограбить и разорить. Выжечь дотла тех, кто выжил в кроваво-огненной гекатомбе «Одесской Хатыни» 2 мая 2014 г., положившей начало новому этапу убийства духа города. Выкорчевать остатки русской культуры, языка, цивилизации. Но каково это нам, помнящим и пытающимся сохранить остатки былой славы Одессы? Ведь с таким настоящим мы и наши дети лишаемся и прошлого, и будущего!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.