\
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
Гримсолтанова Р.Э.
Одержимость как предмет психологического исследования
В данной статье рассматривается психологический аспект понятия «одержимость» в контексте психологического воздействия на восприятие молодежью данного феномена, проводится анализ восприятия феномена «одержимости» среди студенческой молодежи.
Ключевые слова: одержимость, фанатизм, вера, религия, какодемономания, установка, личностные ценности.
В настоящий период отечественной истории религия начинает играть одну из ведущих ролей в процессе формирования системы общественных и индивидуальных ценностей. Религиозные приоритеты все чаще напрямую задают направление их реализации. О возросшем влиянии религии на общество может, с одной стороны, свидетельствовать количество религиозных объединений, возникших за последние несколько лет. С другой стороны, о месте, занимаемом религией в жизни современного человека, могут говорить следующие данные опросов общественного мнения: среди граждан России атеистами считают себя 4,4 %, верующими - 60 % и неверующими - 27 %.
Таким образом, понимание и оценка влияния религии на человека, его духовное и психологическое состояние является важной задачей для психологии и многих других гуманитарных наук.
Религия, по определению С. Ожегова, есть одна из форм общественного сознания - совокупность мистических представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Аналогичные определения можно найти и в английском языке. Так, Webster определяет религию как веру и почитание бога, обычно выражаемые в определенном поведении и исполнении ритуалов. В социологии даются другие дефиниции религии. По утверждению Давида Эмиля Дюркгейма - французского социолога и философа, религия - это «солидарная система верований и практик, относящихся к сакральным вещам». Другой представитель функционализма в социологии - Радклифф-Браун - считает, что религия есть элемент социальной структуры, обеспечивающий социальную сплоченность, которая необходима для выживания общества. Уолш говорит о необходимости различать два понятия: религия и духовность. У религии, пишет он, есть много значений, в том числе она подразумевает интерес к божественному и высшим ценностям жизни. Духовность же относится к непосредственному переживанию божественного [8].
В связи с возрастающей ролью религии становятся актуальными проблемы исследования таких феноменов, как вера, приобщенность к религии и фанатизм.
В работе А.В. Романова анализ веры непосредственно соотносится с учением о человеке - теорией личности, личностных оснований знаний и познания, учением об истине и свободе, философией сознания, учением о человеческой душе.
Во все времена вера рассматривалась в качестве последнего основания человеческого бытия. Проблема веры есть проблема выявления, обретения и сохранения фундаментальных вневременных духовных ценностей, забвение которых равносильно растворению в социальном и индивидуальном небытии.
Вера - одно из предельно личностных, дологических оснований человеческой культуры.
В религиоведении наиболее актуальными и неотложными оказываются, как отмечает Л.Н. Митрохин, фундаментальные традиционные, «вечные» проблемы, одной из которых и является проблема веры.
Все это свидетельствует о том, что философский анализ веры выступает неотъемлемым аспектом религиоведения и, прежде всего, философии религии [10].
По мнению М.Н. Кузнецовой, в современных условиях проблема религиозного фанатизма приобрела особую актуальность. Несмотря на то, что для современного общества характерен относительно высокий уровень образованности населения, а церковь давно не является господствующим социальным институтом, религиозный фанатизм продолжает функционировать.
Трансформируя переживание религиозной веры до максимального напряжения и предельных форм выражения, религиозный фанатизм способен проявиться в любой религии и может быть использован как средство разрешения различных политических целей, психологических проблем, которые детерминированы, как социальными условиями, так и духовными потребностями религиозной личности [6].
В контексте данных проблем особый интерес приобретает интерпретация понятия «одержимость».
Одержимость - полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию.
Согласно представлениям некоторых религий (в том числе христианства), одержимость - состояние, в котором человек подчинен одному или нескольким духам, богам, демонам, бесам или дьяволу. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Согласно верованиям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии. Подобные представления появились как попытка объяснить различные заболевания человека [7].
Истерия и одержимость есть проявление «порчи» подселения. Если такой «порчи» подвергается женщина, то ее называют кликушей. Такие женщины ощущают в себе присутствие сторонних сил, слышат голоса, теряют над собой контроль, они постоянно причитают, визжат и воют по-звериному, у них происходят судорожные
припадки и обмороки. Лечить такую «порчу» должен только знающий человек, владеющий особыми навыками и умениями. Неопытный же в этом деле может сам легко «заразиться» этой болезнью [4].
Представления в исламе о признаках бесноватости (одержимости шайтанами, джиннами) существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами беснования являются неадекватное поведение, галлюцинации, психические патологии, одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами, потерей болевой чувствительности или беспричинными болями. Если не принять меры (не изгнать джинна), то одержимый либо сойдет с ума, либо умрет [12].
Современная медицина рассматривает одержимость как частный случай психического расстройства. Так называемым одержимым присущи классические симптомы истерии, маниакального синдрома, психоза, синдрома Туретта, эпилепсии, шизофрении или раздвоения личности [7]. В Международной классификации болезней МКБ-10 одержимость упоминается в пункте F44.3 «Транс и одержимость» (Trance and possession disorders) и дифференцируется с шизофренией, психотическими и органическими расстройствами, состояниями, вызванными контузией или интоксикацией [5].
В случае раздвоения личности 29 % опрошенных «альтер эго» считало себя «демоном». Кроме того, существует форма мономании (разновидность паранойи), которая называется демономания или демонопатия, в которой пациент верит, что он одержим одним или несколькими демонами.
Иногда встречающееся «исцеление» через экзорцизм, в свою очередь, связано с эффектом плацебо и самовнушением. Некоторые люди, которые считали себя одержимыми, в действительности страдали нарциссизмом или низкой самооценкой и действовали как «одержимые демоном», чтобы привлечь к себе внимание.
Есть версия, что одержимость не может произойти без согласия со стороны жертвы, хотя бы даже подсознательного.
В психиатрии пациенты, страдающие от множественной личности, подавляют свою ненависть, что действует подобно магниту для злых влияний, которые иногда воспринимаются как внешние духи или привидения. Мания всегда говорит о каком-то ненормальном состоянии, и если пациент при этом верит в реальность влияния со стороны духов, он не в состоянии игнорировать ту идею, что одержим духом. Сильная физическая или психологическая травма может привести к такому расстройству - оно открывает некое «окно» в сознании, предоставляя возможность злому духу войти через него.
В некоторых случаях множественной личности психиатры обнаружили, что только экзорцизм - даже простое упоминание имени Господа - устраняют одну или более вторичных личностей, и в результате пациент снова может стать единой личностью.
Джеймс Х. Хислоп, который был руководителем Американского общества психических исследований и изучал феномен одержимости духом, в своей книге «Контакт с иным миром» (1919) писал, что если люди верят в телепатию,
то они могут на расстоянии вторгаться в другую личность. А если это так, говорит Хислоп, то не похоже, что злые или добрые духи - единственные существа, которые способны проникать в человека со стороны. Хислоп также обнаружил, что люди, которым ставят диагнозы истерия, множественная личность, dementia praecox (раннее слабоумие) или какое-либо другое расстройство психики, демонстрируют, как сами они считают, безошибочные признаки вторжения в их душу каких-то бесплотных существ. Он призвал медиков учитывать это в процессе излечения таких людей.
Доктор М. Скот Пек, который отзывается о самом себе как об «упрямом ученом», выпускник Гарвардского университета и психиатр, практикующий в штате Коннектикут, заявил, что двое из его пациентов, помимо ярко выраженных симптомов множественной личности, страдали от одержимости духами. В обоих случаях, как обнаружил Пек, это были злые духи, активно разрушавшие сознание его пациентов [3].
Психиатры называют психическое расстройство, при котором человек верит в то, что в него или в его близких вселился дьявол, какодемономанией.
Какодемономания - одно из давно известных психических расстройств и имеет чрезвычайно широкое распространение.
В 1923 г. Фрейд назвал какодемономанию неврозом, при котором человек сам создает себе демонов. Демоны, по его мнению, - результат подавления желаний.
Экзорцизм также известен в Исламе под названием изгнание джинна, обряд весьма схож с христианским.
В иудаизме существует традиция изгнания диббука. Диббук - душа преступника или нечестивца, которая не может покинуть Землю и вынуждена вселяться в другого человека. Изгнание диббука проводится цаддиком (авторитетным раввином) в присутствии миньяна (10 совершеннолетних евреев-мужчин).
Согласно христианским представлениям, признаки одержимостью бесами таковы: агрессивность, ругательства и проклятия в адрес христианской церкви, святых и т. п., судороги, эпилептические припадки. Признаки психических болезней: странное поведение, галлюцинации и т. п. Одержимые говорят от лица тех, кем они одержимы. Беспокойство при чтении кем-то молитв, совершении религиозных обрядов и т. п. Непереносимость воды, особенно святой. Обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации и т. п. Появление возможности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии). Навязчивые мысли о самоубийстве / убийстве [1].
В наше время одержимость перестала быть редкостью, количество духовных болезней растет в арифметической прогрессии. Священник Родион говорил, что демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим подобно тому, как входит в него воздух. Астральная сущность (демон, бес, дух и т. д.), войдя в человека, не смешивается с его душой, но пребывает в теле, обладая тем самым насильственно душой и телом человека.
Вселение астральной сущности в человека не всегда происходит ощутимо и зачастую проявляется не сразу. Есть вселение духа скрытое, т. е. власть духа над умом помимо тела, когда бесы водят мысли, как хотят, через страсти (искушения, похоть, грехи).
Иногда одержимый начинает явственно ощущать внутри себя постороннее инородное «нечто», слышит внутри голос, который начинает подавлять его волю и претендует на свое лидерство в управлении физическим телом. Часто через человека бесы говорят, лают, воют, шипят, ругаются матом. Сознание человека в такие моменты чаще всего отключается, и несчастный не знает, что вытворяет «его» бес. В других случаях человек осознает себя во время припадков, слышит, как в нем бес кричит, но ничего поделать не может. У некоторых людей меняется не только голос, но и глаза, взгляд.
Духи постоянно испытывают острый энергетический голод. Человечеству опасно недооценивать этих могущественных космических астральных существ, а тем более их хозяина - Гагтунгра (диавола).
Одержимость или духовная болезнь часто выявляется, когда человек подходит к Святым мощам, Чудотворной иконе, когда его кропят Святой водой и помазывают Святым елеем, но особенно это проявляется во время чтения специальных закли-нательных молитв на изгнание злого духа (экзорцизм), которые всегда читаются в Святом намеленном месте, обычно в монастыре [9].
В психологии возможно рассмотреть феномен «одержимости» с точки зрения внушения, для этого мы обращаемся к работе Узнадзе.
Узнадзе пишет, что если считать установку интегрирующим звеном психической жизни, то тогда роль свойства берет на себя один из ее видов - фиксированные установки, создающие личность человека. Смысл мотивации состоит именно в том, что человек ищет и находит такие действия, которые соответствуют основной, упрочненной в жизни установке личности. Создание мотива предполагает создание соответствующей поведению установки. Однако содержание такой установки зависит от потребностей личности и, в особенности, от арсенала фиксированных в прошлом установок большого личностного веса. Созданная в нравственно-смысловой ситуации установка легко включается с помощью воли в систему диспозиционных установок и потребностей. Поведение же развертывается в соответствии с такой установкой. Таким образом, фиксированные установки большого личностного веса являются основой, определяющей то, какое решение примет личность, к каким потребностям человек обратится, чтобы в соответствии с нравственно-смысловой ситуацией создать установку и сделать ее актуальной для личности. Образ Я, который включает наиболее сокровенные для личности ценности, опирается на установки, выработанные у личности в процессе накопления жизненного опыта, воспитания и воздействия социальной среды. Они представляют собой фиксированные установки большого личностного веса. Чем больше сознательный идеал Я опирается на такие фиксированные установки и чем целостнее личность, тем сильнее контролируются волей все входящие в личность
компоненты. Это положение дает возможность связать указанную особенность установок с понятием индивидуации у К.Г. Юнга, самоактуализации у А. Маслоу и др. Суть этого процесса состоит в максимально полной, завершенной дифференциации и гармоничном сочетании всех аспектов личности, ее сознательных и бессознательных компонентов. По сути, об этом же говорит и Узнадзе: на уровне объективации перед субъектом встают проблемы, решение которых требует выбора (на сознательном уровне) такого действия, которое не только соответствует требованиям среды и собственным целям, но и согласуется с фиксированными установками большого личностного веса [8].
Н.А. Савченко в своей работе пишет о том, что в настоящий момент в науке можно выделить два подхода к пониманию сущности смысловой установки: 1) как формы выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности в целом (А.Г. Асмолов, 2002); 2) как одной из составляющих исполнительных механизмов деятельности (Д.А. Леонтьев, 2003). Данные подходы раскрывают различные аспекты функционирования установки. Смысловую установку можно рассматривать не просто как ситуативный фактор и не только как структуру, регулирующую актуальную деятельность, но как структуру, которая обладает возможностью выходить из контекста актуальной деятельности и оказывать влияние на целостное развитие личности, выступая одним из его факторов. Данный факт важен в юношеском возрасте, когда осуществляется активное становление смысловой сферы личности. Смысловые установки, будучи регуляторными структурами личности, являются одним из факторов успешного становления профессионала. Неадекватные установки могут оказать существенное негативное влияние на дальнейшее профессиональное становление личности [11].
На сегодняшний день в Чеченской республике остро стоит вопрос «одержимостью бесами» людей и вселению духов (злых и/или добрых). Данная тема муссируется в обществе и имеет место трансляции в местных СМИ и Интернете. Также в г. Грозный (ЧР) создан центр Исламской медицины по изгнанию духов и лечению с помощью методов Исламской медицины.
На основании такой ситуации в республике возникает необходимость изучения данного явления и влияния происходящего на индивидуальное восприятие и психологическое состояние молодежи.
Рассмотрев теоретические аспекты вопроса в соответствии нашей гипотезой, мы провели исследование с использованием методов анкетирования и тестирования студентов Чеченского государственного университета 3-4-х курсов очного отделения.
Анкета состояла из 24 вопросов, третья часть из которых были проверочными, т. к., учитывая болезненную остроту и табуированность вопроса, испытуемые испытывали психологический страх, давая ответы на вопросы анкеты и старались увиливать от прямых вопросов, расценивая их неприемлемыми, а ответы на них небезопасными для здоровья. В исследовании приняли участие 100 девушек и 96 юношей.
Анализ проведенного анкетирования показал, что из 100 опрошенных девушек 62 верят в существование потусторонних сил и одержимость бесами, 29 - сомневаются в возможности одержимости, а 10 девушек не верят в то, что феномен одержимостью бесами реален.
Так, анализ 96 анкет юношей показал, что 70 из 96 полностью согласны с существованием потусторонних сил и возможностью вселения в человека бесов, 23 из опрошенных сомневаются в такой возможности, а 3 человека категорически не верят.
Все опрошенные относят себя в этноконфессиональной группе к мусульманам, и исповедуют религию Ислам. Также, в основном, опрошенные считают свою семью религиозной. Особый интерес вызывают ответы на некоторые вопросы анкеты, такие как: «Реально ли то, что каждый человек подвержен вселению духов?», «Считаете ли Вы, что подвержены вселению злых духов?», «Верите Вы в одержимость людей дьяволом?», «Стоит ли бояться бесов?», «Может ли быть бес у верующего?». В ответах на эти вопросы мы встречали противоречия, которые позволяют делать вывод о том, что данная тематика является личностно табуированной. Так как, по их мнению, свободное и открытое обсуждение данной темы может повлечь за собой плохие последствия в виде одержимости.
Также мы провели тестирование этого же контингента с помощью 4 методик: «Методика измерения уровня тревожности Тейлора», «Опросник Шмишека», «Методика Айзенка по определению темперамента», «Методика Роттера по выявлению локуса контроля» с целью выявления их личностных и индивидуальных особенностей для определения возможности негативного воздействия на них информации связанной с феноменом одержимости.
Предварительные данные обработанных методик показывают, что подавляющее большинство респондентов обладают холерическим и меланхолическим типом темперамента, экстернальным локусом контроля, повышенной тревожностью, демонстративным, эмотивным, экзальтированным, циклотимным типом акцентуаций характера.
Необходимо отметить то, что на стадии усвоения нравственных норм через систему личностных ценностей человек, используя все механизмы порождения смыслов, приходит к «полаганию» смыслов - когда смысл постигаемого содержания раскрывается через особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни [2].
Таким образом, чем выше уровень развития смысловой сферы, тем меньше предрасположенность к фанатичным и одержимым формам поведения.
Для противостояния в студенческой среде деструктивным формам поведения возникает необходимость превентивных мер и мер профилактики, направленных на развитие смысловой сферы, как студенческой возрастной категории, так и учащихся старших классов общеобразовательных школ.
Литература
1. 12 фактов об одержимости и экзорцизме. - URL: http://rpnkk.ru/pozno-vatelnue/289-l 2_faktov_ob_oderjimosti_i_ekzorcizme_.html (дата посещения 07.07.2012).
2. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Савин В.А. Диалог культур как смыслотехно-логия формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 46-59.
3. Адонаи К. Одержимость. - URL: http://adonay-forum.com/oderzhanie_podselenie/ oderzhimost/ (дата посещения 07.07.2012).
4. Архив проекта «Практическая черная магия». - URL: http://www.blackwarlock. com/t832-topic (дата посещения 07.07.2012).
5. Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/490/word/ f44-3-trans-i-oderzhimost (дата посещения 07.07.2012).
6. Кузнецова М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Омск, 2003.
7. Одержимость // Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Одержимость (дата посещения 07.07.2012).
8. Немировский К. Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с типами религиозных установок. - URL: http://www.way-out.ru/nemir-diploma.php (дата посещения 11.07.13.)
9. Одержимость (беснование) - болезнь века! - URL: http://celitel.kiev.ua/index. php/artikles/2-oderzhimost-bolesnveka (дата посещения 08.07.2012).
10. Романов А.В. Философский анализ веры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 1991.
11. Савченко Н.А., Абакумова И.В. Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2008.
12. Экзорцизм или изгнание демонов в 21 веке // газета «Умма». - 02.11.2006.
13. Emmos, Robert A; Palutzian, Raymond F. The psychology of religion // Annual Review of Psychology, 2003. - URL: http://www.accessmylibrary.com/article-1G1-99113776/ psychology-religion.html (дата посещения 04.08.2013).
14. Freud S. (1917). A general introduction to psychoanalysis. (J. Riviere, Trans.). - New York: Liveright, 1963.
15. Jung C.G. (1938). Psychology and Religion The Terry Lectures. - New Haven: Yale University Press.
16. Maslow А. Religions, Values and Peak-experiences. - Columbus, Ohio: Ohio State University Press, 1964.