Научная статья на тему 'ОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТАМИ'

ОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регистрация / клиенты / услуги / моделирование / функционально-структурный анализ / UML / registration / clients / services / modeling / functional-structural analysis / UML

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — К.Н. Цебренко

Разработка информационных систем взаимодействия с клиентами в условиях развития цифровых сервисов является актуальной задачей. В работе исследована модель информационной системы, оптимизирующей процессы регистрации клиентов. Предложенная модель взаимодействия с клиентами может быть использована в различных организациях, работающих в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF INFORMATION SYSTEM OF MONITORING OF MODELING OF AN INFORMATION SYSTEM FOR INTERACTION WITH CLIENTS

Development of information systems for interaction with clients in the context of digital services development is a relevant task. The paper examines a model of an information system that optimizes client registration processes. The proposed model of interaction with clients can be used in various organizations operating in the service sector.

Текст научной работы на тему «ОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТАМИ»

ОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С

КЛИЕНТАМИ

К.Н. Цебренко, канд. техн. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-171-174

Аннотация. Разработка информационных систем взаимодействия с клиентами в условиях развития цифровых сервисов является актуальной задачей. В работе исследована модель информационной системы, оптимизирующей процессы регистрации клиентов. Предложенная модель взаимодействия с клиентами может быть использована в различных организациях, работающих в сфере услуг.

Ключевые слова: регистрация, клиенты, услуги, моделирование, функционально-структурный анализ, UML.

Управление взаимоотношениями с клиентами становится ключевым фактором успеха и будущего роста компаний в современном конкурентном мире [1]. В рамках работы исследуется вопрос, направленный на повышение уровня обслуживания и эффективности управления в организации путем моделирования системы онлайн-регистрации клиентов [2]. Работа учитывает потребности клиентов, требования к безопасности и конфиденциальности данных, а также обеспечение удобства использования системы как для персонала, так и для клиентов.

Эффективность разработки заключается в повышении оптимизации работы с клиентами на примере физкультурно-оздоровительного комплекса через оптимизацию и систематизацию порядка выполнения задач, не только улучшая внутреннюю работу, но и оказывая непосредственное влияние на взаимодействие клиентов с персоналом, а также репутацию организации.

Преимущества данного подхода состоят в оптимизации процесса регистрации, улучшении качества обслуживания клиентов, эффективном сборе, хранении и анализе данных.

Цель работы заключается в разработке модели информационной системы, которая оптимизирует процесс регистрации клиентов.

Анализ и оптимизация текущих бизнес-процессов объекта исследования осу-

ществляются через моделирование с применением современных методов и программного обеспечения. Для описания этих процессов используются различные нотации, например, IDEF. IDEF-диаграммы позволяют структурировать информацию о бизнес-процессах, разбивая их на более мелкие компоненты и связи между ними [2, 3]. Это помогает лучше понять процессы и выявить возможные проблемные места [4]. Использование графической нотации в IDEF-диаграммах делает процессы более наглядными и понятными для всей команды в организации, это упрощает коммуникацию между участниками и помогает избежать недопониманий и даже конфликтов [5].

На основе разработанной модели AS-IS изучен процесс регистрации клиентов. Используемые методы регистрации замедляют работу персонала, снижают качество обслуживания клиентов, так как в процессе регистрации могут возникать неудобства. Поэтому необходимо изучить проблемы, с которыми сталкивается учреждение и предложить способы по улучшению процесса. Сделать это можно с помощью диаграммы TO-BE, которая строится на основе модели AS-IS [6]. TO-BE - модель «как должно быть» как правило отражает бизнес-процессы, которые планируется внедрить в организацию. Для этого необходимо вспомнить и чётко знать цели, которые планируется достичь. В данном случае цель - разработать информацион-

ную систему, которая оптимизирует процесс регистрации клиентов. Входные данные контекстной диаграммы: «ФИО клиента», «Личные данные клиента», «Дополнительные документы». Механизмы: «Тренер» и «Администратор». В управлении включены: «Законодательство», «Правила оказания услуг» и «Правила физкультурно-оздоровительного комплекса». На выходе диаграммы: «Подтверждение запи-

Блок «Регистрация клиентов» описывает ввод пользователем своих регистрационных данных и подтверждение регистрации. В результате успешной регистрации пользователь авторизуется в системе и получает доступ ко всем её функциям. Декомпозиция блока «Просмотр расписания» описывает процесс предоставления пользователю актуального расписания занятий. Декомпозиция блока «Запись на занятия» описывает как пользователь выбирает тип занятия из каталога, назначает дату и время, и оформляет запись на занятие.

Разработанная модель позволяет наглядно продемонстрировать как меняет-

си на тренировку», «Информация о тренировке и расписание занятий».

Выполнена декомпозиция контекстной диаграммы для описания последовательности процессов работы системы. Декомпозиция состоит из трех блоков: «Регистрация клиентов», «Просмотр расписания» и «Запись на занятие». Полученная диаграмма показана на рисунке 1.

ся процесс обслуживания клиента при использовании информационной системы регистрации с использованием мобильного приложения.

Затем на основе модели TO-BE выполнено объектное моделирование системы регистрации клиентов. Разработана диаграмма вариантов использования помогает визуализировать основные сценарии использования системы. Она позволяет полноценно представить и легко понять, как пользователи будут взаимодействовать с системой для выполнения определенных задач (рис. 2).

Рис. 1. Декомпозиция контекстной диаграммы

Рис. 2. Диаграмма вариантов использования

Разработаны диаграммы последовательностей, описывающие все прецеденты модели. С помощью диаграмм последовательности получилось подробно описать все процессы взаимодействия пользователя с разрабатываемым мобильным приложением. Составлены диаграммы классов и компонентов.

Разработанная модель системы может служить основой для разработки более детальных и подробных функций информационной системы и дальнейшего проектирования пользовательских интерфейсов для мобильного приложения системы регистрации клиентов.

В процессе моделирования деятельность была сосредоточена на усовершен-

организации, что способствовало простому и удобному доступу к услугам физкультурно-оздоровительного комплекса. Эффективное выполнение всех этапов работы позволило достигнуть ожидаемые результаты, построить модель системы, обеспечивающей высокий уровень качества обслуживания клиентов.

Разработанная модель может быть использована для создания информационной системы регистрации клиентов как для сопровождения физкультурно-оздоровительных мероприятий, так и для медицинского обслуживания [7]. Предложенная схема взаимодействия с клиентами подходит для широкого спектра организаций сферы услуг.

ствовании системы регистрации клиентов

Библиографический список

1. Фролов, Р. Н. Концептуальная модель интегрированной системы комплексной автоматизации продаж // Сфера услуг: инновации и качество. - 2020. - № 51. - С. 92-102.

2. Молявко, О.А. Моделирование автоматизированной информационной подсистемы в агропромышленном комплексе // Вестник ИМСИТ. - 2018. - № 1 (73). - С. 39-41. - EDN XRZCYP.

3. Кубатин, Д.В. Моделирование автоматизированной системы агрегации скидок, акций и предложений // Вестник ИМСИТ. - 2017. - № 4(72). - С. 22-24.

4. Саакян, Р.Р. Проектирование информационной системы мониторинга и распределения заказов курьерской службы на основе машинного обучения // Информационные ресурсы России. - 2020. - № 3(175). - С. 34-38.

5. Цебренко, К.Н. Разработка информационной системы взаимоотношений с клиентами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 8-2. - С. 3942.

6. Цебренко, К.Н. Концепция системы моделирования информационных систем // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 7-2 (46). - С. 8688.

7. Цебренко, К.Н. Моделирование подсистемы автоматизации технологических процессов и учета в информационных системах медицинских лабораторий // Вестник ИМСИТ. -2017. - № 3(71). - С. 31-34.

8. Патент на полезную модель № 30748 U1 Российская Федерация, МПК C11B 1/10.: № 2003108634/20: заявл. 31.03.2003: опубл. 10.07.2003 / В.В. Деревенко; заявитель Кубанский государственный технологический университет. - EDN DZBSQW.

MODELING OF INFORMATION SYSTEM OF MONITORING OF MODELING OF AN INFORMATION SYSTEM FOR INTERACTION WITH CLIENTS

K.N. Tsebrenko, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)

Abstract. Development of information systems for interaction with clients in the context of digital services development is a relevant task. The paper examines a model of an information system that optimizes client registration processes. The proposed model of interaction with clients can be used in various organizations operating in the service sector.

Keywords: registration, clients, services, modeling, functional-structural analysis, UML.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.