Научная статья на тему 'Одаренные дети: трудности в общении'

Одаренные дети: трудности в общении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2425
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ТРУДНОСТИ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ENDOWMENTS / GIFTED CHILDREN / DIFFICULTIES / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE SKILLS / EMOTIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарев Олег Александрович

В статье рассмотрены возможные трудности, которые возникают в общении одаренных детей со сверстниками. Обосновано, что имеющиеся проблемы связаны с недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков и спецификой эмоциональной сферы данной категории детей. Раскрыты особенности поведения и личности, которые могут привести к непониманию одаренных детей ровесниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одаренные дети: трудности в общении»

УДК 37.043

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-37-73-75

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Токарев Олег Александрович

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, Россия, г. Тамбов e-mail: bg2128506a@yandex.ru

В статье рассмотрены возможные трудности, которые возникают в общении одаренных детей со сверстниками. Обосновано, что имеющиеся проблемы связаны с недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков и спецификой эмоциональной сферы данной категории детей. Раскрыты особенности поведения и личности, которые могут привести к непониманию одаренных детей ровесниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, трудности, общение, коммуникативные навыки, эмоциональная сфера

В современном обществе бытует заблуждение, будто одаренные дети настолько высоко развиты, что способны самостоятельно справиться с любой проблемой. Те, кто так думает, полагает, что у одаренных детей нет проблем - во всяком случае, не больше, чем у остальных. К сожалению, это не так.

Действительно, одаренность определяется как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности [1]. Поэтому можно утверждать, что при прочих равных условиях дети, одаренные в той или иной степени, добиваются более высоких результатов, нежели их сверстники со средним уровнем развития способностей.

Одаренные дети обладают рядом характерных черт, которые в совокупности создают своеобразный «рисунок одаренности» - совершенно уникальный профиль личности, выделяющий ребенка даже среди одаренных сверстников. Эти качества помогают ребенку быть более успешными в учебной, творческой, спортивной и других видах деятельности (соответственно типу одаренности). Но, одаренный ребенок не только «вундеркинд», он еще и человек. И, разумеется, ему приходится решать те же самые жизненные вопросы, что и его сверстникам. Однако, некоторые личностные особенности одаренных детей в повседневной жизни могут стать причиной многих трудностей, и в определенных ситуациях таким детям приходится сложнее, чем их сверстникам [2].

Систематизируя проблемы, с которыми сталкиваются одаренные дети в обычной жизни можно выделить две основные категории: проблемы в общении и трудности в обучении.

Наиболее распространенными являются трудности в общении. Во многих случаях, проблемы эти связаны с недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков. Большое значение для адаптации ребенка имеет развитие эмоциональной сферы. К сожалению, человек развивается неравномерно, и гармоничное, всестороннее развитие - это всегда скорее замечательное исключение из правил, чем норма. В действительности же, чаще всего одна из сфер личности развивается сильнее другой. Наиболее заметно это различие ощущается, когда речь заходит об одаренных детях. Одной из особенностей таких детей является - неравномерность их развития [3]. Когда ребенок высоко одарен, и в той или иной области показывает блестящие, выдающиеся результаты, развитие других качеств психики может быть замедлено. При этом ребенок с чрезвычайно высоким уровнем развития интеллекта, может испытывать проблемы в эмоциональной и коммуникативной сферах.

Не следует думать, что каждый одаренный ребенок имеет проблемы в развитии этих сфер. В этом плане все зависит от вида одаренности и степени ее выраженности. В частности творчески одаренные дети очень хорошо развиты в эмоциональном плане, они отслеживают малейшие проявления чувств - как

своих собственных, так и окружающих их людей - и очень чутко на них реагируют. У людей с выраженной лидерской одаренностью блестяще развиты коммуникативные навыки.

Следует отметить, что для одаренных детей в эмоциональной сфере характерна -сверхчувствительность. Они воспринимают окружающий мир значительно лучше своих менее одаренных сверстников. Для них порой имеет большое значение, даже самое незначительное изменение интонации собеседника, его позы. Малейшая грубость, бестактность, глупая шутка, на которую другие люди просто не обратят внимания, одаренным ребенком может восприниматься как оскорбление. В то же время незначительное ухудшение настроения окружающих такой ребенок может посчитать проявлением обиды со стороны этого человека, а себя может счесть ее виновником. И в том и в другом случае, неверное истолкование чувств окружающих людей создает у одаренного ребенка эмоциональный дискомфорт, чувство вины и подавленности, неуверенности в собственных возможностях.

В ситуации, когда одаренный ребенок обучается в обычной школе, вместе с менее одаренными детьми, можно предположить два противоположных варианта развития его взаимоотношений с одноклассниками. В первом случае ребенок, обладающий хорошими коммуникативными навыками и при этом успевающий в учебе, становится центром внимания сверстников. Он занимает позицию лидера: с ним хотят общаться, он интересный собеседник, к нему всегда можно обратиться за помощью и поддержкой, зная, что он не откажет. У ребенка все получается, причем не только он сам, но и его одноклассники от этого выигрывают. Поэтому, у детей не возникает зависти к своему товарищу. Недостатки, которые есть у одаренного ребенка, как и у любого человека, с лихвой компенсируются его достоинствами.

В другой ситуации ребенок оказывается не в состоянии наладить отношения со сверстниками. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков мешает ему найти компромисс и сблизиться с другими детьми, тогда как определенные особенности его личности и поведения отталкивают от него окружающих [4]. Порой ребенок может оказаться в позиции «любимчика» и, следовательно, стать отверженным в коллективе сверстников. Промежуточный вариант развития отношений встречается редко.

Одаренные дети имеют ряд особенностей поведения и личности, которые могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей. Среди таких черт ряд авторов, в частности Е. К. Ягловская, называют неумение слушать собеседника; стремление командовать; брать на себя роль организаторов совместных игр; тенденцию демонстрировать собственные знания (которая во многом закрепляется взрослыми); стремление монополизировать внимание взрослого; нетерпимость по отношению к менее успешным детям; неконформность (склонность отвергать нормативные требования, особенно если они не отвечают интересам ребенка или кажутся ему бессмысленными); привычка поправлять других и т. п. [5].

У детей дошкольного возраста существует такая особенность, как эгоцентризм. Эгоцентризм может проявляться в познавательной, моральной и коммуникативной сферах. Но если моральный и коммуникативный эгоцентризм свойственен одаренным детям в меньшей степени, чем их менее одаренным сверстникам, то познавательный эгоцентризм проявляется у таких детей значительно ярче, чем у их сверстников и может сохраняться очень долго. Даже вырастая, становясь взрослыми, такие люди порой ведут себя эгоцентрично. Познавательный эгоцентризм выражается в том, что одаренные дети оказываются практически не способны понять, почему окружающие не могут постичь того, что просто и понятно для них самих. Вследствие этого возникают непонимание и конфликты с окружающими людьми. Для одаренного ребенка очень важно сформировать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку. В противном случае, с возрастом у него может возникнуть разочарование, мизантропия, пренебрежительное отношение к окружающим.

Вследствие высоких темпов развития одаренные дети часто стремятся к общению с детьми старшего возраста и взрослыми, поскольку их интересы ближе этим детям. Это может стать причиной трудностей в общении одаренных детей и препятствовать их самореализации. В познавательном развитии, такие дети чаще всего уходят значительно дальше своих сверстников. Им кажутся скучными игры сверстников, их привлекают более сложные, «взрослые» вещи, которые при этом не интересуют детей их возраста. Поэтому, очень часто одаренным детям и их ровесни-

кам не удается найти общих тем для совместного общения, а потому и само общение не складывается. В то же время реализоваться среди тех, кто старше них, таким детям также сложно. Их высокое познавательное развитие не согласуется с физическим, социальным и эмоциональным. По этой причине старшие дети не воспринимают их как равных партнеров в общении, вследствие чего одаренному ребенку трудно стать лидером в таком коллективе и реализовать себя.

Без должной социально-педагогической помощи одаренный ребенок может оказаться неспособен справиться со своими проблемами. В этом случае он может искать выход в девиантных формах поведения, в том числе в аддиктивном поведении. Известны случаи, когда одаренные дети, не сумев реализовать себя, впоследствии становились зависимыми и рано уходили из жизни. Именно поэтому особенно важно осуществлять профилактику аддиктивного поведения среди одаренных учащихся.

Учитывая данные трудности, можно сделать вывод, что одним из основных направлений социально-педагогической работы с одаренными детьми, должно быть развитие их коммуникативных навыков, психоэмоциональное воспитание и помощь в адаптации в коллективе сверстников.

Литература

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. /гл. ред. В. Г. Панов. М., 1993-1999.

2. Заславская О. В., Сальникова О. Е. Одаренные дети как научно-педагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 7-10.

3. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты / под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. М., 2008.

4. Щербинина О. С. Проблема социального развития одаренных детей // Вестник КГУ им. Н. В. Некрасова. 2013. № 5. С. 180-183.

5. Ягловская Е. К. Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе // Вопросы психологии. 1998. № 3.

References

1. Rossijskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: v 2 t. [Russian pedagogical encyclopedia: in 2 vol.] /gl. red. V. G. Panov. M., 1993-1999.

2. Zaslavskaya O. V., Sal'nikova O. E. Odarennye deti kak nauchno-pedagogicheskaya problema [Gifted children as scientific and pedagogical problem] // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2011. № 6. S. 7-10.

3. Chto takoye odarennost': vyyavleniye i razvitiye odarennykh detej: klassicheskiye teksty [What is endowments: identification and development of gifted children: classical texts / pod. red. А. M., Matyushkina, А. А. Matyushkina. M., 2008.

4. Shcherbinina O. S. Problema sotsial'nogo razvitiya odarennykh detej [Problem of social development of gifted children] // Vestnik KGU im. N. V. Nekrasova. 2013. № 5. S. 180-183.

5. Yaglovskaya E. K. Vzaimootnosheniya umstvenno odarennykh doshkol'nikov v gruppe [Relationship of intellectually gifted preschool children in group] // Voprosy psikhologii. 1998. № 3.

* * *

GIFTED CHILDREN: DIFFICULTIES IN COMMUNICATION

Tokarev Oleg Aleksandrovich,

The Center of Medical Pedagogics and the Differentiated Training, Russia, Tambov e-mail: bg2128506a@yandex.ru

In article the author considered possible difficulties which arise in communication of gifted children with age-mates, proved that the available problems connect with the insufficient level of development of communicative skills and specifics of the emotional sphere of this category of children and revealed features of behavior and the personality which can lead to misunderstanding of exceptional children by age-mates, conflictness of their relationship, up to isolation of the child from the children having the usual level of development of abilities.

Key words: endowments, gifted children, difficulties, communication, communicative skills, emotional sphere

Об авторе:

Токарев Олег Александрович, социальный педагог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Тамбов

About the author:

Tokarev Oleg Aleksandrovich, Social Teacher of the Center of Medical Pedagogics and Differentiated Training, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.