Научная статья на тему 'Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя'

Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егиазарова Г.П.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя»

96

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

этому педагог, работая в данной социальной группе должен учитывать специфические качества гипертимных личностей. Так как данные мальчики трудно переносят условия жестокой дисциплины и монотонную деятельность, на наш взгляд, следует чаще включать их в активную деятельность, где они смогут принести пользу не только себе, но и всему коллективу.

Список литературы:

1. Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ 2002. - 47 с.

2. Дубровина Л.А., Кошутина Е.В., Константинова А.С. Ценностные ориентации подростков и старшеклассников // Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года. - 2013. - № 10. - С. 19-22.

3. Дубровина Л.А., Никитина А.Ю., Чернова А.А. Представление об идеальном лидере у современных подростков и старшеклассников // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции, 21 февраля / НИЦ «Апробация». - Махачкала: ООО «Апробация», 2014. - С. 91-95.

4. Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Исследование групповой сплочённости детского коллектива. Методическое руководство. - Владимир: ВГПИ 1991. - 8 с.

5. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.: ил.

ОДАРЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И УЧЕТ ЕЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

© Егиазарова Г.П.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института,

г. Ессентуки

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения.

Ключевые слова: одаренность, младший школьный возраст, педагогическая деятельность, учитель, проблема развития, креативность, мышление, творчество.

* Заместитель директора по педагогической практике, доцент кафедры Математики, информатики.

Теория и методика обучения и воспитания

97

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Раннее выявление, обучение и воспитание творчески одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что творчески одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Проблема развития одаренности школьников представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития творчески одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов для работы с творчески одаренными детьми.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что особенности, присущие творчески одаренным детям, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.

Познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект творчески одаренных детей дают возможность получать им новые знания об окружающем мире. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

Творчески одаренным детям свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

К сожалению, пока еще нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления творчески одаренных детей, их личностном развитии и воспитании [1, с. 39].

98

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Многие видные отечественные ученые-психологи, такие как И.Я Лернер, П.Я. Гальперин, Д.Б. Богоявленская, Я.П. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В.Н. Пушкин, П.Б Блонский, В.И. Тютюнник, Е.Л. Григо-ренко, А. Медник изучали вопрос о диагностике креативности школьников и доказали, что при создании соответствующих условий, т.е. при специальной методической организации обучения, у школьника идет развитие креативного мышления.

Психологическая основа формирования креативности закладывается в школьном возрасте. Именно в школе развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак креативности школьников - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» школьника может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указанию учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не является творчеством. И в тоже время школьник может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, копируя известное. В этом случае имеем дело с творческим процессом, основанном на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении школьника. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в котором формируется умение решать не шаблонные, нестандартные задачи.

Успешное формирование у школьников креативности возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии креативности.

Для того чтобы сформировать у школьников умение творчески решать задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Особенностью креативности школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие креативности неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки школьников, тем богаче их фантазия, реальнее замысел, тем более сложные задания выполняют школьники.

Развитие мышления неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитие креативности школьников - обучение их умению словесно описывать способы решения заданий, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, читать их графическое изображение. Усвоение школьниками необходимого словарного запаса очень важ-

Теория и методика обучения и воспитания

99

но для формирования и развития внутреннего плана действия. При любом креативном процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

В психологии развития существую три подхода к проблеме развития креативности:

- генетический подход, отводящий основную роль наследственности;

- средовой подход, представители которого считают решающим фактором развития внешние факторы;

- подход генотип - средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Мы придерживаемся третьего подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Дружинин В.Н., Тютюнник В.И. считают необходимым для развития креативности:

- отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;

- наличие позитивного образца креативного поведения;

- создание условий для подражания креативному поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

- социальное подкрепление креативного поведения [3, с. 44].

Данные психологи выявляют связь между условиями воспитания и повседневной жизнью индивида и достигнутым им уровнем креативного мышления. Идея эта по существу бихевиористская и заключается в том, что развитию креативного мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития креативной личности.

Вулвилл Дж. и Лоу Р. развитие креативного мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Креативное мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта [4, с. 38].

Гальперин П.Я. разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. «Идея социального научения» заключается в том, что человек способен учиться, наблюдая за поведением других людей и принимая его образец. Образцы креативного поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска [1, с. 66].

100

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Идея социокогнитивного конфликта предполагает, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными точками зрения на вопросы и разными стратегиями решения задачи, приводят к возникновению внутреннего когнитивного конфликта и неравновесия, что дает импульс креативному развитию индивида.

Таким образом, существует два направления проблемы развития креативного мышления:

- влияние условий воспитания и повседневной жизни;

- проведение развивающего эксперимента.

При выявлении детей с высоким уровнем креативности встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.

Программы для творчески одаренных школьников должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям.

Существуют разные стратегии обучения творчески одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. К основным стратегиям обучения детей с высоким творческим потенциалом относят ускорение и обогащение.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для творчески одаренных детей.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя по отношению к творчески одаренным детям в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ученика [2, с. 57].

Учителя, работающие с творчески одаренными школьниками, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя творчески одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Теория и методика обучения и воспитания

101

Таким образом, развитие креативного мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия человека с миром, посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании креативного мышления, о системном формирующем воздействии.

Список литературы:

1. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. - 198 с.

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.

3. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. - 1994. - N 4.

4. Теория Пиаже. История зарубежной психологии. - М., 1986. - № 5.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

© Николаев В.В.* *, Назарова Я.Е.*

Череповецкий государственный университет, г. Череповец

В данной статье авторами рассматривается один из возможных вариантов целеполагания при проектировании урока технологии в соответствии с ФГОС. На основе общепедагогических подходов к целепо-лаганию и требований ФГОС к образовательным результатам технологической подготовки учащихся предлагается алгоритм действий учителя по формулированию целей и задач урока.

Ключевые слова: ФГОС, основная общеобразовательная школа, проектирование урока технологии, целеполагание, целеобразование, таксономия учебных целей, личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, универсальные учебные действия.

Целеполагание как процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности является неотъемлемой частью проектирования любого педагогического объекта. Грамотно сформулированные учителем цели и задачи урока дают четкий ориентир для конструирования его других компонентов - структуры, содержания, методов, средств обучения и др. Вместе с тем, как показали проводимые в ЧГУ (2013 г.) курсы подготовки учи-

* Заведующий кафедрой Профессионального и технологического образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент 4 курса (специальность 050502 - Технология и предпринимательство).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.