14. Finite element simulatio of metallic cylindrical sandwich shells with graded aluminum tabular cores subjected to internal blast loading [Текст]/ Li Shiqiang, Lu Guoxing, Wang Zhihua, Zhao Longmao, Wu Guiying// Int. J. Mech. Sci. - 2015. -№. 96-97. - P. 1-12.
15. Sartorato, Murilo. A finite element formulation for smart piezollectric composite shells: Mathematical formulation, computational analysis and experimental evaluation [Текст]/ Murilo Sarto-rato, Ricardo de Medeiros, Volnei Tita // Comros. Struct. - 2015. - № 127. - P. 185-198.
16. Storozhuk, E. A. Exact solutions of boundary-value problems for noncircular cylindrical shells [Текст]/ E. A. Storozhuk, A. V. Yatsura // International Applied Mechanics. - 2016. - Vol. 54. -№. 4. - P. 386-397.
17. Storozhuk, E. A. Analytical-numerical solution of static problems for noncircular cylindrical shells of variable thickness [Текст]/ E. A. Storozhuk, A. V. Yatsura // International Applied Mechanics. - 2017. - Vol. 53. - № 3. - P. 313-325.
18. Solodovnikov, A. S. Numerical study of strength properties for a composite material with short reinforcing fibers [Текст]/ A. S. Solodovnikov, S. V. Sheshenin // Moscow University Mechanics Bulletin. - 2017. - Т. 72. - № 4. - P. 94-100.
19. Continuum mechanics based bilinear shear deformable shell element using absolute nodal coordinate formulation, Trans. ASME [Текст]/ H.Yamashita, Antti I. Valkeapaa, P. Jayakumar, H.Syqiyama// Comput. and Nonlinear Dyn. - 2015. - Vol. 10. - № 5. - P. 051012/1-051012/9.
20. Zheleznov, L. P. Nonlinear deformation and stability of discretely reinforced elliptical cylindrical shells under transverse bending and internal pressure [Текст]/ L. P. Zheleznov, V. V. Kabanov, D.V. Boiko // Russian Aeronautics. - 2014. - Т. 57. - № 2. - P. 118-126.
E-mail: klotchkov@bk.ru УДК 621.039.342:631.2 DOI: 10.32786/2071-9485-2019-01-35
ОЧИСТКА ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ОТ МИКРОННЫХ И СУБМИКРОННЫХ ЧАСТИЦ В СВЕРХЦЕНТРИФУГЕ
CLEANING USED MOTOR OIL FROM MICRON AND SUBMICRON PARTICLES IN SUPERCENTRIFUGE 1 2
А.Е. Новиков ' , доктор технических наук, доцент А.Б. Голованчиков2, доктор технических наук, профессор
М.И. Филимонов1'2, младший научный сотрудник Д.А. Баранов2, магистрант
12 2 12 2 A.E. Novikov, A.B. Golovanchikov2' M.I. Filimonov, D.A. Baranov2
1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого земледелия», г. Волгоград 2Волгоградский государственный технический университет
1Federal State Budget Scientific Institution the All-Russian research institute of irrigated agriculture, Volgograd 2Volgograd State Technical University
Отработанные масла относятся к категории опасных отходов, что связано с их нерастворимостью, химической устойчивостью, наличием токсических химических соединений и тяжелых металлов. Процессы регенерации и восстановления отработанного моторного масла относятся к ресурсоэффективным и экологичным мероприятиям. Так, при переработке 100 т отработанного масла можно получить более 80 т готового продукта без воздействия на окружающую среду. Основу этих мероприятий составляет удаление механических примесей и капель воды путем физической обработки масла с применением центрифуг. При этом известные исследования в этом направлении сводятся к моделированию режимных и конструктивных параметров модернизированных центробежных машин, которые не позволяют провести оценку интегральной и локальных степеней очистки, в том числе для стандартизированных центрифуг. В статье разработана математическая модель интегральной и локальных степеней улавливания частиц и проведены аналитические исследования очистки отработанного моторного масла в
трубчатой промышленной сверхцентрифуге типа ОРТ с организацией однослойного (обычного) и двухслойного (модернизированный вариант) течений жидкости. Установлено, что в сверхцентрифуге при однослойном режиме центробежного разделения масла обеспечивается 90,4 % степени очистки при факторе разделения 12236,5, а при двухслойном режиме с рециклом по фугату re = 1,0 - п = 96,4 % при факторе разделения 16085,6. С увеличением общего расхода вдоль стенки ротора очищаемого масла и фугата в 2 раза число Рейнольдса возрастает с 955 до 1911 и не превышает критического значения Rex < 2300, при котором возможен унос частиц дисперсной фазы. Получено, что на 100 % улавливаются частицы дисперсной фазы размером от 2,0 до 4,2 мк при однослойном разделении и от 1,6 до 4,2 мк при двухслойном течении. При этом диапазон эффективного применения рецикла составляет от 1,0 до 1,5.
Waste oils are classified as hazardous waste due to their insolubility, chemical resistance, the presence of toxic chemical compounds and heavy metals. The processes of regeneration and recovery of waste engine oil are resource-efficient and environmentally friendly measures, so the processing of 100 tons of waste oil can be obtained more than 80 tons of the finished product without environmental impact. The basis of these measures is the removal of mechanical impurities and water droplets by physical treatment of oil using centrifuges. At the same time, the known studies in this direction are reduced to the modeling of regime and design parameters of modernized centrifugal machines, which do not allow to evaluate the integral and local degrees of purification, including for standardized centrifuges. In work the mathematical model of integral and local degrees of particulate matter and conducted an analytical study of purification of used engine oil in tubular industrial sverhsekretnoj type ORT with the organization of a single-layer (normal) and double layer (modernized version) of fluid. Established that in sverhsekretnoj in single layer mode, the centrifugal oil separation is provided by 90.4 percent degree of purification when the separation factor 12236.5 and if two-layer mode with recycle for fugato1.0 - 96.4% when the separation factor 16085.6. With an increase in the total flow rate along the rotor wall of the purified oil and Fugate in 2 times the Reynolds number increases from 955 to 1911 and does not exceed the critical value of the 2300, at which it is possible to carry particles of the dispersed phase. It was found that particles of the dispersed phase with the size from 2.0 to 4.2 mk at single-layer separation and from 1.6 to 4.2 mk at two-layer flow were 100 % captured. In this case, the range of effective use of the recycle is from 1.0 to 1.5.
Ключевые слова: сверхцентрифуга, отработанное моторное масло, степень очистки масла, однослойное и двухслойное течение, частицы микронного и субмикронного уровня.
Key words: super centrifuge, waste engine oil, purification degree oil, single-layer and double-layer flow, micron and submicron level particles.
Введение. В условиях современной рыночной экономики и конкуренции успех имеют те производители, которые эффективно используют безотходные и энергосберегающие технологии, обеспечивающие вторичное использование ресурсов, в том числе за счет их регенерации и восстановления.
В мировом масштабе годовое потребление моторных масел составляет примерно 60 млн т в условном топливе, из которых после отработки своего ресурса лишь 25 % подлежит переработке. В России собирается около 1,7 млн т различных отработанных масел, при этом переработке подвергается не более 0,25 млн т или 15 %, что составляет 3,3 % от общего объема потребления в стране. К примеру, в Германии, являющейся лидером по очистке отработанного масла среди европейских стран, производится сбор и использование около 55 % всего объема потребленных свежих масел.
Необходимость сбора и переработки отработанных масел обусловлена, с одной стороны, экономией ресурсов, в частности, из 100 т нефти получают только 10 т моторного масла, а при переработке 100 т отработанного масла можно получить более 80 т уже готового к употреблению продукта, а с другой, - экологической безопасностью экосистем. Отработанные масла относятся к категории опасных отходов, что связано с их нерастворимо-
стью, химической устойчивостью, наличием токсических химических соединений и тяжелых металлов. В естественных условиях масло разлагается в течение длительного времени, а 1 л моторного масла может превратить 1000 м питьевой воды в техническую.
Процессы регенерации и восстановления отработанного моторного масла в современном понимании включают удаление из него коллоидных веществ, кислот, битумных отложений, механических частиц и химического осадка, газов, водного конденсата, придание продукту цвета и запаха оригинала [1, 4].
Основу этих мероприятий составляет удаление механических примесей и капель воды путем физической обработки масла с применением центрифуг и фильтров различных модификаций [5-8]. Однако типовые конструкции машин и аппаратов не в полной мере обеспечивают надлежащую степень очистки масел от микронных и субмикронных частиц. В связи с этим цель работы заключается в моделировании процесса очистки отработанного моторного масла от микронных и субмикронных частиц в сверхцентрифуге с организацией однослойного (обычного) и двухслойного кольцевого течения исходной суспензии и фугата в роторе машины.
Материалы и методы. Плотность отработанного моторного масла определяли по ГОСТ 18995.1-73 [2] с использованием пикнометра ПЖ-2 объемом 50 мл. В соответствии с методикой предварительно очищенный и высушенный пикнометр ПЖ-2 заполняли дистиллированной водой, закрывали пробкой и выдерживали в термостате ВТ-Р-01 в течение 20 минут при температуре 20 °С, после чего взвешивали его на лабораторных весах ВК1500.1 с погрешностью не более 0,5 г.
Затем пикнометр освобождали от воды, высушивали и заполняли отработанным моторным маслом, после чего аналогичным способом обрабатывали в термостате и взвешивали на весах.
Плотность отработанного моторного масла вычисляли по формуле:
т — т + А р — 0,9982 т1 т + А , т2 — т0 + А
где 0,9982 - плотность воды при 20 °С, г/см3; m1 - масса пикнометра с моторным маслом, г; m2 -масса пикнометра с водой, г; m0 - масса пустого пикнометра, г; А - поправка на аэродинамические силы:
А = 0,0012^
где V - объем пикнометра, см3; 0,0012 - плотность воздуха при 20 °С.
Количество твердых примесей в отработанном моторном масле определяли по ГОСТ 10577-78 [3]. В соответствии с методикой отработанное моторное масло объемом 400 см3 заливали в колбу, закрывали пробкой и взвешивали на весах ВК1500.1, после чего взбалтывали и выливали в воронку, на дне которой закрепляли мембранный фильтрующий элемент типа МФА-МА № 9.
Полученный фильтрат взвешивали на весах, а мембранный фильтр с уловленными механическими примесями сушили в сушильном шкафу ВШ-0,35М при 100 °С в течение 30 мин, после чего его охлаждали до комнатной температуры и взвешивали на весах ЕХ225Б с погрешностью не более 0,00002 г. Долю механических примесей рассчитывали по формуле, %:
100т—т)
Л — ,
т3
где m1 - масса мембранного фильтра после анализа, мг; m2 - масса мембранного фильтра до анализа, мг; m3 - масса отработанного моторного масла, мг.
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Результаты и обсуждение. Для основного состава транспортных предприятий проблема утилизации отработанного масла - одна из самых актуальных. Организация и содержание пунктов сбора отработанного масла, их хранение, транспортировка и переработка требуют значительных финансовых затрат. В реальности незначительную часть отработанного масла сжигают, а большую часть утилизируют либо на полигонах, либо сливают в промканализацию и водоемы, тем самым ухудшая экологию экосистем.
При этом собранное отработанное масло без внесения в него дополнительных загрязнений после регенерации и восстановления можно использовать при умеренных нагрузках в среднефорсированных двигателях внутреннего сгорания, гидравлических системах машин, коробках передач, трансмиссиях тракторов и автомобилей, ходовой части гусеничных тракторов, а также при консервации техники [12, 13, 15].
В проведенных исследованиях по организации двухслойного течения (рисунок 1) в промышленных центрифугах с частотой вращения до 314 с-1 было получено, что при рецикле по фугату от 2 до 3 единиц интегральная степень очистки п суспензий и эмульсий увеличивается от 20 до 35 %. Для частиц дисперсной фазы размером 10 мк и выше п достигает 90 %, а размером 5 мк и менее - не превышает 3 % [16].
Рисунок 1 - Схема двухслойного течения суспензии (I) и фугата (II) в роторе центрифуги [11, 16]
Для оценки возможности очистки отработанных моторных масел от тонкодисперсной фазы микронного и субмикронного уровня при однослойном и двухслойном течении исходной суспензии и фугата в роторе центробежной машины использовали трубчатую промышленную сверхцентрифугу типа ОРТ. Ее технические характеристики [9], параметры процесса центрифугирования и физические свойства отработанного моторного масла представлены в таблице 1.
Ниже представлен алгоритм расчета процесса центробежного разделения в сверхцентрифуге с рециклом по фугату [14, 16].
267
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 1 - Исходные и справочные данные, основные расчетные параметры _процесса очистки отработанного моторного масла_
Наименование параметра Размерность Обозначение Величина
Исходные данные
Производительность м3/с Яо 5-10"4
Наружный радиус ротора центрифуги м Гн 0,05
Внутренний радиус свободной поверхности м Гв 0,01
Высота ротора м И 1
Угловая скорость вращения ротора с-1 ю 2000
Плотность сплошной фазы и фугата кг/м3 рж 900
Плотность частиц дисперсной фазы кг/м3 рч 1070
Вязкость сплошной фазы и фугата Пас ^ж 0,006
Число фракций - п 5
Фракционный состав частиц - - рис. 3
Расчетные параметры при однослойном течении суспензии
Интегральная степень очистки % п 90,43
Номинальный диаметр частиц, уловленных на 100 % мк йо 2
Скорость осаждения частиц ё0 м/с ио 0,0027
Фактор разделения - Ф 12236,5
Число Лященко для частиц ё0 - Ьао 3,5-10"6
Число Архимеда для частиц ё0 - Аго 0,014
Число Рейнольдса для частиц ё0 - Яво 0,0008
Число Рейнольдса осевого течения жидкости вдоль стенки ротора - Явж 955,4
Средняя осевая скорость потока суспензии вдоль стенки ротора м/с иср 0,066
Максимальная осевая скорость жидкости на свободной поверхности м/с ив 0,119
Расчетные параметры при двухслойном течении суспензии
Величина рецикла - гв 1
Расход фугата в рецикле м /с Яг 5-10"4
Интегральная степень очистки % п 96,39
Номинальный диаметр частиц, уловленных на 100 % мк йо 1,5
Скорость осаждения частиц ё0 м/с ио 0,002
Фактор разделения для суспензии - Ф 16085,6
Число Лященко для частиц ё0 - Ьао 1,1710-6
Число Архимеда для частиц ё0 - Аго 0,008
Число Рейнольдса для частиц ё0 - Яво 0,0005
Число Рейнольдса осевого течения жидкости вдоль стенки ротора - Квж 1910,8
Средняя осевая скорость жидкости вдоль стенки ротора м/с иср 0,133
Скорость на границе обоих слоев суспензии и фугата м/с 0,186
Радиус границы слоев м гя 0,0289
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Определяем общий расход жидкости при заданной величине относительного расхода рецикла ге по фугату:
Я = Яо(1 + ге )•
2. Рассчитываем среднюю осевую скорость жидкости вдоль стенки ротора:
Я
и„
л(г2и - г2У
3. Определяем максимальную осевую скорость жидкости на свободной поверхности (по внутренней границе течения):
и = аи \г2 - г2 + 2г (г - г ),
в ср |_ и в в \ в и/_Р
где а - коэффициент, учитывающий локальные скорости суспензии при произвольном радиусе линии тока [16]:
а
0,25(г - Г2)
Г4 - г4 г (г2 - г ) г (г - г ) г г (г - г )
и в и V и в / в \ и __и в \ и в /
8
4
3
2
4. Разбиваем кольцевую зону, в которой движется жидкость (ги - гв), на несколько равных относительных интервалов, например, k = 1000:
Аг = г
0 и
(ги - гв ) 1000
и находим на каждом радиусе ri локальную скорость жидкости:
а по формуле:
г = 1 -
Аг
А^О' -1) + аг°
и = аи
г2 - г2 + 2
/ л г
г
V н у
(г2 - ги2)
Я = и, Аг,
находим при г = k расход qk, равный расходу очищаемой жидкости q0.
Тогда значение радиуса гё при г = k соответствует кольцевой границе очищаемой жидкости, движущейся у стенки ротора в кольцевом зазоре (ги - г^) и фугата, движущегося в кольцевом зазоре (гё - гв).
5. Из условия равенства времени пребывания:
т =-
п
п(т1 - т1)к
Я0
и времени осаждения частиц номинального диаметра [10], для нашего случая осаждающихся на 100 % с радиуса от гё до ги:
т
г - г
_и_
и
г
и '
1=1
***** ИЗВЕСТИЯ ***** № 1 (53), 2019
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
получаем формулу для расчета скорости осаждения частиц номинального диаметра:
7гН(Гн - Г )
6. Рассчитываем число Лященко для частиц, уловленных на 100 %:
3 „2
Ьа0 =
uо Р
Ф8Мж\Рч -Рж\
где Ф - фактор разделения для дисперсной фазы в очищаемой жидкости:
со2(гн + Г )
Ф = Ун g
2 Я
7. Используя метод наименьших квадратов, определяем число Архимеда для частиц, уловленных на 100 %, из формулы:
г А2
Ьа = 0
0 (18 + о,бц/АТ )3'
8. Находим критерий Рейнольдса для частиц, уловленных на 100 %:
Ar
Ren =
'о
0 18 + 0,16^/A
9. Определяем диаметр частиц, уловленных на 100 %:
Кбо Мж
Рж^о
10. Определяем число Архимеда для частиц каждой фракции:
Ar = Ar
fd.v
о
V d о у
d
11. Определяем критерий Рейнольдса для частиц каждой фракций:
ü Ar
Re =
''' 18 + ОМ^Лг'
12. Находим скорость осаждения частиц каждой фракции:
г Мж
U =
d,PM
13. Рассчитываем радиус траектории, с которой частицы каждой фракции успевают осадиться на стенку ротора:
r - r
r = r -u -—g
l н
u
н
14. Определяем локальную пофракционную степень улавливания:
№ 1 (53), 2019
X
г - г
н I
г - г
н я
15. Находим долю уловленных частиц каждой фракции (для каждой ф большей ф0 локальная степень улавливания равна 1, соответственно для них СУ1 = С¿):
С = С г
16. Рассчитываем интегральную степень очистки:
Су,.
17. Определяем критерий Рейнольдса для осевого течения жидкости вдоль стенки ротора:
Ке = 2РжЯ
ж 3,14г и
7 н~ ж
Заключение. Согласно расчетам (таблица 1), в сверхцентрифуге при обычном режиме центробежного разделения, то есть без рецикла по фугату, обеспечивается степень очистки чуть более 90 % при факторе разделения 12236,5 а с рециклом (ге = 1,0) 96,4 % при факторе разделения 16085,6. Повышение степени очистки при центрифугировании с рециклом по фугату объясняется ростом фактора разделения и уменьшением пути, который проходят осаждаемые частицы от свободной границы течения до стенки ротора. Если при однослойном течении суспензии в серийной центрифуге это расстояние 3 = гн - гв = 0,04 м, то при двухслойном течении суспензии с рециклом ге = 1,0 - 3 = гн - гё = 0,05 - 0,0289 = 0,0211 м. При этом из-за увеличения в два раза общего расхода вдоль стенки ротора очищаемого масла и фугата число Рейнольдса возрастает с 955 до 1911. В обоих рассматриваемых случаях число Рейнольдса осевого течения масла вдоль стенки ротора остается ламинарным Кеж < 2300 (обязательное условие предотвращения уноса частиц дисперсной фазы).
Рисунок 2 - Зависимость интегральной степени очистки моторного масла в сверхцентрифуге от рецикла по фугату
Необходимо отметить, что рецикл эффективно применять до значений не более ге = 1,0-1,5. Далее эффективность его применения остается практически неизменной (рисунок 2).
По результатам математического моделирования процесса очистки отработанного моторного масла от микронных и субмикронных частиц в сверхцентрифуге установлено, что при однослойном разделении без рецикла по фугату частицы дисперсной фазы до значения ё02, то есть от 2,0 до 4,2 мк, улавливаются на 100 %.
О, %
50
0 1 2 3 4 du, мк 5
□ 1 - Концентрация частиц в исходной суспензии ■ ■¿у 3 - Степень улавливания частиц с рециклом - '. >- 2 - Степень улавливания частиц без рецикла
Рисунок 3 - Плотность распределения частиц дисперсной фазы в отработанном моторном масле в исходном состоянии (1), при однослойном (2) и двухслойном течении жидкости в сверхцентрифуге с рециклом по фугату re = 1 (3)
При двухслойном течении с рециклом по фугату re = 1 на 100 % улавливаются частицы до значения d003, то есть от 1,6 до 4,2 мк. Так как площадь под кривой 3 - концентрация частиц в исходной жидкости равна 100 %, то площадь под кривой 2 соответствует интегральной степени улавливания частиц в отсутствии рецикла по фугату п = 90,43 %, а площадь под кривой 3 соответствует степени улавливания частиц при рецикле по фугату re = 1,0 п = 96,39 %.
Таким образом, применение рецикла по фугату в сверхцентрифугах при его значениях re < 1,5 позволяет повысить степень очистки регенерируемых и восстанавливаемых отработанных моторных масел от частиц дисперсной фазы микронного и субмикронного уровня с 90 % до 96 %.
Библиографический список
1. Белоглазова, Н.А. Внешняя стационарная система очистки моторного масла тепловозов [Текст]/ Н.А. Белоглазова, В.А. Минаков, В.О. Носков // Вестник РГУПС. - 2017. - № 1. -С. 42-47.
2. ГОСТ 18995.1-73. Продукты химические жидкие. Методы определения плотности [Текст]. - Взамен ГОСТ 9884-61 в части разд.1 и ГОСТ 9390-60 в части разд.1; утв. и введ. 17.07.1973. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1998. - 4 с.
3. ГОСТ 10577-78. Нефтепродукты. Метод определения содержания механических примесей [Текст]. - Взамен ГОСТ 10577-63; утв. и введ. 28.07.1978. - М.: Стандартинформ, 2006. - 6 с.
4. Григорьев, М.А. Очистка масла и топлива в автотракторных двигателях [Текст]. - М.: Машиностроение, 1970. - 270 с.
5. Замальдинов, М.М. Очистка отработанных минеральных моторных масел центрифугированием [Текст]/ М.М. Замальдинов // Вестник Ульяновской ГСХА. - 2011. - № 1 (13). - С. 93-96.
6. Замальдинов, М.М. Многоступенчатый способ очистки и частичного восстановления эксплуатационных свойств отработанных моторных масел: монография [Текст] / М.М. Замальдинов; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Ульяновская гос. с.-х. акад. им. П. А. Столыпина». - Ульяновск, 2012. - 207 с.
7. Лихачев, А.Ю. К оценке эффективности центробежной очистки отработанных моторных масел как полидисперсных систем [Текст]/ А.Ю. Лихачев, А.В. Снежко // Вестник МичГАУ. - 2011. - № 1. - Ч. 1. - С. 211-214.
8. Лихачев, А.Ю. О законе распределения размеров частиц механических примесей в отработанных моторных маслах [Текст]/ А.Ю. Лихачев, А.В. Снежко // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2013. - № 2. - С. 40-42.
9. Машины и аппараты химических производств и нефтегазопереработки [Текст]: учебник для вузов / А.С. Тимонин, Г.В. Божко, В.Я. Борщев [и др.]; под общ. ред. А.С. Тимонина. -Калуга: Изд-во «Ноосфера», 2017. - 948 с.
10. Моделирование гидродинамических процессов в центробежном поле гидроциклонов [Текст]: монография / А.Б. Голованчиков, А.Е. Новиков, М.И. Ламскова и др.; ВолгГТУ. - Волгоград, 2017. - 200 с.
11. Патент на полезную модель № 111031 Российская Федерация, МПК B04B 3/00. Центрифуга [Текст] / А.Б. Голованчиков, Н.А. Дулькина, В.А. Балашов [и др.]; заявитель и патентообладатель ВолгГТУ. - № 2011127998/05, заявл. 07.07.2011; опубл. 10.12.2011. Бюл. № 34.
12. Рылякин, Е.Г. Очистка и восстановление отработанных масел [Текст]/ Е.Г. Рылякин, А.И. Волошин // Молодой ученый. - 2015. - № 1 (81). - С. 92-94.
13. Сафаров, К.У. Очистка отработанных минеральных моторных масел от загрязнений [Текст]/ К.У. Сафаров, М.М. Замальдинов, С.А. Колокольцев // Вестник Ульяновской ГСХА. -2013. - № 4 (24). - С. 120-123.
14. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018661791 от 17 сентября 2018 г. Российская Федерация. Программа для расчета технологических параметров отстойной центрифуги с рециклом по фугату [Текст] / А.Б. Голованчиков, А.Е. Новиков, М.И. Филимонов и др.; ВолгГТУ. - Волгоград, 2018.
15. Снежко, А.В. Теоретические исследования эффективности очистки отработанного моторного масла как дисперсной системы центрифугой при различных режимах ее работы [Текст]/ А.В. Снежко // Вестник аграрной науки Дона. - 2013. - № 4 (24). - С. 51-60.
16. Физическое и математическое моделирование процессов центрифугирования [Текст]: монография / А.Б. Голованчиков, А.Е. Новиков, М.И. Филимонов и др.; ВолгГТУ. -Волгоград, 2018. - 157 с.
Reference
1. Beloglazova, N. A. Vneshnyaya stacionarnaya sistema ochistki motornogo masla teplovozov [Tekst]/ N. A. Beloglazova, V. A. Minakov, V. O. Noskov // Vestnik RGUPS. - 2017. - № 1. - P. 42-47.
2. GOST 18995.1-73. Produkty himicheskie zhidkie. Metody opredeleniya plotnosti [Tekst]. -Vzamen GOST 9884-61 v chasti razd.1 i GOST 9390-60 v chasti razd.1; utv. i vved. 17.07.1973. - M.: IPK Izd-vo standartov, 1998. - 4 p.
3. GOST 10577-78. Nefteprodukty. Metod opredeleniya soderzhaniya mehanicheskih primesej [Tekst]. - Vzamen GOST 10577-63; utv. i vved. 28.07.1978. - M.: Standartinform, 2006. - 6 p.
4. Grigor'ev, M. A. Ochistka masla i topliva v avtotraktornyh dvigatelyah [Tekst]. - M.: Mash-inostroenie, 1970. - 270 p.
5. Zamal'dinov, M. M. Ochistka otrabotannyh mineral'nyh motornyh masel centrifugirovaniem [Tekst] / M. M. Zamal'dinov // Vestnik Ul'yanovskoj GSXA. - 2011. - № 1 (13). - P. 93-96.
6. Zamal'dinov, M. M. Mnogostupenchatyj sposob ochistki i chastichnogo vosstanovleniya jekspluatacionnyh svojstv otrabotannyh motornyh masel: monografiya [Tekst] / M. M. Zamal'dinov; M-vo sel'skogo hoz-va Rossijskoj Federacii, FGBOU VPO «Ul'yanovskaya gos. s.-h. akad. im. P. A. Stolypina». - Ul'yanovsk, 2012. - 207 p.
7. Lihachev, A. Yu. K ocenke jeffektivnosti centrobezhnoj ochistki otrabotannyh motornyh masel kak polidispersnyh sistem [Tekst]/ A. Yu. Lihachev, A. V. Snezhko // Vestnik MichGAU. -2011. - № 1. - Ch. 1. - S. 211-214.
8. Lihachev, A. Yu. O zakone raspredeleniya razmerov chastic mehanicheskih primesej v otrabotannyh motornyh maslah [Tekst]/ A. Yu. Lihachev, A. V. Snezhko // Sel'skohozyajstvennye mashiny i tehnologii. - 2013. - № 2. - P. 40-42.
9. Mashiny i apparaty himicheskih proizvodstv i neftegazopererabotki [Tekst]: uchebnik dlya vuzov / A. S. Timonin, G. V. Bozhko, V. Ya. Borschev [i dr.]; pod obsch. red. A. S. Timonina. - Kaluga: Izd-vo "Noosfera", 2017. - 948 p.
10. Modelirovanie gidrodinamicheskih processov v centrobezhnom pole gidrociklonov [Tekst]: monografiya / A. B. Golovanchikov, A. E. Novikov, M. I. Lamskova i dr.; VolgGTU. - Volgograd, 2017. - 200 p.
11. Patent na poleznuyu model' № 111031 Rossijskaya Federaciya, MPK B04B 3/00. Centrifuga [Tekst] / A. B. Golovanchikov, N. A. Dul'kina, V. A. Balashov [i dr.]; zayavitel' i paten-toobladatel' VolgGTU. - № 2011127998/05, zayavl. 07.07.2011; opubl. 10.12.2011. Byul. № 34.
12. Rylyakin, E. G. Ochistka i vosstanovlenie otrabotannyh masel [Tekst]/ E. G. Rylyakin, A. I. Voloshin // Molodoj uchenyj. - 2015. - № 1 (81). - P. 92-94.
13. Safarov, K. U. Ochistka otrabotannyh mineral'nyh motornyh masel ot zagryaznenij [Tekst]/ K. U. Safarov, M. M. Zamal'dinov, S. A. Kolokol'cev // Vestnik Ul'yanovskoj GSXA. -2013. - № 4 (24). - P. 120-123.
14. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya JeVM № 2018661791 ot 17 sentyabrya 2018 g. Rossijskaya Federaciya. Programma dlya rascheta tehnologicheskih parametrov otstojnoj centrifugi s reciklom po fugatu [Tekst] / A. B. Golovanchikov, A. E. Novikov, M. I. Fili-monov i dr.; VolgGTU. - Volgograd, 2018.
15. Snezhko, A. V. Teoreticheskie issledovaniya jeffektivnosti ochistki otrabotannogo motor-nogo masla kak dispersnoj sistemy centrifugoj pri razlichnyh rezhimah ee raboty [Tekst]/ A. V. Snezhko // Vestnik agrarnoj nauki Dona. - 2013. - № 4 (24). - P. 51-60.
16. Fizicheskoe i matematicheskoe modelirovanie processov centrifugirovaniya [Tekst]: monografiya / A. B. Golovanchikov, A. E. Novikov, M. I. Filimonov i dr.; VolgGTU. - Volgograd, 2018. - 157 p.
E-mail: novikov-ae@mail.ru
УДК 636.085.67 DOI: 10.32786/2071-9485-2019-01-36
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СИСТЕМНО-КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ЗЕРНА УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМ ОБЛУЧЕНИЕМ
AUTOMATED SYSTEM-COGNITIVE ANALYSIS OF THE DEGREE OF GRAIN DECONTAMINATION BY ULTRA-VIOLET RADIATION
В.Г. Рябцев, доктор технических наук А.П. Евдокимов, кандидат технических наук Т.А. Кузнецова, аспирант
V.G. Ryabtsev, A.P. Evdokimov, T.A. Kuznetsova
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agrarian University
На основе автоматизированного системно-когнитивного анализа с помощью интеллектуальной системы «Эйдос» произведена оценка эффективности применения технологии ультрафиолетового обеззараживания зерна. Отмечено, что технология обеззараживания зерна ультрафиолетовым излучением является эффективной и в то же время безопасной для человека и окружающей среды. При использовании интеллектуальной системы «Эйдос» построены интел-