Научная статья на тему 'Очистка конвейерной ленты, взгляд на проблему'

Очистка конвейерной ленты, взгляд на проблему Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2375
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очистка конвейерной ленты, взгляд на проблему»

© П.Я. Бибиков, 2004

УДК 621.867.2 П.Я. Бибиков

ОЧИСТКА КОНВЕЙЕРНОЙ ЛЕНТЫ, ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Семинар №15

атериал, оставшийся на ленте после разгрузки сыпучего груза создает много проблем при эксплуатации конвейерного транспорта. Обычно к ленте прилипает от 2 до 6% общего количества транспортируемого материала, у липкого - прилипание достигает 1520%.

Эффективность работы очистителей конвейерных лент, используемых на горных предприятиях в основном составляет от 35 до 50%, что является недопустимо низким.

Низкое качество очистки ленты приводит к заштыбовке подконвейерного пространства, де-центрированному движению и повышенному износу конвейерной ленты, налипший на ролики холостой ветви конвейера материал вызывает их биение и ускоренный выход из строя подшипников, увеличивается вращающаяся масса роликов, растут энергетические затраты, а для уборки просыпей, очистке роликов холостой ветви и других работ, требуется ручной труд рабочих.

По подсчетам зарубежных специалистов средние затраты на очистку ленты одного конвейера могут составлять до 20 тыс. и более долларов в год.

По данным исследований, проводившихся в 1980-85 гг. институтами ВНИПИИстромсы-рье, ВНИИнеруд и НИПИОТстром, в нерудной промышленности на дробильно-

сортировочных заводах объем операций по уборке просыпи составляет 25% от общего объема ручных работ, причем 70% этих трудозатрат приходится на расштыбовку подконвейерного пространства. Из числа рабочих, занятых на обслуживании конвейеров от 46 до 54% заняты уборкой просыпи [1].

В Российской Федерации только на перерабатывающих предприятиях нерудной отрасли эксплуатируется более 40 тыс. конвейеров. Большинство из них расположены в стесненных производственных помещениях или галереях. По данным, отмеченным на тот же период времени, 32% всех несчастных случаев приходится

на операции по уборке просыпи. (по зарубежным данным - до 49%)

В настоящее время, аналогичные исследования не проводились, но можно предположить, что корректировка имеющихся данных может оказаться незначительной.

В прошедшие десятилетия многие научноисследовательские и проектно-конструкторские институты и предприятия в основном горного профиля вели работы по созданию очистителей конвейерных лент, однако, большинство из них носили частный поисковый характер, без учета перспективных направлений и достижений в мировой практике. Сказывались также трудности разного характера в освоении новой техники, дефицит высококачественных конструкционных материалов.

Способов и устройств для очистки ленты существует большое количество, только патентный фонд технических решений в данной области включает более чем 600 патентов и авторских свидетельств по классу Б650 45/00 и является наиболее многочисленным. Несмотря на то, что принципиально новые конструкции в данной области появляются редко, а большинство изобретений сводится к разработке отдельных узлов или использованию новых материалов, известных в других областях техники, разобраться в конструкции и оценить эффективность ее работы может только специалист в данной области техники.

Сложность решения проблемы заключается в следующем:

- в литературе по непрерывному транспорту данной проблеме уделяется мало внимания, авторы в лучшем случае, излагают общие принципы подхода к проблеме. Специальная литература по очистке ленты, к которой можно обратиться носит в основном обзорный характер;

- отечественная промышленность как не изготавливала, так и не изготавливает серийно эффективные устройства для очистки лент, а освоенные в 60 годы прошлого столетия и по-

ставляемые в комплекте с конвейерами одинарные и спаренные скребки и вращающиеся цилиндрические щетки не отличаются высоким качеством очистки ленты;

- заказчики, составляя исходные требования на проектирование конвейерных установок, как правило, в лучшем случае ограничиваются словами: «предусмотреть мероприятия по соблюдению чистоты подконвейерного пространства» или «ленточный ковейер должен быть спроектирован так, чтобы под ним было как можно меньше просыпи»;

- заказчик и исполнитель, согласовывая стоимость работ на проектирование и изготовление конвейерной установки, не учитывают затраты на разработку очистительных устойств и возможные в связи с этим исследовательские работы;

- отсутствует единая методика, позволяющая объективно оценить эффективность работы очистительных устройств;

- проектировщики и производственники не пользуются консультациями специалистов по данному вопросу.

Конвейерный транспорт существует уже более 100 лет, однако в подходе к проектированию очистных устройств практически мало что изменилось. Когда проект закончен, конструктору с большим трудом удается вписать в оставшееся пространство «предусмотренное оборудование», т.е. очиститель, а место для его обслуживания как правило не остается. Отверстия в полу, течке, бункере и т.п. для удаления счищенного материала часто изготавливаются производственниками «по месту» после сдачи объекта в эксплуатацию.

В условиях рыночной экономики себестоимость производимой продукции играет большую роль в ее конкурентоспособности и прибыльности предприятия. Профессионально выбранный очиститель ленты или грамотно принятое другое решение проблемы, например, нанесение на ленту профилактических средств или установкой под конвейером подборщика просыпи, позволяет увеличить срок службы конвейерной ленты, стоимость которой равна более 50% стоимости всего конвейера, повысить надежность работы роликоопор, сократить простой, расход электроэнергии и трудозатраты.

Опыт экономически развитых стран показывает, что наметившаяся с середины 80-х годов тенденция к созданию все более сложных, а следовательно, и дорогих средств для очист-

ки конвейерных лент и механизированной уборки просыпи с повышенными требованиями к эффективности их работы, сохраняется. Более того, на повестке дня - эксплуатация очистительных систем и комплексов для многостадийной очистки ленты с автоматической уборкой просыпи из-под конвейера. Естественно, что такие системы следует размещать на конвейерах большой мощности или транспортирующих сильно налипающих или дорогостоящий материал. Следует заметить, что даже самые современные средства не позволяют обеспечить 100% очистку ленты от прилипшего или примерзшего материала.

Дорогостоящие средства очистки ленты требуют привлечения для участия в их выборе или разработке специалистов в данной области.

В пользу этого предложения говорит то, что при решения задач по очистке ленты приходится принимать во внимание большое число факторов: состояние транспортируемого материала, его физико-механические свойства, состояние поверхности конвейерной ленты, схема ее запасовки на конвейере, длительность контакта с транспортируемым материалом, условия эксплуатации и многое другое. Должна быть проведена экспертная оценка конструкции очистителя и схемы прижатия к ленте, противодействие его конструкции залипанию счищенным им же материалом, удобства замены рабочих элементов при их износе на новые, возможности сброса материала в перегрузочное устройство или подача его снова на грузовую ветвь конвейера. Обобщить это, в случае необходимости провести экспериментальные исследования и выбрать на основе объективных показателей и личного опыта конструктивное решение может только специалист по очистке ленты.

В самом деле, параметры, учитываемые при решении проблемы

«как содержать конвейерную ленту в чистоте» настолько многочисленные, что каждое предприятие, а часто и каждый конвейер являются особым случаем. Только на предприятиях черной металлургии конвейеры используют для перемещения грузов более 100 наименований [2],на предприятиях по производству

строительных материалов - более 80. [3] Каждый из конвейеров может находится в теплых и холодных галереях, на открытых горных разработках и в подземных условиях. Большое разнообразие сыпучих грузов транспортируются ленточными конвейерами на предприятиях

топливно-энергетического комплекса в самых разных климатических условиях.

Для качественной очистки конвейерных лент, эксплуатируемых на предприятиях различных отраслей промышленности Российской Федерации, требуется использование разнообразных по конструкции очистных устройств. Это могут быть хорошо зарекомендовавшие конструкции очистителей производимые фирмами Германии, Швеции, Англии, США ,Франции и др. стран. Конкуренцию зарубежным техническим решениям могут составить многие конструкции отечественных очистителей, защищенных авторскими правами, отличающихся простотой изготовления и обслуживания [4]. При использовании качественных современных материалов можно рассчитывать на производство эффективных и надежных очистителей с относительно невысокой стой-

1. Тарасов Ю.Д. Очистка подконвейерного пространства на предприятиях нерудной промышленности -Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение.1983 - 192 с.

2. Тиц Ю.В., Лившиц В.И., Плахнин В.Д. Конвейерный транспорт металлургических заводов - М.: Металлургия. 1975 - 240 с.

мостью. Эти очистные устройства разработанные для определенных условий эксплуатации с учетом сложившейся на предприятиях культуры производства, при которой обслуживание не должно представлять сложность, а включать лишь профилактические осмотры и быструю замену очистителя или его рабочего органа в случае необходимости, ожидает своя обширная экономическая ниша.

Следовательно, можно прогнозировать, что качественная очистка конвейерных лент - это необходимость, которая в ближайшем будущем станет неизбежностью, сформирующая новый рынок товаров и услуг, где в роли потребителей будут выступать десятки тысяч предприятий, использующие ленточные конвейеры для транспортирования самых разнообразных сыпучих грузов в различных условиях эксплуатации.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Слепой Ю.Ш., Орешкин В.Л. ,Гуленко Г.Н., Непрерывный транспорт в промышленности строительных материалов. - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение. 1988 - 176 с.

4. Полунин В.Т., Гуленко Г.Н. Эксплуатация мощных конвейеров - М.: Недра. 1986 - 344 с.

— Коротко об авторах

Бибиков Павел Яковлевич — кандидат технических наук, доцент, Московский государственный горный университет.

ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

МОСКОВСКИЙ ГС УСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТ1 ЕТ

КРАПИВИН

Александр

Михайлович

Автоматизированный контроль и управление уровнем жидких и сыпучих материалов на основе диэлькометрического метода измерения

к.т.н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.