АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ / ANALYTICAL ARTICLE
УДК 614.842.661
DOI 10.25257/FE.2023.3.75-86
® Д. С. УВАЛИЕВ1
1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
Очерёдность привлечения пожарно-спасательных подразделений по повышенным рангам пожаров
АННОТАЦИЯ
Тема. Рассмотрен порядок и очерёдность привлечения пожарно-спасательных подразделений на произошедшие и возможные пожары по повышенным рангам согласно расписанию выезда подразделений территориального пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на примере г. Москвы.
Методы. Произведён сравнительный анализ привлечения пожарно-спасательных подразделений на пожары по повышенным рангам с использованием географических информационных систем. Результаты исследований обобщены и экстраполированы на возможные пожары.
Результаты. Результаты сравнения привлечения пожар-но-спасательных подразделений на возможные и произошедшие пожары по повышенным рангам указывают на различные варианты очерёдности высылки подразделений. Варианты очерёдности привлечения пожарно-спасательных подразделений обусловлены местоположением объекта пожара и возможными маршрутами следования к месту пожара. Данные условия невозможно учесть расписанием выезда. Исследование позволило определить, что последовательная очерёдность привлечения пожарно-спасательных подразделений влияет на общее время сосредоточения подразделений по некоторым рангам пожара. Разработан алгоритм, который посредством геоинформационных систем поочерёдно определяет привлече-
ние ближайших пожарно-спасательных подразделений на возможные пожары по повышенным рангам.
Область применения результатов. Статья имеет теоретический характер, нацелена на совершенствование функционирования пожарно-спасательных гарнизонов. В перспективе результаты исследований позволят усовершенствовать существующие автоматизированные системы управления пожар-но-спасательными гарнизонами, а также имитационные системы их функционирования.
Выводы. Представленный алгоритм позволит обеспечить оперативное сосредоточение пожарно-спасательных подразделений на месте пожара по повышенному рангу, а также сократить возможные человеческие жертвы и материальный ущерб. Одновременно с этим алгоритм позволит руководству и диспетчерскому составу пожарно-спасательных гарнизонов свести к минимуму время принятия управленческих решений, обеспечить контроль расходования горюче-смазочных материалов и снизить амортизацию пожарной техники.
Ключевые слова: пожар, пожаротушение, аварийно-спасательные работы, гарнизон, силы и средства, сосредоточение, район, расписание выезда
© D.S. UVALIEV1
1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
The order of involving fire and rescue units in fires of higher ranks
ABSTRACT
Purpose. The order and priority of involving fire and rescue units in fires that have already been burning and in potential ones of higher ranks according to the units departure schedule of territorial fire and rescue garrison to extinguish fires and perform emergency rescue operations using as the example Moscow city are considered.
Methods. A comparative analysis of involving fire and rescue units in fires of higher ranks using geographic information systems has been carried out. The research results have been summarized and extrapolated to potential fires.
Findings. The results of comparing fire and rescue units involvement in fighting higher ranks potential fires and fires that have already occurred demonstrate different priority options of units dispatch. Priority options for fire and rescue units involvement are determined by the location of burning facility and possible routes to the fire scene. These conditions cannot be taken into account in the departure schedule. The study has
made it possible to determine that the sequential order of fire and rescue units involvement has an impact on the total concentration time of units for certain fire ranks. An algorithm has been developed that, by geographic information systems, alternately determines the involvement of the nearest fire and rescue units to potential fires of higher ranks.
Research application field. The article is of a theoretical nature and is aimed at improving the functioning of fire and rescue garrisons. In the future, the findings of the research will make it possible to improve the existing automated management systems for fire and rescue garrisons, as well as simulation systems of their functioning.
Conclusions. The presented algorithm will enable the rapid concentration of fire and rescue units at a higher rank fire scene, as well as reduce possible casualties and property damage. At the same time, the algorithm will allow the management and dispatch staff of fire and rescue garrisons to minimize time
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 3
necessary for making managerial decisions, ensure control over Key words: fire, fire extinguishment, emergency and rescue
fuels and lubricants consumption and reduce the depreciation of operations, garrison, means and forces, concentration, area, fire appliances. departure schedule
ВВЕДЕНИЕ
Результаты работы по координации деятельности пожарно-спасательных подразделений (ПСП) в Российской Федерации оцениваются по статистическим показателям ведения боевых действий на месте тушения пожаров, что не в полном объёме учитывает обстановку с пожарами в районе выезда подразделения. А время начала эффективных действий в опорных решениях, как правило, рассматривают как показатель оперативности принятия управленческих решений с учётом опыта пожаротушения, результативности деятельности должностных лиц органов управления [1] и первичного тактического подразделения пожарной охраны.
Основное внимание руководства территориальных подразделений субъектов Российской Федерации обращено на темпы снижения количества пожаров, времени оперативного реагирования подразделений, количества погибших и травмированных людей при пожаре за отчётный период [2]. Вопросы сосредоточения сил и средств по повышенным рангам пожаров и принятия решений руководителем тушения пожара в условиях многозадачности [3] практически не затрагиваются.
В статье [4] были рассмотрены некоторые недостатки методов одномерного статистического анализа. Установлено, что эти методы в исследовании индивидуальных показателей и попарном их сравнении не позволяют выявить закономерности, присущие всей совокупности данных [5]. Другими авторами [4, 6, 7] предложено использовать методы математической статистики и многомерного статистического анализа. В результате выявлено влияние времени прибытия первичного тактического подразделения пожарной охраны на показатели гибели и травмирования людей при пожаре. Очевидно, что время сосредоточения сил и средств пожарно-спасательного гарнизона, привлекаемого для тушения пожара по повышенному рангу, также будет оказывать влияние на эти показатели, что на данный момент статистически не учитывается.
В статье анализируется расписание выезда подразделений территориального гарнизона на примере г. Москвы с целью исследования порядка очерёдности и численности привлекаемых ПСП к месту пожара (с учётом особенностей границ районов (подрайонов) выезда, фактического место-
положения объекта пожара и маршрута следования к месту пожара).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
На территории субъектов Российской Федерации (без учёта Луганской и Донецкой Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей) (далее субъекты РФ) создана система пожарно-спасательных гарнизонов, включающая в себя 85 территориальных и 1 547 местных пожарно-спасательных гарнизонов. Личный состав Государственной противопожарной службы насчитывает более 220 000 человек, в её распоряжении 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4 000 зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров.
Взаимодействие МЧС России с органами управления различных видов пожарной охраны, а также координация их деятельности проводится в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности. Руководством МЧС России проводится активная работа по совершенствованию деятельности и повышению уровня готовности подразделений пожарной охраны к действиям по предназначению в целом.
Для оценки и сравнения качества деятельности ПСП используются критерии, характеризующие динамику показателей оперативного реагирования - среднее время сбора и выезда по сигналу тревоги, среднее время следования к месту вызова, среднее время подачи первого ствола, среднее время локализации и ликвидации пожара (в соответствии с Приказом МЧС России от 08.02.2021 № 60 «Об утверждении положения о порядке координации деятельности пожарной охраны»).
Одним из основных критериев для определения особенностей боевых действий по тушению пожаров и расследования причин их возникновения является масштаб последствий, по которому пожар классифицируется как крупный. В настоящее время не существует чётко установленного набора характеристик крупного пожара. Ранее крупным пожаром считался пожар с убытком в 3 420 минимальных размеров оплаты труда и более, и (или) с групповой гибелью 5 и более человек, и (или) травмированием 10 и более человек,
к тушению пожаров привлекались силы и средства по повышенным номерам (рангам) вызова (в соответствии с «Методическими рекомендациями по изучению пожаров» (утв. МЧС России 27.02.2013 № 2-4-87-2-18), действие которых отменено письмом МЧС от 23.12.2020 № М-ИД-28). Авторы [8] для определения масштаба пожара и отнесения его к крупному предлагают следующие критерии отбора: количество погибших людей; количество травмированных людей; ущерб; количество привлекаемой техники; количество стволов, подаваемых на тушение; время локализации пожара; время ликвидации пожара; площадь пожара. Почти все эти критерии определяют оперативность работы ПСП на месте пожара. Учитывая тот факт, что в настоящее время в нормативных документах отсутствует определение понятия крупного пожара, исследуем показатели оперативного реагирования ПСП по повышенным рангам пожаров.
Исследование подобных пожаров в г. Астрахани за 2022 г. [9] и проведённый анализ пожаров в г. Москве показали, что для ПСП, следующих на пожар по повышенным рангам, идентифицирован критерий времени оперативного сосредоточения, который формализует их очерёдность привлечения, в зависимости от местоположения объекта пожара и пути следования к месту пожара.
В соответствии с приказом МЧС России от 25.10.2017 г. № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» система реагирования пожарно-спасательных гарнизонов (ПСГ) формируется исходя из основных принципов:
- разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений с учётом оптимальной дислокации ПСП, прибытия первого ПСП в наиболее удалённую точку района выезда в максимально короткое время;
- обеспечение возможности в максимально короткое время сосредоточения на месте крупного пожара сил и средств (СиС) местного ПСГ в количестве, необходимом для локализации пожара на начальной стадии его развития;
- возможность ликвидации СиС местного гарнизона одновременно двух пожаров.
Порядок привлечения сил и средств подразделений гарнизонов, территориальных (местных) гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (АСР) устанавливается документами предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ:
- расписаниями выездов подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР (далее расписание выезда);
- планами привлечения сил и средств гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР;
- планами применения опорного пункта;
- планами тушения пожаров, карточками тушения пожаров (далее, соответственно, ПТП, КТП);
- строевыми записками гарнизонов.
Расписание выезда - документ, устанавливающий оперативное привлечение СиС ПСГ к тушению пожаров в одном или нескольких муниципальных образованиях, городских округах, которым руководствуются диспетчеры пожарной связи.
Для определения общих принципов порядка очерёдности и численности ПСП, направляемых к месту пожара, используем метод обобщения. Моделируется привлечение на примере района выезда одной из пожарно-спасательных частей (ПСЧ) ФПС пожарно-спасательного отряда ФПС Управления центрального административного округа (ЦАО) г. Москвы (рис. 1). Красной линией отмечена граница района выезда ПСЧ. Район выезда имеет два подрайона, граница подрайона выезда ближайшей ПСЧ отмечена синей линией, граница подрайона выезда другой ближайшей ПСЧ -зеленой линией.
Порядок привлечения ПСЧ установлен расписанием выезда подразделений территориального ПСГ для тушения пожаров и проведения АСР на территории г. Москвы утвержденным мэром г. Москвы от 12.04.2021 г. [10].
В соответствии с расписанием выезда подразделений территориального ПСГ для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории г. Москвы (табл. 1), по рангу
Рисунок 1. Границы района выезда ПСЧ
Figure 1. Boundaries of the departure area of fire and rescue department (FRD)
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 3
пожара № 1 направляется 4 автоцистерны, при пожаре № 1-БИС направляется 7 автоцистерн.
Проанализируем возможность сосредоточение в максимально короткое время ближайших СиС гарнизона при условном пожаре по рангу № 1-БИС и соответствие их расписанию выезда в зависимости от местоположения объекта пожара и маршрута следования.
Для расчёта времени следования пожарно-спасательных подразделений используем основную распространённую формулу, приведённую в сводах правил, учебниках и пособиях:
¿60
х = -
где т - расчётное время следования пожарного автомобиля; L - путь от подразделения до условного пожара; VnA - скорость следования пожарного автомобиля к месту условного пожара.
Время прибытия (соответственно, и средняя скорость следования пожарного автомобиля) может быть также рассчитано в соответствии с Методикой расчёта среднего времени прибытия ПСП к месту вызова (на ЧС и (или) пожары) в городах и сельской местности. Показатель скорости следования пожарного автомобиля был исследован многими авторами - Повзик Я. С., Роенко В. В., Пряничников В. А. [11-13]. Но в данной работе внимание акцентируется на времени оперативного сосредоточения ПСП для тушения пожара по повышенному рангу, в зависимости от очерёдности высылки ПСП, местоположения объекта и маршрута следования к месту пожара.
Для идентификации скорости следования пожарного автомобиля предлагается использовать географические информационные системы (ГИС), что может быть исследовано в качестве критерия оперативности в дальнейшей работе.
Существуют разные виды географических информационных систем. На российском рынке можно выделить несколько ведущих картографических и информационных ресурсов: 2ГИС, Яндекс. Карты, Google Maps. Источник ресурса не имеет значения, важно определить скорость пожарного автомобиля с учётом загруженности транспортного потока, времени следования до объекта пожара, как предлагают авторы [14, 15], и оптимальный путь следования, используя ГИС. Скорость пожарного автомобиля к месту условного пожара была определена как:
Таблица 1 (Table 1)
Силы и средства, направляемые в район выезда ПСЧ по рангу пожара № 1-БИС (фрагмент таблицы расписания выездов) Means and forces assigned to the departure area of FRD to rank № 1-BIS fire
№ 1-БИС
Привлекаемые подразделения Расчётное время прибытия к наиболее удалённой точке района выезда
АЦ ПСЧ-33 7-9 мин
АЦ ПСЧ-33 7-9 мин
АЦ ПСЧ-9 7-9 мин
АЦ ПСЧ-88 8-10 мин
АЦ ПСЧ-47 20-22 мин
АЦ ПСЧ-50 16-18 мин
АЦ ПСО-207 10-12 мин
где УТП - средняя скорость транспортного потока (определяется с использованием ГИС); Кс пр -средний коэффициент преимущества; Квл - общий коэффициент влияния разных факторов.
Коэффициент Квл рассчитывается как произведение коэффициентов влияния нескольких факторов:
K — K K „. K пц K „„,
вл вл.р влПА влДН влВС 1
(3)
УПА — УТП K K ,
ПА III ср.пр вл '
где К - коэффициент влияния расстояния до места условного пожара; КвлПА - коэффициент влияния типа техники; КвлДН - коэффициент влияния дня недели; КвлВС - коэффициент влияния времени суток.
Для иллюстрации пути следования от ближайших ПСП к месту условного пожара представим район выезда ПСЧ (рис. 1) в виде геометрической фигуры треугольника. Произвольно, по сторонам света выбрано четыре условных пожара: по улице Тверская, д. 7 (восточная часть района), по улице Трёхпрудный переулок, д. 9 стр. 1 (северная часть), по улице Большая Никитская, д. 51, стр. 1 (западная часть) по улице Большой Афанасьевский переулок, д. 33 (южная часть). Проложим путь от ближайших ПСП к месту условного пожара посредством ГИС (рис. 2-5).
В таблице 2 представлена очерёдность и расчётное время прибытия автоцистерн ПСП (с учётом времени сбора и выезда дежурного караула, а также по данным ГИС), направляемых в соответствии с расписанием выезда по четырём условным пожарам. Наименования ПСП изменены. Для визуализации очерёдности ПСП отмечены разным цветом.
Рисунок 2. Путь следования ближайших ПСП по рангу пожара № 1-БИС по ул. Тверская, д. 7 Figure 2. The route of the nearest FRU along Tverskaya st.7 to the rank № 1-BIS fire
Рисунок 4. Путь следования ближайших ПСП по рангу пожара № 1-БИС по ул. Большая Никитская, д. 51, стр. 1 Figure 4. The route of the nearest FRU along Bolshaya Nikitskaya st. 51, bld. 1., to the rank № 1-BIS fire
Из полученных данных можно сделать следующие выводы.
1. Расписание выезда подразделений территориального ПСГ для тушения пожаров и проведения АСР на территории г. Москвы учитывает возможность ликвидации СиС гарнизона одновременно двух пожаров. Автоцистерны некоторых ПСЧ (расчётное время прибытия меньше) не планируются к высылке ни по одному из рангов пожара, формируя резерв. Однако расписанием выезда не предусмотрен порядок привлечения свободных сил и средств гарнизона в случае возникновения второго пожара или одновременно двух пожаров, как предлагает автор [16].
2. Расчётное время прибытия ПСП в наиболее удалённую точку района выезда и к факти-
Рисунок 3. Путь следования ближайших ПСП по рангу пожара № 1-БИС по ул. Трёхпрудный переулок, д. 9, стр. 1 Figure 3. The route of the nearest FRU along Trekhprudniy pereulok st.9, bld. 1, to the rank № 1-BIS fire
Рисунок 5. Путь следования ближайших ПСП по рангу пожара № 1-БИС по ул. Большой Афанасьевский переулок, д. 33
Figure 5. The route of the nearest FRU along Bolshoy Afanasievskiy pereulok 33 to the rank № 1-BIS fire
ческому местоположению объекта условного пожара отличается. Это создает различие в списках очерёдности ближайших и направляемых СиС по расписанию выезда. Критерием различия является местоположение условного объекта пожара. Его невозможно учесть существующими методами определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и их технической оснащённостью при проектировании гарнизона (СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения»; Приказ МЧС России от 15.10.2021 № 700 «Об утверждении методик расчета численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны»), а также при составлении расписания выезда. При пожарах
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 3
Таблица 2 (Table 2)
Очерёдность прибытия ПСП в соответствии с расписанием выезда и расстояния от них на четыре условных пожара The order of FRU arrival according to the departure schedule and distance from them to four conditional fires
ПСП согласно расписанию выезда Расчётное время прибытия согласно расписанию выезда к наиболее удалённой точке района выезда, мин Ближайшие ПСП к ул. Тверская, Д. 7 Расчётное время прибытия по данным ГИС, мин Ближайшие ПСП к ул. Трёхпрудный переулок, д. 9, стр. 1 Расчётное время прибытия по данным ГИС, мин Ближайшие ПСП к ул. Большая Никитская, д. 51, стр. 1 Расчётное время прибытия по данным ГИС, мин Ближайшие ПСП к ул. Большой Афанасьевский переулок, д. 33 Расчётное время прибытия по данным ГИС, мин
АЦ 1 ПСЧ 7-9 АЦ 10 ПСЧ 3,8 АЦ 10 ПСЧ 4 АЦ 2 ПСЧ 2,3 АЦ 3 ПСЧ 2,9
АЦ 1 ПСЧ 7-9 АЦ 1 ПСЧ 4,5 АЦ 1 ПСЧ 4,1 АЦ 2 ПСЧ- 2,3 АЦ 1 ПСЧ 3
АЦ 2 ПСЧ 7-9 АЦ 1 ПСЧ 4,5 АЦ 1 ПСЧ 4,1 АЦ 1 ПСЧ 4,2 АЦ 1 ПСЧ 3
АЦ 3 ПСЧ 8-10 АЦ 7 ПСЧ 4,9 АЦ 7 ПСЧ 5,2 АЦ 1 ПСЧ 4,2 АЦ 10 ПСЧ 5,9
АЦ 4 ПСЧ 20-22 АЦ 2 ПСЧ 6,7 АЦ 2 ПСЧ 5,2 АЦ 10 ПСЧ 4,6 АЦ 7 ПСЧ 7
АЦ 5 ПСЧ 16-18 АЦ 2 ПСЧ 6,7 АЦ 2 ПСЧ 5,2 АЦ 3 ПСЧ 5,2 АЦ 2 ПСЧ 7,1
АЦ 6 ПСЧ 10-12 АЦ 4 ПСЧ 7,8. АЦ 3 ПСЧ 6,9 АЦ 7 ПСЧ 6,2 АЦ 2 ПСЧ 7,1
АЦ 5 ПСЧ 7,8 АЦ 4 ПСЧ 8,4 АЦ 6 ПСЧ 9,6 АЦ 4 ПСЧ 8,2
АЦ 3 ПСЧ 8,1 АЦ 6 ПСЧ 12,2 АЦ 4 ПСЧ 9,9 АЦ 5 ПСЧ 8,3
АЦ 6 ПСЧ 13,4 АЦ 5 ПСЧ 12,9 АЦ 5 ПСЧ 10,1 АЦ 6 ПСЧ 10,38
по повышенным рангам № 1-БИС, 2, 3, 4, 5 увеличится число направляемых автоцистерн ПСП, и тем самым кардинально меняется очерёдность возможных к направлению ближайших ПСП.
Для проверки полученных данных выбран пожар, произошедший в 2022 г. в районе выезда одной ПСЧ пожарно-спасательного отряда ФПС Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве на ул. Тверской, д. 27, стр. 2.
Согласно справке о пожаре силы и средства привлекались по рангу № 1-БИС, однако фактически имеются сведения о прибытии пяти автоцистерн ПСП (возможно, вследствие сложной оперативной обстановки в ПСГ).
В таблице 3 представлена очерёдность и расчётное время прибытия ПСП в соответствии с расписанием выезда, ближайших автоцистерн ПСП (с учётом времени сбора и выезда дежурного
Таблица 3 (Table 3)
Очерёдность прибытия ПСП в соответствии с расписанием выезда, ближайших автоцистерн ПСП (с учётом времени сбора и выезда дежурного караула, а также данных ГИС) и фактически прибывшие на пожар по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 27, стр. 2 The order of FRU arrival according to the departure schedule, the nearest water tenders of FRU (taking into account the turnout time and departure time of the on-duty crew, as well as GIS data), and actually arrived at the fire scene at the address: Moscow, Tverskaya st. 27, bld. 2
ПСП согласно расписанию выезда Расчётное время прибытия согласно расписанию выезда к наиболее удалённой точке района выезда, мин Ближайшие ПСП к ул. Тверская, д. 27, стр. 2 Расчётное время прибытия по данным ГИС, мин ПСП, прибывшие на пожар Фактическое время прибытия
АЦ 1 ПСЧ 7-9 АЦ 7 ПСЧ 4 АЦ 1 ПСЧ 5
АЦ 1 ПСЧ 7-9 АЦ 1 ПСЧ 7 АЦ 3 ПСЧ 5
АЦ 2 ПСЧ 7-9 АЦ 1 ПСЧ 7 АЦ 2 ПСЧ 6
АЦ 3 ПСЧ 8-10 АЦ 8 ПСЧ 5 АЦ 4 ПСЧ 10
АЦ 4 ПСЧ 20-22 АЦ 2 ПСЧ 5 АЦ 5 ПСЧ 23
АЦ 5 ПСЧ 16-18 АЦ 2 ПСЧ 5
АЦ 6 ПСЧ 10-12 АЦ 3 ПСЧ 8
АЦ 4 ПСЧ 9
АЦ 9 ПСЧ 11
АЦ 5 ПСЧ 10
караула, а также данным ГИС) и отмечены ПСП, фактически прибывшие на пожар. Наименования ПСП изменены. Для визуализации очерёдности ПСП отмечены разным цветом.
Список ПСП, прибывших к месту пожара, не соответствует расписанию выезда, но отражает соответствие очерёдности прибытия подразделений. Возможно, при разработке расписания выезда учитывалось расчётное время, состав ПСП и очерёдность их привлечения на данный участок. Анализ расчётного времени прибытия ближайших ПСП к месту пожара и расчётного времени по расписанию вызова указывает на возможность более оперативного сосредоточения.
Для более глубокого сравнительного анализа возможности оперативного сосредоточения сил и средств изучен пожар по повышенному рангу № 4, произошедший в 2020 г. в ЦАО г. Москвы на ул. Тверской, д. 24. Согласно описанию пожара, его объектом стало административное разноуровневое 4-6-этажное кирпичное здание, расположенное в районе выезда одной из ПСЧ ФПС пожарно-спасательного отряда ФПС ЦАО г. Москвы. Наименования ПСП не разглашаются, указан номер очерёдности автоцистерн пожарно-спасательных подразделений в соответствии с расписанием выезда.
Ознакомимся с краткой хронологией оперативной обстановки на пожаре. В 13:57 по линии «101» поступило сообщение о возгорании. Согласно расписанию выезда 2020 г., по рангу пожара предусмотрена высылка двух автоцистерн (АЦ), но в 13:58 по характеру заявки диспетчером направлено четыре АЦ. В 14:03 прибыло первое подразделение в составе двух АЦ № 1 и № 2, а в 14:06 РТП-1 объявляет ранг пожара № 1-БИС. Стоит отметить, что следующая АЦ № 4 прибыла в 14:08, опередив на 2 минуты АЦ № 3.
Далее в 14:12 прибывает РТП-2, и в 14:14 объявляет ранг пожара № 2. В 14:16 прибывает АЦ № 7, несмотря на то, что по расписанию выезда в очерёдности высылки она стоит после АЦ № 6, которая прибыла в 14:20. АЦ № 9 и 10 прибыли раньше АЦ № 8. Аналогичная ситуация происходит, когда АЦ № 12 прибывает раньше АЦ № 11.
В 14:20 прибывает РТП-3, а в 14:29 он объявляет ранг пожара № 3, и вновь ранг пожара повышается до момента сосредоточения на пожаре СиС предыдущего ранга. АЦ № 15, 16, 17, направляемые по рангу № 3, прибыли быстрее АЦ № 13, направленной по рангу № 2. АЦ № 19, 20, высланные по рангу № 4 (объявленный в 14:55 РТП-5), прибыли быстрее той же АЦ № 13 и АЦ № 18. АЦ № 14 и 21 прибыли одновременно.
На рисунке 6 представлен график фактического (красный) и расчётного (синий) времени прибытия ПСП на анализируемый пожар. На горизонтальной оси координат отмечена очерёдность АЦ согласно расписанию выезда. На вертикальной оси отмечено время прибытия. Плоскость системы координат дифференцирована цветом по рангам пожара № 1, 1-БИС, 2, 3, 4.
Из рисунка видно, что динамика очерёдности прибытия ПСП по повышенным рангам пожаров во времени значительно меняется. При этом стоит обратить внимание на АЦ № 4 и 7 по рангу пожара № 1-БИС, АЦ № 10 и 12 по рангу пожара № 2, АЦ № 15, 16 и 17 по рангу пожара № 3, и АЦ № 19, и 20 по рангу пожара № 4 (время прибытия меньше предыдущих и последующих подразделений). Возможно, ожидание руководителем тушения пожара прибытия дополнительных сил и средств и приводит к повторному повышению ранга пожара.
Во многом при расчёте прогнозируемого времени прибытия ПСП, как в России [17], так и за рубежом [18, 19], требуется учитывать особенности тактико-технических характеристик ПСГ, расположение ПСП, плотность транспортного потока, качество автомобильных дорог, тип пожарной техники, опыт и знание района выезда ПСП водительским составом.
Однако при абстрагировании от данных факторов минимальное время оперативного сосредоточения ПСП на месте пожара по повышенному рангу в количестве, необходимом для локализации пожара, будет достигнуто внесением изменений в порядок привлечения СиС ПСГ - расписание выезда.
Одним из простых вариантов решения автор считает сбор и анализ обширных статистических данных пожаров по повышенным рангам [20]. Деление района выезда на сектора (рис. 7) позволит по формуле (1) формировать порядок и очерёдность привлечения СиС непосредственно для каждого сектора. Возможно, применима теория категорирования территорий гарнизона [21] для дифференциации секторов по площади и размерам в комплексе с теорией множеств [22]. Однако данный метод потребует от разработчика расписания выезда большого объёма вычислений.
Автором же разработан алгоритм очерёдности привлечения (оперативного сосредоточения) СиС для ПСГ. Критерий очерёдности привлечения - это расчётное время прибытия ПСП, в зависимости от местоположения объекта пожара и маршрута следования СиС, определяемое посредством ГИС.
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 3
16:19 -I
13:55
1 I I Г
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Очередность АЦ, в соответствии с рангом пожара
1 I I
19 20 21
Рисунок 6. Время прибытия ПСП на пожар по ул. Тверская, д. 24: ф фактическое (очерёдность согласно расписанию выезда); расчётное (очерёдность согласно расписанию выезда); -А- расчётное (очерёдность согласно алгоритму) Figure 6. FRU arrival time to the fire at Tverskaya st. 24: -ф- actual time (the order of arrival is according to the departure schedule); ^ estimated time (the order of arrival is according to the departure schedule); estimated time (the order of arrival is according to the algorithm)
Рисунок 7. Пример деления района выезда на сектора Figure 7. Example of dividing departure area into sectors
Для наглядности алгоритм проверен по имеющимся данным о СиС, прибывших на анализируемый пожар по повышенному рангу (рис. 8). Наименования пожарно-спасательных подразделений изменены.
Подробно разъясним действия по алгоритму очерёдности привлечения СиС ПСГ.
1. Ввод адреса пожара.
2. Выбор свободных ПСП.
3. АСУ ПСГ прокладывает оптимальные пути следования от свободных ПСП до места пожара. Вычисляет расчётное время прибытия от свободных пожарно-спасательных подразделений до места пожара с учётом сбора и выезда.
4. По порядковым номерам подразделений выстраивает список с соответствующим временем прибытия, индексируя ПСП. Первому индексу
УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
Наименование ПСП Время прибытия Индекс, i
1 ПCЧ 6 0
Б ПCЧ Б 1
1G ПCЧ 4 2
1Б ПCЧ 10 З
20 ПCЧ 1З 4
25 ПCЧ 14 Б
30 ПCЧ 10 6
ЗБ ПCЧ 14 У
4G ПCЧ 16 В
4Б ПCЧ 11 9
50 ПCЧ 18 10
ББ ПCЧ Б 11
6G ПCЧ 9 12
бБ ПCЧ 1Б 1З
70 ПCЧ У 14
УБ ПCЧ 9 1Б
В0 ПCЧ 20 16
ВБ ПCЧ 22 1У
90 ПCЧ 25 1В
9Б ПCЧ 24 19
MANAGEMENT IN ORGANIZATIONAL SYSTEMS
НАЧАЛО
/ Ввод адреса ¡ пожара I
Выбор свободных ПСП I ~
Определение оптимального пути следования от свободных ПСП до места пожара
1
т = L : Vn,
1
Tmin = т0; i = 1, n = 20
ДА
КОНЕЦ
тт|п = т
1
i = i +1
Рисунок 8. Алгоритм очерёдности привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов Figure 8. The algorithm for the priority of involving means and forces of fire and rescue garrisons
присваивается минимальное значение, а их число определяет количество циклов.
5. АСУ ПСГ сравнивает число индекса с числом циклов, то есть 1 меньше 20.
6. Если выражение верно, производится сравнение минимального значения времени прибытия со значением, соответствующим индексу, то есть 5 меньше 6.
7. Если выражение верно, производится замена минимального значения.
8. Предыдущий индекс увеличивается на единицу.
9. Вновь сравнивается число индекса с числом циклов, то есть 2 меньше 20.
10. Если выражение верно, производится сравнение минимального значения времени прибытия со значением, соответствующим индексу, то есть 4 меньше 5.
11. Если выражение верно, производится замена минимального значения.
12. Предыдущий индекс увеличивается на единицу.
13. Вновь сравнивается число индекса с числом циклов, то есть 3 меньше 20.
14. Если выражение верно, производится сравнение минимального значения времени при-
бытия со значением, соответствующим индексу, то есть 10 меньше 4.
15. Если выражение не верно, предыдущий индекс увеличивается на единицу.
16. Вновь сравнивается число индекса с числом циклов, то есть 4 меньше 20.
Данные циклы будут продолжаться, пока не будет произведено сравнение числа индекса с числом циклов, то есть 20 меньше 20. Если выражение не верно, алгоритм вычислит минимальное значение - 10 ПСЧ со временем прибытия 4 минуты. Данное подразделение необходимо направить к месту пожара. Для определения следующего подразделения с минимальным расчётным временем прибытия алгоритм вновь производит расчёты.
Очерёдность времени прибытия, определённая с помощью алгоритма, отмечена на рисунке 6 зелёной линией. График последовательный, изменений в динамики прибытия не наблюдается.
В таблице 4 приведено сравнение времени сосредоточения ПСП по повышенным рангам пожара с момента получения сообщения о пожаре. Время сосредоточения, согласно очерёдности, построенной алгоритмом, меньше фактического времени сосредоточения (рис. 6, красная линия)
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 3
Таблица 4 (Table 4)
Время сосредоточения ПСП на анализируемый пожар по каждому повышенному рангу Concentration time for FRU at the 2020 Moscow fire of each higher rank
Ранг пожара Фактическое время сосредоточения ПСП, очерёдность по расписанию выезда, мин Расчётное время сосредоточения ПСП, очерёдность по расписанию выезда, мин Возможное время сосредоточения ПСП, очерёдность по разработанному алгоритму, мин
№ 1 6 5 6
№ 1-БИС 42 18 36
№ 2 85 46 55
№ 3 93 78 85
№ 4 124 83 124
на 6 минут по рангу № 1-БИС, на 30 минут по рангу № 2, 8 минут по рангу № 3, и одинакова по рангам № 1 и № 4. Стоит отметить, что значения времени, полученные с помощью алгоритма, будут превышать расчётные, так как округляются в большую сторону.
ВЫВОДЫ
Проведённым исследованием установлено, что расписание выезда не во всех случаях соблюдает один из основных принципов реагирования ПСГ - это обеспечение возможности в максимально короткое время сосредоточения на месте крупного пожара СиС местного ПСГ в количестве, необходимом для локализации пожара на начальной стадии его развития.
Местоположение объекта пожара и маршрут следования к месту пожара создают различные варианты очерёдности привлечения ПСП по повышенному рангу пожара. Расписанием выезда данные условия не предусмотрены. Предлагаемый алгоритм определяет очерёдность привлечения и позволяет оперативно сосредоточить СиС, в зависимости от расчётного времени прибытия ближайших пожарно-спасательных подразделений непосредственно к месту пожара.
Результаты исследования подтверждают отличие очерёдности привлечения ПСП по расписанию выезда и по предлагаемому алгоритму. Последовательная очерёдность привлечения ПСП влияет на общее время оперативного сосредоточения ПСП по повышенным рангам пожара.
Как инструмент поддержки принятия управленческих решений, разработанный алгоритм обеспечит уменьшение объёма выполняемой работы при разработке расписания выезда, усовершенствует существующие различные АСУ ПСГ [23], позволит обеспечить контроль расходования горюче-смазочных материалов и снизить амортизацию пожарной техники [24].
Исследования по идентификации критериев, влияющих на оперативное и эффективное привлечение подразделений пожарной охраны по повышенным рангам, будут продолжены.
На основании вышеизложенного можно считать, что совершенствование системы реагирования на пожары остаётся актуальным вопросом в рамках рассматриваемой проблемы сосредоточения последующих сил и средств после прибытия к месту пожара первичного тактического подразделения пожарной охраны, и может являться маркером комплексного показателя.
В дальнейшем планируется определение дополнительных критериев привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны по повышенным рангам (количество боевого расчёта, количество газодымозащитников, вид и тип пожарной техники и формирование резерва СиС для возможного второго пожара), а также расчёт их весовых значений. Также будет проведено математическое моделирование привлечения ПСП к месту пожара по повышенному рангу. Полученные результаты будут апробированы при выборе ПСП для сбора и возвращения в подразделение с места пожара по повышенному рангу.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Данилова М. А, Данилов М. М, Денисов А. Н., За-харевский В. Б., Шилина А. Н. Модель оперативного управления в принятии опорных решений с учётом оптимальности // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2018. № 3. С. 94-101. D01:10.25257/FE.2018.3.94-I01
2. Гончаренко В. С., Чечетина Т. А, Сибирко В. И. [и др.]. Пожары и пожарная безопасность в 2022 году: Информационно-аналитический сборник. Балашиха, ВНИИПО МЧС России, 2023. 80 с.
3. Денисов А. Н, Данилов М. М, Аникин С. Н, Цоку-рова И. Г. Условия многозадачности управления пожарно-спасательными подразделениями при тушении подвижного железнодорожного состава на металлургических предприятиях // Computational Nanotechnology. 2022. Т. 9. № 1. С. 39-46. D0I:10.33693/2313-223X-2022-9-1-39-46
4. Власов К. С., Денисов А. Н, Зыков В. В. Многомерный анализ показателей оперативной деятельности пожарных подразделений // Пожарная безопасность. 2013. № 4. С. 80-86.
5. Вилисов В. Я. Оптимальное распределение сил и средств при одновременных вызовах на пожары // Теоретические и прикладные вопросы комплексной безопасности: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 марта 2021 года. Том 1. М.: Институт развития дополнительного профессионального образования. 2021. С. 54-58.
6. Брушлинский Н. Н, Соколов С. В., Григорьева М. П. Сравнительный анализ обстановки с пожарами в странах мира // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2022. № 4. С. 5-12. 001 10.25257/РБ.2022.4.5-12
7. Брушлинский Н. Н, Клепко Е. А, Попков С. Ю, Соколов С. В. Управление пожарной безопасностью субъектов Российской Федерации на основе анализа пожарных рисков // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2010. № 3. С. 104-114.
8. Власов К. С. Данилов М. М, Денисов А. Н. Крупные пожары - критерии отбора // Пожарная безопасность. 2020. № 3 (100). С. 65-72. 001 10.37657/уппро.рЬ.2020.99.86.008
9. Увалиев Д. С. О рациональном привлечении сил и средств по повышенным рангам пожаров // Социально-экономические аспекты принятия управленческих решений: Сборник материалов седьмого научного семинара. М.: Академия ГПС МЧС России. 2023. С. 509-513.
10. Расписание выезда подразделений территориального пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города Москвы [Электронный ресурс] // сайт. Режим доступа: https://5nomer.ru/wp-content/uploads/2022/03/РВ-Москва-2021-Приказ-333-31.03.2021^ (дата обращения: 02.07.2023).
11. Повзик Я. С. Пожарная тактика. Изд., перераб. и доп. М.: ЗАО Спецтехника, 2004. 416 с.
12. Роенко В. В., Назармамбетов Д. Т., Ому ров У. К. Влияние технических характеристик пожарных автомобилей на время их следования к местам вызовов [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2017. № 1 (71). С. 36-40. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 29871074 (дата обращения: 02.07.2023).
13. Пряничников В. А, Сибиряков М. В. Концепция модели обеспечения нормативного времени прибытия аварийных служб в условиях мегаполиса // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2015. № 3. С. 37-40. 001 10.25257/РБ.2015.3.37-40
14. Соколов С. В., Сибиряков М. В. Определение преимущества движения пожарно-спасательных подразделений в транспортном потоке [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2017. № 1 (71). С. 244-254.
Режим доступа: https:jjwww.elibrary.rujitem.asp?edn=zdrkft (дата обращения: 02.07.2023).
15. Сибиряков М. В. Анализ геоинформационных данных о следовании пожарно-спасательных подразделений к местам экстренных вызовов jj Технологии техносферной безопасности. 201б. N б (70). С. 214-221.
16. Вилисов В. Я. Об оценивании эффективности применения транспортных моделей для управления ликвидацией пожаров jj Инженерный вестник Дона. 2021. N б (78). С. 44-5б.
17. Топольский Н. Г., Вилисов В. Я., Хабибулин Р. Ш. [u др.] Применение машинообучаемых цепей Маркова для определения ранга пожара и прогнозирования фаз его развития jj Пожаровзрывобезопасность. 2021. Т. 30. N б. С. 39-51. D0I:10.22227j0869-7493.2021.30.06.39-51
18. Соколов С. В., Брушлинский Н. Н., Фам К. Х. Разработка и адаптация имитационной системы оперативной деятельности пожарных подразделений к условиям Вьетнама jj Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2021. N 2. С. 5-14. D0I:10.25257jFE.2021.2.5-14
19. Guanjie Hou, Quanwang Li, Zhigang Song, Hao Zhang. Optimal fire station locations for historic wood building areas considering individual fire spread patterns and different fire risks jj Case Studies in Thermal Engineering. 2021. 28 p.
20. Francisco Echeverria, Andres Abrego, María Gonzalez de Audicana, Ainara Lopez-Maestresalas, Silvia Arazuri, Raquel Ciriza, Carmen Jaren Analysis of fire services coverage in Spain jj Engineering Journal Dyna. 2006. 2018. Pp. 247-251.
21. Назаров А. А, Батуро А. Н., Мартинович Н. В., Та-таркин И. Н. Аспекты практического применения алгоритмов и методик времени прибытия пожарных подразделений jj Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2021. N 1 (20). С. 20-25. D0I:10.34987jvestnik.sibpsa.2021.20.1.003
22. Абдурагимов Г. И. Разработка методики оптимизации границ районов выезда пожарных частей гарнизона: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук j Абдурагимов Георгий Иосифович. Москва, 1995. 25 с.
23. Ибрагимов А. В. Автоматизированная система управления пожарной охраной как инструмент управления местным пожарно-спасательным гарнизоном jj Мировая наука. 2020. N 1 (34). С. 218-221.
24. Петраков А. С. Геоинформационные системы в транспортной логистике jj Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2016): сборник статей VIII Международной научно-технической конференции. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. С. 300-302.
REFERENCES
1. Danilova M.A., Danilov M.M., Denisov A.N., Zaharevsky V.B., Shilina A.N. The operational management model in key decision making with consideration of their optimality. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2018, no. 3, pp. 94-101 (in Russ.) D01:10.25257/FE.2018.3.94-I01
2. Goncharenko V.S., Chechetina T.A., Sibirko V.I. [et al.]. Pozhary i pozharnaia bezopasnost v 2022 godu: Informatsionno-analiticheskii sbornik [Fires and fire safety in 2022: Information and analytical collection]. Balashiha, All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERC0M of Russia Publ., 2023. 80 p. (in Russ.).
3. Denisov D.N., Danilov M.M., Anikin S.N., Tsokurova I.G. Multi-task conditions for the management of fire and rescue units during rolling stock extinguishing at metallurgical enterprises. Computational nanotechnology, 2022, vol. 9, no. 1, pp. 39-46 (in Russ.) D0I:10.33693/2313 223X 2022-9-1-39-46
4. Vlasov K.S., Denisov A.N., Zykov V.V. Multidimensional indices analysis of rapid reaction of fire divisions. Pozharnaja bezopasnost - Fire safety. 2013, no. 4, pp. 80-86 (in Russ.).
5. Vilisov V.Y. Optimal distribution of forces and funds in simultaneous calls to fire. In: Teoreticheskie i prikladnye voprosy kompleksnoi bezopasnosti: Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tom 1 [Theoretical and applied issues
of complex security: Proceedings of the IVth International Scientific and Practical Conference. Vol. 1]. Moscow, Institute of additional professional education evolution Publ., 2021, pp. 54-58 (in Russ.).
6. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Grigorieva M.P. Comparative analysis of the situation with fires in the countries around the world. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2022, no. 4, pp. 5-12 (in Russ.) D0I:10.25257/FE.2022.4.5-12
7. Brushlimky N.N., Sokolov S.V., Klepko E.A., Popkov S.U. Fire safety management of subjects of the russian federation on the basis of fire hazard analysis. Problemy bezopasnosti i chrezvychainykh situatsii - Security Problems and emergencies. 2010, no. 3, pp. 104-114. (in Russ.).
8. Vlasov K.S., Danilov M.M., Denisov A.N. Large fires - selection criteria. Pozharnaja bezopasnost - Fire safety. 2020, no. 3 (100), pp. 65-72 (in Russ.) D0I:10.37657/vniipo.pb.2020.99.86.008
9. Uvaliev D.S. 0n the rational involvement of forces and means for increased ranks of fires. In: Sotsial'no-ekonomicheskie aspekty priniatiia upravlencheskikh reshenii: Sbornik materialov sed'mogo nauchnogo seminara [Socio-economic aspects of management decision making: Collection of materials of the seventh scientific seminar]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2023, pp. 509-513 (in Russ.).
FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 3
10. Schedule of departure of units of the territorial fire and rescue garrison for extinguishing fires and carrying out emergency rescue operations in the territory of the city of Moscow: website. Available at: https://5nomer.ru/wp content/uploads/2022/03/ RVMoscow2021Prikaz33331.03.2021.pdf (accessed July 2, 2023) (in Russ.).
11. Povzik Y.S. Pozharnaia taktika: Ucheb. posobie. lzd, pererab. i dop. [Firefighting tactics]. Moscow, Machinery Publ., 2004. 416 p. (in Russ.).
12. Roenko V.V., Nazarmambetov D.T., Omurov U.K. The impact of technical characteristics of fire trucks on the arrival time on fires. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti - Technology of technosphere safety. 2017, vol. 1 (71), pp. 36-40 (in Russ.). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id = 29871074 (accessed July 2, 2023) (in Russ.).
13. Pryanichnikov V.A., Sibiryakov M.V. Concept of standard response time provision model for emergency services in a metropolitan area. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2015, no. (3), pp. 37-40 (in Russ.).
14. Sokolov S.V., Sibiryakov M.V. Determining advantages of movement of fire brigade in the traffic flow. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti - Technology of technosphere safety. 2017, no. 1 (71), pp. 244-254. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?edn=zdrkft (accessed July 2, 2023) (in Russ.).
15. Sibiryakov M.V. The analysis of geo information data on the movement fire and rescue units to the places of emergency calls. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti - Technology of technosphere safety, 2016, vol. 6 (70), pp. 214-221. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ytczgd (in Russ.) (accessed July 2, 2023) (in Russ.).
16. Vilisov V.Y. On evaluating the effectiveness of the use of transport models for fire managemen. lnzhenernyj vestnik Dona - Engineering journal of Don. 2021, no. 6 (78), pp. 44-56 (in Russ.).
17. Topolsky N.G., Vilisov V.Ya., Khabibulin R.Sh. [et al.]. Application of machine learning Markov chains for figuring
out the fire rank and predicting the phases of its development. Pozharovzryvobezopasnost - Fire and Explosion Safety. 2021, vol. 30, iss. 6, pp. 39-51 (in Russ.) D01:10.22227/0869 7493.2021.30.06.39-51
18. Sokolov S.V., Brushlinsky N.N., Pham Quoc Hung. Developing the simulation system of fire units operational activities and its adaptation to Vietnam framework. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2021, no. 2, pp. 5-14. D01:10.25257/FE.2021.2.5-14 (in Russ.).
19. Guanjie Hou, Quanwang Li, Zhigang Song, Hao Zhang. Optimal fire station locations for historic wood building areas considering individual fire spread patterns and different fire risks. Case Studies in Thermal Engineering. 2021.28 p. (in Eng.).
20. Francisco Echeverria, Andres Abrego, Maria Gonzalez de Audicana, Ainara Lopez Maestresalas, Silvia Arazuri, Raquel Ciriza, Carmen Jaren. Analysis of fire services coverage in Spain. Engineering Journal Dyna 2006. 2018, pp. 247-251 (in Eng.).
21. Nazarov A.A., Baturo A.N., Martinovich N.V., Tatarkin 1.N. Aspects of practical application of algorithms and techniques of the arrival time of fire units. Sibirskii pozharno-spasatel'nyi vestnik - Siberian Fire and Rescue Bulletin. 2021, no. 1 (20), pp. 20-25 (in Russ.).
22. Abduragimov G.1. Razrabotka metodiki optimizacii granic rajonov vyezda pozharnyh chastej garnizona [Development of a methodology for optimising the boundaries of the garrison fire units' departure areas. Abstract of PhD in Engin. Sci. diss.]. Moscow, 1995. 25 p. (in Russ.).
23. 1bragimov A.V. Automated fire management system as a local fire rescue management management system. Mirovaia nauka - World science. 2020, no. 1(34), pp. 218-221 (in Russ.).
24. Petrakov A.S. Geoinformation systems in transport logistics. 1n: Sovremennye avtomobil'nye materialy i tekhnologii (SAMlT-2016): sbornik statei Vlll Mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii [Modern Automotive Materials and Technologies (SAM1T-2016): collection of articles of the V111th 1nternational Scientific and Technical Conference. Kursk, ZAO "Universitetskaia kniga" Publ., 2016. pp. 300-302 (in Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Дидархан Сактапбергенович УВАЛИЕВН
Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 5217-3838 AuthorID: 1206214 Н starik1791@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Didarkhan S. UVALIEVH
Postgraduate student of research and teaching staff training faculty, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation SPIN-rafl: 5217-3838 AuthorID: 1206214 H starik1791@mail.ru
Поступила в редакцию 16.02.2023 Принята к публикации 18.08.2023
Received 16.02.2023 Accepted 18.08.2023
Для цитирования:
Увалиев Д. С. Очерёдность привлечения пожарно-спасательных подразделений по повышенным рангам пожаров // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2023. № 3. С. 75-86. 001:10.25257/РБ.2023.3.75-86
For citation:
Uvaliev D.S. The order of involving fire and rescue units in fires of higher ranks. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and emergencies: prevention, elimination, 2023, no. 3, pp. 75-86. (in Russ.). D01:10.25257/FE.2023.3.75-86