НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 930 (571.54)
© В. С. Ханхараев
«Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.)» А.П. Окладникова
Статья посвящена 75-летию выхода монографии А.П. Окладникова «Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.)». Подвергнуты анализу социально-политические условия, обусловившие выход этого издания, представлявшего первую попытку комплексного рассмотрения истории бурятского народа с позиций утверждавшегося тогда в отечественной историографии марксистского подхода.
Ключевые слова: этническая история, «Пробуждение Азии», национальная политика, национальная история, колониальная политика, демократизации исторического процесса, марксистская историческая наука, советская государственно-охранительная концепция отечественной истории, сталинской модернизации, «исторические» и «неисторические» народы.
V.S. Khankharaev
«Sketches from the history of Western Buryat-Mongols (XVII-XVIII)» A.P. Okladnikov
The article is devoted to the 75th anniversary release of the monograph A.P. Okladnikovs «Sketches from the history of Western Buryat-Mongols (XVII-XVIII centuries).». Analyzed the socio-political conditions that led to the output of this publication, represents the first attempt at a comprehensive review of the history of the Buryat people with positions then states in the national historiography marxist approach.
Keywords: ethnic history, awakening of Asia, national policy, national history, colonial policy, democratization of the historical process of Marxist historiography, the Soviet public-watchdog concept of national history, Stalin's modernization, «historical» and «unhistorical» peoples.
Этническая история народов, их крупных территориальных групп, особенно на переломе эпох, обусловивших смену вектора движения и определивших их дальнейшее развитие на столетия вперед, всегда представляла значительный научный интерес. В истории бурятского народа таким был период ХУП-ХУШ вв., когда произошли присоединение и последующая интеграция в общероссийскую жизнь, кардинально изменившие его историческую судьбу.
Естественно, что обращенность к этому периоду его истории начинается еще со времени ее превращения в науку. Однако среди множества работ, посвященных истории и этнографии бурятского народа, особое место по праву принадлежит исследованию А.П. Окладникова «Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.)». Более 75 лет прошло со времени выхода в свет этой монографии выдающегося ученого - археолога, историка, этнографа, будущего академика АН СССР, лауреата Сталинской премии и Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда Алексея Павловича Окладникова [1]. Прошедшие десятилетия не только не сказались на утрате интереса к ней, а еще более его усилили, особенно тех, кто интересуется бурятоведением. Подтверждением научной ценности и неослабевающего интереса явилось новое издание монографии в 2013 г. в БГУ [2].
Выходу первого издания предшествовал такой период в истории народов России и Востока, начавшийся после поражения ее в Русско-японской войне и первой русской революции, как «Пробуждение Азии» [3]. Общественный подъем, порожденный капиталистической модернизацией и приходом к власти национальной буржуазии и интеллигенции, требовавший нового осмысления национальной истории, затронул и народы Востока России, где после Октябрьской революции в ходе реализации принципов национальной политики РСДРП-ВКП(б) в 19201930-е гг. образовалось более десятка советских национальных республик Поволжья, Средней Азии и Сибири [4]. Как и в странах зарубежного Востока, это требовало обретения этими народами «исторического лица» в контексте общей демократизации исторического процесса. Многие из них были при отсутствии или забвении государственности и письменной истории его лишены [5].
Такая постановка вопроса противоречила известному тезису о «исторических» и «неисторических» народах, распространенному в научных кругах европейских стран в XVIII-XIX вв. [6], когда всем народам России, кроме русского, было отказано в существовании национальной истории как таковой. У большинства из них она не имела научного изложения или была мало разработанной. Нерусские народы могли выступать
лишь как объект этнографической науки и соответствующего изучения ее методами.
Национальная политика пришедших к власти после 1917 г. сил до некоторой степени отражала эти идеи, а интеллигенция «Пробуждающейся Азии» видела в них союзников. Национально-государственное строительство в СССР и образование республик во многом явились результатом такого союза, а их национальная история стала составной частью процесса обретения ими государственности и в этом смысле была востребована.
В этом ключе можно рассматривать выход в 1926 г. работы М. Н. Богданова «Очерки истории бурят-монгольского народа», отразившей тот этап развития исторической науки в СССР, когда еще был необходим временный союз дореволюционной интеллигенции с новой советской властью. Созданная в 1923 г. Бурят-Монгольская АССР как национально-государственное образование СССР, укрепляя внутренние основы новой власти в национальных регионах и идеологически подкрепляя его внешнеполитическую экспансию, нуждалась в легитимизации. Ее частью с одобрения высших партийно-государственных органов стало обретение бурятским народом права на национальную историю. Такой труд санкционировал реализацию им этого права, придав этому институциональный статус.
Однако общественно-политическая ситуация рубежа 1920-1930 гг. с курсом ВКП (б) на форсированную модернизацию требовала марксистского изложения национальной истории. К этому времени уже были сформированы кадры советских историков, подготовленные в «боях за историю», а марксистская историческая наука существовала «в форме устоявшегося направления исследовательской работы» [7].
Хотя «динамика развития советской исторической науки связана прежде всего с преодолением ориентации на теорию мировой революции и формированием советской государственно-охранительной концепции отечественной истории» [8], теория классовой борьбы, освободительного движения и проблема социально-экономического развития в исследованиях того времени были в числе основных. Это отразил целый ряд партийных документов, в которых «истории» уже в советском варианте позволили вновь обрести право быть представленной в образовании на всех его уровнях. Прежние варианты национальных историй были объявлены националистическими и запрещены.
Время выхода монографии А.П. Окладнико-
ва, неоднозначно оценивающееся в отечественной исторической науке, принято называть периодом сталинской модернизации. Тогда же определились теоретико- методологические подходы к рассмотрению исторического процесса в целом, отдельных фактов, событий, явлений. В этой связи считаем необходимым отметить, что марксизм как научная теория, не без основания претендуя тогда на всеобъемлющий анализ, обладал немалым познавательным потенциалом.
Марксизмом же определилась бурятская тематика исследования, очень актуальная для демонстрации достижений национальной политики ВКП(б), выглядевшая особенно выигрышно на фоне событий присоединения.
Все это сказалось на формировании Алексея Павловича как исследователя-историка, одного из первых применившего марксизм к социально-историческому анализу событий в Предбайкалье ХУ11-ХУ111 вв., что особенно заметно отразилось во введении «Очерков...». В них автор, привлекая работы известных деятелей российского и международного рабочего движения, руководствуясь установками партии и государства, предпринял попытку обосновать правомерность привлечения марксистского похода к анализу социально-исторического развития бурятских племен Прибайкалья в ХУ11-ХУ111 вв.
Применение автором «Очерков.» метода социально-экономического анализа, которым прежде всего оперирует историческая наука, позволило, выйдя за рамки этнографического изучения, комплексно рассмотреть жизнь бурятских племен Предбайкалья и систематизировать огромный материал. Вместе с тем автор, оперируя фактами, почерпнутыми из источников и литературы в основном ХУ11-Х1Х вв., объективно не мог не выйти за рамки марксистских установок. Ограничиться ими было еще более затруднительно в условиях социально-экономического отставания региона, при которых взятый на вооружение советской исторической наукой узкоклассовый подход не мог в необходимой полноте раскрыть природу «фактов жизни», вытекавших из родоплеменной организации бурятского общества.
Одной из центральных проблем, поставленных в «Очерках.», стала проблема присоединения Предбайкалья. В первой части книги она рассмотрена как завоевание его Российским государством. Это определило всю трактовку событий периода. Через 20 лет после выхода «Очерков.» в известной работе Е.М. Залкинда, предпринявшего попытку увидеть ее с другой стороны, она предстала еще более запутанной,
В.С. Ханхараев. «Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.)» А.П. Окладникова
сложной и непростой. Трактовка его как завоевания легко объясняется с позиций, отвечавших интересам власти в освещении национальной политики царизма как колониальной, принесшей лишь бедствия и страдания массам. Между тем она опиралась на уже имевшуюся историческую традицию, представленную передовой частью русской науки, в том числе сибирскими областниками. Критика ими политики царизма в отношении Сибири распространялась и на взаимоотношения ее народов с царизмом. Да и официальная наука присоединение Сибири трактовала как ее покорение. Поэтому тезис о завоевании Предбайкалья был для того времени совершенно очевидным и естественным.
В то же время марксизм внес новое в проблему присоединения. В первой части «Восстания предбайкальских бурят» оно рассмотрено сквозь призму теории классовой борьбы, в которой казаки-землепроходцы показаны как угнетатели, проводники царского самодержавия, а бурятские племена как угнетаемые ими народные массы, что вызвало их восстания. Естественно, сегодня можно усомниться в научности такого упрощенного подхода. Однако при всех издержках этот подход как инструмент социального анализа превращал «Очерки...» в историческое исследование, рассматривавшее социально-экономическую и политическую жизнь и ее особенности как у бурят, так и у русских в то время.
Следовательно, классовый подход позволил автору рассмотреть бурят как жертву завоевательной политики царизма, как притесняемый, угнетаемый народ. Это сформировало соответствующее отношение к имеющимся фактам, которые интерпретированы как сопротивление с их стороны. Сочувствие к страданиям также распространяется и на простое русское население Прибайкалья: жителей острогов и только возникающих деревень.
Влияние времени особенно ощутимо проявилось во второй части «Социально-экономические отношения и освободительное движение в Западной Бурятии XVI-XVIII вв.». Советская Бурятия выполняла важную роль форпоста советского влияния в регионе. В этом смысле Советское государство унаследовало подходы царизма, пытавшегося либеральными реформами 1905 г. улучшить свой имидж в общественном мнении народов и стран Востока с целью экономического и политического проникновения и создания в последующем на сопредельных территориях так называемой «желтой России» [9].
Интерес, квалификация и другие качества,
характеризующие тогда еще совсем молодого 29-летнего исследователя, определили скурпу-лезность и обстоятельность работы, масштаб которой характеризуют 120 монографий, коллективных работ и статей, на которые он ссылался в ней более 260 раз.
В их числе работы первых исследователи истории Сибири: Г.Ф. Миллера, И. Г. Георги, И.Э. Фишера, И.Г. Гмелина, П.-С. Палласа и других. В «Очерках...» наиболее широко представлены ныне раритетные труды ученых XIX - начала XX в. А.И. Мартоса, И.А. Подгорбунского, А. М. Позднеева, А.П. Щапова, М. А. Кроля, С.К. Патканова, Н.Н. Харузина, Г.В. и А.В. Потаниных, Н.Н. Оглоблина, Ю. Арсеньева, Н.Н. Михайловского, Н. Щукина, ПИ. Пежем-ского, И.И. Серебренникова, Б.Э. Петри.
В этом ряду именитых ученых особо следует упомянуть деятельность Бернгарда Эдуардовича Петри, профессора этнологии Иркутского университета. Именно он, активно разрабатывая бурятоведческую тематику, к которой прежде всего относятся полевые этнографические исследования среди западных бурят по истории семейно-брачных отношений и шаманизму, привил интерес к ней А.П. Окладникова. Это, безусловно, сказалось на научном становлении последнего. В этой связи представляют интерес слова, сказанные Б.А. Петри о нем в 1928 г.: «А.П. Окладников - самый молодой из всех моих учеников, работает у меня три года. Я полагаю, что ему еще несколько рано давать право на самостоятельные раскопки. Поэтому я возбудил через ВСОРГО ходатайство о выдаче ему открытого листа на право разведок. А.П. Окладников сам житель Лены; благодаря ему мы узнали о местонахождении 60 стоянок, преимущественно неолитических. Нынешним летом А.П. Ок-ов опять поедет к себе. Благодаря тесной связи с местным населением он успевает за лето чрезвычайно много...» [10].
При написании монографии автор также широко привлекал труды первых бурятских ученых-историков и этнографов дореволюционного периода М.М. Богданова, Б.Б. Барадийна, А.Н. Турунова, М.Н. Забанова, Ю. Лумбунова, М.Н. Хангалова. Их взгляды, во многом формировавшиеся в условиях происходившего после революции 1905-1907 гг. общественного подъема, оказали значительное влияние на проведенный А.П. Окладниковым анализ рассмотренного в монографии национально-освободительного движения, наряду с другими многочисленными фактами, событиями и явлениями в жизни западно-бурятского общества XVII-XVIII вв. Не
были обойдены вниманием в «Очерках.» труды тогда еще молодых бурятских ученых советского периода: П.Т. Хаптаева, Г.Д. Санжеева, Б.С. Санжиева и других.
Ценность труда - в количестве архивных источников. Их основу составили фонды ГАФКЭ, позже ЦГАДА, ныне РГАДА; Архива АН СССР, позже Архива ЛО АН СССР, ныне СПб. ФА РАН, на которые имеется около 450 ссылок.
По прошествии десятилетий, отделяющих нас от времени выхода «Очерков.», еще больше проявляется значение этого исследования. Несмотря на их непростую судьбу, обусловленную фактическим запретом на использование в научных исследованиях в 1950-1970-е гг., «Очерки из истории западных бурят-монголов (ХУН-ХУШ вв.)» сыграли значительную роль в развитии научного бурятоведения. Их влияние
на развитие научного бурятоведения трудно переоценить. Они не только подняли уровень научной разработки всего комплекса его проблем, но и надолго определили уровень их исследовательского решения в будущем.
По прошествии более чем трех четвертей века со времени выхода работы академика А.П. Окладникова она приобретает еще большую актуальность. Сегодня отечественная историческая наука, пытаясь вновь стать общественной в том смысле, чтобы видеть свое предназначение в служении обществу, обретая вместе с ним идеологическую и интеллектуальную свободу, выводит их, осваивая новые исследовательские подходы, на новый уровень самопознания. Это позволяет ей сделать новые прорывы в исторических исследованиях.
Литература
1. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.). - Л.: Соцэкгиз, 1937. - 431 с.
2. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVÏÏ-XVÏÏI вв.). - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2013. - 390 с.
3. Васильев Л.С. История Востока. - М.: Высшая школа, 1998. - С. 256.
4. Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917-1991. - М.: Вагриус, 1995. - С. 110-118.
5. Асфендияров С.Ж. История Казахстана (с древнейших времен). Т. 1. Алма-Ата-М., 1935; Ищериков П.Ф. Очерки истории колонизации Башкирии. - Уфа, 1933; Фахретдинов Г. История башкир. - Уфа, 1925; Губайдуллин Г.С. История татар. - Казань, 1924 (на татар. яз); Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. - М., 1940.
6. Философия истории. - М., 1999. С. 37-39; Кудряшев В.Н. Российские либералы XIX века о взаимодействии национального и общечеловеческого в историческом прогрессе // Вестник ТГУ. - 2011. - №16. История. - С. 44-49.
7. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. - М.: Академия, 2007. - С. 505.
8. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Указ. соч. - С. 450.
9. Марлен Ларюель. «Желтая опасность» в работах русских националистов начала века // Русско-японская война 19041905. Взгляд через столетие / пер. Н. Сосна. - М.: Три квадрата, 2004. - С. 579-591.
10. Сирина А.А. Забытые страницы сибирской этнографии // Репрессированные этнографы. - М.: Восточная литература, 1999. - C. 66.
Ханхараев Виктор Сафронович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Khankharaev Victor Safronovich, candidat of historical sciences, lecturer of department of general and Native history of Buryat State University, Ulan-Ude.