От редакции
«Очерк женского движения в России» — одно из немногих публицистических произведений ХХ века, достаточно полно раскрывающих историю возникновения и развития отечественного женского движения. Его автором является Анна Николаевна Шабанова, потомственная дворянка, слушательница Высших женских курсов, первая женщина — детский врач, с 1889 года председательница Русского женского взаимноблаготворительного общества.
А. Н. Шабанова внесла заметный вклад в развитие женского движения в России, встав у истоков общественно-политического движения женщин за избирательные права. Ей принадлежала идея о созыве Первого Всероссийского женского съезда, 100-летие со времени проведения которого общественность России отмечает в 2008 году. Анна Николаевна возглавляла оргкомитет по подготовке съезда, выступала на нем с основным докладом.
Историческая заслуга А. Н. Шабановой заключается в том, что она выступила в роли не только организатора, но и теоретика женского движения.
В труде «Очерк женского движения в России» ею отражена хронология развития женского движения, предпринята попытка разработать концепцию его либерально-демократического направления, подробно освещена работа по проведению Первого Всероссийского женского съезда.
«Очерк женского движения в России» написан образным и выразительным языком, в нем удивительно емко передается энергетика многогранной деятельности женщин в начале ХХ века по повышению своего социального статуса.
«ОЧЕРК ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ» д-ра А. Н. Шабановой
Женское движение в России может считать свое начало со второй половины XIX века — с этой поры оно вступило на твердую почву, но для своей полной характеристики оно требует исторических данных о положении женщины в России в более ранние периоды, которые я постараюсь изложить вкратце.
До Петра I русская женщина, лишенная просвещения и самостоятельности, мирно спала в запертом от всякого общения тереме, представляя из себя безличную рабу, всецело подчиненную своему владыке-мужчине.
Но если углубиться в седую старину, то, по свидетельству историков, женщина в древней Руси пользовалась (как и у первобытных славян) большой свободой и самостоятельностью. Она располагала своим имуществом, выступала лично на суде, честь ее оберегалась строго, и обида, нанесенная ей, каралась более высокой пеней, чем оскорбление мужчины. В случае вдовства она делалась главой семьи и воспитывала своих детей; женщины ходили на войну, пользовались уважением и считались вещею силою. Эта докультурная эпоха была эпохой господства матриархата, предоставлявшего женщине выдающуюся социальную роль, когда женщина стояла высоко и обладала самостоятельностью. Так говорят историки.
В нашей древней истории известны даже такие женщины, которые прославились как умные правительницы. Типичной представительницей подобных женщин является Ольга (945—957 гг.), обладавшая государственным умом и бывшая, по выражению Шашкова,
«великим мужем своего века». Ольга правила государством, распространяла христианство на Руси и вела войны, самостоятельно участвуя в них, и пользовалась в народе известностью как «мудрейшая из людей».
Но как только изменились социальные условия жизни, как только возникли общественные учреждения — семья и собственность, так постепенно из госпожи и хозяйки женщина стала превращаться в рабу.
И в следующую за первобытной эпоху, с развитием и наступлением патриархального родового начала, русская женщина, по достоверным историческим данным, постепенно теряет свою самостоятельность, превращаясь в исключительно рабочую силу и собственность главы рода — мужчины. Он взял на себя обязанности защищать и приобретать (война), ей предоставил производить детей и вести хозяйство, что и послужило основанием к водворению принципа: мир — дом мужчин, дом — мир женщин!
При господстве диких и варварских нравов и обычаев того времени, когда право сильного заменяло закон, женщина естественно должна была стать рабой, которая ценилась постольку, поскольку она была нужна для удовлетворения чувственности мужчины, для его удовольствия, для деторождения, для продолжения рода и для домашней работы.
Влияние византийской культуры, принесенной нам христианством, вместо возвышения женщины, еще более усилило ее подчиненное положение. Под этим влиянием утвердилось понятие о женщине как о существе греховном, нечистом и презираемом, которого нужно избегать, чтобы не впасть в искушение, держать в строгости и не давать воли.
Христианское учение, бесконечно расширив человеку горизонт свободы, нанесло удар рабству, но не содействовало поднятию женщины на уровень развития мужчины, оставляя ей подчиненное место.
Апостол Павел говорит: «Не муж создан для жены, а жена для мужа», «Жена да не учит». И до сих пор архаическое «жена да боится мужа» проповедуется при исполнении таинства брака...
Водворение татарского ига, затормозившего надолго развитие общественной и политической жизни в России, отразилось самым неблагоприятным образом на положении русской женщины. Мусульманские воззрения на женщин как на низшие, пассивно подчиненные существа, мало отличающиеся от животных, не могли не проникнуть в строй русской жизни и не привести к признанию в женщине исключительно физической стороны. По господствовавшим азиатским понятиям женщину откармливали и покоили для сохранения в ней красоты тела, для чувственного наслаждения, требуя от нее рождения сыновей; дочери же ценились мало, число их должно было быть умеренное — лишь для продолжения потомства.
Результаты этих совокупных влияний: с одной стороны, взгляд на женщину как на греховное существо, с другой стороны — как на существо, служащее лишь для наслаждения мужчины, естественно должны были повести к удалению женщины из общества и к возбуждению презрения к ней. Всякий протест со стороны ее считался проявлением дьявольской силы, находящейся в каждой женщине и присущей ее индивидуальности.
Реальными формами, в которые вылились эти воззрения на женщину, обрекшие ее на нравственное и духовное порабощение, явились терем и плетка Домостроя, которая учила повиноваться. Более ста лет держали русскую женщину в состоянии нравственного и умственного отупения, под замком, пока Петр Великий не положил конец затворничеству женщин, установив в 1718 г. ассамблеи и призвав женщин к участию в общественной жизни.
Но, отворив терема, Петр не мог одним мановением руки уничтожить дух самодурства и деспотической тирании власти отцов и мужей над дочерьми и женами, не
мог уничтожить общей невежественности, достигавшей изумительных размеров, не мог изменить грубости и дикой развращенности нравов.
В допетровское время громадное большинство женщин были безграмотны, только некоторые избранные единицы знакомы были со священным писанием и читали душеспасительные книги. Но изредка появлялись и среди них сильные и образованные по тому времени женщины, как, например, жена Бориса Годунова, Ксения, и его сестра Ирина, оказывавшие большое влияние на государственные дела.
Благодаря своей консервативности и стойкости убеждений, русские женщины XVII века играли немалую роль в истории раскола, проявляя поразительную энергию; так, приятельница Аввакума, богатая, знатная боярыня Морозова посвятила всю себя борьбе с Никоновским учением. Ее гнали, лишили имущества, заключили в тюрьму, подвергли пыткам, били плетьми — она и умерла в заточении, оставаясь фанатично верной своим убеждениям. Такой же фанатичкой была и ее сестра. И таких сильных духом женщин было немало на Руси.
Еще более ярким примером энергии и самостоятельности является Софья, представляющая характерный исторический образ. Будучи образованной по тому времени (Софья училась у Симеона Полоцкого, знала иностранные языки), обладая красноречием, она свободно окружила себя мужчинами, властно подчинила себе стрельцов, поддерживая их традиции, и, овладев государственной властью, являлась как царь на суд и расправу, называя себя «самодержицей». Под ее главным влиянием вспыхнул стрелецкий бунт, чуть не отодвинувший надолго реформы Петра I. Софья-правительница представляется одной из выдающихся женщин, сбросившей с себя цепи и оковы окружающей жизни, но, к сожалению, все ее властные стремления были направлены только для достижения честолюбивых целей в борьбе с наступавшими реформами на заре новой жизни для женщины. Эти реформы ввел Петр, они подорвали родовое начало и патриархальную тиранию — он вывел женщину из терема и ввел ее в общественную жизнь. Девушка получила право выходить замуж по любви, по свободному выбору, а не по принуждению родителей, — это имело громадное значение; беременные женщины были освобождены от пыток, общее положение женщин улучшилось, их стали обучать грамоте и иностранным языкам (вместе с братьями), но умственное развитие их все еще оставалось в полном пренебрежении. Да и не могло быть иначе: вековое влияние темноты не могло сразу рассеяться — внутренний строй, окружающая невежественность и грубость нравов оставались те же.
Во время царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II, когда гуманные идеи европейской культуры стали проникать в наше общество, взгляды на женщину стали мягче, ее имущественное положение было улучшено, но проникшая вместе с культурой легкость нравов стала доходить до самого утонченного разврата. Русская женщина того времени, без развития, без образования, почувствовав некоторую свободу, могла проявить ее только в отношениях к мужчине, подчиняясь примеру французских нравов с той только разницей, что распущенность нравов у французов облекалась в утонченную форму, а у нас она проявлялась в безобразном, грубом виде. В первую половину царствования Екатерины II существовало всего только одно женское учебное заведение — Воспитательное общество благородных девиц, основанное ею как строгий интернат для обучения изящным искусствам, иностранным языкам и благородным манерам с целью изолировать детей от влияния грубой семьи и некультурного общества.
В это заведение попадали, конечно, немногие, да и просвещения получали мало.
Императрица Екатерина II, выдающаяся женщина, обладавшая государственным умом, находившаяся под влиянием философских идей Вольтера и Дидро, одушевленная просвещенными стремлениями, нападала на невежество современниц, осмеивая его в своих сатирах, но фактически для образования женщин ею сделано было мало; страстная в своих чувствах, увлекаясь государственными реформами, она предпочитала все мужское, и русские женщины мало приобрели во время царствования великой женщины.
Я не буду распространяться об Екатерине Великой, исторической личности, имевшей выдающийся ум и силу воли, совмещавшей в себе великие достоинства и все
слабости нравов XVIII века и представлявшей исключительное явление в истории не только России, но и Европы.
Ярой защитницей равноправия женщин в эпоху Екатерины II являлась ее сподвижница, княгиня Екатерина Романовна Дашкова, прозванная Российской Минервой. Эта женщина представляется настолько замечательной, занимая выдающееся место среди русских деятельниц, что ее биографии следует уделить особое внимание. Она достигла в прошлом столетии1 такого высокого положения, о котором сто лет позднее не могут и думать современные женщины.
Воспитанная на чтении Вольтера, Монтескье и других философов, она не подчинилась влиянию пошлой французской литературы того времени и, не отличаясь красивой наружностью, все стремления сосредоточила на приобретении знаний и на достижении славы. Честолюбивая и сильная, обладая обширным природным умом и солидным образованием, Дашкова заняла выдающееся место на политической арене, в атмосфере которой она с увлечением вращалась. Страстно преданная Екатерине II, она энергично помогала ей достигнуть престола, принимая значительное участие в заговоре, который обошелся без кровавых жертв, и заняла блестящее положение при дворе новой императрицы. Назначение Дашковой президентом академий наук и художеств было исключительным событием не только для России, но и для Европы. Как же воспользовалась своим высоким положением Дашкова? Она сумела объединить вокруг себя лучшие литературные силы, издавала журнал «Собеседник» (в числе сотрудников которого была и сама императрица), в котором, рядом с нападками на взяточничество, невежественность и с сатирами на многих вельмож, воскуривался фимиам самой «Фелице», издала сочинения Ломоносова и во многом преобразовала академию наук, которая при ней достигла блестящего расцвета. Дашкова открыто выступала в защиту прав женщин, но в то время восхваление способностей женщин было в моде, ввиду царствования женщины, и не встречало оппозиции, как сто лет спустя.
Но это блестящее положение Дашковой продолжалось не особенно долго: с одной стороны, властный характер и бестактность самой Дашковой относительно некоторых царедворцев, возбудившие мелочные дрязги и наговоры, с другой — ревнивое чувство Екатерины к равной ей по уму женщине, которая вмешивалась в государственные дела и приписывала удачу заговора себе, повели к охлаждению, к распрям и в конце концов навлекли на «президента Российской Академии и кавалера» немилость «Фелицы», которая выбросила своего бывшего друга за борт. Оскорбленное самолюбие гордой женщины не позволило ей оставаться при дворе, она удалилась с надеждой на возвращение; но с воцарением императора Павла подверглась сильной неприязни, приведшей к полному отречению ее от всех должностей и изгнанию в деревню.
Хотя в наступившее затем царствование Александра I Дашкова и была опять призвана ко двору, но она уже была «стариной» и к новым веяниям не подошла. Последние годы Дашкова провела в полном одиночестве в деревне (она была в разладе со своей семьей), где она написала свои интересные мемуары.
На этой женщине можно видеть отражение всей современной ей эпохи с ее противоречиями и смешением понятий — крепостное право и проповедь гуманных философских идей, мудрый Наказ, составленный Екатериной, и ссылка Радищева в Сибирь, игра в любовь, фаворитизм, куртизанство и разумное правление. Она явилась одиноким светочем, вспыхнула и погасла, и не нашла себе последовательниц, не послужила примером для других — потому ли, что наступившая реакция при Павле оказала неблагоприятное влияние на всякую инициативу, или потому, что Дашкова была исключительной личностью, быстро поднявшеюся на недосягаемую высоту и доказавшею, на что может быть способна высоко одаренная женщина. Сам факт, что государством и просвещением руководили женщины, составил в истории женского движения одно из блестящих доказательств справедливости требования равноправия. При таких условиях говорить о подчиненности женщин считалось немыслимым.
1 В 1910 г. исполнилось сто лет со времени ее смерти (1743—1810).
Со времен Екатерины II было предоставлено право женщинам занимать места воспитательниц и учительниц в женских учебных заведениях. Но контингент их был ограничен вследствие отсутствия подготовки. Где можно было тогда учиться?
Императрица Мария Феодоровна явилась основательницей женских институтов в России. Обладая твердым характером, сильной волей и талантом, императрица Мария, ненавидя разврат предыдущей эпохи, направила все силы, чтобы создать из институтов рассадники добродетельных, чистых нравов патриоток для подготовки образованных матерей и гувернанток. Но вступление в жизнь, в семьи невежественных, жестоких рабовладельцев сотен девушек, воспитанных с идеалистическими стремлениями в строгих институтских стенах, сопровождалось мучительными разочарованиями, создавшими тип институтки-«жертвы», по выражению Гоголя — «голубки в черной стае воронов».
Институтское воспитание готовило чуждых действительной жизни барышень-невест; чувствительно-сентиментальные, начитавшиеся потихоньку Марлинского и французских романов, они под влиянием окружающей обстановки поневоле превращались в помещиц-деспоток, чиновниц-взяточниц или оставались непонятыми натурами, блуждавшими в заоблачных сферах.
Пушкин так характеризует женщин своего времени:
По-русски плохо знала, Журналов наших не читала И выражалася с трудом На языке своем родном.
Тем не менее интерес к чтению постепенно возрастал, сначала в высших, а затем и в средних кругах, и влияние школы Карамзина и поэзии Жуковского вместе с институтским воспитанием вносили поэзию и романтизм, смягчавшие отношения полов. Громадное влияние на развитие и сознание свободы чувства оказала Жорж-Санд. Под ее влиянием пробудилось сознание о праве женщин свободно любить, свободно распоряжаться своей личностью, стремление приносить в жертву материальные блага высшим идеалам.
В начале XIX столетия женщины стали более интересоваться литературой, как отечественной, так и иностранной, и даже писать, несмотря на клички философок, педанток и синих чулков, семинаристов в шали, которыми их награждали.
Что русская женщина жила в то время больше сердцем и чувством самопожертвования, доказывает лучше всего исторический факт, когда жены декабристов, избалованные, богатые аристократки, пошли за мужьями в далекую Сибирь, перенесли все лишения: каторгу, поселение, унижения, поддерживая и спасая мужей от безумия или самоубийства... В общем женщина всюду играла роль безмолвной тени мужчины, считая своим долгом растворять свое «я» в личности любимого мужчины и жертвовать ему всем. Таковы героини: Татьяна Пушкина, Лиза Тургенева, Елена в «Накануне», долго служившие идеалами, пленявшими воображение целых поколений.
В 40—50-х годах, после темноты и придушенности мысли, когда прошли времена Аракчеева и Шишкова, наступило пробуждение общественного духа, которое не могло не отразиться и на русской женщине.
Идея освобождения крестьян, сознание позора рабовладения, постоянно захватывавшие лучшие умы, вносили освобождение и в жизнь женщины. Шаг за шагом отходили в вечность тирания над женами, розги и побои, торговля людьми, право первой ночи и другие ужасы крепостного права. Громадное влияние оказала литература. Под влиянием Искандера, Дружинина и в особенности Белинского в жизни русской женщины наступил умственный расцвет, сменивший жизнь исключительно сердцем. Белинский нанес страшный удар романтизму и был одним из первых учителей русских женщин, призывавший их к умственному развитию, к участию в сфере общественной деятельности и семейной жизни при равенстве прав и обязанностей с мужьями. Герцен пошел еще далее, явившись ярким партизаном равноправия женщин.
Эти писатели подготовили почву для 60-х годов, когда под влиянием светлых и смелых идей передовых учителей женщин — Добролюбова, Писарева, Михайлова и в особенности Чернышевского — русская женщина вступила на путь эмансипации. Влияние освободительной эпохи, наплыв новых идей, призыв к новой жизни, падение крепостного права, изменившее экономические условия жизни, подняли дух женщины и повели ее к самостоятельному заработку и к исканию свободы. Но какие профессии были доступны в то время для женщины в России? Тяжелая, зависимая профессия гувернантки и узкая специальность акушерки... Переворот в экономических условиях заставил женщину искать профессию, которая бы обеспечивала ее независимое существование, и для этого необходимы были знания и подготовка к труду.
Началась борьба с родителями и мужьями, ставившими препятствия на пути стремления женщин учиться, считавшими это стремление гибельным, вступлением в нигилистки и ступенью к разврату; но героинь, преодолевавших эти препятствия, становилось все больше и больше. Русские девушки вместо романов зачитывались Д. Стюартом Миллем, вместо заучивания стихов для писания в альбомы засели за математику и естественные науки.
Десятки молодых девушек того времени, чтобы вырваться из-под опеки семейного гнета, прибегали к компромиссу в форме фиктивного брака, получая от мужа тотчас после венчания отдельный вид на жительство, чтобы ехать учиться в заграничные университеты, за невозможностью доступа в отечественные. Но этот выход покупался иногда слишком дорогой ценой и приводил к печальным последствиям при неудачном выборе фиктивного мужа.
Во всяком движении бывают и отрицательные стороны — так и в женском движении 60-х годов, вместе с серьезным направлением, жаждой самообразования, передовые женщины выражали протест старому строю тем, что усваивали мужские манеры, мужской костюм, что и навлекло название нигилисток, которым без разбора крестили всех женщин, стремившихся к образованию. Но это была мода, некоторый протест, внешнее наслоение из чувства подражания более развитому типу, которое скоро исчезло и сдано было в архив.
Открытие женских гимназий (1-я Мариинская была основана в Петербурге в 1858 г.) как всесословных учреждений привлекло массу учениц (хотя вначале «привилегированные» родители сильно побаивались влияния «толпы»), которые по окончании курса стремились идти дальше. Но высшего образования не было для женщин. А жажда просвещения была так сильна, так охватила женскую молодежь, что никакие силы не могли ее уничтожить.
Образовывались кружки, группировавшие женщин, желающих учиться, собирались по всей России подписи для петиций о допущении женщин в университеты. В 1861—1862 гг. под давлением этого движения, Петербургский университет открыл свои двери для женщин, и даже предполагалось возбудить вопрос о допущении женщин во все университеты, но вопрос этот обобщили с наступившими студенческими беспорядками, и он погиб надолго — двери Петербургского университета скоро закрылись и стоят закрытыми для женщин и до сих пор. Первая женщина, явившаяся в Петербургский университет, была К.- И. Корсини, за ней последовали М. А. Богданова, А. П. Блюммер и Н. П. Суслова.
Одна из передовых женщин того времени Е. И. Конради, литератор-публицист, в 1867 г. внесла на 1-й съезд естествоиспытателей в Петербурге предложение о необходимости основания высших курсов для женщин. Съезд выразил сочувствие, но ходатайствовать перед правительством отказался.
Оставался один исход — частная инициатива. Объединенными усилиями выдающихся по энергии и преданности делу просвещенных женщин, М. В. Трубниковой, А. П. Философовой, Н. В. Стасовой, неустанных борцов за женское образование, и некоторых профессоров университета были учреждены общеобразовательные курсы (Владимирские, Аларчинские и др.), которые привлекали массу слушательниц и послужили преддверием к открытию в 1878 г. Высших женских курсов в Петербурге как
официального правительственного учреждения, в котором приняли участие все выдающиеся силы университета и куда сразу записалось 800 слушательниц.
Петербургские Высшие женские курсы, носившие название Бестужевских, по имени первого директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина, не давали никаких прав, но удовлетворяли потребность в высшем образовании, чем и объясняется все увеличивавшийся контингент слушательниц. Многие из окончивших курсы посвятили себя научному труду и дали ряд серьезных исследований, большинство вступило на педагогическое поприще, многие отдались бескорыстной и тяжелой работе в звании сельских учительниц. В истории и деятельности этого первого женского университета принимали энергичное участие Н. В. Стасова, А. П. Философова, В. П. Тарновская и О. К. Нечаева2. Но удовлетворить всех эти курсы не могли, несмотря на их научное значение, тем более что они не давали медицинских знаний, к изучению которых обнаружилось особенное тяготение у женской молодежи. Поход в акушерки — единственной в то время доступной профессии для женщин — скоро прекратился вследствие отсутствия требуемых для этой специальности серьезных и общих знаний; двери медико-хирургической академии и университетов были закрыты; единственным выходом являлось учение за границей, где некоторые университеты Швейцарии (первый Цюрихский) предоставили не только свободный доступ для женщин, но и ученые степени. Первые русские, воспользовавшиеся этим правом, были Н. П. Суслова и М. А. Бокова, окончившие курс Цюрихского университета в 1867 году.
Пример этих пионерок вызвал сильное движение за границу для изучения медицины, русские проникли и в другие университеты (Берн, Кенигсберг, Гельсингфорс), но это были счастливые единицы, материально обеспеченные, для большинства же заграничные университеты представлялись мечтой, а отечественные под замком. Единственное исключение было сделано для В. А. Кашеваровой (впоследствии Рудневой), которой по ходатайству ген.-губернатора Оренбургского края, стипендиаткой которого состояла В. А., разрешено было пройти курс медицинских наук в медико-хирургической академии. В. А. Кашеварова окончила курс в 1868 г. и в 1876 г. защитила диссертацию на доктора медицины. Это осталось исключением, и всем другим, желавшим воспользоваться этим примером, было отказано.
Между тем борьба за образование шла усиленным темпом, некоторые девушки сдавали экзамены за полный курс мужских гимназий, но никакие дипломы не двигали вперед вопроса. Однако усиленная эмиграция женской молодежи за границу, петиции женщин об открытии доступа в отечественные храмы науки, сочувствие профессоров образованию женщин обратили, наконец, внимание правительства и высшего медицинского мира. В 1872 г. были открыты при медико-хирургической академии в Петербурге, в виде опыта, Женские врачебные курсы (сначала под названием Курсы ученых акушерок), благодаря сочувствию бывшего военного министра Д. А. Милютина и начальника академии Н. И. Козлова. Средства для оборудования врачебных курсов — 50 000 руб. — пожертвовала ревнительница женского медицинского образования Л. А. Шанявская-Родственная.
Эти курсы составили эру в женском медицинском образовании и открыли путь к установлению равенства, — они были пробным камнем для испытания женских сил и сыграли большую роль в женском движении.
Много лишений, стеснений, ненужных строгостей выпало на долю первых слушательниц врачебных курсов, но желание учиться и получить права преодолевало все трения на этом пути.
В 1877 г. в России появились первые женщины-врачи de facto, но не de jure, потому что они не имели еще никаких прав; но, несмотря на бесправие, они тотчас начали свою деятельность в городских больницах, в земствах, в клиниках и в ученых лабораториях. К числу врачей первого выпуска принадлежат П. Н. Тарновская, А. Н. Шабанова, Р. А. Павловская, Ю. И. Заволжская и др. Д-р П. Н. Тарновская не только принимала деятельное
2 Желающие подробно ознакомиться с историей возникновения Высших женских курсов в Петербурге могут прочесть очерк «Празднование двадцатипятилетия С.-Петербургских высших курсов», издание комитета курсов, 1904 г.
участие в открытии женских врачебных курсов, но и своими многочисленными трудами по антропологии приобрела известность в области научного мира. Половина выпускных слушательниц еще до окончания курса, по объявлению войны с Турцией, отправились на театр военных действий (В. Некрасова, Н. И. Драгневич, М. М. Мельникова и др.), где их самоотверженная деятельность и научная подготовка снискали себе должную оценку начальствующих лиц; другая половина выпускного курса осталась сдавать окончательные экзамены, которые были обставлены всевозможными затруднениями.
Женские врачебные курсы, состоявшие при военном министерстве, жили 10 лет, давая России ежегодно подготовленных врачей, но в 1881 г. были закрыты по распоряжению военного министра П. С. Ванновского. Министерство народного просвещения также отказало принять их в свое ведение, как и Министерство внутренних дел.
Опять началось движение, агитация, собирание средств, борьба с препятствиями за возобновление женского медицинского образования в России. В этой работе главное участие принимали женщины-врачи и бывшие профессора курсов. Вновь пришла на помощь делу семья Шанявских и много других сочувствующих лиц. На дело возобновления курсов откликнулась вся Россия, и за короткий период времени было собрано 700 000 руб. на эту цель.
Такое сочувствие русского общества делу женского врачебного образования, несмотря на противодействие сверху, находит свое объяснение в деятельности первых женщин-врачей. Пионеркам этого дела пришлось пробить твердую броню невежественности, предрассудков и недоброжелательности, чтобы доказать свою правоспособность. На войне, в земствах, в городах и в глухих деревнях женщина-врач работала наравне с мужчиной; она работала и на поприще науки, представив научные труды (Шабанова, Тарновская и др.), и на педагогическом поприще как преподавательница гигиены, и в качестве ассистентки при клиниках, и работала без прав и часто без всякого вознаграждения. Заслуги женщин-врачей были осознаны и правительством, признаны обществом, и земством, и народом, что и выразилось в единодушном протесте против решения военного министра закрыть женские врачебные курсы, состоявшие при военном министерстве. Опубликованное постановление было поколеблено, официальных поводов к отказу о возрождении курсов не находилось: с одной стороны, женщины-врачи доказали свою подготовку и заслужили общественное признание, с другой стороны, представлялось материальное обеспечение на устройство курсов. И после разных странствований «дела» по комиссиям, после кипы исписанных отношений, в 1897 г. был открыт Женский медицинский институт в Петербурге как государственное учреждение. И женщинам-врачам присуждены равные с мужчинами права на врачебную деятельность и на государственную службу (кроме прав по чинопроизводству).
Эта победа праздновалась всей культурной частью России, так горячо отозвавшейся на возрождение женского врачебного образования.
Я не буду перечислять всех существующих в настоящее время в России женских курсов, как медицинских, так и высших, — почти во всех больших центрах организованы или организуются эти рассадники образования для женщин, обязанные своим возникновением главным образом частной и общественной инициативе и влиянию женщин. Но, заканчивая очерк прошлого, не могу пропустить упоминания о нашей знаменитой ученой-математике Софье Ковалевской, имя которой известно в Европе, которая, не признанная в России, была избрана профессором Стокгольмского университета и прославила себя многими ценными научными трудами.
В последние годы в России начало развиваться профессиональное техническое образование женщин, появились сельскохозяйственные, политехнические, архитектурные женские курсы, и в настоящее время у нас насчитывается известное количество женщин агрономов, архитекторов, инженеров, и многие из них уже на практике применяют с успехом свои знания.
Одним из назревших вопросов является вопрос о допущении женщин к адвокатуре; женщина, добившаяся с большим трудом юридического образования, выдержавшая экзамен на доктора прав, как г-жи Подгурская, Баумштейн, Бубнова, Флейшиц и др., не допускается к адвокатуре. Почему? Только потому, что женщина не мужчина...
Первая в России женщина-юрист, окончившая курс в Лейпцигском университете в 1873 г. была А. М. Евреинова, посвятившая себя потом разработке научных вопросов.
Борьба русских женщин за образование, за знания, стремление к самосовершенствованию отняли много сил и времени и принесли результаты. Некоторые пути открыты, женщина может учиться и в некоторых областях прилагать к жизни свои знания. Поле ее деятельности и область приложения труда расширились. Но, достигнув частичной самостоятельности, добившись права учиться, русская женщина столкнулась с действительностью, поставившей ей преграды, и оказалась скованной нашим законодательством, лишающим ее самых примитивных прав человека. Гражданские права женщины ограничены, политических прав она не имеет вовсе.
Выступив на арену общественной жизни, убедившись фактически в своем бесправии, в пониженной оценке своего труда, выросшая за последние годы русская женщина не могла не направить своих сил на борьбу с этими условиями и на отстаивание человеческих прав.
Так возникло так называемое политическое движение русских женщин, особенно ярко выразившееся в последние годы, которые принесли с собой сильный подъем общественного самосознания. Борьба за образование сменилась борьбой за права.
Шедшие рядом с мужчиной в революционном движении женщины, как Перовская, Армфельд, Фигнер и многие другие, боролись за свободу; нелегальные, как и их товарищи мужчины, они сознавали себя равными с ними, равными в бесправии, равными в совершении одной работы и равными при осуждении на каторгу или эшафот.
В социалистических партиях, где требования ставились широко и требовались коренные социальные реформы, равноправие женщин признавалось само собой, как одна из необходимостей.
Но большая часть женщин, работавшая в легальных сферах жизни, постоянно, на каждом шагу наталкивалась на заграждения, основанные на привилегии мужской личности над женской.
При подобных условиях естественно должна была возникнуть борьба за равноправие, борьба женщин за свои человеческие права — так называемое женское освободительное движение.
Это движение тесно связано с прогрессивными социальными вопросами нашего времени, и хотя результатов борьбы еще немного, но нельзя не признать, что в этом направлении русская женщина шагнула довольно далеко, приобщилась к общей культурной жизни и проявила свои силы в ней.
Сознание своего бесправия, изолированности от общеполитической жизни страны, необходимости общими усилиями работать для достижения равноправия побудило женщин сплотиться и организоваться для общей деятельности. Такими организациями явились женские общества, союзы и женские клубы, которые были разрешены только в последние годы.
Первым и старейшим союзом женщин в России, сплотившим интеллигентных женщин, было Русское женское взаимноблаготворительное общество, разрешенное с большими затруднениями в 1895 г. Первые годы деятельности этого общества были посвящены объединению женщин, поддержке трудящихся, улучшению положения неимущих, самообразованию и культурным вопросам. По условиям того времени общество имело замкнутый характер и в свой клуб допускало только женщин. Но незаметно жизнь выдвинула и натолкнула общество на правовые, общие и политические вопросы, которые заняли скоро доминирующее место в его сфере деятельности.
В первую очередь были поставлены обществом требования освобождения женщин от паспортных стеснений, уравнения прав наследства, участия женщин в земском и город-
ском самоуправлении, допущения в университеты и расширения области труда. Общество обращалось и в административные учреждения, и в городские и земские самоуправления, и к ректорам университетов и собрало со всей России статистические сведения о службе и вольнонаемном труде женщин. Бюро по исследованию женского труда в России работало под председательством члена совета общества Е. В. Авиловой и собрало значительный материал по этому вопросу. Затем выдвинут был и вопрос об участии женщины в политической жизни страны.
В 1905 г. когда всю Россию охватило ожидание свободы, когда дух надежды окрылил все слои общества, председательница и одна из учредительниц Русского женского взаимноблаготворительного общества д-р А. Н. Шабанова внесла в общее собрание предложение, принятое единогласно, — возбудить ходатайство о привлечении женщин к участию в предстоящем «собрании уполномоченных» (земском соборе), по рескрипту от 18 февраля, в котором возвещалось «о привлечении достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей».
Это первое в России требование для женщин равных политических прав с мужчинами было направлено советом общества в Комитет министров. Ответа не последовало, но его прочла вся Россия в опубликованном законе от 6 августа 1905 г., по смыслу которого женщины приравнивались к лицам несовершеннолетним, слабоумным и состоящим под судом. Это было coup de fouet для всех сознательных женщин. Совет женского общества по предложению А. Н. Шабановой решил сделать попытку объединить женщин России в петиции о даровании избирательных прав женщинам и петицию направить в созываемую первую Государственную Думу. С этой целью были разосланы воззвания, призывавшие русских женщин к объединению и к отстаиванию своих прав.
Появился Высочайший манифест 17 октября 1905 г., распространявший права избрания в Государственную Думу на те классы, которые были лишены этих прав. Ввиду этого совет женского общества обратился к графу Витте с запросом: причисляются ли и женщины к избирательным классам или половина населения России лишена прав голоса? Граф Витте отвечал, что при издании манифеста 17 октября вопрос о предоставлении женщинам избирательных прав не обсуждался. Тогда совет женского общества направил в Совет министров мотивированное ходатайство о необходимости распространить закон 17 октября и на женщин, но это обращение осталось без ответа.
Итак, в силу законов 6 августа и 17 октября женщины были исключены из числа правоспособных граждан России, и все попытки официальных ходатайств остались без результата. Оставался один путь — обращение от имени русских женщин прямо в Государственную Думу. Этот путь был принят русским женским обществом, собравшим в три месяца более 5000 подписей под петицией следующего содержания:
РУССКОЕ ЖЕНСКОЕ ВЗАИМНОБЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
С.-ПЕТЕРБУРГ
Спасская, 18
3 мая 1906 г.
В Государственную Думу
В великий день открытия Государственной Думы, день, которого вся Россия ожидала с напряженным нетерпением, когда собрались первые избранники русского народа, среди них нет ни одной женщины и ни одного представителя, избранного непосредственно женщинами.
Правительственными актами от 6 августа, 17 октября и 11 декабря половина населения России лишена права голоса в общем для всех граждан деле, признана неправоспособной и отнесена к категории несовершеннолетних и бесправных существ.
Русское женское взаимноблаготворительное общество, неустанно служившее в течение 10 лет своего существования интересам женщин и поддержанное сочувствием нижеподписавшихся лиц, считает своей нравственной обязанностью во имя справедливости, во имя защиты
человеческого достоинства женщины поставить на решение Государственной Думы вопрос о политическом равноправии женщин в России.
Русская женщина во всех областях труда и забот в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьянском, земледельческом, в работе фабричной, промышленной, на поприще науки, литературы и искусства, на службе в правительственных, общественных и частных учреждениях, в высоком служении врача и учительницы, в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед обязательным для всех граждан законом.
Являясь одинаковой плательщицей налогов, труженицей наравне с мужчиной, ответственной в одинаковой мере перед законом, женщина по справедливости должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого так же близко касаются ее судьбы, как и мужчины.
К такому справедливому заключению пришли почти все возникшие за последнее время русские политические партии, внесшие в свои программы требования об избирательных правах «без различия пола».
К депутатам этих партий и ко всем представителям России в Государственной Думе обращаемся мы, русские женщины:
Избранники земли русской, вы призваны к великой созидательной работе на пользу нашей родины, отнеситесь справедливо и беспристрастно к заявлению женщин, требующих уравнения прав, отзовитесь согласием на многочисленные голоса тех, кто твердо убежден в правоте своих требований, и, в числе реформ, обновляющих Россию, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении родине.
Председательница совета А. Шабанова Секретарь Е. Чебышева-Дмитриева.
Этот исторический документ — обращение женщин к представителям народа — был вручен председательницей совета женского общества А. Н. Шабановой и членами совета 3 мая 1906 г. в Государственной Думе депутатам Е. И. Кедрину и профессору Л. И. Петражицкому. Петиция эта послужила поводом к известной речи проф. Петражицкого 6 июня в Государственной Думе «Обоснования женского равноправия», в которой он настаивал, что интересы государства, общества и культуры требуют признания за женщиной избирательных прав. Много других речей было произнесено в этот день в Государственной Думе за и против предоставления женщинам избирательных прав, в числе защитников выступил даже представитель мусульман; в результате законопроект об уравнении прав женщин сдан был в комиссию и не увидел света, так как первая Дума скоро была распущена.
Но движение женщин в этом направлении не остановилось.
Русское женское общество обратилось ко всем существующим в России женским организациям и обществам и от имени этих объединенных корпораций, с присоединением 7000 подписей, обратилось во вторую Государственную Думу с коллективным заявлением о необходимости поставить вопрос об избирательных правах женщин на рассмотрение законодательного собрания.
Но и вторая Дума была распущена ранее, чем приступила к обсуждению этого вопроса...
Одновременно с деловой, хотя и горячей работой женского взаимноблаготворительного общества кипела работа и в только что народившемся юном Союзе равноправия женщин, возникшем в 1905 г., который вел также широкую агитацию, собирал съезды делегаток, издавал брошюры и всеми способами распространял идею равноправия. Но увлечение общей политической платформой того времени, смелые требования государственных реформ, все захватывавшая программа союза, отсутствие планомерности в организации, вместе с неблагоприятными внешними условиями, были причинами недолгого существования этого союза. Он распался, оставив по себе память увлекательного, горячего проблеска жизни, в котором женщины проявили массу энергии в защиту своих прав.
Оглядываясь назад, на так называемый революционный период времени, нельзя не признать, что русская женщина обнаружила много энтузиазма в освободительном движении, как в активной, так и вспомогательной (партийной) деятельности. Она пошла и в ряды революционеров, участвовала в пропаганде, работала усердно в различных демократических партиях, посещала все митинги, председательствовала на них, участвовала в борьбе, жертвовала своей жизнью и шла в тюрьму, в ссылку и на эшафот наравне с мужчиной, горько сознавая, что только в минуты осуждения ей не отказывали в признании ее равноправия.
Общий подъем сил, страстное увлечение политическим движением не могли, понятно, не увлечь и не заразить женщину, но, когда прошло лихорадочное возбуждение и наступил подсчет, она должна была убедиться, что ее правовое положение ни на йоту не изменилось: гражданкой ее не признали и человеческих прав ей не присудили — она осталась по-прежнему у старого корыта, и рыбка золотая скрылась в глуби синего моря.
И в сознание русской женщины проникло настоятельное стремление добиваться своих прав, добиваться самостоятельно, путем единения и организованной работы, как это давно уже сознано женщинами Запада.
Некоторые представительницы женского движения в России, побывав на международных женских конгрессах, ознакомились с серьезными и настойчивыми стремлениями своих заграничных сестер, вошли в сношения с ними и научились многому полезному.
Наступившая в России реакция после освободительного периода уничтожила массовое оживление, стерла с лица некоторые организации, охладила порывы и энтузиазм, но не уничтожила идеи. Отдельные женские кружки продолжали свою работу. Открылось несколько новых женских обществ и клубов (в Киеве, Саратове, Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Тифлисе и др.), которые преследуют задачи равноправия.
В недавнее время образовалось в Петербурге общество под названием «Всероссийская лига равноправия» и Общество защиты прав женщин.
Уже в 1906 г. при Русском женском взаимноблаготворительном обществе в Петербурге образовался специальный отдел — отдел избирательных прав женщин, поставивший себе целью объединять женщин в завоевании прав. Кроме собраний отдела, на которых разбираются вопросы, относящиеся к жизни женщин, делаются сообщения о заграничных конгрессах и т. п., отделом, при содействии приглашенных членов третьей Государственной Думы, возбуждены для проведения в этом законодательном собрании заявления об уравнении наследственных прав, о раздельном жительстве супругов (оба вопроса возбуждаются вторично), об участии женщин в земском и городском самоуправлении и др. Заявления эти переданы в Государственную Думу. Обсуждался также вопрос, возникший по инициативе заслуженной ветеранки женского вопроса А. П. Философовой, об учреждении женского национального совета, который должен объединить все женские общества для участия в Международном союзе женщин.
Но главной заслугой отдела избирательных прав является, созыв 1-го Всероссийского женского съезда, который состоялся 10 декабря 1908 г. в Петербурге.
Мысль о созыве съезда деятельниц в России возникла еще в 1902 г. и принадлежит председательнице Русского женского взаимноблаготворительного общества д-ру А. Н. Шаба-новой. В личной аудиенции у б. министра внутренних дел В. К. Плеве она получила его принципиальное согласие на созыв женского съезда, который, после длительных и неустанных хлопот, был разрешен на 1 июня 1905 г., но перед самым съездом петербургским генерал-губернатором Треповым были поставлены организационной комиссии съезда такие стеснительные требования, которые заставили отложить это знаменательное событие в жизни русской женщины на неопределенное время. Последовавшие затем события поставили перед женщинами новые задачи, из них выдвинули главную — об избирательных правах, вследствие чего, когда отдел избирательных прав при женском обществе поднял вновь вопрос о созыве съезда, были увеличены и расширены как программа его, так и доступ желающих принять в нем участие.
1-й женский съезд в России поставил себе 2 главные задачи: содействовать объединению женщин в одном стремлении — завоевании прав и представить картину ее деятельности в сфере общественной, просветительно-научной и экономической.
Здесь не место касаться в подробностях картины и содержания съезда, они представлены в Трудах 1-го Всероссийского женского съезда, но нельзя не отметить, что этот первый опыт объединения женщин, привлекший с разных концов России более 1000 женщин, всколыхнул умы, внес возбуждение и привлек на себя внимание не только русского общества, но и заграничных культурных центров.
Русская женщина впервые получила возможность высказать все наболевшее, связанное с женской долей, и свободно обсудить в своей среде, что нужно сделать, чтобы снять с своих плеч вековое иго бесправия. Политические и гражданские права были главным лозунгом, под знаменем которого шли все доклады и прения на съезде. Большинство докладов (их было 150), затрагивавших самые разнообразные вопросы и больные места нашей общественной жизни, отличались серьезной подготовкой, идейным содержанием и большой жизненностью.
Не только внутренняя сторона, но и внешняя картина этого кратковременного женского парламента, выразившаяся в отсутствии личных столкновений, в подчинении президиуму, в умении кратко высказываться, доказали на съезде полную подготовленность русской женщины к участию в представительных собраниях. Это впечатление не только вынесла публика, присутствовавшая на съезде, но подтвердила вся пресса. Деятельное участие в организации и ведении съезда принимали известная писательница О. А. Шапир, заведывавшая редакционным бюро, и А. В. Тыркова.
Что касается резолюций съезда, то их было много, — мы приведем только общеполитическую, соответствовавшую желаниям и стремлениям большинства членов съезда. Эта резолюция следующего содержания:
«Работа 1-го русского женского съезда, посильно осветившая как политические и гражданские запросы, так и экономические нужды современной русской женщины, привела съезд к глубокому убеждению, что удовлетворение этих запросов возможно лишь при равноправном с остальными гражданами участии женщины не только в культурной работе, но и в политическом строительстве страны, доступ к которому окончательно откроется для женщины лишь при водворении демократического строя на основании всеобщего избирательного права без различия пола, вероисповедания и национальности.
Съезд ставит женщинам великою целью добывание этих прав как главного орудия для полного раскрепощения и освобождения женской личности.
Для практического осуществления поставленных перед нею задач женщина должна отдавать свою энергию как существующим уже общим организациям, так и созданию отдельных женских союзов, которые объединят и вовлекут широкие круги женщин в сознательную политику и общественную жизнь».
Съезд закончился провозглашением пожелания одной из участниц съезда об отмене смертной казни, пожеланием, которое было горячо приветствуемо присутствовавшими на последнем общем собрании съезда.
1-й Всероссийский женский съезд явился показателем настроения и подготовленности русской женщины к политической жизни. Она вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве общественной коллективной силы.
Ее приветствовали как таковую все представительницы культурных стран Европы и Америки, и вся иностранная пресса следила с интересом за ходом этого нового для России выступления женщин на общественной арене.
Одним из больных вопросов, ставящих клеймо позора на все человечество, является проституция, жертвами которой выступают женщины. Борьба с этим злом, причины которого так сложны и разнообразны, не могла не войти в задачи женского движения.
Передовые представительницы этого движения горячо откликнулись на призыв Общества защиты женщин участвовать в организованном ими 1-м Всероссийском съезде по борьбе с торгом женщинами и его причинами, состоявшемся в Петербурге 21 апреля 1910 г. Общество защиты женщин, существующее 10 лет, имеющее отделы во многих го-
родах России, деятельно борется, под председательством Е. В. принцессы Е. Г. Саксен-Альтенбургской, за улучшение положения одиноких женщин, могущих впасть в разврат, путем устройства общежитий, приисканием работы, расследованием и прочими благотворительными способами. В числе пожеланий и резолюций съезда по борьбе с торгом женщинами достойна особого внимания резолюция, предложенная д-ром М. И. Покровской и принятая большинством, о необходимости отмены позорящего женское достоинство врачебно-полицейского надзора за проституцией, как не достигающего цели, а также резолюция, предложенная М. М. Боровитиновым, — о закрытии публичных домов.
Главными и радикальными мерами борьбы с проституцией, причинами которой, кроме физиологических и психологических, являются экономические и социальные условия, могут служить: поднятие экономического положения и культурного уровня трудящихся женщин, охрана материнства, уравнение заработка работниц с рабочими и устройство касс, обществ взаимопомощи и т. п. И пока не изменятся общие условия женского труда, пока заработок рабочей женщины будет стоять так же низко, проституция не перестанет привлекать своих жертв, предлагая заманчивое избавление от тяжелой жизни. Средством же добиться этого уравнения может служить только достижение женщинами права голоса в выработке законов, права говорить о своих нуждах и возможность отстаивать справедливость своих требований. Так думают женщины, серьезно относящиеся к борьбе с проституцией, борьбе с социальным и экономическим злом, и в этом смысле они высказывались на съезде.
В последнее время русские женщины приняли активное участие в борьбе и с другим общественным злом, не менее грозным по своим последствиям, — с алкоголизмом. Кроме участия в смешанных обществах, борющихся с этим пагубным эксцессом, кружок женщин во главе с Е. А. Чебышевой-Дмитриевой образовал специальное общество для борьбы с алкоголизмом женщин и детей. Общество только начинает свою деятельность, результаты которой выяснятся в будущем.
Мой очерк не был бы закончен, если бы я не упомянула о работе женщин как благотворительниц.
Но эта единственная сфера, в которой женщине открыты все пути и в которой она гостеприимно принята, так широка, и русская женщина проявила в ней такое деятельное участие, что для этого потребовалась бы отдельная и обширная статья. Благотворительность составляет для женщины и потребность, и возможность отдать свои незанятые силы и взамен получить известное нравственное удовлетворение.
Рядом с беззаветным и самоотверженным служением этому делу, в виде частной благотворительности, в форме забот и о женщинах, и о детях, и о больных и увечных, и о всех нуждающихся в помощи, женщина русская откликалась и на все общественные бедствия: шла кормить голодных во время бедствия голода, вступала в ряды сестер милосердия во время войны, работала в качестве врача и фельдшерицы в борьбе с эпидемиями и горячо отдавала свои силы, где могла, на просвещение темного народа. Наши сельские учительницы, в ряды которых шли и идут по призванию женщины даже с высшим образованием, научили читать русский народ и заслужили столь почетную репутацию, работая в стеснительных и тяжелых условиях, получая грошовое вознаграждение, что их можно и следует признать идейными и самоотверженными просветительницами народа.
Городские первоначальные школы находятся почти исключительно в ведении женщин, которые, посвящая себя этой профессии, должны отказаться от радостей семейной жизни. По постановлению Петербургской городской Думы городские учительницы не имеют права выходить замуж. Против этого жестокого и безосновательного постановления поднимали голос многие женские организации, но эти протесты остались без результата, и учительницы городских школ по-прежнему осуждены на безбрачие.
Много на Руси тружениц, которые незаметно содействуют женскому движению, работая на различных поприщах и прокладывая дорогу другим, но есть и громкие имена, особенно выделившиеся своей деятельностью на том или другом поприще. Нельзя не упомянуть о недавно умершей княжне Марии Михайловне Дондуковой-Корсаковой, которая всю свою жизнь посвятила облегчению нравственных страданий узников, страждущих в тюрьмах. Желание княжны проникнуть для этой цели в Шлиссельбургскую крепость встретило со стороны властей отказ, и лишь после ее усиленной просьбы — заключить ее в крепость, ей разрешили навещать во всякое время заключенных, которым она доставляла радостные минуты своим чистым, истинно-религиозным духом и полным самоотречением. Ею же была основана в Псковской губернии община сестер милосердия из крестьянских женщин для облегчения борьбы с сифилитическими заболеваниями среди сельского населения.
В рядах замечательных русских женщин последнего времени, в течение 40 лет посвятившая себя изучению русской истории и напечатавшая много ценных трудов по исследованию общины, обычного права и положения женщины в крестьянской среде, преподавательница высших женских курсов в Петербурге А. Я. Ефименко, первая женщина в России, удостоенная звания доктора истории honoris causa. Это событие праздновалось торжественно 28 октября 1910 г. как слушательницами А. Я. Ефименко, так и всеми сочувствующими культурному и научному движению женщин.
Одним из вопросов, особенно горячо затронувших внимание и возбудивших сильное сочувствие русских женщин всех сословий, был вопрос о разоружении, о водворении международного мира. Когда в 1899 г. по инициативе Его И. В. Государя Императора Николая II приступлено было к созыву 1-ой Гаагской мирной конференции, кружок женщин в Петербурге образовал под председательством А. Н. Шабановой комитет лиги мира, который собрал под выработанной им резолюцией около 50 000 сочувствующих подписей, обменялся приветствиями с представительницами всех заграничных лиг мира и устроил 18 мая (в день открытия Гаагской конференции) грандиозную манифестацию в пользу мира в зале Петербургской городской Думы. Резолюция русских женщин была отправлена комитетом в Гаагу.
Это было первое объединение русских женщин с женщинами всех стран и первая попытка объединить женщин всех классов России одним общим лозунгом: «долой оружие».
В числе подписей под резолюцией было очень много принадлежавших крестьянкам.
Женская Русская лига мира выступала еще раз с обращением к королеве Виктории, во время войны с бурами, но затем была закрыта по официальным причинам.
Единодушное сочувствие, проявленное женщинами идее водворения мира, наводит на мысль, что, когда женщины добьются права голоса в законодательном собрании, одним из действительных требований, одним из настоятельных вопросов, который они поставят на очередь, будет вопрос о прекращении ужасов войны, о замене ее мирным арбитражем.
Заканчивая краткий обзор деятельности русских женщин и женского движения, нельзя не признать, что количество выдающихся женщин увеличивается с каждым годом, но большинство женщин в массе относится еще довольно равнодушно к требованиям идущих впереди, к требованиям торжества справедливости.
Какие же главные препятствия предстоит преодолеть и какими путями следует идти, чтобы достигнуть идеала стремлений женщин — полноправия?
В числе препятствий одним из главных являются сами женщины, из которых одни, счастливые и благополучные, глухи к интересам их обездоленных сестер; запертые в клетке эгоистических интересов, они довольствуются этим положением и с насмешкой относятся к так называемой политике женского вопроса; другие — не сознательные, несущие молча и терпеливо ярмо своего подчинения и не думающие о протесте и освобождении; третьи — вполне индифферентные ко всем общественным вопросам, и, наконец, существуют и убежденные противницы женского равноправия.
Пробудить самосознание у таких женщин, привить им интерес к общей великой цели и приобщить их к женскому движению — в этом состоит одна из задач идейных женских организаций.
Вторым препятствием, тормозящим женское движение, является так называемый сильный пол. Не те просвещенные мужчины, друзья женщин, которые, веря в их силы и способности, идут с ними рядом в борьбе против ограничения прав одного пола перед другим и ратуют открыто за женщин, но то громадное большинство, которое признает женщину за низшее существо, не способное подняться до высоты служения общечеловеческим интересам.
Для того чтобы признать в женщине человека, равного себе, одни мужчины требуют от нее героических подвигов, другие — исполнения воинской повинности, третьи прикрывают свое отрицательное отношение галантными фразами, что женщины и без прав управляют мужчинами, четвертые относятся к этому вопросу с иронией и даже цинизмом.
В основе всех этих взглядов лежит предубеждение, ложное «мужское» самолюбие и предвзятое игнорирование фактов.
Среди женщин не мало было и есть борцов за общечеловеческие идеалы, женщина несет повинность деторождения, более тяжелую, чем воинская, а свой героизм русская женщина доказала, жертвуя своей жизнью за идею и самоотверженно отдавая свои силы общественным бедствиям, как война, голод, эпидемии...
Средством для борьбы с воззрениями мужчин может служить подготовление юношества путем воспитания в подрастающих поколениях сознания равенства всех людей, реформы семьи, а также неустанной борьбы с укоренившимися предвзятыми «мужскими» взглядами в процессе организованной серьезной работы.
На одном из международных женских конгрессов я была свидетельницей, как почтенные немцы, читая в газетах речи своих жен, выражали сильное изумление, они и не подозревали, что их жены такие умные.
В связи с отношением мужчин к так называемому женскому вопросу стоит наше законодательство, созданное ими. Наши русские законы лишают женщину даже в отводимой ей специальной области — семье — самых примитивных прав человека: права на свободное передвижение, права на труд, подчиняя ее всецело воле мужа.
Такое же отношение нашего устаревшего законодательства проявляется и в наследственном праве, все преимущества которого предоставлены мужчине; вопросы брачного сожительства, о праве на развод, о принадлежности детей всей тяжестью обрушиваются на женщину. В правах гражданских она ограничена, политических она не имеет вовсе. Но, говорят женщины, требующие справедливости: если женщина русская не имеет голоса ни в местном самоуправлении, ни в политической жизни страны, если она не может избирать сама лиц, которым доверяет, лишена права обсуждения вопроса о войне, на которую она отдает своих детей, если заработок ее ценится ниже, чем мужчины, почему же ее обязывают платить те же налоги и подати, которые платит он, почему она подвергается тем же наказаниям, взысканиям и карам, как обладающий правами гражданин?.. Равные обязанности должны сопровождаться равными правами, но этот нравственный принцип не применяется к женщине, на ней лежат только обязанности.
Основной принцип общего учения о социальной справедливости состоит в том, что нормы права должны быть одинаковы для всех людей; отступления от этого принципа допускаются лишь тогда, когда это требуется во имя общего блага. Возможно ли допустить, что бесправное положение женщин вызывает нарушение этого принципа в интересах всего социального организма?
Женщины, добившиеся с большим трудом высшего образования, выдержавшие экзамен на доктора прав, получившие звание приват-доцента, к практической деятельности по их специальности не допускаются, как это доказывают недавние случаи с г-жами Данчаковой и Флейшиц.
Единственным средством для того, чтобы женщина сделалась реальной силой в общественной и государственной жизни, может служить организованное женское движение, объединение в стремлении к получению избирательных прав. Концентрация сил на одном стремлении является важным фактором каждого идейного и практического движения.
Только неумолкаемым, настойчивым напоминанием, постоянным требованием самого главного, а именно избирательных прав, можно добиться частичных уступок, на которых нельзя успокаиваться, следует продолжать работу дальше. Этот принцип должен быть в основе цели. Средством же для ее достижения может служить объединение сил в форме организации женских обществ, клубов, союзов, отделов, имеющих сношения между собой, на обязанности которых должно лежать — следить за успехами женского движения как за границей, так и в России и пользоваться удобными моментами для возвышения голоса в административных и общественных сферах. Связующим цементом всех однородных организаций в борьбе за права могут быть съезды, устраиваемые по мере возможности для этой цели.
Одни прекрасные слова не подвинут дела вперед, это может сделать только последовательная, основанная на ясном сознании работа, одухотворенная чистыми целями достижения справедливости если не в настоящем, то в будущем.
Но не следует закрывать глаза на величайшую трудность всякой работы, если она осложняется партийными разногласиями, которые разъединяют силы, но не объединяют их.
Принесенные нам с запада разделения на «феминисток», «буржуазных женщин» и «пролетарок» уже оказали свое вредное влияние на единство женского движения в России, обнаружившееся отчасти и на 1-ом Всероссийском женском съезде.
Как ни различны по своему положению представительницы этих наименований, но цели равноправия должны бы быть общими для всех женщин, каких бы убеждений они ни держались, к каким бы классам ни принадлежали: по идее женское движение не может быть ни буржуазным, ни пролетарским, оно — как свобода — необходимо для всех порабощенных — и вокруг этой идеи должны были бы сгруппироваться все жаждущие освобождения. Женщины не должны повторять ошибок мужчин, но, наученные опытом «старших», проводить реформы не в исключительно партийном духе, а путем общепартийного соглашения. Борьба за право голоса, как орудие защиты прав женщины, должна рассматриваться не с точки зрения классового или партийного интереса, но как средство освобождения половины человечества.
Несправедлив упрек, часто раздающийся по адресу женщин, борющихся за равноправие, что их объединение ведет к обособленности от мужчин и что избирательные права составляют конечную цель их стремлений...
Обособленность женщин есть явление вынужденное, временное, вызванное условиями того особого положения, в которое поставлены женщины их бесправием; получение избирательных прав не составляет конечной цели, а послужит средством для участия на равных правах в общей культурной работе страны на пользу человечества.
Для того чтобы русские женщины пользовались одинаковыми условиями для участия в общественной жизни, все ограничения в гражданских и политических правах должны быть уничтожены, женщине должен быть открыт свободный доступ ко всем профессиям, к высшему образованию, и труд ее должен цениться по одной норме с мужским.
На это отвечают: женщины не подготовлены к участию в политической жизни страны. Но кто же производил экзамен на их подготовленность? И разве все мужчины подготовлены?
Тем не менее в соседней нам Финляндии, где каждая женщина обладает избирательным правом и где дана возможность проявить самодеятельность женщине, число избираемых в сейм депутаток увеличивается с каждой сессией, и жалоб на их неподготовленность к политической деятельности не слышно.
В России вопрос о правах женщин представляется одним из печальных вопросов. Даже в минуты сильнейшего подъема духа, когда возбуждались самые живые и смелые вопросы, вопрос о правах женщин откладывался — его считали осложненным и несвоевременным. «Несвоевременность» осталась и может быть вечной, если сами женщины не вступят на путь широкой, организованной и солидарной работы, которая заключает в самой себе залог своего успеха.
Попытки в этом направлении уже сделаны, и первым шагом на этом сознательном пути явился 1-й Всероссийский женский съезд, девизом которого служило: «равные обязанности и равные права» и который дал могучий толчок женскому движению в России.
Съезд оставил наследие — выполнение тех начертаний, которые он вынес в виде резолюций, как результат совместной работы. И эти постановления служат в настоящее время канвой для разработки вопросов, самых насущных в жизни женщины. К. ним относятся в первую очередь: уравнение в правах наследства женщин с мужчинами, право раздельного жительства супругов, допущение женщин в университеты на равных правах с мужчинами, участие женщин в городском и земском самоуправлении.
Отдел избирательных прав при Русском женском взаимноблаготворительном обществе в Петербурге выработал законопроекты по двум первым вопросам, которые передал в Государственную Думу; общество кавказских женщин возбудило назревший вопрос об участии женщин в местном самоуправлении; женская прогрессивная партия присоединила свое ходатайство о допущении женщин во все университеты.
Как решатся эти вопросы в законодательном собрании при настоящем его составе и в наше неблагоприятное для всякой инициативы время — трудно предугадать, но женщина русская преодолела уже столько препятствий в своей борьбе за право учиться, за право жить человеческой жизнью, что раз начатое дело не может остановиться и разгоревшееся пламя трудно потушить.
Тяжкими, героическими усилиями отвоевала себе русская женщина некоторые права на самостоятельный труд и на право образования, и она не может остановиться на полпути и будет отвоевывать все то, что ей принадлежит как человеку.
Идея женского освобождения пустила уже глубокие корни в нашу почву, и хотя предстоит преодолеть еще громадные затруднения, но вера в грядущую победу придает борющимся так много крепости духа, что ее не могут сломить никакие внешние неудачи.
На место одних, выбывающих с позиции, явятся другие, которые с тем же энтузиазмом будут продолжать дело своих предшественниц, начертав на своем знамени: «достижение или вечная борьба».
Послесловие
Много агитационного движения было проявлено со стороны Всероссийской лиги равноправия женщин и Отдела избирательных прав при женском обществе, когда в Государственной Думе обсуждался вопрос о реформе волостного земства, по поводу той части законопроекта, в которой шло дело о предоставлении женщинам права быть избираемыми не только в гласные, но и в должностные лица; в результате вопрос об избрании в гласные земства был решен в Государственной Думе в положительном смысле, за исключением допущения к занятию должностей. В какую форму выльется этот закон в Государственном Совете — трудно предрешить, но, по опыту предыдущих законопроектов, особых надежд на благоприятное решение возлагать нельзя.
Не меньшую агитацию со стороны женских организаций, действовавших самостоятельно, но одновременно, вызвал вопрос о допущении женщин к адвокатуре. Агитация велась широко и горячо: устраивались собрания с участием членов Государственной Думы, профессоров и женщин-юристок, произносились речи, направлялись обращения к фракциям и отдельным членам Думы с целью доказать справедливость требования женщин, получивших высшее юридическое образование, на допущение их к практической деятельности. Государственная Дума в лице громадного
большинства оправдала надежды женщин и решила в порядке спешности этот вопрос в благоприятном смысле, но его ждет еще санкция Государственного Совета, и ожидания решения этого важного в принципиальном отношении вопроса сильно волнуют не только контингент молодых юристок, но и всех сознательных женщин.
Из области законодательной сферы нужно упомянуть о благоприятном для женщин законе, разрешающем получение ими ученых степеней (магистра или доктора) по выдержании экзамена университетского курса и дающем право быть учительницами в средних школах, а также об уравнении женщин с мужчинами по службе в Академии наук.
Вот те прерогативы, которых добилась русская женщина за последнее время.
На очереди стоит вопрос об участии женщин в городском и земском самоуправлении, вопрос не раз уже возникавший и беспокоивший правительственные сферы и наши законодательные учреждения. Частная законодательная инициатива Государственной Думы в лице демократических представителей высказалась за этот вопрос принципиально, поставив земские выборы на основах всеобщего избирательного права без различия пола и национальности. Но это мнение отдельных групп, как выражение благих стремлений, не могло повлиять на законодательство. С практической стороны интересен проект партии октябристов, признающий за женщинами, имеющими определенный ценз, активные права — выбирать гласных, но отказывающий в пассивных — быть избираемыми в гласные.
Это противоречие удивляет своей непоследовательностью: женщина может сама подавать голос за своего избранника, но чтобы быть избранной, она оказывается неподходящей. Почему? Вопрос неразрешим. Но, быть может, это только первый шаг, и жизнь потребует дальнейших более решительных шагов, когда будет проводиться этот вопрос в законодательном порядке. И женские организационные силы должны выступить против традиционных устоев седой старины и доказать необходимость привлечения женщин к культурной работе страны, которая так бедна культурными силами, и напомнить, что женщины, платя те же налоги и подати, подвергаясь тем же взысканиям, должны иметь и те же права, как мужчины.