Научная статья на тему 'ОЧЕРК ИСТОРИИ ВОЛЖСКОГО СТАЛЕЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА'

ОЧЕРК ИСТОРИИ ВОЛЖСКОГО СТАЛЕЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Волжский сталелитейный завод / п. Юриш / п. Деконский / Царицынский металлургический завод «Урал-Волга» / металлургическое производство / Саратовская губерния / Volga Steel Works / Tsaritsyn Metallurgical Plant «Ural-Volga» / metallur-gical production / Saratov Province

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коробкин Сергей Андреевич

Эпоха промышленного подъёма в России к. XIX в. – н. XX в. ознаменовалась развитием на территории Саратовской губернии новых видов производства, среди которых – металлургия. Центральное место в этом направлении промышленности занимал Волжский сталелитейный завод, ставший наряду с Царицынским металлургическим заводом «Урал-Волга» крупнейшим предприятием в Саратовском Поволжье. В статье рассматривается малоизученная история этого завода, его структура, ассортимент выпускаемой продукции и рынки сбыта. Описаны условия труда, график работы служащих за-вода. Обозначены причины столь короткой истории сталелитейного производства в Саратове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коробкин Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLGA STEEL WORKS: THE HISTORY OF A FORGOTTEN ENTERPRISE

The era of industrial boom was marked by the development of new types of production on the territory of Saratov province, among them metallurgy. The central place in this direction of industry is occupied by the Volga Steel Works, which became, along with the Tsaritsyn Metallurgical Plant «Ural-Volga», the largest enterprise in the Saratov Volga region. The article deals with the little-studied history of the Volga Steel Plant, its structure, range of products and markets. Labor conditions and work schedule of the plant's employees are described. The reasons for such a short history of steel production in Saratov are outlined.

Текст научной работы на тему «ОЧЕРК ИСТОРИИ ВОЛЖСКОГО СТАЛЕЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА»

УДК338.25 (470.44-25) (09)

ОЧЕРК ИСТОРИИ ВОЛЖСКОГО СТАЛЕЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА

С.А. Коробкин1

СГУ имени Н.Г. Чернышевского е-mail: sergsar2001@yandex.ru

Аннотация. Эпоха промышленного подъёма в России к. XIX в. - н. XX в. ознаменовалась развитием на территории Саратовской губернии новых видов производства, среди которых - металлургия. Центральное место в этом направлении промышленности занимал Волжский сталелитейный завод, ставший наряду с Царицынским металлургическим заводом «Урал-Волга» крупнейшим предприятием в Саратовском Поволжье. В статье рассматривается малоизученная история этого завода, его структура, ассортимент выпускаемой продукции и рынки сбыта. Описаны условия труда, график работы служащих завода. Обозначены причины столь короткой истории сталелитейного производства в Саратове.

Ключевые слова: Волжский сталелитейный завод, п. Юриш, п. Деконский, Царицынский металлургический завод «Урал-Волга», металлургическое производство, Саратовская губерния.

VOLGA STEEL WORKS: THE HISTORY OF A FORGOTTEN ENTERPRISE

S.A. Korobkin

(Saratov, Russia)

e-mail: sergsar2001@yandex.ru

Annotation. The era of industrial boom was marked by the development of new types of production on the territory of Saratov province, among them - metallurgy. The central place in this direction of industry is occupied by the Volga Steel Works, which became, along with the Tsaritsyn Metallurgical Plant «Ural-Volga», the largest enterprise in the Saratov Volga region. The article deals with the little-studied history of the Volga Steel Plant, its structure, range of products and markets. Labor conditions and work schedule of the plants employees are described. The reasons for such a short history of steel production in Saratov are outlined.

Key words: Volga Steel Works, Tsaritsyn Metallurgical Plant «Ural-Volga», metallurgical production, Saratov Province.

1 Коробкин Сергей Андреевич, студент обучения Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

99

Рубеж XIX - XX вв. ознаменовался для экономики Российской империи быстрыми темпами промышленного роста, увеличением роли предпринимательства, ростом численности рабочего класса. Развитие промышленности предопределило ускорение процесса урбанизации. По данным «Первой всеобщей переписи населения Российской империи», проведённой в 1897 г., в городах насчитывалось более 16,5 млн. жителей (13% всего населения страны). По сведениям данной переписи, в Саратове проживало 137 100 человек2, что ставило его на 12 позицию в списке крупнейших городов империи по численности населения.

Рост промышленных предприятий, активное строительство железных дорог и развитие волжского пароходства способствовали увеличению роли металлургии и машиностроения в экономике Российской империи. В период промышленного подъёма 1890-х гг., сопровождавшегося интенсивным внедрением иностранного капитала, в Саратовской губернии были построены сразу два однопрофильных металлургических предприятия - Волжский стальной и Царицынский металлургический (с 1922 г. - «Красный Октябрь») заводы. Принимая решение о создании нового типа производства в Нижнем Поволжье, предприниматели руководствовались идеей использования дешёвых нефтяных остатков как новым видом топлива, а также выгодным географическим положением Саратова и Царицына3.

У истоков создания крупного металлургического предприятия в Саратове стояла французская компания, которая при участии Русского Торгово-Промышленного банка учредила в 1895 г. «Общество Волжского стального завода»4. В планах акционерного общества было строительство южнее города завода с расчётом на использование покупного чугуна и местной руды.

Акционерное общество «Волжский стальной завод» было тесным образом связанно с именем предпринимателя П.П. фон Дервиза, являвшимся крупнейшим акционером Торгово-Промышленного банка. Саратовская губерния была одной из финансово-промышленных «вотчин» Дервиза. Помимо тесной связи с Волжским заводом, его капиталы через банковские структуры присутствовали в Обществе РуЖд,

2 Население городов по переписи 28-го января 1897 года / / Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / Под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1897 - 1905. С. 18.

3 Клячко А.Х. Кризис перепроизводства 1900-1903 годов в Саратовской губернии / / Труды Саратовского экономического института. 1951. Т. 3. С. 120.

4 Бовыкин В.И. Зарождение финансового капитала в России. М., 1967. С. 265.

100

Глухоозёрском цементном заводе в Вольске, Обществе пароходства на Волге и других компаниях5.

В 1898 г. общество Волжского стального завода, через своего представителя горного инженера В.В. Воронцова, обратилось в Саратовскую городскую управу с ходатайством «о дозволении заводу делать в окрестностях Саратова геологические исследования <. .> на различные необходимые материалы», в частности, железной руды6. Разрешение городских властей было получено, и в августе того же года предприниматели сообщили о нахождении залежей руды в районе Клещёвского и Трофи-мовского разъездов и заявили о желании взять в аренду участки городской земли для её дальнейшей разработки. Городская Дума выразила своё согласие и создала специальную комиссию, главной задачей которой стало обеспечение интересов города от данной сделки7. Однако осмотр, проведённый членами комиссии на местах разведок Волжского завода, показал скудность залежей руды. Эксперты не сочли возможным дать конкретное заключение о размере рудных слоёв, сославшись на дефицит данных. При этом они не исключали, что на больших глубинах могут оказаться более мощные рудоносные слои, но отмечали, что «все рудные богатства могут ограничиться восьмидюймовыми пластами»8. По итогам своей работы комиссия предложила Управе сократить площадь сдачи земли (не более 2 000 десятин), и не сдавать эту землю в аренду на 90 лет (как того требовал представитель завода), или до полной выработки9.

Очевидно, акционеры Волжского завода имели большую уверенность в рудниковых запасах окрестностей Саратова, о чём говорят предложенные городу условия. Однако, никакой доказательной базы в основе подобных суждений не было. Когда завод был построен, выяснилось, что пласты руды слишком незначительны для промышленной разработки.

Общество стало испытывать финансовые трудности. Ещё до открытия производства, 27 ноября 1897 г. были выпущены дополнительные облигации на сумму 750 тыс. рублей, которые приобрёл Петербургский частный и Русский Торгово-Промышленный банки10. В виду нехватки дешёвого сырья, промышленный гигант был обречён на работу в

5 Клячко А.Х. Указ. соч. С. 120.

6 ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1528. Л. 84.

7 Там же. Л. 84.

8 Там же. Л. 84 об.

9 Там же.

10 Бовыкин В.И. Указ. соч. С. 266.

условиях дефицита оборотных средств, и вскоре, с началом производства, предприниматели стали нести убытки. В 1898-1899 гг. убытки предприятия составили 120 тысяч рублей. За год цена акций упала с 187 рублей до одного рубля11. В июне 1898 г. правление Частного банка с Русским Торгово-Промышленным дополнительно приобрели 2 500 акций Общества Волжского стального завода. В качестве альтернативы привозному чугуну 23 января 1899 г. акционеры приняли решение о строительстве доменной печи для выплавки этого металла на самом предприятии. Руду пришлось привозить с Урала. Кроме того, за короткий период цена нефтепродуктов выросла вдвое, что принесло дополнительные расходы. Вместо использования подорожавшего мазута приходилось использовать уголь для работы мартеновских печей, доставляемый из Донбасса. В связи с этим, капитал предприятия был увеличен с 1,5 до 3 млн. рублей. Незадолго до этого Частный банк начал переговоры о создании «синдиката» для предоставления акционерному обществу аванса в размере 1 200 000 руб. за счёт нового выпуска его акций12.

Приобретение столичными банками всё большего количества ценных бумаг и создание «синдиката» говорит о росте коммерческого интереса к этому производству на раннем этапе. Об это свидетельствует ещё и тот факт, что в 1899 г. в состав правления акционерного общества вошёл представитель Частного банка К.Л. Вахтер13.

В 1900 г. для повышения эффективности управления была учреждена администрация по делам «Акционерного общества Волжского стального завода». В конце того же года руководство завода заявило о желании расторгнуть договор об аренде городской земли из-за отсутствия в ней руды пригодной для промышленного производства, и потребовала от городских властей вернуть залог с процентами в размере 30 000 рублей. Любопытно, что ещё до заключения договора производственный инспектор завода Свешников отмечал незначительность залежей руды в городской земле. Несмотря на это, предприниматели взяли на себя обязательство начать добычу уже с 1 января 1899 г., т.е. через 15 дней после заключения соответствующего договора с городом14. Стоит ли говорить, что двух недель явно недостаточно для организации полноценных изысканий на площади в 2 000 десятин. Разумеется,

11 Очерки истории Саратовского Поволжья (1894 - 1917). Т. 2. Ч. 2. / Под ред. И.В. Пороха. Саратов, 1999. С. 52.

12 Бовыкин В.И. Указ. соч. С. 266.

13 Там же. С. 266.

14 ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1528. Л. 152 об.

городские власти не пошли на выполнение выдвинутых требований, и дело было подано на рассмотрение в Саратовский окружной суд, который признал «апелляционные доводы и требования администрации Волжского завода не заслуживающие уважения»15.

Волжский стальной завод стал крупнейшим предприятием в Саратовской губернии, на котором трудилось свыше 1 000 человек (на раннем этапе 2 000). Основная часть рабочих проживала в близлежащих посёлках Юриш и Деконский, от 76% до 93% мужского населения которых трудилось на этом предприятии16. Названные по именам владельцев здешних земель В. Юриша и Г. Деконского, посёлки состояли из группы мелких деревянных построек и полуземлянок, беспорядочно разбросанных по склонам оврага Мутный Ключ. Большая часть жителей проживала в условиях антисанитарии. Из-за некачественного водоснабжения были распространены холерные заболевания. «Нет дома, где не было лихорадки» - отмечала местный фельдшер17.

И всё же, при заводе было организовано медицинское обслуживание. Имелась больница на 20 мест, размещавшая в бараке, аптека и ам-булатория18. За врачебную помощь рабочим полагались бесплатные лекарства, которые предоставлялись исключительно по назначению своего заводского врача. Затраты на лечение в других больницах предприятие не возмещало19. В целом медицинская помощь при заводе была ничтожна. Больных рабочих обслуживали два фельдшера, которые «являлись и хирургами, и терапевтами, вообще специалистами по всем бо-лезням»20. Кроме того, медицинское помещение плохо отапливалось, из-за чего, однажды, больного пришлось отправить в городскую больницу, где он через сутки скончался21.

В 1900 г. на заводской территории был освящён храм Петра и Павла, построенный «тщанием служащих и рабочих Волжского стального завода». Церковь была «деревянная, обложенная камнем, с такою же колокольней»22. К церковному приходу относились посёлки при заводе (Юриш и Деконский), а также Муравлевка, Верхняя Стрелковка,

15 ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1528. Л. 153-154.

16 Очерки истории Саратовского Поволжья (1894 - 1917). С. 52.

17 Лопуховский А. Волжский сталелитейный завод / / Саратовская земская неделя. 1904. № 9. С. 110.

18 Там же. С. 109.

19 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 457. Л. 14.

20 Гумин А. Заводская поликлиника / / Коммунист. 31.12.1946.

21 Лопуховский А. Указ. соч. С. 109.

22 Справочник Саратовской епархии. 1912 год. Саратов, 1912. С. 20.

103

Рокотовка, Юнгеровка и Заплотина (в общей сложности 252 двора и 1 408 человек)23. Ныне все эти населённые пункты входят в состав Заводского района Саратова.

Тогда же при храме была открыта церковно-приходская школа, содержавшаяся за счёт завода. Количество учащихся возрастало. Только за 1904 г. оно увеличилось с 67 до 95 человек, из-за чего возникла необходимость в расширении учебного заведения. В этой связи руководство предприятия обращалось за финансовой помощью к губернскому при-сутствию24.

После революции церковь и школа при ней были закрыты. В 1929 г. бывшее церковное здание было передано под красный уголок25. Затем, в перестроенном здании, которое к тому моменту оказалось на территории авиационного завода, находилась модельная мастерская26. В период с 2009-2010 гг. это строение, наряду с другими корпусами обанкротившегося САЗа, было снесено.

Будучи крупным предприятием, завод обладал весьма обширной производственной инфраструктурой, в состав которой входила нефте-качка, водокачка, электростанция, была проведена железнодорожная ветка.

Промышленный гигант состоял из 10 цехов: прокатного, сталелитейного, чугунолитейного, модельного, молотового, тигельного, механического, строительного, котельного и хозяйственного27. Крупнейшим из них был сталелитейный, насчитывающий 349 рабочих. 800 человек (из 1 003), по данным за 1900 г., были застрахованы «С.-Петербургским об-м страхований» на случай смерти на площадке производства, получение инвалидности и временную потерю трудоспособности28. Средняя зарплата рабочих завода составляла 32,5 руб. в месяц, или 390,6 руб. в год29. Для сравнения, в среднем по Саратовской губернии в 1900 г.

23 Справочник Саратовской епархии. 1912 год. С. 20.

24 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 230. Л. 54.

25 Кортин Б. Комбайнстрой сегодня / / Поволжская правда. 23.11.1931.

26 План заводской территории ЗАО «САЗ». Сайт Саратовского авиационного завода // URL: http:// saz.ucoz.ru/news/skhema_zavoda/2014-02-28-4 (Дата обращения: 20.11.22).

27 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 224. Л. 19.

28 Там же.

29 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 523. Л. 23 об.

заработная плата в сфере металлообработки составляла 324,4 рубля в год (т.е. около 28 руб. в месяц)30.

Как и на ряде других предприятий, на Волжском стальном заводе существовала система натуральной выдачи части зарплаты в виде продуктов, порой низкого качества. Рабочие покупали товар в кредит в лавочках, и контора завода сама с ними расплачивалась. Порой продукты по такой схеме продавались по особой расценке31. Карательная система штрафов забирала до половины заработка.

Рабочие трудились в две смены по 12 часов: первая - с 6 часов утра до 6 вечера, ночная - 6 часов вечера до 6 утра32. Опоздание на 10 минут без указания причины приравнивалось к прогулу без права прохода на заводскую территорию. Работа в цехах начиналась по сигналу свистка33. Цеховые рабочие объединялись в артели, которые находились в распоряжении начальника цеха. Общее руководство производством осуществляло заводоуправление34. Наиболее тяжёлые условия труда были в мартеновском (сталелитейном) и прокатном цехах, в которых шло непрерывное производство. В этих цехах царила невыносимая жара от печей, и был сухой, наполненный копотью, воздух. «Проходя по цехам -пишет автор заметки в периодическом издании «Саратовская земская неделя» - мы видели, как рабочие забрасывали в зияющие жерла печей материалы, а другие <.. .> рядом обедали на грязных, черных от копоти столах»35. В 1946 г. в газете «Коммунист» была опубликована заметка, в которой приводились воспоминания мастера ремесленного училища В. Карева: «Работали за грошовую плату от 6 часов утра почти до самой ночи в адских условиях. Завалка мартеновских печей, подвозка сырья -всё делалось вручную. Недели не проходило, чтобы кто-нибудь из рабочих не получил ожога или увечья»36.

Тем не менее, служащие завода были застрахованы и числились за «Санкт-Петербургским обществом страхования». В случае смерти на производственной площадке полагалось выплата семье в размере тысячекратного дневного заработка. На случай инвалидности - компенсация 2-х тыс. кратного заработка. В случае временной потери

30 Клячко А.Х. Материалы о положении промышленных рабочих Саратовской губернии / / Труды Саратовского экономического института. 1949. Т. 2. С. 61.

31 Там же. С. 63.

32 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 224. Л. 46.

33 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 457. Л. 45.

34 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 230. Л. 101.

35 Лопуховский А. Указ. соч. С. 106.

36 Карёв В. Любите свой завод // Коммунист. 20.05.1940.

105

способности к труду - посуточная выплата в размере 50% от дневного заработка37. Поскольку несчастные случаи на производстве были не редки, можно предположить, что страховые выплаты осуществлялись весьма избирательно, и далеко не всегда полученные увечья признавались по факту работы на производстве.

Известны имена людей, которые в разные годы руководили заводом. В 1897 г. на должность главного инженера был назначен известный горный инженер, прибывший в Саратов с Урала, А.Ф. Шуппе, в ведении которого было строительство, проектирование и оборудование нового предприятия. Первым управляющим завода стал Л.П. Василевский, занимавший свою должность до 1900 г., после чего его сменил В.П. Ануфрович, проработавший на своей должности чуть более года. В мае 1901 г. новым управляющим стал В. Урбанович38.

Предприятие специализировалось на выпуске высоких сортов мартеновской стали, фасонных стальных отливок, кованой и катаной стали специальных профилей. Продукция имела широкий рынок сбыта. В частности завод, по данным за 1904 г., выполнял заказы КВЖд и РУЖд, осуществляя поставку фасонового литья для паровозов, составные части вагонов и железнодорожных стрелок. Осуществлялось производство стальных остовов для электрических машин Московского электрического общества. Среди заказчиков были такие саратовские предприятия, как гвоздильно-проволочный завод Гантке, машиностроительный завод Беринга, паровые мельницы (заказывающие мельничные шары). Кроме того, завод занимался изготовлением колокольных языков для церквей39. Выпускаемая продукция имела высокое качество. В сравнении с царицынским собратом, металлургическим заводом общества «Урал-Волга», «Саратовская сталь была по качеству лучше»40. В 1900 г. руководство Волжского стального завода вело переписку по поводу участия во всемирной выставке в Париже 1900 г. в составе 16-й группы российской экспозиции41.

Однако, из-за отсутствия продуманной логистики поставок сырья, деятельность Волжского завода постепенно ликвидировалась. Если в 1898 г. сумма производства составляла 500 000 руб., то уже в 1900 г. около - 400 000 руб. Количество рабочих уменьшилось практически вчетверо.

37 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 523. Л. 22.

38 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 230. Л. 38.

39 Там же. Л. 230.

40 Карёв В. Указ. соч.

41 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 457. Л. 15.

Если в 1898 г. на предприятии трудилось около 2 000 человек, то в 19021903 гг. насчитывалось лишь 600 рабочих42.

Значительную роль в крахе промышленного гиганта сыграл экономический кризис 1900-1903 гг. охвативший всю российскую промышленность. Первые кризисные тенденции наблюдались уже в 1899 г. Кризис начался в легкой промышленности, но поразил в большей степени тяжелую. В общей сложности в России закрылось до 3 тыс. предприятий43. Саратовский край относился к числу районов, наиболее пострадавших от кризисных явлений. В этот период металлообработка оттесняется со своих позиций в промышленности региона. Старший фабричный инспектор в своем отчёте за 1900 г. указывал, что «стальной завод не смог создать достаточного рынка для своей деятельности благодаря недостаточной покупательной силе населения, обедневшего после ряда неурожаев и других экономических причин»44. В 1901 г. объёмы производства сократились на 20%. Заметно уменьшилось количество рабочих (с 1 000 до 683), а в сентябре администрация завода сократила рабочее время формовщиков. Через год молотовый цех был переведён на 4 дневную рабочую неделю45.

Существенно сократились финансовые обороты и конкурирующего металлургического завода «Урал-Волга» в Царицыне. На предприятии были перебои в поставках топлива и металла. Позже была введена 4-х дневная рабочая неделя. Однако, выгодное географическое положение и удобный доступ к источникам сырья (прямое железнодорожное сообщение с Донбассом и Криворожским рудным бассейном), а также более эффективное управление позволили успешно преодолеть кризисные явления. Уже с 1903 г. завод начал увеличивать объёмы производства, в то время как Волжский стальной переживал упадок. В условиях постоянных перебоев поставок сырья, предприятие не могло выдержать соперничества с царицынским конкурентом. В 1903 г. Волжский стальной завод был передан в аренду «Урало-Волжскому»

42 Саар Г. Саратовская промышленность в 90-х и в начале 1900-х гг. Саратов, 1928. С. 20.

43 История России XX - начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Во-ронкова; под ред. Л.В. Милова. М., 2007. С. 21.

44 Цит. по: Клячко А.Х. Кризис перепроизводства 1900-1903 годов в Саратовской губернии. С. 121.

45 Клячко А.Х. Указ. соч. С. 126.

обществу, что фактически ознаменовало его поражение в конкурентной борьбе46.

Первые два года работы под «крылом» бывших конкурентов ознаменовались стабилизацией объёмов выпускаемой продукции и незначительным увеличением числа рабочих (с 600 до 650 человек). Однако, в 1905 г. их количество сократилось до 500 человек, что являлось отражением революционных потрясений47.

12 января 1905 г. служащие Волжского стального завода, вместе с рабочими предприятий Беринга, Гантке, железнодорожных мастерских и депо, присоединились к всеобщей стачке. Все предприятия города остановились. 13 января в письме старшему фабричному инспектору заводоуправление сообщало что «в виду тяжёлого экономического положения завода, находящегося в аренде, забастовка может повлечь за собой окончательное закрытие завода»48. После забастовок на завод были направлены вооружённые «стражники», дежурившие в каждом цехе. Рабочим не разрешалось собираться в количестве более трёх человек49. В условиях периодических простоев и сокращения производства, рабочие прокатного цеха были полностью переведены на сдельную зарплату. На фоне забастовок последовала новая волна увольнений. Количество рабочих сократилось вдвое.

В январе 1906 г. серьёзно истощились запасы угля, из-за чего завод в очередной раз оказался под угрозой закрытия. Причиной стала задержка доставки купленного угля из Донбасса по линиям Екатерино-славкой и Юго-Восточной железных дорог50. В последний год своей работы завод испытывал дефицит заказов, из-за чего началось поэтапное сокращение оставшихся 300 рабочих. Полный расчёт с ними был назначен на 1 августа 1906 г, тогда же производство было окончательно остановлено51. Однако, в справочном издании за 1908 г. завод всё ещё значился как «временно закрытый», что может говорить о надеждах собственников на восстановление производства52. На самом деле начался

46 Маркушина С.В. Промышленность Саратовской губернии в условиях капиталистической модернизации середины XIX - начала XX в. Вольск, 2013. С. 66.

47 Приложение к всеподданнейшему отчёту Саратовского губернатора за 1905 г. Ведомость № 4; То же за 1903, 1904 гг.

48 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 230. Л. 82.

49 Карёв В. Указ. соч.

50 ГАСО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 230. Л. 108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51 Там же. Л. 111.

52 Иванов П.Г., Хачко А.К. Справочная книга русских и иностранных предприятий. СПб., 1908. С. 119.

демонтаж оборудования, пошли под слом корпуса. Остатки завода продали на слом саратовскому купцу 2-гильдии М.И. Калюбанову, который из вывезенных строительных материалов построил 7-8 домов и сколотил немалые капиталы за счёт продажи оборудования53. После краха Волжского сталелитейного завода подобных предприятий в губернии больше не возникало54.

Оставшись единственным металлургическим предприятием на юго-востоке страны, Царицынский завод компании «Урал-Волга» закрепил за собой обширный рынок сбыта, охватывающий Астраханскую, Саратовскую, Самарскую, Ставропольскую, Тамбовскую губернии, а также Донскую и Уральскую, Кубанскую, Черноморскую казачьи области. В общей сложности 73% от общего объёма производства железных изделий в Поволжье приходилось на долю этого промышленного гиганта, что предопределило его устойчивый рост в последующие годы55. В 1912 г. предприятие перешло в собственность компании ДЮМО, ставшей частью синдиката «Продамет»56.

В 1921 г., на месте, где располагался колосс сталелитейной промышленности, началось возведение завода «Звезда» по выпуску сеялок, но строительство его так и не было завершено. В начале 1930-х гг. на этом месте были построены завод комбайнов и завод тяжелых зубострогаль-ных станков. В связи с угрозой военного нападения на СССР, 5 августа 1937 г. в соответствии с решением Совета Труда и Обороны СССР, саратовский завод комбайнов был переориентирован на производство авиационной техники57.

Саратовскому авиационному заводу спустя столетие было суждено повторить судьбу своего предшественника. На рубеже эпох, в 1990-е гг. предприятие, как и вся страна, столкнулось с серьёзными экономическими трудностями. В 2003 году САЗ окончательно прекратил производство самолётов Як-42 и перешёл на их техническое обслуживание. В

53 Карёв В. Указ. соч.

54 Металлургическое производство появится в Саратовском крае только в 2013 г., кода был открыт металлургический мини-завод в г. Балаково.

55 В 1922 г. завод, именуемый в простонародье «Французским», получил название «Красный Октябрь». Претерпев несколько коренных реконструкций, предприятие существует и по ныне, оставаясь одним из крупнейших в г. Волгограде.

56 Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда. М., 1968. С. 100-101.

57 Крылатые годы / Д.С. Лосин, И.И. Климов, В.С. Борисов; под ред. А.Г. Бон-дарюка. Саратов, 1981. С. 29.

2012 г. завод, просуществовавший 80 лет, прекратил своё существова-ние58.

Таким образом, судьба Волжского стального завода отражает негативные реалии эпохи промышленного подъёма, характерной чертой которой стало грюндерство - учредительная горячка, сопровождающаяся массовым беспорядочным образованием акционерных обществ. Ещё во времена работы завода в печати поднимался вопрос: как могло возникнуть подобное предприятие в Саратове, где нет залежей железной руды? Санитарный попечитель А. Лопуховский, проверявший условия работы на заводе, объясняя причины создания такого производства писал: «В середине 1890-х гг. в Россию хлынули иностранные предприниматели, строившие металлургические предприятия с надеждой на казённые заказы, или просто продать акции. Большинство этих предприятий было дутое, отыскивался кусочек руды - сейчас же на бирже поднимался шум о 100% содержании железа в руде, и акции поднимались как опара. В конце концов, изумлённым акционерам доставались пустые стены, а капиталы уходили в карманы ловких биржевых дельцов». Ещё один публицист начала XX в., экономист Б.Ф. Бранд отмечал, что крах ряда предприятий в тот период «является результатом стеснения кредита, а с другой стороны несолидной организацией некоторых предприятий, что вообще свойственно всякой грюндерской эпохе». Акционерное общество «Волжский стальной завод» обладало всеми признаками грюндерства, что объясняет многочисленные просчёты и активное распространение мифа в местной печати о промышленных залежах руды в Саратовской губернии, проводимое с целью привлечения капитала для организации столь прибыльного дела, обречённого, в виду местных условий, на неудачу.

Для цитирования: Коробкин С.А. Очерк истории Волжского Сталелитейного завода // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Гла-дышева. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2023. Вып. 27. - С. 99-110.

58 АристарховВ.А., Вернадский А.Ф., ЕгоровГ.И. Судьба... История Саратовского авиационного завода. Саратов, 2014. С. 177.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.