Научная статья на тему 'Очаг национальной культуры'

Очаг национальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очаг национальной культуры»

итоги которой подводятся на ежегодных «Днях науки». Кроме секционных заседаний, многие кафедры практикуют организацию олимпиад, круглых столов, деловых игр.

Преподаватели Центра принимают участие в воспитательной работе, используя возможности философии, психологии, педагогики, культурологии для формирования у студентов научного мировоззрения, культуры нравственного поведения.

Кроме того, в Центре организовано кураторство сотрудников на всех факультетах, проводятся встречи с представителями творческой, научной и политической элиты республики, а также благотворительные

студенческие акции в детских домах, доме престарелых «Забота».

Включение России в Болонский процесс как важный фактор создания единого европейского образовательного пространства ставит перед коллективом Центра насущные задачи обновления содержания и структуры гуманитарного образования, использования современных информационных образовательных технологий и механизмов контроля качества, интеграции учебного и воспитательного процесса, поддержания необходимого кадрового потенциала преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Ш. ДЖИГКАЕВ, профессор

Факультет осетинской филологии стал воплощением извечной мечты народа о высшем образовании на родном языке. Уже в XIX веке сложилась национальная интеллигенция, получившая образование в высших учебных заведениях России. Но событием исторической важности стало открытие кафедры, а затем и факультета осетинской словесности. Данный факультет является объектом особой гордости всей передовой общественности Осетии, ибо он, по всеобщему признанию, стал очагом национальной культуры и народного образования, кузницей радетелей просвещения и творческих сил народа.

Нашествие татаро-монголов уничтожило аланское царство. Разрушены храмы, сожжены священные книги, утрачена письменность, иссякли источники и средства образования. Но память народа сохранила воспоминания о книге - ее восхваляли легенды и предания, она становилась предметом культа, местом ее хранения считались святилища. Прервалась «связь времен», разорвана цепь культурной традиции. Но Осе-

Очаг национальной культуры

тию осенило солнце нового времени. Она вошла в XVIII веке в состав Российской империи. Появились церковные школы. Создается новая письменность на основе кириллицы. Издаются переводы Священного писания и учебная литература.

Рубеж XIX и XX столетий стал перио-

Из жизни вуза

103

дом возрождения осетинского народа. Почти во всех больших селениях работали школы. Развивалась периодическая печать, наладилось издательское дело. Литература во всех жанрах достигла высокого уровня развития (Коста Хетагуров, Сека Гадиев, Елбасдуко Бритаев, Арсен Коцоев). Критика (Гаппо Баев, Ахмет Цаликов, Гиго Дзасохов), опираясь на опыт русской и европейской эстетики, верно оценивала не только достижения родной словесности, но и крупные явления мировой классики. Развивалась философская (Афанасий Гадиев) и педагогическая мысль (Харитон Уруймагов, Цомак Гадиев), значительным явлением стала общественно-политическая публицистика (К. Хетагуров, Георгий Цаголов, Казбек Бутаев). Работали народные театры. В 1919 г. организовано Осетинское историко-филологическое общество, которое стало предтечей Института краеведения. Эти деятели глубоко понимали значение родного слова в деле народного просвещения, культурного строительства и становления гражданских идеалов общества. Поэтому их мысли, творчество и деяния были направлены на создание системы национальной школы. Их старания увенчались успехом. Благом для народа явилось открытие в 1926 году в Горском педагогическом институте кафедры осетинского языка и литературы, ставшей впоследствии основой факультета осетинской филологии.

У колыбели кафедры стояли выдающиеся личности: писатель и просветитель Цо-мак Гадиев, профессора Борис Алборов и Губади Дзагуров, поэт и эстетик Нигер (И.В. Джанаев), корифей осетиноведения Васо Абаев. В становлении кафедры и факультета значительную роль сыграли известные филологи и педагоги Ольга Туаева, Николай Багаев, Георгий Калоев, Константин Гагкаев, Тамерлан Гуриев, Харум Така-зов. Они внесли весомый вклад в развитие национальной культуры, просвещения и филологической науки. На факультете лекции читали видные специалисты по языкознанию и ирановедению И.М. Оранский,

Г.Л. Герценберг и др. В деятельности факультета активное участие принимают такие известные ученые, как Магомет Исаев, Нафи Джусойты, Николай Габараев. Свою лепту в достижения факультета вносит новое поколение ученых и педагогов, которые бережно хранят и развивают живые традиции своих предшественников.

Факультет готовит специалистов широкого профиля. В его структуре - пять кафедр: осетинского и общего языкознания (заведующий Х.А. Таказов), осетинской литературы (Р.С. Кантемирова), литературного творчества (Ш.Ф. Джигкаев), преподавания русского языка в национальной школе (Р.П. Бибилова), русской литературы в национальной школе (Л.Б. Келехсаева).

В свое время Н.М. Карамзин в знаменитой «Речи» утверждал, что «язык и словесность суть не только способы, но и главные способы народного просвещения, что богатство языка есть богатство мыслей, что он служит первым училищем для юной души...». Язык - «исповедь народа», средоточие его житейского опыта, мудрости и художественного мышления. Слово из глубины веков доносит до нас свежее дыхание первозданной природы, мудрость мифа и величественное звучание сказания. Вместе с материнским молоком плоть и кровь человека впитывают красоту и силу родной речи. Сочинения можно писать на любом языке, но дивные творения создаются только на языке колыбельной песни матери. Такое отношение к родному слову свойственно основателям факультета, хранителям их заветов и традиций, оно определяет основные направления их деятельности, формирует их социальные и нравственные идеалы.

Подготовка преподавателей родного языка и литературы была и остается важнейшей сферой народного образования Осетии. Трудно переоценить благотворную работу педагогов-осетиноведов, призванных беречь и приумножать культурное наследие народа - его язык, словесность и обычаи. С их деятельностью связана судь-

ба нации, ибо нет народа без своей истории, своего языка и культуры. В основном именно они осуществляют в школе нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения, развивают его национальное самосознание и способствуют живому воплощению общественных идеалов народа. Прививая любовь к слову и поэзии, они пробуждают творческие силы талантливой молодежи, из среды которой выходят творцы новых эстетических ценностей.

Естественно, подготовка учителей высокой квалификации требует наличия соответствующей научно-методической базы. Факультет с полным правом стал центром осетиноведения и научно-педагогической мысли. На кафедрах осетинского и общего языкознания, осетинской литературы и литературного творчества создаются школьные и вузовские программы по всем отраслям осетиноведения. Составителями и авторами школьных учебников и хрестоматий по родному языку и литературе в основном являются сотрудники факультета. Языковеды вырабатывают правила орфографии и пунктуации, изучают вопросы методики, на основе которых создаются учебные пособия.

Факультет поддерживает тесные связи со школой и Министерством образования республики. Опытные преподаватели являются членами УМС при Министерстве, читают лекции на курсах в Республиканском институте повышения квалификации работников образования. Сотрудники факультета систематически выступают в СМИ по различным вопросам языка, литературы, фольклора и культуры, принимают деятельное участие в литературной и научной жизни республики.

Кафедры факультета занимаются исследованием коренных вопросов осетинского

языка, словесности и традиционной культуры. Издаются монографии, сборники статей. На их основе создаются учебники и учебные пособия, словари и методические разработки. Каждая из пяти кафедр в течение учебного года проводит научно-практическую конференцию по актуальным вопросам осетинской и русской словесности. Сотрудники факультета готовят научные издания различных жанров фольклора и творческого наследия классиков национальной литературы. Исследования вопросов поэтики благотворно влияют на повышение мастерства творцов родного художественного слова. Целая когорта писателей и творческой интеллигенции Осетии - это питомцы факультета. Они составляют основную творческую силу в местных издательствах, в редакциях газет и журналов, радио и телевидения. При кафедре литературного творчества создана творческая секция, которая лелеет и взращивает молодые таланты.

Важнейшим фактором подготовки научно-педагогических кадров, повышения их мастерства и квалификации является аспирантура. На базе факультета создан и функционирует Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям: литература народов РФ, фольклористика, языки народов РФ, теория языка. Возглавляет Совет академик Магомет Исаев.

Факультет находится в центре внимания руководства университета и республики, всей общественности Осетии, ибо он является хранителем родного слова, первоосновы духовного и исторического бытия народа. Очаг у осетин всегда был священным и имел культовое значение. Факультет - очаг национальной культуры. Но сохранение огня в очаге требует не только почитания, но и постоянной заботы и большого труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.