Научная статья на тему 'Օպտիմալ հարկային բեռի եվ հարկային եկամուտների վրա ազդող գործոնների գնահատումը ՀՀ-ում'

Օպտիմալ հարկային բեռի եվ հարկային եկամուտների վրա ազդող գործոնների գնահատումը ՀՀ-ում Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
Հարկային եկամուտներ / օպտիմալ հարկային բեռ / ՀՆԱ-ի աճ / Налоговые поступления / оптимальная налоговая нагрузка / рост ВВП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беджанян Айк И., Агабекян Эдгар В., Левонян Сурен Р., Давтян Камо А., Степанян Жора В.

Цель статьи – выявить факторы, влияющие на оптимальную налоговую нагрузку и налоговые поступления РА, и оценить их влияние. Задачи работы – выявить круг факторов, влияющих на оптимальную налоговую нагрузку и налоговые поступления, оценить их влияние и механизмы передачи с помощью эконометрических моделей. Анализ в работе проводился с использованием статистических и эконометрических методов, версии кривой Лаффера в модификации Балацкого. В результате исследования выяснилось, что результаты оценки показывают, что экономический рост РА при прочих равных условиях достигнет своего максимального значения при налоговой нагрузке в 20,9-21,9 %, что мы считаем оптимальным диапазоном налоговой нагрузки. Расходы правительства на конечное потребление не обеспечивают достаточный уровень экономического роста или продолжение высоких темпов роста. Оценка влияния показателей, определяющих рост ВВП, на налоговые поступления показывает, что показатели, определяющие рост ВВП, в целом также оказывают существенное влияние на налоговые поступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Оценка факторов, влияющих на оптимальную налоговую нагрузку и налоговые доходы в РА

The purpose of the article is to identify the factors affecting the optimal tax burden and tax revenues of RA and evaluate their impact. The tasks of the work are to identify the range of factors affecting the optimal tax burden and tax revenues, to evaluate their impact and transmission mechanisms using econometric models. The analyzes in the work were carried out using statistical and econometric methods, the version of the Laffer curve, modified by Balatsky. As a result of the study, it was revealed that the evaluation results show that RA economic growth, other things being equal, will reach its maximum value when the tax burden is 20.9-21.9 %, which we considered as the optimal tax burden range. The government's final consumption expenditure does not ensure a sufficient level of economic growth or a continuation of high growth. The assessment of the impact of indicators determining GDP growth on tax revenues shows that the indicators determining GDP growth, in general, also have a significant impact on tax revenues.

Текст научной работы на тему «Օպտիմալ հարկային բեռի եվ հարկային եկամուտների վրա ազդող գործոնների գնահատումը ՀՀ-ում»

шqцnц ф1|1йпЫ|Ь|1|1 qЬшhшmnLtfp ^^-пьй1

РЬршЩшй Ь.

т. ц. р., ршй^ш^й цпрд^, к шщшhnrfшцpnLрJшй шйр^пй^, цшиш^пи, щкшшЦшй шйшкишц^,шшЦшй hшйшluшp,шй (Ъркшй,

https://orcid.org/0000-0001-5784-0607 beianyan033@gmail.com ЦцшрЬ^шй Eцqшp ^. ш. ц. р., ф^йшйийкр^, шйр^пй^, цпдкйт, щкшшЦшй шйшкишц^,шшЦшй hшйшluшp,шй (Ъркшй, ^) https://orcid.org/0000- 0002-4194-5495 eaghabekyan@gmail.com Ы^п^шй итрЬи Л.

т. ц. р., шйшкишйшркйшш^,ЦшЦшй йкрпцйкр,^, шйр^пй^, цшиш^пи, щкшшЦшй шйшкишц^,шшЦшй hшйшluшp,шй (Ъркшй, ^) https://orcid.org/0000-0003-0018-3022 levonyansur@gmail.com Ч-ш^р]шй Чшйп и.

шйшкишйшркйшш^,ЦшЦшй йкрпцйкр,^, шйр^пй^, шищ^ршЬт щкшшЦшй шйшкишц^,шшЦшй hшйшluшp,шй (Ъркшй, ^) https://orcid.org/0000-0001-8063-5548 davtyankamo1997@gmail.com итЬфшЩшй &прш ^.

йр.ршццшфй шйшкишЦшй hшpшpkpnLрJnLfofokpfo шйр^пй^, шищ^ршЬт, щкшшЦшй шйшкишц^,шшЦшй hшйшluшp,шй (Ъркшй, ^) https://orcid.org/0009-0000-2144-1903 zhora.stepanyan.asue@gmail.com

336.1; ЕБ№ ООККБ; 1ЕЬ: Н2, Н21; Б01: 10.58587/18292437-2024.2-157

•<шhqnLgшршnhp" ^шр^щфЬ Ь^ш^ттЬЬр, ощт^ш^ hшp^щфfr рЬп, ^Ъиф шб

Оценка факторов, влияющих на оптимальную налоговую нагрузку

и налоговые доходы в РА

Беджанян Айк И.

к.э.н., преподаватель кафедры банковского дела и страхования, Армянский государственный экономический университет (Ереван, РА)

Агабекян Эдгар В. к.э.н., доцент кафедры финансов, Армянский государственный экономический университет (Ереван, РА)

Левонян Сурен Р.

к.э.н., преподаватель кафедры экономико-математических методов, Армянский государственный экономический университет (Ереван, РА)

Давтян Камо А.

аспирант кафедры экономико-математических методов Армянский государственный экономический университет (Ереван, РА)

Степанян Жора В.

аспирант кафедры международных экономических отношений, Армянский государственный экономический университет (Ереван, РА)

1 ^пц^шдр тщшорфий t ^^ иДРЬРД hhmшqnmш^шЬ ^ЬЬтрпЬ^ ^пц^д Ьиутшршр^шд «$Ъ$ЬиЦ"ЩЪ ЬЧ

^^пгазиь ьад^изьъ йитвиъиъдгазиъ иьаьч Фдьидира вд^ь <:^-пго»

рЫшуп^ цршйш2ЬпрЪифЬ ^рдпцр^ шрщшйрш_й ^штшр^шд hhmшqnmш^шЬ ш2^штшрЬЬр^ 2Р2шЬш^ЬЬрп1^:

Аннотация. Цель статьи - выявить факторы, влияющие на оптимальную налоговую нагрузку и налоговые поступления РА, и оценить их влияние. Задачи работы - выявить круг факторов, влияющих на оптимальную налоговую нагрузку и налоговые поступления, оценить их влияние и механизмы передачи с помощью эконометрических моделей. Анализ в работе проводился с использованием статистических и эконометрических методов, версии кривой Лаффера в модификации Балацкого.

В результате исследования выяснилось, что результаты оценки показывают, что экономический рост РА при прочих равных условиях достигнет своего максимального значения при налоговой нагрузке в 20,9-21,9 %, что мы считаем оптимальным диапазоном налоговой нагрузки. Расходы правительства на конечное потребление не обеспечивают достаточный уровень экономического роста или продолжение высоких темпов роста. Оценка влияния показателей, определяющих рост ВВП, на налоговые поступления показывает, что показатели, определяющие рост ВВП, в целом также оказывают существенное влияние на налоговые поступления. Ключевые слова: Налоговые поступления, оптимальная налоговая нагрузка, рост ВВП

Assessment of Factors Affecting Optimal Tax Burden and Tax Revenues in RA

Bejanyan Hayk I.

PhD, Lecturer, Chair of the Banking and Insurance, Armenian State University of Economics (Yerevan, RA)

Aghabekyan Edgar V.

PhD, Associate professor, Chair of the Finance, Armenian State University of Economics (Yerevan, RA)

Levonyan Suren R.

PhD, Lecturer, Chair of the Economic and Mathematical Methods, Armenian State University of Economics (Yerevan, RA)

Davtyan Kamo A.

PhD student, Chair of the Economic and Mathematical Methods, Armenian State University of Economics (Yerevan, RA)

Stepanyan Zhora V.

PhD student, Chair of the International Economic Relations, Armenian State University of Economics (Yerevan, RA)

Abstract. The purpose of the article is to identify the factors affecting the optimal tax burden and tax revenues of RA and evaluate their impact. The tasks of the work are to identify the range of factors affecting the optimal tax burden and tax revenues, to evaluate their impact and transmission mechanisms using econometric models. The analyzes in the work were carried out using statistical and econometric methods, the version of the Laffer curve, modified by Balatsky. As a result of the study, it was revealed that the evaluation results show that RA economic growth, other things being equal, will reach its maximum value when the tax burden is 20.9-21.9 % which we considered as the optimal tax burden range. The government's final consumption expenditure does not ensure a sufficient level of economic growth or a continuation of high growth. The assessment of the impact of indicators determining GDP growth on tax revenues shows that the indicators determining GDP growth, in general, also have a significant impact on tax revenues. Keywords: Tax revenues, optimal tax burden, GDP growth

^Ьтп1.р_]шЬ ^шйтшфЬ рш^шршЦшЬ^-pjnLbb nL тЬтЬишЦшЬ ^шфбшЦр uhpmnphb фп^ЦшщшЦд^шй hb: ЬЦшйтшфЬ рш^шрш-ЦшЬт-pjnLbp n й^ш|Ь шщшhn4nLй t щЬтшЦшЬ pjnLgh^ h^tfnLmbhp^ йкш^пр^йЬ nL цршЬд йш^и^йр, шд Ьшк шqqnLй t йш^рптЬтЬ-ишЦшЬ фбшЦ^ ^рш, npb tl hhmшqшp& Цшщп^ шщшhn4nLй t hшpЦщфЬ hшйшЦшpq^ шЬ^ш-фшЬ qnp&nqnLpjnLbb nL 2шpnLЬшЦшЦшЬ pшph-]ш4йшЬ qnp&рЬpшдЬhpр: иш t щштбшпр, np hшpЦщфЬ hшйшЦшpq^ к ^шйш^шпЬ bhpp^b шpq]nLЬg^ фn^шqqhgnLpJnLЬЬhpр q^mшЦшЬ шйЬЬш2шт nL unLp gb^p-^nLtfbhp шпш2шgpш& nppmb hb: Op^^^ fr. Л^цр nLunLtf^u^php^ UUb-nL^ hшpЦйшЬ к щЬтшЦшЬ h^tfnLmbhp^ шб^ й^к Цшщр" qrnbnL^ t, np рЬqhшЬnLp &ш^uhpр ф^ЬшЬиш-^nphpL hшйшp oqmшqnp&4nq hшpЦhpр Цшщ-

4ш& hb ЬЦшйт^ шб^ ^ш qqшф ршдшишЦшЬ шqqhgnLpJnLЬЬhp^ hhrn [7]: ^ш^й^ф hшйш-LuшpшЬ^ ^nqtf^g ^pшЦшЬшg4ш& hhmшqmnL-PjnL&nLtf nLUnLйЬшU^p4nLй t hшpЦщфЬ ФпФп-^nLpjnLbbhp^ шqqhgnLpJnLЬр тЬт^шЦшЬ шб^ ^ш: Upq]nLЬgЬhpр gnLjg hb mmi^u, np tfh^ 2ЬфЬ рЬЦЬП^ ^шЦшЬ ^ЪЦф ^ш hшpЦhp^ шб^ шqqhgnLpJnLЬр pшgшuшЦшЬ t к ^mjnLb [6]: Q.Upbnmfr к tfjnLubhp^ hhmшqnmnLpJnLЬр, npр 4hpшphpnLй t hшpЦщфЬ рш^ш^ш^шЬт^шЬ к mЬmhuшЦшЬ 4hpшЦшЬqЬйшЬ nL шб^ ^^hp^b bhp^m^gphi t W^frpfrU шpцJnLЬpЬhp, npnbf hшumшmnLй hb mjb т^шЦшЬ hшйnqйnLЬp-Ьhpр, np mЬmhuшЦшЬ шбр ^pnq t ш^шЬш]" hшpЦщфЬ pшqшЬ шum^бшЬшpшp mhqшфn-fahp^ цкщ^ uщшпnLйр к шЬ2шpd Я-Ш-щр (hшmЦшщhu pЬшЦhф qrnjp): Ujb Ьшк щЬцтй t, np шбр ^pnq t рЬщш|ЭДк! Ьшк ш^штшЦшЬ

hшрЦЬр^ й^пдп^ [4]: -Ьтшяптп^ЬЬр^ йЬЦ шд ^пЫр ЬЬршцрпЫ Ь, пр hшрЦшpJnL2ЬmщфЬ рш^шршЦшЬтрдшЬ й^пдп^ Цшпш^шрпьрипШр Цшрп^ Ь шя^Ь р^ЬЬи^ к ш^штЬЬр^ ^рш" ЬршЬд ^шрршя^&р Цшряш^прЬ1П1 ЬщштшЦп^ [5]: -ш|шитшЬ]шЬ №ц^ЬшЦЬЬр^д ки шЬцрш-цшр& ЬЬ ЦштшрЬ hшрЦщфЬ рЬп^ к тЬтЬишЦшЬ шб^ фп^шяцкдтришЬ h^йЬшfaЦkрЬЬрfrЬ: ^кршЦпи|шЬ^ -ш|шитшЬ^ -шЬршщЬтп^ Р)пШпЫ -ЪЦф Цшп^д^ш&р^ ршр^ш^йшЬ к hшрЦщфЬ рЬп^ рш2^йшЬ h^йЬшfaЦkрЬЬр^Ь ^ЬршрЬрп^п^ hпц:4ш&пLtf [1] пштйЬши^р^т-й Ь ---пЫ hшйшfaшпЬ ЬЬрр^Ь шрщпШр^ б^щтфЬ

Цшп^д^ш&р^ фпфп^трдпШЬЬрр, тЬтЬишЦшЬ шб^ цкЬшй^ЦшЬ к шщ япр&пЬЬЬр^ шяцк-дтрдпШр hшрЦЬр/-ЪЦ hшршpЬршЦдпLрJшЬ ^рш: ишрщшЬ^ -шрЦшфЬ рЬп^ Цшпш^шр-йшЬ к тЬтЬишЦшЬ шб^ фп^Цшщ^ш&прдшЬ Цшп^дшЦшряЬрр -шшитшЬ^ -шЬршщЬтп^ р^Ьтй рЬЦЬш&пшЦшЬ штЬЬш^питрип^ ЬпЫ [2] пшпЫЬши^ртрдшЬ Ь ЬЬршрЦ^Ь --hшрЦщфЬ hшйшЦшрqр, црш h^йЬшЦшЬ шпшЬй-ЬшhшmЦпLрJпLЬЬЬрр, ^Ь^щЬи Ьшк црш цкрр hшрЦщфЬ рЬп^ йкш^прйшЬ к Цшпш^шрйшЬ

25.0%

20.0% 15.0% 10.0% 5.0% 0.0% -5.0% -10.0% -15.0%

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

ЯЪишб рЬгс

^йшщшт^Ьр 1. ^-тй ^ЪЫ шбр к рЬюр ц^йшй^Цшй рит тшррйЬрр (2003-2022 тшрЩшй)

-- -пЫ -ЪЦ шбр й2тшщЬи ЬЬршЦш Ь шртшр^Ь 2пЦЬр^ шяцкдтрдшЬ, ^Ь^ hЬmкшЬ-рп^ шйЬЬшйЬй шЬЦпЫЬЬрр цктшрЦ^Ь ЬЬ hшйш2faшрhщфЬ тЬтЬитри^ЬпЫ шпш2шдш& дЬдпЫЬЬр^ Цшй бяЬшб^^Ьр^ шяцкдтрдшйр: ^штйшЦшЬпрЬЬ hшрЦщфЬ рЬп^ шйЬЬшдшйр йшЦшрцшЦр ц^тшрЦ^пЫ Ь 2000-шЦшЬ р^ш-ЦшЬЬЬр^ иЦцрпЫ, Ьрр тЬтЬишЦшЬ шб^ шйЬЬшршр&р йшЦшрцшЦ Ь шщшhп44Ьl: иш-Цш|Ь тЬтЬишЦшЬ hЬmшqш qшрqшдпLйЬЬрр дпцд ЬЬ тшфи, пр тЬтЬишЦшЬ шб^ Цшп^д-4ш&рр к тЬтЬитрдшЬ цк^Ьри^ф^ЦшдйшЬ шит^бшЬЬ ш^Ьф ЬшЦшЬ ЬЬ шб^ Цш^Ьп^ р^ЬЬ шщшhп4ЬLпL qпр&пLй: -Ьmшqш бшйш-ЬшЦш2р2шЬп1.й ц^тшрЦ^пЫ Ь hшрЦщфЬ рЬп^ 2шрп1ЬшЦшЦшЬ шб^ й^тпЫ:

-шрЦшфЬ рЬп^ ощт^йш^ йшЦшрцшЦ^ pшдшhшJmпLйр Цшрп^ Ь шщшhп4Ьl hшрЦщфЬ hшйшЦшрq^ ршрЬфп^йшЬ ^йЬшЦшЬ Р)п1ЬЬЬр^ pшgшhшJmпLйр к тЬтЬишЦшЬ шб^ Цш]п1Ьп1р)шЬр й^т^шй ЬЦшйтш^^Ь рш^шрш-ЦшЬп1р)шЬ ^2шЦ^шЬр: -Ьтшяптп1р)шЬ Ьщш-тшЦЬ Ь qmЬЬl -- hшрЦшJ^Ь рЬп^ ощт^^ш! йшЦшр^.шЦр, ш^и^ЬрЬ" -- hшрЦщфЬ рЬп^ ш^Ь

йшЦшр^.шЦр, прЬ шщшhп4пLtf Ь hшрЦшJ^Ь ЬЦшйп1тЬЬр^ к hшtfш^шпЬ шртш^рп1р)шЬ l_ш4шqпLJЬ hшйшqрпLрJпLЬ, пр^ hшрЦшJ^Ь рЬп^ йшЦшрцшЦ^

ишhйшЬшJ^Ь Цшй ]ршдп1д^^ тпЦпиш^^Ь шбЬ шдки ЦhшЬqЬgЬ^ ршдшишЦшЬ тЬтЬишЦшЬ шб^: Ц^и ЬщштшЦ^Ь hшиЬЬLпL hшйшр oqmш-qпр&4Ьl Ь LшффЬр^ Цпр^" Рш]шдЦ№ Цп^й^д йп^^ф^Цшд^шй тшррЬршЦр [3, 35]: ^Ьшhшm4Ьl Ь hЬmкJШl йпц^р:

= /30+/31*ТАХ_ВиКОЕМ1: +/32

*ТАХ_ВиКОЕЫ? +ръ*Хь + £ь, Ь = 2008^1,2023^2 (1)

ПртЬ^ -Ь -- тЬтЬишЦшЬ шб^

дп1дшЬ^2Ь I, ТАХ_ВиКОЕМ1 -Ь « hшрЦшj^Ь рЬп^ дп1дшЬ^2Ь Ь, ТАХ_В11К0ЕЫ?-Ь hшрЦшj^Ь рЬп^ ршпшЦп1и^Ь прЬ шртшдп^п1й Ь к тЬтЬишЦшЬ шб^ п^ q&шJ^Ь Цшщ^ hЬшрш4прпLрJпLЬр: ЬрЬ qЬшhшmпLй-ЬЬр^ шр^)п1ЬрЬЬрр дт]д тшЬ, пр д^дш-Ь^2ЬЬр^ Цшщр pЬпLршqр4пLй Ь 2р?4ш& ^-шйк Цпр^ (т^и^ЬрЬ 0 к < 0),

m^m qm &t2mtm&h, np npn2m&h khshg mjt ^nqtf hmp^mjht phnh pmp&pmgnLtft nLthtnLtf t t^msm^ht hm^mnm^ mpqjnLtf hmp^mjht phnh tfh&mgtfmtp qnLqmhhn hp^pnLtf hm^m-mpsmqpmpjmt ftm^mjthpp t^mqnLtf ht: ^hpn&2jmi ^hsp ^hmtqhumtm hmp^mjht phnh mjt o^sh^m^ tfh&nLpjnLtp, npp tfmpuhtfm-imgtnLtf t stshum^mt mfip: Gp^tfmt

^hsp qtmhms^nLtf t hm^mumptfmt mnm^ht

^mpqh tfmutm^h m&mtgjmjh ^h^ngn^.

flGDP GR

- ■ = p1 + 2 */32TAX_BURDEN

VTAX BURDEN

(2)

-^mp^mjht phnh o^sh^m^ tfm^mpqm^p, h^tft^bin^ 4bpnt2jmi hm^mumpnLtfthph ^pm, thp^mjmg^nLtf t hhskjmi shupn^

-Pi

GDP GR =

2f32

(3)

(l)-hm^mumptfmt X-p ^hpmhu^h ^n^n^m-^mtthph ^b^snpt t, npp thptfnL&^hl t qtm-hmsnLtfthph ^mjnLtmpjnLtp pmphm^hpL, ht^hu tmk stshum^mt mfih ^pm mj]_ tfm^pn-stshum^mt qnp&ntthph mqqhgmpjnLtthpp qtmhmshpL hmtfmp: Hp^hu ^hpmhu^h ^n^n-

fam^mtthp ptsp^h ht stmjht stshumpjnLt-thph 4hp?tm^mt uqmntfmt ftmfauhpp, ^mnm-^mpmpjmt ^hp^tm^mt uqmntfmt ftmfauhpp, qpmtfm^mt ^n^mtgnLtfthp qh^h ^

mpsmhmtnLtf, hmtfmfamnt fatmjnqmpjnLt-thpp: UnqhpLtf thpmn^h ht 4hpnt2jmi gnLgm-th2thph 2008-2023 p^m^mtthph hnmtfujm^mjht s^jmithpp" ^mqtfhin^ p&qhmtnLp 62 qhsmp-^nLtf:

UqjnLum^ 1-nLtf thp^mjmg^mft t 4hpnt2jm]_ gnLgmth2thph qnLjq mn qnLjq ^n^mfa-

^m&nLpjnLtthpp: PmgmnhpL hmtfmp qtmhms-^nq tfnqhithpnLtf pmgmspnq ^n^n^m^mtthph tfnLLmhUnihthmpnLpjmt hpknijpp, pus ^hpmhu^nq ^n^n^m^mtthph mnmt&tmg^hi k qtmhmm^hi ht 3 tfnqhithp, npshq thpmn^mft ^hpmhu^nq ^n^n^m^mtthpp tfhtfjmtg ^nLtht ^nnhpmghmjh t2mtm^m|h ^mtf qnp&m^hg: Unqhih qtmhmstfmt hmtfmp tmfa ^mpq^hi ht tfnqhinLtf thpmn^mft pnpp ^n^n^m^mtthph htshqptfmt ^mpqhpp, ht^h hmtfmp ^hpmn^hi t tfhm^np mptfmsh (ADF) phust pus U^mj^hh ^m^mth2h: ^hpmn^mft pnjnp ^n^n^m^mtthpp usmghntmp ht, nLush tfnqhi ht thptfnLft^hl mnmtg ^n^n^nLpjmt:

Ui]jiiliiiiiIi 1. dfipk qmjq mn qmjq fynnhimgfimhhpfi dmmpfigp

1

2

3

4

5

6

7

1 GDP growth 1

2 Households cons 0.65* 1

3 Gov final cons 0.15 -0.03 1

4 Remittances 0.63* 0.634* 0.058 1

5 Exports 0.382* 0.407* -0.122 0.345* 1

6 Gross savings 0.543* 0.283* 0.008 0.426* 0.13 1

7 Tax burden -0.383* -0.216* -0.374* -0.31* 0.24* -0.4* 1

p< 0.1

UqpjnLpp" hhqh&m^frhph hm2Ump^bbp

^mnnLg^mft 3 tfnqhithph qtmhmstfmt mpqjnLtfthpp thp^mjmg^mft ht mqjnLum^ 3-nLtf: ^hp^mjmg^mft ht tmk tfnqh]thph tftmgnpq-thpnLtf m^sn^nnh^mghmjh k hntfnu^hqmush-^nLpjmt hpknLjpthph mn^mjnLpjnLtp usnLqnq phushph mpqjnLtfthpp: ^t^^hu gnLjg ht smihu ^msmp^mft phushph mpqjnLtgthpp" qtmhms-4m& pn^np tfnqhithph tftmgnpqthpp hntfnu^h-qmush^ ht k qnLp^ ht m^sn^nnh^mghmjhg: ^t^^hu hpknLtf t usmg^mft qnp&m^hgthphg" hmp^mjht phnh mqqhgnLpjnLtp pn^np 3 tfnqh]-thpnLtf nLth t2mtm^mjh mqqhgnLpjnLt, huk mqqhgnLpjmt qnpftm^hgthph t2mtthpp hmtfm-

qmrnmu^mbrntf ht m^t^m^^nq mpqjnLtfthpht (Pi> 0 k < 0): ^mp^mjht phnh m^himgnL^p tfh^ sn^numjht ^hsn^ hmtqhgtnLtf t stshum^mt mfih 4.67-5.09 sn^numjht ^hs mfih, um^mjt mqqhgnLpjnLtp qmntnLtf t pmgmum^mt, hpp hmp^mjht phnp qhpmqmtgnLtf t 20.9-21.9 sn^nup: Ujuhtpk hm2^h mnthin^ qtmhmstfmt mpqjnLtfthpp, ^^ stshum^mt mfip, mji_ hm^mump ^mjtfmtthpnLtf, ^p&qnLth hp p&qhmtnLp mnm^himqnLjt mpdhgp, hpp hmp^mjht phnp ^mqtfh 20.9-21.9 sn^nu:

Uil|iiniuil| 2. Un^hjähn^ güwhwwüwü tti^ftpftfy Mpmniäfähpp k üÜMgnp^ähpft phumhpp

1 2 3

GDP growth(-1) 0.438*** (4.581) 0.525*** (5.65) 0.465*** (5.184)

Tax burden 5.09*** (5.45) 4.667*** (4.9) 4.896*** (5.6)

Tax burden2 -11.6*** (-4.13) -11.16*** (-3.795) -11.235*** (-4.195)

Households cons 0.361*** (4.912) -

Gov final cons - 0.013 (0.206) -

Remittances - 0.142*** (4.4) -

Exports - - 0.102*** (4.52)

Gross savings - - 0.06** (4.52)

Constant - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Obs. 61 61 61

R2 0.59 0.57 0.63

Turning Point 21.93% 20.91% 21.78%

Serial Correlation LM Test

F-stat. (prob.) 1.061 (0.31) 1.615 (0.21) 0.34 (0.54)

Heteroskedasticity Test (BPG)

Obs*R-sq. (prob. x2) 0.053 (0.99) 0.73 (0.57) 1.22 (0.3)

: p< 0.1, ** p< 0.05,

*** p< 0.01: Om^mqöhpnLÜ ühp^mjmg^mö hü t ^fim^müm. mpdhpühpp Uqpjmpp" hhq^üm^ühpfr hm2Ump^ühp

Q-ümhmmümü üümü mpqjnLüpp gnLjg t mmi^u, np mümhum^mü mfi^ mnm^himqnLjü üm^mpmqm^ m^mhn^n^ hmp^mj^ü phn^ o^m^üm^ üm^mpqm^p gmöp t hmp^mj^ü phn^ ^mummg^ ühp^m üm^mpqm^g: ^mmfimnp ümfa mjü hmüqmümüfü t, np ^mmüm^münphü mümhum^mü mfi^ mnm^himqnLjü üm^mpqm^ m^mhn^hl t hmp^mj^ü phn^ m^hj^ gmöp üm^mpqm^ ^mjümüühpnLÜ" op^üm^ 2000-m^mü p^m^müühp^ u^qpnLÜ: UjnLu ^n^ü^g tl üümü ^mm^hpp ^mphj^ t üh^ümpmüh^ hm^m-pmqp^mö hmp^mj^ü h^münLmühp^ oqsmqnpö-ümü mpqjnLÜm^hmnLpjmü gmöp üm^mpqm^n^: ^hmm^mü ömfauhp^ ^mü ühpqpnLÜühp^ ^pm-

^mümgnLÜp h^üüm^m&nLÜ püpmg^ u^mnnLÜ m^mhn^n^ nppmühpnLÜ, ^m^^mmi ühpqpnLÜ-ühp^ ^pm^mümgümü gmöp üm^mpqm^p ^hü m^mhn^nLÜ mümhum^mü mfi^ pm^mpmp mum^fimü ^mü pmp&p mfi^ 2mpnLüm^m^m-ünLpjmü m^mhn^nLÜ: "^hüp ümk, np mmph^mü gnLgmüfoühp^ h^ümü ^pm o^m^ümi hmp^mj^ü phn^ npn2ümü qh^pnLÜ o^m^üm]_ üm^mpqm^p hnmüujm^mj^ü gnLgmüfoühp^ h^ümü ^pm ^mnnLg^mö ünqh^g m^hj^ ^m^mu t" 17,26-18,06 mn^nu (UqjnLum^ 3): bnmüujm^mj^ü gnLgmü^-ühp^ h^ümü ^pm hm2^mp^fr ^mpmqmjnLÜ qpmüg püpmg^ mmmmün^m^münLpjnLüp üh^ünLÜ t ^mm^hpp:

1 2 3 4 5 6 7 8

10.62*** (6.802) 12.889** * (17.938) 12.585** * (11.934) 11.696** * (17.986) 11.638** * (18.508) 12.26*** (15.38) 12.604** * (14.036) 12.746** * (11.737)

Tax burden2 -28.54*** (-4.365) -37.77*** (11.013) -36.4*** (-8.887) -32.01*** (-10.49) -31.86*** (10.835) -34.58*** (-9.221) -36.08*** (-8.651) -36.71*** (-7.262)

Gross savings 0.509* (-2.244) - - - - - - -

Exports - 0.132** (2.479) - - - - - -

Gov final cons - - 0.17 (0.135) - - - - -

Remittances - - - 0.224*** (3.822) - - - -

Households cons - - - - 0.599*** (4.102) - - -

Gross savings - - - - - 0.084** (1.856) - -

A.Employment in sen - - - - - - 0.5 (0.231) -

APopulation growth - - - - - - - 5.294 (0.14)

Constant - - - - - - - -

Obs. 20 20 20 20 20 20 20 20

Turning Point 18.06% 17.06% 17.28% 18.26% 18.26% 17.72% 17.46% 17.36%

UqpjnLpp" hhq^üm

^kpgüm^mü u^mnümü ömfauhp^ ühk mn^numj^ü khm mfip hmüqhgünLÜ t mümhum-kmü mfi^ m^hmgümüp 0.361 mn^numj^ü khmn^: ^mnm^mpnLpjmü ^hp^üm^mü u^mnümü ömfa-uhph mfi^ mqqhgnLpjnLüp, pus qümhmmümü mpqjnLüfühph, ^lü^ ü2müm^mj^ mqqhgnLpjnLü ^-nLÜ mümhum^mü mfi^ ^pm: U^qhn n ^hmm^mü hmm^mö^ knqü^g kmmmp^mö ömfa-uhph frpm^mümgnLÜü mnm^h mpqjnLüm^hm t mümhum^mü mfi^ m^mhn^ümü mhumü^jnLÜ^g: ^pmüm^mü ^n^mügnLÜühp^ k mpmmhmüümü mfihpü nLÜhü qpm^mü mqqhgnLpjnLü" hmüm^m-smu^mümpmp 0.14 k 0.1 mqqhgnLpjmü qnpöm-kfelühpn^ ^uk hmümfamnü faümjnqnLpjnLüühp^ ühk mn^numj^ü khm mfip phpnLÜ t mümhum^mü mfi^ 0.06 mn^numj^ü khm mfi^ü: ^pmüm^mü ^n^mügnLÜühph ^mpmqmü kmpnq hüf pm-gmmph -^-nLÜ mümhum^mü mfi^ ^pm mqqnq mpmmf^ü qnpönüühph mnm^h nLdqümpjmüp k

qpmüg ^n^mügnLÜmj^ü ühfamü^qü hmüq^um-gnq qpmümkmü ^n^mügnLÜühp^ kmpknpnL-pjmüp: Ujü hmüqmümüfp, np püm^mpjmü knqü^g u^mnümü m^mhn^ümü hmümp kmpknp qhp nLühü ummg^mö qpmüm^mü mpmüu^hpm-ühpp, mjü qpmüg qmp&ünLÜ t mümhum^mü mfiü m^mhn^nq ü2müm^m|h qnpönü: Upmmhmüümü mfip ünijü^hu qh^h mümhunLpjnLü hm^hjmi qpmümkmü hnufhp t m^mhn^nLÜ" ühömgühp^ hhmmqm ömfauhp^ nL ühpqpnLÜühph ^pm^m-ümgümü hümpm^npnLpjnLüühpp: foümjnqnL-pjnLüühph hmühümmmpmp ^ngp pmjg ü2müm-kmih mqqhgnLpjnLüp kmpnq hüf ^mjümüm^nph km^^mmih 2nL^mj^ qnpö^fm^mqü^ phpqmp-qmg^mömpjmüp: ^pmüg hhmmqm qmpqmgnLÜü mnm^hi mpqjnLüm^hm kqmp&ü^ faümjnqmpjnLü-ühph kmnm^mpümü k qpmüf mümhunLpjmü hpmkmü hmm^mö nLqqhjnL nL mümhum^mü mfi m^mhn^h^nL qnpöpüpmgp:

Uil|iiniuil| 4. Un^hjähn^ güwhwwüwü tti^ftpftfy Mpmniäfähpp k üÜMgnp^ähpft phumhpp

1 2 3

Tax revenue (—1) 0.526*** (9.72) 0.657*** (7.827) 0.67*** (9.02)

Households cons 0.688*** (7.017) -

Gov final cons -0.042 (-0.51) 0.006 (0.55) -

Remittances - 0.231*** (3.5) -

Exports - - 0.12*** (2.736)

Gross savings - - 0.07 (1.47)

Constant - - -

Obs. 62 62 62

R2 0.64 0.56 0.56

Serial Correlation LM Test

F-stat. 1.59 0.022 0.056

(prob.) (0.21) (0.97) (0.54)

Heteroskedasticity Test (BPG)

Obs*R-sq. 1.92 0.82 1.22

(prob. x2) (0.13) (0.48) (0.3)

: p< 0.1, ** p< 0.05,

*** p< 0.01: Om^mqöhpnLÜ ühp^mjmg^mö hü t ^fim^müm. mpdhpühpp UqpjnLpp" hhq^üm^ühpfr hm2Ump^ühp

-^m^npq^ mqjnLum^ 4-nLÜ ühp^mjmg^mö t ^UU mfip ^mjümüm^npnq gnLgmüfoühp^ mqqh-grn.pjmü qümhmmnLÜp hmp^mj^ü h^münLsühp^ ^pm: Ummg^mö mpqjnLüpühpp gnLjg hü mmi^u, np ^UU mfip ^mjümüm^npnq gnLgmüfoühpü, püqhmünLp mnümüp, nLühü ümk ü2müm^m^ mqqhgnLpjnLü hmp^mj^ü h^münLsühp^ ^pm: Umuüm^npm^hu, mümj^ü mümhunLpjnLüühp^ u^mnümü ömfauhp^ üh^ mn^numj^ü ^hm mfip hmüqhgünLÜ t hmp^mj^ü h^münLsühp^ mfi^ü" 0.526 mn^numj^ü ^hmn^: ^kp^früu ^mpnq hüp ^mjümüm^nph hmp^mj^ü h^münLsühp^ üh^ münLqqm^fr hmp^hp^ qqm^ ^nn^: UünLqqm^ hmp^hpp ü^ ^nqü^g ^hmm^mü h^münLsühp^ mfi hü m^mhn^nLÜ, um^mjü pus tnLpjmü ü^mqhgünLÜ hü ümuüm^np hmm^mö^ ^nqü^g u^mnümü ^mü hhmmqm ömfauhp^ ^pm^m-ümgümü hümpm^npnLpjnLüühpp: U^qhn ühüp gnLjg tfrüp m^hi, np mümhum^mü mfi^ ^pm ümuüm^np hmm^mö^ ^nqü^g ^mmmp^nq ömfauhpp ^hmm^mü ömfauhp^ hmühümm m^hj^ ü2müm^m]^ mqqhgnLpjnLü hü m^mhn^nLÜ: ^pmüm^mü ^n^mügnLÜühp^ k mpmmhmüümü mfihpü nLühü qpm^mü mqqhgnLpjnLü" hmüm-qmmmu^mümpmp 0.231 k 0.12 mqqhgmpjmü

qnpöm^^gühpn^: ^hmkmpmp ^mpnq hüp ü2h]_, np qh^ mümhunLpjnLü hnuphpü ^ mmpphpmpjnLü ^hmm^mü ömfauhp^ hm^hpmi u^mnümü ömfauhp, ühpqpnLÜühp hü m^mhn^nLÜ, ^u^ ^hp^üühpu tl mqqhgnLpjnLü nLühü hmp^mj^ü h^münLsühp^ ^pm frphüg hhm ^m^mö münLq-qm^ k nLqqm^ hmp^hp^ ^mmfimnn^: ^müm^mnü faümjnqmpjnLüühp^ k ^mnm^m-pmpjmü ^hp^üm^mü u^mnümü ömfauhp^ mfihpp ^nLühü ü2müm^m]^ mqqhgnLpjnLü hmp^mj^ü h^münLsühp^ ^pm: Uju mnnLÜn^ hmm^m-ü2m^mü t ^hmm^mü ömfauhp^ ^mpmqmü, ^ü^p h^üüm^npnLÜ t ühp ^nqü^g mnm^ pm2mö phqp, np ^hmm^mü öm^uhpp npn2m^^ üm^mpqm^n^ mümpqjnLüm^hm hü" ^m^mmi ühpqpnLÜühp^ü ^nLqq^hjnL, mnm^hm^hu püpmg^h u^mnümü k m2^mmm^mp&hp^ü nLqq^hjnL ^mpmqmjnLÜ, k ünLjü^u^ tm^mü qhp ^hü ^mmmpnLÜ hhmmqmjnLÜ hmp^hp^ mhupn^ ^hmm^m^mü h^münLsühp^ mfi^ qnpönLÜ:

0(тш(прй^ш& ((рийщйпирциЬ дшВД

1. ^рш^пщшЬ, ^кпр( -ЪЦ-Ь ^шпшд^ш&р^ рш-р^ш^гёшЬ к рЬп^ рш2^шЬ ^ЬцррЬЬрр -ицшишшЬЬ -^щhрщщhmnLpJnLfrnLtf // «РшЬрЬр ЪркшЬ^ hщtfщluщрщhp». Shmhuщqp-шnLpjnLЬ, 2021 N1, http://www.old.ysu.am/files/05G_Kirakosyan.pdf

2. ишрицик ^шрЬЬ -шр^ифЬ рЬп^ ^щпщ^шр^шЬ к шЬшЬиш^шЬ шб^ фn^^щщ4щ&nLpJщЬ ^шпт-gщ^щрqhрp -ицшишшЬЬ

щшhЬщ^nunLpJnLЬ, £.00.02- «ShmhunLpJщh, Ьрш прртЬЬр^ шЬшhuщqpшnLpJnLЬ к Ьшпш4шрт^» JщuЬщq^шnLpJщJр тЬтЬишфтш^шЬ фтт-PJnLЬЬhр^ ph^Ьщ&nL^ шиш^бшЬ^

hщtfщр: - ЪркшЬ, 2022

3. Балацкий Е. В. Эффективности фискальной политики государства. 2000, с. 35 (Эффективность фискальной политики государства - тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) шп 30.10.2022 p.:

4. Arnold, J. M., Brys, B., Heady, C., Johansson, Ä., Schwellnus, C., & Vartia, L. (2011). Tax Policy for Economic Recovery and Growth: The Economic Journal, 121(550), F59-F80. doi:10.1111/j.1468-0297.2010.02415.x

5. Balasoiu, Narciz, Iulian Chifu, and Marian Oancea. 2023. "Impact of Direct Taxation on Economic Growth: Empirical Evidence Based on Panel Data Regression Analysis at the Level of Eu Countries" Sustainability 15, no. 9: 7146. https://doi.org/10.3390/su15097146

6. Davide Furceri. Georgios Karras. Tax changes and economic growth: Empirical evidence for a panel of OECD countries, OECD, University of Palermo, 2008. https://u.to/KkmKIA

7. Reed R. The robust relationship between taxes and U.S. state income growth, National Tax Journal, Vol. 61, No. 1, 2008

Сдана/<?шйййф11 29.03.2024 Рецензирована/0-рш^пиф1 f 05.04.2024 Принята/СЩтйфц t 09.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.