Научная статья на тему 'Обзорные материалы судебной практики за IV квартал 2010 года'

Обзорные материалы судебной практики за IV квартал 2010 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзорные материалы судебной практики за IV квартал 2010 года»

ОБЗОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ЗА IV КВАРТАЛ 2010 ГОДА*

В соответствии с распоряжением ФСИН России от 08.12.2009 № 342-р ниже публикуются отдельные значимые решения судов с участием подразделений уголовно-исполнительной системы, вынесенные в IVквартале 2010 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2010 № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статей 20 и 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"» вынесено решение в части, регулирующей осуществление администрацией места содержания под стражей цензуры переписки подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, со своими адвокатами (защитниками).

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ) подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем; переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре; цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 1, 2 ст. 20 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ); предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете; предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее 3 дней с момента их подачи (ч. 2, 3 ст.21 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ).

Лефортовский районный суд г. Москвы, отказывая в удовлетворении заявления гражданина-обвиняемого в совершении преступления, об оспаривании действий сотрудников администрации следственного изолятора, выразившихся в изъятии листа бумаги с рукописным текстом, содержавшим замечания по расследуемому в отношении заявителя уголовному делу, который был передан им адвокату в ходе свидания в следственном изоляторе, сослался на ст. 20 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ как не допускающую переписки обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, без осуществления цензуры.

Исходя из этой же нормы, администрация следственного изолятора не согласилась с доводами содержавшегося под стражей гражданина - обвиняемого по уголовному делу и его защитника - адвоката, относительно необходимости не подвергать цензуре их переписку, поскольку в ней содержатся сведения, составляющие адвокатскую тайну, и отказала в удовлетворении их письменных ходатайств об обеспечении в отношении этой переписки порядка направления и получения корреспонденции, который предусмотрен ч. 2 ст. 21 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ.

Кроме того, проверками, проведенными прокуратурой Ростовской области и ФСИН России, действия сотрудников администрации следственного изолятора, которые пресекли попытку защитника (адвоката) передать в ходе свидания составленный им документ гражданину (обвиняемому) для получения подписи, были признаны соответствующими требованиям ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ.

Как утверждают заявители, ст. 20 и 21 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ, позволяя администрации места содержания под стражей подвергать цензуре переписку обвиняемого в совершении преступления со свободно избранным им адвокатом (защитником), ограничивают права, гарантированные ст. 46 и 48 Конституции Российской Федерации, поскольку лишают обвиняемого возможности получить квалифицированную юридическую помощь, а защитника- предоставить таковую, и противоречат ст. 6 и 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в их понимании Европейским Судом по правам человека.

Кроме того, установленный оспариваемыми законоположениями порядок переписки между обвиняемым и адвокатом (защитником) является, по мнению заявителей, дискриминационным по сравнению с порядком переписки обвиняемого с судом, прокурором, иными органами государственной власти и приводит к нарушению гарантированных ст. 23 Конституции Российской Федерации права на тайну переписки и права на тайну частной жизни, а также представляет собой неправомерное отступление от общепризнанных принципов и норм международного права,

* Извлечения из письма ФСИН России от 01.03.2011 № 13-3221-03.

являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, и тем самым противоречит ст. 15 и 17 Конституции Российской Федерации.

Право заключенного под стражу лица на конфиденциальный характер отношений со своим адвокатом (защитником) как неотъемлемая часть права на получение квалифицированной юридической помощи не является абсолютным, однако его ограничения, сопряженные с отступлениями от адвокатской тайны, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в его решениях, в том числе в постановлении от 14.05.2003 № 8-П и определении от 08.11.2005 № 439-О, допустимы лишь при условии их адекватности и соразмерности и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целей защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, конкретизируя гарантии конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливает в качестве одного из принципов уголовного судопроизводства обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя (ст. 16). Согласно данному Кодексу подозреваемые и обвиняемые вправе пользоваться помощью защитника, т. е. лица, осуществляющего в установленном порядке защиту их прав и интересов и оказывающего им юридическую помощь при производстве по уголовному делу, и иметь свидания с ним наедине и конфиденциально; соответствующими правами с момента допуска к участию в уголовном деле наделен защитник; в качестве защитников допускаются адвокаты (ч. 4 ст. 46, ч. 4 ст. 47, чч. 1,2 ст. 49 и ч.1 ст. 53).

Федеральный закон от 31.05.2002 № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» также предусматривает право адвоката при оказании юридической помощи беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности (п. 3 ст. 6) и закрепляет, что любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной (п. 1 ст. 8). Формулируя гарантии независимости адвоката, названный федеральный закон устанавливает, в частности, что вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются, истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов

сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается (п. 1 и 3 ст. 18).

Такое понимание соответствующих правоотношений, основанное на требованиях Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отвечает обязательствам Российской Федерации, вытекающим из признания юрисдикции Европейского Суда по правам человека применительно к реализации подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, права на помощь адвоката (защитника), и именно на такое понимание этих правоотношений ориентирует суды постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2005 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», обязывающее их действовать в пределах своей компетенции таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств Российской Федерации как участника Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В судебной практике это подтверждается, в частности, решениями Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2007 и от 16.03.2009, признавшего недействующими соответственно п. 146 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189) и п. 141 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утверждены приказом МВД России от 22.11.2005 № 950) в части, касающейся использования защитником во время свидания с подозреваемым или обвиняемым в следственных изоляторах технических средств связи, компьютеров, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратуры, а в изоляторах временного содержания - предметов и вещей, не запрещенных законом и необходимых для оказания квалифицированной помощи. Принимая данные решения, Верховный Суд Российской Федерации исходил из положений ч. 2 ст. 48, пп. «в», «о» ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации и основанной на этих положениях правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой все важнейшие элементы права на помощь адвоката (защитника), включая условия и порядок его реализации, должны быть установлены в уголовно-процессуальном законе, а не в ведомственных нормативных актах (постановление от 25.10.2001 № 14-П).

При этом в решении от 16.03.2009 подчеркивается, что как предоставление содержащемуся под стражей обвиняемому (подозреваемому) возможности непосредственного общения со своим защитником, так и предоставление защитнику возможности оказать квалифицированную юридическую помощь обвиняемому (подозреваемому) всеми средствами и способа-

ми, не запрещенными законом, являются, по смыслу ст. 48 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих ей положений Международного пакта о гражданских и политических правах (пп. «Ь» п. 3 ст. 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пп. «Ь», «с» п. 3 ст. 6), а также конкретизирующих их норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 16, п. 11 ч. 1 ст. 53 и п. 1 ч. 3 ст. 86), существеннымии неотъемлемыми элементами права на помощь адвоката (защитника).

Целевое назначение регулирования отношений, возникающих по поводу цензуры корреспонденции обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, как следует из ст. 20 и 21 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» во взаимосвязи с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе частью первой его ст. 97 и ст. 108, - предотвращение преступлений, разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны, передачи сведений, могущих помешать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненных тайнописью, шифром, недопущение угроз свидетелю, другим участникам уголовного судопроизводства, уничтожения доказательств, воспрепятствования иным путем производству по уголовному делу.

Именно и только в этих целях администрация следственного изолятора вправе осуществить цензуру переписки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, со своим адвокатом (защитником), при условии, что имеются достаточные и разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений (что проверяется только в присутствии самого этого лица) либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер. В таких случаях администрация следственного изолятора обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры и письменно зафиксировать ход и результаты соответствующих действий.

Что касается переписки подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, с адвокатами, которая осуществляется с нарушением порядка, установленного названным федеральным законом и предусматривающего, что любая переписка указанных лиц - как подлежащая, так и не подлежащая цензуре - осуществляется только через администрацию места содержания под стражей, то в случае выявления такого нарушения соответствующая корреспонденция, безусловно, должна подвергаться цензуре, поскольку ее адресатами (или получателями) могут быть лица, содержащиеся в учреждениях, исполняющих наказания, переписка с которыми осуществляется только с разрешения лица

или органа, в производстве которых находится уголовное дело, либо родственники и иные лица, переписка с которыми подлежит цензуре.

Таким образом, положения ст. 20 и 21 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», как элемент установленного действующим правовым регулированием - в рамках реализации ст. 48 Конституции Российской Федерации - порядка оказания адвокатом юридической помощи, должны рассматриваться не иначе как допускающие цензуру переписки подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, со своими адвокатами лишь в тех случаях, когда у администрации следственного изолятора есть достаточные и разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер.

Исходя из изложенного, Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать взаимосвязанные положения ст. 20 и 21 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулирующие осуществление администрацией места содержания под стражей цензуры переписки подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, со своими адвокатами (защитниками), не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку, по конституционно-правовому смыслу этих законоположений в системе действующего правового регулирования, цензура переписки лица, заключенного под стражу, со своим адвокатом (защитником) возможна лишь в случаях, когда у администрации следственного изолятора есть разумные основания предполагать наличие в переписке недозволенных вложений (что проверяется только в присутствии самого этого лица) либо имеется обоснованное подозрение в том, что адвокат злоупотребляет своей привилегией на адвокатскую тайну, что такая переписка ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или носит какой-либо иной противоправный характер; в таких случаях администрация следственного изолятора обязана принять мотивированное решение об осуществлении цензуры и письменно зафиксировать ход и результаты соответствующих действий.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № ГКПИ10-1128 определена законность процедуры рассмотрения письменного обращения путем получения заявителем ответа в устной форме.

Приказом Минюста России от 26.12.2006 № 383 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее -Административный регламент).

[¡в]

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.01.2007 № 8761 и опубликован 25.01.2007 в «Российской газете» № 14.

Пунктом 45 Административного регламента установлено, что обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, заявителю дан ответ в письменной или устной форме.

В силу п. 46 Административного регламента в случае устного ответа составляется справка, которая приобщается к материалам проверки обращения.

В карточках учета (журнале) делается отметка о доведении заявителю результатов рассмотрения в личной беседе.

Истец обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими п. 45 в части, допускающей дачу ответа в устной форме, и п. 46 Административного регламента.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ), предусматривающему право гражданина получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, и нарушают его конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации), в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, и получать ответ на свои обращения.

Согласно Положению о ФСИН России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации (п. 1).

В соответствии с п. 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, административные регламенты, разработанные федеральными службами, находящимися в ведении федерального министерства, утверждаются в установленном порядке федеральным министром по представлению руководителей соответствующих федеральных служб.

Следовательно, оспариваемый Административный регламент утвержден Министром юстиции Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции.

Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации предусмотрено право осужденных обра-

щаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 12), и обязанность органов и должностных лиц, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (ч. 6 ст.15).

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного федерального закона (п.3 ст. 5).

По смыслу приведенных норм ответ на письменное обращение заявителю может быть дан только в письменной форме.

В соответствии с Административным регламентом процедура исполнения государственной функции завершается путем получения подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными ответов на их обращения в устной либо письменной форме (п. 7); основанием для начала исполнения государственной функции является письменное или устное обращение подозреваемого, обвиняемого или осужденного (п. 21), руководитель учреждения или органа УИС, его заместитель, руководитель структурного подразделения (для ФСИН России), которому обращение отписано на исполнение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в п. 47 данного Административного регламента (пп. «г» п. 36).

Пункт 45 Административного регламента в части, предусматривающей завершение процедуры рассмотрения письменного обращения путем получения заявителем ответа в устной форме, не соответствует п. 36 того же Административного регламента, п. 3 ст. 5, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, предусматривающих только письменную форму ответа.

Несостоятельной является ссылка представителя заинтересованного лица на ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, согласно которой в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоя-

га

тельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Оспариваемые положения содержатся в разделе «Рассмотрение письменного обращения» и, следовательно, относятся к процедуре рассмотрения письменных обращений, ответ на которые может быть дан только в письменной форме.

Пункт 45 в оспариваемой части, а также п. 46 Административного регламента, находящийся с ним во взаимосвязи, не соответствуют федеральному законодательству, в связи с чем не могут применяться и подлежат признанию недействующими.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В связи с изложенным, суд счел правильным признать недействующими п. 45 в части, устанавливающей завершение процедуры рассмотрения письменного обращения путем получения заявителем ответа в устной форме, п. 46 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.12.2006 № 383.

Дело по иску прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации к Департаменту здравоохранения Костромской области о признании незаконным отказа о включении УФСИН России по Костромской области в заявку на поставку в 2010 году диагностических средств.

Прокурор Костромской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ГУЗ «Костромская областная больница», Департаменту здравоохранения Костромской области об организации проведения лабораторных исследований на безвозмездной основе.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Костромской области в порядке надзора за законностью исполнения уголовных наказаний проведена проверка в части организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу. Установлено, что с июня 2009 года обследование на наличие ВИЧ-инфекции методом ИФА лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, осуществляется ГУЗ «Костромская областная больница» на возмездной основе.

Письмом Департамента здравоохранения Костромской области от 16.12.2009 № 6612 отказано в проведении бесплатных исследований на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции и предложено заключить соответствующие соглашения с ГУЗ «Костромская областная больница» на проведение указанных исследований на возмездной основе.

Прокурор полагает, что действия ГУЗ «Костромская областная больница» по проведению исследований на наличие ВИЧ-инфекции методом ИФА для лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, на возмездной основе, а также действия Департамента здравоохранения Костромской области по отказу УФСИН России по Костромской области в проведении бесплатных исследований на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции методом ИФА противоречат действующему законодательству и подлежат признанию судом незаконными в силу ст. 7, 41 ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, положениям ст. 2, 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 № 5487-1.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утверждены соответствующие перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии с указанным нормативным правовым актом болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), включена как в перечень социально значимых заболеваний, так и в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (код заболеваний по МКБ-10 - «В 20- В 24»).

Статьей 4 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом «иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» установлены гарантии государства в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, а именно доступность медицинского освидетельствования для выявления, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование; предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным -гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных

медицинских учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 № 913 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» специализированная медицинская помощь при заболеваниях, вызываемых ВИЧ-инфекцией и синдроме приобретенного иммунодефицита, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год».

В соответствии с постановлением Администрации Костромской области от 31.12.2009 № 456-а «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год», специализированная медицинская помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, финансируется за счет средств областного бюджета (п. п.2 п.40).

Постановлением Администрации Костромской области от 16.09.2008 № 329-А «Об организации предоставления платных медицинских услуг» установлен исчерпывающий перечень оснований для оказания государственными учреждениями здравоохранения Костромской области платных медицинских услуг:

отсутствие соответствующих медицинских услуг в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи;

добровольное желание пациента получить платную медицинскую услугу, в том числе по видам медицинской помощи, предусмотренным Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи. При этом согласие пациента на оказание медицинской услуги на платной основе должно быть зафиксировано в медицинской документации;

оказание платных медицинских услуг иностранным гражданам, не подлежащим обязательному медицинскому страхованию на территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 35 раздела III совместного приказа Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 «О Порядке

организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» подозреваемые, обвиняемые и осужденные, находящиеся в следственных изоляторах, с целью выявления ВИЧ-инфекции обследуются лабораторно.

Вместе с тем в структуре медицинских подразделений учреждений УФСИН России по Костромской области отсутствует иммунологическая лаборатория. Данная лаборатория отсутствует также в ГУЗ «Костромской областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». В связи с чем забранный лабораторный материал у подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц, направляется в иммунологическую лабораторию ГУЗ «Костромская областная больница» - единственное учреждение на территории Костромской области, осуществляющее исследование на ВИЧ-инфекцию методом ИФА за счет ассигнований бюджета Костромской области.

Таким образом, оказание ГУЗ « Костромская областная больница» медицинских услуг по проведению лабораторных исследований в иммунологической лаборатории методом ИФА для нужд учреждений УФСИН России по Костромской области на возмездной основе противоречит требованиям действующего законодательства, у ГУЗ «Костромская областная больница» отсутствуют правовые основания для взимания платы за оказанные услуги, данная услуга должна оказываться на бесплатной основе.

Отказ Департамента здравоохранения Костромской области в проведении бесплатных исследований на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции на базе иммунологической лаборатории ГУЗ «Костромская областная больница» - также противоречит требованиям действующего законодательства.

Заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УФСИН России по Костромской области, работников учреждений УФСИН России по Костромской области, так как незаконными действиями ГУЗ «Костромская областная больница» и Департамента здравоохранения Костромской области нарушены гарантированные ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации права указанных лиц на охрану жизни и здоровья, так как непринятие мер по своевременному выявлению больных ВИЧ-инфекцией создает предпосылки для распространения данного заболевания.

Кроме того, исковое заявление подано в интересах Российской Федерации, так как в результате незаконных действий Департамента здравоохранения Костромской области и ГУЗ «Костромская областная больница» Российской Федерации в лице ФСИН России причинен материальный ущерб, в силу недопущения распространения ВИЧ-инфекции в учреждениях УФСИН России по Костромской области, предупреждения данного за-

болевания среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, УФСИН России по Костромской области было вынуждено оплатить проведение соответствующих исследований ГУЗ «Костромская областная больница» до урегулирования спорных правоотношений.

На основании изложенного прокурор просил суд: признать незаконными действия ГУЗ «Костромская областная больница» по оказанию медицинских услуг по проведению лабораторных исследований в иммунологической лаборатории методом ИФА на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции на возмездной основе. Признать незаконным отказ Департамента здравоохранения Костромской области в проведении бесплатных лабораторных исследований в иммунологической лаборатории методом ИФА на базе ГУЗ «Костромская областная больница» на наличие у лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, ВИЧ-инфекции на безвозмездной основе за счет средств бюджета Костромской области. Обязать Департамент здравоохранения Костромской области и ГУЗ «Костромская областная больница» организовать проведение лабораторных исследований в иммунологической лаборатории методом ИФА для нужд учреждений УФСИН России по Костромской области на безвозмездной основе за счет средств бюджета Костромской области.

В процессе рассмотрения дела прокурор Костромской области неоднократно изменял и уточнял исковые требования, и окончательно они им сформулированы в следующей редакции:

признать незаконным отказ Департамента здравоохранения Костромской области о включении УФСИН России по Костромской области в заявку на поставку в 2010 году диагностических средств антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Измененные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой установлено, что 2 февраля 2010 года с целью выполнения возложенных на УфСИН России по Костромской области функций по медико-санитарному обеспечению лиц, содержащихся в подведомственных учреждениях, в связи с отсутствием в составе медицинских учреждений иммунологической лаборатории, необходимостью исполнения требований Федерального закона № 38-ФЗ директору Департамента здравоохранения Костромской области был направлен запрос о включении УФСИН России по Костромской области в заявку ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» на поставку в 2010 году диагностических средств антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, с учетом потребности в проведении данных видов исследований.

Департаментом здравоохранения Костромской области в письме от 12.03.2010 № 1198 УФСИН России по Костромской области было отказано во включении на поставку в 2010 году диагностических средств антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, с учетом потребности в проведении данных видов исследований. Основанием для отказа послужил тот факт, что федеральная служба самостоятельно направляет заявки на поставку препаратов. Указанные действия департамента являются незаконными, противоречат Правилам финансового обеспечения в 2010 году закупки диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1143.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что ФСИН России формирует указанную заявку только при наличии необходимого оборудования - иммунологической лаборатории, состоящей на балансе подведомственных ей учреждений. В составе учреждений УФСИН России по Костромской области отсутствует иммунологическая лаборатория, таким образом, у УФСИН России по Костромской области отсутствуют правовые возможности для самостоятельного формирования и направления заявки, а его потребности в необходимых медицинских средствах не могут быть включены в заявку от Федеральной службы исполнения наказаний.

Данные исследования ввиду отсутствия соответствующих условий у УФСИН России по Костромской области должны проводиться в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, имеющих право на проведение исследований. Такая лицензия имеется только у ГУЗ «Костромская областная больница», которая в настоящее время и обеспечивает потребности в проведении данных исследований.

В силу вышеизложенного обязанность по формированию заявки на поставку в 2010 году диагностических средств, применяемых в целях выявления и мониторинга эффективности лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, для нужд УФСИН России по Костромской области возлагается на орган исполнительной власти субъекта, т. е. должна быть включена в заявку, предоставляемую Департаментом здравоохранения Костромской области.

При включении потребностей УФСИН в данную заявку препараты предоставляются за счет средств федерального бюджета, а работа по проведению исследований оплачивается за счет средств субъекта Российской Федерации в рамках общих полномочий (обязанностей), предусмотренных Конституцией Российской Федерации, положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 № 5487-1, Федерального

закона № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Возложение обязанностей по финансированию данных исследований не только из федерального бюджета, но и из бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотрена также Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190. Согласно п. 2 данного Порядка медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее -ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений ФСИН России, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения. При этом в силу п. 8 Порядка организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья и оказывается за счет средств, соответствующего субъекта.

В связи с принятием к производству измененных исковых требований прокурора судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены: УФСИН России по Костромской области, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Департамент финансов Костромской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Костромской области, ГУЗ «Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», процессуальное положение ГУЗ «Костромская областная больница» также изменено на третье лицо на стороне ответчика.

В соответствии со ст. 41, 42 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, является специализированной медицинской помощью и оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию такой медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении

Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утверждены соответствующие перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии с указанным нормативным правовым актом болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), включена как в перечень социально значимых заболеваний, так и в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (код заболеваний по МКБ-10- «В 20- В 24»).

Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 811, также предусмотрено, что специализированная медицинская помощь в специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации предоставляется за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Администрации Костромской области от 31.12.2009 № 456-а, специализированная медицинская помощь при заболеваниях ВИЧ-инфекции, оказываемая гражданам Российской Федерации на территории Костромской области, предоставляется за счет областного бюджета.

Согласно Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 № 640/190, а также Правилам обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 № 22, предоставляемая медицинская помощь данной категории лиц оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводится бесплатно в специализированных медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, имеющих лицензию на проведение таких освидетельствований (п. 3, 4 Правил).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает бесплатное оказание специализированной медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, при заболеваниях ВИЧ-инфекции в рам-

ках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования на закупку диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, предусмотрены Минздравсоцразвития России Ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2010 год (приложение 6 к Федеральному закону от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения с 2010 года.

До 2010 года функции государственного заказчика на поставку диагностических средств и антиретрови-русных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных осуществлялись Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно п. 1 ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» порядок использования бюджетных ассигнований на закупку диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также порядок передачи их федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и находящимся в его ведении федеральным органам исполнительной власти, Федеральной службе исполнения наказаний, Российской академии медицинских наук, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В рамках указанных полномочий Правительством Российской Федерации принято постановление № 1143, которым утверждены Правила финансового обеспечения в 2010 году закупки диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материалов для не-онатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - Правила финансового обеспечения), Правила передачи в 2010 году диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также оборудования и расходных материа-

лов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - Правила передачи диагностических средств и антивирусных препаратов) и Перечень закупаемых в 2010 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С (далее - Перечень диагностических средств и антивирусных препаратов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно пункту 2 Правил финансового обеспечения Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, Российская академия медицинских наук, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии Перечнем представляют в Минздравсоцразвития России заявки на поставку диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С (далее -имущество), с указанием в них объема поставок.

Минздравсоцразвития России на основании поданных заявок осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещение заказов на поставку имущества в соответствующие учреждения (пункт 4 Правил финансового обеспечения).

В соответствии с государственными контрактами на поставку имущества, заключенными Минздравсоцразвития России с организациями, осуществляющими эту поставку, имущество доставляется в федеральные учреждения (учреждения), оказывающие медицинскую помощь, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе исполнения наказаний, Российской академии медицинских наук, учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил передачи диагностических средств и антивирусных препаратов).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что ФСИН России может самостоятельно направить указанную заявку в Минздравсоцразвития России только при наличии необходимого оборудования - иммунологической лаборатории, состоящей на балансе подведомственных ей учреждений.

Судом установлено, что в составе учреждений УФСИН России по Костромской области отсутствует необходимое оборудование иммунологической лаборатории, таким образом, отсутствуют правовые возможности для самостоятельного формирования и направления заявки, а его потребности в необходимых медицинских средствах не могут быть включены в заявку от ФСИН России.

Таким образом, обязанность по формированию заявки на поставку в 2010 году диагностических средств, применяемых в целях выявления и мониторинга эффективности лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, для нужд УФСИН России по Костромской области возлагается на орган исполнительной власти субъекта, т. е. должна быть включена в заявку, предоставляемую Департаментом здравоохранения Костромской области.

При включении потребностей УФСИН в данную заявку препараты предоставляются за счет средств федерального бюджета, а работа по проведению исследований оплачивается за счет средств субъекта Российской Федерации в рамках общих полномочий (обязанностей), предусмотренных Конституцией Российской Федерации, положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 № 5487-1, Федерального закона № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Судом установлено, что заявка ФСИН России на поставку диагностических средств, применяемых в целях профилактики и выявления лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, в учреждения ФСИН России по утвержденной форме с обоснованием была представлена в Минздравсоцразвития России 5 мая 2010 года с указанием в том числе потребности: в тест-системах для совместного выявления антител и антигена к ВИЧ для анализаторов открытого типа - 400 704 единицы, тест-системах для выявления р24 антигена ВИЧ - 3 120 единиц, простых бесприборных тест-системах для выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 типов -17 018 единиц.

При этом учреждения исполнения наказаний по Костромской области в заявке не указаны.

Согласно заявке Департамента здравоохранения Костромской области на поставку в 2010 году диагностических средств, применяемых в целях профилактики и выявления лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, утвержденной 8 апреля 2010 года, потребность Костромской области в 2010 году в тест-системах для совместного выявления антител открытого типа составляет 92 544 единицы, тест-системах для выявления р24 антигена ВИЧ - 192 единицы, тест-системах для выявления антител к вирусу иммунодефицита человека 1 и 2 типов - 500 единиц.

Указанная заявка направлена без учета потребностей УФСИН России по Костромской области, что подтверждено представленными суду заявками Департамента здравоохранения Костромской области от 11.02.2010 с учетом потребностей УФСИН России по Костромской области на 106 848 тест-систем, аналогичной скорректированной заявкой и пись-

мом Департамента здравоохранения по Костромской области без учета потребностей УФСИН России по Костромской области на 102 219 тест-систем.

Суду не представлено доказательств того, на каком основании Департаментом здравоохранения Костромской области направлена заявка без учета потребностей учреждений исполнения наказаний Костромской области, заявленных в письме УФСИН России по Костромской области от 02.02.2010, а доводы ответчика в той части, что это произведено ввиду отказа Минздравсоцразвития России, опровергнуты в судебном заседании представителем Минздравсоцразвития России, пояснившем, что такого отказа не имело место, и потребность Департамента здравоохранения Костромской области в указанном оборудовании в том числе и с учетом потребностей УФСИН России по Костромской области, в случае включения ее в заявку, была бы удовлетворена, т. к. в учреждениях исполнения наказаний Костромской области отсутствует необходимое оборудование для проведения исследований на ВИЧ.

Таким образом, требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

При этом судом не принимаются во внимание доводы представителя Департамента финансов Костромской области в той части, что в настоящее время права лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, не нарушаются, т. к. лабораторные исследования проводятся и потребность Костромской области в указанном оборудовании на 2010 год удовлетворяет в том числе и потребности УФСИН России по Костромской области.

Как указано выше, прокурор обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, требованиям закона противоречат конкретные действия Департамента здравоохранения Костромской области в отказе УФСИН России по Костромской области включить в заявку на поставку в 2010 году диагностических средств в конкретном размере, с учетом потребностей данного ведомства в определенном размере.

Тот факт, что на момент рассмотрения дела исследования лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Костромской области, проводятся, и потребности Костромской области, заявленной ответчиком в Минздравсоцразвития России, достаточно, правового значения для рассмотрения заявленных требований, не имеют. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил исковые требования прокурора Костромской области удовлетворить. Признать незаконным отказ Департамента здравоохранения Костромской области о включении УФСИН России по Костромской области в заявку на поставку в 2010 году вирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Правовое управление ФСИНРоссии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.