Научная статья на тему 'Обзор зарубежных краудфандинговых платформ'

Обзор зарубежных краудфандинговых платформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1492
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / СОВМЕСТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРАУДФАНДИНГОВЫЕ КАМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чулков Александр Александрович

В статье проведен анализ опыта краудфандинговой деятельности, ее количественных и качественных показателей, а также законодательного регулирования такой деятельности в США, Франции, Германии, Великобритании и др. с целью адаптации ключевых факторов развития, элементов системы, действий ее участников и особенностей законодательства с целью последующего создания соответствующих основ для развития краудфандинга в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор зарубежных краудфандинговых платформ»

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ КРАУДФАНДИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ

Чулков А.А.

Чулков Александр Александрович - студент магистратуры, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье проведен анализ опыта краудфандинговой деятельности, ее количественных и качественных показателей, а также законодательного регулирования такой деятельности в США, Франции, Германии, Великобритании и др. с целью адаптации ключевых факторов развития, элементов системы, действий ее участников и особенностей законодательства с целью последующего создания соответствующих основ для развития краудфандинга в Российской Федерации. Ключевые слова: краудфандинг, совместное финансирование, краудфандинговые кампании.

В экономически развитых государствах мира краудфандинг стал распространенным и эффективным инструментом аккумулирования финансовых ресурсов для малых и средних предприятий и предпринимателей. Целью данной статьи является исследование зарубежного опыта развития краудфандинга и исследование динамики развития зарубежных краудфандинговых платформ.

Почти все самые известные игроки родились между США и Великобританией в период между 2008 и 2013 годами. В частности, в США самыми блестящими рынками с точки зрения популярности краудфандинга являются Сан-Франциско и Нью-Йорк. Эти платформы способны связывать инвесторов и инвестиции из разных стран, создавая международные сообщества. Они собирают капитал из более чем 100 стран и предоставляют его своим клиентам. Наиболее интересными направлениями для столицы, собранной с помощью краудфандинга, являются США и Канада, Великобритания и Ирландия, Австралия и Новая Зеландия, Европа, Норвегия, Швейцария, Гонконг, Сингапур, Япония и Мексика. Краудфандинговые инвестиции интересуют самые разные отрасли, среди которых наиболее «капиталопривлекательными» являются: продукты питания и напитки, здравоохранение и фитнес, дизайн и мода, технологии, реклама и маркетинг, строительство и гостиничные услуги, автомобилестроение, потребительские товары, данные и аналитика. Известные краудфандинговые платформы инвестируют в венчурные проекты, предоставляя капитал предпринимателям и начинающим стартапам на ранних стадиях, а также растущим компаниям. Более того, художники, музыканты, кинематографисты, дизайнеры и подрядчики являются целью краудфандинга, поскольку им нужны финансовые ресурсы для роста. Что касается объемов, то США - самый крупный рынок, характеризующийся платформами, которые с момента своего запуска предоставили (в единичном порядке) нескольким клиентам более $1 млрд [10].

Американская платформа совместного финансирования «ArtistShare» занималась музыкальной индустрией и собирала средства на записи альбомов разных исполнителей с помощью финансового участия их сторонников. В 2005 г. образовалась новая платформа «EquityNet», что помогала стартапам и компаниям привлекать капитал от инвесторов. Эта платформа является представителем акционерного краудфандинга или же краудинвестинга. После успешного опыта этих платформ в США активно начали создаваться десятки новых платформ, наиболее известными из которых являются «IndieGoGo» (2008 г.) и «Kickstarter» (2009 г.). Активного роста объемы краудфандинговых операций в мире достигли, начиная с 2012 г. Одним из факторов, повлиявшим на увеличение использования краудфандингових проблем является подписание Бараком Обамой «Толчок наших

бизнес стартапов (Jumpstart Our Business Startups Act, 2012), которым разрешается осуществлять инвестиции не только квалифицированным инвесторам, но и простым людям. Относительно осведомленности населения относительно краудфандинга, то примерно каждый пятый американец (22%) участвовали в онлайн-кампаниях по сбору средств на краудплатформах, около 41% населения США осведомлены о такие платформы, но никогда не участвовали в проектах, которые финансируются таким образом, и около одной трети (36%) никогда не слышали про такие платформы.

Объем краудфандинговых операций в США продолжает стремительно расти в среднем на 20% ежегодно. Так в 2015 г. объем операций составил 642 млн$, в 2016 г. -819 млн долл., в 2017 г. - 959 млн долл. Также продолжает расти количество зарегистрированных на краудфандиговых платформах проектов: 2015 г. - 140 961 проект, 2016 г. - 168 486 проектов и в 2017 г. - 184 905 проектов (средний темп прироста+ 114,53%).

В 2013 г. американская краудфандинговая платформа EquityNet опубликовала статистический обзор, освещающий основные тенденции акционерного краудфандинга США за период с 2007 по 2013 годы. В этом обзоре [2] отмечено, что средний размер необходимого предпринимателям финансирование существенно снизился с 2,5 млн долл США в 2008 г. до 800 тыс. долл США в 2010 г. Глобальный финансовый кризис сказался и на средней оценочной стоимости компаний, которая в 2008 г. составляла 6 млн долл США, а в 2010 г. снизилась до 3 млн дол. США. Стоит обратить внимание и на то, что примерно 70% стартапов, которые планируют использовать акционерный краудфандинг для привлечения средств, не имели доходов в течение последнего года, 15% из всех стартапов, нуждающихся в финансировании, приносят прибыль на момент размещения краудфандингового проекта, а другие стартапы рассчитывают на получение прибыли в ближайшие 3-5 лет. Кроме того, больше половины компаний, которые рассчитывают на акционерное финансирование, требуют инвестиций в размере более 500 тыс. долл. США. Интересным является и то, что треть всех стартапов, использующих акционерный краудфандинг, уже владеют патентами на свои изобретения и ноу-хау.

После успеха краудфандинговой платформы EquityNet в 2016 г. в г. Чикаго был основан стартап - платформу CFX Markets, что является первым полноценным биржевым площадкой, где участники имеют возможность покупать или продавать собственные доли в инвестиционных проектах. На данный момент чикагская компания уже заключила несколько контрактов с крупнейшими краудфандинговыми сайтами США, благодаря которому инвесторы, вложившие средства в краудфандинговые проекты и получили взамен долю акций стартапа, получат возможность предлагать их к торгу на платформе CFX Markets. Процесс торговли на этой платформе подобен традиционным биржевым торгам. Так, например, владельцы акций краудфандинговых стартапов предлагают их к торгу по определенной цене, а потенциальные приобретатели либо соглашаются с предложенными условиями продажи, либо предлагают свои собственные. В случае повышенного спроса на акции того или иного объекта торгов на площадке проходят в форме своеобразного аукциона. В случае достижения положительной договоренности между продавцом актива и его покупателем соглашение заключается непосредственно на сайте, а на оформление всех бумаг уходит около трех дней. Размер комиссии платформы CFX Markets составляет 2,5% от стоимости активов, которые уплачивает каждая из сторон сделки.

Сегодня рынок краудфандинга США развивается невиданными темпами. Так, например, если по результатам 2014 г. объем вложений в краудфандинговые проекты, связанные с недвижимым имуществом, составил около 1 млрд. дол. США, то в 2015 г. этот сегмент оценивался специалистами уже в 2,6 млрд. дол. США. Учитывая тот факт, что совокупная стоимость недвижимости коммерческого назначения США составляет около 7 трлн долл США, заняв свою нишу рынок краудфандинговых

операций уже в краткосрочной перспективе может трансформироваться в многомиллиардный высокодоходный бизнес.

На фоне растущего спроса на краудфандинговые операции в США начали открываться специализированные инвестиционные фонды, занимающиеся вложением средств неквалифицированных инвесторов в инновационные стартапы. Например, специализированный инвестиционный фонд одной из краудфандинговых платформ еЯЕ1Т всего за несколько часов после запуска привлек 2 млн. дол. США, после чего он сразу прекратил прием новых заявок, предложив этим инвесторам записаться в электронную очередь.

Ведущие краудфандинговые кампании в США по состоянию на сентябрь 2017 года, по количеству привлеченных средств, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Ведущие краудфандинговые кампании в США по состоянию на сентябрь 2017 года, по количеству привлеченных средств (тыс. долл.) [6]

Согласно данным отчета Всемирного банка [7], доля реализованных проектов в сфере бизнеса и предпринимательства в мире растет. Так, в 2013 г. она равнялась 31% от объема всех реализованных проектов, а в 2014 г. она увеличилась на 10%. В следующих годах также заметна эта тенденция. Ежегодно доля проектов, ориентированных на поддержку бизнеса растет.

Что касается стран ЕС, то Франция является одной из первых, где созданы краудфандинговые платформы. Сегодня во Франции насчитывается около 140 платформ, и она занимает третье место в мире по количеству активных краудфандинговых платформ и первое в Европе по объемам средств, аккумулированных благодаря краудфандингу.

В 2018 г. по Франции было 725 держателей краудфандинговых проектов. Количество держателей краудфандинговых проектов во Франции в 2018 году, по видам компаний, представлено на рис. 2.

Рис. 2. Количество держателей краудфандинговых проектов во Франции в 2018 году, по видам

компаний [9]

Во Франции ощущается значительная поддержка краудфандинга со стороны правительства, общества и общественности. Соучредитель одной из первых европейских краудфандинговых платфом, что занимается недвижимостью, Жан Батист Вайо [12] отметил, что успешная краудфандинговая деятельность во Франции обязан, прежде всего, поддержке правительства, поскольку способствует внедрению новых методов стимулирования экономики и создания новых рабочих мест, а именно краудфандинг в состоянии предложить необходимый для этих целей механизм. Создание в 2014 г. нового законодательства позволило установить четкую структуру и обеспечить надежность краудфандинговой деятельности в стране. Обновленный закон регламентирует и упорядочивает работу краудфандинговых платформ, в частности максимальный порог финансирования был установлен на отметке 1 млн евро.

Франция занимает третье место в мире по количеству активных краудфандинговых платформ. По количеству глобальных конкурентоспособных компаний Франция возглавляет список стран ЕС в рейтинге Fortune 500. На нее приходится 32 компании, столько же в Германии, но при этом численность населения Франции меньше на 25%. Кроме этого, согласно Startup Genome Report, Париж занимает 11 место в мире (второе - в Европе, первым считается Лондон) как наиболее многообещающая и благоприятная экосистема для стартапов. Некоторые сравнительные исследования показывают, что граждане Франции имеют склонность к сбережениям и экономят примерно в три раза больше средств, чем американцы. Этот факт является важным, ведь количество частных сбережений прямо пропорционально влияет на уровень инвестирования в государстве.

Ежегодно во Франции создаются новые платформы, что способствует здоровой конкуренции и развития инноваций. Для французских платформ характерным является высокий уровень специализации. Важной частью рынка краудфандинга является акционерный краудфандинг, лидерами рынка которого есть такие платформы: Wiseed.fr, Smartangels.fr, Anaxago.com, Participeep.com, Happycapital.com.

Платформа «Wiseed.fr» появилась первой на французском рынке и на данный момент она остается лидером по объемам операций. Из числа краудфандинговых платформ, которые развиваются быстрыми темпами, целесообразно выделить платформу «Lymo.fr», специализирующаяся на недвижимости и имеет ряд преимуществ перед технологическими стартапами, в частности, она является более понятной для большинства инвесторов и привлекает их своей предсказуемостью. Уже через полгода после запуска платформа «Lymo.fr» аккумулировала более 500 тыс.

евро от 140 инвесторов. В отличие от традиционных краудфандинговых платформ, она получает основной доход не от перераспределения средств (то есть, не за счет отчислений от привлеченных средств), а за счет создания товаров (единиц жилья).

Рис. 3. Объем средств, привлеченных благодаря краудфандинговым платформам во Франции,

млн евро, 2011-2018 гг. [11]

Стоит отметить, что с 2013 г. объемы краудфандинга во Франции удваивались ежегодно (рис.3). Характерным при этом является то, что краудфандинг на основе подарка, а именно без какого-либо вознаграждения или за нефинансовое вознаграждение, составляет 80% от всех собранных средств в некоторых годах. Эта страна является одним из немногих развитых государств, где доля краудфандинговых операций с нефинансовым вознаграждением достаточно высока. Обычно такой тенденцией характеризуются развивающиеся страны.

Количество краудфандинговых кампаний, профинансированных во Франции в 2018 году, по видам, представлено на рис. 4.

Рис. 4. Количество краудфандинговых кампаний, профинансированных во Франции в 2018 году,

по видам [8]

Распределение средств, собранных краудфандингом в экономическом секторе Франции в 2018 году, по отраслям, представлено на рис. 5.

Рис. 5. Объем средств, привлеченных благодаря краудфандинговым платформам во Франции, по типу краудфандинговых проектов, в млн евро, 2014-2017 гг. [4]

Распределение средств, собранных краудфандингом в экономическом секторе Франции в 2018 году, по отраслям, представлено на рис. 6.

Рис. 6. Распределение средств, собранных путем краудфандинга в экономическом секторе Франции в 2018 году, по отраслям, % [5]

Наибольшая доля краудфандинговых проектов во Франции реализуется в сфере недвижимости, торговле и услуг, цифровых технологий, промышленности.

Вторым европейским государством по объемам краудфандинговых операций стала Германия, потенциальный рынок которой является крупнейшим в ЕС с числом потребителей, превышающим 82 млн. людей. Краудфандинговая деятельность в Германии динамично развивается. Единственным препятствием на пути развития краудфандинга в Германии стало наличие нормативных актов, ограничивающих сферу применения данной модели финансирования. В 2011 г. краудфандинговые платформы сотрудничали только с зарегистрированными инвесторами и разрешенный объем операций не мог превышать 100 тыс. евро. С 2015 г. в Германии были введены в действие новые законы, установившие ограничения на максимально допустимый объем средств, привлеченных при посредничестве краудинвестинговых платформ. Основной целью нормативов является желание защитить мелких инвесторов и

увеличить уровень доверия к краудинвестинговой деятельности. В Германии функционирует около 80 краудинвестинговых платформ, на которых технические стартапы могут реализовать свои акции, а рядовые граждане могут покупать их. При этом подобные инвестиции, как правило, связаны с высокими рисками. Существует ограничение на максимальный размер взноса - инвесторы могут вложить не более 1 тыс € в краудинвестинговые проекты.

Наиболее успешными платформами краудфандингового рынка являются [3]:

1. «Seedmatch» (Дрезден). С момента основания в 2011 г. осуществила финансирование более 60 проектов, собрав, в целом, 10.7 млн. евро. Минимальный размер взноса 250 евро. Четыре из пяти (80%) крупнейших краудпроектов Германии получили финансирование с помощью этой платформы. Рекордным стал проект Protonet, который только за первые 4 часа после размещения собрал 1 млн евро, а его общая сумма составила более 3 млн евро. Платформа берет комиссию в размере 10% от аккумулированной суммы;

2. «Companisto» (Берлин). Охватывает более 15 тыс. инвесторов. Минимальный размер взноса 5€. Собирает отдельные инвестиции в единый пул для кредитования стартапов. Подобную модель можно рассматривать как специальное венчурное финансирование, которое допускает выход инвесторов на любом из этапов;

3. «Innovestment» (Берлин). Специализируется на инвестициях в инновационные стартапы. Ресурс имеет уникальную модель, которая предусматривает проведение аукционов.

В Германии чаще всего встречаются платформы, специализирующиеся на реег-2-реег кредитованию или краедлендингу. Так, в 2016 г. общий объем финансовых ресурсов, аккумулированных с помощью различных типов краудфандинга, был равен 321 млн евро. Стоит отметить, что наибольший удельный вес, а именно более 60%, приходится на реег-2-реег кредитования (потребительское и деловое), 14,8% принадлежит акционерному краудфандингу, а 10% - краудфандинга на основе нефинансового вознаграждения.

В связи с новизной концепции, законодательные органы страны не имеют в своем распоряжении ряд нормативов, призванных защитить интересы инвесторов. На краудинвестинговом рынке Германии уже было зарегистрировано несколько случаев, когда инвесторы потеряли все вложенные в краудинвестинговые проекты средства. В частности, речь идет об инвестиции в компанию Prokon, разработчика чистой энергии, привлекла с помощью данной модели почти 1.4 млрд. евро при поддержке 75 тыс. мелких инвесторов. Позже данная компания была объявлена банкротом и все вложенные средства «сгорели». По словам инвесторов, представители компании Proton обещали им высокие доходы, забыв при этом сообщить о высокой степени рисков [3]. В опубликованном исследовании рынка немецкого краудфандинга, проведенном тремя учеными страны, описывается 21 случай подобного невыполнения взятых на себя обязательств. Однако, случай с компанией Prokon заставил законодательные органы страны обратить внимание на разработку нормативов, регулирующих рынок «теневого финансирования». Однако, некоторые представители делового мира считают, что, наряду с защитой инвесторов, новые нормативы существенно усложнят процесс привлечения финансирования. Модели краудинвестинга значительно отличаются в разных европейских странах. В Италии, например, существует ряд жестких нормативов, регулирующих данный рынок. В Голландии и Великобритании нормативы отличаются большей гибкостью [3].

Берлинский ресурс Crowdfunding.de опубликовал отчет о состоянии немецкого краудинвестиционного рынка. Статистические данные приводятся, начиная с 2011 г., с самого начала истории альтернативного финансирования в Германии. Crowd Success Invest Monitor тщательно исследует эффективность нового класса активов и изучает важнейшие различия между пятью основными потребителями капитала: стартапами, недвижимостью, энергетикой, киноиндустрией и малым бизнесом. Согласно отчету,

40

за последние пять лет на рынке была проведена, в целом, 377 индивидуальных инвестиционных раундов с общим объемом привлеченных средств в общей сумме более 125 млн евро [12]. В отчете отмечено, что на современном этапе развития краудфандинга четко выделяются значительные различия между основными сегментами инвестирования (стартапы, недвижимость, энергетика, малый и средний бизнес, кино).

Также известно, что на долю стартапов приходится более 60 млн. евро инвестиций с помощью краудфандинга в Германии, стартапы характеризуются высоким уровнем банкротств, но, в то же время, успешные стартапы обеспечивают высокий уровень доходности. Недвижимость занимает второе место по потреблению капитала, что соответствует почти 50 млн. евро инвестиций. Из общего количества авторов краудинвестинговых проектов 31 эмитентов потерпели неудачу, а ситуация с 14 эмитентами неизвестна. Интересно, что более 80% от вложенного капитала по-прежнему находятся в активной фазе, что не позволяет составить окончательные выводы об эффективности краудинвестиционной деятельности [12].

Стремительное развитие краудфандинговой деятельности в Великобритании обеспечилось активной поддержкой со стороны правительства. Альтернативное финансирование получило широкое распространение в стране благодаря концепции, внедренной платформой Zopa еще десятилетия назад. Народное кредитование сегодня входит в мейнстрим, а краудинвестинг становится все более популярным, благодаря новым нормативам, гарантирующим безопасность инвесторов. В 2016 г. Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании начало сбор информации и предложений о том, какие аспекты следует включить в сборник правил инвестиционного и заемного краудфандинга [13].

В 2015 г. через регулируемые краудфандинговые платформы было инвестировано около 2,7 млрд фунтов стерлингов. Для сравнения в 2013 г. этот показатель не превысил 500 млн фунтов стерлингов, что свидетельствует о стремительном росте популярности такого способа привлечения финансирования [1].

Развивающиеся страны характеризуются большим количеством краудфандинговых платформ и их низкой эффективностью. Например, за несколько последних лет в Российской Федерации были созданы десятки краудфандинговых и краудинвестинговых платформ. На сегодня лишь несколько из них активно действуют и являются известными в обществе: Planeta.ru, Boomstarter, Kroogi и несколько других. Другие же платформы или на стадии закрытого тестирования, или только открылись и на платформах нет ни одного проекта или они уже не работают после 1-2 лет неуспешного функционирования. Краудфандинговая платформа требует от ее основателей большого количества времени, значительного числа специалистов, постоянного совершенствования и активного сотрудничества с медиа и банковскими институтами. Краудфандинг является инновационным и революционным социально-экономическим инструментом, что может стать эффективным катализатором предпринимательской деятельности в современных условиях. Однако надежное и длительное применение краудфандинга является возможной только там, где существует доверие населения к своей стране и к ее финансовой и банковской системы, а стабильное и надежное сотрудничество участников краудфандинга возможно лишь при условии существования высокого уровня доверия между авторами проектов, донорами (или инвесторами) и к краудфандинговых платформам. Все факторы развития краудфандинговой деятельности являются важными и взаимодополняющими.

Список литературы

1. Чепкова Т. Британский регулятор взялся за краудфандинг. [Электроный ресурс].

Режим доступа: https://ru.forexmagnates.com/britanskiy-regulyator-vzyalsya-za-

kraudfanding/ (дата обращения 19.03.2020).

41

2. Швальц В., 2013. Пять нематериальных преимуществ краудфандинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crowdsourcing.ru /article/five-non-monetary-benefitscrowdfunding http://crowdsourcing.ru/article/five-non-monetary-benefits-crowdfunding/ (дата обращения 04.03.2020).

3. Швальц В., 2014. Обзор рынка акционерного краудфандинга в Германии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/obzor_rynka_akcionernogo_kraudfandinga_v_germanii/ (дата обращения 19.03.2020).

4. Becquet P. L'hyper croissance du crowdfunding. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bsi-economics.org/513-hypercroissance-crowdfunding (дата обращения 19.03.2020).

5. Distribution of funds collected by crowdfunding in the economic sector in France in 2018, by industry [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1091754/economic-sector-share-of-funds-raised-by-crowdfunding-france/ (дата обращения 19.03.2020).

6. Leading regulation crowdfunding campaigns in the United States as of September 2017, by amount of money raised [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/621186/leading-regulation-crowdfunding-campaigns-usa/ (дата обращения 19.03.2020).

7. Massolution crowdfunding industry report, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crowdsourcing.org/editorial/global-crowdfunding-market-to-reach-44b-in-2015-predicts-massolutions-201cn5cf-industry-report/45376/ (дата обращения 19.03.2020).

8. Number of crowdfunding campaigns funded in France in 2018, by type. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1089734/number-campaigns-crowdfunding-finances-france/ (дата обращения 19.03.2020).

9. Number of crowdfunding project holders in France in 2018, by type of company. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1097106/crowdfunding-project-holder-by-type-of-company-france/ (дата обращения 19.03.2020).

10. Real Estate Crowdfunding Introduction to an alternativeway of investing 2019. [Электронный ресурс]. режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Real_Estate_Crowdfunding/$FILE/EY-Real%20Estate%20Crowdfunding-March%202019.pdf (дата обращения 19.03.2020).

11. Value of funds raised through crowdfunding platforms in France from 2011 to 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/415642/funds-raised-via-crowdfunding-in-france/ (дата обращения:19.03.2020).

12. Weinberg C., 2016. Итоги пятилетки: Crowdfunding.de публикует отчет о состоянии Краудинвестинговой индустрии в Германии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://crowdsourcing.ru/article/itogi_pyatiletki_crowdfundingde_publikuet_otchet_o_sos toyanii_kraudinvestingovoj_industrii_v?link=themelist/ (дата обращения: 19.03.2020).

13. Швальц В. Пять крупнейших центров европейского краудфандинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/5_krupnejshix_centrov_evropejskogo_kraudfandinga/ (дата обращения: 19.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.