Обзор законодательства Российской Федерации в сфере защиты от недобросовестной конкуренции
С.Ф. Котов
помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы
Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию. В ряде случаев недобросовестная конкуренция может осуществляться с целью захвата монопольного положения в какой-либо сфере предпринимательской деятельности или в каком-либо регионе. В настоящее время в Российской Федерации сформирована правовая база, позволяющая антимонопольным органам пресекать недобросовестную конкуренцию в административном порядке.
Основой правового регулирования конкурентных отношений является Конституция Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой - устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Отдельные отношения, возникающие между конкурирующим хозяйствующими субъектами, регулируют Федеральный закон от 26 июля 2007 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции (вступил в силу с 26 октября 2006 года, далее также - Закон о конкуренции), Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислитель-
ных машин и баз данных», Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3517-1, Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 35201 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон Российской Федерации от 6 августа 1993 года № 5605-1 «О селекционных достижениях».
Правовыми основаниями для защиты антимонопольными органами интересов хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции являются пункт 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), который допускает возможность защиты гражданских прав в административном порядке, а также положения Закона о конкуренции, относящие пресечение недобросовестной конкуренции к задачам антимонопольных органов и предоставляющие антимонопольным органам соответствующие полномочия.
Федеральный закон от 26 июля 2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», как и ранее действовавший Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», является основным законодательным актом, на основании которого антимонопольные органы осуществляют защиту от недобросовестной конкуренции. Процедура пресечения недобросовестной конкуренции определяется отдельными положениями Закона о конкуренции, а также Правилами рассмотрения дел
о нарушениях антимонопольного законода-тельства1.
В соответствии с названными правовыми актами дело о недобросовестной конкуренции может быть возбуждено на основании заявлений коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представлений прокурора, а также по собственной инициативе антимонопольного органа.
В ряде случаев действия хозяйствующего субъекта могут одновременно содержать признаки нарушения нескольких законов, контроль соблюдения которых относится к компетенции антимонопольных органов. Так, в отдельных случаях речь может одновременно идти о нарушении Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе» и Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В связи с этим при подготовке заявления необходимо определить подлежащий применению закон и конкретные правовые нормы, которые позволят антимонопольному органу наиболее эффективно пресечь нарушение. В частности, следует иметь в виду, что одной из целей Федерального закона «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы. Таким образом, отдельные нормы этого закона пересекаются с некоторыми положениями статьи 14 Закона о конкуренции. Учитывая то, что возбуждение двух различных дел по одному факту невозможно, при подготовке заявления следует четко определить законодательный акт, который, по мнению заявителя, следует применить. При этом необходимо учитывать, что в ходе рассмотрения
дела о нарушении законодательства о рекламе не требуется устанавливать ряд обстоятельств, которые важны для констатации недобросовестной конкуренции в соответствии с Законом о конкуренции.
Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в статье 4 Закона о конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно выполнять несколько условий, а именно:
• совершаться хозяйствующим субъектом;
• быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
• противоречить положениям существующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
• причинить или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).
Согласно статье 4 Закона о конкуренции к хозяйствующим субъектам относятся:
1) российские и иностранные коммерческие организации;
2) их объединения (союзы или ассоциации);
3) некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных кооперативов;
4) индивидуальные предприниматели.
В соответствии с ГК РФ к коммерческим организациям относятся полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные
1 Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства утверждены приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 25 июля 1996 года № 91. Указанные Правила действовали до вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящее время антимонопольные органы руководствуются положениями главы 9 Закона о конкуренции.
организации (объединения), фонды, учреждения, а также объединения (ассоциации, союзы) коммерческих и некоммерческих организаций. К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрацию в таковом качестве.
Из статьи 2 ГК РФ следует, что предпринимательской может быть признана лишь деятельность тех лиц, которые зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве лиц, осуществляющих таковую деятельность. Доказательством такой регистрации является свидетельство о регистрации и учредительные документы. При этом, как правило, организационно-правовая форма и учредительные документы иностранных юридических лиц не соответствуют ГК РФ. В таком случае доказательством того, что эти лица являются хозяйствующими субъектами, могут быть документы, свидетельствующие о фактически осуществляемой ими на товарных рынках Российской Федерации предпринимательской деятельности (например договоры).
Ввиду того, что положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, к лицам, в отношении которых может быть возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, следует относить и группу лиц.
Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Иначе говоря, действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.
Под законодательством понимаются прежде всего Конституция и законодательные акты Российской Федерации. Кроме этого, согласно статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно статье 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. При этом обычаи делового оборота применяются, если они не противоречат положениям существующего законодательства или договору.
В то же время термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» российским законодательством не определены, в связи с этим указанные термины следует применять в соответствии с их общим значением в русском языке. Термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь - как честный и соответствующий принятым правилам поведения.
Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы, при этом они должны распространяться именно на предпринимательскую деятельность, поскольку правила поведения, например в быту, могут расходиться с принятыми правилами осуществления предпринимательской деятельности.
Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту - конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в причинении ущерба его деловой репутации. При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь одной возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.
Под убытками в статье 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Под деловой репутацией, как правило, понимается сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица. Такое мнение складывается на основе оценки общественно значимых обстоятельств осуществления лицом своей деятельности. Ущербом деловой репутации следует считать негативные изменения в такой оценке, что может выражаться, например, в изменении положительного мнения о лице на отрицательное, ухудшении мнения о деятельности лица, снижении к нему доверия со стороны контрагентов и покупателей.
Помимо перечисленных «базовых» признаков недобросовестной конкуренции, для отнесения действий хозяйствующего субъекта к конкретной форме недобросовестной конкуренции необходимо дополнительно установить признаки этой формы, вытекающие из статьи 14 Закона о конкуренции.
Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных нанести убытки другому хозяйствующему субъекту или причинить ущерб его деловой репутации
Чаще всего такая форма недобросовестной конкуренции, как распространение ложных, неточных или искаженных сведений, выражается в дискредитации конкурента. Обычно дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации.
Следует иметь в виду, что не всякое распространение не соответствующих действительности сведений, дискредитирующих
другой хозяйствующий субъект, может быть признано актом недобросовестной конкуренции, а лишь такое, которое непосредственно способно оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставить лицу, распространившему информацию, преимущества над конкурентами и причинить им вред. Например, сообщение в органы государственной власти либо в суд ложной информации, даже если она способна дискредитировать другой хозяйствующий субъект, может рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции только в том случае, если такое сообщение могло повлиять на распределение спроса. Такая ситуация может возникнуть, в частности, в том случае, если стороны по делу, являющиеся конкурентами, состоят в гражданско-правовых отношениях с органом власти или намереваются вступить в такие отношения (например, два хозяйствующих субъекта предлагают местной администрации услуги по ремонту здания, при этом в письме одного из них содержится несоответствующая действительности информация, способная причинить ущерб деловой репутации другого). Результатом такого проявления недобросовестной конкуренции, как правило, является отказ потребителей от товаров (услуг) конкурента.
Из статьи 14 Закона о конкуренции можно выделить три признака рассматриваемой формы недобросовестной конкуренции: распространение информации, ее недостоверность и причинение вреда.
Распространением считаются любые действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (хотя бы одному). Форма распространения информации не имеет значения - это может быть публичное выступление, реклама, публикация в средствах массовой информации интервью, рассылка деловых писем. Определяющим является то, что в результате совершения действий информация может появиться у другого лица. В то же время сообщение указанных сведений лицу, которого они касаются, не может рассматриваться как недобросовестная конкуренция.
В Законе о конкуренции указываются три формы недостоверности информации: лож-
ность, неточность и искаженность. Хотя все они означают объективное несоответствие информации действительности, граница между ними недостаточно четкая. Ложность и неточность, в сущности, означают различные степени искаженности информации: в первом случае - полное несоответствие информации действительному положению дел, а во втором - частичное несоответствие. Неточными могут быть признаны также сведения, которые, хотя сами по себе и соответствуют действительности, но в используемом контексте, например в силу отсутствия части существенной информации, создают ошибочное впечатление у потребителя этой информации.
Сказанное также означает, что распространение информации, подрывающей доверие к хозяйствующему субъекту, но являющейся правдивой, не относится к рассматриваемой форме недобросовестной конкуренции.
Вред может выражаться в убытках или ущербе деловой репутации. Ущерб деловой репутации может наступить, во-первых, в результате распространения порочащих лицо сведений. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 года № 112 указывает, что порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении существующего законодательства или моральных принципов, которые умаляют деловую репутацию гражданина или юридического лица.
Во-вторых, на репутацию хозяйствующего субъекта могут оказать влияние сведения, хотя и не порочащие, но содержащие негативную оценку его деятельности, например информация об уровне подготовки кадров. Объектом дискредитации также могут стать товары или услуги. В такой ситуации распространяемая информация обычно содержит утверждения о низком качестве товаров, несоответствии их установленным требованиям, отсутствии специальных разрешений, если такие требуются.
Помимо дискредитации, к этой форме недобросовестной конкуренции также относится распространение информации, которая, хотя и не причиняет ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, но способна нанести ему убытки.
Способными нанести убытки могут считаться утверждения, которые могут привести к потере хозяйствующим субъектом части клиентуры. Например, такие последствия могут наступить вследствие ложных утверждений об уходе лица с рынка, о предстоящей ликвидации юридического лица и т. п. В этом случае деловая репутация хозяйствующего субъекта не затрагивается, но он может потерять своих контрагентов.
Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров или его изготовителей
Прежде всего следует отметить, что в отличие от дискредитации введение потребителей в заблуждение является следствием распространения позитивной информации, ее содержание обычно касается деятельности самого распространителя. Если при дискредитации хозяйствующий субъект стремится принизить своего конкурента и тем самым вызвать отток от него потребителей, то при введении потребителей в заблуждение хозяйствующий субъект превозносит свои товары. Однако как в том, так и в другом случае распространяемая информация тем или иным образом не соответствует действительности.
Помимо прямой лжи, введение в заблуждение может выражаться в иных формах. Необходимым условием является тот эффект, который произведут действия хозяйствующего субъекта на восприятие потребителем определенных обстоятельств, то есть у потребителя должно создаться ложное впечатление.
2 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 года № 11 в редакции постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 года № 11 и от 25 апреля 1995 года № 6.
Закон о конкуренции упоминает несколько обстоятельств, относительно которых потребитель может вводиться в заблуждение: характер, способ и место изготовления, потребительские свойства, качество или количество товара, его изготовитель.
Под характером производства следует понимать его особенности, отличительные черты, основные свойства, признаки и т. д. Способ изготовления означает применяемые при производстве технологии, комплектующие материалы и другие условия производства товара. Место производства может означать как страну, так и более узкий географический объект, на территории которого осуществлялось производство товара. Под потребительскими свойствами понимаются такие свойства товара, которые способны удовлетворить различные человеческие потребности. Введение в заблуждение относительно этих свойств может выражаться в создании ложного впечатления как об их присутствии, так и ложного представления об их отсутствии (в целом или частично). Качество товара может означать различные характеристики, которые отражают потребительские свойства товара и изложены в технической документации на него (например прочность, износостойкость, срок службы, отсутствие вредных примесей и т. п.).
Введение в заблуждение относительно изготовителя возможно как вследствие ложных указаний о происхождении товара, так и вследствие использования обозначений, ассоциирующихся у потребителей с другим лицом.
Следует также учитывать, что возникновение у потребителя ложного впечатления о товаре должно быть непосредственным следствием действий хозяйствующего субъекта, а не каких-либо иных обстоятельств, например ослабленного зрения у конкретного потребителя.
Необходимо отметить, что, хотя в статье 14 Закона о конкуренции и упоминается только потребитель, рассматриваемые действия должны иметь негативные последствия прежде всего для конкурентов.
Преимущества у хозяйствующего субъекта, вводящего потребителей в заблуждение, могут возникнуть как в результате разовой «акции», когда, например, делается публичное заявление, так и в результате действий, совершаемых постоянно. Последнее имеет место, например, при размещении недостоверной информации на упаковке товара. В этом случае потребитель продолжает вводиться в заблуждение до тех пор, пока информация не будет изменена.
Продолжение в следующем номере журнала