Обзор возможностей программных комплексов TestMaker и Экзаменатор
Матвеева Светлана Викторовна Студентка группы 4407 Института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. Большая Красная, 55, г. Казань, 420111, (952)0376157 [email protected]
Фролова Ксения Андреевна Студентка группы 4407 Института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н.Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. Большая Красная, 55, г. Казань, 420111, (927)0373199 [email protected]
Аннотация
Компьютерное тестирование - одно из популярных средств автоматизации в сфере образования. Важную роль здесь играет программный комплекс, который использует преподаватель. В статье приводится сравнительный анализ систем разработки и проведения тестирования TestMaker и Экзаменатор. Рассматриваются возможности обеих систем, сравниваются конструкторы тестов, используемые типы вопросов. Определяются преимущества и недостатки систем, для дальнейшего выбора наиболее предпочтительного варианта.
Computer testing - one of the most popular means of automation in the field of education. An important role is played here by software package. Who uses the teacher. The article provides a comparative analysis of the systems development and testing TestMaker and examiner. Considering the possibility of the two systems, we compare the test designers used types of questions. Advantages and disadvantages are determined systems, to further select the most preferred option.
Ключевые слова
система тестирования, обучающая система, локальные системы, учебный контент, тестовые задания
testing system, training system, local systems, learning content, tests Введение
В современном мире существует тенденция к автоматизации процессов. Сфера образования не является исключением. Стоит учитывать, что человек является существом биосоциальным, и личный контакт с преподавателем в процессе обучения невозможно заменить. Необходим синтез традиционного и компьютерного методов обучения.
В статье уделяется внимание системам компьютерного тестирования. На данный момент такие системы являются самыми распространенными в сфере образовательной деятельности. Компьютерное тестирование - наиболее универсальный метод, который позволяет определить уровень знаний и навыков обучаемого. В результате тестирования получаем некоторую количественную характеристику обучаемого.
Компьютерное тестирование может применяться в образовательном процессе любого уровня сложности от начальной школы до аспирантуры вуза, предприятия и т.д. К преимуществам компьютерного тестирования можно отнести:
• Повышение индивидуализации обучения, повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
• Возможность создавать большой банк заданий;
• Объективность оценки;
• Уменьшение временных затрат на проверку и т.д.
Представление возможностей систем TestMaker и Экзаменатор
ТеБШлкег представляет собой локальную программную систему для составления и проведения тестирования с неограниченным количеством вопросов и ответов в учебной аудитории на отдельном компьютере и в локальной сети. Программный инструментарий позволяет создавать наборы тестовых заданий для обучения и контроля знаний учащихся, открывать и вносить изменения в ранее созданные тесты, сохранять результаты тестирования в текстовом/зашифрованном формате, поддерживает сохранение вновь созданных или измененных наборов тестовых заданий в самоисполняемый файл. [1-4]
Экзаменатор - это программа для проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым предметам. В качестве вопроса может использоваться текст или графическое изображение. Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено.
На рис.1 и рис.2 представлены интерфейсы программных комплексов TestMaker и Экзаменатор.
Редаетор теста - D:\y4e6a2015-16\2016\FrolovaJ.tst
3 Во...
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5
Вопрос 7 Вопрос 0 Вопрос 9 Вопрос 10 Вопрос 11 Вопрос 12 Вопрос 13 Вопрос 14 Вопрос 15 Вопрос 16 Вопрос 17 Вопрос 18 Вопрос 13 Вопрос 20 Вопрос 21 Вопрос 22 Вопрос 23 Вопрос 24 Вопрос 25
Рис.1. Интерфейс программного комплекса TestMaker
Рис.2. Интерфейс программного комплекса Экзаменатор
Программные комплекс TestMaker содержит следующие модули:
• модуль разработчика- предназначен для создания и редактирования тестовых заданий;
• модуль обучаемого- предназначен для проведения тестирования по ранее подготовленному тесту в модуле разработчика;
• справочная система- содержит справочную информацию о работе с системой ТеБШакег.
ТеБШакег позволяет создавать разные типы вопросов. Во время тестирования обучаемый видит время, затраченное на тестирование, количество решенных вопросов. При создании тестирования есть возможность редактирования шрифта, изменять цвет и стиль шрифта, разбивать текст на абзацы, вставлять изображения, формулы.
Экзаменатор состоит из двух частей: программы тестирования и программы преподавателя. Эти программы могут находиться на одном компьютере или на разных компьютерах в локальной сети. Запустить программу преподавателя может только человек, который знает пароль преподавателя. Данная система позволяет установить минимальный процент успешного прохождения тестирования, пропускать вопросы и переходить к выполнению следующего здания. Задания на тестирования могут выдаваться не по порядку. Во время выполнения тестирования на экране отображается текущую оценку и затраченное время Можно устанавливать время прохождения тестирования.
Сравнение типов вопросов:
1. Выбор одного правильного ответа:
Тез1Макег: закрытый однозначный вопрос представляет собой набор вариантов ответа, из которых только один правильный, а остальные неправильны, неточны или неполны. Имеется возможность указать любое число вариантов (сколько поместится на экран). Пример конструктора вопроса представлен на рис. 3.
Экзаментатор обучаемому предлагается выбрать один верный ответ из нескольких. Максимальное количество вариантов ответов- 8 . Пример конструктора вопроса представлен на рис. 4.
Щ Редактор теста - D:\y4e6a2015-16\2016\MaTBeeBa.tst
Файл Правка Вопросы Настройка Помощь
зи аа® ► х ?
□
:Укажите верные утверждения:;
Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 8 Вопрос 9
: К системам представлений знаний относятся?
!А)согласование знаний; \ Б) модели знаний; В) базы знаний;
Г) системы представлении знании.
С верно все С все неверно с верно АБВ Г" верно АБГ С и'.'рноЬВ Г" пприпЛН!
[Элементов: 5
Редактор закрытого однозначного вопроса
Лево |15 ^ Ширине |260 ^ 5 Верк 1200 |2| Высота |170 ^ |"
верно все все неверно
верю
** еерюЕЗ"
С е-|и-1<\-{
Ecp.icii.r-
ц г( мн :1
II :| II | ■:( м I
Г.ТнчАН огрюАЬ огрю ЕЕ" бермэАЕ"
-дс.ии. | ЕьЭСэсп^ |
Рис.3. Пример конструктора открытого вопроса Тез1Макег
Экзаменатор - Демо
При
□ <] <] [> о □
Окна Помощь
Семенов С.С.
Тесты
т
Вопрос Почему Результаты
Вопрос теста (1)
Курс Тест № Вопрос №
Тема Ответов
Искцсственный Тестирование
Г
Г~ Не выводить
Г§"
Вес вопроса Правильный ответ | Правильные варианты о
V ГУ ]г 2ГЗГ4Г5Г6
Правильно когда
I* Все правильные 1 ' Хотя бы один правильный
Выберите обучающие подсистемы
1) Системы школьного и вузовского образования
2) Экспертные системы
3) Интеллектуальные тренажеры
4) Расчетно-логические(гибридные) системмы
5) Консультирующие системы
н
Просмотр
1
Рис.4. Пример конструктора вопроса Экзаменатор
2. Выбор нескольких правильных ответов:
Те«1Макег: закрытый многозначный вопрос. Есть возможность выбора нескольких верных вариантов.. Верными могут быть как все представленные варианты, так и правильного ответа может не быть. Пример конструктора вопроса представлен на рис. 5.
Экзаментатор: в данной системе нет различия между вопросами с выбором нескольких ответов или одного. На странице редактора вопроса выбирается количество правильных ответов. Преподаватель может указать только один ответ или несколько верных сразу. Пример конструктора вопроса представлен на рис. 6.
ш Редактор теста - D:\y4e6a2015-16\2016\MaTBeeBa.tst
Файл Правка Вопросы Настройка Помощь
[а"ш о* ► х ?
й^Ч ЯМ О
(^ИЭОЙЙП-Г^е!
Какие подсистемы являются обучающими?
Г~ Сисимы _кш ь-глои доэ^схэ о оЬразша-иш Г" Эксгео-ные системы Г~ Ищечшшулн Iл: |>си;шср .1 Г Растел-о-гоичесхиечГиЭридчые) системы Г~ Кои гут тирую лис сигтпыч I
I ши
Логика
\
л*.
3 Во...
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос В Вопрос 7 Вопрос 8 Вопрос 9 Вопрос 10 Вопрос 11 Вопрос 12 Вопрос 13 Вопрос 14 Вопрос 15
Вопрос 17 Вопрос 18 Вопрос 19 Вопрос 20 Вопрос 21 Вопрос 22 Вопрос 23 Вопрос 24 Вопрос 25 Вопрос 26 Вопрос 27
Элементов: 3
¡Изменён
ВыС*р«т» бухтой пвдостмн цуИКЮТ'
Рис.5. Пример конструктора многозначоного вопроса Тез1Макег
Экзаменатор -Демо
ФлйЛы Прлпы Дпнимг Охчгты 0*и.1 Дшснць
N <1 ¡> N ' Й I г:; Ы » Г ®
Теста
Вопрос теста П)
Хотя бы амин правильный отмпен
Шрифт [ Д|и| Ср Рллылр ; 1/
и™
'Ш
— М1
-
Выберите обучающие подсистемы
1) Системы школьного и вузовского образования 2| Экспертные системы
3) Интеллектуальные тренажеры
4) Расчетно-логические(гибридные) системны
5) Консультирующие системы
II Ж
Рис.6. Пример конструктора многозначного вопроса Экзаменатор
3. Поиск соответствия:
Те«1Макег: дает возможность найти соответствие из двух (левого и правого) столбцов. Выбрав ответ из правого столбца, вибираем ответ из левого столбца. Полученный ответ заносится в верхнюю колонку. Изменить ответ можно при двойном щелчке мыши на нужный вариант ответа. Один элемент любого списка может иметь несколько соответствий из другого или не иметь ни одного. Порядок выбора соответствия не важен. Количество вариантов, как в левом, так и в правом списках не ограничено. Пример конструктора вопроса представлен на рис. 7.
Экзаментатор: нет такой возможности.
gn ми®► x ?
1 Редактор теста - D:\y4e6a2015-16\2Q16\MaTBeeBa.tst - п
файл Правка Вопросы Настройка Помощь
ТЕСТИРОВАНИЕ
ûщщ #mm о :
Сопоставьте основные модели знаний и их описание:
Семантические сети Фреймовые представления данных Логические исчисления Системы продукций
|Вопрос: 12/27
(Элементов: 2
Опирается на классическую логическую теорию.Основана наборе правил вида "Если Д : го Б"
При минимальном содержит всю существенную :: информации. Состоит из имени и слотов.что позволяет ей обладать более гибкой структурой.:: Опирается на логическую классическую теорию : выводу(исчислекния предикатови его расширений)
Такая модель наиболее близка к естественному;; языку.Графически может быть предсталена в виде сети (вершины-объекты или понятия, а дуги-отношения между ними).Широкого назначения.
т
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4
Редаетор задания на соатветсвие
Лево |20 Щ Ширина |570 [gj Разделитель | -Верк |И И Высота |370 ^
Семантические сети - Опирается на классическую логическую теорию.Основана наборе л правил вида "Если Ало Е" Фреймовые представления данных - При минимальном содержит всю существенную информации. Состоит из имени и слстов,что позволяет ей обладать более гибкой структурой. Логические исчисления ■ Опирается на логическую классическую теорию выводу!исчислекния предикатови его расширений) "ыгтрмы ппппикпий - Тдкдя мппепк няибппня бпИГЖД К р.гтяпткйннпг-.ш языки ГпдФичяпки
Семантические сети Фреймовые представления данных Опирается на классическую логическую теорию.Основана наборе правил вида "Если А. то Б"
Системы продукций При минимальном содержит всю существенную информации. Состоит из имени и слотов.что позволяет ей обладать более гибкой структурой. Опирается на логическую классическую теорию выводу(исчислекния предикатови его расширений) Такая модель наиболее близка к естественному языку.Графически может быть предсталена в виде сети (вершины-объекты или понятия, а дуги-отношения между ними (.Широкого назначения.
Удалить] Добавить) | Удалить) Добавить) |
ОК. | Отмена |
Рис.7. Пример вопроса на соответсвии TestMaker
4. Открытый вопрос (запрос ввода пропущенного текста): Тез1Макег: открытый вопрос представляет собой поле для ввода строки. Строка считается ответом на вопрос. Правильный ответ задается в редакторе. Не учитываются пробелы вначале и в конце, регистр букв. Есть возможность допуска ошибки при введении ответа. При этом опечатка возможно только одна.Пример открытого вопроса приведен на рисунке 8.
Экзаментатор: нет такой возможности.
Редактор теста - G:\CTaTbp\2016\MaTBeeBa.tst - п
Файл Правке Вопросы Настройка Помощь
g m аиа ► х ?
ù assft «ВДЗ, Q :
Кто делает программы для решения задач искусственного интеллекта?
[ЭпеменгокЭ
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 т t
Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 3 Вопрос 9 Вопрос 10 * t
Вопрос 12 Вопрос 13 Вопрос 14 Вопрос 15 Вопрос 16 Вопрос 17
Вопрос 19 Вопрос 20 Вопрос 21 Вопрос 22 Вопрос 23 Вопрос 24
Вопрос 26 Вопрос 27
Рис.8. Пример открытого вопроса TestMaker
5. Расширенный открытый вопрос:
Те«1Макег: Расширенный открытый вопрос так же требует ввода ответа от обучаемого. Он более сложный в отличии от простого открытого вопроса. Ответ может быть введен несколькими способами .Создается специальный алфавит с
грамматическими конструкциями. Например, ответ два билета может быть введен и как 2 билета. В расширенном открытом вопросе учитываются все возможные варианты записи ответа.
Экзаментатор: не предоставляет такой возможности.
Основные достоинства и недостатки программных комплексов
1. Система Экзаменатор предоставляет разделение ролей. При входе необходимо ввести логин и пароль. Разграничение функционала преподавателя и студента. В системе TestMaker после выполнения теста необходимо ввести данные о студенте.
2. Экзаменатор позволяет создавать курсы и привязывать к ним различные тестирования. При входе студент выбирает необходимый ему курс/дисциплину и попадает на страницу доступных тестов по выбранному курсу. На рис.9. представлен интерфейс выбора курса.
В системе ТеБ1Макег нет такой возможности. Студент выбирает тесты, доступные в списке. На рис.10. представлен интерфейс выбора тестирования в системе ТеБШакег.
3. ТеБ1Макег дает создать 5 видов вопросов: закрытый вопрос с одним верным вариантом ответа, закрытый вопрос с множественным выбором ответов, простой открытый вопрос, расширенный открытый вопрос, вопрос на сопоставление.
В системе Экзаменатор используется всего два вида вопросов: вопрос с одним правильным ответом, вопрос с множественным выбором правильного ответа.
4. Программный комплекс Экзаменатор предоставляет возможность выводить затраченное время на тест, предварительную оценку. Так же можно установить минимальный порог количества правильных ответов для успешного прохождения тестирования.
ТеБШакег так же показывает время, затраченное на выполнение теста, при переходе к следующему вопросу отображается результат выполнения текущего вопроса(верен ли ответ или нет).
5. Экзаменатор является платным продуктом. В течение 45 дней ей можно пользоваться бесплатно. В дальнейшем необходимо приобретать лицензию.
ТеБШакег является свободно распространяемым программным продуктом, который можно загрузить с сервера.
6. Сравнивая удобство эксплуатации, ТеБШакег более прост в использовании, интуитивно понятнее, чем Экзаменатор. В последнем у пользователя может возникнуть путаница при создании курса, специальности и привязки тестирования к необходимой дисциплине.
Выбрать
Экзаменатор. Режим тестирования. ( Никитин Н.Н.) Каре |Зачет_КТД
и
| Название теста
ЕТЯ1
Экз2 ЭкзЗ Экз4 Экз 5 экз 6 зкз7
экз8 экзЭ
I Вопросов I Оценка I Попыток
15
15
15
15
15
15
15
15
Рис.9. Пример выбора теста по курсу в системе Экзаменатор
Открыть
Папка: Имя
, 2)016
рЩт
"3 й й- ш
Дата изменения
,, Га леев 14.02.201514:03 П
РгоЬиаШ 14,02,201513:1В Ф
Матвеева.^ 14,02,201521:55 Ф
Матвеева М Открыть
Тест'М Отмена
Рис.10. Пример выбора тестирования в TestMaker
Заключение
В данной статье приведен сравнительный анализ двух программных комплексов для создания тестирования и проведения его, TestMaker и Экзаменатор. Система TestMaker является наиболее предпочтительной, т.к. обладает большим количеством возможностей. Использование различный видов вопросов не представляется рутинным для тестируемого.Так же может исключить случайный выбор правильного ответа. Экзаменатор предоставляет выбор курса и тестирования к нему. Однако здесь пользователь может столкнуться с некоторыми трудностями. В TestMaker же такие трудности не возникают. Интерфейс удобный и будет понятен даже самому начинающему пользователю ПК.
Работа выполнена под научным руководством доцента кафедры АСОИУ КНИТУ- КАИ Галеева И.Х.
Литература
1. Галеев И.Х., Храмов Д.Л., Светлаков А.П., Колосов О.В. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», 17-18 апреля 2003 г. - С. 33-35.
2. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно) // И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; Под ред. И.Х. Галеева. -Казань: Казанский государственный технологический университет, 2005. - 126 с.
3. Галеев И.Х., Колосов О.В., Филяев А.И.. Сравнительный анализ систем компьютерного контроля знаний // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в многоуровневой системе образования» - 2005.- Казань: ЗАО "Новое знание" - С. 101-105.
4. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Test // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (EducationalTechnology& Society)"
(http://ifets.ieee.org/russian/periodical/joumal.html) - 2007 - Т. 10 -N 3. - С.336-360.
5. Описание программы Экзаменатор [Электронный ресурс] URL: http://pisoft.ru/exam/exam_doc.htm (дата обращения: 22.03.2016)