Научная статья на тему 'ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1749
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Воронина Екатерина Геннадиевна

Вынужденный переход к системе обучения с применением дистанционных образовательных технологий, вероятно, нанес наибольший удар по качеству проведения занятий именно по физической культуре. Дистанционные занятия по физической культуре несут значительно меньшую смысловую нагрузку, нежели занятия, проводимые в очном формате. На момент начала пандемии, уровень обеспеченности цифровыми образовательными ресурсами предмета физическая культура, был одним из наименьших, а также не было полного понимания, как именно проводить занятия физической культурой с применением цифровых ресурсов. Данная работа проведена для помощи учителям физической культуры в плане использования доступных цифровых образовательных ресурсов на занятиях и во внеурочной деятельности. Актуальность материалов высока, поскольку согласно рекомендациям Министерства Просвещения, возможно, новый учебный год 2021-2022, начнется в смешанном формате обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Денис Михайлович, Воронина Екатерина Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES FOR PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

The forced transition to a system of training with the use of distance educational technologies probably caused the greatest blow to the quality of conducting classes in physical culture. Distance classes in physical culture carry a much smaller semantic load than classes conducted in full-time format. At the beginning of the pandemic, the level of provision of digital educational resources for the subject of physical culture was one of the lowest, and there was also no complete understanding of how to conduct physical culture classes using digital resources. This work was carried out to help physical education teachers in terms of using available digital educational resources in the classroom and in extracurricular activities. The relevance of the materials is high, because according to the recommendations of the Ministry of Education, it is possible that the new academic year 2021-2022 will begin in a mixed learning format.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

6. Volkov A.E., Livanov D.V., Fursenko A.A. Higher Education: agenda 2008-2016 // Russian Education: Trends and Challenges: Sat. Art. and analytical reports. - M.: «Delo» of the Academy of National Economy. - 2009. - P. 11-19.

Педагогика

УДК 372.857

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель Воронина Екатерина Геннадиевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Вынужденный переход к системе обучения с применением дистанционных образовательных технологий, вероятно, нанес наибольший удар по качеству проведения занятий именно по физической культуре. Дистанционные занятия по физической культуре несут значительно меньшую смысловую нагрузку, нежели занятия, проводимые в очном формате. На момент начала пандемии, уровень обеспеченности цифровыми образовательными ресурсами предмета физическая культура, был одним из наименьших, а также не было полного понимания, как именно проводить занятия физической культурой с применением цифровых ресурсов. Данная работа проведена для помощи учителям физической культуры в плане использования доступных цифровых образовательных ресурсов на занятиях и во внеурочной деятельности. Актуальность материалов высока, поскольку согласно рекомендациям Министерства Просвещения, возможно, новый учебный год 2021-2022, начнется в смешанном формате обучения.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, физическая культура, образовательный контент, качество образования.

Annotation. The forced transition to a system of training with the use of distance educational technologies probably caused the greatest blow to the quality of conducting classes in physical culture. Distance classes in physical culture carry a much smaller semantic load than classes conducted in full-time format. At the beginning of the pandemic, the level of provision of digital educational resources for the subject of physical culture was one of the lowest, and there was also no complete understanding of how to conduct physical culture classes using digital resources. This work was carried out to help physical education teachers in terms of using available digital educational resources in the classroom and in extracurricular activities. The relevance of the materials is high, because according to the recommendations of the Ministry of Education, it is possible that the new academic year 2021-2022 will begin in a mixed learning format.

Keywords: digital resources, physical culture, educational content, quality of education.

Введение. Ситуация, возникшая в марте 2020 года, в результате которой обучающиеся были переведены на обучение с применением дистанционных образовательных технологий наиболее сильно ударила по качеству преподавания физической культуры [1, 8]. Учителя физической культуры, согласно, проведенным исследованиям имеют наиболее низкий уровень цифровой грамотности, в сравнении с другими педагогами [2]. Первый аспект проблемы - очень малое количество разработок по физической культуре в цифровом формате [9], второй аспект проблемы - отсутствие у учителей физической культуры технического оборудования для качественного проведения практических занятий с применением дистанционных образовательных технологий [5], третий аспект - отсутствие четкого понимания содержательной части образовательного процесса по физической культуре, которую нужно реализовывать с применением дистанционных образовательных технологий [3].

Изложение основного материала статьи. Анализируя публикации в области методического обеспечения учебного процесса по физической культуре с применением дистанционных образовательных технологий можно сделать вывод, что разработок мало, те разработки, которые существуют очень далеки от идеала, но все же раскрывают отдельные проблемные аспекты [4]. Одна из первых методических разработок, которые появились в интернете - коллективная работа преподавателей и магистрантов Московского городского педагогического университета «Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по предмету «физическая культура» [7]. Данная методичка хотя и совсем маленькая по объему, но тем не менее содержит много полезной информации. Первый раздел посвящен организации дистанционного взаимодействия с обучающимися, второй раздел посвящен описанию методических особенностей организации занятий физической культурой в дистанционном формате, третий раздел посвящен анализу принципов и правил педагогического взаимодействия на уроках физической культуры, проводимых в дистанционном режиме. Четвёртый раздел описывает возможные форматы организации дистанционного взаимодействия учителя и ученика, пятый раздел описывает возможные средства дистанционного взаимодействия, следующий раздел посвящен рекомендациям по работе с родителями и заключительный раздел рассматривает средства контроля при проведении занятий в дистанционном формате [7].

Второй работой, которую можно отметить, являются «Методические рекомендации о преподавании физической культуры в общеобразовательных организациях Республики Крым с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Данная работа тоже очень мала по объему, но дает рекомендации по нормативным актам, по платформам, которые можно использовать для проведения онлайн занятий, даны рекомендации по профилактике травматизма, представлен арсенал инструментов для проведения занятий и полезные ссылки на цифровые ресурсы в интернете [6].

На основании всех вышеперечисленных фактов формирование базы данных по цифровым образовательным ресурсам в области физической культуры является актуальным.

Цель работы: сформировать каталог цифровых образовательных ресурсов для применения учителями физической культуры при проведении уроков.

Результаты исследования. Анализируя базу цифровых образовательных ресурсов по физической культуре, можно отметить отсутствие систематизации информации, большинство ссылок в интернете либо неработающие, либо переводящие на абсолютно сторонние ресурсы, не имеющие отношения к данной профессиональной области. В результате анализа баз удалось отобрать 20 сайтов с цифровыми образовательными ресурсами и описать их содержание, применительно к профессиональной деятельности.

Проект «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/subject/9/) содержит полную базу видеоуроков по всех темам школьной программы с 1 по 11 класс.

Проект «Физкультура в школе» (http://www.fizkulturavshkole.ru/) содержит обширную информационную базу. На сайте размещены инструкции по технике безопасности при проведении занятий по физкультуре, материалы по методике преподавания физической культуры, педагогическая копилка с интересными материалами, каталог и правила проведения

подвижных игр, сценарии спортивных праздников. Раздел гимнастика содержит материалы по терминологии, организации и проведению строевых упражнений, общеразвивающих упражнений с предметами и без, также есть информация по акробатике, упражнениях на снарядах, опорным прыжкам, лазанию и выработке равновесия. Раздел спортивные игры содержит материалы по баскетболу, футболу и волейболу. В разделе лыжная подготовка рассмотрены техника передвижения на лыжах и игры на лыжах. В разделе легкая атлетика рассмотрены легкоатлетические прыжки, бег и метания.

Проект «МетодВики для вожатых Летний лагерь» (https://summercamp.ru) содержит всю необходимую информацию для проведения летних оздоровительных лагерей. Описаны методики проведения игр, соревнований и конкурсов на любой вкус.

Сайт «О плавании» (http://plavaem.info/) содержит разнообразную информацию по плаванию. На сайте описаны виды плавания, стили, польза, которую приносят занятия плаванием, режим питания и сна для занимающихся плаванием, описана техника выполнения всех элементов, используемых в плавании. Также здесь можно ознакомиться с инвентарем для плавания и экипировкой пловца, а также со всеми элементами учебно-тренировочного процесса в плавании.

Сайт «FK и спорт» (https://fk-i-s.ru/) содержит базу литературы в области физической культуры и спорта, в частности по теории и методике преподавания, истории физической культура и спорта, биомеханике, психологии физической культуры и спорта, авиамоделированию, дартсу, тяжелой атлетике, гимнастике и единоборствам. Также на сайте представлены отдельные рефераты и курсовые.

Сайт журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» (http://www.teoriya.ru/ru) дает возможность ознакомиться с полной подборкой материалов, размещенных в данных журналах. Эти журналы в области физической культуры и спорта являются ведущими в нашей стране.

Сайт журнала «Культура здоровой жизни» (http://ros-idea.ru/) содержит полную подборку выпусков журнала с 2002 по 2015 год, в которых можно почерпнуть много полезной информации.

Архив номеров журнала (2012-2019 гг.) «Физкультура. Все для учителя!» (http://www.e-osnova.ru/journal/16/archive/) будет очень полезен учителям физической культуры, поскольку большинство информации касается именно методики преподавания физической культуры в разных классах школы.

Сайт «Физкультура-сайт учителей физической культуры» (https://fizcultura.ucoz.ru/) содержит информационную базу по нормативно-правовым документам, каталог научных и научно-популярных статей, методические рекомендации для учителей, материалы по календарно-тематическому планированию. Также на сайте рассмотрены отдельные разделы школьной программы: баскетбол, волейбол, гандбол, гимнастика, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм, футбол. Размещены правила соревнований в отдельных видах.

Проект «ФизкультУРА Покой Вечного Движения» (http://www.fizkult-ura.ru/) на своем сайте содержит множество статей по различным видам спорта, авторские публикации, литературу по множеству видов спорта, массажу, лечебной физической культуре, истории физической культуры, спортивному отбору, спортивной медицине, спортивной психологии, спортивной физиологии и практике физической культуры. Также на сайте представлена богатая видеотека по большинству видов спорта и сопутствующим материалам. Также на сайте размещены словари. Данный ресурс является одним из самых востребованных среди учителей физкультуры.

Сайт «Материалы к уроку» (https://spo.1sept.ru/urok/) создан на базе материалов журнала «Спорт в школе» и содержит много полезных разделов: документы, физкультура и здоровье, подготовка к уроку, организация урока, подведение итогов урока, внеурочная работа, материалы по различным видам спорта и оборудованию спортзалов.

На «Учительском портале» (https://www.uchportal.ru/load/100) в разделе физическая культура собрана довольно большая база данных: конспекты уроков по физической культуре, готовые презентации по физической культуре, разработанные мультимедийные и печатные тесты по физической культуре, программы внеклассных мероприятий по физической культуре, материалы контрольных работы по физической культуре, разработанные рабочие программы по физической культуре, а также компьютерные программы, которые можно использовать при обучении физической культуре.

В сообществе взаимопомощи учителей «Педсовет» (https://pedsovet.su/load/98) в разделе физическая культура размещены множественные материалы по физической культуре. Здесь можно почерпнуть нормативные документы, разработанные материалы к урокам, презентации к урокам, книги по физической культуре, планы и конспекты занятий и внеурочной деятельности (материалы факультативов, элективов, планы работы кружков), готовые сценарии спортивных праздников.

Персональный сайт Кузьмичевой Марины Александровны, учителя физической культуры (Ы^:/Л^-га-ura.jimdofree.com/) содержит коллекцию цифровых образовательных ресурсов. В разделе методичка представлены материалы рабочих программ, материалы внеклассной работы и электронные методические пособия. В разделе для учеников описаны правила техники безопасности, размещены электронные учебники, нормы ГТО, материалы для освобожденных обучающихся, материалы тестов по физической культуре и опросники.

Сайт «Современного учительского портала» (https://easyen.ru/load/fizicheskaja_kultura/fizkultura/144) содержит материалы готовых уроков, презентации, разработки по внеклассной работе, методические материалы для учителей физической культуры.

Учительский портал «Учителя.com» (https://uchitelya.com/fizkultura/) содержит разработанные материалы уроков, спортивных праздников и внеклассных мероприятий, готовые презентации и проекты, методику организации и проведения комплексов упражнений, информацию о правилах командных и подвижных игр, материалы описания техники отдельных видов и упражнений для ее совершенствования, размещены планы предметных недель и соревнований, содержится база тестов и педагогических отчетов, а также необходимые инструкции.

Проект «Конспектотека» (https://konspekteka.ru/fizkultura/) содержит много полезных ресурсов по физической культуре. Если анализировать по разделам, то здесь мы можем найти: готовые конспекты уроков, разработанные технологические карты, базу олимпиадных заданий, разнообразные викторины и игры, материалы внеклассных мероприятий, рабочие программы, разработки поурочного планирования, разнообразные мастер-классы, дидактические материалы и презентации к урокам.

На сайте «Росучебник» (https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-fizicheskaya-kultura/) размещено большое количество материалов по физической культуре. На сайте можно почерпнуть разнообразные методические материалы, вебинары, материалы по внеурочной деятельности, конспекты уроков, технологические карты, базу олимпиадных заданий, рабочие программы, разнообразные мастер-классы и видеоуроки, дидактические материалы и презентации к урокам.

На сайте «Видеоуроки.мЬ) (https://videouroki.net/razrabotki/fizkultura/videouroki-6/) размещены материалы видеоуроков по физкультуре.

«Физическая культура. Сайт для учителей и преподавателей Физкультуры» (https://pculture.ru/) содержит довольно богатую копилку информации по физической культуре. База содержит разработанные комплексы общеразвивающих упражнений, литературу в области физической культуры и спорта, базу нормативов по физкультуре, официальные правила соревнований, материалы по подвижным играм, протоколы соревнований, банк рефератов по физкультуре, разработанные материалы по организации секций, конспекты уроков, материалы экзамена по физкультуре.

«Копилка уроков - сайт для учителей» (https://kopilkaurokov.ru/fizkultura) содержит материалы поурочного планирования по физической культуре, конспект уроков, готовые презентации, базу тестовых заданий, материалы планирования, планы и конспекты различных урочных и внеурочных мероприятий.

Выводы. В результате проведенных исследований были отобраны 20 наиболее информативных, действующих и обновляющихся цифровых ресурса. В данных ресурсах можно почерпнуть видеоуроки, презентации, игры, методические рекомендации, комплексы упражнений, интерактивные формы занятий. База цифровых образовательных ресурсов должна повысить эффективность образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

Перспективы дальнейших исследований: проверить на практике эффективность использования данных цифровых образовательных ресурсов и влияние их использования на уровень усвоения учебного материала обучающимися.

Литература:

1. Воронин Д.М. Как повлиял дистанционный формат образования на его качество / Д.М. Воронин, Е.Г. Воронина // Современные здоровьесберегающие технологии. - Орехово-Зуево: ГГТУ. - №3. - 2020. - С. 7-14.

2. Воронин Д.М. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий или какими цифровыми инструментами должен владеть педагог / Д.М. Воронин, А.В. Киселев, И.В. Киселева / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021 - Вып. 70 - Ч. 4. - С. 93-96.

3. Воронин Д.М. Организация занятий физической культурой в дистанционном формате / Д.М. Воронин, Е.Г. Воронина, А.В. Киселев, И.В. Киселева // Современные здоровьесберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ. -№2. - 2020. - С. 7-18.

4. Воронин Д.М. Стратегия развития образования в сфере физической культуры и спорта / Современные здоровьесберегающие технологии. - Орехово-Зуево: ГГТУ. - №4. - 2017. - С. 43-50.

5. Козина Ж.Г. Дистанционная физическая культура: миф или реальность // Калининградский вестник образования. -2020. - №2. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnaya-fizicheskaya-kultura-mif-ili-realnost (Дата обращения: 09.08.2021).

6. Методические рекомендации о преподавании физической культуры в общеобразовательных организациях Республики Крым с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]: https://krippo.ru/files/distant/pt.docx (Дата обращения: 09.08.2021)

7. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по предмету «физическая культура». Под ред. д. соц. н., А.Э. Страдзе. - М: МГПУ, 2020. [Электронный ресурс]: www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/03/Metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-zanyatii-FK-v-D0.docx (дата обращения: 09.08.2021).

8. Милько М.М., Гуремина Н.В. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. - С. 195-200. [Электронный ресурс]: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38056 (дата обращения: 09.08.2021).

9. Voronin D.M., Nechaev A.V., Voronina E.G. Learning with the use of distance learning technologies or what digital tools should a teacher possess? / SHS Web of Conferences 113, 00032 (2021). [Электронный ресурс]: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconfpdf/2021/24/shsconf_ictp2021_00032.pdf (дата обращения: 09.08.2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300032

Педагогика

УДК 372.857

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Егорова Галина Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ

Аннотация. Проблема реализации общеобразовательных программ с использованием элементов электронного обучения и инструментов дистанционных технологий с приходом пандемии COVID-19 обозначилась очень остро, не смотря на существующие разработки в этой области большинство образовательных организаций столкнулись с серьёзными проблемами при реализации образовательных программ. Опыт работы учителей, с применением дистанционных образовательных технологий, был не велик, отсутствие навыков разработки собственного образовательного контента нанесло большой удар по качеству образовательного процесса. В своей работе мы провели обзор цифровых образовательных ресурсов, которые будут полезны учителям биологии в качестве дополнительных материалов к занятиям и позволят повысить эффективность усвоения учебного материала.

Ключевые слова: биология, образовательный процесс, цифровые образовательные ресурсы, качество, образовательный контент.

Annotation. The problem of implementing educational programs using distance learning technologies with the advent of the SARS-19 pandemic has become very acute, despite the existing developments in this area, most educational organizations have faced serious problems when implementing educational programs. The experience of teachers using distance learning technologies was not great, the lack of skills in developing their own educational content caused a big blow to the quality of the educational process. In our work, we conducted an overview of digital educational resources that will be useful to biology teachers as additional materials for lessons and will improve the quality of the educational process.

Keywords: biology, educational process, digital educational resources, quality, educational content.

Введение. Качество образовательного процесса является одним из основных острых вопросов в современной педагогике [9]. Противопоставление электронного обучения, смешанной формы обучения и очного формата обучения затрагивают работы множества ученых [10] и исследователей [6]. Существуют мнения о низкой мотивации обучающихся к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.