Научная статья на тему 'ОБЗОР СТАТИСТИКИ ОТКАЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМОТОРЕДУКТОРОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ'

ОБЗОР СТАТИСТИКИ ОТКАЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМОТОРЕДУКТОРОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / надежность / автомобиль / электромоторедуктор / quality / reliability / automobile / electric motor reducer

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ибрагимов Олег Дамирович, Саксонов Александр Сергеевич, Козловский Владимир Николаевич, Гафаров Роман Ринатович

В работе представлены результаты анализа статистических данных по основным эксплуатационным отказам автомобильных электромоторедукторов в эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ибрагимов Олег Дамирович, Саксонов Александр Сергеевич, Козловский Владимир Николаевич, Гафаров Роман Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF FAILURE STATISTICS OF AUTOMOBILE ELECTRIC GEAR MOTORS IN OPERATION

The paper presents the results of an analysis of statistical data on the main operational failures of automotive electric gearboxes in operation.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР СТАТИСТИКИ ОТКАЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМОТОРЕДУКТОРОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ»

Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Клентак Анна Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, anna [email protected], Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

DIGITIZATION IN THE RESEARCH OF CONSUMER PROPERTIES OF NEW CARS M.D. Markov, I.A. Belyaeva, V.N. Kozlovsky, A.S. Klentak

The paper presents the results of an analysis of the prospects for the development of tools for assessing the consumer quality of new cars during the operational period of the life cycle.

Key words: competitiveness, quality car, consumer properties.

Markov Mikhail Dmitrievich, senior system engineer, mhommd@mail. ru, Russia, Moscow, NPPITELMA LLC,

Belyaeva Irina Alexandrovna, candidate of technical sciences, docent, toe_fp@samgtu. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,

Klentak Anna Sergeevna, candidate of technical sciences, docent, anna_klentak@mail. ru, Russia, Samara, Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolev (National Research University)

УДК 621.313

DOI: 10.24412/2071-6168-2024-7-50-51

ОБЗОР СТАТИСТИКИ ОТКАЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМОТОРЕДУКТОРОВ

В ЭКСПЛУАТАЦИИ

О.Д. Ибрагимов, А.С. Саксонов, В.Н. Козловский, Р.Р. Гафаров

В работе представлены результаты анализа статистических данных по основным эксплуатационным отказам автомобильных электромоторедукторов в эксплуатации.

Ключевые слова: качество, надежность, автомобиль, электромоторедуктор.

На сегодняшний день к одному из наиболее актуальных вопросов в отечественной автомобильной промышленности относится обеспечение качества и надёжности транспортного средства, что обусловлено ростом конкуренции и как следствие стремлением производителей к увеличению гарантийного срока эксплуатации [1 - 3]. Наиболее уязвимой группой с точки зрения возникновения отказов является система электрооборудования и электроники автомобиля по причине функциональной сложности её компонентов. Под отказом по ГОСТ 27.002-2015 подразумевается частичное или полное нарушение функционирования изделия в соответствии с заданными параметрами. От того, на сколько своевременно производителем будет выявлена и устранена причина отказов непосредственно зависит размер понесённых убытков, направленных на устранение дефектов автотранспортного средства в период его гарантийной эксплуатации [4 - 6].

В представленной работе, рассмотрен анализ обобщенной статистики эксплуатационных отказов электромоторедукторов различного назначения, используемых на автомобильном транспорте [7].

Исходя из высокой значимости проблемы обеспечения качества ни надежности электротехнических компонентов автомобильной техники, актуальным остается вопрос, связанный с соответствующим обеспечением эксплуатационных параметров таких сложных компонентов как например электростеклоподъемник, ключевым элементом которого является как раз электромоторедуктор. В настоящее время выход из строя стеклоподъёмника входит в перечень наиболее распространённых неисправностей на легковых автомобилях, одной из основных причин возникновения которой является заклинивание червячной передачи электромоторедуктора [8, 9]. Стоит отдельно отметить, что данная проблема не является специфической и встречается как у российских, так и у зарубежных производителей транспортных средств, что в свою очередь подчёркивает острую необходимость в комплексном и детальном изучении причин возникновения отказов электромоторедукторов [10, 11].

Анализ научно-технической литературы по рассматриваемой проблеме позволил выделить задачу, связанную с тем, что нынешнее состояние исследований в вопросах качества и надёжности электромоторедукторов ориентировано в большей степени на анализе дефектов всех компонентов электрооборудования легковых автомобилей и не затрагивает автобусы и грузовой транспорт. Вследствие чего не учитываются такие механизмы, как электрический привод двери, стояночного тормоза и выдвигающейся подножки. К тому же не осуществляется локальное ранжирование по отказам электромоторедукторов среди упомянутых ранее устройств, целесообразность выделения в отдельную подгруппу которых обусловлена наличием специальных требований по безопасности в соответствии с ТР ТС 018/2011. Еще одним фактором, повлиявшим на выборку для дальнейшего анализа, является низкая ремонтопригодность данного комбинированного электропривода, что значительно увеличивает стоимость гарантийного ремонта в случае его выхода из строя во время эксплуатации транспортного средства для производителя.

50

Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства

Наибольшее распространение в вопросах качества и надёжности автомобилей получили методы статистического наблюдения и корреляционный анализ, благодаря которым имеется возможность установления зависимости между возникновением отказов изделий и их причинами. Дополнительным преимуществом данных методов является перспектива дальнейшей оценки показателей безопасности с помощью расчёта показателей безотказности на основании накопленных данных.

Для решения поставленной выше задачи, связанной с проведением статистического анализа обобщенных данных отражающих отказы компонентов автомобилей имеющих в составе конструкции электромоторредукторы, с учетом выделенной специфики связанной с необходимостью исследования дефектов комбинированных электротехнических устройств устанавливаемых на автобусах и грузовых транспортных средствах крупнейшего российского производителя, находящихся в гарантийной эксплуатации в период с 2020 по 2023 гг., была составлена сводная база электронных данных. В качестве примера, на рисунке 1, представлено окно электронной базы данных по отказам автомобильных электромоторедукторов различного назначения.

Iм" !!■

Пробег из АГР, км т Дата выпуска ТС ^ Произвольное описание дефекта

470 11 274,00 29.12.2022 Не работает автоматическая выдвижная подножка боковой сдвижной двери

471 59 632,00 27.08.2021 Не выдвигается электрическая подножка сдвижной {боковой} двери автомобиля

472 133 363,00 31.07.2020 Не работает подножка сдвижной двери

473 7 211,00 27.03.2023 При открытии сдвижкой боковой двери, не выдвигается подножка.

474 50 258,00 09 11.2022 Не работает выдвижная электрическая подножка.

47S 20,00 16.11.2022 Не работает подножка сдвижной двери

476 19 606,00 18.11.2022 Не работает выдвижная электрическая подножка, посторонний шум при работе.

477 9 393,00 01.09.2022 Не работает выдвижная подножка

478 37 627,00 26.01.2022 Не отрабатывает мотор электропривода стояночного тормоза.

479 47 313,00 04.04.2022 Не открывается служебная дверь

480 113,00 14.12.2022 Не закрывается служебная (средняя) дверь Искрообразование в моторедукторе при работе

481 20 432,00 11.11.2022 Не работает выдвижная электрическая подножка, посторонний шум при работе.

482 71 697,00 01.09.2021 Не работает подножка боковой сдвижной двери. Питание на моторедуктор поступает. Шестерня моторедуктора проворачивается от руки.

483 £253,00 05.12.2022 При включении не работает выдвижная подножка . При осмотре выявлена неисправность моторедуктора выдвижной подножки.

484 216 530,00 17.08.2020 Не работает автоматическая выдвижная подножка боковой сдвижной двери, не загорается освещение подножки

485 85 540,00 11.02.2022 Не работает выдвижная подножка.

486 23 718,00 10.03-2023 Не работает подножка боковой двери.

487 79 987,00 28.10.2021 Не работает подножка сдвижной двери

488 116 625,00 06.09.2021 Не выдвигается подножка средней двери.

489 29 400,00 16.05.2023 Не работает автоматическая выдвижная подножка боковой сдвижной двери

490 50 956,00 27.04.2023 Не открывается левая служебная дверь.

491 110 477,00 21.08.2021 Периодически не выдвигается электрическая подножка

492 96 092,00 31.07.2020 Не работает подножка сдвижной двери

493 112 601,00 28.10.2021 Не выдвигается подножка сдвижной двери

494 10 209,00 06.07.2021 Не работает выдвижная подножка с правой стороны

495 7 235,00 15.11.2022 Подножка сдвижной двери не задвигается, осталось в выдвинутом положении

496 20 245,00 01.03.2023 При открытии двери салона пассажиров не выдвигается подножка

497 77 703,00 11.02.2022 Не работает выдвижная подножка

498 24 351,00 29.03.2023 Дефект моторедуктора привода эл.выдвижной подножки

499 28,00 19.05.2023 Не выдвигается выдвижная подножка

500 81 769,00 14.03.2023 Не выдвигается/задвигается электрическая подножка при открытии боковой сдвижной двери

501 160 946,00 28-10-2021 Не работает подножка сдвижной двери

502 18 805,00 11.11.2022 Не работает выдвижная электрическая подножка, посторонний шум при работе.

503 12 317,00 14.04.2023 при открытие сдвижной двери не выдвигается подножка.

S04 16 608,00 02.12.2022 Не работает выдвижная подножка

Рис. 1. Часть сводной базы электронных данных по отказам электромоторедукторов для автомобилей, находившихся в гарантийной эксплуатации в 2020-2023 гг.

В ходе анализа было установлено, что наибольшее количество отказов наблюдается у электромоторедукторов привода выдвигающейся подножки среднетоннажного транспортного средства (68 % от общего объёма выборки). Диаграмма сравнения приведена на рисунке 1.

70% Уровень отказов. %

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1 г з 4

Л Ш Электропривод выдвигающейся подножки

2 ■ Электропривод двери

3 ■ Электропривод стояночного тормоза

4 ■ Прочее

Количество отказов электромоторедукторов для АТС

Анализ полученных статистических данных показывает, что наибольшим уровнем отказов обладает электропривод выдвигающейся подножки двери автобуса. Далее, расположились позиции отказов электромоторедукто-ров электропривода дверей, стояночного тормоза.

Таким образом, при решении проблемы качества автомобильных компонентов устанавливаемых на коммерческом и пассажирском автотранспорте, необходимо особое внимание уделить вопросам связанным с обеспечением надежности электромоторедукторов, и в первую очередь компоненту электропривода выдвигающейся подножки.

Список литературы

1. Козловский В.Н. Модели аналитических исследований качества и надежности легковых автомобилей в эксплуатации / В.Н. Козловский, В.И. Строганов, С.И. Клейменов // Автомобильная промышленность. 2013. № 9. С. 1-5.

2. Козловский В.Н. Аналитический комплекс прогнозирования надежности электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой / В.Н. Козловский, Н.И. Горбачевский, А.Г. Сорокин, В.Б. Кислинский, Л.Х. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 3. С. 227-229.

3. Козловский В.Н. Обеспечение качества и надежности электрооборудования автомобилей / Козловский В.Н. // монография / Тольятти, 2009.

4. Дебелов В.В. Моделирование электронной системы регулирования скорости движения легкового автомобиля в режимах поддержания и ограничения скорости / В.В. Дебелов, В.В. Иванов, В.Н. Козловский, В.И. Строганов // Электроника и электрооборудование транспорта. 2013. № 6. С. 2-7.

5. Panyukov D. Development and research fmea expert team model / D. Panyukov, V. Kozlovsky, Y. Klochkov // International Journal of Reliability, Quality and Safety Engineering. 2020. Т. 27. № 5. С. 2040015.

6. Строганов В.И. Математическое моделирование основных процессов электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой / В.И. Строганов, В.Н. Козловский, А.Г. Сорокин, Л.Х. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 7. С. 129-132.

7. Козловский В.Н. Математическая имитационная модель оценки зарядного баланса автомобиля / В.Н. Козловский, У.В. Брачунова, А.В. Крицкий, А.С. Саксонов // Грузовик. 2021. № 7. С. 17-26.

8. Kozlovsky V.N. Calculation and statistical experiment on the monte carlo method when assessing the stability of the technical characteristics of the automobile generator set in mass production / V.N. Kozlovsky, V.E. Lysov, V.V. Er-makov, D.V. Antipov, D.F. Skripnuk // Proceedings of the 2019 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2019. 2019. С. 565-568.

9. ^укин А.М. Имитационное моделирование электронной системы определения вязкости масла в силовом агрегате автомобиля / А.М. Cлукин, В.В. Дебелов, В.Н. Козловский, В.В. Иванов // Электроника и электрооборудование транспорта. 2014. № 5. С. 2-4.

10. Панюков Д.И. Моделирование процедуры FMEA: анализ рисков / Д.И. Панюков, В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров // Методы менеджмента качества. 2019. № 9. С. 34-43.

11. Козловский В.Н. Оценка реакции автопроизводителя на запросы потребителей // В.Н. Козловский, Г.Л. Юнак, Д.В. Айдаров, С.А. Шанин Стандарты и качество. 2017. № 6. С. 80-85.

Ибрагимов Олег Дамирович, ассистент, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Саксонов Александр Сергеевич, канд. техн. наук, доцент, a.s.saksonoff@yandex. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Гафаров Роман Ринатович, аспирант, gafarov01@gmail. com, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет

REVIEW OF FAILURE STATISTICS OF AUTOMOBILE ELECTRIC GEAR MOTORS IN OPERATION O.D. Ibragimov, A.S. Saxonov, V.N. Kozlovsky, R.R. Gafarov

The paper presents the results of an analysis of statistical data on the main operational failures of automotive electric gearboxes in operation.

Key words: quality, reliability, automobile, electric motor reducer.

Ibragimov Oleg Damirovich, assistant, ibrleg@outlook. com, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Saxonov Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, docent, a.s.saksonoff@yandex. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,

Gafarov Roman Rinatovich, postgraduate, gafarov01@gmail. com, Russia, Samara, Samara State Technical

University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.