ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
УДК 37.022 DOI 10.24411/2224-0772-2018-00003
В. А. Скакунова
Преподаватель, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва E-mail: victoria. skakunova@yandex.ru
Victoria A. Skakunova
Lecturer, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЧТЕНИЯ В XXI ВЕКЕ
Процессы глобализации и информатизации оказывают свое влияние на все сферы развития, в том числе на образовательный процесс. Чтение представляет собой один из важнейших видов речевой деятельности и в методике обучения выделяется как рецептивный вид, посредством которого в том числе происходит восприятие информации. На сегодняшний день происходят различные изменения, например в формате представления текста — линейный и нелинейный (гипертекст), в форме (напечатанный и цифровой вариант), во времени и месте чтения, а также обучающих целях, выделяемых стандартам образования и отраженных в оценочных документах. Данные факторы обусловливают вызовы XXI века в сфере процесса чтения. В данной статье предложен обзор зарубежных исследований на эту тему с целью выявления того, как зарубежные коллеги трактуют данный вопрос, и с целью проведения дальнейших исследований в области изменений в компетентном чтении и роли современного ученика и путях формирования его академических навыков и когнитивных способностей в чтении и посредством чтения.
Ключевые слова: чтение, современный ученик, вызовы времени в чтении, гипертекст, многозадачность, авторство текста.
Как цитировать статью: Скакунова В. А. Обзор современных зарубежных исследований педагогических проблем чтения в XXI веке // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(48). С.48-56. БО! 10.24411/2224-0772-2018-00003
Введение. На сегодняшний день проблема развития навыков и умений в области процесса чтения является актуальной в связи с различными изменениями, которые происходят в современном мире: процессы глобализации и информатизации, цифровая революция, большой объем информации и в целом быстрый ритм деятельности человека — все это оказывает влияние на способы чтения, выбор тематики, скорость и объем чтения.
В области методики обучения чтение выделяется как один из основных видов речевой деятельности, в частности рецептивный, что подразумевает восприятие информации посредством ассоциации «форма-значение» [36]. В этой связи форма и значение формы (особенно при многозначности формы) могут быть представлены различными способами благодаря прогрессу современных технологий и изменениям в мире в целом.
В данной статье приводятся и обосновываются вызовы времени, отраженные в трудах зарубежных коллег, а также то влияние, которые они оказывают на навыки и умения чтения в современном процессе обучения.
Цель статьи. Целью статьи является рассмотрение различных зарубежных исследований в области происходящих изменений в процессе чтения у современных учащихся, то есть исследование вызовов современности, которые оказывают влияние на процесс развития умений и навыков чтения. По мнению автора, это позволит лучше понять, с какими проблемами сталкиваются учащиеся и учителя, использующие чтение на занятиях как средство для решения учебных задач.
Методология и методы исследования. Многие российские [1; 2; 3] и зарубежные исследователи считают, что чтение в современном мире приобретает новые характеристики и форматы. В этой связи при выстраивании процесса обучения преподавателю необходимо иметь в виду не только особенности процесса чтения у современного школьника или студента, но также и постоянные вызовы времени, которые оказывают свое непосредственное влияние на способы и формат чтения в XXI веке.
Одним из основных вызовов в чтении современные исследователи называют моментальный и легкий доступ к большим объемам информации. Проблема может заключаться в том, что рост объема знаний не всегда возникает из-за появления новой информации, часто это возникает из-за того, что она дублируется много раз или интерпретируется по-разному в различных источниках. Как следствие, качество
может снижаться, а значение может искажаться [10; 11, с. 320-324; 21; 29, с. 49-53].
Более того, увеличивающийся объем информации предполагает и достаточно высокую скорость ее обработки — в ней нуждаются студенты при анализе, поиске и осмыслении учебной проблемы.
Следующим вызовом является желание получить ответ на вопрос сразу, минуя этапы поиска, сравнения, синтеза полученной информации и ее критического осмысления [14; 26, с. 801-805; 30]. Данное явление может быть результатом того, что современные учащиеся получают ответ в сети Интернет всего в несколько кликов, то есть им, в отличие от представителей предыдущих поколений, не приходится совершать какое-то количество действий для получения нужной и достоверной информации. Это, в свою очередь, приводит к тому, что учащийся не проходит такие этапы, как размышление над полученной информацией, выстраивание собственных умозаключений и выводов [17; 19, с. 579-580], а соответственно, в меньшей мере задействует когнитивную сферу своего развития. В целом это приводит к уменьшению роли читателя в поиске информации, так как в основном читатель выбирает ответ на поставленный вопрос в одной из первых нескольких статей в поисковике [15; 31].
На сегодняшний день информация может быть представлена в различных форматах — в линейном и нелинейном, или гипертекстовом. Это зачастую вызывает сложности у учащихся. Так, например, получение информации из различных источников — линейных или текстовых, графических, мультимедийных [9, с. 236-237; 25] — для ее дальнейшего анализа, синтеза и репродукции является достаточно сложной задачей на когнитивном и социокультурном уровне [8; 27, с. 102], так как предполагает большую сосредоточенность внимания для удержания одновременно нескольких объектов в поле зрения.
Именно поэтому возникает такая ситуация, когда читатели могут быть разделены на несколько категорий и уровней читательской компетенции, а также уровней успешности в области получения и обработки информации [6, с. 25; 18]. Например, при чтении текстов в цифровом формате в большинстве ситуаций читатели склонны выделять ключевые слова и просматривать, а не прочитывать, весь текст [25]. Более того, с точки зрения доверия к автору, возможности лучше понять смысл текста читатели отдают предпочтение именно печатному варианту [32, с. 665].
Следующим важным вызовом времени для процесса чтения является
тот факт, что время и место чтения обусловлено, в основном, конкретной ситуацией, а также мотивационными и когнитивными потребностями читателя [12; 28]. Более того, необходимость в поиске какой-либо информации может возникнуть в тот момент, когда читатель уже занят решением какой-либо другой задачи, что, в свою очередь, может привести к многозадачности читателя, особенно при работе с гипертекстом, который может включать различные ссылки, медиафайлы и т.д. По мнению некоторых исследователей [7; 20], целью таких действий является желание узнать больше деталей по изучаемой теме или при работе над конкретным заданием. В то же время такое поведение читателя может привести к фрагментарной когнитивной деятельности, неустойчивости произвольного внимания, слабо развитой способности абстрагироваться в работе с информацией [35].
Еще одним вопросом, рассматриваемым зарубежными коллегами в области изменений в чтении, является авторство текстов. Разумеется, авторство текста и контекст, в рамках которого он был создан, позволяют лучше понять его смысл, критически оценить его значимость, а также в целом задействовать уже имеющиеся ассоциативные связи при его чтении и изучении. Согласно исследованиям, современные школьники часто воспринимают даже печатный текст как безавторский [13; 24]. Таким образом, такое отношение к тексту приводит к отсутствию необходимости в задействовании различных способов обработки информации (например, анализ, синтез, сравнение), а также к отсутствию критического анализа получаемой информации. Более того, Томпсон [33, с. 264] отмечает, что у некоторых студентов возникают сложности с поиском нужной информации об авторстве, времени создания, культурно-историческом и социальном контекстах написания предложенного текста в случае, если эта информация не предоставляется в готовом и доступном виде.
В то же время многие зарубежные ученые и практикующие преподаватели [5; 34] отмечают, что тот факт, что студенты обращают недостаточное внимание на информацию об авторе, социальном и историческом контексте, обусловлен не только отсутствием этой информации в самих изучаемых материалах, но также и тем, что суть и форма оценивающих заданий, разработанных многими программами, не предполагает оценивание и работу над мотивационным и стратегическим компонентом компетентного чтения. Так, например, многие образовательные уч-
реждения среднего звена [4, с. 15-20; 16] обращают больше внимания на подготовку студентов к успешной сдаче теста, нежели к развитию академических навыков и умений в области компетентного чтения.
Таким образом, рассмотрев представленные выше различные позиции зарубежных авторов, отметим, в качестве методов исследования были использованы перечисленные ниже:
- метод анализа с целью выявления основополагающих идей и выводов, приведенных в изученных исследованиях;
- метод сравнения, предполагающий сравнение результатов экспериментальных результатов исследований зарубежных коллег с целью выявления общих аспектов, а также расхождений в трактовке того или иного выдвинутого факта или феномена;
- метод синтеза, с помощью которого стало возможным приведение различных доводов на основании анализа, сравнения, сопоставления линейных и нелинейных текстов;
- метод наблюдения был также задействован в качестве одного из эмпирических методов для сравнения и подтверждения выдвинутых в данном исследовании гипотез в процессе собственного педагогического опыта автора статьи.
Результаты исследования. Результатом исследования можно считать тот факт, что в ходе сравнения, анализа и синтеза линейных и нелинейных текстов зарубежных исследований в области актуальных вопросов по обучению чтению были выявлены следующие вызовы этому умению в XXI веке:
- моментальный доступ к информации любого свойства и формата приводит к тому, что учащиеся не проходят стадии самостоятельного поиска, анализа и критического осмысления полученной информации;
- информация может быть представлена в различных форматах и формах (текстовая и цифровая), и это может приводить к разному поведению читателей;
- современный ученик склонен обезличивать текст даже в печатном варианте;
- большинство тестовых систем и программ, направленных на оценивание знаний учеников, не включают в себя оценивание академических навыков и умений студентов в области чтения.
Заключение. В заключение отметим, что все приведенные выше
вызовы XXI века также оказывают свое влияние на чтение. На сегодняшний день современному ученику необходимо быть гибким, быстро адаптирующимся к различным изменениям в мире, рефлексивным, критичным, стратегически вовлеченным.
Литература
1. Гончарова Л. В. Актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Вестник КРУ МВД России. 2013. № 4 (22). С. 133-136.
2. Динерштейн Е. Е. Формирование навыка осмысленного чтения в процессе обучения в средней школе // Проблемы современного образования. 2013. № 6. С. 85-96.
3. Сапа А. В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 23-42.
4. Abrams L. M., Pedulla J. J., Madaus G. F. Views from the classroom: Teachers' opinions of statewide testing programs. Theory Into Practice. 2003. No. 42. P. 18-29.
5. Afflerbach P., Cho B-Y., Kim J. The assessment of higher order thinking skills in reading // Assessment of higher order thinking skills / In G. Schraw & H. Robinson (Eds.). Information Age Publishing, 2011. P. 185-215.
6. Barab S. A., Bowdish B. E., Lawless K. A. Hypermedia navigation: Profiles of hypermedia users // Educational Technology Research & Development. 1997. No. 45. P. 23-42.
7. Bowman L. L., Levine L. E., Waite B. M., et al. Can students really multitask? An experimental study of instant messaging while reading // Computers & Education. 2010. No. 54. P. 927-931.
8. Braten I., Str0ms0 H. I., Samuelstuen M. S. Are sophisticated students always better? The role of topic-specific personal epistemology in the understanding of multiple expository texts // Contemporary Educational Psychology. 2008. No. 33. P. 814-840.
9. Coiro J., Dobler E. Exploring the online comprehension strategies used by sixth-grade skilled readers to search for and locate information on the Internet // Reading Research Quarterly. 2007. No. 42. P. 214-257.
10. Fast K. V., Campbell G. "I still like Google": University students' perceptions of searching OPACs and the web // Proceedings of the American Society for Information Science and Technology. 2004. No. 41. P. 138-146.
11. Flanagin A. J., MetzgerM. J. The role of site features, user attributes, and information verification behaviors on the perceived credibility of web-based information // New Media & Society. 2007. No. 9. P. 319-342.
12. Foerde K., Knowlton B. J., Poldrack R. A. (2006). Modulation of competing memory systems by distraction // Proceedings of the National Academy of Science. 2006. No. 103. P. 11778-11783.
13. Fox E., Dinsmore D. L. Reading competence and reading goals in four gifted young adolescent readers / In P. A. Alexander (Chair) // What is competence really: Part I, Bringing together threads in empirical research. Symposium presented at the meeting of the European Association for Research on Learning and Instruction, Amsterdam. International Reading Association, 2009. 1344p.
14. Garoufallou E., Balatsoukas P., Siatri R., et al. Greek academic librarians' perceptions of the impact of Google on their role as information providers // Education for Information. 2008. No. 26. P. 133-145.
15. Griffiths J. R., Brophy P. Student searching behavior and the web: Use of academic resources and Google // Library Trends. 2005. No. 53. P. 539-554.
16. GunzenhauserM. G. High-stakes testing and the default philosophy of education // Theory Into Practice. 2003. No. 42. P. 51-58.
17. Jenkins C., Corritore C. L., Wiedenbeck S. (2003). Patterns of information seeking on the Web: A qualitative study of domain expertise and Web expertise // IT & Society. 2003. No. 1 (3). P. 64-89.
18. Lawless K. A., Kulikowich J. A. Understanding hypertext navigation through cluster analysis // Journal of Educational Computing Research. 1996. No. 14. P. 385-399.
19. Lazonder A. W., Biemans H. J. A., Wopereis I. G. J. H. Differences between novice and experienced
users in searching information on the World Wide Web // Journal of the American Society for Information Science. 2000. No. 51. P. 576-581.
20. Lin L., Robertson J., Lee J. Reading performances between novices and experts in different media multitasking environments // Computers in the Schools. 2009. No. 26. No. 169-186.
21. Lui Z. Perceptions of credibility of scholarly information on the web // Information Processing & Management. 2004. No. 40. P. 1027-1038.
22. Lui Z. Reading behavior in the digital environment: Changes in reading behavior over the past ten years // Journal of Documentation. 2005. No. 61. P. 700-712.
23. Levine L. E., Waite B. M., Bowman L. L. Electronic media use, reading, and academic distractibil-ity in college youth // CyberPsychology & Behavior. 2007. No. 10. P. 560-566.
24. Maggioni L., Fox E. Adolescents' reading of multiple history texts: An interdisciplinary exploration of the relation between domain-specific reading and epistemic beliefs. Paper presented at the annual meeting of the American Educational Research Association, San Diego, CA. 2009.
25. MayerR. E. Multimedia learning // Psychology of Learning and Motivation. 2002. No. 41. P. 85-139.
26. Pan B., Hembrooke H., Joachims T., et al. In Google we trust: Users' decisions on rank, position, and relevance // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. No. 12. P. 801-823.
27. Perfetti C. A., Rouet J. F., BrittM. A. Toward a theory of documents representation // The construction of mental representations during reading / In H. van Oostendorp & S. R. Goldman (Eds.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 1999. P. 99-122.
28. Rideout V. J., Foehr U. G., Roberts D. F. Generation M2: Media in the lives of 8- to 18-year-olds. Menlo Park, CA: H. J. Kaiser Family Foundation. 2010. 81p.
29. Rieh S. Y., HilligossB. College students' credibility judgments in the information-seeking process // Digital media, youth, and credibility. MacArthur Foundation Series on Digital Media and Learning / In M. Metzger, & J. Flanagin (Eds.). Cambridge, MA: MIT Press, 2007. P. 49-72.
30. Salmero'n L., Gil L., Bra'ten I., et al. Comprehension effects of signalling relationships between documents in search engines // Computers in Human Behavior. 2010. No. 26. P. 419-426.
31. Smith M., Gertz E., Alvarez S., et al. The content and accessibility of sex education information on the Internet // Health Education & Behavior. 2000. No. 27. P. 684-694.
32. Sutherland-Smith W. Weaving the literacy web: Changes in reading from page to screen // Reading Teacher. 2002. No. 55. P. 662-669.
33. Thompson C. Information illiterate or lazy: How college students use the Web for research portal // Libraries and the Academy. 2003. No. 3. P. 259-268.
34. Valencia S. W., Pearson P. D., Wixson K. K. Assessing and tracking progress in reading comprehension: The search for keystone elements in college and career readiness. Paper commissioned by the Center for K — 12 Assessment and Performance Management, Educational Testing Service, Princeton, NJ, 2011.
35. Wallis C. The impact of media multitasking on children's learning and development. Report from a research seminar. New York, NY: The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop, 2010.
REVIEW OF MODERN FOREIGN INVESTIGATIONS OF PEDAGOGICAL PROBLEMS OF READING IN THE 20th CENTURY
The globalization and informatization have influenced all spheres of human activity including educational process. Reading is one of the most important cognitive processes that in methodology of teaching is treated as receptive activity responsible for acquiring and processing information. Nowadays the process of reading is under the influence of different changes — for example, in the format of presentation — linear and non-linear (hypertext), in the form (printed and digital), in time and place of reading, also in the educational objectives that are emphasized in educational standards and reflected in assessment documents. These factors result in challenges of the 21th century in the sphere of reading. In the article the authors suggest an overview of foreign researches on this topic aimed at revealing the way foreign colleagues treat this issue and at conducting further researches in the field of competent read-
ing, the role and behavior of a contemporary learner-reader and the ways of developing their
academic skills and cognitive abilities in reading and with the help of reading.
Keywords: reading, contemporary learner, challenges of time in reading, hypertext, multitasking, authorship.
References
• Abrams L. M., Pedulla J. J., Madaus G. F. Views from the classroom: Teachers' opinions of statewide testing programs. Theory Into Practice. 2003. No. 42. P. 18-29.
• Afflerbach P., Cho B-Y., Kim J. The assessment of higher order thinking skills in reading // Assessment of higher order thinking skills / In G. Schraw & H. Robinson (Eds.). Information Age Publishing, 2011. P. 185-215.
• Barab S. A., Bowdish B. E., Lawless K. A. Hypermedia navigation: Profiles of hypermedia users // Educational Technology Research & Development. 1997. No. 45. P. 23-42.
• Bowman L. L., Levine L. E., Waite B. M., et al. Can students really multitask? An experimental study of instant messaging while reading // Computers & Education. 2010. No. 54. P. 927-931.
• Braten I., Str0ms0 H. I., Samuelstuen M. S. Are sophisticated students always better? The role of topic-specific personal epistemology in the understanding of multiple expository texts // Contemporary Educational Psychology. 2008. No. 33. P. 814-840.
• Coiro J., Dobler E. Exploring the online comprehension strategies used by sixth-grade skilled readers to search for and locate information on the Internet // Reading Research Quarterly. 2007. No. 42. P. 214-257.
• Dinershtejn E. E. Formirovanie navyka osmyslennogo chtenija v processe obuchenija v srednej shkole // Problemy sovremennogo obrazovanija. 2013. № 6. S. 85-96 [In Rus].
• Fast K V., Campbell G. "I still like Google": University students' perceptions of searching OPACs and the web // Proceedings of the American Society for Information Science and Technology. 2004. No. 41. P. 138-146.
• Flanagin A. J., MetzgerM. J. The role of site features, user attributes, and information verification behaviors on the perceived credibility of web-based information // New Media & Society. 2007. No. 9. P. 319-342.
• Foerde K., Knowlton B. J., Poldrack R. A. (2006). Modulation of competing memory systems by distraction // Proceedings of the National Academy of Science. 2006. No. 103. P. 11778-11783.
• Fox E., Dinsmore D. L. Reading competence and reading goals in four gifted young adolescent readers / In P. A. Alexander (Chair) // What is competence really: Part I, Bringing together threads in empirical research. Symposium presented at the meeting of the European Association for Research on Learning and Instruction, Amsterdam, The Netherlands, 2009.
• Garoufallou E., Balatsoukas P., Siatri R., et al. Greek academic librarians' perceptions of the impact of Google on their role as information providers // Education for Information. 2008. No. 26. P. 133-145.
• Goncharova L. V. Aktual'nye problemy sovremennogo obuchenija inostrannym jazykam // Vestnik KRU MVD Rossii. 2013. № 4 (22). S. 133-136 [In Rus].
• Griffiths J. R., Brophy P. Student searching behavior and the web: Use of academic resources and Google // Library Trends. 2005. No. 53. P. 539-554.
• GunzenhauserM. G. High-stakes testing and the default philosophy of education // Theory Into Practice. 2003. No. 42. P. 51-58.
• Jenkins C., Corritore C. L., Wiedenbeck S. (2003). Patterns of information seeking on the Web: A qualitative study of domain expertise and Web expertise // IT & Society. 2003. No. 1 (3). P. 64-89.
• Lawless K. A., Kulikowich J. A. Understanding hypertext navigation through cluster analysis // Journal of Educational Computing Research. 1996. No. 14. P. 385-399.
• Lazonder A. W., Biemans H. J. A., Wopereis I. G. J. H. Differences between novice and experienced users in searching information on the World Wide Web // Journal of the American Society for Information Science. 2000. No. 51. P. 576-581.
• Lin L., Robertson J., Lee J. (2009). Reading performances between novices and experts in different media multitasking environments // Computers in the Schools. 2009. No. 26. No. 169-186.
• Lui Z. Perceptions of credibility of scholarly information on the web // Information Processing & Management. 2004. No. 40. P. 1027-1038.
• Lui Z. Reading behavior in the digital environment: Changes in reading behavior over the past ten years // Journal of Documentation. 2005. No. 61. P. 700-712.
• Levine L. E., Waite B. M., Bowman L. L. Electronic media use, reading, and academic distractibility in college youth // CyberPsychology & Behavior. 2007. No. 10. P. 560-566.
• Maggioni L., Fox E. Adolescents' reading of multiple history texts: An interdisciplinary exploration of the relation between domain-specific reading and epistemic beliefs. Paper presented at the annual meeting of the American Educational Research Association, San Diego, CA. 2009.
• MayerR. E. Multimedia learning // Psychology of Learning and Motivation. 2002. No. 41. P. 85-139.
• Pan B., Hembrooke H., Joachims T., et al. In Google we trust: Users' decisions on rank, position, and relevance // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. No. 12. P. 801-823.
• Perfetti C. A., Rouet J. F., Britt M. A. Toward a theory of documents representation // The construction of mental representations during reading / In H. van Oostendorp & S. R. Goldman (Eds.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 1999. P. 99-122.
• Rideout V. J., Foehr U. G., Roberts D. F. Generation M2: Media in the lives of 8- to 18-year-olds. Menlo Park, CA: H. J. Kaiser Family Foundation. 2010.
• Rieh S. Y., Hilligoss B. College students' credibility judgments in the information-seeking process // Digital media, youth, and credibility. MacArthur Foundation Series on Digital Media and Learning / In M. Metzger, & J. Flanagin (Eds.). Cambridge, MA: MIT Press, 2007. P. 49-72.
• Salmero'n L., Gil L., Bra'ten I., et al. Comprehension effects of signalling relationships between documents in search engines // Computers in Human Behavior. 2010. No. 26. P. 419-426.
• Sapa A. V. Formirovanie osnov smyslovogo chtenija v ramkah realizacii FGOS osnovnogo obshhego obrazovanija // Jeksperiment i innovacii v shkole. 2014. № 5. S. 23-42.
• Smith M., Gertz E., Alvarez S., et al. The content and accessibility of sex education information on the Internet // Health Education & Behavior. 2000. No. 27. P. 684-694.
• Sutherland-Smith W. Weaving the literacy web: Changes in reading from page to screen // Reading Teacher. 2002. No. 55. P. 662-669.
• Thompson C. (2003). Information illiterate or lazy: How college students use the Web for research portal // Libraries and the Academy. 2003. No. 3. P. 259-268.
• Valencia S. W., Pearson P. D., Wixson K. K. Assessing and tracking progress in reading comprehension: The search for keystone elements in college and career readiness. Paper commissioned by the Center for K — 12 Assessment and Performance Management, Educational Testing Service, Princeton, NJ, 2011.
• Wallis C. The impact of media multitasking on children's learning and development. Report from a research seminar. New York, NY: The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop, 2010.