Научная статья на тему 'Обзор современных схем финансирования флота'

Обзор современных схем финансирования флота Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СХЕМЫ ПОПОЛНЕНИЯ ФЛОТА / УВЕЛИЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА / МЕЗОНИННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онищенко С. П., Шихеева Е. Д.

В статье дается краткая характеристика современных схем финансирования флота, рассматриваются механизмы увеличения собственного капитала судоходных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of modern financial schemes and review of equity arising mechanisms are provided in the article. Special attention is paid to particulars of financial schemes for tonnage renewal in eastern countries.

Текст научной работы на тему «Обзор современных схем финансирования флота»

аспектiв оргашзаци фшансово! дiяльностi пiдприeмства.

СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ

1. Мартюшева Л. С. Фiнансова дiяльнiсть суб'екпв пiдприeмництва, Навчальний посiбник / Л. С. Мартюшева, Л.О. Меренкова. - Х. : Вид. ХНЕУ, 2008. - 218 с.

2. Аранчш В. I. Фшанси пiдприeмств : навч. поаб. / В. I. Аранчш. - К. : Професюнал. -2004. - 304 с.

3. Азаренкова Г. М. Фшанси шдприемств : Навчальний поабник для самостшного вивчення дисциплши / Г. М. Азаренкова, Т. М. Журавель, Р. М. Михайленко. - К. : Знання-Прес, 2009. - 299 с.

4. Поддерьопн А. М., Бшик М. Д., Буряк Л. Д., Булгакова С. О., Кулш А. П. Фшанси шдприемств : Шдручник / Кшвський нацiональний економiчний ун-т iм. Вадима Гетьмана / за ред. А. М. Поддерьопна. - Вид. 6 -те, перероб. i доп. - К. : КНЕУ, 2006. - 552 с.

5. Бердар М. М. Фшанси шдприемств : навчальний поабник / М. М. Бердар. - К. : ЦУЛ, 2010. - 352 с.

6. Загороднш А. Г. Фшансово-економiчний словник / А. Г. Загороднш. - К. : Знання, 2007. - 1072 с.

7. Зятковський I. В. Фшансова дiяльнiсть суб'екпв господарювання. Навчальний поабник / I. В. Зятковський, Л. I. Зятковська, М. В. Ромашв. -Чершвщ : Золоп литаври, 2007. - 274 с.

8. Фшансова дiяльнiсть суб'екпв господарювання : навч.-метод. поаб. для самост. вивч. дисц./ О. О.Терещенко, Я. I. Невмержицький, А. П. Кулш та ш.; За заг. ред. О. О.Терещенка. - К. : КНЕУ, 2006. - 312 с.

9. Опарш В. М. Фшанси (загальна теорiя) : навч. поаб / В. М. Опарш. - К. : КНЕУ, 2007. - 194 с.

10. Господарський кодекс Украши ввд 16.01.2003 № 436-IV - [Електронний ресурс]. -Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua.

11. Положения (стандарт) бухгалтерського облшу 4 «Звгг про рух грошових кошпв»: Затверджено Наказом Мшстерства фшанав Украши №87 вiд 31.03.1999 р. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua.

Аннотация. В статье с позиции процессного подхода уточнено понятие «финансовая деятельность предприятие». В результате исследования научной литературы определены задачи, направления и методы финансовой деятельности предприятия.

Ключевые слова: финансовая деятельность, финансовые ресурсы, направления, задачи, методы финансовой деятельности предприятия.

Summary. This article clarifies the concept of "financial activity of an enterprise" from the perspective of the process approach. Objectives, directions and methods of financial activity of an enterprise are defined as a result of the research of scientific literature.

Keywords: financial activity, financial resources, directions, objectives, methods of financial activity of an enterprise.

Рецензент д.е.н., професорХ1БС УБСНБУЖихор О.Б. Експерт редакцшноИ колеги к.е.н., доцент УкрДАЗТ Якименко Н.В.

УДК 656.61:336

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ СХЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЛОТА

Онищенко С.П., д.э.н., доцент, Шихеева Е.Д., соискатель (ОНМУ)

У статтi подано характеристика сучасних схем фтансування флоту, розглянуто мехатзми збыьшення власного капталу, окрему увагу придыено особливостям фтансових схем поповнення флоту у схiдних кратах.

Ключовi слова: схеми поповнення флоту, збтьшення власного капталу, кламсьш фтанси, мезонтне фтансування.

Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими задачами. Морской транспорт на сегодняшний день является основой успешного функционирования системы мировой торговли: так, для международных рынков

сырьевых ресурсов - угля, руды, зерна, нефти и нефтепродуктов - морские перевозки остаются единственным экономически эффективным способом осуществления поставок на значительные расстояния.

© Онищенко С.П., Шихеева Е.Д.

Вне зависимости от текущего состояния фрахтового рынка, существует ряд причин, обуславливающих постоянную потребность в обновлении мирового флота: необратимое старение судов в эксплуатации; стойкая тенденция увеличения размеров флота с целью достижения эффекта экономии на масштабе; технический прогресс, обуславливающий преимущества эксплуатации новых судов как с технологической, так и с экономической точек зрения.

Схемы приобретения судов с привлечением финансов из внешних для судовладельцев источников применяются уже достаточно длительное время. Основная причина их появления и бурного развития на протяжении более полувека - высокие первоначальные затраты на пополнение флота, которые судовладелец не в состоянии покрыть собственными средствами - с одной стороны, и финансовая привлекательность флота как объекта капиталовложения - с другой стороны.

Развитие мирового финансового рынка кардинальным образом повлияло на судоходную сферу, создав особые условия и механизмы для ее финансирования с учетом возможных вариантов дальнейшей эксплуатации судов.

Так, особой категорией грузовладельцев, формирующих спрос на морские перевозки, являются крупные предприятия металлургической и сельскохозяйственной промышленностей,

заинтересованные в долгосрочном сотрудничестве с морскими перевозчиками и при этом располагающие достаточными для финансирования проектов пополнения флота средствами, а также заинтересованные в постановке перевозчика в зависимое от себя положение. Поэтому за последние десятилетия появились и получили развитие схемы финансирования флота, в которых принимают непосредственное участие и грузовладельцы.

Судостроительные заводы, напрямую заинтересованные в финансировании строительства судов, в условиях жесткой конкуренции разрабатывают разнообразные программы судостроительных кредитов с гибкой системой рассрочки платежей, что также приводит к появлению специфических финансовых схем.

Таким образом, в последние десятилетия появились и получили широкое распространение различные схемы финансирования строительства новых судов, которые значительно отличаются от классического варианта, предусматривающего использование банковского кредита судоходными компаниями.

Анализ последних исследований и публикаций. Обзор традиционных схем финансирования проектов приобретения тоннажа приведен в источниках [1,3, 4,5,7]. Отметим, что традиционными схемами финансирования флота принято считать следующие [1], [5]:

- с использованием средств фрахтователей (charter-backed finance);

- средствами финансовых организаций

(банков);

- с помощью судостроительных кредитов.

Принцип каждой из вышеперечисленных

схем: средства на приобретение тоннажа распределены на собственный и заемный капитал. Величина собственного капитала - неизменна, основная цель выстраивания схемы для судовладельца - получение недостающих средств путем привлечения заемного капитала [1].

Тенденцией последних лет стал выход азиатских стран на лидирующие позиции на судостроительном и судоходном рынках. В силу национальных и культурных особенностей, существующие схемы финансирования применяются в данном сегменте рынка с определенной спецификой, что позволяет выделить их в отдельный класс, упоминаемый в соответствующей литературе как исламские финансы [1,2,6,7].

Выделение нерешенной части

рассматриваемой проблемы. С 2003-3004 годов судовладельцы переходят на альтернативные схемы привлечения финансов для пополнения тоннажа, цель которых - увеличение собственного капитала [1]. Таким образом, меняются акценты в выстраивании приоритетов для судовладельцев в схемах финансирования флота. Основным преимуществом подобных схем является меньшая зависимость судовладельцев от остальных участников в сравнении с классическими схемами.

Следует отметить, что в литературе указанные схемы рассматриваются весьма поверхностно, в частности, отсутствует четкая идентификация начальных требований к судовладельцу для применения каждой схемы, характеристика необходимых изменений в организационной структуре компании и обязательств, возникающих в процессе финансирования.

Цель статьи - идентификация и структуризация современных схем финансирования флота.

Результаты. Согласно анализу современных публикаций ([4,5]), можно выделить три основные группы альтернативных схем финансирования тоннажа (рис. 1).

Собственный капитал судовладельцев может быть увеличен путем выхода предприятия на финансовый рынок, что реализуется последовательностью следующих этапов:

- получение публичного статуса и листинг на

бирже;

- первичное распределение акций среди инвесторов;

- вторичное распределение акций через торги на бирже.

1.финансирование с помощью увеличенного собственного капитала

1.1.использование собственного капитала будущего судовладельца (личное или совместное владение)

1.2.публичное размещение капитала (один из способов -обратное слияние)

1.3.создание партнерств

КЗ г.ар тнерст ва в Норе егии,

KG партнерства с ограниченной ответственностью в

Герма гаш

2.долговое финансирование

2.1 .выпуск' облигаций

2.2.использование банковски* закладных

2.3лрофаммы. государственной поддержки кредитования сцдовла дельц ев

З.лиз^нг

3.1 .Операционный лизинг Рис. 1. Альтернативные схемы финансирования тоннажа

Для ускорения процесса получения уменьшения связанных с этим затрат, применяется

компанией-судовладельцем статуса публичной и схема обратного слияния (рис.2) [7].

обратное мияний

выкуп контроля над публичной

приобретение публичной компании

Рис.2. Схема обратного слияния

Суть данной схемы состоит в том, что непубличная компания (судовладелец) находит "компанию-оболочку" - публичную компанию с акциями, которые котируются на бирже. Акционирование компании-судовладельца

происходит следующим образом: 1) компания-оболочка совершает сделку по приобретению судовладельца, после чего акции компании-оболочки отражают стоимость бывшей компании с частным капиталом и остаточной стоимости компании-оболочки; 2) для сохранения собственности судовладельца после слияния, последний приобретает контроль над компанией-оболочкой. Таким образом, осуществляется двойная сделка, результатом которой является публичная компания-судовладелец.

В практике отдельных европейских стран получило распространение наращивание капитала путем создания партнерств на основе компании-

судовладельца за счет привлечения капитала партнеров с ограниченной ответственностью. В разработанных схемах KS и KG финансирования, компания-судовладелец выступает в роли главного партнера (рис.3).

Так, компании в схеме KG-финансирования регистрируется как GmbH & Co. KG (КоmmanditgeseИschaft) - юридическая форма партнерства, для которой в законодательстве Германии предусмотрены налоговые льготы (KS аналог в Норвегии). В рамках такой структуры как минимум один партнер с ограниченной ответственностью за долги партнерства (в пределах вложенной суммы) и один генеральный партнер с неограниченной ответственностью за долги партнерства. Чтобы минимизировать риски, связанные с ответственностью главного партнера по другим проектам, он должен существовать в форме GmbH - общества с ограниченной ответственностью.

То есть в KG ответственность главного партнера не конструкции ведения бизнеса является ограничение ограничена, но ограничена вне Кв. Целью такой экономического и правового риска для инвесторов.

Полный, компаньон om.eeтственкость в размере уставного капитала компании- глав нъш пар тнер -судовладелец, обьсшо в форме ООО -1-1 ко нлулъта тиеньш комитет

Комманд аписш ответственность в размере частж/зэ вклада частньш инвестор 1

14-

частный инвестор 2 4-

___________'_!!___________ -1

частный. инвестор г

Рис. 3. Схема KG партнерства

К первой группе схем финансирования флота следует также отнести получившие широкое распространение «исламские» схемы - мушарака и мудараба, рассмотрение которых является интересным с учетом активного внедрения, например, таких стран как Арабские Эмираты, Пакистан, Иран, Оман в судостроительный и судоходный бизнес.

Мушарака и мудараба, как и другие формы финансирования, применяемые в восточных странах, должны соответствовать нормам Шариата, положенным в основу финансовой системы [2,5]: 1) запрет процентной ставки; 2) запрет спекулятивного поведения - исключает сделки с деривативами; 3) запрет инвестирования в определенные виды товаров и услуг; 4) запрет на наличие излишней неопределенности в условиях контракта. В связи с этим, запрет на размещение залога в качестве

продавец пкикнсика {судостроитель/ посредник)

обеспечения долгового риска заменяется временным владением тоннажа финансовой организацией, а понятие процентной ставки замещается периодической арендной платой.

Мушарака - договор о совместном предприятии, обычно состоящем из финансовой организации (банка) и клиента (судовладельца), совместно владеющих приобретенным имуществом (рис.4). Финансовая организация получает периодические платежи, состоящие из: 1) выплаты основной суммы долга; 2) арендной платы, являющейся альтернативой процентным платежам. Со временем, доля имущества - тоннажа, которым владеет банк, уменьшается, а доля тоннажа во владении клиента - увеличивается до тех пор, пока клиент не станет единственным полноправным владельцем тоннажа и завершит выплаты арендной платы.

5 | ^ к.1иенгп {aidos.nade.neii}

Рис.4. Схема финансирования флота «Мушарака»

Мудараба - схема, аналогичная «мушараке», со следующей особенностью: финансовые средства в первоначальное

приобретение тоннажа вкладывает только финансовая организация, клиент оплачивает стоимость судов в рассрочку (рис.5).

провес т. о'н.'н.сика {судостр ои-ГП-ет^/ гюсрс )

Рис.5. Схема финансирования флота «Мудараба»

Переходной формой между акционерным и долговым финансированием является мезонинное финансирование, в соответствии с которым (рис. 6) финансирование разбивается на два этапа. Первый этап осуществляют прямые участники: судовладелец и банк; второй этап - непрямые участники:

- банк, предоставивший долговое финансирование, обеспечением которого является флот судовладельца;

- инвесторы, которых привлек банк, предоставивший мезонинное финансирование, имеющий право реализации опциона на покупку доли имущества судовладельца по заранее фиксированной цене.

В данной схеме банки, вообще говоря, различны. Приоритет погашения задолженностей: 1 -долг первой очереди, 2 - мезонинный долг банку, 3 -проценты привлеченным инвесторам.

Доход банка, предоставляющего мезонинное финансирование, формируется за счет: 1)

процентных платежей, 2) начального и конечного взноса и 3) участия в приросте стоимости компании. Последняя составляющая может принимать формы опционов или варрантов. Для судоходства - это возможность инвестора получить прибыль от потенциально возросшей стоимости проекта, в который были вложены средства.

Расходы судовладельца - это 1) выплата фиксированного процента по займу, 2) отложенный процент, уплачиваемый в конце периода, 3) расходы по продаже доли компании инвесторам по фиксированной цене в случае ее возросшей стоимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленная схема мезонинного финансирования является гибкой и может расширяться как в зависимости от цели финансирования (приобретение новостроя, судов секонд-хенд, рефинансирование флота в эксплуатации), так и от структуры привлеченных инвестиций.

Рис. 6. Схема мезонинного финансирования

Выводы. Мировое судоходство, являясь одной из отраслей с высоким уровнем международной интеграции и постоянной потребностью в привлечении капитала, становится одной из сфер создания и развития новых схем финансирования. В данной статье

идентифицированы основные характеристики современных схем финансирования флота, в том числе и тех, которые получили широкое распространение в восточных странах. Дальнейшее исследование данного вопроса может быть связано с анализом основных факторов риска для каждого из участников рассмотренных схем финансирования флота и возможности использования данных схем для украинских судовладельцев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Organization for Economic Co-operation and development [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.oecd.org/industry/industryandglobalisation/471288 70.pdf

2. Worldfolio - AFA PRESS [Электронный ресурс] : Shipping forecast predicts rough seas and mixed fortunes / Barbara Jankovic // AFA PRESS. -2012. - Режим доступа: http://www.worldfolio.co.uk

3. Stephenson Harwood. Shipping finance Third Edition. Prepared by Stephenson Harwood / Stephenson Harwood. - London: Euromoney Institutional Investor Plc, 2006. - 551 p. - ISBN I 84374 265 9.

4. Martin Stopford. Maritime Economics 3rd edition / Martin Stopford. - Oxon : Routledge, 2008. -815 p. - ISBN 0-203-89174-0.

5. Marine Money [Электронный ресурс] : 5th Annual Marine Money Hong Kong Ship Finance

Conference / Rodricks Wong, Marine money Asia. -2011. - C.16. - Marine Money Asia. - Режим доступа: http://www.marinemoney.com/sites/all/themes/marinemo ney/forums/HK12/presentations/WongRodricks.pdf

6. Обратные слияния - альтернатива IPO / Лукашов Андрей Валерьевич // Консультант - 2010. -Режим доступа: http://gaap.ru/articles/77582/

7. Международная практика

финансирования приобретения судов / Валерий Войниченко / Порты Украины. - Одесса: Порты Украины, 2005. - № 03 (53).

Аннотация. В статье дается краткая характеристика современных схем финансирования флота, рассматриваются механизмы увеличения собственного капитала судоходных компаний.

Ключевые слова.: схемы пополнения флота, увеличение собственного капитала, мезонинное финансирование. Summary. classification of modern financial schemes and review of equity arising mechanisms are provided in the article. Special attention is paid to particulars of financial schemes for tonnage renewal in eastern countries. Keywords: schemes fleet replenishment, increase own capital, mezzanine financing.

Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Уткина Ю.Н.

УДК 658.012: 338

ФОРМУВАННЯ МЕХАН1ЗМУ СТРАТЕГ1ЧНОГО УПРАВЛШНЯ ПОТЕНЦ1АЛОМ ПЩПРИеМСТВА

ПантелеевМ.С., к.т.н., доцент, Шматько Н.М., к.е.н., доцент (У1ПА)

У cmammi розглянутi теоретичт погляди на категорю потенщал тдприемства, видыет й проан^зоват окремi види потенщалу з позицш управлтня im, запропонований мехатзм сmрamегiчного управлтня потенщалом тдприемства.

Ключови слова: потенциал, мехатзми управлння, стратегичне управления потенщалом, конкурентоспроможний потенщал

Постановка проблеми та и зв'язки з науковими та практичними завданнями. Сватова економiчна ситуащя на сучасному етат характеризуемся процесами глобалiзащl, ростом конкуренцп, нестабшьтстю зовтшнього середовища, тдвищенням вартосп ресурав i поруч шших процеав, що ставлять жорстш умови перед тдприемствами в питаннях забезпечення !х конкурентоспроможно! дiяльностi на ринку. У цих умовах важливою умовою устшно! дiяльностi тдприемства е ефективне управлшня його потенщалом. Потенщал тдприемства - поняття багатогранне, наявшсть якого визначаеться як зовшшшм, так i внутршшм середовищем. Управлшня потенщалом спрямоване на досягнення визначених щлей тдприемства, тобто по сво!й суп носить стратегiчний характер. Для забезпечення стратепчного управлiння потенцiалом тдприемства необхщно сформувати ефективний механiзм управлшня та визначити шляхи його реалiзацil. Це визначае актуальтсть розглянутих у статп питань.

Анализ останних дослиджень i публикаций. Теоретичнi, методологiчнi та загально-методичт питания стратегiчного управлiння потенщалом тдприемства знайшли вiдображення в працях

вiтчизняних та зарубiжних науковцiв Ареф'ево! О.В. [1], Ансоффа I. [2],

Афанасьева Н.В. [3], Балабаново! Л.В. [4],

Воронково! А.Е. [6], Гераамчука В.Г. [7],

Лапiна Е.В. [9], Отенко I.n. [12], Чухрай Н1. [13], та багато iнших. Зазначеними вченими розглядаються фундаментальнi та прикладт проблеми стратегiчного управлiння потенцiалом

тдприемства, його розвитком i

конкурентоспроможнiстю. Однак, питання практично! реалiзацil по формуванню механiзму стратегiчного управлiння потенцiалом на украшських пiдприемствах вiдбитi недостатньо, що вимагае проведення додаткових досладжень у даному напрямку.

Мета статти. Проаналiзувати теоретичт та практичт основи управлiння потенщалом та розробити мехатзм стратепчного управлшня потенщалом тдприемства в умовах ринково! економiки Украши.

Виклад основного материалу

дослидження. Шдприемство у сучасно! економiки сприймаеться як вiдкрита система, а отже, устшна його дiяльнiсть можлива лише при вiдповiдностi всiх найважливших елементiв внутрiшнього середовища зовнiшнiм умовам. При цьому процес

© Пантелеев М.С., Шматько Н.М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.