Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №5 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/02EVN616.pdf
Статья опубликована 29.11.2016
Ссылка для цитирования этой статьи:
Пинаев В.Е. Обзор современной практики проведения стратегической экологической оценки за рубежом // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/02EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 330.15
Пинаев Владимир Евгеньевич
Экологическая консалтинговая компания ООО «ФРЭКОМ», Россия, Москва1 Главный специалист отдела «Экологической оценки проектов» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Обзор современной практики проведения стратегической экологической оценки за рубежом
Аннотация. В статье приведен обзор современных публикаций по вопросам стратегической экологической оценки. Приведена современная практика проведения стратегической экологической оценки в разных странах. Представлены законодательные требования регламентирующие проведение стратегической экологической оценки. Проведен SWOT анализ текущего состояния стратегической экологической оценки. Предложены подходы применения стратегической экологической оценки при принятии решений -маргинальный подход, подход соответствия, конструктивный подход. Выделены основные виды стратегической экологической оценки: базирующаяся на оценке воздействия, на соответствии требованиям, подобная ОВОС, базирующаяся на стратегии, базирующаяся на стратегической модели будущего, основывающаяся на стратегических этапах развития. Сделан вывод о том, что стратегическая экологическая оценка, основывающаяся на стратегических этапах развития, создает основу для понимания институциональной взаимосвязи и возможностей, а также создает переходные условия для внедрения успешных планов, программ, политик (111111), которые могут влиять на принимаемые решения и общую политику.
Ключевые слова: стратегическая экологическая оценка; обзор зарубежных публикаций; обзор современной практики проведения; типы стратегической экологической оценки; законодательство по вопросам стратегической экологической оценки; планы; программы; политики
Европейская стратегическая экологическая оценка (СЭО) все еще подвергается критике, которая связана с историческим отставанием, ведущим к меньшему внедрению данной практике, чем в других странах [1, 2] С момента принятия директивы 2001/42/ЕС2,
1 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 18, стр. 1, оф. 407, 408
2 Directive 2001/42/EC of the European Parliament and of the Council of 27 June 2001 On the assessment of the effects of certain plans and programmes on the environment URL: http ://eur-lex. europa. eu/le gal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32001L0042 (дата обращения 20.09.2016 г.).
когда было введено понятие «стратегическая экологическая оценка», члены Европейского Союза (ЕС) приняли соответствующие нормативно-правовые акты. Данный процесс растянулся на несколько лет. Например, Болгария, Франция и Великобритания приняли документы по СЭО в 2004, а Италия лишь в 2006. На фоне слабого применения СЭО практик члены ЕС использовали разъяснительные документы (руководство по СЭО/SEA Guidelines) для внедрения правильного подхода к СЭО [3]. В некоторых случаях руководства были выпущены сразу после принятия законов по СЭО, например, Великобритания выпустила руководство по СЭО в 2005 г., Италия в 2006 г., Португалия в 2007 г. Несмотря на важность предмета, комплексные исследования СЭО все еще редки.
Краткий обзор принятых документов по СЭО и их применения в странах представлен ниже в таблице 1.
Таблица 1
Некоторые страны, в которых существует законодательство по СЭО
Страна/ группа стран Название документа по СЭО Краткое описание сложившейся практики применения СЭО
27 стран членов ЕС Директива по СЭО 2001/42/ЕС (действует с 2004 г.) и соответствующие национальные акты Директива повлекла за собой принятие законодательства по СЭО, хотя и медленно, но успешно. Разное количество СЭО проведено в разных странах-членах ЕС. Имеются идеи по расширению зоны охвата СЭО для включения в неё вопросов изменения климата и биоразнообразия.
США Национальный акт по экологической политике (NEPA 1969) Ежегодно осуществляется незначительное количество проектов по СЭО, хотя страна является «родиной» СЭО.
Канада Директива кабинета об экологической оценке политики, плана и программных предложений. Введена в действие в 1990 г. В Канаде распространен гибкий подход к СЭО -выборочное соответствие требованиям, недостатки в процессе выполнения и следовании требованиям.
Австралия Австралийский акт о защите окружающей среды и сохранении биоразнообразия (EPBC) от 1999 г. Имеется определенный опыт выполнения обязательных СЭО для рыбного хозяйств и инновационных проектов, после введения поправок в ЕРВС в 2006.
Китай Закон об экологической оценке воздействия 2003 г. Быстроразвивающееся применение СЭО, однако практическое применение незначительно в связи с несовершенством требований законодательства.
Источник: составлено автором [4]
Таким образом, можно заключить, что внедрение СЭО является общемировой тенденцией, однако в данный момент не сложилось единообразной практики применения.
Имеется необходимость в систематическом обсуждении СЭО практик и способов их улучшения в целях преодоления основных барьеров развития и внедрения СЭО. Проводятся работы по сравнению различных европейских руководств по СЭО. Следует отметить, что эффективное применение СЭО характеризуется несколькими ключевыми элементами -участием общественных организаций и объединений, качеством отчетов по СЭО, мониторингом и интеграцией процесса планирования с СЭО [5].
Интересно проследить изменения в определении, даваемом процессу СЭО от момента появления данного способа оценки до настоящего времени [6]:
• СЭО - это систематический и сложный процесс оценки на наиболее ранней стадии экологического эффекта планов, программ, политик (ППП) и их альтернатив [7].
• Это упреждающая оценка альтернатив или предлагаемых ППП в контексте широкого рассмотрения, целей, объектов для выбора наилучших альтернатив для принятия необходимых решений [8].
• Инструмент поддержки принятия решений, созданный для интегрирования социальных и экологических вопросов в ППП высокого уровня, объединяющий вместе различные аспекты и проблемы, различные перспективы и предоставляющий возможные решения в доступной форме лицу, принимающему решения [9].
• Процесс, созданный для систематической оценки экологических эффектов, включая кумулятивные эффекты, различных стратегических инициатив в определенном регионе... и используется для разработки ППП.
• Стратегический инструмент, призванный создать контекст, направленный на устойчивое развитие, посредством интеграции аспектов охраны окружающей среды и устойчивого развития в процесс принятия решений, а также оценить возможности стратегического развития и последствия принятых решений [10].
Исходя из вышеизложенных определений, можно проследить эволюцию самого понятия СЭО (даже в трудах одного ученого) от процесса оценки ППП до инструмента стратегического планирования.
По мнению некоторых ученых тот факт, что результаты оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС/EIA) применяются в ППП/PPP, подчеркивает важность использования стратегической экологической оценки [11].
Проанализировав СЭО с точки зрения SWOT-анализа («Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы») можно составить следующую матрицу (таблица 2).
Таблица 2
SWOT анализ текущего состояния СЭО
Мировой СЭО процесс/ практики Сильные стороны • Усиливается роль СЭО в изменении содержания ШШ стран. • СЭО становится более интегрированной в процесс планирования. • Возрастающее беспокойство об экологических последствиях принятия решений. • Стремление к осуществлению более прозрачных процессов. • Широкое распространение. • Помощь в создании потенциала. Слабые стороны • Возможности СЭО по оказанию влияния ограничены. • Долгосрочные недоработки, связанные с лимитированием СЭО процесса.
Внутренне влияние на практики Возможности • Лучшее согласование с процессом принятия решений. • Политика СЭО усиленная СЭО протоколом. • Решение глобальных проблем - учет экологических ограничений, экосистемные услуги, вопросы изменения климата. • Усиление стратегической поддержки СЭО с учетом развития сотрудничества. Угрозы • Неясная роль и цель СЭО. • Завышенные ожидания от СЭО. • Рецессия из-за ограниченного количества ресурсов доступных для СЭО.
Источник: составлено автором [4]
Основным аргументом становится то, что важные решения были приняты при разработке ППП и не были предметом экологической оценки (ЭО) . Данная линия аргументации направлена на оценку ППП и, в особенности, на временное распределение и иерархию решения вопросов по ППП, известную как «ярусность/tiering» в литературе по СЭО [12].
Также можно проследить возможности влияния СЭО на принятие решений (таблица 3).
Таблица 3
Варианты применения СЭО в принятии решений
Виды подходов Описание влияния
Маргинальный подход СЭО является самоцелью, понимание целей проекта незначительно. В СЭО объединяются исследования современного состояния окружающей среды, социального состояния и оценки воздействия в стандартном отчете с формальными предложениями в заключении. Продукт такой СЭО будет иметь крайне малое влияние на процесс принятия решения, несмотря на инвестированные ресурсы и собранную информацию.
Подход соответствия СЭО в данном случае является инструментом оценки соответствия требованиям законодательства и политики. В СЭО также объединяются исследования современного состояния окружающей среды, социального состояния и оценки воздействия в стандартном отчете с формальными предложениями в заключении. Продукт такой СЭО будет полезен при выполнении проекта в части соответствия требованиям законодательства, но малопригоден для принятия решений и не принесет дополнительных выгод в части учета экологических факторов и устойчивого развития.
Конструктивный подход Основная цель такого похода - помощь в принятии решений, направленных на лучшую интеграцию в части охраны окружающей среды и устойчивого развития. Это означает, что СЭО разрабатывается в целях облегчения принятия решений. СЭО используется для понимания комплексности процесса принятия решений, нужд и приоритетов проекта, и способствует изучению того, как вопросы охраны окружающей среды и устойчивого развития могут быть инкорпорированы в принимаемые решения. Выводы такой СЭО могут быть включены в цикл принятия решений, в ключевые моменты («окна принятия решений») в тех случаях, когда это может оказать влияние и повысить эффективность.
Источник: составлено автором [13]
Согласно данному исследованию, прослеживается три подхода к выполнению СЭО -маргинальный, поход соответствия и конструктивный. Последний наиболее полно соответствует целям устойчивого развития.
Концепцию развития СЭО, в части усиливающейся роли собственно стратегической оценки можно представить следующей схемой (рисунок 1).
3 ЭО в данном случае подразумевает весь спектр инструментов и техник, с помощью которых оцениваются экологические эффекты в проведении работ и применении стратегий, включая ОВОС и СЭО.
Стратегическая экологическая оценка
СЭО, базирующаяся на оценке воздействия
СЭО, базирующаяся на стратегии
СЭО, базирующаяся на соответствии требованиям
Мало стратегии
СЭО, базирующаяся на стратегической модели будущего
СЭО, основывающаяся на стратегических этапах развития оценка
Много стратегии
--------Увеличение влияния принципов стратегии в применении СЭО------->
Рисунок 1. Эволюция концепции СЭО - от оценки воздействия до стратегической оценки
(источник: составлено автором [6])
Кратко рассмотрим все шесть типов СЭО, основываясь на основных концепциях,
4
применяемых на практике .
СЭО, базирующаяся на оценке воздействия
Данный вид СЭО уходит своими корнями в традиционную оценку воздействия на окружающую среду. Цели аналогичны - экспертная оценка инициатив или оценка их влияния, но объекты оценки различаются - ППП вместо проекта [14]. СЭО, базирующаяся на оценке воздействия, является традиционным походом при формальном выполнении и директивном подходе к СЭО и её требованиям [15, 16]. Предлагаются ППП инициативы либо для выполнения требований определенных политик, требований законодательных актов или программ, либо прямая оценка потенциала воздействия ППП [10, 8].
СЭО, базирующаяся на соответствии требованиям
Этот вид СЭО фокусируется на оценке того, насколько предлагаемые ППП соответствуют достижению целей существующих ППП (например, существующие планы использования земель) или обязательств (например, цели по сокращению выделения парниковых газов) и при необходимости на обеспечении соответствия проведения предварительной оценки (аудита) до принятия ППП. Некоторые ученые [13] утверждают, что данный поход является только механизмом, с помощью которого контролируется выполнение соответствия требованиям законодательства и действующих политик. Данный вид СЭО может проводиться на самых ранних стадиях, для учета экологических факторов и их связи с существующими ППП, либо применения стратегии в целях достижения соответствия.
Таким образом можно сделать вывод, что данный вид СЭО характеризуется двумя подходами - базирующемся на достижении соответствия конкретным требованиям или оценке воздействия на окружающую среду. Однако влияние данного вида СЭО на принятие стратегических решений ограничено [17] в связи с фокусировкой на адаптацию уже принятых инициатив.
4 Подробнее см. там же.
Такой вид отчетов по СЭО часто рассматривается государственными органами и учреждениями инструмент аудита или оценки управленческих рисков - средство достижения соответствия ППП предыдущим требованиям политик и политических целей [18].
СЭО подобная ОВОС
СЭО с упором на оценку воздействия на окружающую среду базируется на маргинальном (крайне ограниченном) подходе, при котором подготовка отчета по СЭО рассматривается как самоцель [14]. Когда такой СЭО отчет оказывает влияние на ППП или применение ППП, это рассматривается как отдельное направление в процессе принятия решений. Такой отчет фокусируется на предоставлении информации о потенциальном влиянии ППП и обычно повторяет стандартный ОВОС для проекта, включая вопросы отбора, анализа требований, оценки, уменьшения воздействия на окружающую среду и мониторинга [18, 19].
Также существует мнение, что данный подход к выполнению СЭО является следствием выполнения Директивы 2001/42/ЕС, которая закрепляет проектный подход, в оценке и уменьшении воздействия от принятия новых ППП [15]. Основной упор делается на оценку эффектов от выполнения планов и программ на окружающую среду [20].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при применении данного подхода редко появляются новые ППП или стратегические направления, отличные от начальных подходов.
СЭО, базирующаяся на стратегии
Отчеты по СЭО, базирующиеся на стратегических принципах, уходят своими корнями в концепцию стратегического мышления в вопросе оценки состояния окружающей среды за пределами традиционной оценки воздействия [10, 21]. Основной упор делается на формулировку ППП, которые идентифицируют альтернативные модели будущего или развитие инициатив включенных в ППП, и определяют необходимый институциональный контекст и преобразования, необходимые для достижения намеченных целей [25, 4].
Так, можно выделить два типа подходов к СЭО, базирующихся на стратегическом направлении - стратегические модели будущего и стратегические этапы развития.
СЭО, базирующаяся на стратегической модели будущего
Под данным видом СЭО подразумевается вариант, при котором очерчиваются и даже формулируются стратегические инициативы или ППП, особенно в контексте землепользования для ресурсных регионов и секторов экономики. СЭО, таким образом, превращается в исследование различных моделей будущего нацеленных на достижение необходимых результатов, с учетом рисков и возможностей каждой модели. Во многих работах данный поход именуется «региональной СЭО» [22, 23], направленной на выполнение различных сценариев будущего или разработку стратегий, оценку потенциальных рисков и возможностей ассоциирующихся с данным проектом [2], также идентифицируя стратегические направления развития ППП [24].
Общей чертой данного вида СЭО можно назвать попытки создать более устойчивые региональные политики и планы в части землепользования. Попытки вовлечения заинтересованных сторон в процесс подготовки СЭО, оценки и выбора наиболее
предпочтительных сценариев будущего, достижения кумулятивного экологического эффекта, получение стратегического видения землепользования и принимаемых решений, особенно в части ОВОС. Большинство проектов данного вида носят директивный характер и часто являются узконаправленными и разовыми мероприятиями [18, 25].
СЭО, основывающаяся на стратегических этапах развития
Данный вид СЭО менее связан с вопросами оценки влияния и сценариями планирования и даже оценкой ППП, а фокусируется на стратегических экологических инициативах и условиях, которые способствуют или мешают выполнению подобных инициатив. Такая СЭО, помимо того, что является инструментом интегрирования в ППП и решения экологических задач, также позволяет лучше понять цели политик и институциональный контекст стратегических инициатив, включая ППП, и способствовать направлению институциональных и правительственных инициатив к принципам устойчивого развития [10]. Помимо идентификации исследования стратегических вариантов развития будущего, данный вид СЭО способствует установлению приоритетов в процессе принятия решений и упорядочивает внесение вопросов экологии и устойчивого развития в систему принятия решений для достижения желаемого результата [17].
Такая СЭО является значительным изменением по сравнению с другими видами. Она способствует тому, чтобы правительственные и институциональные силы могли влиять на принятие или отклонение успешных ППП, создавая новые «окна возможностей» [26]. Позволяет принимать фундаментальные изменения в структурах принимающих решения и институциональных механизмах [27]. Следует отметить, что изменения в политиках, обществе или технологии носит не линейный и комплексный характер, а сами изменения происходят на различных уровнях.
Таким образом, СЭО, основывающаяся на стратегических этапах развития, создает основу для понимания институциональной взаимосвязи и возможностей, а также, где это возможно, создает переходные условия для внедрения успешных ППП, которые могут влиять на политики и принимаемые решения [28].
Рассмотрев доступные публикации по стратегической экологической оценке можно сделать вывод, что данный инструмент в разных странах применяется различным образом. Выделив несколько типичных видов СЭО, наиболее отвечающей целям стратегического развития можно назвать СЭО, основывающуюся на стратегических этапах развития.
Следует также отметить, что вопросам СЭО также уделяется внимание в Российских научных кругах [29]. СЭО наряду с оценкой современного состояния окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду [30] и экологического аудита [31, 32] должна занять свое место в ряду инструментов минимизирующих воздействие на окружающую среду.
ЛИТЕРАТУРА
1. Tetlow, M. and M. Hanusch (2012). Strategic environmental assessment: The state of the art. Impact Assessment and Project Appraisal, 30, 15-24.
2. Bina, O. (2007) A Critical Review of the Dominant Lines of Argumentation on the Need for Strategic Environmental Assessment, Environmental Impact Assessment Review, 27, 585-606.
3. Therivel, R. (2004). Strategic Environmental Assessment in Action. London: Earthscan.
4. Monica Fundingsland Tetlow & Marie Hanusch (2012) Strategic environmental assessment: the state of the art // Impact Assessment and Project Appraisal, 30:1, 1524, DOI: 10.1080/14615517.2012.666400.
5. Andrea De Montis, Antonio Ledda, Simone Caschili Overcoming implementation barriers: A method for designing Strategic Environmental Assessment guidelines / Environmental Impact Assessment Review Volume 61, November 2016, Pages 7887.
6. Noble, B., Nwanekezie, K., Conceptualizing strategic environmental assessment: Principles, approaches and research directions, Environ Impact Asses Rev (2016), http://dx.doi.org/10.1016Zj.eiar.2016.03.005.
7. Therivel, R., Partidario, M.R. (Eds.), 1996. The Practice of Strategic Environmental Assessment. Earthscan, London.
8. Noble, B.F., 2000. Strategic environmental assessment: what is it and what makes it strategic? J Environ Assess Policy Manag 2 (2), 203-224.
9. Sheate, W.R., et al., 2003. Integrating the environment into strategic decision-making: conceptualizing policy SEA. Eur. Environ. 13, 1-18.
10. Partidario, M.R., 2012. Strategic Environmental Assessment Better Practice Guide: Methodological Guidance for Strategic Thinking in SEA. Portuguese Environment Agency and Redas Energeticas Nacionais, Lisbon.
11. Therivel, R., Wilson, E., Thompson, S., Heany, D. and Pritchard, D., 1992. Strategic Environmental Assessment, Earthscan Publications Ltd, London.
12. Noble, B.F. and Storey, K., 2001. Towards a Structured Approach to Strategic Environmental Assessment, J Environ Assess Policy Manag, 3, 483-508.
13. Partidario, MR (2009). Does SEA change outcomes? International Transport Research Symposium, Discussion Paper 2009-31, OECD/ITF, Paris.
14. Vicente G, Partidario MR. SEA - enhancing communication for better environmental decisions / Environ. Impact Assess. Rev. 2006; 26:696-706.
15. Verheem R., Dusik J. A hitchhiker's guide to SEA: are we on the same planet? Opening plenary. Prague, 21-23 September: IAIA Special Conference on SEA; 2011.
16. Noble, B.F., 2013. Development of a Cumulative Effects Monitoring Framework: Review and Options Paper. Aboriginal Affairs and Northern Development Canada, Yellowknife, NT.
17. Partidario, M.R., 2015. A strategic advocacy role in SEA for sustainability. J Environ Assess Policy Manag 17 (1), 1-8 (1550015).
18. Noble, B.F., Gunn, J., 2015. Strategic environmental assessment. In: Hanna, K. (Ed.), Environmental Assessment in Canada: Practice and Participation. Oxford University Press, Don Mills, ON.
19. Sheate, W.R., et al., 2003. Integrating the environment into strategic decision-making: conceptualizing policy SEA. Eur. Environ. 13, 1-18.
20. Dalal-Clayton, B., Sadler, В., 2005. Strategic Environmental Assessment: A Sourcebook and Reference Guide to International Experience. Earthscan, London, UK.
21. Cherp, A., Watt, A., Vinichenko, V., 2007. SEA and strategy formation theories: from three Ps to five Ps. Environ. Impact Assess. Rev. 27 (7), 624-644.
22. Fidler, C., Noble, B.F., 2013. Advancing regional strategic environmental assessment in Canada's western Arctic: implementation opportunities and challenges. J Environ Assess Policy Manag 15(1) http://dx.doi.org/10.1142/S1464333213500075.
23. Gunn, J., Noble, B.F., 2009. A conceptual and methodological framework for regional strategic environmental assessment (RSEA). Impact Assess Proj Apprais 27 (4), 258270.
24. Noble, B.F., 2008. Strategic approaches to regional cumulative effects assessment: a case study of the Great Sand Hills. Canada. Impact Assess Proj Apprais 26 (2), 79-90.
25. McGimpsey, P., Morgan, R., 2013. The application of strategic environmental assessment in a non-mandatory context: regional transport planning in New Zealand. Environ. Impact Assess. Rev. 43, 56-64.
26. Kingdon, J.W., 1995. Agendas, Alternatives, and Public Policies. Longman, New York.
27. Kirchhoff, D., McCarthy, D., Crandall, D., Whitelaw, G., 2011. Strategic environmental assessment and regional infrastructure planning: the case of York Region, Ontario, Canada. Impact Assess Proj Apprais 29 (1), 11-12.
28. Loorbach, D., 2010. Transition management for sustainable development: a prescriptive, complexity-based governance framework. Governance 23 (1), 161-183.
29. Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Развитие "зеленой экономики" и стратегическая экологическая оценка (статья) // Интернет-журнал «Науковедение» (учредитель журнала НОУ ВПО ИГУПИТ) №1 (20) выпуск январь-февраль 2014 режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/64EVN114.pdf.
30. Пинаев В.Е. Учет социо-эколого-экономических факторов в проектном цикле -современная практика (монография) / М.: Мир науки, 2016. - 187 с. URl: http://izd-mn.com/PDF/14MNNPM16.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
31. Пинаев В.Е. Экологический аудит в Российской Федерации - современные реалии Том 9, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
32. Пинаев В.Е. Экологический аудит - вопросы обращения с отходами производства и потребления // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы» Том 3, №3 (2016) http://resources.today/PDF/02RRO316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Pinaev Vladimir Evgen'evich
Environmental consulting company Frecom Ltd, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Review of modern practice of strategic environmental impact assessment abroad
Abstract. The article is dedicated to review of modern publications on strategic environmental assessment (SEA). Practice of strategic environmental assessment in different countries is reviewed. Legal requirements of strategic environmental assessment are provided. SWOT analysis of strategic environmental assessment present state is done. Approaches to strategic environmental assessment are presented - marginal approach, compliance approach, constructive approach. Main types of strategic environmental assessment are identified Impact assessment based SEA, strategy based SEA, Compliance based SEA, environmental impact assessment like SEA, strategic futures SEA, strategic transitions SEA. Conclusion, that strategic transitions SEA generates basis for understanding institutional coordination and capacities is done, as well as fostering successful implementation of politics, plans and programs (PPPs) that may influence decision making policy.
Keywords: strategic environmental assessment; review of foreign publications; review of modern implementation practice; types of strategic environmental assessment; legal requirements on strategic environmental assessment; plans; programs; politics