Научная статья на тему 'Обзор современного рынка функциональных напитков'

Обзор современного рынка функциональных напитков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2611
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор современного рынка функциональных напитков»

Обзор современного рынка функциональных напитков

Э. С. Токаев, Е. Н. Баженова

Московский государственный университет прикладной биотехнологии

Напряженный ритм жизни современного человека, необходимость быть мобильным во времени и в пространстве, дефицит времени для приготовления и полноценного приема пищи — все это приводит к огромным нагрузкам на адаптационные возможности организма. Для большинства людей, и в особенности для социально активных слоев населения, становится все более понятным, что здоровье определяет их работоспособность в современном обществе, а соответственно, уровень жизни и благополучия.

По мнению академика РАМН В. А. Ту-тельяна, здоровье современного человека в значительной степени определяется характером, уровнем и структурой питания, которые имеют ряд очень серьезных нарушений. Рацион современного человека не способен удовлетворить его потребности в витаминах, микроэлементах, пищевых волокнах и т.д. [1].

Один из путей коррекции питания населения — употребление функциональных пищевых продуктов, которые не только обеспечивают организм человека энергией и необходимыми нутри-ентами, но и способствуют снижению риска развития заболеваний, связанных с питанием, сохраняют и улучшают здоровье за счет наличия в их составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов [2].

На сегодняшний день среди существующих групп функциональных продуктов питания наиболее стремительный рост на рынке демонстрируют функциональные напитки (см. таблицу) [3].

Что такое

функциональные напитки?

Функциональные напитки (ФН) — это больше, чем напитки в обычном смысле. ФН воплощают концепцию продуктов XXI века: здоровье, хорошее самочувствие (wellness), вкус и удобство. Именно концепция хорошего самочувствия вдохновила производителей разработать и выпускать новое поколение напитков, которые не только утоляют жажду и обладают приятным вкусом, но и приносят пользу организму потребителя [4, 5].

Именно ФН в настоящее время занимают особое место в структуре питания человека и являются наиболее развитой группой. Во-первых, напитки — это наиболее удобная и доступная форма получения необходимых для гармоничного состояния организма нутриентов. Во-вторых, именно напитки можно рассматривать как оптимальную и наиболее технологичную форму пищевого продукта, которую можно использовать для коррекции пищевого статуса человека путем обогащения физиологически функциональными ингредиентами, оказывающими благоприятное влияние на обмен веществ и иммунитет организма [6]. Такие напитки нацелены на самый широкий круг потребителей. В-третьих, технология производства напитков дает возможность создания разнообразных вкусов и использования различных основ для разработки ФН. Ведь ФН — это прежде всего продукты питания, а не лекарства, поэтому они должны обладать не только функциональной направленностью, но и приятным вкусом и хорошо утолять жажду, оказывая позитивное влияние на психоэмоциональное состояние человека.

Немного истории...

ФН впервые были произведены в Японии и наиболее широко распространены в этой стране. Традиционные так назы-

Продукция Объем продаж, млрд долл. США Доля рынка

Функциональные продукты 40 3%% упакованных продуктов питания

Функциональные 43 11 %> всего

напитки рынка напитков

ваемые медицинские напитки, упакованные в маленькие стеклянные бутылки и первоначально предназначенные для бизнесменов, частично включали концепцию недавних энергетических напитков в Западной Европе и Северной Америке. Taisho Pharmaceutical — первая компания, которая создала концепцию напитков для здоровья, до сих пор доминирует в Японии с брендом Lipo-vitan.

Япония — страна с уже сложившимися традициями в секторе функциональных продуктов. К концу 1990-х годов около 300 компаний в Японии производили ФН. Наиболее активна на рынке компания Otsuka Pharmaceutical с брендом спортивного напитка Po-cari Sweat, запущенным в 1980 г. [4].

Рост рынка функциональных напитков — новое решение для коррекции питания

Рынок безалкогольных напитков — один из наиболее инновационных и динамично развивающихся сегментов пищевой индустрии. Во всем мире в 2003 г. было запущено около 8300 новых безалкогольных напитков [4]. Данные маркетинговых исследований показывают, что лидеры в производстве и продаже ФН — Япония, Северная Америка и Западная Европа (рис. 1) [3].

Млн долл. США 35 000

30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5000 0

[1

Ш

ш

□ Функциональные напитки

□ Функциональные продукты

Рис. 1. Структура продаж

функциональных продуктов и напитков по странам (2005 г.)

Функциональные напитки

Т

Спортивные напитки

Энергетические напитки

Напитки группы «Здоровье»

Нутрицевтические напитки

Рис. 2. Условная классификация функциональных напитков

4•2007

На сегодняшний день нет единой классификации ФН. В научных публикациях можно встретить различные варианты классификации в зависимости от функциональной направленности напитков, механизма и степени воздействия на организм, состава и соотношения основных компонентов. На основании анализа научно-технической литературы все ФН можно условно разделить на четыре основные группы: спортивные напитки, энергетические напитки, напитки группы «здоровье», нутрицевтические напитки (рис. 2). Вышеперечисленные категории могут частично совпадать [4, 5, 7, 8].

Крупнейшая доля рынка ФН принадлежит спортивным напиткам, хотя энергетические напитки и воды числятся среди наиболее быстро развивающихся сегментов (рис. 3) [3].

Бутилированная вода, 7 %

Другое, 14 %

Спортивные напитки, 37 %

Ароматизированные

порошковые [ Фруктовые и овощные

напитки,7 % энергетические соки, 18 %

напитки, 17 %

Рис. 3. Структура рынка

функциональных напитков (2005г.)

Группа спортивных напитков включает собственно спортивные напитки — специально разработанные комплексы для людей, активно занимающихся спортом, предназначенные для профессиональных спортсменов, и напитки для фитнеса, подходящие для всех людей, занимающихся спортом.

Спортивные напитки восполняют затраченные питательные вещества, восстанавливают водно-солевой баланс, способствуют восстановлению сил во время и после тренировок, стимулируют работу мозга и общее физическое состояние за счет кофеина, а также большого количества аминокислот и фосфолипидов. Весь комплекс компонентов в спортивных напитках сбалансирован таким образом, чтобы они были легкоусваиваемы для организма. Для характеристики спортивных напитков вводится понятие осмоляльности, характеризуемое количеством осмотически активных частиц в единице жидкого продукта.

К изотоническим относят напитки, количество осмотически активных частиц которых составляет 280-300 мил-лиосмолей на 1 кг, что соответствует осмоляльности крови. Такие напитки не вызывают дисбаланса внутри организма, поставляя углеводы и жидкость в необходимых количествах для вос-

полнения их потерь при физических нагрузках. Гипертонические напитки, значение осмоляльности которых выше 300 (обычно 600-700) миллиосмолей на 1 кг, позволяют спортсмену быстро восстановить израсходованные энергетические резервы без потребления больших количеств пищи с высоким содержанием углеводов. Гипотонические напитки, как правило, имеют значение осмоляльности 50-250 миллиосмолей на 1 кг и способствуют восстановлению водного баланса организма [7, 8, 9].

Напитки для фитнеса позволяют поддерживать оптимальный водно-солевой баланс организма во время тренировок и хороший тонус благодаря стимулирующим компонентам. Входящие в состав углеводы обеспечивают организм энергией, L-карнитин и инозитол (витамин B8) способствуют активации обмена веществ и сжиганию жира. Напиток можно применять после тренировок для восстановления утраченного баланса и компенсации потерь витаминов и минеральных веществ.

Примерами спортивных напитков являются Powerade и Aquarius (компания Coca-Cola), Gatorade (компания Pepsi-Cola) и Lucozade (компания GlaxoSmithKline), спортивные напитки отечественного производства линии «Лидер».

Спортивные напитки, содержащие аминокислоты в качестве основного ингредиента, становятся все более популярными в Японии. Японские компании Ajinomoto и Meiji Dairies производят спортивные напитки с аминокислотами под торговыми марками Amino Vital и Vaam соответственно [10].

Наряду с готовыми напитками для спортсменов на рынке представлены сухие порошкообразные смеси, из которых приготавливают напитки и коктейли на основе обезжиренного молока, сока или воды. К таким продуктам относятся F80 — концентрированный протеиновый напиток, содержащий 80 % высококачественных белков (компания Ironman), белковый фитнес-коктейль с L-карнитином и витаминами (Lady Fitness) и др.

Вторая по популярности — группа энергетических напитков. Это безалкогольные напитки, которые в строго определенных пропорциях содержат ингредиенты, стимулирующие энергетические процессы в организме человека. В производстве таких напитков используют компоненты, способные стимулировать физическую и психоэмоциональную активность организма человека, такие, как кофеин, гуарана, таурин, экстракт женьшеня, гингко-би-лоба, инозитол, глюкоронлактон [8, 9].

Первым энергетическим напитком принято считать Red Bull Energy Drink,

его производство было организовано в 1987 г. в Австрии. В России рынок энергетических напитков стал формироваться только в конце 1990-х годов, и на сегодняшний день на нем представлены практически все известные бренды энергетических напитков импортного и отечественного производства: «Burn» (компания Coca-Cola), Adrenalin Rush и Pepsi X (компания PepsiCo), «Ягуар» (компания «Хэппилэнд»), «100 кВт» (компания «Мастер»), «XXL» (группа компаний «Бородино») и др.

Энергетические напитки обладают стимулирующим воздействием на организм, вследствие чего увеличивается работоспособность, пропадают сонливость и усталость, притупляется чувство голода. Они помогают организму избавиться от стресса, снижают симптомы тревожности и раздражительность. Энергетические напитки популярны среди молодежи, водителей, людей, посещающих дискотеки, а также среди людей, чья профессиональная деятельность приходится на позднее время суток. В последнее время европейские производители энергетических напитков расширяют каналы дистрибуции, используя наиболее интересные и инновационные, такие, как автозаправочные станции, кинотеатры, уходя от традиционных баров и клубов, где они конкурируют с ароматизированными алкогольными напитками [8, 9, 11].

Данные напитки рассчитаны только на эпизодическое применение и противопоказаны лицам старшего и пожилого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при легкой возбудимости, бессоннице, в климактерический период, беременным женщинам, а также детям до 14 лет.

В связи с ростом интереса людей к здоровым продуктам питания интенсивно развиваются напитки группы «здоровье». Подобная тенденция связана с тем, что современные потребители хотят приобретать не просто вкусные напитки, утоляющие жажду, но и напитки, содержащие в составе полезные компоненты, способные улучшить их самочувствие.

Напитки группы «здоровье» — это напитки, обогащенные различными физиологически функциональными ингредиентами (витаминами, минеральными веществами, пищевыми волокнами, пробиотиками, отдельными аминокислотами, ш3-жирными кислотами, фосфолипидами, экстрактами различных трав и растений) и благотворно воздействующие на организм и психику человека. Данная группа включает широкий ассортимент напитков с разнообразным составом и оказывающих различное действие на организм человека [7, 8, 11].

АСЕ-напитки — лидер индустрии функциональных напитков

АСЕ-напитки — самая распространенная и популярная концепция напитков группы «здоровье». АСЕ-напитки — это напитки, обогащенные комплексом витаминов А, С и Е. Сегодня АСЕ-напитки занимают прочные позиции на рынке ФН. Их функциональная направленность связана с физиологической функцией витаминов А, С и Е в организме человека. Это антиоксиданты,способные нейтрализовать в организме свободные радикалы и связанную с ними интоксикацию. Родиной АСЕ-напитков принято считать Германию, где впервые в 1994 г. молочная компания Müller выпустила подобный напиток [4]. На данный момент их производство освоено многими компаниями во всем мире. Концепция АСЕ-на-питков дала начало производству серии новых напитков, на рынке появились ВСЕ-напитки, обогащенные витаминами В1, С и Е и CBS-напитки с витамином С и пищевыми волокнами [11].

Убедительный функциональный эффект, который они предлагают в дополнение к популярным вкусам, без сомнения, значительно влияет на их популярность: каждый знает, что витамины полезны для здоровья. Кроме того, употребление таких напитков доставляет удовольствие как ранним утром, так и днем или вечером. Результаты маркетинговых исследований показывают, что они популярны как среди пожилых людей, обеспокоенных своим здоровьем, так и среди молодежи. Примеры таких напитков на российском рынке — соки и нектары «Тонус» и «Тонус Active+», обогащенные витаминами и минеральными веществами (ОАО «Лебедянский»), мультифруктовый сок Live! Rich, обогащенный комплексом из семи витаминов (компания «Мултон»), со-косодержащие напитки «Маргарита» (компания «Мастер»).

На международном рынке ФН появились пробиотические фруктовые напитки, благотворно влияющие на работу желудочно-кишечного тракта. Например, в Европе выпускается фруктовый напиток, содержащий в качестве пробиотика L. plantarum, его производство организовано во многих странах под общим названием ProViva от шведской компании Skепe, а также напиток Kombucha probiotic herbal drink от немецкой компании Henkell & Sohnlein [4].

Пример напитка, обогащенного ш3-жирными кислотами, служит напиток «Вивус», выпускаемый ЗАО «Венитас» (Литва). Основу напитка составляют фруктовый сок и творожная сыворотка. Норвежская компания Coromar AS в

2001 г. запатентовала добавку для напитков на основе сока или молока, содержащую ш3-жирные кислоты. Добавка может удовлетворить суточную потребность организма в этих кислотах.

Одно из наиболее перспективных направлений — производство напитков, обогащенных растворимыми пищевыми волокнами, являющимися эффективными пребиотиками, которые нормализуют микрофлору кишечника, оказывая положительный эффект на желудочно-кишечный тракт и организм в целом [4, 5, 12]. К пребиотикам относят пищевые добавки немикробного происхождении, неперевариваемые в кишечнике человека и способные оказывать благоприятный эффект на его организм через селективную стимуляцию роста и активности микрофолоры.

На сегодняшний день на российском рынке эта группа представлена главным образом функциональными кисломолочными напитками. Молочная промышленность в нашей стране на протяжении многих лет остается одной из ведущих отраслей в области разработки и производства функциональных инновационных продуктов. Отечественный рынок функциональных молочных продуктов — один из наиболее развитых и понятных потребителю. Кисломолочные продукты пользуются широкой популярностью в России. Происходит это потому, что россияне традиционно ассоциируют молоко с чем-то здоровым и полезным. С самого детства мы слышим о полезности потребления молочных продуктов.

Примеры кисломолочных напитков нового поколения: питьевой йогурт 2Bio серии Neo (компания Wimm-Bill-Dann), содержащий в качестве пребиотика растворимое пищевое волокно Fibreg-um (полученное из смолы акации), а в качестве пробиотика — комплекс би-фидо- и лактобактерий; кефир Bio Max (компания Wimm-Bill-Dann), содержащий пребиотический комплекс инулина и пектина; напиток Actimel от французской компании Danone, содержащий комплекс пробиотика (лактобактерии L. easei defensis) и пребиотиков (пектин, гуаровая камедь, камедь рожкового дерева). Эти напитки значительно повышают иммунитет и стойкость организма к различным заболеваниям.

В России и за рубежом постоянно ведутся разработки новых видов кисломолочных напитков, совершенствуются бактериальные закваски, создаются высокоэффективные комплексы про-и пребиотиков [12].

Примерами немолочных напитков, обогащенных растворимыми пищевыми волокнами, могут служить сокосо-держащие напитки и нектары BioLine (Литва), обогащенные пребиотическим

волокном Fibregum, соки и нектары Bio Nico с инулином (компания «Мултон»). Напитки, обогащенные нерастворимыми пищевыми волокнами, — это «Нектар к завтраку Swell» (компания «Мастер»), нектар Caprice (апельсин, вишня, банан) с обработанным зерном пшеницы, ячменя и овса (ОАО «Нидан Соки»).

К напиткам с «добавленной ценностью» относят напитки на основе чая (Ice tea) и кофе (Ice coffee). Несмотря на то, что для российского рынка эти виды напитков — относительно новые продукты, они уже успели занять свою нишу. В настоящее время производство напитков на основе чая и кофе освоено рядом отечественных производителей, а их продажи ежегодно увеличиваются. Компания ОАО «Лебедянский» выпускает холодный чай «Эдо», «Вимм-Билль-Данн» — Nice Tea, компания «Нидан Соки» — Caprice Ice Tea, «Очаково» — линию холодного чая Bliss.

Готовые к употреблению напитки на основе чая могут выпускаться как в качестве напитков, утоляющих жажду, так и служить базовой основой для обогащения широким спектром физиологически функциональных ингредиентов (витаминами, минеральными веществами, экстрактами трав и т.д.). Например, компания Lipton разработала добавку AOX Seal, состоящую из ан-тиоксидантов. Добавка предназначена для обогащения традиционных чаев, выпускаемых компанией [13].

С 1996 г. отмечается тенденция к увеличению популярности готовых к употреблению холодных напитков на основе кофе. В кофейных зернах в настоящее время обнаружено более 500 химических веществ, обусловливающих лечебно-профилактические свойства кофе. Кофе активизирует работу сердечно-сосудистой системы и обмен веществ; положительно влияет на работу легких; стимулирует деятельность почек; помогает преодолевать сонливость; улучшает память и способность к концентрации внимания; снижает риск возникновения сахарного диабета, желчекаменной болезни, инфекционных заболеваний, кариеса, рака кожи и толстой кишки [14]. Пример такого напитка — холодный кофе NESCAFE Xpress (компания Coca-Cola) с молоком и со вкусом шоколада.

К напиткам группы «здоровье» также можно отнести обогащенную воду — категорию напитков, включающую несладкую, негазированную воду, обогащенную витаминами и минеральным веществам со слабым фруктовым вкусом [4, 5, 13]. Например, компания PepsiCo выпускает напиток «Аква минерале Лайф» с витаминами и минеральными добавками, а компания Coca-Cola — на-

4 • 2007

6

питок «БонАква Плюс» с фруктовым вкусом.

Все больше и больше концепция воды меняется от простого утоления жажды до создания культового напитка. Одна из основных причин бума концепции напитков Near Water (тихие напитки) заключается в тенденции нового стиля жизни и философии «wellness», которые распространяются во все социальные слои.

В последнее время потребители все чаще отдают предпочтение негазированной и слабогазированной воде. Чего хотят современные потребители — это «вода плюс»: вода плюс вкус, вода плюс функциональная направленность, вода плюс эмоции [4, 5, 7].

Концепция воды Near Water впервые появилась тоже в Японии. Термин Near Water преимущественно взят для обозначения негазированной воды, обогащенной витаминами и минеральными веществами для того, чтобы предложить потребителям распознаваемую, определенную пользу для здоровья.

Несмотря на то, что воды с фруктовыми нотами, такими, как лимон, лайм, персик, продолжают быть лидерами продаж, возрастают объемы продаж воды со вкусом экзотических фруктов, таких, как дыня, маракуя, также как и с совершенно новыми вкусами, такими, как клубника и мята или роза и личи.

Рынок воды — это один из крупнейших и наиболее успешных в мире сегментов в секторе безалкогольных напитков. В последние годы этот сегмент характеризуется увеличением роста сбыта в 2 раза [4].

Группа нутрицевтических напитков представляет собой напитки с заданным химическим составом и обладающие повышенной пищевой ценностью или выраженной биологической активностью (терапевтическими и профилактическими свойствами, снижающие риск различных заболеваний). Они содержат не только макронутриенты, но и дефицитные микронутриенты, оказывающие позитивное действие на состояние организма [7, 8]. К ним относят витаминизированные сухие напитки со специально подобранным составом витаминов; диетические напитки, специально созданные для людей с нарушениями углеводного обмена, страдающих сахарным диабетом, ожирением, а также сбалансированные напитки для завтрака, напитки, заменяющие прием пищи, и др. Потребление нутрицевти-ческих напитков в составе пищевого рациона позволяет сравнительно легко и достаточно быстро компенсировать дефицитные эссенциальные пищевые вещества и обеспечить удовлетворение физиологических потребностей человека. Примером нутрицевтических напит-

ков отечественного производства может служить серия сухих мультивитамин-ных напитков «Золотой шар» (ЗАО «Ва-летек продимпэкс»).

Наблюдения за тенденциями развития мирового рынка ФН, а также анализ требований потребителей, предъявляемых к напиткам нового поколения, позволяет предположить, что в скором времени группа нутрицевтических напитков станет одной из самых динамично развивающихся на мировом рынке ФН.

Сбалансированные напитки для завтрака, в перерывах между основными приемами пищи и заменяющие прием пищи

Мониторинг питания показывает, что большая часть населения полноценно не завтракает, многие начинают свой день только с чашки кофе. У одних нет аппетита, у других не сформирована привычка завтракать, у некоторых не хватает времени для приготовления полноценного сбалансированного завтрака. Кофе — один из широко распространенных, употребляемых напитков, обеспечивающих незначительную нутритивную поддержку потребителю. Это главный источник кофеина, используемый многими людьми в качестве утреннего стимулятора. Многие взрослые очень часто употребляют кофе, но большинство кофейных напитков имеют малую или абсолютно не имеют питательной пользы для организма.

Альтернативой приема пищи для таких людей служат специально разработанные напитки для завтрака, сбалансированные по основным пищевым веществам и энергии. Они подходят для всех, кто хочет быть полон энергии с самого утра, избавиться от чувства сонливости и слабости.

В последнее время постоянно увеличивается количество людей с напряженным ритмом жизни, у которых нет возможности питаться качественно и регулярно. Согласно прогнозам аналитиков, к 2025 г. потребители будут тратить не более 30 мин в день на приготовление пищи [4, 6]. Поэтому целесообразна и перспективна разработка сбалансированных напитков для завтрака, для употребления в перерывах между основными приемами пищи и заменяющих прием пищи. Подобные напитки должны обладать качественно и количественно сбалансированным составом и оказывать благотворное влияние на состояние здоровья человека. Уже в ближайшем будущем они могут стать неотъемлемой составной частью рациона питания самых широких слоев населения: потребителей, ведущих

мобильный и активный образ жизни, занимающихся фитнесом и спортом; потребителей, не получающих адекватного питания из своей ежедневной диеты, и др.

Напитки, заменяющие прием пищи, соответствуют всем требованиям, предъявляемым современными потребителями к напиткам: порция такого продукта утоляет чувство голода и сбалансирована по составу основных нутри-ентов, обеспечивая организм человека всеми необходимыми пищевыми веществами.

Швейцарская компания Vivasan выпускает сухой кофейный напиток Viva — Fit Coffee и сухой ванильный напиток, рекомендованные для всех людей в качестве напитков для завтрака и в перерывах между приемами пищи. Содержание энергии, основных макро-и микронутриентов в этих напитках сбалансировано качественно и количественно таким образом, чтобы ими можно было заменить разовый прием пищи или даже дневной рацион с обеспечением организма всеми необходимыми веществами.

В США запатентован сбалансированный питательный кофейный напиток [15]. Напиток представляет собой сухой порошок, хорошо растворимый в горячей воде и рекомендованный в качестве продукта, заменяющего прием пищи и удовлетворяющего потребности организма в полноценном белке и энергии. В состав напитка входит экстракт кофе, казеинат натрия, маль-тодекстрин, кукурузный сироп, сахароза, кукурузное масло, соевый лецитин, гуммиарабик и витаминно-минераль-ный комплекс.

Разработка и расширение ассортимента сбалансированных функциональных напитков отечественного производства — это актуальная и перспективная задача.

Тенденции рынка функциональных напитков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определяющие критерии при выборе напитка современными потребителями — его вкус, полезность, инновации и удобство потребления. Продукт должен быть не только вкусным, но и питательным, полезным, обладать функциональными свойствами. Удобной должна быть и упаковка, дающая возможность легко употребить напиток. «Нужный напиток в нужное время и в нужном месте» — вот концепция напитков будущего [4, 5, 12, 16].

В будущем продукты, которые оказывают позитивное влияние на физическое и психоэмоциональное состояние организма потребителя, станут движущими на рынке напитков и будут харак-

Млн долл. США

20 000

5000

JZL

□ 2010 г. объем сегмента (млн долл. США) — 2005-2010 гг., %

Рис. 4. Прогноз объема и прироста функциональных напитков на 2005-2010гг.

25 000

15 000

10 000

0

0

теризоваться наибольшим потенциальным ростом (рис. 4) [3].

Что касается международного рынка ФН, то, согласно прогнозам аналитиков, потребность в продуктах с пребиотиче-скими волокнами, кальцием, витаминами, фолиевой кислотой, ПНЖК, энергетическими и так называемыми компонентами для работы мозгов в ближайшие 5 лет резко увеличится. В этой связи производители безалкогольных напитков фокусируются на ингредиентах, полезные свойства и эффекты которых хорошо известны потребителям, например, из таких других продуктов, как пробиотические йогурты [4,17].

Компания Symrise уже успешно преобразовала и претворила в жизнь большое количество идей инновационных напитков, включая спортивные изотонические напитки и напитки, обогащенные волокном и витаминами, в жизнеспособные концепции рынка и продукты. Сюда также можно отнести второе поколение энергетических напитков, которые теперь достигли своей зрелости, — это напитки с ю3-жирными кислотами или напитки, которые в качестве функциональных ингредиентов содержат экстракты трав [4]. Пример отечественных напитков с экстрактами трав и растений — эликсиры Sobe (компания «Мастер»).

Пищевые продукты

для употребления «на ходу».

Здоровая пища «на ходу»

Многочисленные маркетинговые исследования показывают, что удобство остается одной из основных тенденций на мировом рынке пищевых продуктов и напитков. Настроение, ситуация, чувства, событие и хорошее самочувствие — вот те критерии, которыми руководствуются современные потребители при выборе напитков. Потребители хотят новых вкусов, пользы для здоровья, интересных ингредиентов и удобной практичной упаковки — все это

составляющие успешного напитка, соответствующего любой ситуации.

Удобство потребителей идет рука об руку с мобильностью новых продуктов. Напитки будущего отражают мобильный стиль жизни современного потребителя. «Функциональные пищевые продукты для употребления на ходу, вне дома» или «здоровая пища на ходу» — так можно охарактеризовать концепцию нового поколения пищевых продуктов в целом и функциональных напитков в частности. Согласно результатам маркетинговых исследований, «здоровая пища на ходу» развивается в тенденцию питания XXI века [16, 17].

Следующую тенденцию можно определить как дифференциация напитков потребителем. Потребители выбирают различные напитки, соответствующие определенной ситуации: напитки для спорта, для завтрака, для употребления в перерыве между основными приемами пищи. Наслаждаются определенным напитком, отличным от напитка, предназначенного для употребления за обедом.

На рынке ФН формируется новая концепция напитков — напитки для «восстановления» («восстанови свою жизнь или восстанови энергию жизни»), которые восстанавливают и защищают организм человека в течение всего дня и в любой ситуации. Концепция подобных напитков дает возможность создания «правильного напитка для правильного времени в правильном месте» («правильный напиток для каждой ситуации»). Примером реализации этой концепции напитков на российском рынке может служить новая линейка обогащенных соков и нектаров Nico Bio Time (компания «Мултон»). Эта линейка включает нектары «Энергия утра», «Мини-ланч», «Легкость обеда», «Гармония вечера» и сок «Второе дыхание», которые помогают организму работать эффективнее в определенное время суток благодаря входящим в состав натуральным экстрактам.

Напитки, которые можно легко употреблять для быстрого перекуса, «закинуть

на ходу» утром для пробуждения и тонизирования организма, для эффективной защиты от стресса в течение рабочего дня или восстановления сил в конце дня, в ближайшем будущем будут движущими на рынке напитков. Согласно международным маркетинговым исследованиям объем рынка функциональных напитков и продуктов к 2010 г. достигнет 120 млрд долл. США [3, 4, 16, 17].

Таким образом, будущее за функциональными напитками с высокими вкусовыми качествами в удобной упаковке, которые позитивно влияют на физическое и психоэмоциональное состояние организма потребителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тутельян В. А. Сбалансированное питание — основа процветания нации/Доклад на VI Всероссийской конференции «Здоровое питание: воспитание, образование, реклама». — М.: БАД — Бизнес, 2001.

2. ГОСТ Р 52349-2005 Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения.

3. Мировой рынок обогащенных и функциональных напитков и продуктов питания продолжает расти неукротимыми темпам^/Fo-od & Drinks. Продукты и напитки. 2006. № 9. С. 38-46.

4. Functional drinks: the taste of the future//Drink Technology & Marketing. 2004. № 9-10. pp. 8-10.

5. Hahn P Vom Klassiker Wsser zu Energy — Drinks und Functional drinks// Flüssiges Obst. 2000. № 4. Pp. 218-223.

6. Бурмистров Г. П., Малина Н. А., Макаров П. П., Швецев Л. Ф. Медико-социальные аспекты использования функциональных напитков в питании// Пиво и напитки. 2003. № 2. С. 72-73.

7. Дьяченко М. А., Филатова И. А., Колеснов А. Ю., Кочеткова А. А. Рынок функциональных продуктов// Ваше питание. 2000. № 4. С. 33-36.

8. Дымова А Здоровые функциональные напитки// Food&Drinks. 2003. № 3.

9. Дьяченко М. А., Филатова И. А., Колеснов А. Ю., Кочеткова А. А. Спортивные и энергетические напитки// Пиво и напитки. 2000. № 2. С.42-44.

10. Beverage Showcase// Nutraceuticals Wrld. 2004. № 10. Рр. 32-41.

11. Зуев Е. Т. Функциональные напитки: их место в концепции здорового питания//Пищевая промышленность. 2004. № 7. С. 90-95.

12. Sharma R Market trends and opportunities for functional dairy beverages// The Australian journal of dairy technology. Vol. 60. № 2. 2005. Pp. 196-199.

13. Wright R Nutraceutical beverage update// Nutrace-utical World. 2005. № 11.

14. Шендеров Б. А., Доронин А. Ф. Чай и кофе — основа для создания функциональных напитков и продуктов питания// Пиво и напитки. 2004. № 2. C. 94-96.

15. Пат. 6036984США, А 23 F 5/36. Complete nutritionally balanced coffee drink. 2000.

16. Functional drinks with proven functionality// Wellness Foods Europe. № 5. 2005. Pp. 20-22.

17. Sloan ETop 10 global food trends// Food Technology. V 59. 2005. Pp. 20-32. <&

4•2007

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.