Научная статья на тему 'Обзор состояния портов и портового буксирного флота Вьетнама'

Обзор состояния портов и портового буксирного флота Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
377
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТ / ОБЗОР / БУКСИРНЫЙ ФЛОТ / ОТНОШЕНИЕ / ПОРТОВЫЙ БУКСИР / PORT / REVIEW / TUGBOAT FLEET / RELATION / PORT TUGBOAT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нгуен Зуй Бак, Нгуен Ха Хиеп, Нгуен Чунг Ань

Рассматривается современное состояние портового хозяйства и портового буксирного флота Социалистической Республики Вьетнам. Приводятся результаты статистического анализа характеристик мирового буксирного флота и флота Вьетнама. Библиогр. 3. Ил. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A current state of ports and harbour tugboat fleet of Vietnam is considered in the paper. Results of statistical analysis of characteristics of world tugboat fleet and Vietnamese fleet are given.

Текст научной работы на тему «Обзор состояния портов и портового буксирного флота Вьетнама»

УДК 629.124(597)(06)

Нгуен Зуй Бак, Нгуен Ха Хиеп, Нгуен Чунг Ань

ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ПОРТОВ И ПОРТОВОГО БУКСИРНОГО ФЛОТА ВЬЕТНАМА

Характеристика морских портов Вьетнама

Развитие морских портов Вьетнама - это стратегическое направление развития инфраструктуры морского транспорта и портов в соответствии с программой Правительства Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Ещё 12 октября 1999 г. премьер-министр СРВ издал распоряжение № 202/1999/рБ-ТТ§, направленное на всестороннее развитие системы морских портов Вьетнама.

В настоящее время во Вьетнаме действует порядка 160 портов с общей длиной причалов 35 000 м. Фактическая пропускная способность портов более 140 млн т грузов в год. За последние 10 лет этот показатель ежегодно увеличивался в среднем на 10-12 %. Ожидается, что к 2010 г. объем грузов, которые пройдут через вьетнамские порты, составит более 265 млн т, а в 2020 г. увеличится до 480 млн т. Став членом ВТО, Вьетнам рассчитывает на бурное экономическое развитие страны, значительное увеличение грузопотока, проходящего через морские порты страны, и повышение их роли в экономике.

В общем плане развития сети морских портов Вьетнама особое внимание уделяется трем группам портов: на севере, в центральной части и на юге страны.

Распределение морских портов по возможности принятия самых крупных судов (по дедвейту) может быть представлено следующим образом (рис. 1) [1]:

- более 50 000 БШТ - 1,15 %;

- 30 000...50 000 БШТ - 8,84 %;

- 20 000.30 000 БШТ - 8,07 %;

- 10 000.20 000 БШТ - 35,38 %;

- менее 10 000 БШТ - 46,53 %.

Рис. 1. Зависимость глубины каналов и акватории портов от максимального размера дедвейта обслуживаемых судов [2]

Таким образом, свыше 82 % портов Вьетнама ограничены по осадкам до 8.9 м, а почти половина портов имеет ограничение по осадкам обслуживаемых судов до 4.8 м. Следовательно, основная масса портовых буксиров (ПБ) должна иметь ограничение по габаритной осадке и размерам движителей.

Технико-экономические характеристики морских портов Вьетнама

Вьетнам имеет морское побережье общей протяженностью почти 3 300 км. Несмотря на наличие целой сети морских портов, тянущихся вдоль всего побережья страны, инфраструктура портов пока не в состоянии ответить растущим потребностям бурно развивающейся экономики страны.

Большинство вьетнамских портов относится по классификации к малым портам и оборудованы устаревшей техникой. В связи с этим в настоящее время во Вьетнаме широко разворачивается работа по развитию портов, их инфраструктуры и судов портофлота. Особое внимание уделяется приобретению новейших технологий, расширению и модернизации действующих портов, строительству глубоководных и перевалочных портов международного класса для обслуживания крупнотоннажных судов.

Распределение количества обслуженных судов и грузооборота морских портов Вьетнама по годам представлено на рис. 2, 3 [3].

Рис. 2. Распределение количества судов, Рис. 3. Распределение грузооборота

обслуженных в морских портах Вьетнама, по годам морских портов Вьетнама по годам

Анализ основных элементов и характеристик портовых буксиров Вьетнама

Рост в послевоенные годы (после 1975 г.) численности и размерений судов морского транспортного и промыслового флотов, а также все возрастающий объем торговли с зарубежными странами повлекли за собой увеличение числа судозаходов в порты страны и количества судов, одновременно находящихся в портах. В результате значительно возросло количество и усложнилось выполнение буксировочных и кантовочных операций с крупными судами.

В последние годы количество грузов и транспортных судов, проходящих через порты Вьетнама, непрерывно увеличивалось. Планами Правительства СРВ намечено пополнить транспортный флот страны новыми крупнотоннажными судами. Ставится задача существенно развить пропускную способность морских портов. Таким образом, роль ПБ, предназначенных для буксировки и кантовочных работ, значительно возрастет. Следовательно, проблема создания современных ПБ, способных обеспечить эффективную и безаварийную кантовку крупнотоннажных судов, весьма актуальна для СРВ.

Обоснование типов и характеристик буксиров в программе пополнения флота должно вестись с учетом практики проектирования и строительства современных вьетнамских и зарубежных буксирных судов, а также перспектив развития морского транспортного флота. В настоящее время принимаются меры по строительству новых ПБ на верфях Вьетнама. Так, с 2003 г. реализуется план строительства серии ПБ «TRANSVINA» по проекту VN-L141 мощностью 2 х 755 л. с., а с 2006 г. - строительство серии ПБ «Chan May» по проекту VN LT41 мощностью 2 х 500 л. с.

Многие морские страны имеют в составе своих флотов современные ПБ. Обработка статистического материала (табл.) строящихся ПБ позволяет выявить зависимость главных размерений судов от суммарной мощности главной энергетической установки (рис. 4).

Статистические данные по главным размерениям портовых буксиров

Обозначения* ПБ

российские зарубежные вьетнамские

Ь, м 13,25...30,00 13,41.35,83 15,43.28,22

В, м 3,70.. .9,50 4,27.12,00 4,12.9,76

Н, м 1,90.5,79 1,71.5,90 1,60.4,60

Т, м 1,10.4,35 1,21.4,90 0,96.3,50

V,, уз 8,50.13,00 8,75.14,00 9,00.11,50

УД,, кВт 220.3200 217.3 500 261.3 000

Ь/В 2,65.4,23 2,71.4,09 2,27.3,95

ВТ 2,43.3,67 2,00.3,92 2,19.3,83

Н/Т 1,23.1,82 1,12.1,52 1,15.1,67

8 0,52.0,60 0,49.0,61 0,48.0,60

в 0,84.0,94 - 0,82.0,94

а 0,75.0,85 - 0,77.0,87

ф 0,55.0,72 - 0,50.0,69

Количество судов-прототипов 32 40 30

Ь - расчетная длина корпуса; В - ширина корпуса; Н - высота борта; Т - осадка средняя в грузу; а - коэффициент полноты площади конструктивной ватерлинии; 8 - коэффициент общей полноты; в - коэффициент полноты мидель-шпангоута; ф - коэффициент продольной полноты; V, - скорость свободного хода, уз; УД, - суммарная мощность главных двигателей, кВт.

14

12

10

8

6

4

2

0

В, м ^ ■

- А ,

• * _ «»■ : 4. . - - V ▲

Г ♦

£ ♦

У Де, кВт

0 500 1 000 1 500 2 000 2 500 3 000 3 500

а

б

Рис. 4. Зависимость от £Де: а - ширины корпуса буксиров; б - расчётной длины буксиров; в - высоты борта буксиров; г - средней осадки буксиров.

Портовые буксиры Вьетнама - •; зарубежные портовые буксиры - ▲; российские портовые буксиры - ♦

Основой для проведенного анализа послужили статистические данные по буксирным судам последних 20 лет постройки. Анализируя основные характеристики существующих ПБ, отметим, что размерения судов и их соотношения существенно зависят от мощности энергетической установки, которая определяется их назначением. Так, судами с малой мощностью силовой установки обычно являются речные и рейдовые буксиры. В диапазоне средних мощностей энергетических установок находятся ПБ и буксиры-кантовщики. При больших мощностях силовой установки появляется класс универсальных буксиров и многоцелевых буксиров с иными соотношениями главных размерений и высокими пропульсивными качествами.

в

г

Так как главные размерения буксирных судов существенно зависят от их назначения, всестороннее рассмотрение всех типов буксирных судов выходит за рамки данной работы. В данной работе в качестве буксирных судов рассматриваются только ПБ, представляющие собой основное ядро буксирного флота СРВ. Вместе с тем полученные результаты, путем соответствующих трансформаций и дополнений, могут быть распространенны и на другие типы буксирных судов.

На основании статистических данных по буксирам, отобранным таким образом, были построены графики зависимости Ь = буксирных судов СРВ, представленные на рис. 5 или

приведенными ниже формулами, которые достаточно точно отражают зависимость длины портовых буксиров Ь от мощности энергетической установки.

Рис. 5. Зависимость длины портовых буксиров от 2Ые

Для портовых буксиров с винтами в качестве движителей справедлива формула

Ь = 8,08 • ^ N 0Д397 , м. (1)

Рассмотрим вероятностную оценку диапазона изменения соотношений главных размерений вьетнамских ПБ. В результате статистической обработки данных по главным размерениям ПБ показано, что отношения главных размерений могут быть распределены по нормальному закону:

f(х ) =--^ехР

ъхы 2 л

(х - тх )' 2°2

(2)

где под х понимаются соотношения Ь/В, В/Т, Н/Т; тх - математическое ожидание (тх/ = 3,30, тх/ = 2,92 и тх/ = 1,39); В = с2 - дисперсия (5х, = 0,262, 5х, = 0,413

' х(!/В) ’ ’ х(В/Т) ’ х(Н/Т) ’ 7’ х х(!/В) ’ ’ х(В/Т) ’

и 5 х( )= 0,110).

х(Н/Т) ’ '

Кривые функции распределения соотношений представлены на рис. 6-8.

Величина отношения длины корпуса к ширине Ь/В, от которого зависят ходовые качества, остойчивость, удобство размещения машинного отделения, жилых и прочих помещений, у вьетнамских буксирных судов составляет 2,72. 3,95 (средние значения Ь/В входят в диапазон: у российских буксирных судов - 2,65.4,23, у зарубежных буксирных судов 2,71.4,09). Значение отношения Ь/В находится в диапазоне Ь/В = 2,80.3,80 с вероятностью 0,88. Небольшие значения отношения Ь/В ПБ и буксиров-кантовщиков морских портов объясняются стремлением обеспечить им высокие маневренные качества, сократить габариты судна. При этом учитывается, что данные суда в основном работают на малых скоростях, ограниченных условиями работы в портах. На рис. 6 изображена кривая плотности распределения вероятности отношения Ь/В с математическим ожиданием равным 3,30, что объясняется умеренными скоростями хода и необходимостью обеспечения повышенной остойчивости и маневренности при работе в акваториях портов и рейдов.

Рис. 6. Кривая распределения Ь/Б

Осадка портовых и рейдовых буксиров во Вьетнаме в большинстве случаев ограничивается заданием на проектирование, поскольку глубина в морских портах относительно небольшая. В мировой практике проектирования осадка морских буксиров обычно определяется из оптимальных соотношений главных размерений, оправданных опытом эксплуатации, или из условий обеспечения нормального заглубления гребного винта оптимального диаметра.

От отношения В/Т во многом зависят остойчивость, качка, ходовые и тяговые показатели. Как видно из графиков, средние значения Б/Т вьетнамских буксиров входят в диапазон 2,19.3,83 (средние значения Б/Т входят в диапазон: у российских буксирных судов -2,43.3,67, у мировых буксирных судов - 2,00.3,92). На рис. 7 изображена кривая плотности распределения вероятности отношения Б/Т с математическим ожиданием равным 2,95. Отношение В/Т находится в диапазоне В/Т = 2,20. 3,80 с вероятностью 0,92.

1.2 1,6 2 2,4 2,8 3,2 3,6 4 4,4

X

Рис. 7. Кривая распределения Б/Т

Высота борта и соотношения Ь/И и Н/Т характеризуют продольную прочность, мореходность, остойчивость и эффективность использования мощности судна. На рис. 8 изображена кривая плотности распределения вероятности отношения Н/Т с математическим ожиданием равным 1,39. Отношения Н/Т у вьетнамских буксирных судов находятся в диапазоне: 1,15.1,67 (средние значения Н/Т входят в диапазон: у российских буксирных судов 1,23.1,82, у мировых буксирных судов 1,12. 1,52). Отношение Н/Т находится в диапазоне 1,20. 1,60 с вероятностью 0,91.

4

fix) 2

0.

0.

3

1,16 1,32 1,48 1,64 1,8

x

Рис. 8. Кривая распределения Н/Т

Скорости свободного хода ПБ во Вьетнаме составляют 9,0.11,5 уз. Числа Фруда, при которых эксплуатируются буксирные суда, лежат в довольно широких пределах - 0,293...0,426.

Характеристикой тяговых качеств буксирных судов является зависимость между суммар-

Показателем, характеризующим движительный комплекс судна, предназначенного для выполнения буксирных работ, является коэффициент удельной мощности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Z0 - тяга при работе в рассматриваемом режиме, кН.

Значения коэффициента удельной мощности на швартовном режиме k для современных ПБ находятся в пределах 4,92. 6,77 кВт/кН.

Расчетные зависимости формулы (1) могут быть использованы как самостоятельные рекомендации по определению главных размерений на ранних стадиях проектирования судна. Указанная формула приведена к удобному для программирования виду с целью использовать их и при решении задачи оптимизации элементов методами математического программирования с помощью ЭВМ.

1. Vuong Dinh Lam. General situation of Viet Nam seaport and its development direction in coming period and policies to attract investment, 2007.

2. http://www.vpa.org.vn / сайт Ассоциации морских портов Вьетнама.

3. http://www.vinamarine.gov.vn / сайт Вьетнамской морской администрации.

REVIEW OF VIETNAMESE PORTS AND HARBOUR TUGBOAT FLEET STATE

Nguyen Duy Bach, Nguyen Ha Hiep, Nguyen Trung Anh

A current state of ports and harbour tugboat fleet of Vietnam is considered in the paper. Results of statistical analysis of characteristics of world tugboat fleet and Vietnamese fleet are given.

Key words: port, review, tugboat fleet, relation, port tugboat.

ной мощностью ^ Ne и тягой Z0 на гаке.

0

(3)

Выводы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Статья поступила в редакцию 13.12.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.