УДК 377
ОБЗОР СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Ноздрина Наталья Александровна, доцент
Брянский государственный технический университет, Брянск, Россия
В данной работе автором был проведен обзор системы среднего профессионального образования в Великобритании. Помимо обзора современной ситуации, был разобран путь становления данной системы, возникновения ее специфичных особенностей, разобраны причины их появления. Также дан анализ возможных путей дальнейшего развития системы СПО Великобритании, способы разрешения текущих проблем в данной системе.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, Великобритания, компетенции, профессиональная квалификация, аттестат
Тема среднего профессионального образования в России достаточно популярно. Её раскрывали президент и премьер-министр на выступлениях, посвященных чемпионатам WorldSkills в Казани, а также на многочисленных выступлениях, посвященных системе образования. Однако, при разработке стратегии развития системы СПО в России, важно также учесть наработки стран, занимающих лидирующие позиции в сфере образования. Примером такой страны может послужить Великобритания, опыт успехов и ошибок который можно спроецировать на современные российские реалии.
Проблематика темы дидактического управления в среднем профессиональном образовании актуальна и за рубежом. С XX века по наше время к ней обращалось множество исследователей, которые раскрывали историю становления среднего профессионального образования, раскрывали современные проблемы в данной области, описывали пути развития системы дидактического управления в колледжах технического профиля и их зарубежных аналогов.
К работам, описывающим историческое развитие системы СПО можно отнести: Гилларда Деррика с работой «История образования в Англии -история» (Gillard, Derek. «The History of Education in England - History»[4]. March 2017), в которой автор провел анализ становления и развития системы образования в Англии, в том числе, - системы среднего профессионального образования. В своей работе он ссылается на других авторов и использует их наработки по этой теме. К ним, в частности, относятся: работа автора Д. Айткенхеда «креативный подход» (Aitkenhead D. (1999) «The creative approach»[5] The Guardian 27 September), в которой раскрывается важность креативного обучения студентов и обучающихся, в
том числе, в системе СПО. Статья Олдрич Р. (1988) «Национальная учебная программа: историческая перспектива» (Aldrich R. (1988) «The National Curriculum: an historical perspective»[2]), в которой автор раскрывает проблематику национальной учебной программы Англии, предлагает способы их решения, которые, во многом, используются до сих пор.
Статьи исследователей Alexander R.J., Armstrong M., Baker M., Barrs M., Barton S. and Hatcher R., Bassey M., Beckett F., Benn C., Blishen E., Bogdanor V., Boyson R., Chitty C., Eades J., Eysenck H.J., Galton M., Hobby B.F., Jones R., Jones-Davies D., Kogan M., Lynn R., Newsam P., Pedley R., Richards C., Thompson D., Wiborg S., Wrigley T. на которые также ссылается автор, раскрывают разнообразные проблемы в области среднего профессионального образования в Англии. Они во многом повлияли на дальнейшее развитие национальной учебной программы в этой стране. Так, авторами была затронута проблема среднего профессионального образования, связанная с ограниченным бюджетом в данной сфере, следствием из которой является нехватка новых, молодых специалистов -педагогов, которых отталкивают малые зарплаты в данной области деятельности, а также отток старых специалистов, уходящих из отрасли по той же причине.
Следствием из указанных проблем является общее ухудшение качества образования, уменьшение времени, отводимого на непосредственно образовательный процесс, а также падение квалификации обучающихся. Тем не менее, авторами отмечаются и положительные тенденции в системе английского СПО, приводится сравнение с аналогичными системами в других странах, согласно которому Англия до сих пор остается лидером в данной отрасли и имеет наилучшие образовательные стандарты, а также проводит подготовку специалистов с хорошей квалификацией.
Тему системы дидактического управления в учреждениях СПО поднимают исследователи, которые рассматривают различные аспекты образования, в том числе, и среднего технического, в Англии и в других странах. К таким исследователям можно отнести Ball S.J. с его работой 1990 года «Politics and Policy Making in Education: Explorations in Policy Sociology» London: Routledge («Политика и формирование политики в образовании: исследования в области социологии политики») [1], в которой автор раскрывает тему политики управления образовательными учреждениями различного профиля; Barrs M. с его работой 1994 года «The Road Not Taken» («Дорога не занята»). В ней автор раскрывает перспективы развития системы СПО, а также анализирует актуальные и востребованные пути развития и совершенствования системы СПО в Великобритании; Chitty C, с работой 2004 года под названием «Education Policy in Britain Basingstoke: Palgrave Macmillan» («Политика в области образования в Великобритании») [3], где проведен разбор основных тенденций развития образовательной системы Англии, затрагивая, также,
систему дидактического управления в колледжах. В них исследователь прослеживает общие тенденции образовательной системы Великобритании, такие как: ухудшение качества образования вследствие нехватки преподавателей - специалистов, урезание бюджета учебных заведений, следствием из вышеуказанного является снижение интереса молодежи к получению образования в данных учреждениях. Все это приводит к общему ухудшению уровня знаний поступающих.
Работа того же автора, под названием «A Massive Power Grab from Local Communities: the real significance of the 2010 White Paper and the 2011 Education Bill» («Массовый захват власти местными сообществами: реальное значение Белой книги 2010 года и законопроекта об образовании 2011 года») [3] поднимает проблему расслоения участников системы СПО, в том числе, в ее дидактической части, по различным, в основном -национальным - факторам. Согласно этой работы, национальная проблема в Великобритании стоит намного острее, нежели в России и является важным фактором при анализе системы дидактического управления в колледжах технического профиля.
Итак, эти и некоторые другие авторы, так или иначе затрагивают систему дидактического управления в колледжах технического профиля Великобритании. Они рассматривают эту систему с разных сторон, прогнозируют изменения в ней, анализируют различные пути разрешения сложившихся противоречий. Многие аспекты этого опыта можно будет адекватно применить и к системе дидактического управления в колледжах технического профиля в РФ, так как на сегодняшний момент времени они имеют большое количество общих проблем. К тому же стоит учитывать сложившуюся обстановку в изучаемой системе других стран для принятия адекватных мер, основанных на успешном опыте другого государства, обладающего, к тому же, наиболее длительной, успешной, сложившейся и зарекомендовавшей себя по всему миру образовательной системой.
В массовом порядке компетентностный подход в СПО в Великобритании начал реализовываться в 1995 году. В нем четко выделяются ключевые компетенции - key skills, сердцевинные (активные) компетенции - core skills, основные компетенции - base skills. При этом ключевые компетенции делятся на две группы: коммуникационные (работа с информационными технологиями) и базовые - компетенции широкого профиля (работа в группе, умение принимать решение и т.д.).
В Великобритании стандарт образования не фиксирует знаниевые достижения учащихся, как это принято в России, а определяет положительный вектор развития учащегося. Соответственно, выделяются различные уровни подготовки. В идеале на высшем уровне выпускник должен уметь выстраивать стратегию деятельности, оперативно решать проблемы (эти два первых требования касаются не только профессиональной деятельности, но и повседневной жизни), управлять коллегами и поддерживать их мотивацию на эффективную работу.
В 1984 г. английским исследователем Дж. Равеном было выдвинуто положение, развивающее идею о том, что компетентностный подход должен рассматриваться как совместная область педагогической и психологической наук. Именно им была предложена первая систематизация компетентностного подхода, согласно следующим критериям:
• формирование компетентности на разных возрастных ступенях развития человека;
• условия, необходимые для формирования и развития компетентности.
В Великобритании работает система национальных квалификаций, которая включает в себя общее среднее образование, профессиональное образование и обучение (ПОО) и постначальное обучение, обучение на рабочем месте, и ранее полученное образование. В этой системе описаны все квалификации, присваиваемые в рамках системы образования, финансируемой государством (также на региональном уровне или на предприятиях могут быть и другие квалификации вне государственной системы).
Британская система квалификаций охватывает пять уровней и три типа квалификаций: общего образования, профессионального образования и специальностей.
В Великобритании профессиональное образование и обучение (ПОО) имеет основой национальные стандарты профессий, основываясь на которые, создаются национальные профессиональные квалификации - это набор свидетельств, должны быть собраны и предъявлены потенциальным работником для доказательства своей способности соответствовать стандарту деятельности, который установлен национальным стандартом профессии. В свою очередь, национальный стандарт профессии - это описание стандарта деятельности, которая ожидается от работников сферы занятости, который также называется результатом. Национальной профессиональной квалификацией уточняется оценка соответствия национальным стандартам; еще в ней содержится группа спецификаций оценки, которая описывает, чего должен достичь будущий специалист. Помимо этого, запрещено ставить национальную профессиональную квалификацию в зависимость от прохождения курса обучения.
На сегодняшний день национальные профессиональные квалификации охватывают примерно половину от всех профессиональных квалификаций, присваиваемых в Англии. Кроме того, существуют также общие национальные профессиональные квалификации, в том числе и другие квалификации в отраслях и на уровне отдельных производств. Все они основываются на стандартах профессий. При введении НПК ожидалось, что они со временем вытеснят другие виды квалификаций, однако как видно на практике, этого не произошло, и эта система работает совместно с другими.
Национальная система квалификаций имеет целью создание упорядоченности существующих квалификаций для создания гибких траекторий обучения. В Англии работает квалификационная система для разных секторов и уровней экономики, что сократило количество квалификаций профессионального образования и обучения. Тем не менее, количество квалификаций не растет, поскольку определяется работодателями, что приводит к интерпретации обобщенных описаний единиц квалификации со стороны специфики конкретного места работы.
Согласно принятому законодательству в Великобритании квалификации, присужденные по реализации программ обучения, финансируемых государством, должны быть утверждены органом, отвечающим за квалификации образовательных программ. Данной системой охвачены практически все квалификации, при этом каждая из них основана на совокупности стандартов, которые были разработаны для отраслей и секторов, которые ориентируются на требования конкретной профессиональной деятельности. Данный набор стандартов лежит в основе программ, внедряемых для учреждений профессионального образования.
Список литературы
1. Ball S.J. Politics and Policy Making in Education : Explorations in Sociology / S.J.Ball // London, «Routledge», 1990г. - 212с.
2. Aldrich, R (1988) 'The National Curriculum: an historical perspective' in D Lawton and C Chitty (eds) The National Curriculum Bedford Way Papers 33 London: University of London Institute of Education 21-33- текст: электронный.
3. Chitty, C (2011) 'A Massive Power Grab from Local Communities: the real significance of the 2010 White Paper and the 2011 Education Bill' Forum 53(1) 11-14 - текст: электронный.
4. Chitty, C (2013) New Labour and Secondary Education, 1994-2010 Basingstoke: Palgrave Macmillan - текст: непосредственный.
5. Chitty, C (2015) Notes on the Yellow Paper for this website - текст: электронный.
OVERVIEW OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE UK
Natalia Nozdrina, associate Professor
Bryansk state technical University, Bryansk, Russia
In this work author has carried out a review of the system of secondary vocational education in the UK. In addition to the review of the current situation, the way of formation of this system, the emergence of its specific features, and the reasons for their appearance were analyzed. The analysis of possible ways of further development of the UK SPO system and ways of solving current problems in this system is also given. Keywords: secondary professional education, great Britain, competence, professional qualification, certificate