Научная статья на тему 'Обзор системы физического образования во Франции'

Обзор системы физического образования во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2384
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ГИМНАСТИКА / ФРАНЦУЗСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / SPORTS / GYMNASTICS / FRENCH SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION / METHODS OF PHYSICAL EDUCATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головинова Ирина Юрьевна, Федулова Ирина Денисовна

Данная статья повествует о роли и месте физического образования во Франции. Она охватывает все ступени системы образования, но при этом делает акцент на французские колледжи и университеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM IN FRANCE

This article focuses on the role and place of physical education in France. It covers all levels of the education system, but at the same time focuses on French colleges and universities.

Текст научной работы на тему «Обзор системы физического образования во Франции»

ОБЗОР СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ REVIEW OF THE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM IN FRANCE

Головинова Ирина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградсткий государственный социалтно-педагогический унивесритет

Волгоград, Россия Golovinova Irina Yurievna Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Department of Physical culture Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Федулова Ирина Денисовна

Студент

Институт иностранных языков Волгоградсткий государственный социалтно-педагогический унивесритет

Волгоград, Россия Fedulova Irina Denisovna Student

Department of Foreign Languages Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. Данная статья повествует о роли и месте физического образования во Франции. Она охватывает все ступени системы образования, но при этом делает акцент на французские колледжи и университеты.

Abstract. This article focuses on the role and place of physical education in France. It covers all levels of the education system, but at the same time focuses on French colleges and universities.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, гимнастика, французская система физического образования, методы физического воспитания, образование.

Keywords: physical education, sports, gymnastics, French system of physical education, methods of physical education, education.

В настоящее время Франция является одной из ведущих развитых стран мира. Это огромная по площади страна с 13 заморскими колониями, открывающими ей путь к любому континенту земного шара, имеет большой потенциал на мировой арене. Кроме того, Франция - это страна, где спорту уделяется большое значение. В 1896 году французский общественный деятель, педагог Пьер де Кубертен стал основателем современного олимпийского движения. С тех пор, Франция является активным участником Олимпийских игр. За все время их существования Сборная Франции завоевала больше всего медалей в велоспорте [11].

В данный момент спортивная политика страны определяется государством. Ведущей организацией на правительственном уровне является Министерство молодежи и спорта. Помимо вопросов управления спортом, оно, в содружестве с

135/215

Министерством просвещения и некоторыми другими организациями, несет ответственность за университетский спорт и тренировочные программы.

Образование во Франции является обязательным с 6 до 16 лет, и строится на следующих основных принципах: свобода преподавания, бесплатность, нейтральность и лаицизм. Система физического образования во Франции играет огромную роль. Преподаватель физического воспитания появляется, начиная с колледжа - с 6-го по 3-й классы (во французской системе обратный порядок), и далее - в лицее со 2-го и по «терминаль» (класс подготовки к экзаменам на бакалавра)[4]. Во Франции с детьми рано начинают заниматься физкультурой. В детском саду, начиная с 4х лет, их нагрузка составляет в среднем 6 часов в неделю. Дети учатся прыгать, бегать, плавать, лазать по канату, бросать простой спортивный снаряд. К более углубленной форме преподавания физкультуры и спорта переходят в начальной школе. Особое внимание уделяется дисциплинам, которые связанны с бегом и плаванием, так как считается, что в этих видах спорта наиболее сильно ощутим прогресс ребенка [2]. Во французской системе образования занятия спортом - это возможность проявить себя, здесь ребенок раскрепощается и чувствует себя свободным, а весь накопленный стресс и напряжение легко выходят при работе с мячами и другим инвентарем. Поэтому, считается, что уроки физкультуры - это лучший способ борьбы с неуспеваемостью и стрессом учеников, именно на этих занятиях они оказываются в ситуации успеха и это стимулирует появление положительной мотивации. Преподаватель физического воспитания, в отличие от преподавателей более интеллектуальных дисциплин, имеет возможность взглянуть на ученика другими глазами: ему виднее особенности поведения в коллективе, социуме, более заметны индивидуальные проявления [9].

В соответствии с «Programme du cycle 4», можно выдвинуть следующие положения, связанные с системой образования во Франции.

Цель физического воспитания во французской системе образования -сформировать достойного всесторонне развитого гражданина своей страны, как в спортивном плане, так и в культурном.

Задачи обучения физической культуре и спорту

Физическая культура должна позволять каждому ученику:

1) Развивать и мобилизовать ресурсы для улучшения двигательных навыков до их максимальной эффективности;

2) Поддерживать свое здоровье;

3) Они способствуют личному равновесию и самореализации;

4) Управлять своей физической и социальной жизнью;

5) Обеспечивать свою безопасность и безопасность окружающих;

6) Развивать имидж и чувство собственного достоинства, чтобы строить отношения с другими.

Компетенции, планируемые к освоению по результатам программы:

• Достижение максимальной измеряемой производительности тела в данный момент времени;

• Способность адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям;

• Выполнять упражнения с художественными или акробатическими элементами;

• Ведение и контролирование индивидуальный или командный поединок;

• Осуществлять и направлять физическую активность на развитие и саморазвитие [3].

Считается, что занятия физкультурой и спортом должны привести ученика к созданию положительного образа для своего тела. Студенты усердно работают над своим телом, и понимают, что его оптимальное поддержание зависит от регулярных физических упражнений (Programme d'éducation physique et sportive pour les lycées)[2].

Во французской системе образования до недавнего времени существовало два метода физического воспитания. Первый метод считался классическим и выдвигал гимнастику как объект исследования. Физкультура в соответствие с классическим методом представляла собой совокупность регулированных движений и упражнений на гимнастических снарядах. Что касается другого метода, то он выдвигает на первый план иные действия. В центре этого метода стоят игры на воздухе, и упражнения, развивающие силу и ловкость. На основании этих положений во Франции был разработан учебник (Manuel de gymnastique par G. Vergnes), который состоял из двух частей. Первая из них -гимнастические упражнения - подразделяется на гимнастику развития и прикладную гимнастику. А вторая часть - школьные игры - заключает в себе игры рекреативные и игры гимнастические. Безусловно, у каждого из этих методов есть свои недостатки. Своевременное осознание этого факта послужило поводом для появления третьего метода, получившего наибольшее распространение и широко использующегося в настоящее время. Этот метод является своеобразным синтезом двух первых и заключается в гармоничном альянсе гимнастических упражнений и игр, которые способствуют развитию силы и ловкости.

Все страны входящие в Европейский союз, включая Францию, так или иначе акцентируют свое внимание на развитии физкультуры и спорта. Директива, установленная Национальной Французской академией спорта, предполагает 3 часа в неделю такой дисциплины, как физическое образование, для всех учебных курсов любого учреждения высшего образования во Франции [7].

Первостепенными задачами физической культуры во Франции являются: 1) достижение максимальной мощности человеческого тела в данный момент времени; 2) адаптация к разнообразным изменяющимся условиям окружающей среды, и доброжелательное отношение к ней; 3) развитие артистических или акробатических способностей в учениках, а также умений вести конфронтацию и принимать решения в отношении противников и партнеров.

Эти цели основаны на физической и спортивной деятельности, классифицированной во Франции на восемь групп:

1. Легкая атлетика (средняя дистанция, препятствия, высота, копье);

2. Спортивное плавание (длинное плавание, скорость плавания);

3. Мероприятия на свежем воздухе (каноэ, ориентирование, альпинизм);

4. Гимнастика (аэробика, спортивная гимнастика, ритмика);

5. Художественная деятельность (цирковое искусство, танцы);

6. Командные виды спорта (баскетбол, футбол, гандбол, регби, волейбол);

7. Виды спорта с ракетками (бадминтон, настольный теннис);

8. Борьба (французский бокс, бой) [2].

конце усвоенной программы колледжа студенты должны пройти 2-й

уровень (ожидаемая компетенция) по меньшей мере в одном из видов деятельности в каждой группе.

Что касается университетов, здесь не меньшее внимание уделяется данному предмету. Существует собственная компетенция № 5, которая нацелена на преподавание физической культуры как развитие и поддержание себя, посредством физической активности спортивных и художественных, таких как бодибилдинг, плавание [1].

В первый год обучения на бакалавриате студенты имеют возможность формировать собственный план обучения, в который обязательно входят 3 спортивные дисциплины, выбранные исходя из личных предпочтений. уже сформированным заранее. Студенты в течение семестра практикуются и оцениваются по выбранным дисциплинам, и в конце сдают зачет, результатом которого является сумма баллов по трем предметам физической культуры. Кроме того, зачет по физической культуре обязателен для получения звания бакалавра, одной из ступеней которого является сдача норматива по спортивному плаванию, что также символизирует значимость данного предмета в представленной стране [5]

Франция - это страна, которая заботится о здоровье своей нации. Здесь регулярно устраиваются соревнования между классами, колледжами и университетами. По статистике за 2016 год, Государственный комитет по школьному спорту организует 250 000 соревнований в год. Кроме того, 70-75 процентов бюджета министерства молодежи и спорта расходуются на развитие спорта, а бюджетные инвестиции, выделяемые спортивным федерациям, составляют порядка 400 млн. евро ежегодно.

Литература

1. Cours d'éducation physique et sportive [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ismlausanne.org/college-lycee/matieres-enseignees/cours-deducation-physique-et-sportive (дата обращения 31.03.2019)

2. Education physique et sportive (EPS) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://site.ac-martinique.fr/clgpetitmanoir/?page_id=752 (дата обращения 31.03.2019)

3. Education physique et sportive [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fr.wikipedia.org/wiki/%C3%89ducation_physique_et_sportive (дата обращения 31.03.2019)

4. EN éducation physique et sportive (EPS). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cndp.fr/crdp-rouen/index.php/component/content/article/317-pages-svt/886-en-education-physique-et-sportive-eps (дата обращения 31.03.2019)

5. Présentation générale de l'Education Physique et Sportive (EPS). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lyceevaclavhavel.fr/pedagogie/education-physique-et-sportive/presentation-generale-de-leducation-physique-et-sportive-eps (дата обращения 31.03.2019)

6. Алексей Бутовский о системе физического воспитания во Франции. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/aleksey-butovskiy-o-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-vo-frantsii (дата обращения 31.03.2019)

7. Все о Франции. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sport-history.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st027.shtml (дата обращения 31.03.2019)

8. Главные отличия французской школы от нашей. [Электронный ресурс] - Режим

доступа: https://mel.fm/shkoly_mira/2483510-french_college (дата обращения 31.03.2019)

9. Коржаков М.А. Физическая культура и спорт в странах Европы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(35).pdf (дата обращения: 10.02.2019)

10. Система образования во Франции. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rector.ru/default.aspx?did=322 (дата обращения 31.03.2019)

11. Физическая культура и спорт в новейшее время. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6310085/page:13/ (дата обращения 31.03.2019)

References

1. Alexey Butovsky about the system of natural education in France. [Electronic resource] - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/v/aleksey-butovskiy-o-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-vo-frantsii (access date: 03.31.2019)

2. Education physique and sports (EPS). [Electronic resource] - Access mode: http://site.ac-martinique.fr/clgpetitmanoir/?page_id=752 (access date: 03.31.2019)

3. Everything about France. [Electronic resource] - Access Mode: http://sport-history.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st027.shtml (access date: 31.03.2019)

4. General presentation on physical education and sport (EPS). [Electronic resource] -Access mode: http://lyceevaclavhavel.fr/pedagogie/education-physique-et-sportive/presentation-generale-de-leducation-physique-et-sportive-eps (access date: 31.03.2019)

5. In physical education and sports education (EPS). [Electronic resource] - Access Mode: http://www.cndp.fr/crdp-rouen/index.php/component/content/article/317-pages-svt/886-en-education-physique-et-sportive-eps (access date: 03.31.2019)

6. Korzhakov M.A. Physical culture and sport in Europe. [Electronic resource] - Access mode: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(35).pdf (access date: 02.10.2019)

7. Physical and sports education. [Electronic resource] - Access mode: https://fr.wikipedia.org/wiki/%C3%89ducation_physique_et_sportive (access date: 03.31.2019)

8. Physical culture and sport in modern times. [Electronic resource] - Access mode: https://studfiles.net/preview/6310085/page:13/ (access date: 03.31.2019)

9. The course of physical education and sport. [Electronic resource] - Access mode: http://www.ismlausanne.org/college-lycee/matieres-enseignees/cours-dducation-physique-et-sportive (access date: 03.31.2019)

10. The education system in France. [Electronic resource] - Access mode: http://www.rector.ru/default.aspx?did=322 (access date: 03.31.2019)

11. The main differences of the French school from ours. [Electronic resource] - Access mode: https://mel.fm/shkoly_mira/2483510-french_college (access date: 03.31.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.