Обзор систем земельного управления во Вьетнаме
Нгуен Ван ТХИНЬ,
студент магистратуры, Государственный университет по землеустройство
Василий И. Нилиповский, профессор, к.э.н., Государственный университет по землеустройство
Аннотация: Благосостояние общества всегда зависело от грамотного использования важнейшего природного ресурса — земельного.
Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды.
Наиболее полно общественная значимость земли раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан со свойствами земли. Земля служит главным средством производства и выступает в виде сельскохозяйственных угодий с различным плодородием: естественным и эффективным (экономическим). В рамках актуальности темы, в данной статье рассматривается земле управление, проблемы и перспективы во Вьетнаме, как наиболее перспективной стран с сельскохозяйственным потенциалам.
Ключевые слова: земли, аграрный, сельскохозяйственный, аренда земли, земледелие, земельный фонды.
СУБТИТРЫ
Для нашей сраны во все времена сельское хозяйство представляло наибольшую важность, а земля - неоспоримую ценность.
Вьетнам - это аграрная страна. Общая площадь государства составляет 331 тыс. км2 (квадратных километров). Территория представляет собой узкую полосу, протяженную с севера на юг более чем на 3 тыс. км. Общая длина границ - 4639 км, береговая линия равна 3444 км. Население составляет 94 660 000 чел. Вьетнам отличается высокой плотностью населения - 313 чел. на 1 км2. Большая часть населения проживает в сельской местности. Обеспеченность землей - 0,38 га на 1 чел. Поэтому организация национального использования и охраны земельных ресурсов является актуальной земельной политикой государства.
Рис 1: Карта Вьетнама
Таолица 1 — Категории земельного фонда Вьетнама, 201S г
Jfs Наименование Категории земель Площадь
Тыс. га. % к итогу
1 2 3 4
I Сельскохозяйственные земли 26371.5 73,7
1.1 Земли для с/х производства 10210,8 30.9
111 Зеылн: занятые однолетними культурами 64 >2.3 19,4
Рнс 4097.1 12.4
Пастбища 42.7 0.1
Другие 22 83,0 6,9
1.1.2 Зеылн: занятые многолетними насаждениями 3 78S.G 11.4
1.2 Лесные земли 15405,8 46,5
Лесные производственные земли 73 91,8 22:3
Лесные защитные земли 5851,8 17.7
Лесные специальные земли 2162,2 6.5
1.3 Земли для рыбоводства 710,0 2.1
1.4 Земли для производства соли 17,9 0.1
1.5 Другие 27,0 од
□ Не сель ско хозяйственны« землн 3777,4 11,4
2.1 Земли под усилъе 695,3 2.1
Земли под жилье городные 142,9 0.4
З&мли под эхилъе сельские 552,4 1.7
2.2 Специалън ые земл и IS 54,4 5.7
Земли учреждений, организаций 19,9 0.1
Земли обороты 337.4 од
Зеылн для деятельности несель скохозлйс теенного хозянствов ання 2 73:7 o,s
2.3 Зеылн для общественной цели 12 53,4 3,3
7 А Зеылн религиозного назначения 151 о, о
2.5 Зеылн кладбищ 101,5 о,з
2.6 Зеылн: занятые реками и водоемами 1076,9 3.3
2.7 Другие 4,2 о, о
Ш Неиспользуемые землн 2948,3 8,9
ВСЕГО 33097,2 100,0
Этапы развития землеустройства Вьетнама
После победы августовской революции в 1945 году развитие аграрных отношений можно разделить на три этапа:
- подготовка и начало аграрной реформы (1955-1975 годов);
- аграрные преобразования на Юге и развитие социалистических производственных отношений на Севере (с 1975 г. до середины 1980-х годов). В этот период часто менялись функции и организационная структура органов управления земельными ресурсами. Кроме этого, в 1958 г. был издан указ правительства Вьетнама об образовании земельно-кадастровой системы, принадлежащей Министерству финансов и народным комитетам различного уровня. Основными задачами этой системы являлись: организация измерения, работы по межеванию земель (межевание - определение границ площади земельного участка), работы по составлению земельно-кадастровой книги с целью сбора информации о площадях земельного фонда (Земельный фонд — все земли, находящиеся в распоряжении какой-либо части населения). Система землеустройства была ориентирована на приоритеты плановой экономики, административно-командной системы управления. Основными землепользователями являлись госхозы (государственное хозяйство) и колхозы (коллективное хозяйство форма хозяйствования на селе).
В 1957 г. было создано 47 кооперативов, к концу 1960 года кооперирование в северных провинциях Вьетнама было завершено. Также в 1960 году издано правительственное постановление, устанавливавшее задачи организации аграрного управления, согласно которому земельный кадастр перешел из Министерства финансов в Министерство сельского хозяйства и стал называться землеустройством. В их задачи входили:
- организация работы по измерению, составлению различного вида карт и материалов о земельных ресурсах в сельском хозяйстве;
- учет площади, классификацию сельскохозяйственных земель;
- ведение землеустройства.
В этот период организационная структура землеустройства выглядела следующим образом:
- на центральном уровне имелся департамент землеустройства, принадлежащий Министерству сельского хозяйства;
- на провинциальном уровне - землеустроительный отдел, находящийся под управлением комитета сельского хозяйства;
- на общинном уровне - землеустроительный сотрудник.
После постановления правительства землеустройство функционировало самостоятельно. Департамент землеустройства был разделен на службы обследования геодезии и картографии, и Департамент землеустройства. В 1967 г. два выше указанных органа соединились в Департамент землеустройства и планирования регионов сельскохозяйственного производства. Однако в 1972 г. задачи по планированию использования земель переданы институту по проектированию планирования сельского хозяйства, который, в свою очередь, преобразовался в Департаменте землеустройства.
За последние годы Вьетнам далеко продвинулся по пути реформ и развития своей экономики. Основа экономики - это сельское хозяйство. Вьетнам уже давно является одним из лидеров в мире по производству риса, кофе, тропических фруктов. Но и проблем немало, о чем говорилось недавно на совещании по вопросам сельского хозяйства, которое прошло в столице страны.
История разнятая землеустройства во Вьетнаме
Система управления остаточными землями на юге Вьетнама
проведение земельной реформы, чтобы сделать землю общим активом в северном Вьетнаме rnfirnwmHvrrMn
- созданы кадастровые агентства во всех частях Вьетнама
- создания кадастровых карт
- выдачи сертификатов о собственности на землю
независимое время с 1975 года
Б Южной части Вьетнама произошла земельная реформа Во Вьетнаме земля является общенародной собственностью
Рис 2. История развития землеустройства во Вьетнаме Современные особенности структуры и функций землеустроительной службы в Социалистической Республике Вьетнам.
Государственное управление земельными ресурсами — это организационная и исполнительно-распорядительная деятельность компетентных государственных органов, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земель [6, 12, 13].
Для эффективной деятельности по управлению земельными ресурсами целесообразно разграничить компетенцию и функции между управленческими органами на различных уровнях.
В ст. 18 действующей Конституции Социалистической Республики Вьетнам государство унифицирует управление земельными ресурсами, обеспечивая эффективное использование земель в рамках целевого назначения.
В ст. 83 Конституции установлено, что верховым государственным органом Социалистической Республики Вьетнам является Парламент, который имеет следующие права в сфере земельных отношений:
1) утверждение земельной политики и законодательства, генерального плана использования и охраны земель страны;
2) верховный надзор за исполнением земельной реформы, земельной политики и земельного законодательства администрациями различного уровня;
3) установление основных регламентов и организация функционирования государственного аппарата в части земельных отношений. Правительство Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) — орган исполнительной власти, обеспечивающий выполнение решений Национального собрания в земельной сфере и в области недвижимости. Министерство сельского хозяйства и агарного развития выполняет функции в области планирования развития сельского хозяйства и улучшения состояния сельскохозяйственных земель. Землеустроительные мероприятия республиканского уровня возложены на Министерство природных ресурсов и экологии.
В его функции входит:
- разработка генерального плана использования и охраны земельных ресурсов страны, регионов;
- разработка нормирования предоставления земель крестьянам в долгосрочное пользование, организациям и другим лицам;
- изучение состояния земель, включая почвенные и другие обследования и изыскания, а также инвентаризация земель всей страны;
- разработка размеров базовых ставок земельного налога и иных платежей; контроль за использованием и охраной земель;
- экспертиза планов использования и охраны земель провинций и городов центрального подчинения и предоставление их на утверждение и др. Кроме указанных министерств, в управлении сельскими территориями участвуют Министерство строительства, Министерство транспорта, Министерство юстиции, Министерство труда и социальных вопросов и др.
На более низком уровне вопросы землеустройства сельских территорий в основном возлагаются на Комитеты природных ресурсов и экологии. Они находятся под управлением
Народного комитета провинции. В зависимости от местных условий и объемов землеустроительных работ, организационная структура Комитетов природных ресурсов и экологии в провинциях может различаться. Примеры функций и задач провинции Хау Занг южной равниной зоны Вьетнама [14].
В задачи данного комитета входит решение следующих вопросов:
1) разработка плана использования и охраны земельных ресурсов провинции;
2) построение информационной системы в сфере земель и недвижимости;
3) утверждение схемы землеустройства административного уезда;
4) проведение землеустроительных работ, связанных с предоставлением организациям и изъятием земель, а также ценообразование при определении права пользования землями и владения недвижимостью;
5) контроль за использованием и охраной земель;
6) разрешение земельных споров и жалоб.
Согласно [14], бюро не разделяют на отделы. Вся землеустроительная деятельность происходит под руководством начальника бюро. В зависимости от вида работ он определяет необходимое число сотрудников для проведения конкретной работы.
Для кадров, занимающихся вопросами землеустройства, загруженность обычно очень высока. Председатель комитета провинции определяет организационную структуру управленческого аппарата, сотрудники которого помогают Народному комитету уезда в проведении государственного землеустройства на территории уезда. Начальник бюро назначается по ходатайству председателя Народного комитета уезда и с согласия директора Комитета природных ресурсов и окружающей среды, а также директора комитета внутренних дел. На общинном уровне землеустройство поручают кадастровому сотруднику. Кадастровый сотрудник общины назначается председателем народного комитета уезда по предложению председателя народного комитета общины, начальника бюро ресурсов и экологии уездного уровня. Обычно одна административная община имеет одного или двух таких сотрудников, которые выполняют большой комплекс работ. Они составляют документы о планировании использования земель, ежегодном плане использования земель, предоставлении земель, сдаче в аренду земель, изъятии земель, переходе права землепользования, изменению целевого назначения использования земель, соответствующих установлениям закона. Они же предоставляют народному комитету общины план реализации утвержденной схемы землеустройства и организации использования земель общины, организуют соблюдение и проверку его выполнения.
В перспективе необходимо совершенствовать структуру и функции землеустроительной службы в целях соответствия требованиям развития.
Рис 3. История создания органов по земельному управлению Вьетнама
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной проблемой Вьетнама в данный период времени является нехватка и деградация сельскохозяйственных земель.
Так, на душу населения в стране приходится всего 0,07 га. Это намного меньше, чем даже в соседнем Таиланде - 0,27 га. 70% земельных наделов не превышают 0,5 га.
Проведенные в 2018 году опросы крестьян по проблеме аренды, выявили, что только 10% опрошенных участвовали в сделках по продаже земли или ее аренде. Объясняется это несовершенством законов. В отдельных провинциях местные власти сами берут землю в аренду у крестьян, а затем сдают ее в аренду предприятиям. Однако в больших масштабах это делать трудно из-за отсутствия регулирующих механизмов. В связи с этим, многие крестьяне опасаются, что они потеряют землю или что после окончания срока аренды им не разрешат вновь возделывать свои наделы. Таким образом, представляется необходимым совершенствовать законы, создавать базу данных земель, установить сертификаты на передачу прав землепользования. Для достижения социальной стабильности в стране решающую роль должно играть государство.
Список использованной литературы
1. Ву Суан Кыонг, Чан Хонг Линь. Особенности топографических картографических документов и применения ГИС во Вьетнаме // Геодезия и Аэрофотосъемка. Известия высших учебных заведений. Москва, №5, 2001. с. 114-121
2. Максудова Л.Г., Чан Хонг Линь. Влияние земельного законодательства на создание Земельной информационной системы (ЗИС) Вьетнама // Геодезия и Аэрофотосъемка. Известия высших учебных заведений. Москва, №1, 2001. стр. 122-128.129
3. Чан Ан Фонг. Вопросы районировании и проектировании сельского хозяйства в стране. Ханой: Правда, 1991
4. Дао Txe Туан. Исследование форм крестьянской кооперации во Вьетнаме. Ханой: Политиздат, 1995.
5. Фан Суан Шон. Вьетнам путь к обновлению. — М.: Издательство МГСУ «Союз», 1997. с. 180-186.
6. Электронный ресурс: http://vanban.chinhphu.vn/ portal/page/portal/chinhphu/hethongvanban?class_id=1&_
page= 1 &mode=detail&document_id=171264
7. Электронный ресурс: http://www.moj.gov.vn/vbpq/lists/ vn%20bn%20php%20lut/view_detail. aspx?itemid=28824
8. Электронный ресурс: https://thuvienphapluat.vn/ van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Thong-tu-lien-tich-01-2003- TTLT-BTNMT-BNV-huong-dan-chuc-nang-nhiem-vuquyen-han-va-to-chuc-cua-co-quan-chuyen-mon-tainguyen-va-moi-truong-51629.aspx
9. Электронный ресурс: http://mapvietnam.ru/map/karta-vietnama-kurortami.jpg
10. Электронный ресурс: https://vi.wikipedia.org/wiki/Viet_Nam
11. Варламов А.А. Земельный кадастр. Управление земельными ресурсами. М.: КолосС, 2014. 529 с.