Научная статья на тему 'Обзор систем начального и среднего образования континентального Китая, Тайваня, Гонконга и Макао'

Обзор систем начального и среднего образования континентального Китая, Тайваня, Гонконга и Макао Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / УЧЕНИК / PRIMARY EDUCATION / GENERAL EDUCATION / PISA / TIMSS / PIRLS / SCHOOL / PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бажилина Александра Владимировна, Ильина Варвара Сергеевна

В статье рассматриваются системы начального и общего образования континентального Китая, Тайваня, Гонконга и Макао в свете результатов международных исследований в области образования PISA, TIMSS и PIRLS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review of primary and secondary education systems of Mainland China, Taiwan, Hong kong and Macau

The systems of primary and general education of mainland China, Taiwan, Hong Kong and Macau through the findings of the international PISA, TIMSS and PIRLS studies are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Обзор систем начального и среднего образования континентального Китая, Тайваня, Гонконга и Макао»

Бажилина Александра Владимировна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», старший научный сотрудник, bazhilina.al@gmail.com

Ильина Варвара Сергеевна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, ilyina.vs@yandex. ru

ОБЗОР СИСТЕМ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КИТАЯ, ТАЙВАНЯ, ГОНКОНГА И МАКАО*

Аннотация

В статье рассматриваются системы начального и общего образования континентального Китая, Тайваня, Гонконга и Макао в свете результатов международных исследований в области образования PISA, TIMSS и PIRLS. Ключевые слова:

начальное образование; общее образование; PISA; TIMSS; PIRLS; школа; ученик.

Вопросам образования уделяется большое внимание, дебаты о том, каковы его цели и как следует учить детей, велись всегда. В настоящее время образовательная политика выходит на международный уровень, правительства государств тщательно изучают и исследуют образовательные системы друг друга, так же как и вопросы в области государственной обороны, в связи с тем, что национальная политика в области образования является одним из основополагающих факторов развития государства в целом [12].

Фундаментом образования является общее среднее образование, общедоступность и бесплатность которого в Российской Федерации гарантируется Конституцией (статья 43). Общее образование направлено на формирование и становление личности ребенка, развитие его способностей, оно позволяет ребенку сформировать нравственные убеждения, приобрести способности к социальному и профессиональному самоопределению и росту [7].

Выявление и решение проблем в области общего образования непосредственно связано с оценкой его качества и стоит на повестке дня правительств всего мира. Согласно статье 95 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2019 «Системные исследования и обзор международных научных разработок и актуальных практик в области управления образованием с учетом приоритетных направлений развития образования в Российской Федерации»

«независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ». В свою очередь, статья 95.1 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что «независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся». Кроме того, п. 3 этой статьи гласит, что «независимая оценка качества подготовки обучающихся осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций» [7].

В международной практике в области оценки качества среднего образования проводятся мероприятия, позволяющие выявить не только качество получаемого образования, но и уровень подготовки учащихся в различных предметных областях [4]. Результатами этих исследований являются рейтинги, которые могут служить индикаторами достижений государств в области образования. К таким международным исследованиям относятся PISA, TIMSS и PIRLS, в которых принимали участие в том числе и российские общеобразовательные организации.

PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа оценки образовательных достижений учащихся, проводимая Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Coopération and Development, OECD). Тесты PISA призваны выявлять и оценивать функциональную грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в таких сферах, как чтение, математика и естественные науки [9].

TIMSS (Trendsin Mathematics and Science Study) - международное исследование качества математического и естественнонаучного образования, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements, IEA). В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов, изучающих углубленный профильный курс математики и физики [10; 11].

PIRLS (The Progress in International Reading Literacy Study) -мониторинговое исследование качества начального образования, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements, IEA). Целью исследований PIRLS является сравнение уровня и качества чтения и понимания письменного текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявление и сравнение изменений, происходящих в национальных системах образования [13].

В 2015 году в исследованиях PISA приняли участие около 536 тысяч 15-летних учащихся из 70 стран мира. Российские учащиеся продемонстрировали результат в 487 баллов (32 место) по естественнонаучной грамотности (рис. 1). По сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года, средний балл российских школьников практически не изменился, как и в большинстве стран мира. Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Сингапура (1 место) - 556 баллов. С высокими результатами в десятку вошли: Тайвань (4 место), Макао (Китай) (6 место), Гонконг (Китай) (9 место), Китай (B-S-J-G - Пекин - Шанхай -Цзянсу - Гуандун) (10 место).

По читательской грамотности результат российских учащихся составил 495 баллов (26 место), лидирует Сингапур (1 место), далее идут Гонконг (Китай) (2 место), Макао (Китай) (12 место), Тайвань (23 место) и Китай (B-S-J-G) (27 место) (рис. 2).

По математической грамотности результат российских учащихся составил 494 балла (23 место). Самые высокие результаты продемонстрировали школьники Сингапура (1 место), за ними следуют учащиеся Гонконга (Китай) (2 место), Макао (Китай) (3 место), Тайваня (4 место), Китая (B-S-J-G) (6 место) (рис. 3).

Рис. 1. Динамика результатов PISA

Рис. 2. Динамика результатов PISA

Математическая грамотность

100 ......... ............................................................................... ^Ul...........................-.........-.................... - | -..........-.........^ Л.................

2 МО 2003 2006 2009 2012 2015

■ Россия ■ Гонконг (Китай) ■ Макао (Китай) Тайвань ■ Шанхай (Китай) В B-S-J-G (Китай/

Рис. 3. Динамика результатов PISA

В исследовании TIMSS в 2015 году приняли участие более 280 тысяч учащихся 8 классов из 39 стран мира.

В 2015 году учащиеся 8 классов России снова продемонстрировали высокий уровень математической подготовки (6 место). В лидирующую группу стран по математической подготовке учащихся 8 классов основной школы, как и на предыдущих циклах исследования (начиная с 1995 года), вошли: Сингапур (1 место), Тайвань (3 место), Гонконг (Китай) (4 место) (рис. 4).

Результаты учащихся 8 классов России по естествознанию в 2015 году значительно превысили результаты учащихся большинства стран (7 место). Лидеры: Сингапур (1 место), Тайвань (3 место), Гонконг (Китай) (6 место) (рис. 5).

В исследовании TIMSS 2015 года по математике приняли участие учащиеся 4 классов из 49 стран мира. Российские учащихся 4 классов заняли 7 место. В лидирующую группу стран по математической подготовке выпускников начальной школы, как и в предыдущие годы (2003, 2007, 2011 гг.), вошли: Сингапур (1 место), Гонконг (Китай) (2 место), Тайвань (4 место) (рис. 4).

В 2015 г. результаты российских учащихся 4 классов по естествознанию составили 567 баллов по международной шкале (4 место). Лидеры: Сингапур (1 место), Гонконг (Китай) (5 место), Тайвань (6 место) (рис. 5).

В 2015 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня математической и естественнонаучной подготовки учащихся 4 классов.

Рис. 4. Динамика результатов Т1МББ

Рис. 5. Динамика результатов Т1МББ

По данным исследования PIRLS, в 2016 году российские учащиеся 4 классов (выпускники начальной школы) достигли самых высоких результатов, заняв первое место по умению читать и понимать текст, среди сверстников из 50 стран (рис. 6). Отмечается устойчивая положительная динамика в совершенствовании читательской грамотности младших школьников. Учащиеся Гонконга (Китай) заняли 3 место, Тайваня - 9 место, Макао (Китай) - 19 место [1].

553

559 546

О 100 2QO 300 400 500 600

I Россия И Гонконг I Тайвань Макао

Рис. 6. Динамика результатов PIRLS

Подобные программы и исследования в образовании являются одним из эффективных инструментов при оценке его качества. Проводимые на протяжении длительного времени, они позволяют определить закономерности и выявить особенности процессов, происходящих в образовательной деятельности и определяющих результаты этой деятельности. Полученные в конечном итоге данные о качестве подготовки обучающихся могут быть приняты за основу при разработке решений по совершенствованию учебных программ и организации учебного процесса [5].

Как видно из приведенных выше результатов PISA, TIMSS и PIRLS, с 2000 года стабильно высокие позиции в рейтингах занимают страны Восточной Азии, такие как Китай (Пекин - Шанхай - Цзянсу - Гуандун), Тайвань, Гонконг (Китай) и Макао (Китай). Рассмотрим более подробно системы общего образования этих стран.

Континентальный Китай

Основные направления государственной образовательной политики Китайской народной республики (КНР) на период до 2020 года отражены в «Долгосрочной программе КНР по реформам и развитию образования на 2010-2020 гг.». Они базируются на следующих принципах:

• построение эффективной системы государственного образования в малых городах и в сельской местности;

• обеспечение равного и транспарентного доступа к образованию;

• обеспечение высокого качества государственного образования;

• сокращение региональных различий в образовательной сфере;

• реализация принципа равного доступа к образованию детей трудящихся-мигрантов;

• корректное решение проблемы обеспечения соответствующих условий и реализации юридического права на образование для лиц с ограниченными возможностями [3].

Начальное и среднее образование в Китае имеет ряд особенностей. Программа обучения в этой стране рассчитана на 12 лет и разделена на 3 уровня: на начальное образование и на две ступени среднего образования.

К обязательному образованию в Китае относятся первые девять лет обучения, которые включают в себя этапы начального и среднего образования первой ступени. С шестилетнего возраста дети проходят программу начального образования, которое длится 6 лет. Срок среднего образования первой ступени (неполной средней школы) в Китае составляет 3 года.

Получение полного среднего образования (образование второй ступени) осуществляется по желанию родителей и самого школьника, срок такого обучения составляет 3 года.

При поступлении в начальную школу ребенок сдает тестирование, после завершения начальной школы - экзамены, которые являются срезом знаний и позволяют перейти в среднюю школу первой ступени.

По окончании средней школы первой ступени ученик сдает экзамены и получает аттестат. Знания оцениваются по балльной шкале, набор определенного количества баллов позволяет перейти в полную среднюю школу при вузе, что существенно повышает шансы на дальнейшее поступление в этот вуз. Ученик вправе продолжить свое обучение в полной средней школе по академическому профилю, который предполагает углубленное изучение дисциплин и подготовку к поступлению в вуз, или по профессионально-техническому профилю, который готовит кадры для работы на производстве. Кроме того, после окончания обязательного девятилетнего обучения ученик может не продолжать обучение в полной средней школе, а получить среднее профессиональное образование в техникуме или училище.

В вуз можно поступить только после окончания полной средней школы. Выпускные экзамены одновременно являются вступительными экзаменами в вуз [8].

Стоит отметить, что первые 9 лет обучения (начальное и среднее образование первой ступени) являются бесплатными, тогда как 3 года обучения на второй ступени являются платными, хотя наиболее успешные ученики могут рассчитывать на субсидии или стипендию.

Тайвань

В соответствии с Конституцией Тайваня получение образования гражданами является их правом и обязанностью. Государство гарантирует финансовую поддержку на получение образования детям из бедных семей.

Система школьного образования на Тайване состоит из шести лет начальной школы и из двух ступеней средней - неполной и старшей средней школы, по три года каждая. Обучение в начальной школе ребенок начинает в возрасте шести лет. Зачисление в школы происходит по территориальному признаку, таким образом, у родителей фактически отсутствует возможность выбрать более престижную школу для своего ребенка. По окончании начальной школы ребенок получает аттестат о начальном образовании и переходит на первую ступень средней школы - в неполную среднюю школу [16].

После окончания первой ступени средней школы ученики сдают национальный государственный экзамен и получают аттестат о среднем образовании, подтверждающий завершение обязательного среднего образования.

Далее ученики могут продолжить свое обучение, выбрав один из трех вариантов: старшую среднюю школу (3 года), основной целью которой является подготовка учеников к поступлению в вуз, старшую профессиональную школу (3 года) или профессиональный колледж (5 лет).

До 2003 года на Тайване учащиеся, желающие продолжить обучение в вузе, сдавали Единый вступительный экзамен, который одновременно являлся и выпускным, и вступительным. С 1999 года Министерство образования Китайской Республики начало внедрение «Программы многовариативных форм приема в вуз», при которой у учеников появилась возможность самостоятельного выбора способа поступления в выбранный вуз. Программа полностью заменила Единый вступительный экзамен в 2004 году.

В зависимости от полученного среднего образования у учащегося есть следующие возможности:

• выпускник старшей средней школы может продолжить обучение в вузе;

• выпускник профессиональной школы может продолжить обучение в двухгодичном профессиональном колледже, вузе или пойти работать;

• выпускник профессионального колледжа может продолжить обучение в вузе или пойти работать.

На Тайване широко распространено дополнительное образование, направленное в первую очередь на оказание помощи ученикам при сдаче экзаменов, а также предоставление возможности углубленного изучения иностранных языков и удовлетворения запросов в области искусства. Сертификаты и дипломы, полученные по итогам прохождения программ дополнительного обучения, могут учитываться в качестве дополнительных баллов при поступлении в вуз [15].

Специальные административные районы КНР (Гонконг и Макао)

Системы образования Гонконга и Макао представляют собой сложное сочетание европейских и азиатских моделей обучения. Эта особенность обусловлена историческим статусом этих специальных административных районов КНР: с 1842 года Гонконг являлся колонией Великобритании и вошел в состав КНР в 1997 году, Макао являлся колонией Португалии с 1557 года и вошел в состав КНР в 1999 году.

В связи с тем, что Гонконг и Макао обладают особым административным статусом, они вправе самостоятельно вырабатывать образовательную политику, но при этом проводимые изменения должны согласовываться с Пекином. На этой основе принят ряд законодательных решений, упрощающих связи субъектов в сфере образования [2].

Образовательные системы специальных административных районов основываются на традициях бывших метрополий, но вследствие восстановления суверенитета КНР в них произошли изменения.

В Гонконге до 2007 года официальной являлась английская система обучения, в которой на начальное и среднее образование отводилось по шесть и пять лет соответственно, а также два года на подготовку к поступлению в вуз. В марте 2007 года правительством было принято решение о переходе на китайскую модель образования, включающую шесть лет начальной школы, три года первой ступени средней и три года второй ступени средней школы [2]. Обучение в государственных школах является бесплатным.

Обучение в начальной школе дети начинают в 6 лет. При поступлении ребенок проходит собеседование.

После прохождения обучения в начальной школе ученики переходят на первую ступень средней школы, по окончании которой учащиеся сдают экзамен на получение диплома о среднем образовании. Баллы, набранные при прохождении этого экзамена, учитываются при поступлении в вуз. Учащийся может продолжить обучение на второй ступени среднего образования, выбрав один из профилей: наука, искусство или бизнес.

В Макао, так же как и в Гонконге, система начального и среднего обучения рассчитана на двенадцать лет: 6 лет начальной школы и 6 лет средней школы, которые разделены на две ступени по 3 года.

Необходимо отметить, что Макао не вводит единые стандарты обучения - школы могут придерживаться китайской, английской или португальской моделей образования, поэтому зачисление в школы варьируется в зависимости от правил учебного заведения. Бесплатное образование предусмотрено только в тех школах, которые соответствуют определенным требованиям, установленным правительством, и предоставляется детям в возрасте от 6 до 15 лет, что соответствует окончанию начальной и первой ступени средней школы [17].

В Макао не проводятся общенациональные экзамены, поэтому при выборе школы родители учеников, закончивших первую ступень среднего образования, руководствуются репутацией школы. Часто они отдают предпочтение религиозным школам, в основном католическим, из-за более высокого качества образования.

После завершения первой ступени средней школы ученик может перейти на вторую ступень, выбрав специализацию (наука, искусство или бизнес) или продолжить обучение в профессиональном училище.

Ученики, которые планируют получить высшее образование, сдают экзамены по программам, разработанным вузом, в который планируется поступление, или по международным программам оценки Edexcel, CIE и Board College Board [2].

К основной особенности образования в специальных административных районах можно отнести язык преподавания. Это обусловлено тем, что Гонконг и Макао являлись колониями европейских государств. Так, в Гонконге обучение ведется на двух языках - английском и китайском, в Макао - существуют школы, в которых обучение ведется только на английском языке, также существует единственная школа, в которой преподавание всех дисциплин проходит на португальском. Следует отметить, что часто под китайским языком подразумевается кантонский диалект, хотя правительства районов проводят активную политику по распространению официального языка КНР - путунхуа.

В целом для школ материкового Китая, Тайваня, Гонконга и Макао характерна крайне высокая учебная нагрузка на учащихся. Учебный день составляет 8 часов и разделен на утренние занятия по основным предметам, таким как китайский и английский языки, математика, естествознание, гуманитарные науки и др., и занятиям по другим предметам, которые проходят после обеденного перерыва (музыка, изобразительное искусство, физкультура и др.). В Гонконге и Макао, в связи с тем, что они являются многоконфессиональными, в ряде учебных заведений в программу включено изучение основ религиозных культур [2]. Интересно отметить, что в школах материкового Китая несколько часов в неделю уделяется обязательной практике на фермах или мини-предприятиях [3; 5; 8].

Обязательные домашние задания, объем которых возрастает по мере перехода в следующий класс, выполняются в том числе и на каникулах. В целях совершенствования своих знаний и подготовки к экзаменам многие школьники после занятий посещают курсы дополнительного обучения.

Стоит отметить, что физическому развитию детей уделяется большое внимание - занятия по физкультуре проходят 2-3 раза в неделю. Кроме того, например, на Тайване в старшей школе введена военная подготовка, включающая основы гражданской обороны и начальные навыки обращения с огнестрельным оружием [14].

Для систем образования материкового Китая, Тайваня, Гонконга и Макао характерна ориентированность на получение высокого результата за счет строгой дисциплины, установленной кодексом школы, и на повышение уровня успеваемости учеников. Нацеленность школьника на получение высоких результатов, его конкурентоспособность формируются с момента его зачисления в начальную школу, так как высокие результаты, полученные в процессе обучения в начальной и средней школе, необходимы не только для поступления в престижный вуз, но и играют роль при дальнейшем трудоустройстве, оказывая непосредственное влияние на карьерный рост.

Литература

1. Болотов В.А., Ковалева Г.С. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5. С. 3-11.

2. Комиссаров С.А., А. И. Берсенева, Майер Б.О. Система образования Сянгана и Аомэня // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14. №4. С. 61-70.

3. Ли Сюй Эволюция принципа справедливости и его реализация в государственной образовательной политике Китая: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2015. 188 с.

4. Милосердова О.Ю. Проблемное поле мероприятий по оценке качества среднего общего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. 2016. Т. 2. Вып. 3(7). С. 56-62.

5. Неустроев С.С., Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В. Управление качеством общего образования и проблемы оценки его результативности // Человек и образование. 2017. №2(51). С. 4-8.

6. Новикова Л.А., Ушакова Л.К. Особенности среднего и высшего образования в Китае // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. №5-1. С. 224-230.

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Доступ из спав.-правовой системы «КонсультанПлюс».

8. Образование в Китае: высшее, школьное и дошкольное. Система образования в Китае [Электронный ресурс] // BusinessMan.ru: [сайт].

URL: https://businessman.ru/obrazovanie-v-kitae-vyisshee-shkolnoe-i-doshkolnoe-sistema-obrazovaniya-v-kitae.html (дата обращения: 04 декабря 2018 г.).

9. Основные результаты международного исследования PISA-2015. М., 2015. 20 с.

10. Результаты международного исследования TIMSS-2015. 4 класс. М., 2015. 16 с.

11. Результаты международного исследования TIMSS-2015. 8 класс. М., 2015. 16 с.

12. Робинсон К., Ароника Л. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 368 с.

13. Российские школьники - лучшие читатели в мире! (по результатам международного исследования PIRLS-2016). М., 2016. 16 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ручин В.А. Образование Тайваня в контексте парадигмы знаний // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. №2(25). С. 40-46.

15. Савина А.К. Особенности образования на острове Тайвань // Педагогика. 2011. №4. С. 98-107.

16. Степанова E.H. Социально-экономическая значимость образования на Тайване и гендерный вопрос // Общество и государство в Китае. 2012. №42-2. С. 174-179.

17. Rosario L., do. Education Reformer // Macao Magazine. 2011. Iss. 11. URL : http : //www. macaomagazine. net/index.php?option=com_content&view= article&id=204:educationreformer&catid=46:issue-11

Bazhilina Aleksandra Vladimirovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Senior scientific researcher, bazhilina.al@gmail.com

IVina Varvara Sergeevna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of Department, ilyina.vs@yandex.ru

THE REVIEW OF PRIMARY AND SECONDARY EDUCATION SYSTEMS OF MAINLAND CHINA, TAIWAN, HONG KONG

AND MACAU

Annotation

The systems of primary and general education of mainland China, Taiwan, Hong Kong and Macau through the findings of the international PISA, TIMSS and PIRLS studies are considered in the article.

Keywords:

primary education; general education; PISA; TIMSS; PIRLS; school; pupil.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.