Научная статья на тему 'Обзор систем менеджмента качества, применимых для ИТ-компании'

Обзор систем менеджмента качества, применимых для ИТ-компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заневская А. Г.

Устойчивое развитие организации, сохранение конкурентоспособного положения в отрасли, совершенствование ресурсной базы требует определенного уровня качества предоставляемых услуг. Данные требования устанавливаются государством, заказчиками, конкурентами и другими заинтересованными сторонами. Существует ряд систем менеджмента качества, которые включают в себя как теоретические принципы и определения менеджмента качества, так и практические рекомендации по повышению качества конечного продукта. Некоторые системы рассматривают организации в общем, другие направлены на определенную сферу деятельности. Для выбора системы менеджмента качества ИТ-компании необходимо рассмотрение наиболее применяемых систем на предмет соответствия особенностям сферы разработки программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OVERVIEW OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS APPLICABLE FOR THE IT COMPANY

Sustainable development of the organization, maintaining a competitive position in the Industry, improving the resource base requires a certain level of service quality. These requirements are set by the government, customers, competitors and other stakeholders. There are a number of quality management systems, which include both theoretical principles and definitions of quality management and best practices to improve the quality of the final product. Some systems are considering the organization in general, while others focus on a particular area of activity. The select of a quality management system for IT-company requires a review of the most used systems applying to the software development.

Текст научной работы на тему «Обзор систем менеджмента качества, применимых для ИТ-компании»

2. Alt-Simmons, R. Agile by design: an implementation guide to analytic lifecycle management / Richard Alt-Simmons. - Wiley, 2015. - 285 p.

3. Davis, H.W. Christopher. Agile Metrics in Action / H.W. Christopher Davis. -Manning, 2015. - 272 p.

4. Jobin, Kuruvilla. JIRA Development Cookbook/ Kuruvilla Jobin. - Packt Publishing Ltd, 2011. - 476 p.

5. Рассел, Арчибальд. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Арчибальд Рассел. - М:Академия АйТи, 2010; ДМК Пресс. - 464 с.

Alexander Zaikov IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL TOOLS FOR ENSURING THE SAFE USE OF THE PROJECT MANAGEMENT

SYSTEM IN IT-COMPANY Yanka Kupala State University of Grodno Summary

There are possibilities of Atlassian API (application programming interface) to customize JIRA and Confluence products were reviewed. Plugins have been created for project management and time tracking systems, as well as secure storage of documents in the IT-company.

УДК 005.6

Заневская А.Г.

ОБЗОР СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ПРИМЕНИМЫХ ДЛЯ

ИТ-КОМПАНИИ

Гродненский Государственный университет имени Янки Купалы

Особенностями сферы информационных технологий являются высокая скорость развития, непрерывное усовершеенствование технологий, увеличение рынка предоставляемых услуг, востреебованность продуктов в различных сферах деятельности. ИТ-сфера Республики Беларусь характеризуется наличием на рынке большого количества компаний, предоставляющих различные виды услуг, и возникновением новых, динамично развивающихся фирм.

Одним из ключевых критериев, влияющих на выбор заказчика из множества ИТ-компаний, является качество конечного продукта, непосредственно зависящее от качества ведения работ, качества управления, навыков персонала. Для существования и конкурентного преимущества компании на рынке ИТ-услуг, управление качеством должно быть внедрено во все аспекты её деятельности. Системы менеджмента качества предоставляют не только принципы работы, но и практические рекомендации по применению данных принципов в работе компании.

Принятие системы менеджмента качества является стратегическим решением организации, которое может помочь в улучшении ее

общей пригодности и предоставить надежную основу для инициатив по устойчивому развитию. [1]

Наиболее известными и популярными системами, которые менеджмент качества включает в себя, являются:

• ISO 9000 - система менеджмента качества, построенная на основе международных стандартов ISO серии 9000. Это одна из наиболее популярных и формализованных систем.

• Total quality management - система и философия управления. Главный принцип, по которому строится система управления - это принцип улучшения всего, что может быть улучшено в компании.

• Премии по качеству - еще один вариант системы качества. В разных странах существуют свои премии по качеству, например, Премия Деминга, Премия Балдриджа, European Foundation for Quality Management. Премий удостаиваются только лучшие организации, которые соответствуют установленным критериям премии.

• 6 сигма - методика улучшения качества процессов организации. Она фокусируется на выявлении и устранении причин различных несоответствий и дефектов.

Методика 6 сигма представляет собой набор инструментов качества и стратегий.

• Бережливое производство - это набор производственных практик, применение которых позволяет сократить издержки и повысить качество конечного продукта. В основе концепции бережливого производства лежит принцип, по которому расходование каких бы то ни было ресурсов организации, должно быть направлено только на создание ценности для конечного потребителя. Соответственно, любое потребление ресурсов, которое не увеличивает ценность, должно быть сокращено. Для этого используется набор различных методов, техник и инструментов менеджмента качества.

• Kaizen - философия и набор практик, направленных на постоянное улучшение процессов организации. Суть этого подхода заключается в том, чтобы выполнять пусть маленькие и незначительные улучшения, но выполнять их постоянно. В результате, через некоторое время, большое количество незначительных улучшений приведет к крупному усовершенствованию^].

• Capability Maturity Model Integration -методология, или процессный подход, разработанный Software Engineering Institute (SEI), помогающий идентифицировать и усовершенствовать ключевые компетенции, которые способствуют повышению производительности, качества и доходности организации.

Каждая из систем менеджмента качества имеет свои особенности для применения в ИТ-сфере.

Стандарты ISO серии 9000 имеют следующие преимущества для ИТ-сферы:

• признание на мировом уровне;

• универсальность для всех сфер.

Данный стандарт является общим: избыточно описаны процесс закупок, недостаточно учтены особенности каждого из процессов применительно к ИТ-сфере. Существует стандарт ISO-IEC 90003 Разработка программного обеспечения -Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 при разработке программного обеспечения, однако, он является международным - стандартизация в Республике Беларусь не осуществляется.

Принципы Total quality management применимы к ИТ-сфере, однако необходимо

учитывать особенности данной области:

• Ориентация на потребителя - потребитель определяет уровень качества разрабатываемого продукта в проектной документации, техническом задании.

• Вовлечение персонала - каждый сотрудник должен быть заинтересован в создании продукта наивысшего качества, важна эффективная работа в команде.

• Процессный подход - рассмотрение любой деятельности организации в качестве процесса позволяет усовершенствовать управление компанией, что применимо и для ИТ-сферы.

• Единство системы - данный принцип может быть не актуален для организаций, в которых не все подразделения взаимодействуют между собой: отдел тестирования и отдел разработки могут работать над разными продуктами в рамках отдельных проектов.

• Стратегический и систематический подход - повышение уровня качества может являться частью стратегического плана компании, вне зависимости от сферы деятельности.

• Непрерывное улучшение - повышение уровня знаний сотрудников, уменьшение количества дефектов являются неотъемлемыми в сфере ИТ.

• Принятие решений на основе фактов -оценка уровня работы сотрудников, качества продукта должна осуществляться при предварительной подготовке критериев оценки, не может вестись постоянно ввиду временных затрат персонала.

• Коммуникации - важная часть процесса повышения качества работы, однако необходимо подготовить перечень вопросов, позволяющих выявить проблемы, с учетом технических особенностей проекта и временными затратами.

Среди премий по качеству наиболее известной в Республике Беларусь является Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, учрежденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 ноября 1998 г. № 1705 в соответствии с [3], однако эта награда не учитывает особенности какой-либо сферы.

6 сигма - процессно-ориентированная методология. Основные элементы управления процессами по методологии 6 сигм включают в себя [2]:

• определение процессов, ключевых требований потребителей и владельцев процессов;

• измерение показателей, характеризующих выполнение требований потребителей и ключевых показателей эффективности процессов;

• анализ результатов полученных измерений и совершенствование механизмов управления процессами;

• контроль исполнения процессов на основе мониторинга «входов» процессов, хода исполнения операций, и «выходов» процессов и принятие мер по устранению проблем или отклонений от установленных требований.

Для компании необходимо внедрение процессного подхода, подразделение сотрудников по уровням владения данной концепции и выделение трех уровней управления, что может быть применено для ИТ-сферы. Преимуществом методологии является ее разработанность, большое количество примеров внедрения, наличие стандартов ISO 13053-1: 2011, ISO 13053-2: 2011. Однако, компании необходимо учесть временные и денежные затраты на обучение сотрудников.

Бережливое производство основано на сокращении затрат на сырье, что не является ключевым фактором в сфере разработки ПО. Однако, существует методология Бережливого производства программного обеспечения, в которой общие принципы методологии рассмотрены в рамках ИТ-сферы. Бережливое производство выделяет 8 видов потерь: транспортировка, запасы, движения, ожидание, перепроизводство, технология, дефекты, неправильная расстановка персонала.

1. Потери на транспортировку готовой продукции могут соответствовать потерям при изменении среды, в которой запускается ПО. Однако, данные потери возникают в связи с изменением требования заказчика.

2. Потери на запасы в рамках разработки ПО соответствует принципу YAGNI (You aren't going to need it) - разработка избыточной функциональности [4, c.229].

3. Потери от движения - причина потерь, связанная с заменой ПК сотрудника, например. Потери, в данном случае, являются редкими и нерегулярными.

4. Ожидание свидетельствует о пробле-

мах в управлении расписанием проекта либо о невыполнении требований участников проекта разработки.

5. Перепроизводство - следствие изменения требований заказчиком, для выполнения которых необходимо написание программного продукта «с нуля». Данная ситуация должна быть включена в реестр рисков.

6. Потери в связи с изменением используемых технологий должны быть включены в Реестр рисков проекта. Если изменение технологий инициировано заказчиком, потери являются его ответственностью.

7. Дефекты - являются частью процесса разработки, временные потери на исправление включены в процесс разработки.

8. Потери от неправильной расстановки персонала являются актуальными для ИТ-проектов.

Kaizen - методология, основанная на 5 элементах:

• Командная работа - в ИТ-сфере рассматриваются проектные команды, необходимо рассмотрение организации в целом.

• Персональная дисциплина - методология должна быть понятна каждому сотруднику, как необходимость соблюдения данных принципов.

• Моральное состояние - организация работы с персоналом необходима вне зависимости от сферы деятельности.

• Кружки качества - требуют обучения сотрудников, предоставления времени на их организацию и проведение.

• Предложения по улучшению - необходимый элемент организации вне зависимости от сферы деятельности.

Capability Maturity Model Integration -методология, разработанная непосредственно для ИТ-сферы, включающая в себя принципы процессного подхода. Другие ее достоинства - быстрое развитие, детальное рассмотрение практических методов для ИТ-сферы, наличие системы уровней. Недостатками являются длительность и сложность внедрения.

Заключение. Обзор систем менеджмента качества с учетом особенностей ИТ-сферы позволяет сделать следующие выводы:

1. Из числа рассмотренных систем необходимо отдельно рассматривать Бережливое производство ПО и Capability Maturity

Model Integration, так как в них учтены особенности ИТ-сферы.

2. Стандарты ISO серии 9000 являются наиболее базовой методологией, содержащей фундаментальные принципы системы менеджмента качества. Наличие данного стандарта у компании является обязательным для некоторых заказчиков и общепринятым в национальном сегменте ИТ-отрасли.

3. Методология Kaizen, которая сконцентрирована на работе с персоналом вне зависимости от сферы деятельности, может быть применена совместно с другими СМК.

4. Использование процессного подхода в каждой из методологий свидетельствует о необходимости представления деятельности организации в виде процессов до внедрения системы менеджмента качества.

References:

1. Gosudarstvennyj standart Respubliki Belarus' STB ISO 9001-2015 «Sistemy menedzhmenta kachestva»

2. Proekt «Menedzhment kachestva» [Elektronnyj resurs] / KPMS, 2007 - 2016.-Rezhim dostupa: http://www.kpms.ru/General_info/ Quality_management.htm. - Data dostupa: 25.12.2016.

3. Gosudarstvennyj komitet po standartizacii Respubliki Belarus' [Elektronnyj

resurs] / Gosstandart, 2001 - 2016. - Rezhim dostupa: -http://www.gosstandart.gov.by/ Konkyrsu-vobl-kach_prem-pravit.php - Data dostupa: 25.12.2016.

4. Preston G. Smith, Flexible Product Development: Building Agility for Changing Markets. / Preston G. Smith. — John Wiley & Sons, 2007. - 320 c.

Zaneuskaya A. G. THE OVERVIEW OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS APPLICABLE FOR THE IT COMPANY Yanka Kupala State University of Grodno Summary

Sustainable development of the organization, maintaining a competitive position in the Industry, improving the resource base requires a certain level of service quality. These requirements are set by the government, customers, competitors and other stakeholders. There are a number of quality management systems, which include both theoretical principles and definitions of quality management and best practices to improve the quality of the final product. Some systems are considering the organization in general, while others focus on a particular area of activity. The select of a quality management system for IT-company requires a review of the most used systems applying to the software development.

УДК 004.633

О.Р. Мысливец

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ УДАЛЕННЫХ

ФАЙЛОВ В NTFS

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Файловая система NTFS является наиболее распространённой файловой системой и в большинстве случаев именно носители информации с файловой системой NTFS являются объектом компьютерно-технической экспертизы. В зависимости от умений и навыков злоумышленника и самого противоправного деяния, процесс анализа файловой системы может различаться. Однако, несмотря на все возможные различия в подходах, один

принцип анализа файловой системы остается неизменным - это анализ удаленных файлов.

В файловой системе NTFS процесс удаления файлов не отличается какой-либо сложностью. При удалении файла его запись MFT освобождается, а именно значение поля Flags структуры FILE_RECORD_SEGMENT_HEADER [1] устанавливается равным 0. Также освобождаются занимаемые файлом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.