Научная статья на тему 'ОБЗОР СЕРТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОЙ ПОМОЩИ(PERSON-CENTERED CARE CERTIFICATION®) МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ PLANETREE INTERNATIONAL, США'

ОБЗОР СЕРТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОЙ ПОМОЩИ(PERSON-CENTERED CARE CERTIFICATION®) МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ PLANETREE INTERNATIONAL, США Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ПАЦЕНТОЦЕНТРИЧНОСТЬ / ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СЕРТИФИКАЦИЯ PERSON-CENTERED CARE CERTIFICATION®

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хайруллин И.И., Рахматуллин Р.Э., Габитова С.Е.

В статье представлен обзор программы сертификации медицинских организаций по человекоцентричной медицинской помощи (Person-Centered Care Certification®), разработанной некоммерческой организацией Planetree International, и описание основных сертификационных критериев. Представлена краткая характеристика и истории компании Planetree International.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хайруллин И.И., Рахматуллин Р.Э., Габитова С.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW ОF THE PERSON-CENTERED CARE CERTIFICATION® OF THE PLANETREEINTERNATIONAL ORGANIZATION, USA

The article presents an overview of the Person-Centered Care Certification® program for healthcare organizations, developed by the non-profit organization Planetree International, as well as a description of the main certification criteria. A brief description and a history of the Planetree International company is also presented.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР СЕРТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОЙ ПОМОЩИ(PERSON-CENTERED CARE CERTIFICATION®) МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ PLANETREE INTERNATIONAL, США»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2021-9-81-87 УДК: 614.2

ОБЗОР СЕРТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОЙ ПОМОЩИ (PERSON-CENTERED CARE CERTIFICATION®) МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ PLANETREE INTERNATIONAL, США

И.И. Хайруллина, Р.Э. Рахматуллинь , С.Е. Габитовас

а, b, c Фонд международного медицинского кластера.

a https://orcid.org/0000-0002-6182-915X; b https://orcid.org/0000-0002-0060-618X; c https://orcid.org/0000-0002-5599-9777.

И Автор для корреспонденции: Рахматуллин Р.Э.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен обзор программы сертификации медицинских организаций по человекоцентричной медицинской помощи (Person-Centered Care Certification®), разработанной некоммерческой организацией Planetree International, и описание основных сертификационных критериев. Представлена краткая характеристика и истории компании Planetree International.

Ключевые слова: человекоцентричная медицинская помощь, пациентоориентированность, пацентоцентричность, пациент-ориентированная модель, личностно-ориентированная медицинская помощь, сертификация Person-Centered Care Certification®.

Для цитирования: Хайруллин И.И, Рахматуллин Р.Э., Габитова С.Е. Обзор сертификации человекоцентричной помощи (Person-Centered Care Certification®) международной компании Planetree International, США // Менеджер здравоохранения. 2021; 9:81-87. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-9-81-87.

ORIGINAL PAPER

REVIEW OF THE PERSON-CENTERED CARE CERTIFICATION® OF THE PLANETREE INTERNATIONAL ORGANIZATION, USA

I.I. Khayrullina, R.E. Rakhmatullinb , S.E. Gabitovac

a b c International Medical Cluster Foundation.

a https://orcid.org/0000-0002-6182-915X; b https://orcid.org/0000-0002-0060-618X; c https://orcid.org/0000-0002-5599-9777.

H Corresponding author: Rakhmatullin R. E.

ABSTRACT

The article presents an overview of the Person-Centered Care Certification® program for healthcare organizations, developed by the non-profit organization Planetree International, as well as a description of the main certification criteria. A brief description and a history of the Planetree International company is also presented.

Keywords: human-centered healthcare, patient-orientation, patient-centricity, patient-oriented model, person-centered care, Person-Centered Care Certification®.

For citation: Khayrullin 1.1., Rakhmatullin R.E, Gabitova S.E. Review of the Person-Centered Care Certification® of the Planetree International organization, USA // Manager Zdravoohranenia. 2021; 9:81-87. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-9-81-87.

© XaiïpynnuH l/l.l/l, PaxMarynnuH P.3, iaëuTOBa C.E, 2021 r.

№3 Manager

2021 ZdrevoochrBnenie ,

'Менеджер

здравоохранения

Сегодня в системах здравоохранения по всему миру сформировался важный тренд в направлении «пациентоцентричности» или «пациентоориентированности». Согласно данным отчета компании Прайсуотерхаускуперс (Price-waterhouseCoopers) в последние годы наблюдается переход от традиционной модели здравоохранения, ориентированной вокруг врача, к модели, ориентированной на пациента, и далее, к модели, ориентированной вокруг пациента и его семьи [1, С. 10, 21]. Россия также поддерживает этот тренд, где все чаще используется понятие «пациентоориентированности», как одного из ключевых элементов оказания современной медицинской помощи.

Термин «пациентоориентированность» вместе с тем пока не получил своего однозначного научного определения, хотя попытки к этому предпринимаются. В российской научной среде исследуются разные отдельные аспекты данного понятия, среди которых влияние пациеентоориентирован-ности врача на вовлеченность пациента в лечение [2], пациент-ориентрованная модель управления медицинской организацией [3], пациент-ориентированная система оказания медицинской помощи в условиях цифровой трансформации [4], клиен-тоориентироанность медицинских учреждений [5] и другие. Кроме того, формирование пациентоори-ентированной среды в медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы стимулируется, в том числе за счет предоставления специальных грантов лучшим по качеству обслуживания пациентов медицинским организациям [6].

Вместе с тем, конкретные, специфичные и измеряемые методики создания пациентоориентиро-ванной медицинской организации остаются малоизученными в России. Ряд авторов отмечают, что внедрение принципов пациентоориентированности еще далеко от завершения и требуется дополнительный научный поиск для лучшего понимания данной концепции, а также определенная политическая и административная воля для поддержки данного направления и формирования разумных ожиданий [7, 8].

В связи с этим значительный интерес для России представляет изучение опыта единственной международной сертификации в области пациентоо-риентированной медицинской помощи компании Planetree International (США), а также обзор основных компонентов программы сертификации че-ловекоцентричной помощи (Person-Centered Care Certification®).

Компания Planetree International является некоммерческой организацией, сотрудничающей с более чем 800 медицинскими организациями в 30 странах мира с целью продвижения культуры чело-векоцентричной помощи. Компания была основана в 1978 году Анжеликой Тьеррио (Angelica Thieriot), после ее неудачного опыта получения медицинской помощи в одной из больниц Сан-Франциско [9].

Основная философия компании Planetree International - доброта, забота и уважение, направленные на гуманизацию здравоохранения во всем мире. Подход компании подчеркивает качество человеческих отношений и заботливого общения, важность вовлечения медицинского персонала к глубокой цели своей работы и создания практических инструментов по привлечению пациентов и членов семьи в качестве активных участников и партнеров по оказанию медицинской помощи [10, С. 2].

Первые проекты и исследование практик внедрения пациенториентированной модели Planetree, в которых пациент рассматривался как партнер при оказании медицинской помощи появились в конце 80-х - начале 90-х годов 20 века в медицинских организациях США [11, 12, 13]. Первый организационный проект по внедрению принципов Planetree был осуществлён в Тихоокеанском пресвитерианском медицинском центре Сан-Франциско (San Francisco's Pacific Presbyterian Medical Center) в 1985 году [14]. В 1995 году в журнале The Joint Commission Journal On Quality Improvement представлен детальный анализ результатов внедрения проекта Planetree в университетской клинике в Нью-Йорке [15].

В 2001 году в США возник дополнительный интерес к концепции пациентоориентированности, когда Национальная медицинская академия США (прошлое название Институт медицины, (Institute of Medicine) в своём докладе «Преодоление пропасти качества» определила «уход, ориентированный на пациента» (patient-centeredness), как один из шести ключевых аспектов качественного здравоохранения наряду с безопасностью (safety), результативностью (effectiveness), эффективностью (efficiency), равноправием (equity) и своевременностью (timeliness). При этом данный термин был определен как «уход, который уважает и реагирует на индивидуальные предпочтения, потребности и ценности пациента и обеспечивает, чтобы ценности пациента определяли все медицинские решения» [16]. Концепция стала предметом дополнительных научных исследований о влиянии пациентоориен-тированных подходов на результаты медицинской

Менеджер

здравоохранения /

Manager №3

ZdrevoochrBnenÍB 202 1

помощи, способствовала появлению специалистов по работе с пациентами и консультантов по вопросам пациентов и семей. Кроме того, термин начал фигурировать в миссиях и маркетинговых кампаниях медицинских организаций. При этом все еще существовало отсутствие точного понимания и основных элементов, необходимых для создания и поддержания организационной культуры ориентированности на пациента. Для преодоления данного вакуума и создания конкретных механизмов внедрения концепции компания Planetree International в 2007 году представила первый стандарт программы развития ориентированности на пациента/резидента (Patient-/Resident-centered Designation Program), представляющий структурированную основу для оценки систем и процессов, необходимых для реализации и поддержания данных практик в медицинской организации. Программа была составлена на основании строгого процесса отбора и согласования ее компонентов в котором участвовали пациенты, их семьи, медицинские и немедицинские работники, а также на основании имеющихся научных исследований [10, С. 5].

В 2017 году Национальная медицинская академия США добавила важный аспект в понимание ориентированности на пациента, а именно как медицинскую помощь, планируемую, оказываемую, управляемую и постоянно совершенствуемую в активном партнерстве с пациентами и их семьями, а также интегрирующую медицинские цели, предпочтения и ценности пациента. Данный аспект предусматривает партнерское определение целей и вариантов медицинской помощи и постоянную оценку соответствия медицинской помощи целям пациента [17].

C учетом этой эволюции в 2017 году компания Planetree International выпустила обновленный стандарт сертификации Person-Centered Care Certification®, в котором уже не использовался термин «ориентированность на пациента», а введен новый термин «человекоцентричная помощь» (Person-Centered care).

По мнению Planetree International этот тонкий сдвиг в терминологии соответствует подходу к здравоохранению, который рассматривает людей как нечто большее, чем совокупность частей тела и их медицинских состояний. Кроме того, когда дело доходит до того, как люди видят себя и как они хотят, чтобы их видели другие, редко «пациент» является основным определением их идентичности.

Они являются многомерными человеческими существами, забота о которых должна быть оказана в целостной форме, удовлетворяющей весь спектр их потребностей и предпочтений. Другими словами, это подход, который в первую очередь фокусируется на человеке и его ощущениях. Кроме того, чтобы действительно способствовать здоровью, хорошему самочувствию и целостному уходу, нужно выйти за рамки истории болезни человека и перечня его жалоб и симптомов, и рассмотреть его вне системы оказания медицинской помощи. Другим важным элементом человекоцентричной помощи сертификационной программы является учет опыта и потребностей членов семьи пациента, медицинских работников, а также глубокое понимание социальных детерминант, влияющих на здоровье конкретного человека [10, С. 6].

Структура программы сертификации человекоцентричной помощи (Person-Centered Care Certification®)

Программа сертификации человекоцентричной помощи представляет структурированную основу для внедрения и оценки организационных систем, процессов и практик, с целью повышения качества предоставляемых услуг, повышения лояльности пациентов и вовлеченности персонала путем создания постоянно обучающейся человекоцентричной организационной культуры, управляемой мнением пациентов [10, С. 9].

Программа включает в себя пять разделов, содержащих 26 критериев. Детальное описание разделов и критериев приведено в таблице 1. По каждому из разделов существует от 4 до 7 критериев, которым соответствует определённое количество максимальных баллов, которые может получить организация. Общее количество баллов составляет 160, которые равномерно распределены между пятью разделами, баллы для критериев варьируются в диапазоне от 2 до 15 баллов. Полное детальное описание программы сертификации (Person-Centered Care Certification® Program Manual, 2020 revision) представлено на официальном сайте Planetree International [10].

Следует отметить, что в полной англоязычной версии программы сертификации для каждого критерия предусмотрены так называемые измеримые элементы (measurable elements). Например, для критерия 1.1 (Наличие в организации мультидисциплинарного комитета, (включающего медицинских и немедицинских

Г'

С

«КС

->

№ 3 Manager

2021 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

-гР

а

Разделы и критерии сертификации человекоцентричной помощи (Person-Centered Care Certification®) 2020 года

m

о

Таблица 1

Раздел/ Критерии Баллы

Раздел 1. Создание организационных структур, способствующих взаимодействию (Create orgаnizational structures that promote engagement)

Критерий 1.1. Наличие в организации мультидисциплинарного комитета (включающего медицинских и немедицинских работников, пациентов и членов их семей), осуществляющего надзор за практиками человекоцентричной помощи в медицинской организации. 6

Критерий 1.2. Наличие квалифицированного специалиста (или команды специалистов), координирующего деятельность и проекты человекоцентричной помощи и подчиняющегося непосредственно руководителю организации. 2

Критерий 1.3. Структура и процесс улучшений в области человекоцентричной помощи опирается на партнерские отношения между руководством, персоналом, пациентами и их семьями для выявления, приоритизации, разработки и оценки мероприятий по совершенствованию в направлении человекоцентричной помощи. 13

Критерий 1.4. Подходы к работе с персоналом отражают философию человекоцентричной помощи в организации. Имеются доказательства того, что принципы человекоцентричной помощи интегрированы в следующее: • Должностные инструкции сотрудников. • Систему оценки эффективности сотрудников. • Систему вознаграждения и признания сотрудников. • Скрининг, отбор и ориентацию новых сотрудников. 7

Критерий 1.5. Физическая инфраструктура включает в себя элементы, которые поддерживают совместное участие пациентов и их родственников в оказании медицинского ухода пациенту, включая (по мере возможности, в зависимости от типа организации): минимизацию физических барьеров для общения; наличие пространств, которые с комфортом вмещают семью и друзей; наличие пространств, которые поддерживают образование пациента в сфере здоровья и доступ к необходимой информации (библиотеки и др.); • беспрепятственный и удобный доступ к зданию; • четкие и понятные маршруты движения пациентов и посещающих к месту назначения; • палаты, уважающие честь и достоинство пациентов; • доступ к естественному освещению и элементам природы; • наличие открытых пространств. 4

Раздел 2. Соединение ценностей, стратегии и действий (Connect values, strategies and action)

Критерий 2.1. Цели человекоцентричной помощи организации разрабатываются совместно с пациентами и их семьями и интегрируются в стратегический план организации. 8

Критерий 2.2. Руководство регулярно взаимодействует с сотрудниками на всех уровнях организации с целью непрерывного улучшения в направлении человекоцентричной помощи. 7

Критерий 2.3. Все сотрудники организации обучаются и учавствуют в реализации человекоцентричной помощи на постоянной основе. 7

Критерий 2.4. Организация сотрудничает с другими общественными институтами (например, жилищными службами, религиозными учреждениями, школами, социальными службами, фондами и т.д.) для решения социальных детерминант, которые могут повлиять на доступ человека к медицинской помощи и практикам укрепления здоровья, с акцентом на уязвимые группы населения. 10

Раздел 3. Внедрение практик, способствующих партнерству (Implement practices that promote partnership)

Критерий 3.1. Существуют системы поддержки активного участия пациентов и членов их семей в коммуникации с членами медицинской команды внутри одной организации и между разными медицинскими организациями. Это включает в себя (в зависимости от условий оказываемой помощи и с учетом предпочтений пациента и его семьи) коммуникацию от смены к смене, междисциплинарную коммуникацию, коммуникацию между уровнями и условиями медицинской помощи/ухода, а также совместные конференции по планированию медицинской помощи/уходу. 4

Критерий 3.2. Во время лечения пациенты имеют доступ к своим медицинским данным и плану лечения. 4

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

Zdrevoochrenenie 202 1

Критерий 3.3. Используются методы оценки предпочтительного стиля общения, культуры и способностей пациентов понимать медицинские концепции и требования, связанные с управлением их здоровьем. Эти оценки используются для проведения информационно-просветительской деятельности (в том числе при выписке пациента, если применимо) в порядке, который учитывает предпочтения, уровень понимания, культурные и лингвистические особенности человека. 4

Критерий 3.4. Применяется практика для оценки и устранения социальных детерминант здоровья человека, включая те, которые связаны с доступом к медицинской помощи, барьерами для самоуправления здоровьем и формированием здорового образа жизни. 4

Критерий 3.5. Гибкое, 24-часовое присутствие семьи поддерживается политикой и практикой организации. Ограничения присутствия совместно разрабатываются пациентом, его близким окружением и командой по медицинской помощи. Ограничения основаны на предпочтениях пациента, особенностях лечения, соглашениях с соседями по палате и соображениях безопасности. 3

Критерий 3.6. Существуют процессы формирования партнерства с пациентом и членами его семьи/друзьями с целью их участия в мероприятиях по медицинской помощи и повышения их способности управлять медицинскими потребностями пациента вне конкретного эпизода оказания медицинской помощи. 4

Критерий 3.7. Организация сотрудничает с другими местными медицинскими организациями по всему континууму медицинской помощи с целью улучшения координации медицинской помощи, коммуникации и обмена информацией, с учетом потребностей каждого человека, особенно имеющих хронические заболевания и переходящих с одного этапа лечения на другой. •

Раздел 4. Знание того, что имеет значение (Know what matters)

Критерий 4.1. Предпринимаются усилия по поощрению бережного отношения и сострадательного общения с пациентами. 6

Критерий 4.2. Цели лечения пациентов документируются и предоставляются всей медицинской команде. Процессы совместного с пациентом планирования медицинской помощи включают информирование пациентов о доступных вариантах медицинской помощи, поощрение участия пациентов и их семей в совместном принятии решений, формирование пациентами своих пожеланий относительно лечения и обеспечение того, чтобы планы медицинской помощи соответствовали документированному выбору и целям пациентов. 7

Критерий 4.3. Особые потребности различных социо-культурных групп населения анализируются, документируются и удовлетворяются. 5

Критерий 4.4. Существуют системы документирования предпочтений пациентов, связанных с повседневной деятельностью, культурными нормами и духовными верованиями, комплементарной и альтернативной медициной, уходом в конце жизни (паллиативная помощь) и социальной поддержкой. 9

Критерий 4.5. Создан механизм поддержки персонала с акцентом на: • эмоциональную поддержку и сочувствие; • укрепление здоровья; • участие в принятии решений, влияющих на функциональную деятельность и роль на работе; • другие элементы, определенные персоналом в качестве приоритетных. 5

Раздел 5. Использование фактических данных для стимулирования улучшений (Use evidence to drive improvement)

Критерий 5.1 Стратегия и процесс улучшений включают в себя регулярный сбор и анализ данных о результатах деятельности организации и оценку эффективности в соответствии с целями или целевыми показателями. 2

Критерий 5.2. Организация собирает и оценивает количественные данные о: • показателях качества медицинской помощи; • безопасности пациентов; • пациентском опыте; • вовлеченности и удовлетворенности медицинского и немедицинского персонала; • культуре безопасности медицинской организации. 6

Критерий 5.3. Количественные данные свидетельствуют об очевидном улучшении (или устойчиво высоких показателях) опыта пациентов, вовлеченности персонала, а также качестве и безопасности медицинской деятельности. 15

Критерий 5.4. Данные о деятельности медицинской организации являются общедоступными. 3

Критерий 5.5. Существуют механизмы, позволяющие пациентам и семьям своими собственными словами делиться о своем опыте, предоставлять обратную связь и точку зрения о всей деятельности организации. Эти качественные данные используются для определения мероприятий по улучшению и их оценке. 6

г« ft

Г'

С

#хс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 3 Manager

2021 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

работников, пациентов и членов их семей), осуществляющего надзор за практиками человекоцентричной помощи в медицинской организации) существует 6 измеримых элементов:

1.1.1. Имеется документация о деятельности комитета за последние 12 месяцев, свидетельствующая о том, что его деятельность хорошо налажена, а участники регулярно встречаются (1 балл).

1.1.2. Представители каждой из следующих групп приняли участие в 100% из 3 последних встреч комитета: пациенты и их семьи; неуправленческий персонал; управленческий персонал; медицинский персонал; немедицинский персонал (1 балл).

1.1.3. Работа комитета согласована со стратегическими и оперативными целями организации (согласно критерию 2.1) (1 балл).

1.1.4. Руководитель высшего звена принял участие как минимум в 8 из последних 12 встреч (1 балл).

1.1.5. Медицинский сотрудник высшего звена принял участие как минимум в 8 из последних 12 встреч (1 балл).

1.1.6. Текущий состав комитета свидетельствует о его соответствии критериям присутствия представителей (1 балл).

Всего в рамках всей программы сертификации существует 111 таких измеримых элементов. Кроме того, оригинальная программа сертификации дает пояснение по каждому из критериев и измеримых элементов, что делает программу понятной и прак-тикоориентированной.

В зависимости от количества баллов, которые набирает организация по итогам анализа представленной документации, а также аудита реализации критериев, она может получить три уровня отличия в области человекоцентричной помощи: бронзовый лейбл Planetree Certified -96-119 баллов; серебряный лейбл Planetree Certified - 120-143 балла; золотой лейбл Planetree Certified - 144 балла и более.

В настоящее время в разных странах мира насчитывается 180 медицинских организаций, прошедших сертификацию Planetree Certified, при этом бронзовый лейбл имеют 29 медицинских организаций, серебренный лейбл - 57 медицинских организаций, золотой лейбл - 94 медицинские организации. Среди медицинских организации, имеющих золотой лейбл можно выделить такие известные медицинские центры, как больница Джонса Хопкинса, США (The Johns Hopkins Hospital), сеть медицинских центров Sharp HealthCare, США и другие. Следует отметить что существует много сертифицированных организаций в Европейских странах (Нидерланды, Швеция, Франция, Бельгия), в странах Ближнего Востока (Турция, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия) и Азии (Малазия). При этом на сайте организации Planetree International в настоящее время отсутствует информация о сертифицированных организациях на территории Российской Федерации или стран СНГ [18].

С учетом активного интереса к данной концепции на территории Российской Федерации, а также пациентоориентированности как приоритета работы министерства здравоохранения, определенной министром здравоохранения РФ М.А. Мурашко в 2020 году [19], данная система сертификации может быть, безусловно, очень полезна для более глубокого изучения, а также потенциального пилотирования ее элементов в медицинских организациях на территории Российской Федерации. Кроме того, на основании имеющегося многолетнего опыта сертификации Planetree может быть выстроена собственная национальная система сертификации человекоцентричной медицинской помощи. При этом, безусловно, потребуется более детальное понимание терминов и сути каждого из критериев оригинальной программы, а также адаптация оригинальной программы с учетом особенностей Российской специфики деятельности медицинских организаций.

1. Отчет PriceWaterhouseCoopers (июль 2018 года). Исследование эффективности здравоохранения в городах мира. issledovanie-effectivnosti-zdravoohraneniya-v-gorodah-mira.pdf (pwc.ru) (Дата обращения: 24.08.2021).

2. Царанов К. Н, Пивень Д.В., Линденбратен А.Л., Тарбастаев А.Г. Влияние пациентоориентированности врача на вовлеченность пациента в лечение // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-patsientoorientirovannosti-vracha-na-vovlechennost-patsienta-v-lechenie (Дата обращения: 29.07.202l).

3. Шахабов И. В., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Ключевые аспекты пациент-ориентированной модели управления медицинской организацией // Научное обозрение. Медицинские науки. - 2020. -№ 3. - С. 34-38; URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1112 (Дата обращения: 15.09.2021).

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochreneniB 202 1

4. Хальфин Р. А., Мадьянова В.В., Столбов А.П., Ефимова А.О., Качкова О.Е. Концепция организационной модели пациент-ориентированной системы оказания медицинской помощи в условиях цифровой трансформации здравоохранения // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2019. - № 11-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-organizatsionnoy-modeli-patsient-orientirovannoy-sistemy-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-v-usloviyah-tsifrovoy (Дата обращения: 29.07.2021).

5. Бурцева О.С., Стукен Т.Ю. Клиентоориентированность медицинских учреждений: ожидания населения и готовность медицинских организаций // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2016. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/klientoorientirovannost-meditsinskih-uchrezhdeniy-ozhidaniya-naseleniya-i-gotovnost-meditsinskih-organizatsiy (Дата обращения: 24.08.2021).

6. Постановление Правительства Москвы 25 июля 2017 г. № 485-ПП «О предоставлении медицинским организациям государственной системы здравоохранения города Москвы грантов в целях формирования циентоориентированной среды». https://www.mos.ru/upload/documents/docs/485-PP.pdf (Дата обращения: 24.08.2021).

7. Хальфин Р.А., Мадьянова В. В., Качкова О. Е, Демина И.Д., Кришталева Т. И, Домбровская Е.Н, Мильчаков К.С., Розалиева Ю.Ю. Пациентоориентированная медицина: предпосылки к трансформации и компоненты // Вестник РУДН. Серия: Медицина. - 2019. - № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ patsientoorientirovannaya-meditsina-predposylki-k-transformatsii-i-komponenty (Дата обращения: 22.07.2021).

8. Харисов А.М., Сухотерин А.Ф., Селезнев П.С., Качкова О.Е, Чаленко Н.Н. Трансформация здравоохранения к пациентоориентированной модели // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2019. - № 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ transformatsiya-zdravoohraneniya-k-patsientoorientirovannoy-modeli (Дата обращения: 24.08.2021).

9. Интервью с основателем компании Planetree Анжеликой Тьеррио (Angelica Thieriot) https://planetree. org/ conversation-with-planetree-founder-angelica-thieriot/ (Дата обращения: 22.07.2021).

10. Planetree. org. Person-Centered Care Certification Program Manual https://planetree.org/person-centered-care-certification-program-manual/ (Дата обращения: 22.07.2021).

11. Martin D.P., Hunt J.R., Hughes-Stone M, Conrad D.A. The Planetree Model Hospital Project: an example of the patient as partner. Hosp Health Serv Adm. 1990 Winter; 35(4): 591-601. PMID: 10107389.

12. Orr R. A new design for modern healthcare: the Planetree project. World Hosp. 1987 Oct; 23(3-4): 38-40. PMID: 10285589.

13. Martinsons J The Planetree model: personalized patient care. Trustee. 1990 Sep; 43(9): 8-9, 17. PMID: 10106232.

14. Jenna J.K. Toward the patient-driven hospital. Healthc Forum. 1986 Jul-Aug; 29(4): 52-9. PMID: 10277591.

15. Blank A.E, Horowitz S, Matza D. Quality with a human face? The Samuels Planetree model hospital unit. Jt Comm J Qual Improv. 1995 Jun;21(6):289-99. doi: 10.1016/s1070-3241(16)30149-3. PMID: 7550786.

16. Crossing the Quality Chasm: A New Health System for the 21st Century Institute of Medicine (US) Committee on Quality of Health Care in America. Crossing the Quality Chasm: A New Health System for the 21st Century. Washington (DC): National Academies Press (US); 2001. PMID: 25057539.

17. Frampton S, Guastello S, Hoy L, Naylor М, Sheridan S, Johnston-Fleece M. 2017. Harnessing Evidence and Experience to Change Culture: A Guiding Framework for Patient and Family Engaged Care. NAM Perspectives. Discussion Paper, National Academy of Medicine, Washington, DC. https://doi.org/10.31478/201701f (Дата обращения: 22.07.2021).

18. Planetree. org. Planetree Person-Centered Care Certified Sites https://planetree. org/planetree-person-centered-care-certified-sites/ (Дата обращения: 22.07.2021).

19. Vademecum (23 января 2020 года). Мурашко назвал пациентоориентированность приоритетом работы Минздрава. https://vademec.ru/news/2020/01/23/murashko-nazval-patsientoorientirovannost-prioritetom-raboty-minzdrava/ (Дата обращения: 22.07.2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Хайруллин Ильдар Индусович - канд-т мед. наук, доктор делового администрирования, генеральный директор Фонда международного медицинского кластера, г. Москва, Россия.

Ildar I. Khayrullin - D.Sc. (Medicine), Doctor of business administration, CEO at International Medical Cluster Foundation, Moscow, Russia.

E-mail: i.khayrullin@mimc.global

Рахматуллин Рауль Эрнстович - советник генерального директора Фонда международного медицинского кластера, г. Москва, Россия.

Raul E. Rakhmatullin - CEO adviser at International Medical Cluster Foundation, Moscow, Russia. E-mail: R.Rakhmatullin@mimc.global

Габитова Светлана Евгеньевна - канд-т мед. наук, директор по медицине Фонда международного медицинского кластера, г. Москва, Россия.

Svetlana E. Gabitova - D.Sc. (Medicine), Medical Director at International Medical Cluster Foundation, Moscow, Russia. E-mail: S.Gabitova@mimc.global

«КС

№ 3 Manager

2021 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.