Научная статья на тему 'Обзор рынка противомигренозных средств'

Обзор рынка противомигренозных средств Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1447
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРЕНЬ / MIGRAINE / ПРОТИВОМИГРЕНОЗНЫЕ СРЕДСТВА / РЫНОК / MARKET / ТРИПТАНЫ / ANTIMIGRAINE DRUGS / TRIPTANS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Прожерина Юлия

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), головная боль является самой распространенной жалобой среди пациентов, обращающихся к врачу [1]. В 95% случаев головная боль носит первичный характер, то есть не является симптомом или следствием какого-либо сопутствующего заболевания. Наиболее часто встречающимися формами первичной головной боли являются мигрень и головная боль напряжения [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antimigraine drugs market overview

According to the World Health Organization (WHO), headaches are among the most common complaints in patients seeking a doctor advice. In 95% of cases of headache, it is of a primary character, i.e. it is not a symptom or consequence of any accompanying diseases. The most frequent forms of primary headaches are migraine and tension-type headache.ccording to the World Health Organization (WHO), headaches are among the most common complaints in patients seeking a doctor advice. In 95% of cases of headache, it is of a primary character, i.e. it is not a symptom or consequence of any accompanying diseases. The most frequent forms of primary headaches are migraine and tension-type headache.

Текст научной работы на тему «Обзор рынка противомигренозных средств»

противомигренозных средств

НОЯБРЬ

PEME0UUM

россиискии и зарубежный рынки

Юлия ПРОЖЕРИНА, «Ремедиум»

Обзор рынка

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), головная боль является самой распространенной жалобой среди пациентов, обращающихся к врачу [1]. В 95% случаев головная боль носит первичный характер, то есть не является симптомом или следствием какого-либо сопутствующего заболевания. Наиболее часто встречающимися формами первичной головной боли являются мигрень и головная боль напряжения [2].

Мигрень — хроническое заболевание нервной системы, наиболее частым и характерным проявлением которого являются эпизодически возникающие сильные и мучительные приступы головной боли, преимущественно в одной половине головы [2]. Распространенность мигрени во всем мире составляет порядка 12,6% [3], а в России достигает 20% [4]. Мигренью страдают в основном люди трудоспособного возраста от 20 до 45 лет. У мужчин приступы мигрени возникают реже, чем у женщин, и обычно имеют меньшую степень выраженности [5]. Выделяют две основные формы этого заболевания — мигрень без ауры и мигрень с аурой. Все формы мигрени значительно ухудшают качество жизни пациентов [6]. Более того, ВОЗ обращает внимание на то, что мигрень является одним из 20 наиболее инвалидизирую-щих заболеваний в мире [3]. В связи с этим грамотный подход к лечению этой патологии имеет важное социальное значение.

В силу сложившихся укладов для лечения мигрени до сих пор широко приме-

Ключевые слова:

мигрень, противомигренозные средства, рынок, триптаны

няются простые анальгетики. При этом не всегда учитывается тот факт, что ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства могут назначаться лишь на начальных этапах фармакотерапии, при мигрени слабой и умеренной степени выраженности. Кроме того, эти ЛС не всегда и не для всех пациентов оказываются эффективны [7].

Помимо простых анальгетиков, для лечения мигрени разработаны специальные противомигренозные средства — триптаны и производные эрготамина [3, 4, 7]. Эти ЛС оказывают направленное действие против мигрени и с каждым годом получают все более широкое применение.

По данным IMS Health, объем розничного коммерческого рынка противомигре-нозных средств1 России за 8 мес. 2015 г.

1 Учитывались объемы продаж ЛС АТС-группы N02C «Противомигренозные препараты».

(ГГО) составил 663,8 млн руб. в ценах конечного потребления, или 2,3 млн упаковок. Рынок отличается устойчивым ростом продаж. Среднегодовой темп роста рынка (CAGR) за период с 2010 по 2015 г. оказался на уровне 18% в рублях и 16% в упаковках (рис. 1). Наибольший объем продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении занимают препараты из группы триптанов: суматриптан, элетриптан и золмитриптан. На долю продаж всех триптанов приходится почти 98% в упаковках и в рублях. При этом основной объем реализации составляют ЛС на основе суматриптана (90,3% в упаковках и 84,1% в рублях). Доля эрготаминсодержа-щих препаратов крайне невелика — порядка 2,4% в стоимостном и натуральном выражении (рис. 2).

Широкая популярность триптанов объясняется их высокой эффективностью. Согласно обзору, проведенному в 2015 г. членами Американского общества головной боли, именно триптаны признаны основными ЛС для купирования острых мигренозных приступов [3]. Триптаны представляют собой селективные агонисты серотониновых 5-НТ1-рецепторов. Механизм действия этих ЛС связан со способностью сужать расширенные краниальные сосуды головного мозга за счет стимуляции 5-НТ1В-рецепторов стенки сосудов и регулировать выброс вазоактивных нейропептидов при стимуляции 5-НТш-рецепторов, расположенных на пресинаптической мембране тригеми-нальных ноцицепторов. Триптаны, в отличие от анальгетиков, обладают способностью купировать не только головную боль, но и сопутствующие симптомы — тошноту, рвоту, свето- и звуко-боязнь [4, 9, 10].

Суматриптан является первым вышедшим на рынок представителем данной группы ЛС и считается «золотым стандартом» среди препаратов для купирова-

Keywords: migraine, antimigraine drugs, market, triptans

According to the World Health Organization (WHO), headaches are among the most common complaints in patients seeking a doctor advice. In 95% of cases of headache, it is of a primary character, i.e. it is not a symptom or consequence of any accompanying diseases. The most frequent forms of primary headaches are migraine and tension-type headache.

Julia PROZHERINA, Remedium. ANTIMIGRAINE DRUGS MARKET OVERVIEW.

обзор рынка противомигренозных средств

ршшиим

НОЯБРЬ

41

рисуно^1 Динамика розничного коммерческого рынка противомигренозных ЛС

YTD авг '10 YTD авг '11 YTD авг '12 YTD авг '13 YTD авг '14 YTD авг '15 | | — объем продаж, млн руб. Q — объем продаж, млн уп.

Источник: розничный аудит IMS Health

ляется более экономичным вариантом при пересчете на стоимость одной таблетки.

Одним из ЛС на основе суматриптана является Рапимед (таблетки по 50 и 100 мг по 2 и 6 штук в упаковке). Препарат появился на рынке в 2013 г. и с этого момента демонстрирует уверенный рост продаж. Так, среднегодовой темп роста продаж препарата Рапимед за период с 2013 по 2015 г. оказался выше роста рынка противомигренозных ЛС в целом и составил +60% в рублях и +42% в упаковках (рис. 4), что свидетельствует о его высоком потенциале и растущей востребованности среди потребителей. По итогам 8 мес. 2015 г. было продано более 40 тыс. упаковок этого ЛС на сумму почти 19,0 млн руб.

ния приступов мигрени. Эффективность суматриптана доказана многочисленными плацебо-контролируемыми исследованиями, а также длительным опытом его применения [4]. Суматриптан включен в стандарт первичной медико-санитарной помощи при мигрени [8]. Суматриптан выпускается в форме таблеток по 50 и 100 мг, а также в виде спрея для интраназального введения. Наиболее востребованной формой выпуска сумат-риптана являются таблетки в дозировке 100 мг по 2 шт. в упаковке (доля 51% в упаковках, рис. 3) и по 50 мг №2 (доля 38% в упаковках). Суматриптан в форме выпуска по 6 таблеток в упаковке удобен для пациентов, часто сталкивающихся с проблемой мигрени. При этом приобретение препарата в крупной фасовке яв-

Высокий прирост продаж препарата обусловлен рядом преимуществ перед конкурентами. Во-первых, Рапимед представляет собой продукт высокого качества, который производится крупным фармацевтическим производителем Айат в Исландии. Во-вторых, благодаря грамотной ценовой политике компании Рапимед является препаратом, доступным для широкого круга потребителей и в то же время выгодным для аптек с точки зрения получения прибыли со среднего чека, т. к. относится к сегменту среднего ценового диапазона. В наиболее востребованной дозировке 100 мг №2 приобретение ЛС Рапимед обходится пациенту дешевле (335 руб. за 1 упа-

рисунол 2 Доля продаж противомигренозных препаратов по составу за 8 мес. 2015 г.

рисуно^з Структура продаж препаратов на основе суматриптана за 8 мес. 2015 г.

Руб. ^—1 Упак. 3 4 5 3 —_ 1

3 Г ^— с*

1 — таблетки 100 мг №2, 48% 2 — таблетки 50 мг №2, 26% 3 — таблетки 100 мг №6, 17% 4 — таблетки 50 мг №6, 8% 5 — спрей назальный 20 мг 0,1 мл 1 доза, 1% 1 — таблетки 100 мг №2, 51% 2 — таблетки 50 мг №2, 38% 3 — таблетки 100 мг №6, 6% 4 — таблетки 50 мг №6, 4% 5 — спрей назальный 20 мг 0,1 мл 1 доза, 1% Источник: розничный аудит IMS Health

PEMEOUUM

российский и зарубежный рынки

Динамика розничных продаж препарата Рапимед

20

Ч 15

10

-| 50

40 с

30

20

YTD авг '13 YTD авг '14 YTD авг '15

| | — млн руб. Q — млн уп.

Источник: розничный аудит IMS Health

иболее распространенными из них являются стресс и умственные перегрузки, недостаток или избыток сна, голод или переедание, некоторые продукты питания (сыр, шоколад, консервы и др.) и напитки (кофе, чай, вино и др.) [2, 3, 5]. Безусловно, грамотно подобранная фармакотерапия является залогом успешного купирования приступов мигрени [3, 4]. С этой целью может быть использован хорошо зарекомендовавший себя препарат на основе суматриптана Рапимед. Ра-пимед блокирует все механизмы развития мигренозной боли, помогает с первой таблетки и эффективен на любой стадии приступа [9, 10].

42

РИСУНОК

5

Средневзвешенные цены на препараты суматриптана 100 мг в фасовках №2 и 6 за 8 мес. 2015 г.

1 000

800

600

400

200

№2

№6-

Имигран Сумамигрен

Рапимед Амигренин Суматриптан- Суматрип- Суматриптан Сумамигрен Тева тан-OBL

Рапимед

Источник: розничный аудит IMS Health

I I — цена за 1 уп., руб. Q — цена за 1 таб., руб.

РИСУНОК

0

ковку), чем покупка оригинального препарата (451 руб.) и некоторых других брендированных дженериков (рис. 5)-Для людей, страдающих частыми приступами мигрени, или же для желающих закупить препарат «про запас» имеется возможность приобрести ЛС в более экономичной, при пересчете на стоимость одной таблетки, упаковке по 6 таблеток. Помимо ЛС Рапимед, форму выпуска №6 на рынке имеет только ЛС Сумамигрен, но в наиболее востребованной дозировке по 100 мг он обходится потребителю дороже (рис. 5).

Лечение и профилактика мигрени должны носить комплексный характер. Важное значение имеет выявление и дальнейшее избегание пациентом триггеров, провоцирующих приступы мигрени. На-

ИСТОЧНИКИ

1. Всемирная организация здравоохранения. Информационный бюллетень №277. Октябрь 2012.

2. Данилов А.Б. Диагностика и лечение головной боли. Руководство для врачей общей практики, семейной медицины и других специальностей. М., 2011. С. 11, 24-25.

3. Свиридова Н.К. Особенности диагностики и лечения головной боли, связанной с приступами мигрени. Лки Украши, 2015. 1: 4-8.

4. Азимова Ю.Э. Мигрень: современный взгляд на классификацию, патофизиологию и специфическую терапию. Медицинский совет, 2014. 5: 27-29.

5. Bhatia MS, Gupta R. Migraine: Clinical pattern and psychiatric comorbidity. Ind. Psychiatry J., 2012. 21. 1: 18-21.

6. Осипова В.В., Табеева Г.Р. Первичные головные боли: диагностика, клиника, терапия. Практическое руководство. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2014. С.78.

7. Gilmore B, Michael M. Treatment of Acute Migraine Headache. Am. Fam. Physician., 2011. 83. 3: 271-280.

8. Приказ Минздрава России от 24.12.2012 №1550н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при мигрени (дифференциальная диагностика и купирование приступа)»».

9. Амелин А.В., Игнатов Ю.Д., Скоромец А.А., Соколов А.Ю. Мигрень (патогенез, клиника, лечение). М.: МЕДпресс, 2011. 265 с.

10. Инструкция по применению препарата Рапимед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.