Научная статья на тему 'Обзор рынка НПВП в первой половине 2002г'

Обзор рынка НПВП в первой половине 2002г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимергалиев Антон

В обзоре представлен анализ сегмента препаратов, относящихся к фармакологической группе НПВП (нестероидные противовоспалительные препараты). По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией RMBC, за первое полугодие 2003 г. доля сегмента НПВП составила около 3% от общего объема аптечных продаж ГЛС в денежном выражении 1. По сравнению с аналогичным периодом 2002 г. объем продаж сегмента увеличился на 16%, что превышает соответствующий показатель для российского розничного рынка ЛС в целом (10,2%). Количество пред-ставленных в аптечной продаже торговых наименований ЛС данного сегмента (без учета производителя) сократилось со 122 до 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор рынка НПВП в первой половине 2002г»

ршшиим

ноябрь 2003

СПОНСОР РУБРИКИ

_О/

АПТЕКИ

"»о«

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

Антон ТИМЕРГАЛИЕВ, ИМВС

Обзор рынка НПВП

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2003 г,

В обзоре представлен анализ сегмента препаратов, относящихся к фармакологической группе НПВП (нестероидные противовоспалительные препараты). По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией RMBC, за первое полугодие 2003 г. доля сегмента НПВП составила около 3% от общего объема аптечных продаж ГЛС в денежном выражении1. По сравнению с аналогичным периодом 2002 г. объем продаж сегмента увеличился на 16%, что превышает соответствующий показатель для российского розничного рынка ЛС в целом (10,2%). Количество представленных в аптечной продаже торговых наименований ЛС данного сегмента (без учета производителя) сократилось со 122 до 113.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Согласно «Государственному реестру ЛС», в России на 15 июля 2003 г. было зарегистрировано 227 торговых наименований, относящихся к фармакологической группе НПВП2 (без учета производителей и лекарственных форм). С учетом производителя и без учета лекарственных форм сегмент включает в себя 418 зарегистрированных торговых наименований. Из

ЮБИЛЕИ ЭНАПА

В гостинице «Мариотт Тверская» состоялась пресс-конференция, посвященная роли фармакологических препаратов в современном лечении гипертонической болезни и других заболеваний сердечно-сосудистой системы. Пресс-конференция прошла в рамках Российского национального конгресса кардиологов. Поводом для проведения встречи врачей и журналистов послужило 15-летие успешного клинического применения одного из наиболее известных и эффективных ингибиторов АПФ — Энапа, производимого словенской фармакологической компанией ^КА. Энап относится к препаратам первого выбора для больных артериальной гипертензией, а также страдающих сердечной недостаточностью. На пресс-конференции выступили представители компании ^М, ведущие российские ученые.

Соб. инф.

ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ

В Москве прошел двухдневный семинар «Качество лекарственных средств: контроль качества и способы защиты от подделок». О степени важности проводимого мероприятия говорит тот факт, что на открытии семинара с приветственным словом выступил председатель Совета директоров AIPM Жак Фарж, отметив, что в настоящее время защитить фармрынок от подделок можно только путем объединения усилий федеральных и региональных органов, отвечающих за качество ЛС.

Соб. инф.

них на долю отечественных производителей приходится 209 регистраций, и столько же — на долю зарубежных компаний.

Среди иностранных производителей по количеству регистраций в сегменте лидируют индийские и германские компании, на которые приходится 42 и 24 торговых наименования соответственно. В 2003 г. (до 15 июля) в сегменте было произведено 27 регистраций, из них 7 регистраций новых торговых наименований, 2 регистрации ранее присутствовавших на рынке препаратов новыми производителями и 18 перерегистраций. Из 7 новых зарегистрированных торговых наименований 4 — зонтичные брэнды3 отечественных производителей (табл. 1). Иностранные компании зарегистрировали два новых торговых наименования — Апонил и Стрепфен. Более половины препаратов анализируемого сегмента входят в Перечень

жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) — это препараты, относящиеся к МНН ацетилсалициловая кислота, диклофенак, ибупро-фен, кетопрофен, лорноксикам и мело-ксикам — всего 116 торговых наименований без учета производителя.

ТОРГОВЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

Сегмент нестероидных противовоспалительных препаратов характеризуется высокой концентрацией. Из 113 представленных в сегменте в первой половине 2003 г. торговых наименований на долю 20 лидеров пришлось 82% продаж сегмента в денежном выражении, на долю 10 лидеров — около 60%.

В целом, если состав «двадцатки» за анализируемый период изменился в небольшой степени, то изменения внутри списка лидеров можно охарактеризовать как значительные (табл. 2). Позиции лидеров продаж в сегменте НПВП, препаратов Диклофенак и Фас-тум, за анализируемый период не изменились. При этом темпы роста объемов аптечных продаж данных ЛС в денежном выражении были несколько ниже, чем сегмента в целом, что отразилось в незначительном снижении их долей. Тем не менее можно отметить, что Диклофе-нак единственный в «двадцатке» лидеров неименной4 дженерик, чьи продажи за анализируемый период имели положительную динамику. Объемы аптечных продаж других неименных дженериков, Индометацина и Ацетилсалициловой кислоты, сократились по сравнению с I полугодием 2002 г. на 18 и 5% соответственно, что отразилось на их позициях в «двадцатке».

Продажи большинства других препа-ратов-дженериков диклофенака, вошедших в «двадцатку», снизились. В первую очередь среди таких препаратов можно выделить Диклоген (падение на 33%), а также Ортофен (падение на 15% в денежном выражении). Исключение составили лишь Вольта-рен и Вольтарен эмульгель компании Шуаг^, чьи продажи выросли на 45 и 22% соответственно, а их суммарная доля в продажах сегмента НПВП —

*Здесь и далее - в оптовых ценах, допп. США.

2 С учетом лекарственных форм и компаний-производителей зарегистрировано 540 торговых наименований НПВП.

3 Понятие «зонтичный брэнд» объединяет торговые наименования, образованные от названия МНН, к которому они принадлежат, например, Диклофенак-Акри.

4 Препарат, торговое наименование которого совпадает с МНН.

АПТЕКИ

_О» "v

СПОНСОР РУБРИКИ

ноябрь 2003

РШШШМ

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЗОР РЫНКА НПВП В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2003 г.

таблица i| Регистрации новых торговых наименований НПВП в 2003 г.

Торговое наименование Производитель МНН

Апонил Medochemie Ltd. Нимесулид

Ацетилсалициловая кислота-УБФ Уралбиофарм Ацетилсалициловая кислота

Веро-Диклофенак Верофарм Диклофенак

Диклофенак-Акри Акрихин Диклофенак

Диклофенак-Альтфарм Альтфарм Диклофенак

Ортофер Брынцалов-А Диклофенак

Стрепфен Boots Pharmaceuticals Флурбипрофен

Источник: «Государственный реестр ЛС»

примерно на 1 процентный пункт. Наибольший рост долей в продажах сегмента в I половине 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. был отмечен у препаратов Найз компании Dr. Reddy's Laboratories (1,5 п.п.) и Кетонал производства Lek D.D. (1,3 п.п.). Также можно отметить появление в «двадцатке» Финал-геля компании Boehringer Ingelheim GmbH, чьи продажи, благодаря мощной рекламной поддержке, выросли более чем в 2,5 раза, что позволило ему подняться на 11 позиций в списке и войти в «двадцатку» лидеров по итогам I полугодия 2003 г.

МНН/ГРУППИРОВОЧНЫЕ НАЗВАНИЯ5 I

Изменения структуры списка лидеров сегмента нестероидных противовоспалительных препаратов по МНН отчасти схожи с изменениями в «двадцатке» торговых наименований (табл. 3). Позиции МНН диклофенак и кетопрофен остались без изменений, МНН кеторолак, благодаря росту продаж Кетанова и Кеторола, поднялось на 1 позицию вверх. Несмотря на рост продаж Вольтарена, суммарная доля

5 Далее в тексте - просто МНН.

РАСКРЫВАЯ ГРАНИ ПАРТНЕРСТВА

В начале ноября в московской гостинице «Ренессанс» в форме дискуссии прошел «круглый стол» на тему «Дистрибьютор, аптека, потребитель: грани сотрудничества», организованный фармацевтической группой РОСТА. Может ли дистрибьютор взять на себя заботу о покупателях, как найти компромисс между эффективными продажами и фармацевтической этикой, каким образом провизор должен совмещать в себе фармацевта, врача и успешного продавца — эти и другие вопросы обсуждались на «круглом столе». Было подчеркнуто, что компания РОСТА видит свою роль не только в дистрибьюции, но и решении многих других проблем, касающихся лекарственного обеспечения.

Соб. инф.

ноябрь 2003 СПОНСОР РУБРИКИ

ОБЗОР РЫНКА НПВП В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2003 г. КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

МНН диклофенак в продажах НПВП в денежном выражении снизилась на 2 п.п. и составила 30%. Доля МНН кетопрофен, за счет роста продаж Кетонала и несмотря на снижение доли лидирующего торгового наименования, Фастума, выросла с 12 до 14%.

В наибольшей степени в денежном выражении выросли объемы продаж МНН ни-месулид (в 2,1 раза) и мелоксикам (на 66%), однако доли этих МНН в общем объеме продаж сегмента НПВП относительно невелики и составляют 6 и 2% соответственно.

В целом доли ведущих МНН в продажах сегмента за анализируемый период менялись в меньшей степени по сравнению с позициями отдельных торговых наименований, относящихся к данным МНН. Исключение здесь составляет МНН индо-метацин, продажи которого упали аналогично продажам торгового наименования Индометацин, лидирующего в данном МНН.

Кумулятивная доля 10 лидирующих МНН составила в I полугодии 2003 г. 95% продаж сегмента НПВП. Концентрация по МНН за год осталась без существенных изменений — в соответствующий период 2002 г аналогичный показатель составил 94%.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Из 20 производителей, лидирующих по объемам розничных продаж НПВП в денежном выражении в I половине 2003 г., только одна компания — Hexal Pharma — не входила в аналогичный список годом ранее (табл. 4). При этом, несмотря на стабильность состава, в структуре «двадцатки» произошли значительные изменения, свидетельствующие об активной конкурентной борьбе в сегменте. Среди компаний, вошедших в список 20 лидеров, наибольшего увеличения объемов продаж за анализируемый период добились Boehringer Ingelheim, за счет роста продаж Мовалиса и Финалгеля увеличивший продажи почти вдвое, и Lek D.D., увеличивший объем продаж на 67% благодаря росту реализации Кетонала. Также в значительной степени увеличили свои доли в сегменте Lannaher Hailmittel с лидирующим препаратом Тромбо АСС и Hexal Pharma (Диклофенак). Dr. Reddy's Laboratories вытеснил Ranbaxy со второго места, за счет двукратного роста продаж препарата Найз увеличив суммарный объем продаж своих НПВП в 1,5 раза.

таблица г| 20 ведущих торговых наименований НПВП по объемам

аптечных продаж в I полугодии 2002 и 2003 гг.

Место Торговое наименование Производитель

I полугодие 2003 г. I полугодие 2002 г.

1 1 Диклофенак Разные производители

2 2 Фастум Beriin-Chemie/Menarini Pharma

3 4 Кетанов Ranbaxy Laboratories

4 3 Индометацин Разные производители

5 7 Кеторол Dr. Reddy's Laboratories

6 10 Кетонал Lek D.D.

7 5 Ортофен Разные производители

8 9 Вольтарен Novartis

9 16 Найз Dr. Reddy's Laboratories

10 17 Тромбо АСС Lannacher Heilmittel

11 6 Ацетилсалициловая кислота Разные производители

12 13 Аспирин Разные производители

13 12 Нурофен Boots Heaithcare

14 14 Вольтарен Эмульгель Novartis

15 8 Долгит Doiorgiet

16 21 Мовалис Boehringer Ingelheim Pharma

17 18 Ксефокам Nycomed

18 29 Финалгель Boehringer Ingelheim Pharma

19 15 Упсарин Упса Bristoi-Myers Squibb

20 11 Диклоген Agio Pharmaceuticals

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

таблица э| 10 ведущих МНН НПВП по объемам аптечных

продаж в I полугодии 2002 и 2003 гг.

Место Лидирующие

I полу- I полу- МНН торговые

годие годие наименования

2003 г. 2002 г.

1 1 Диклофенак Диклофенак, Ортофен, Вольтарен

2 2 Кетопрофен Фастум, Кетонал

3 4 Кеторолак Кетанов, Кеторол

4 3 Ацетилсалициловая Ацетилсалициловая

кислота кислота

5 6 Ибупрофен Нурофен, Долгит

6 7 Нимесулид Найз, Нимулид

7 5 Индометацин Индометацин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 8 Пироксикам Финалгель, Пироксикам

9 12 Мелоксикам Мовалис

10 10 Лорноксикам Ксефокам

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

СПОНСОР РУБРИКИ ноябрь 2003

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЗОР РЫНКА НПВП В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2003 г.

ТАБЛИЦА 4 20 ведущих производителей НПВП 1

по объемам аптечных продаж в I полугодии 2002 и 2003 гг.

Место Производитель

I полугодие 2003 г. I полугодие 2002 г.

1 1 Berlin-Chemie / Menarini Pharma

2 3 Dr. Reddy's Laboratories

3 2 Ranbaxy Laboratories

4 4 Novartis

5 7 Lek D.D.

6 9 Boehringer Ingelheim Pharma

7 5 Boots Healthcare

8 11 Lannacher Heilmittel

9 12 Hemofarm

10 6 Dolorgiet

11 13 Акрихин

12 10 Bristol-Myers Squibb

13 14 Nycomed

14 19 Bayer

15 8 Agio Pharmaceuticals

16 15 Pfizer International

17 17 Promed Exports

18 20 GlaxoSmithKline

19 16 ICN Pharmaceuticals

20 28 Hexal Pharma

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC

Из компаний, чьи объемы продаж в сегменте наиболее заметно сократились по итогам I полугодия 2003 г., в первую очередь можно выделить ICN Pharmaceuticals Inc., потерявшую 40% за счет падения продаж своего лидирующего НПВП Отинум, Agio Pharmaceuticals (Диклоген) и Promed Exports (Дикло-Ф). При этом позиция Promed Exports в рейтинге не изменилась. В целом ситуацию, сложившуюся в I полугодии 2003 г. в «двадцатке» производителей, можно охарактеризовать следующим образом: если объемы аптечных продаж первых девяти компаний в списке (включая упавшую на две позиции Boots Pharmaceuticals) за анализируемый период заметно выросли, то продажи компаний, занимающих последующие места, снизились либо остались без значительных изменений. Исключения составили уже упоминавшаяся Hexal Pharma, а также Bayer и Nycomed.

Суммарная доля «десятки» лидеров выросла с 47% в I полугодии 2002 г. до 55% в 2003 г. Кумулятивная доля двадцати ведущих производителей в продажах сегмента увеличилась в меньшей степени и составила 70% против 66% год назад.

ВЫВОДЫ

Сегмент нестероидных противовоспалительных препаратов в I полугодии 2003 г. продемонстрировал заметный рост, опережающий рост аптечного рынка в целом, по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.

Состав как лидирующих торговых наименований, так и ведущих производителей по объему продаж НПВП не претерпел

Организаторы

ВТОРАЯ МОСКОВСКАЯ АССАМБЛЕЯ

41 ЗДОРОВЬЕ СТОЛИЦЫ"

1 а-19 декабря 2003г.

Здание Правительства Момвы, ^л. Новый Арбат, Зб.'Й

- Правительство Москвы

- Департамент здравоохранения города Москвы

- Информаичочно-выставочное агентство "'ИчфоМедФарм Диалог"

Проворится в ссртвсгствии о Рэспоря#сч1>чм прз витчльства Москвы 901-РП от Ой.ЕООЭг i В программа:

Н^учир-пр^ктнч^киу вднфсдонции'.^пя i'.p, 1чс:и т(;р;|псптав. га^трр^ит(;рулогг;11. ^ирс+фунолсгрр. нсфрупагуп чздаиопвгйв кирургдп. ыцйрцинргуртор. трзрмги^пугур. opmnuqcHJ., кцмбу^тисАПОЮО, ^iiiKniMrii:.'и:г:ш ¡и:.:ыiL'H.SIlull!г:пи. ii-_-ii-.ччг>>■■ злгзгпг1 фпиэиутруп :iiiK!ir!uoi. пр пгхт|irxi^ry оПм.;;г''И1.|1:пс< ■lII:; ,и .MHIIKCI'III I:I : :■: i.-: i: 11j 11 l it ' '|ii :JII.T:I,:IILTH rri:i.|LJ:j.-n:,.n| :■::■! I;I ммэ,1 MOJ IL-II IL-II -i i 11< >t№i 411

Канфирспцни:

' П.i il:■ ijl:-1i: жАнщннь! ЗДОрОДье 6y., i y i.i.n:'. Пйкй№нин"

"Профилактические направления ротчного здравоохранение" "Фармвцевгпмеская i:ry;t:f>;d города Мины'

Тим^ i ичвскм выставочная зкспошфн-

■'Новое- качества медицинских услуг и лекарственного- обеспечения населения Москвы" ^н» ИНФОРМАЦИОН НО-В ЫСТЛ BÜ Ч Н DE АГЕНТСТВО:

1U924Ü. Москва, ул. Николоямская. офлс id

Тел./факс: 915-2Í-Ü3, Гел.. iUS5>£rfÚ-Ü6-4?, &JÜ-Ü6-43.1ÚS-13-3U E-mail: info@infoma(Jfarm.m inf cmedfarmdialog. ru

ИНШСМЕДШДРМ

ДИАЛОГ

ноябрь 2003 СПОНСОР РУБРИКИ Т^АПТЕКИ

КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ

Юнна ГОРЯЙНОВА, ИМВС

Рейтинги российских фармдистрибьюторов

ПО ИТОГАМ II КВАРТАЛА 2003 г.

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных анализу дистрибьюции Российского фармацевтического рынка. В 2002 г. компания RMBC начала реализацию проекта, направленного на ранжирование национальных и региональных фармдистрибьюторов ряда крупнейших городов РФ. За период с момента последней публикации итогов исследования произошли события, в достаточной степени повлиявшие на ранговую структуру оптовых организаций.

38 |

ОБЗОР РЫНКА НПВП

значительных изменений, однако структура списков лидеров заметно изменилась.

Важным фактором, определившим изменение структуры продаж сегмента, помимо активной маркетинговой деятельности игроков рынка, стало изменение потребительского спроса, наблюдающееся в последнее время и, вероятно, связанное с ростом доходов населения. Об этом косвенно свидетельствует снижение продаж МНН ин-дометацин и дешевых препаратов МНН ацетилсалициловая кислота и дикло-фенак, уступающих позиции препаратам более «дорогих» МНН, в первую очередь кетопрофен, кеторолак и ни-месулид. Тем не менее МНН диклофе-нак в целом сохранило лидирующие позиции, занимая около трети сегмента по объему продаж в денежном выражении. Отчасти это можно объяснить активной рекламной поддержкой его лидирующего брэнда — Вольтарена, являющегося лидером среди НПВП и одним из лидеров среди ГЛС в целом по объемам рекламного бюджета в I половине6 2003 г.

Среди других лидеров по затратам на рекламу в сегменте НПВП можно выделить Нурофен, чье присутствие в сегменте, тем не менее, увеличилось не очень значительно по сравнению с другими лидерами, Фастум, чья доля, несмотря на рост продаж, сократилась, и уже упоминавшийся Финалгель, чьи объемы продаж показали наибольший рост в «двадцатке» лидеров. В сегменте НПВП представлено большое число производителей, значительная часть которых приходится на отечественные компании. Однако только «Акрихину» удалось войти в двадцатку лидеров по объемам продаж. Преобладают же среди лидеров сегмента компании из Европы, в первую очередь — западной, а также индийские производители. За счет вытеснения дешевых дженериковых препаратов отечественного и болгарского производства большинство лидеров сегмента в I полугодии 2003 г. заметно увеличили свое присутствие по сравнению с I полугодием 2002 г., что отразилось в росте суммарной доли «десятки» производителей с 47 до 55% по объему продаж в денежном выражении. ж

6 По данным Gallup Adfact.

Наблюдающаяся на протяжении ряда последних лет тенденция к глобализации фармбизнеса затронула и сферу дистрибьюции. Так, например, объединение дистрибьюторских компаний «РоссибФармация», «Фарм Там-да 77» и «Артромед» в ЗАО «РОСТА» позволяет ей претендовать на роль одного из крупнейших игроков российского фармацевтического рынка. Ранжирование дистрибьюторских организаций на регулярной основе позволяет в динамике отслеживать изменения в распределении сил основных игроков. Методика исследования (см. «Ремедиум» №№ 6, 10,11 за 2002 г.), как и прежде, подразумевает анализ предпочтений аптек как основных потребителей услуг фармдист-рибьюторов.

Определение перспектив собственного развития и стремление к стабильному положению обусловливают выбор аптеками наиболее привлекательных по ряду критериев дистрибьюторов. В конечном итоге это приводит к характерному распределению позиций в ранговой структуре. Так же, как и в 2002 г., в настоящем исследовании в качестве респондентов были приглашены директора розничных аптек, т.е. лица, непосредственно принимающие решение о выборе поставщиков. При составлении выборки оценивалось общее количество аптек с учетом формы собственности и ряда других важнейших параметров — статуса, специализации, месторасположения, что обеспечило адекватную оценку ситуации в каждом исследуемом регионе.

Учитывая неравномерное распределение государственной и частной форм собственности аптечных учреждений в регио-

нах России и лабильность сложившегося соотношения, выборка была сформирована в соответствии с реальной ситуацией на текущий момент. В опросе приняли участие 1094 директора розничных аптек в 16 регионах РФ (табл. 1).

Для определения отношения респондентов к факторам ценовой и неценовой конкуренции, влияющих на выбор дистрибьютора, в процессе анкетирования было предложено выбрать важнейшие критерии из предложенных шести:

♦ привлекательная цена;

♦ точность поставок;

♦ ассортимент;

♦ оперативность поставок;

♦ товарный кредит;

♦ доверительные отношения.

Затем респонденты выставили своим основным поставщикам оценки по четырехбалльной шкале по каждому из вышеперечисленных критериев. На основе полученных экспертных оценок и веса каждого критерия был рассчитан итоговый рейтинговый балл для каждого участника. Методикой данного исследования предусмотрена возможность ранжирования фармдистрибьюторов по любому отдельно взятому критерию. Оценивая значимость ценовых и неценовых факторов конкуренции, респонденты определяли свое отношение к наиболее значимым критериям оценки привлекательности дистрибьюторов. По сравнению с опросом, проводимым в 2002 г., директора розничных аптек несколько изменили свои приоритеты (табл. 2). Цена на лекарственные средства, предлагаемая оптовиками, стала в 2003 г. основным критерием выбора дистрибьютор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.