Научная статья на тему 'ОБЗОР РЫНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ'

ОБЗОР РЫНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

522
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергетические напитки / город Екатеринбург / обзор рынка / структура рынка / энергетики. / energy drinks / Yekaterinburg city / market overview / market structure / energy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкова Анастасия Геннадьевна

Данная статья включает в себя обзор рынка энергетических напитков города Екатеринбург. Авторы приводят рекомендуемые уровни содержания компонентов в безалкогольных тонизирующих напитках согласно действующей нормативной документации, а также анализируют их содержание в энергетических напитках известных марок. В статье энергетические напитки рассматриваются с точки зрения их объема, что позволяет дать адекватную оценку по материалу тары. Также было изучено состояние рынка энергетических напитков в аспекте стоимости продукции. Кроме этого авторы сравнивают ассортиментные показатели известных энергетических напитков и выделяют из них самые успешные по широте ассортимента различных вкусов. А затем определяют наиболее востребованные напитки среди студентов Уральского Государственного Экономического Университета путем социологического опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE ENERGY DRINKS MARKET IN YEKATERINBURG

This article includes an overview of the energy drinks market in Yekaterinburg. The authors provide recommended levels of components in non-alcoholic tonic drinks in accordance with the current regulatory documentation, as well as analyze their content in energy drinks of well-known brands. In the article, energy drinks are considered in terms of their volume, which allows us to give an adequate assessment of the container material. The state of the energy drinks market in terms of product cost was also studied. In addition, the authors compare the assortment indicators of well-known energy drinks and identify the most successful ones by the breadth of the assortment of different tastes. And then determine the most popular drinks among students of the Ural State University of Economics by means of a sociological survey.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР РЫНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ»

Международная научно-практическая конференция УДК 663.86.054.2

Бочкова Анастасия Геннадьевна Bochkova Anastasia Gennadievna

Студент Student

Уральский государственный экономический университет

Ural State University of Economics Мысаков Денис Сергеевич Myskov Denis Sergeevich к.т.н., доцент Ph.D., associate professor Уральский государственный экономический университет

Ural State University of Economics

ОБЗОР РЫНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ REVIEW OF THE ENERGY DRINKS MARKET IN YEKATERINBURG

Аннотация. Данная статья включает в себя обзор рынка энергетических напитков города Екатеринбург. Авторы приводят рекомендуемые уровни содержания компонентов в безалкогольных тонизирующих напитках согласно действующей нормативной документации, а также анализируют их содержание в энергетических напитках известных марок. В статье энергетические напитки рассматриваются с точки зрения их объема, что позволяет дать адекватную оценку по материалу тары. Также было изучено состояние рынка энергетических напитков в аспекте стоимости продукции. Кроме этого авторы сравнивают ассортиментные показатели известных энергетических напитков и выделяют из них самые успешные по широте ассортимента различных вкусов. А затем определяют наиболее востребованные напитки среди студентов Уральского Государственного Экономического Университета путем социологического опроса.

Abstract: This article includes an overview of the energy drinks market in Yekaterinburg. The authors provide recommended levels of components in non-alcoholic tonic drinks in accordance with the current regulatory documentation, as well as analyze their content in energy drinks of well-known brands. In the article, energy drinks are considered in terms of their volume, which allows us to give an adequate assessment of the container material. The state of the energy drinks market in terms of product cost was also studied. In addition, the authors compare the assortment indicators of well-known energy drinks and identify the most successful ones by the breadth of the assortment of different tastes. And then determine the most popular drinks among students of the Ural State University of Economics by means of a sociological survey.

Научные междисциплинарные исследования

Ключевые слова, энергетические напитки, город Екатеринбург, обзор рынка, структура рынка, энергетики.

Keywords: energy drinks, Yekaterinburg city, market overview, market structure, energy.

С увеличением ритма жизни современный человек всё меньше заботится о здоровом сне. Особенно высокий ритм жизни в больших городах: люди больше работают и меньше отдыхают. Поэтому сегодня появляется необходимость употреблять продукцию, способную повысить работоспособность организма в целом. При этом самое очевидное решение этой проблемы для большинства людей заключается в употреблении кофеиносодержащих продуктов, популярных ныне энергетических напитков и, безусловно, кофе. Рынок энергетических напитков является быстрорастущим. Примером такого рода можно считать рынок города Екатеринбург. Поэтому целью данной научной статьи стал анализ рынка энергетических напитков на территории МО «город Екатеринбург».

Проанализировав определения, данные ГОСТ Р52844-2007, было предложено следующее актуальное определение: Энергетический напиток - это безалкогольные напитки, содержащие кофеин и/или другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека с массово долей сухих веществ не менее 10%. Ниже представлена информация о дозировках компонентов, позволяющих создать требуемый тонизирующий эффект (табл. 1).

Таблица 1. Рекомендуемые уровни содержания некоторых компонентов в безалкогольных тонизирующих напитках, обеспечивающих оптимальный

тонизирующий эффект [0, с. 6]

Компонент Содержание (в мг/100 см3 напитка)

Кофеин 25-35

Субстраты и стимуляторы энергетического обмена: Таурин 300-400

L-карнитин 80-120

Международная научно-практическая конференция _Продолжение таблицы 1

Глюкуронолактон 150-240

Витамины и витаминоподобные вещества: Витамин Вз 6-8

Витамин Вз 1-2

Витамин Ве 1-2

Витамин В12 0,001-0,002

Инозит (Ве) 10-25

Кофеин - распространённый компонент, содержащийся во многих тонизирующих напитках, таких как чай, кофе, какао и проч. [0, с. 63]. Данное вещество является хорошим стимулятором нервной системы человека. Содержание кофеина в энергетических напитках равно содержанию кофеина в зеленом чае. При этом в кофейных напитках содержится в два раза больше кофеина, чем в энергетических [0].

Таурин является аминокислотой в свободной форме [0]. Вещество воспроизводится естественным путем в организме человека, оказывая «противотревожное» действие на центральную нервную систему, тем самым уменьшая симптомы беспокойства и страха, связанные с употреблением кофеина [0, с. 17]. Несмотря на это, польза от совместного действия таурина с кофеином до сих вызывает споры в научной среде.

Ь-карнитин - биологически активное вещество, схожее по структуре с витаминами группы В. По химическому составу - это аминокислота, участвующая в универсальных биохимических процессах организма. Эта особенность позволяет говорить о L-карнитине, как о полезной добавке, и применять его в самых широких спектрах медицины, включая косметологию и спортивную область [0, с. 703].

Глюкуронолактон - один из естественных метаболитов глюкозы в человеческом организме. Содержится также в крупах, красном вине и некоторых растительных смолах [0, с. 76]. Это важный компонент соединительной ткани

Научные междисциплинарные исследования организма человека. Никакими «энергетическими» свойствами не обладает, несколько улучшает выведение из организма токсичных продуктов обмена веществ. В энергетических напитках содержится в количестве, превышающем естественную суточную выработку в 250-500 раз. Эффект таких доз, равно как и взаимодействие с другими компонентами напитков, на данный момент до конца не изучен.

Витамины группы В - необходимые организму вещества, необходимые для многих биохимических реакций. В обычном рационе современного человека содержатся в достаточных количествах. Не обладают «энергетическими» свойствами [0, с. 19].

Далее были детально рассмотрены марки энергетических напитков, представленных на рынке г. Екатеринбурга (табл. 2).

Таблица 2. Энергетические напитки, представленные

на рынке г. Екатеринбург

№ Энергетический напиток Характеристика

1 ADRENALINE RUSH Производитель: PepsiCo. Состав: вода, сахар, диоксид углерода, регуляторы кислотности (лимонная кислота, цитрат натрия 3-замещенный, орто-фосфат калия 1-замещенный), таурин (240мг/100мл), L-карнитин (100мг/100мл), натуральный кофеин (30 мг/100мл), витамин С (25мг/100мл), инозит, экстракт семян гуараны, экстракт женьшеня, витамин В6 (0,8 мг/100мл), витамин В12 (0,4 мгк/100мл), краситель (бета-каротин), мальтодекстрин, натуральный ароматизатор «Adrenaline Rush». Энергетическая ценность на 100мл продукта: 230кДж (54 ккал). Углеводы 12,5 г. Белки 0,5 г.

2 BURN Производитель: Coca-Cola, затем Monster Beverage Corporation. Состав: очищенная газированная вода, сахар, регуляторы кислотности (лимонная кислота, цитрат натрия), таурин (230 мг/100 мл), ароматизаторы, кофеин (не более 30мг/100мл), консерванты (сорбат калия, бензоат натрия), стабилизаторы (гуммиарабик, эфры глицерина и смоляных кислот), ниацин, пантотеновая кислота, инозит (2мг/100мл), красители (тартразин, красный очаровательный АС), витамины (В3 - 5,8мг/100мл, В5- 1,1мг/100мл, В6 - 0,6мг/100мл,

№ Энергетический напиток Характеристика

В12 - 0,28мкг/100мл), экстракт гуараны, антиокислитель аскорбиновая кислота. Энергетическая ценность на 100мл продукта: 234кДж (56 ккал). Углеводы 13,5 г.

3 RED BULL Производитель: Red Bull GmbH. Состав: газированная вода, сахароза, глюкоза, регуляторы кислотности (лимонная кислота, карбонат натрия, карбонат магния), таурин (250мг/100мл), натуральный кофеин (32мг/100мл), глюкуронолактон, витамины (ниацин 8мг/100мл, пантотеновая кислота 2мг/100мл, В6 - 1,27мг/100мл, В12 - 1,9мкг/100мл), ароматизаторы, красители (сахарный колер I простой, рибофлавин). Энергетическая ценность на 100мл продукта: 194кДж (46 ккал). Углеводы 11 г.

4 NATURE RUSH Производитель: PepsiCo. Состав (для вкуса «красный грейпфрут»): вода, сахар, концентрированный сок красного грейпфрута, регуляторы кислотности (лимонная кислота, цитрат натрия 3-замещённый), минеральные соли (сульфат магния, сульфат цинка), натуральные ароматизаторы, стабилизаторы (пектины, гуммиарабик), антиокислитель аскорбиновая кислота, ниацин, пантотеновая кислота, витамины (B6, B12), экстракт корня женьшеня, красители (ликопин, каротины). Натурального кофеина не более 30 мг на 100 мл напитка. Энергетическая ценность на 100мл продукта: 116кДж (28 ккал). Углеводы 7,2 г. Натрий 0,01 г

5 FLASH UP Производитель: «Балтика». Состав: вода питьевая очищенная, сахар, вкусо-ароматическая основа «Энергия» (вода, регулятор кислотности - кислота лимонная, таурин, ароматизатор, антиокислитель - аскорбиновая кислота, кофеин (27мг/100мл), краситель - сахарный колер, ниацин 6мг, пантотеновая кислота (1,5мг/100мл), консервант - сорбат калия, витамин B6 (0,6мг/100мл), красители - рибофлавин и жёлтый хинолиновый, фолиевая кислота 53мкг), регулятор кислотности - кислота лимонная, консервант - бензоат натрия. Энергетическая ценность на 100мл продукта: 210кДж (50 ккал). Углеводы 12,5 г.

6 BULLIT Производитель: Bullit GmbH Состав: газированная вода, сахароза, глюкоза, регулятор кислотности (лимонная кислота, цитрат натрия), таурин 240мг/100мл, кофеин (30 мг/100мл), витамины (ниацин 7,2мг, аскорбиновая кислота, В6 0,8мг, В12 0,4мкг), пантотеновая кислота 2мг, ароматизаторы, красители (сахарный колер I простой, рибофлавин).

Научные междисциплинарные исследования

№ Энергетический напиток Характеристика

Энергетическая ценность на 100мл продукта. 198кДж (47 ккал). Углеводы 11 г.

7 TORNADO Производитель. Global Functional Drinks Состав. подготовленная вода, сахар, регуляторы кислотности кислота лимонная и цитрат натрия, ароматизатор, таурин (40мг/100мл), стабилизатор гуммиарабик, кофеин (30мг/100мл), краситель каротины, консервант бензоат натрия, витамины. пантотеновая кислота (В5), В6, фолиевая кислота (Вс), ниацин (РР). Энергетическая ценность на 100мл продукта. 180кДж (55 ккал). Углеводы 10,6 г.

8 POWERADE Производитель: The Coca-Cola Company. Состав. очищенная вода, декстроза, фруктоза, регуляторы кислотности (лимонная кислота, цитрат калия), минеральные компоненты (хлорид натрия, хлорид магния, хлорид кальция, фосфат калия), натуральные и идентичные натуральным ароматизаторы, стабилизаторы (гуммиарабик, эфиры глицерина и смоляных кислот), подсластители (сукралоза, ацесульфам калия), краситель синий блестящий FCF. Допускается наличие незначительного осадка минеральных солей. Минеральные вещества на 100мл. натрий - 51мг; калий - 13 мг; кальций - 1,4 мг; магний - 0,6мг. Энергетическая ценность на 100мл продукта. 67кДж (16 ккал). Углеводы 3,9г.

9 DRIVE ME Производитель. PepsiCo. Состав. вода, сахар, регулятор кислотности (Е330, E331(iii)), кофеин (не более 15мг/100мл), ароматизаторы, краситель (E150d), таурин, подсластители (аспартам, ацесульфам калия), антиокислитель (аскорбиновая кислота), ниацин (0,82мг/100мл), пантотеновая кислота(0,27мг/100мл), витамин В6 (0,09мг/100мл), фолацин (9мкг/100мл). Содержит источник финилаланина. Энергетическая ценность на 100мл продукта. 184кДж (43 ккал). Углеводы 10,5г.

10 Monster Energy Производитель. Monster Beverage Corporation Состав. вода подготовленная, сахар, декстроза, регуляторы кислотности - кислота лимонная и цитрат натрия 3-замещенный, таурин (230 мг/100 мл), ароматизатор, экстракт женшеня, мальтодекстрин, L-карнитина L-тартрат (40 мг/100мл), консервант сорбат калия, кофеин (30мг/100мл), консервант бензоат натрия, ниацин (8,5 мг/100мл), подсластитель сукралоза, экстракт гуараны, соль, глюкуронолактон (2 мг/100 мл), инозит (2 мг/100мл), витамин B6 (0,85мг/100мл), витамин В12 (1,3мкг/100мл), краситель антоцианы, витамин В2 (0,7мг/100мл).

№ Энергетический напиток Характеристика

Энергетическая ценность на 100мл продукта: 214кДж (50 ккал). Углеводы 11,8 г. Белки 0,2 г..

11 BLACK MONSTER Производитель: ООО ПК «Лидер» Состав: вода подготовленная, сахар, декстроза, регуляторы кислотности - кислота лимонная и цитрат натрия 3-замещенный, таурин (230 мг/100 мл), ароматизатор, экстракт женшеня, мальтодекстрин, L-карнитина L-тартрат (40 мг/100мл), консервант сорбат калия, кофеин (30мг/100мл), консервант бензоат натрия, ниацин (8,5 мг/100мл), подсластитель сукралоза, экстракт гуараны, соль, глюкуронолактон (2 мг/100 мл), инозит (2 мг/100мл), витамин В6 (0,85мг/100мл), витамин В12 (1,3мкг/100мл), краситель антоцианы, витамин В2 (0,7мг/100мл). Энергетическая ценность на 100мл продукта: 214кДж (50 ккал). Углеводы 11,8 г. Белки 0,2 г.

12 TURBO Производитель: ООО "ПК "Аквалайф" Состав: вода артезианская подготовленная, сахар, регулятор кислотности кислота лимонная, пищевые добавки: таурин (120 мг/100мл), мальтодекстрин, кофеин натуральный (30 мг/100мл), ароматизаторы, витамины: С (8,5мг/100мл), В3(2,43мг/100мл), В5 (0,81мг/100мл), В6 (0,27мг/100мл)), В9(27мкг/100мл); Красители сахарный колер IV и тартразин Е102, экстракт гуараны, экстракт женьшеня, консервант бензоат натрия. Энергетическая ценность на 100мл продукта: 215кДж (50 ккал). Углеводы 12,5г.

На основании данных таблицы 1 и 2 можно сделать вывод, что представленные энергетические напитки не превышают норму содержания кофеина, L-карнитина, глюкуронолактона.

Далее представлена структура энергетических напитков по объёму тары, предоставляемой производителями (рис. 1).

Объем

6%

6%

13%

0,5 л 0,25 л 0,33 л 0,355 л

Рис. 1. Структура рынка энергетических напитков по объему, л

Научные междисциплинарные исследования

Из представленной диаграммы видно, что производители отдают предпочтения выпуску энергетических напитков объемом 0,5 л. Чуть меньше популярен объем 0,25 л. Здесь стоит отметить, что в энергетических напитках, ввиду наличия в них кофеина, существует ограничения на суточное потребление, которое у разных производителей колеблется в пределах 0,499 - 0,600 л.

Ниже представлена структура рынка энергетических напитков по материалу упаковки (рис. 2).

Упаковка

Жестяная 53%

Рис. 2. Материал упаковки

На основании второй диаграммы можно сделать вывод, что энергетических напитков в жестяной упаковке чуть больше, чем в ПЭТ-бутылке. Это связано с особенностями хранения и возможностями производителя, потому что при хранении энергетических напитков не допустимо попадание внутрь солнечных лучей, а защищенность от света лучше всего обеспечивает именно жестяная банка. ПЭТ-бутылка же является хорошей дешевой альтернативой при правильном ее использовании.

Ниже представлен текущий ассортимент энергетических напитков г. Екатеринбург (рис. 3).

Международная научно-практическая конференция BLACK TURBO; 1

MONSTER; 1

Monster

Energy; 3 DRIVE ME ; 1

POWERADE ; 2

TORNADO ; 1

BULLIT; 1

NATURE RUSH; 3

FLASH UP; 1

ADRENALIN E RUSH; 8

Рис. 3. Ассортимент энергетических напитков

Из данной диаграммы можно сделать вывод о том, что больше всего ассортимент у энергетического напитка марки «Adrenalin Rush» (восемь вкусов).

Далее изучалась экономическая ситуация на рынке энергетических напитков. Ниже представлены данные о стоимости напитков (табл. 3).

Таблица 3. Анализ структуры рынка эн. напитков по стоимости [7]

Название напитка Объем напитка Цена Цена в переводе на литр

ADRENALINE RUSH 0,5 129 258

BURN 0,5 114 228

RED BULL 0,25 63,9 256

NATURE RUSH 0,325 93,6 288

FLASH UP 0,5 45 90

BULLIT 0,5 83,5 167

TORNADO 0,45 40 89

POWERADE 0,5 78 156

DRIVE ME 0,5 57 114

Monster Energy 0,5 37 74

BLACK MONSTER 0,5 62 124

TURBO 0,5 76 152

Научные междисциплинарные исследования

Проанализировав таблицу 3 можно отметить, что самый дорогой напиток марки «NATURE RUSH», после него «Adrenaline Rush» и «Red Bull». Самым бюджетным является «Monster Energy».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы узнать, какие марки энергетических напитков являются самыми востребованными и понять соотношение «цена-качество» в сознании самой активной группы потребления данного продукта, был проведен опрос среди 96 студентов Уральского Государственного Экономического Университета. Из них мужского пола 26 человек и женского 70. Возраст опрошеных от 17 до 22 лет. Всем респондентам был задан один вопрос: «Какую марку напитков вы покупаете чаще всего?». Полученные ответы в наглядном виде диаграммы представлены ниже (рис. 4).

Рис. 4. Востребованность энергетических напитков

По результатам опроса было выявлено, что самые востребованные энергетические напитки среди студентов УрГЭУ «Adrenaline Rush» (26%) и «Red Bull» (26%). Больше всего студенты в своём выборе энергетических напитков основывались на их вкусовых качествах. Отмечено, что «Adrenalin Rush» имеет самый большой ассортимент в продаже на рынке, что позволяет покупателю выбрать из данной линейки энергетических напитков наиболее предпочтительный по вкусу. В то же время «Red Bull» немного отстаёт в ассортименте, но также имеет 6 вкусов своего напитка.

Международная научно-практическая конференция

В заключении можно сказать, что производители в приоритете выпускают

энергетики объемом 0,5 л. По материалу упаковке в Екатеринбурге преобладает жестяная банка. Самым дорогим энергетическим напитком является «NATURE RUSH», а самым бюджетным «Monster Enargy». Самые популярные напитки «Adrenalin Rush» и «Red Bull». Больше всего ассортимент у энергетического напитка «Adrenalin Rush».

Библиографический список:

1. ГОСТ Р 52844-2007 Напитки безалкогольные тонизирующие. М.: Стандартинформ, 2018. - 11 с.

2. Бабин И.П. Напитки на любой вкус. М.: Экономика, 1983. - 159 с.

3. Содержание кофеина в кофе, чае и других напитках. Таблица // Coffeemap [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://coffeemap.com.ua/soderzhanie-kofeina/ (дата обращения 05.11.2020)

4. Энергетические напитки: бодрость взаймы // Med Портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medportal-ru.turbopages.org/medportal.ru/s/ budzdorova/winner/energeticheskiye-napitki-bodrost-vzaymy/ (дата обращения 05.11.2020)

5. Котова Т. В. Научно-практические аспекты разработки и оценки качества напитков безалкогольных тонизирующих на растительном сырье: канд. тех. наук: 05.18.15: Кемерово, 2017. - 414 с.

6. Аманова М.М., Данеляг Б.А., Мустафаев А.Ш L-карнитин -витаминоподобное вещество / Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150), 2016. - Том 6. - № 5

7. Каталог товаров «METRO Cash and Carry» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.metro-cc.ru (дата обращения 04.11.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.