Научная статья на тему 'ОБЗОР РОССИЙСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ'

ОБЗОР РОССИЙСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА / МОБИЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И УМСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / КОНТЕНТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / МОБИЛЬНЫЕ ИГРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / БИЗНЕС ПРИЛОЖЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНЫЙ КАНАЛ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурылов О.В., Лукашина Е.В.

Статья посвящена анализу российского регионального рынка мобильных приложений. В работе рассмотрены тенденции развития рынка мобильных приложений российского и регионального рынка, проведен анализ конкурентоспособности предприятий, оказывающих услуги по разработке мобильных приложений. А также рассмотрены виды мобильных приложений и определены тенденции по укреплению конкурентных преимуществ среди ИТ-предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР РОССИЙСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ»

изменении представлений о том, что этично, а что нет, за последние сто лет, поэтому данным риском можно пренебречь.

Бурылов О.В. магистрант Лукашина Е.В., к.э.н. зав. кафедрой торгового дела Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Пермь ОБЗОР РОССИЙСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу российского регионального рынка мобильных приложений. В работе рассмотрены тенденции развития рынка мобильных приложений российского и регионального рынка, проведен анализ конкурентоспособности предприятий, оказывающих услуги по разработке мобильных приложений. А также рассмотрены виды мобильных приложений и определены тенденции по укреплению конкурентных преимуществ среди ИТ-предприятий.

Ключевые слова: мобильные приложения, мобильная версия сайта, мобильная экосистема, высокотехнологический и умственный процесс, контентные приложения, мобильные игры, социальная сеть, бизнес приложения, региональный рынок, конкурентные преимущества, эффективный канал продаж.

Мобильные приложения создаются в первую очередь для того, чтобы люди могли с легкостью при помощи приложений пользоваться услугами в Интернете. А предприятиям дополнительный канал сбыта своих услуг и товаров. В настоящее время существует множество мобильных приложений по разным тематикам и с разными механизмами заработка денег, среди них можно выделить самые популярные приложения ВКонтакте, Viber, Instagram, Factbook. Существуют в сети Интернет списки популярных приложений по разным категориям.

О популярности мобильных приложений знают не только пользователи Интернета, но и компании, которые могут получить определенные выгоды от использования приложений. Компании получают возможность оповестить многомиллионную аудиторию о своем бренде, товаре или услуге, об акциях и новинках. Также очень распространенным средством информирования потенциальных и реальных клиентов является создание рекламных баннеров на свое приложение в различных сервисах. Например, YouTube, сервисы рекламы в мобильных приложениях, реклама в

Google Play, Apple Store, Windows Store и т.д.

Однако разработка мобильных приложений на данный период времени не пользуется большой популярностью среди предприятий Пермского края, так как большинство предприятий не уделяют должного внимания Интернету, как источнику привлечения клиентов. Но, по сравнению с более крупными и развитыми регионами, такими как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург мобильные приложения обладают огромным потенциалом среди традиционных каналов привлечения клиентов и сбыта услуг, товаров. Возможно, в будущем традиционный бизнес перейдет на электронный формат.

Мобильное приложение - это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone). Обычно приложение разрабатывается на языке высокого уровня и компилируется в нативный код ОС, дающий максимальную производительность. [6]

Необходимо различать мобильная версия сайта и мобильное приложение. Мобильные приложения далеко опережают сайт. В приложении очень много возможностей для доступа к устройству. Кроме того, постоянно растет уровень предоставления доступа к возможностям мобильного устройства из браузера через расширяющийся набор API.

API (Application Programming Interface) — это интерфейс программирования, интерфейс создания приложений. [6]

Разработка мобильного приложения является следующим этапом ряду интернет разработки после сайта.

По мнению экспертов компании, J'son & Partners Consulting рынок мобильных приложений можно разделить на следующие сегменты:

Контентные приложения являются популярными среди пользователей смартфонов. Прослушивание музыки, просмотр различных фильмов, клипов и фотографий, а также чтение цифровых книг является максимально доступным и удобным для любого владельца мобильного гаджета, что и рождает спрос на данный сегмент мобильных приложений.

Бизнес-приложения стали необходимым средством для многих пользователей, которые заинтересованы в упрощении офисной работы. В настоящий момент сегмент бизнес-приложений является предпочтительным для инвесторов, но сложность для данного сегмента составляет перевод бизнес-задач на мобильные телефоны.

Мобильные игры наиболее востребованы на рынке мобильных приложений. Разработчики придумывают новые игры или совершенствуют уже выпущенные. Игры притягивают внимание все большей аудитории. Они становятся неотъемлемой частью жизни многих пользователей.

Социальные сети с каждым днем набирают все большую популярность, создавая многочисленную аудиторию по всему миру. Социальными сетями на сегодняшний день пользуется все большее

количество людей.

По данным компании Strategy Analytics, выручка на мировом рынке мобильных приложений по итогам 2015 г. составила $33,7 млрд, что на $12,3 млрд превысит показатели 2014 года. При этом в 2018 г. объем рынка в денежном выражении преодолеет отметку в $60 млрд. По мнению аналитиков, доля бизнес-приложений будет постоянно увеличивается и этот сегмент уже не первый год остается наиболее привлекательным для инвесторов.

Несмотря на рост мобильного трафика, только 28% компаний имеют собственное мобильное приложение. Такие цифры объясняются не низким спросом, а скоростью проникновения интернета.

Мобильный рынок России существенно уступает в размерах рынкам США, Азии и Европы, однако рынок на пути быстрого развития. Согласно исследованию, J'son & Partners Consulting, в 2014 году объем российского рынка мобильных приложений оценивался в $246 млн. Отметим тот факт, что тенденция к росту очень велика. Так же исследование показывает, что более 50% пользователей планшетов и смартфонов минимум раз в день выходят в интернет и каждый день запускают видеоприложения или играют в мобильные игры. Эксперты J'son & Partners Consulting провели опрос. По результатам 40% пользователей мобильного интернета предпочтут лишиться телевизора, нежели смартфона.

По данным отчета App Annie, Россия занимает пятое место по общему числу загрузок на iOS, уступая только США, Китаю, Японии и Великобритании. Этот же отчет показывает, что по загрузкам на Android Россия на четвертом месте после США, Индии и Бразилии. Не смотря на такие яркие показатели, при оценке доходов от приложений для iOS и Android можно отметить тот факт, что Россия еще далека от раскрытия своего полного потенциала, поскольку она занимает 10 и 9 место соответственно.

На сегодняшний день мобильная экосистема России подвергается сильным изменениям. Согласно исследованию eMarketer, уровень распространения мобильной связи, составлявший в 2014 году 80%, вырастет к 2017 году на 6%, а количество пользователей мобильного интернета в России увеличится с 61,5 млн. в 2014 г. до 88,1 млн. в 2017 г. (Рисунок 1)

Рисунок 1 - Количество пользователей мобильного интернета в России. Прогноз на 2017 г

Таким образом российский рынок смартфонов увеличился на 20% по сравнению с 2013г, а его объем составил 216 млрд. рублей ($3,3 млн.). Основные факторы роста включают в себя увеличение популярности мобильного интернета и уменьшение средней стоимости смартфона на 19% в 2014 г. По оценкам J'son & Partners Consulting, к 2018 году общий объём российского рынка смартфонов достигнет 39,9 млн. устройств.

Если рассматривать операционные системы, на российском мобильном рынке продолжает доминировать Android, удерживающий 50,65% рынка. На втором месте iOS с 43,59%, Windows Phone теряет позиции с долей рынка 2,42% (по сравнению с 3,34% в 2013 г.). Суммарная доля всех остальных операционных систем составляет 3,34%. (Рисунок 2)

Рисунок 2 - Мобильные операционные системы в России, 2011-2014гг

Так как мобильные игры являются наиболее востребованными на рынке мобильных приложений, проанализируем данный сегмент рынка.

Согласно данным из отчета J'son & Partners Consulting объем российского рынка составил $55 млн. в 2011, $99 млн. в 2012 г. и $165 млн. в 2013. По прогнозам к концу 2016 г. объем российского мобильного рынка достигнет $707 млн. Такой быстрый рост обусловлен растущей популярностью смартфонов и планшетов, уменьшением их средней стоимости и увеличением покрытия скорости интернета 3G и 4G. (Рисунок

3)

В целом рынок России разнообразен мобильными приложениями. Ситуация в регионах обстоит совсем другая. Количество предложений зависит, от территориальных расположений региона и количества, проживающих в нем. Например, по запросу г. Пермь в магазине Android приложений Play Market, выдается порядка 244 приложений. (Рисунок 4)

Рисунок 3 - Объем рынка мобильных игр в России. Прогноз на 2016г

Рисунок 4 - Мобильные приложения по запросу г. Пермь

Это означает, что на данный момент рынок региональных мобильных приложений еще недостаточно развит.

Причинами могут быть следующие факторы:

1. Разработка мобильного приложения является дорогостоящей услугой.

2. Разработка приложения — это высокотехнологический и умственный процесс, в следствии чего большинство представителей бизнеса региона не понимают зачем им нужна такая разработка и для чего.

3. Мобильное приложение - это ещё один и очень эффективный канал продаж. Большинство представителей регионального бизнеса с этим не согласны.

4. Нет понимания как привлечь пользователей с помощью мобильных приложений, а самое главное, как удержать.

Ориентируясь на рост российского рынка, можно сделать вывод, что по истечению некоторого количества времени региональный уровень мобильных приложений вырастет. Данная ситуация схожа с ситуацией по использованию сайтов компаниями. Как мы видим на сегодняшний день. Ситуация совершенно другая. У каждой уважающей организации существует сайт.

По данным Коммерсант.ги дистанционные банковские услуги становятся все доступнее. Банки активно инвестируют в приложения для iOS и Android. Своими мобильными продуктами в 2014г. обзавелись и крупные пермские банки. Мобильные устройства становятся удобнее для решения повседневных задач по сравнению с компьютерами, поэтому следует ожидать дальнейшего роста этого сегмента рынка. [8] Это означает, что интерес к мобильным приложения у крупного регионального бизнеса начинает расти.

Очень важным фактором развития региональных приложений является наличие профессиональных и квалифицированных разработчиков. Которые смогут оказать услуги в данной сфере в полном комплексе. Это разработка технического задания, разработка прототипа, разработка дизайна, программирование и продвижение.

По данным сайта Cmsmagazine. На пермском рынке присутствуют 4 студии разработчика мобильных приложений. (Рисунок 5) [9]

Мобильные разработчики Ье,я / Пермь

*Твитнуть 3 g+1 0 | ] 20

Каталог разработчиков мобильных приложений в стадии бета-тестирования. Если вы разрабатываете мобильные приложения, вы легко можете попасть в этот каталог. Для этого зарегистрируйтесь и добавьте приложения, разработанные вашей компанией.

Компания iTrack.ru- партнер проекта. В свободное время помогает упростить добавление ваших приложений б каталог. А вообще занимается разработкой сайтов и мобильных приложений.

Платформа: Страна: Город:

Все т Все * Пермь

организовать тендер

Компания -г Цвцпг^^ Цена, до Платформы Приложений ■!■ Кейсов

1. Vпмшч Гтггатр 300 ООО 600 000 Й ^ Й 9 I

Р 2. ВебАспект Ц б

© АшасЬ | 1

4. Гшег\Уа\-е 45 000 500 000 ^ 1

Рисунок 5 - Разработчики мобильных приложений в г. Пермь

Обращаясь ко мнению экспертов, что данный сегмент рынка будет расти, можно сказать, что данная ниша будет привлекательной для развития бизнеса в ближайшей перспективе.

В развитии региональных разработок заинтересованы сами компании производители программного обеспечения. Примерами являются всевозможные конкурсы, семинары, конференции.

Осенне-зимний сезон Хакафон-тура 2014-2015 начался с Минска,

Пермь стала вторым городом. Спонсором специальной номинации выступила компания Google. Условием участия в номинации Google было: 1. Создание приложения с использованием концепции Material Design И 2. Использование новых возможностей\АР1 Android L.

В преддверии запуска Windows 10, выпуска Visual Studio 2015 и обновления облачных сервисов Azure и Office 365 компания Microsoft решила, что необходимо лично пообщаться с разработчиками. С середины марта до конца апреля 2015г. компания посетила крупнейшие города России, где было проведено 13 конференций. На каждом из мероприятий были доклады от ведущих экспертов в области разработки приложений, выставки последних моделей устройств под Windows и партнерских предложений. Подобное Эвент-мероприятие состоялось и в г. Перми.

Таким образом региональный рынок мобильных приложений находится на начальном этапе своего развития. Данное направление является инновационным не только в рамках региона, но и в рамках всего мира.

Те компании, которые вовремя осознают привлекательность данного направления, смогут занять хорошее место в своей нише и существенно укрепить свои конкурентные позиции.

Использованные источники:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга - СПб.: Коруна; Литера плюс, 1994.

2. Филип Котлер Основы маркетинга: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.-656 с.

3. Фатхудинов Р.А Стратегический менджмент: учебник.- 9е изд., Издательство «Дело» АНХ,2008-448с.

4. Фатхудинов Р.А Стратегический маркетинг: учебник.- 5е изд., СПБ Питер ,2008-368с.

5. Майкл Портер Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов Издательство: Альпина Паблишер.- 464с.

6. «habrahabr.ru»[Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// http://habrahabr.ru/

7. «J'son & Partners Consulting»[Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// http://www. json.ru/

8. «Коммерсант»[Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// http://www.kommersant.ru/

9. «Сmsmagazme»[Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// http:/ http://www.cmsmagazine.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.