Научная статья на тему 'Обзор развития правовой системы в Непале'

Обзор развития правовой системы в Непале Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
313
53
Поделиться
Ключевые слова
НЕПАЛ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ОБВИНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИЯ ЮРИСТА

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Канак Бикрам Тапа, Вол Бахадур Михия

В статье дан обзор развития правовой системы в Непале с 1951 г. по настоящее время, показано состояние правовой системы в соответствии с Временной конституцией Непала.

Текст научной работы на тему «Обзор развития правовой системы в Непале»

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Канак Бикрам Тапа,

профессор права, бывший (первый) декан факультета права, Университет им. Трибхувана, Непал;

Вол Бахадур Михия,

преподаватель, отделение законодательства Непала,

Университет им. Трибхувана, Непал.

Перевод с англ. ЕА. Поправко,

д.и.н., профессор кафедры отечественной истории ДВФУ

Обзор развития правовой системы в Непале

В статье дан обзор развития правовой системы в Непале с 1951 г. по настоящее время, показано состояние правовой системы в соответствии с Временной конституцией Непала.

Ключевые слова: Непал, правовая система, обвинительная система, судебный процесс, профессия юриста.

Предложенный анализ законодательства и правовой системы отличается в лучшую сторону от традиционных методик взглядом, отвечающим возрастающим запросам современного общества. Если смотреть со стороны, то вполне очевидны значимость знаний о происхождении естественного права, по аналитической юриспруденции, о развитии социологии права, о возникновении правил проведения судебных заседаний, по кибернетике, юридической статистике, умению проводить экономический анализ правовой системы. Также важен рост числа постмодернистских, критикующих традиционные подходы исследовательских направлений, феминизма, гуманитарных проектов [3], междисциплинарных подходов и методологии в правоведческих исследованиях, все более широкое внедрение информационных технологий и т.п., и понятно, что все это сделалось необходимым для развития профессиональных навыков у лиц, изучающих правоведческие дисциплины [8, р. 8—9, 681, 719—722; 3, р. 4]. Современная правовая система и ее теоретический базис в особенности, если речь идет о правовой системе конкретного общества, проходят длительную эволюцию. Правовая система страны складывается из целого набора правовых систем (принятых в данном обществе традиций

и норм обычного права, писанного законодательства, особенностей социальных взаимоотношений), лежащих в основе ценностей и целей, разделяемых всеми членами общества, определяющих распределение ролей и функций между институтами (государственными и правовыми). Влияние англо-американской правовой системы проявляется в исследуемом регионе, как показано ниже, в организации судебной системы, общих принципов права, заимствовании парламентской формы правления, унитарной правовой системы, признании прецедентного права.

Развитие Правовой системы Непала

Начиная с 1951 г. реформирование затрагивает следующие отрасли права: частное право, публичное право, уголовное право, конституционное право, административное право, коммерческое право, договорное право, арбитражное право, правовое регулирование прав на интеллектуальную собственность (авторское право), земельное право и природоохранное законодательство, налоговое право, законодательство в области защиты прав человека, правовое регулирование сферы СМИ и массмедиа и др. Правовой строй Непала (ключевые принципы и государственная политика) нацелен на достижение социально-экономической справедливости, лучшего общества, более справедливого, руководствующегося представлением о приоритете права, свободы и гендерного равенства. Кроме того, изменения в правовой системе Непала после 1951 г. развиваются под влиянием как научных исследований, так и изменений в системах государственного обвинения, законотворчества и судопроизводства. Эти изменения в правовой системе затрагивают социальную, политическую, экономическую, научную и технологическую составляющие общества, так же как и человеческие, общественные взаимоотношения. Это также предполагает возникновение дискуссии о том, как юридически правильно и с учетом интересов всех заинтересованных сторон сформировать здоровую, жизнеспособную систему, соответствующую потребностям страны.

Правовая система Непала с древнейших времен (750 г. до н.э.) до 1951 г. основывалась на религии (Дхармашастры), местных обычаях, традициях, королевских указах (санадах). Мы понимаем, что правовая система Непала неразрывно связана с местными особенностями, связанными с обычным и религиозным правом. До кодификации Мулуки Эйн в 1854 г. (1910 В^.1) правовая система Непала в большей степени определялась влиянием Дхармашастры. В Преамбуле к Государственному уложению (Новый Мулуки Эйн) в 1963 г. (2020 В^.) упоминалось, что разрозненные религиозные нормы были кодифицированы и составили 8, 9, 10 главы Раздела о судопроизводстве Государственного уложения, там же признавался приоритет этих норм над нормами обычного права. До про-

1 От Вікгат Sambat — принятое в Непале летоисчисление — эра Викрам Самбат, начало которой синхронизируется с григорианским календарем как 57 г. до н.э. — Примеч. переводчика.

ведения кодификации и принятия Государственного уложения (Мулуки Эйн) в 1854 г. единая правовая система в Непале отсутствовала.

Джайастити Мала «Манаб Нияия Шастра» (учение о правах человека) и Рам Шах, опубликовавшие «Статут», включающий 24 раздела (законодательных эдиктов) — кратких кодексов для их королевств, должны быть упомянуты прежде всего. До объединения Непал был разделен на отдельные княжества и маленькие королевства, имевшие свои специфические особенности в правовых системах, основанных на Дхармашастре, т.е. Ведах, пура-нах, комментариях к религиозным текстам, нибандах, обычаях, традициях, санадах (особых королевских указах), ссылавшихся на те же Дхармашастру, обычаи и традиции в зависимости от ситуации [5, р. 147—196]. Король При-тиви Нараян Шах из Горха установил стелу в знак объединения Непала в 1768 г. (1825 В^.). Король и его потомки управляли страной с помощью Королевских эдиктов (Пуньяпарта), обычаев, договоров, норм морали и местных традиций и религиозных инструментов. Законодательный Совет, назначенный премьер-министром Янгом Бахадуром Раной, состоял из 230 человек, включая старейшин, религиозных лидеров (Чайтьев), всех старейшин Рана, Дхармадикарис, Райгурус, руководителей органов правовой, гражданской и военной систем в стране. Законодательный совет, не спеша, проработал почти три года и, наконец, 5 января 1854 г. было обнародовано Государственное уложение (Мулуки Эйн), скрепленное красными печатями Короля Сурендры, кронпринца Трайлокии и желтой печатью экс-короля Раджендры. Это был первый исчерпывающий и всесторонний письменный законодательный акт в истории законодательства Непала. Кодекс включал 163 статьи. Они разделялись на уголовные и гражданские законы, а также обеспечивали регулирование норм административного права, семейного права, контроль за доходами чиновников, проведением землемерных работ и т.д. [10, р. 215—217]. Государственное уложение (Мулуки Эйн) 1854 г. (1910 В^.) содержало в себе все ранее пребывавшие в разрозненном состоянии обычаи, законы, правила и социальные нормы, а в преамбуле к Уложению упоминалось, что данный кодекс призван ввести унифицированные нормы в управлении страной. Мулуки Эйн (Государственное уложение) ввел систему письменных обращений в суд [6, р. 19—24]. Государственное уложение служило главным источником правовых норм до 1963 г. в течение 110 лет, когда его сменило Государственное уложение 1963 г. (Мулуки Эйн) [10, р. 227]. Оно установило приоритет писанного права над местными обычаями. Государственное уложение (Мулуки Эйн) было обнародовано с целью улучшить и привести в унифицированное состояние правовые нормы в Непале — гражданские, уголовные, религиозные, включая и местные традиции. Оно также запретило жестокие методы проведения судебного следствия.

В течение правления короля Чандры Шамшира в 1920 г. (1977 В^.) была отменена система сати (сожжение жены на погребальном костре мужа).

В 1924 г. (1981 В^.) во времена правления премьер-министра Чандра Шам-шира, ставшего инициатором и многих других судьбоносных реформ в непальском обществе, было отменено рабство (Дас Прата).

Законотворческий процесс в Непале

Любая правовая система формируется на основе двух основных источников, на первом месте из которых стоит конституция, а на втором — конвенции, законы, правила, уставы, исполнительные акты, указы, прецеденты (судебные решения), правовые доктрины [2, р. 8—9]. Строгие нормы права, зафиксированные в писанном законодательстве и судебных прецедентах, не относятся к традиционным для законодательства Непала источникам права. Гражданское и уголовное право в Непале с древнейших времен (750 г. до н.э.) и до 1951 г. определялись нормами Дхармашастры и обычного права. Следует понимать, что изменения в непальской правовой системе связаны с заменой традиционных форм на современные. Представления о необходимости письменной фиксации правил и коллегиальности, состязательности не могли развиться на основе непальских правовых традиций. После 1951 г. многие понятия и изменения внедряются в правовую систему, например представление о теории права, под каковым мы понимаем нечто большее, чем теория Диси, что «закон есть король королей индуистской философии», и правовые теории были использованы при создании Временной конституции Непала 2007 г. С третьей четверти XVIII в. Непал начал заимствовать западный опыт, в том числе в формировании законодательства и его кодификации. Начало этой практике было положено созданием Государственного уложения (Мулуки Эйн) 1854 г. [6, р. 28—29].

Правительственный закон 1948 г. (2004 В^.) стал первой конституцией в истории Непала. Хотя, по сути, это была только декларация. Он предусматривал создание двухпалатного парламента (Раштра Сабха и Бардари Сабба), сформированного частично из выборных, а частично из назначенных на данную должность. Этот парламент был законосовещательным и не обладал реальной властью, в отличие от нынешнего. Правительственный закон предполагал формирование Верховного суда. Но принцип независимости судопроизводства тогда не применялся. Временный правительственный закон, обнародованный в 1951 г. (2007 В^.), включал 73 статьи, разделенные на 7 частей. Король как глава государства, согласно конституции, обладал исключительной властью. В отсутствие обладающего реальной властью парламента, избираемого народом, королевская власть на практике становилась поистине безграничной. Консультативное совещание, упоминаемое в законе, обладало квази-законодательной силой и функциями. Закон определял специально цели временного правительства по созданию условий для проведения выборов в Учредительное собрание для создания Конституции Непала. Конституция Королевства Непал была обнародована в 1959 (2015 В^.) и предусматривала замену не имевшего реальной власти законосовещательного Парламента Палатой представителей, избираемой посредством всеобщего тайного голосования всем взрослым населением страны. Верхняя палата — Сенат — формировалась наполовину из выборных, наполовину из назначаемых на должность депутатов. Также предусма-

тривалось создание представительских институтов в форме двухпалатного парламента, аппарата премьер-министра и Совета Министров. Конституция 1959 г. способствовала становлению многопартийной демократии.

В результате всеобщих выборов, проведенных согласно этой конституции, Непальский Конгресс стал правящей партией, получив две трети мандатов в Палате Представителей. Б.П. Койрала сформировал правительство. Казалось, конституционный порядок утверждается в стране, но 15 декабря 1960 г король распустил пользовавшееся народной поддержкой правительство и запретил все политические партии.

Конституция Непала была обнародована в 1962 г. (2019 В^.). Законотворческий процесс в ней выглядел так: статья 55 предусматривала издание закона, который делал гарантом конституции Раштрия Панча-ят, любой член Раштрия Панчаят обладал законодательной инициативой. Когда закон был подготовлен Раштрия Панчаят, его представили на утверждение Его Величеству, чтобы он обнародовал его, как обычно, в течение месяца или, если он не пожелает дать согласие или захочет внести поправки, продолжал править в соответствии с пунктом 2 статьи 56. После того как Его Величество выразил согласие, документ получил силу закона в соответствии со статьей 56. В 1963 г. Конституция Непала вступила в силу и действовала до 1990 г. Конституция Королевства Непал 1990 г. восстановила многопартийную демократию и предусматривала наделение законодательной властью как Его Величества, так и двухпалатного Парламента, состоящего из Палаты Представителей (205 членов) и Национальной ассамблеи (60 членов). Закон мог быть инициирован любой палатой Парламента, за исключением финансовых законопроектов, инициатива по которым, в соответствии с 68 статьей конституции, была отнесена к исключительной компетенции Палаты Представителей. Закон, прошедший в одной палате парламента, передавался на обсуждение в другую, и в случае успешного прохождения и в ней поступал на утверждение Его Величеству. Только после утверждения Монархом, в соответствии с правилом статьи 71 конституции, закон вступал в силу. Объединенная Коммунистическая партия Непала (маоисты) и другие ведущие политические партии были восстановлены в соответствии с Временной конституцией Непала 1990 г. Учредительное Собрание, в которое вошли 601 представитель ведущих политических партий страны в результате национальных выборов в апреле 2008 г., приступило к работе до 28 мая того же года, чтобы в течение двух лет (до 28 мая 2010 г.) подготовить новую конституцию Непала. Один год из того срока, на который было созвано Учредительное собрание, ушел на создание чернового проекта конституции. В соответствии с действовавшей тогда Временной Конституцией 2007 г. любой член парламента мог представить свой проект закона или предложения по отдельным статьям в Палату, и они обязательно подлежали обсуждению (статьи 84 и 85). Проект, поддержанный Палатой Парламента, вступал в силу после утверждения спикером Парламента (статья 87).

Существуют также многочисленные законы, регулирующие взаимоотношения в узких областях: коммерческой, природоохранной, в сфере прав потребителя, в торговле, в организации финансовых институтов, в области движения за женские права; в использовании труда, в том числе детского, в области иностранных инвестиций и обмена технологиями, уголовных преступлений, государственных дел, интеллектуальной собственности, налогообложения, организации правовой защиты, создания государственного аппарата, компаний, общественного управления, проведения приватизации, в банковской сфере, в области прав человека, в здравоохранении и медицине, в области средств массовых коммуникаций, проведения научных исследований, в сельском хозяйстве, регулировании использования лесных угодий, полиции, армии и т.д. [8, р. 685—696]. После 1951 г. новые принципы права распространяются на все отрасли права: частное право, публичное право, уголовное право, конституционное право, административное право, договорное право, коммерческое право, регулирование частной собственности. Изменения имели место в сфере организации судебного следствия, системы предварительного расследования и обвинения, правозащитной системе, сфере формирования судов. Непальская правовая система отражала стремление к установлению социально-экономической справедливости, созданию лучшего общества, основанного на равенстве, верховенстве закона, беспристрастности и независимости суда, конституционной монархии, соблюдении прав человека, уважении суверенитета народа.

Обвинительная система в Непале

Уголовное право предполагает использование в интересах общества широкого набора санкций против конкретного правонарушителя — от денежного штрафа до длительных сроков лишения свободы или, в исключительных случаях, смертной казни. Однако Конституция Королевства Непал 1990 г. запрещает смертную казнь. К универсальным положениям права относится принцип nullum crimen sine lege (нет преступления, если таковое не предусмотрено законом), этот принцип является базовым для защиты индивидуальной свободы, находя воплощение в законодательстве, направленном на защиту конституционных прав. Это предполагает, что правонарушитель не может быть подвергнут наказанию за какие-либо действия без ясной и точной квалификации его деяния на основе законодательства. Это подразумевает, в частности, правило, гласящее, что закон обратной силы не имеет [4, р. 74—77; 11]. Государственное уложение (Мулуки Эйн) 1854 г. не содержало каких-либо положений, касающихся адвокатуры. Полицейская система была создана в 1899 г. Статья 36 Государственного уложения впервые в истории Непала открыла новые перспективы для развития адвокатуры только в 1936 г. До принятия Государственного закона о судопроизводстве 1961 г. Непал в той или иной степени развивал систему судебного следствия как части

системы уголовной юстиции. Управление (организация) системы судебного следствия до 1961 г. имело специфические черты. Судьи единолично определяли приемлемость тех или иных улик, на основе которых выносили приговор, а также порядок проведения судебного следствия. Порядок организации судебного следствия был изменен в 1961 г. Государственный закон о судопроизводстве был ключевым документом для формирования состязательного суда в Непале. Однако он еще не полностью отказался от прежней системы судебного следствия, но отделил суд от предварительного следствия.

С 1947 по 1951 гг. почти все в устройстве государственной власти основывалось на законах Раны и теория разделения властей не применялась. Раздел (параграф) 12 Закона о Правительстве Непала 1948 г. предусматривал создание должности Главного советника по правовым вопросам, в чьи обязанности входило консультировать Правительство. Закон о Прадхан Няялая 1952 г. предусматривал появление должности Генерального прокурора. Статья 110 Конституции Королевства Непал 1990 г. определила полномочия, функции и обязанности Генерального прокурора. Функции, обязанности и полномочия Генерального прокурора также будут определяться статьей 135 ныне действующей Временной конституции Непала 2007 г. Функции, обязанности и полномочия Генерального прокурора определены в разделе 10 Государственных правил о прокуратуре 2055 B.S.

Закон о Государственном судопроизводстве 1993 г., заменивший предшествующий закон 1961 г., полностью изменил ранее существовавший порядок проведения следствия, при котором на полицию возлагались и функции обвинения. Теперь же функции предварительного следствия были полностью возложены на полицию, тогда как функция обвинения возлагалась на прокурора. Это способствовало развитию правовой системы общества. Правила сбора доказательств, основывавшиеся на традициях обычного права Непала, изменились после введения в действие Закона о сборе доказательств 1975 г. Модернизация и демократизация правовой системы Непала выражались, прежде всего, в реформировании законодательства, включая и уголовное. Система уголовной юстиции реформировалась в соответствии с положениями Первого Информационного Доклада (FIR), которые определяли порядок ареста, обвинения, правосудия. Здесь ясно видны такие изменения системы уголовного преследования, как введение обыска и наложение ареста (конфискация), права на адвоката, надлежащая организация судебного процесса и судебного преследования. Модернизация и демократизация правовой системы Непала проявилась в реформировании и изменении законодательства. Непал охотно заимствовал правовые теории и конкретные нормы права, характерные для более развитых стран. Положительное влияние правовых теорий и конкретных норм права, заимствованных из правовых систем других стран, лежит в основе изменений законодательства в различных его составляющих (право собственности, в том числе ин-

теллектуальной; правосудие, в том числе по уголовным делам; равенство перед законом, признание прецедента, организация пересмотра дел, право на предпринимательскую деятельность, права в области коммуникации и информации, гендерное равенство, права человека, защита прав потребителя, налоговое право, природоохранное законодательство, социальная справедливость и прочее). Это повлияло и на организацию судебной системы, на измение системы подготовки кадров и увеличение спроса на профессионалов различных юридических специальностей. Можно говорить о том, что произошло коренное реформирование всех составляющих этой части правовой системы.

Судопроизводство в Непале

Любой правопорядок, федеральный или унитарный, основанный как на писанном, так и на обычном праве, не может не учитывать роль организации судопроизводства в развитии права. Определенные усилия, направленные на отделение правосудия от исполнительной власти, были предприняты в 1941 г. В этом году королевским указом был создан суд, называвшийся Верховным (Прадхан Наялая). Закон о Верховном Суде Прадхан Наялая 1952 г. создал условия для появления независимого судопроизводства. Но судебная система в Непале начала работать эффективно только после вступления в силу Конституции Королевства Непал 1990 г. Верховный Суд Непала проявил свою силу и напор. Роль Верховного Суда начала определять формирование открытого общества, с либеральными ценностями и гибкой структурой экономики, что предусматривалось конституционными нормами. Верховный Суд был уполномочен разбирать запросы о соответствии любого закона или какой-либо части закона положениям конституции (Статья 107 Временной конституции Непала 2007 г.). В сфере основных правовых положений, таких как права человека, принцип разделения властей, право на справедливый суд, независимость суда, соблюдение общественных интересов в судопроизводстве, правила заключения договоров, определение преступного поведения, в общих правилах и процедурах непальское законодательство заимствовало принципы англо-американской правовой системы. Правовая система и политические институты в целом обязаны стремиться развить более зрелую правовую систему, чтобы получить надежные средства для запуска механизма социальных изменений и преодоления бедности в непальском обществе. В течение весьма непродолжительного периода существования Верховного Суда Непала под влиянием новых конституционных принципов были приняты некоторые очень важные решения, которые имеют поистине непреходящее значение в правовой истории Непала [1, р. 33—35; 12, р. 12—23; 7, р. 55—59]. Он своим решением может аннулировать любой закон, который противоречит конституции. В этом смысле наиболее привлекательной оказалась концепция, выдвинутая Джоном Маршалом в 1803 г. в деле Мар-

бэри против Мэдисона, с точки зрения которой именно конституция являет собой фундаментальный закон и обладает наивысшей силой. Сюда же относится Теория чистого права Х. Келсена, согласно которой конституция — «Сверхнорма». Глава 10 Временной конституции Непала 2007 г. предусматривает формирование судебной системы в стране. Осуществление правосудия в стране находится в руках судов, а также иных судебных институтов в соответствии с положениями конституции, законами и иными нормативно-правовыми актами о юстиции (статья 100, пункт 1).

Судебная система в Непале состоит из Верховного Суда, апелляционных судов, окружных судов (статья 101, пункт 1 Временной конституции Непала). Кроме того, в соответствии с законодательством о судопроизводстве, могут учреждаться особые суды или трибуналы для слушания некоторых видов дел (статья 102, пункт 2). Статья 116, пункт 2 Временной конституции ставит условие: «Любое положение какого-либо закона или иного нормативно-правового акта, если оно признано недействительным Верховным Судом в ходе слушаний по делу, должно признаваться таковым Правительством Непала, всеми государственными структурами и судами». Однако суды в Непале серьезно обременены большим количеством дел, которые они не успевают рассматривать. Социальная справедливость, улучшение положения угнетенных, искоренение бедности, ликвидация неравенства и поддержка демократических принципов могут быть достигнуты только при наличии справедливой и беспристрастной судебной системы.

Профессия юриста в Непале

Существовал период в развитии права, когда применение закона было делом закрытой корпорации практикующих юристов и судей. После мировых войн это положение кардинально изменилось. Выбор профессии юриста уже не выглядит как выбор одной из трех альтернатив, среди которых академическое направление имело бы наименьшее значение. Это позволило исследовать и изучать целый комплекс правовых проблем, которые ни судья, ни адвокат не могут решить. Роль правоведа в правовой системе государства стала одной из ключевых [13, р. 215—216]. Юристы сегодня играют очень большую роль в различных сферах деятельности. Некоторые говорят даже об их доминировании. В мировой политике, когда достижение консенсуса предполагает наличие общего понимания прав человека, принципов определения наземных и морских границ, правил разрешения экстратерриториальных споров, юристы оказываются на передовой. Когда в стране происходят какие-то проблемы: взрывы на шахтах, бунты, в результате которых гибнут люди, авария поезда, столкновение судов в море, коррупция среди чиновников, то в общественном сознании тут же всплывает вопрос о необходимости проведения расследования, а это могут сделать только юристы [9, р. 33—62]. Предста-

вители юридической профессии служат обществу. История юридической профессии в Непале имеет крайне короткую историю. Недавно Хари Прасад Прадхан (Hari Prasad Pradhan), тогда Главный Судья Верховного Суда (Прадхан Наялая), положил начало созданию юридической профессии. Устав Верховного Суда 1957 г. создал основы для формирования юридической профессии и юристов-профессионалов. Ассоциация адвокатов была учреждена в 1957 г. Верховный Суд начал выдавать лицензии на занятие юридической практикой и наказывать тех, кто нарушал Этический кодекс 1957 г. В 1977 г. Первая Национальная конференция Ассоциации адвокатов Непала потребовала создания Совета адвокатов Непала, но данная идея получила практическое воплощение только в 1992 г., когда был проведен в жизнь Закон о Совете адвокатов Непала и в соответствии с ним такой орган был учрежден. После создания Совета адвокатов Непала к этому органу от Верховного Суда перешли полномочия по выдаче лицензий юриста и на право заниматься юридической деятельностью, а также принятия мер к тем, кто нарушает правила профессиональной этики. В течение июля — августа 2000 г. Совет адвокатов Непала обновил данные о держателях лицензий юриста. Совет адвокатов Непала проводит квалификационные экзамены для юристов, а также обладает полномочиями по отзыву лицензии у тех, кто нарушает Этический кодекс юридической профессии. С 2004 г. Непал имеет членство во Всемирной торговой организации (ВТО), что предполагает дальнейшую либерализацию правовой сферы.

Заключение

Непальская правовая система с периода Киранта до 1951 г. черпала нормы из всеобщих обычаев, религиозных принципов, заимствованных из дхармашастр, общественной практики и традиций, королевских указов. После 1951 г. непальское законодательство начинает заимствовать западный опыт, преимущественно речь идет об англо-американской правовой системе. Однако существуют законы, основанные на местных традициях, например касающиеся семьи, наследования, усыновления, доверенностей (гити), женской собственности, наследования королевской власти. С 1951 г. непальская правовая система существует не сама по себе, она взаимодействует с разнообразными феноменами, такими как права и свободы человека, равенство, суверенитет и самоуправление, собственность, корпорации, общественное обслуживание, иностранные инвестиции, обмен технологиями, промышленность и т.п. Одних только ученых, правоведов-интеллектуалов, практикующих юристов оказывается недостаточно для развития юриспруденции и социологии права в Непале. Многое сделано для того, чтобы появилось законодательство, соответствующее новым тенденциям общественного развития, которое может помочь устранить нищету, насилие в отношении детей, женщин, в семье, решить проблемы дискриминации, экономического неравенства,

отсталости. Определенно, Непал проходит чрезвычайно критическую стадию конституционного процесса, и все общественные классы, группы и каждый человек в отдельности имеют свои приоритеты, и желания адресуются и воплощаются в новой конституции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Adhikari B. Role of the Supreme Court- Nepalese Perspective // Essays on Constitutional Law. Kathamndu : Nepal Law Society, 1991. Vol. 9.

2. Fien TM. American Legal Systems: A Resource and Reference Guide. Cincinnati : Anderson Publishing Co, 1999.

3. Fremeen M.D.A. Llyod’s Introduction to Jurisprudence. Sweet & Maxwell, 1996.

4. Friedmann W. Law in a Changing Society. Sweet & Maxwell, 1996.

5. Gagupel S.P. Nepalese Legal System: A Historical Perspective; Regmi J.C. A Historical Survey of Nepalese Legal System // The Nepalese Legal System. Souvenir: University of Delhi, December 29, 1985.

6. Khanal B. Regeneration of Nehalese Law. Kathmandu : Bhrikut Academic Publications, 2000.

7. Mukhia B.B. Developmnet of Legal Constitutionalism in Nepal: an overview // Essays on Constitutional Law. Kathamndu : Nepal Law Society, 2001. Vol. 38.

8. Mukhia B.B. Comparative Jurisprudence: Theories and Recent Trends of Jurisprudence, So-cial, Economic and Political Dimensons of Law. Malati Mukhia and Agam Mukhia, Kathmandu, Nepal. January, 2004.

9. Nariman P. S. Independence of the Legal Profession and of the Judiciary // Essays on Constitutional Law. Kathamndu: Nepal Law Society, 1993. Vol. 35.

10. Pradhananga R.B. Homicide Law in Nepal. Ratna Pustak. Bhandar, Nepal, 2001.

11. The Interim Constitution of Nepal. 2007. Article 12 (2).

12. Upreti B.R. Functioning of Judiciary in Nepal and Impact of Its Decisions. Nyayadoot : Nepal Bar Association, n.d.

13. Weeramantry C.G. An Invitation to the Law. Lawman (India) Pvt. Ltd, 1998.

Kanak Bikram Thapa, Professor of Law, Former Dean,

Faculty of Law, Tribhuvan University, Nepal

Bal Bahadur Mukhia, Dr. 5n., Reader, Nepal Law Campus,

Tribhuvan University, Nepal

Translator: Popravko Elena A., Dr. 5n. (Hystory), Professor of the Russian History Chair of the Far Eastern Federal University Nepalese Legal System at a Glimpse

The article research development of the Nepalese legal system from 1951 to nowadays, introduce the state of the legal system in accordance with the Interim Constitution of Nepal.

Key words: Nepal, legal system, prosecution system, judiciary, legal Profession