УДК 656.051
ОБЗОР РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ
А.Г. Шевцова, Л.Е. Кущенко, В.М. Захаров
Рассмотрены основные схемы организации дорожного движения, в частности, пересечения со светофорным регулированием и кольцевые пересечения. Дан анализ конфликтности рассматриваемого вида пересечения и приведены основные схемы устройства движения.
Ключевые слова: кольцевые пересечения, регулируемые пересечения, схемы организации дорожного движения, конфликтные точки, островки безопасности.
С каждым годом увеличение выпуска автомобильного транспорта приводит к повышению интенсивности движения и увеличению загрузки дорог. Отсюда может следовать то, что интенсивности движения значительно опережают темпы роста улично-дорожной сети (УДС), в связи с этим условия движения ухудшаются, увеличиваются дорожно-транспортные происшествия (ДТП), снижается эффективность работы дороги и возрастают потери времени.
Одними из наиболее опасных участков автомобильных дорог являются их пересечения в одном уровне, на которых сосредоточиваются дорожно-транспортные происшествия, наблюдается снижение скорости движения автомобилей и значительно уменьшается пропускная способность дорог.
Анализ статистических данных по аварийности показывает, что на пересечениях в одном уровне сосредоточивается около 18 % всех дорожно-транспортных происшествий, регистрируемых на дорогах.
Требованиям движения наилучшим образом отвечают пересечения в разных уровнях. Однако их строительство связано с большими затратами, и экономически они эффективны только при высоких интенсивностях движения.
Существуют различные виды кольцевых пересечений [1]. В зарубежной практике организации движения одним из самых эффективных приемов снижения аварийности считаются кольцевые пересечения, обозначаемые термином «roundabout». Во многих странах Западной Европы, Северной Америки и Австралии эффективность применения кольцевых пересечений данного типа убедительно подтверждается снижением всех показателей аварийности, особенно снижением тяжести ДТП и уменьшением количества ДТП с погибшими, что объясняется
- значительным уменьшением числа конфликтных точек;
- геометрическими параметрами, вызывающими снижение скорости при движении на пересечениях типа roundabout;
- улучшением условий движения пешеходов;
- сокращением протяженности переходов через проезжие части пересечения.
Кольцевые развязки обладают преимуществами в отношении снижения скорости транспорта, вынуждают транспорт снижать скорость по мере приближения к пересечению. Пересечение становится более безопасным для всех видов передвижения, включая пешеходное и велосипедное. Дизайн современных кольцевых развязок предусматривает отклонения на каждом въезде на перекресток. Из-за этого ни одно транспортное средство не может пройти пересечение без снижения скорости.
Места УДС, где в одном уровне пересекаются дороги, а, следовательно, транспортные и пешеходные потоки, называются перекрестками. Существуют различные виды перекрестков:
1) четырехсторонний прямоугольный перекресток;
2) трехсторонний Т-образный перекресток;
3) трехсторонний У-образный перекресток.
Перекрестки являются местами, где, как правило, наиболее часто возникают ДТП и задержки движения. В нашей стране около 25 % общего числа ДТП происходит на перекрестках. Поэтому именно в этих местах в первую очередь требуется применение мер по ОДД и, в частности, введение принудительного регулирования.
В зависимости от наличия и характера управления движением перекрестки разделяют на регулируемые и нерегулируемые. К регулируемым относят такие перекрестки, где предусмотрено светофорное регулирование, разделяющее во времени движение транспортных средств и пешеходов по конфликтующим направлениям. Перекресток, не оборудованный светофорами, может быть временно регулируемым при помощи регулировщика. Такая мера применяется, как правило, при отказе светофоров или временном повышении интенсивности движения на перекрестке (например, в часы пик или при устройстве временного объезда ремонтируемого участка дороги). Регулируемым может быть также место пересечения транспортного и пешеходного потоков (пешеходный переход). Его называют регулируемым пешеходным переходом.
По условиям движения нерегулируемые перекрестки существенно различаются в зависимости от применяемых мер организации движения. Их можно разделить на следующие группы: с неорганизованным движением, с обозначенным приоритетом для транспортных средств, с круговой схемой движения.
В условиях современной организации движения перекрестки с неорганизованным движением допускаются только на второстепенных улицах и дорогах с незначительной интенсивностью движения. В этих местах порядок разъезда регламентируется Правилами дорожного движения по принципу преимущества того водителя, который не имеет помехи справа.
На сегодняшний день так и не известно, что же лучше - светофорное регулирование перекрёстка или кольцевое пересечение. Если совсем поверхностно, то там, где движение интенсивное - лучше светофор (хорошо отрегулированный под поток), а там, где интенсивность невелика -кольцо. Также можно обойтись кольцом, если недалеко от него есть другие светофоры, которые разрывают поток.
С целью сравнения того или иного типа организации дорожного движения проведем сравнительный анализ двух пересечений г. Белгорода - кольцевого и регулируемого.
На кольцевом движении «ул. Губкина - ул. Магистральная - ул. Чичерина - ул. Красноармейская» устройство проезжей части - с четырехполосным движением (по 2 полосы в каждом направлении) и устройством дополнительных полос движения на подъемах (рис.1). Также установлено наружное освещение автобусных остановок с заездными карманами, с разметками проезжей части, пешеходных дорожек и переходов, озеленение прилегающей территории. В необходимых местах стоят барьерное ограждение, шумозащитные и виброзащитные экраны.
О П. 701 Км€
сР"
Пивиб А
Ч
14
Ж
Рис. 1. Спутниковый снимок кольцевого пересечения «ул. Губкина -ул. Чичерина» в г. Белгороде
В ходе натурных исследований были выявлены средние значения интенсивности дорожного движения (рис.2). Данные значения изменялись в пределах от 4050 до 6116 ед./ч. Наибольший пик приходился на будние дни недели с понедельника по пятницу, что объясняется высокой активностью населения.
7000
00 О X, я О
ч 73 ьэ ч
о Р н
73 со X о»
X Р П> X о
X Я 73 п с р ч р
Дни недели
Рис. 2. Недельное распределение интенсивности на пересечении ул. Губкина-ул. Чичерина в г. Белгороде
Регулируемым пересечением для сравнения было выбрано схожее по геометрии «пр. Ватутина - ул. Королева» (рис.3). Данный перекресток является регулируемым, двухфазным, четырехсторонним. В первой фазе едут автомобили по улице Королева, а во второй - по проспекту Ватутина. Расстояние в горизонтальной плоскости от транспортных светофоров до "стоп-линии" на подходе к регулируемому участку 3,0 м, т.к. установлен сбоку от проезжей части и на высоте 3 м, что удовлетворяет ГОСТу [2, 3].
СР
ул.
СР
о $
Ул
Старая Крепость, кофе бар
Рис. 3. Спутниковый снимок кольцевого пересечения «ул. Королева - пр. Ватутина» в г. Белгороде
42
В ходе натурных исследований были выявлены средние значения интенсивности дорожного движения (рис.4). Данные значения изменялись в пределах от 3396 до 5067 ед./ч. Наибольший пик приходился на будние дни недели с понедельника по пятницу, что объясняется высокой активностью населения.
о
X
*
о о.
о
Ч -
5500
5000
Ъ ^4500
ЧО X со
О
X -
<и X X о 5" СЗ X
го
X
¡4000
3500
3000
3
0
1 а Ь с-
СЗ ч
0 •тэ
1
О -о
го
X
а ч со а "о
3
4
ё
о
о о с ч
со о о
"О
а о а
Дни недели
Рис. 4. Недельное распределение интенсивности на пересечении ул. Королева - пр. Ватутина в г. Белгороде
Анализ данных пересечений по интенсивности и геометрии [5] позволяет выбрать их для дальнейшего сравнения по целесообразности использования той или иной схемы организации дорожного движения в связи с их схожестью, последующий выбор основных сравниваемых критериев позволит определить наилучшую для движения схему.
Список литературы
1. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения. Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 2001. 247 с.
2. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. М.: Стандар-тинформ, 2005.
3. ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний. М.: Стандартинформ, 2005.
4. ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. М.: Стандартинформ, 2006.
5. Шевцова А.Г., Боровской А.Е., Новиков И. А. Время адаптационного периода при изменении организации дорожного движения // Сборник научных трудов «Sworld». 2013. Т. 1. № 3. С. 41-46.
Шевцова Анастасия Геннадьевна, ст. преп., [email protected], Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова,
Кущенко Лилия Евгеньевна асп., [email protected], Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова,
Захаров Виктор Максимович, студент, zaharov. [email protected], Россия Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
AN OVERVIEW OF THE DIFFERENT TYPES OF TRAFFIC AT THE INTERSECTION A.G. Shevtsova, L.E. Kushchenko, V.M. Zakharov
The basic scheme of traffic management, in particular the intersection with traffic light regulation and circular intersection. The analysis of conflicts of this type of intersection and the main circuit of the device movement.
Key words: circular intersections controlled intersections, the organization of traffic conflict points, Islands of security.
Shevtsova Anastasia Gennad'yevna, senior lecturer, shevcova-anastasiya@mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University V.G. Shukhov,
Kushchenko Lilia Evgen'evna, postgraduate, lily-041288@,mail.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University V.G. Shukhov,
Zakharov Viktor Maksimovich, student, zaharov.vitia2012@,mail.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University V.G. Shukhov