Научная статья на тему 'Обзор психологических исследований инвалидности'

Обзор психологических исследований инвалидности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5015
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ ИНВАЛИДА / ИНВАЛИДИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ИНВАЛИДОВ / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ИНВАЛИДНОСТИ / САМООТНОШЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ / PSYCHOLOGY OF DISABILITY / DISABLED PERSON / DISABILITY / ADAPTATION STRATEGIES / THE INTERNAL PICTURE OF DISABILITY / SELFEVALUATION / THE STUDY OF DISABILITY TRENDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Н.В., Уланова Н.Н., Шишкова И.М.

Данная статья посвящена теоретическому обзору психологических исследований инвалидности. Приводятся результаты отечественных и зарубежных работ последних лет, посвященных изучению различных аспектов личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания. Кроме того, в данной статье выделяются несколько наиболее актуальных направлений исследования инвалидности. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ №16-16-62003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REVIEW OF PSYCHOLOGICAL STUDIES OF DISABILITY

This article is devoted to theoretical review of psychological studies of people with physical disabilities. The results of domestic and foreign works in recent years devoted to the study of various aspects of personality, which is influenced by the conditions of disabling disease are presented. In addition, the article highlights some of the most important directions of the study of disability. Work is performed under the RHF grant №16-16-62003.

Текст научной работы на тему «Обзор психологических исследований инвалидности»

УДК 159.99

© Яковлева Н.В., Уланова Н.Н., Шишкова И.М., 2016

ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНВАЛИДНОСТИ

©Yakovleva N.V., Ulanova N.N., Shishkiova I.M., 2016

A REVIEW OF PSYCHOLOGICAL STUDIES OF DISABILITY

Аннотация. Данная статья посвящена теоретическому обзору психологических исследований инвалидности. Приводятся результаты отечественных и зарубежных работ последних лет, посвященных изучению различных аспектов личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания. Кроме того, в данной статье выделяются несколько наиболее актуальных направлений исследования инвалидности. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ №16-16-62003.

Ключевые слова: психология инвалидности, личность инвалида, инвалидизация, адаптационные стратегии инвалидов, внутренняя картина инвалидности, самоотношение, направления исследования инвалидности.

Abstract. This article is devoted to theoretical review of psychological studies of people with physical disabilities. The results of domestic and foreign works in recent years devoted to the study of various aspects of personality, which is influenced by the conditions of disabling disease are presented. In addition, the article highlights some of the most important directions of the study of disability. Work is performed under the RHF grant № 16-16-62003.

Keywords: psychology of disability, disabled person, disability, adaptation strategies, the internal picture of disability, self-evaluation, the study of disability trends.

В настоящее время довольно остро стоит проблема социальной адаптации инвалидов. По данным 2015 года численность лиц с ограниченными возмож-

ностями в нашей стране составляет около 12, 9 млн. человек (примерно 8,8% всего населения страны), эти данные обуславливают актуальность детального и разностороннего исследования проблемы.

В соответствии с принципами гуманизации, современное общество ставит задачи осознания и решения проблем, связанных с приобретением человеком статуса «инвалид», предоставления социальных гарантий людям с ограниченными возможностями в контексте оптимизации их жизни и социального участия в жизни общества. До недавнего времени политика изоляции и непринятия в отношении инвалидов была основной тенденцией нашего общества. На данный момент система претерпевает изменения. Развивается система социальной поддержки, растет уровень профессиональной подготовки и переподготовки социальных работников, специализирующихся на помощи инвалидам, выходят законы, направленные на улучшение условий жизни инвалидов. Однако для того, чтобы разрушить сложившиеся психологические стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями, социальные установки по отношению к ним потребуется значительное количество времени.

Для этого требуется развитие культурных ценностей гражданского общества, толерантности, эмпатии, уважении человеческого достоинства, гуманизма, равенства прав, независимости. Современное понимание проблемы инвалидности - это проблема общества в целом, а не определенного круга людей [2,8]. Такой методологический подход расширяет границы психологических исследований. Помимо клинико-психологических аспектов проблем инвалидности появляются социально-психологические, дифференциальные и другие исследования.

По данным современных психологических исследований мы выделяем несколько наиболее актуальных направлений изучения инвалидности.

Первый подход можно условно обозначить как «общепсихологический», в рамках данного подхода представляется возможным исследование индивиду-

ально-психологических особенностей личности человека, подвергшегося инва-лидизации, особенностей Я-концепции, к которым можно отнести показатели самооценки и самоотношения, защитные механизмы личности, ее адаптационные возможности. Здесь же рассматривается и отношение индивида к своему состоянию, отношение к нему общества.

Второй подход позволяет изучить инвалидность с социально-психологической точки зрения. В рамках данного подхода актуальными являются исследования личности инвалида неотрывно от его социального окружения, т.к. инвалидность ставит перед человеком множество социально-психологических проблем. Ситуация медико-социальной экспертизы также оказывает огромное влияние на человека с ограниченными возможностями, что дает основу для психологических исследований в данном контексте. Этот подход позволяет изучить процессы адаптации в условиях инвалидизирующего заболевания, а также исследовать межличностные отношения инвалидов в рамках микросоциальной и макросоциальной среды. Актуальным является и изучение межличностных отношений в контексте инвалидности.

Вместе с этим данный подход предполагает рассмотрение организационно-средовых аспектов инвалидности, где большее значение уделяется исследованию влияния условий среды, обеспечивающих оптимальную жизнеспособность инвалидов.

Третий подход, организационно-психологический, связан с изучением влияния правовых норм и процедур, регламентирующих медицинскую и социальную помощь инвалидам.

Остановимся подробнее на психологическом аспекте исследования инвалидности. В рамках данного подхода было проведено множество исследований, позволяющих рассмотреть особенности личности инвалидов. Так, например, С.И. Кудиновым и С.С. Кудиновым (2010), было проведено исследование психологических особенностей самореализации лиц с ограниченными физически-

ми возможностями. Было обнаружено, что у испытуемых наиболее высокий уровень выраженности имеет личностная самореализация, далее следует самореализация в социальном контексте, профессиональная реализация оказалась на последнем месте [3]. Авторы объясняют это условиями инвалидизации, т.е. для лиц с ограниченными возможностями реализация себя как личности является наиболее доступной в условиях болезни. А вот возможности профессиональной и социальной реализации имеют ярко выраженные ограничения. Также авторы исследования отмечают, что все три вида самореализации находятся у респондентов на низком уровне. Кроме того, у лиц с ограниченными возможностями, участвующих в исследовании, выявлен высокий уровень экстернальности. Все это говорит о том, что в недостаточном уровне своей самореализации эти люди винят общество и сложившиеся обстоятельства [3] .

Г.В. Суржко и В.А. Куташов (2015) в своей работе провели исследование значимых индивидуально-психологических особенностей инвалидов соматического профиля с сосудистой патологией головного мозга. Было установлено, что у испытуемых в ситуации инвалидизирующего заболевания формируется особая система отношений как к себе, так и в обществе в целом [9]. Состояния неудовлетворенности своим состоянием, эмоционального дискомфорта приводят к тому, что у индивида формируется дезадаптивное поведение, которое проявляется не только на личностном, но и на социальном уровне, что в дальнейшем может приводить к ухудшению качества жизни в целом.

Е.В. Морозова в своем диссертационном исследовании рассматривает особенности социально-психологичекой адаптации личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания. Автор вводит новое понятие - внутренняя картина инвалидности, под которым понимает «возникающий комплекс представлений, чувств и переживаний о себе как о социально-недостаточном субъекте, сформировавшихся в условиях инвалидизирующего заболевания, на основании которых у человека происходит трансформация самосознания, пла-

нирование своего поведения и преобразование всей дальнейшей перспективы своего существования в соответствии с возникшими изменениями» [5]. Кроме того, в данной работе приводится ряд ресурсов, которые способствуют успешной социально-психологической адаптации индивида в условиях инвалидизи-рующего заболевания. К первой категории относятся такие показатели как: устойчивость эмоционально-волевой сферы, адекватная самооценка, отсутствие алекситимии, интернальность, интегрированная идентичность, активность, гармоничная система отношений, адекватное субъективное отношение к болезни и инвалидности, многообразие потребностно-мотивационной сферы, использование адаптивных совладающих стратегий, отсутствие напряженности защитных механизмов.

Вторую категорию представляют следующие характеристики: наличие семьи, детей, наличие профессиональной деятельности, уровень полученного образования (высшее, профессиональное образование), фактический доход, превышающий прожиточный минимум [5].

Кроме того, по результатам данной работы был сделан вывод о том, что оптимальное адаптивное поведение личности в условиях инвалидизирующего заболевания обеспечивается адекватным самоотношением и способностью принимать свои изменившиеся возможности и возможности самореализации в условиях инвалидности. Важным фактором, приводящим к дезадаптивному поведению в условиях инвалидности является непонимание индивидом обратимости свойств инвалидности. Человек отказывается принимать свой социальный статус, считая, что инвалидность является стабильной структурой и не имеет обратной динамики. Зачастую происходит подмена понятий «инвалидность» и болезнь, что в свою очередь тоже негативно сказывается на адаптации личности.

Некоторые авторы отмечают, что на индивидуально-психологические особенности людей, находящихся в условиях инвалидизирующего заболевания влияет время наступления инвалидности [7,10].

Так Б. Н. Рыжов и А.С. Белоусов (2011-2012) в своей работе, посвященной изучению системных особенностей мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора отмечает, что время наступления дефекта влияет на структуру системного профиля мотивации, который включает в себя следующие шкалы [7]:

- витальная мотивация;

- репродуктивная мотивация;

- познавательная мотивация;

- самоактуализация;

- самосохранение;

- альтруизм;

- самоуважение;

- нравственность.

В ходе исследования было выяснено, что у испытуемых с приобретенным дефектом (потеря зрения) имеют более высокие показатели репродуктивной мотивации, чем респонденты с врожденной патологией.

Т.В. Шинина (2011), изучая особенности личности инвалидов, также говорит о том, что важным моментом в исследовании лиц данной категории является определение времени наступления инвалидности [10]. Психологи зачастую рассматривают инвалидность как ненормативный кризис в развитии человека, в ходе чего формируется новая социальная ситуация развития, которая неразрывно связана с условиями инвалидизирующего заболевания. Если говорить о наступлении инвалидности в раннем детстве, то дети-инвалиды часто сталкиваются с оценкой себя окружающими, сверстниками. В результате чего формируется низкая самооценка, замкнутость, нежелание идти на контакт, формируется

негативная оценка своих будущих перспектив в силу ограниченных возможностей. По мере взросления происходит снижение уровня притязаний, так как осознаются различия в своих перспективах и перспективах на будущее других людей. Постепенно инвалид признает свою зависимость от окружения, в результате чего может формироваться позиция, при которой человек с ограниченными возможностями полностью перекладывает ответственность за свою жизнь на окружающих людей и не желает самостоятельно принимать решения [10].

Исследование М.М. Орловой (2013) позволяет подробно рассмотреть особенности адаптационных стратегий в условиях инвалидизирующего заболевания. Исследование показало, что, для больных туберкулезом характерно повышение как копинг-стратегий, так и психологических защит, кроме возможности положительно интерпретировать происходящее. Для больных характерны ярко выраженные адаптационные стратегии когнитивного и эмоционального уровней. Автор приходит к выводу о том, что у данной категории испытуемых в условиях инвалидизирующего заболевания формируется положительное отношение к себе, что в свою очередь, ведет к пассивной дезадаптации. Данная адаптация формируется за счет трансформации реальности и позволяет не вносить значительных изменений в сложившиеся поведенческие схемы [6].

За рубежом инвалидность традиционно рассматривалась как непреодолимое препятствие для нормального функционирования личности. Только в 70-е годы XX века в США появился закон, регламентирующий права лиц с ограниченными возможностями. Однако в то время основное внимание уделялось аспектам их социального функционирования, запрету дискриминации, предоставлению работы, обеспечению условий для нахождения инвалидов в общественных местах. В связи с тенденцией активного приобщения инвалидов к трудовой деятельности, последние исследования затрагивают различные сферы их функционирования. В настоящее время зарубежные авторы особое внимание

уделяют психологии инвалидов, рассматривая их личностные особенности, защитные механизмы, копинг-стратегии, особенности адаптации.

Однако исследования говорят о нехватке знаний о проблемах инвалидности и отсутствии у специалистов достаточного опыта работы с ними (Leigh et al., 2004; Strike et al., 2004). Достоверно известно, что любую личностную характеристику и особенность лица с ограниченными возможностями нельзя рассматривать только с позиции его недостатка или дефекта, необходимо искать другие объяснения и рассматривать личность как единое целое.

Люди с ограниченными возможностями более изолированы, чем люди без инвалидности. Ливен и Антонак (Livhen, Anthonak, 1997) предложили наиболее широко используемую модель адаптации инвалида к своему состоянию [14]. Эта модель состоит из трех этапов, включающих в себя восемь фаз, которые разворачиваются в последовательный процесс:

1) реакции шока, тревоги, отрицания,

2) промежуточные реакции (депрессия, гнев, враждебность),

3) поздняя реакция признания.

Согласно этому подходу, несмотря на значимость всех окружающих человека факторов (социальных, физических, экономических и др.) ведущее значение придается личности самого человека. От этого зависит, насколько быстро и успешно он пройдет все стадии адаптации к инвалидности.

Исследование, проведенное М. Гарбат (M.Garbat, 2013) показывает, что люди с ограниченными возможностями имеют высокий уровень мотивации к труду, высокий уровень креативности, исполнительны и надежны. Однако зачастую у них возникают трудности в общении с коллегами [13].

М. Носек и Р. Хьюгз (M. Nosek, R. Hughs, 2006) в своем исследовании говорят о гендерных различиях лиц с ограниченными возможностями [15]. Женщины сталкиваются с более серьезными препятствиями в достижении своих жизненных целей, чем мужчины. Процесс реабилитации и адаптации у женщин

проходит медленнее и более болезненно, мужчины настроены более оптимистично, они проще вступают в контакт с окружающими. Женщины склонны считать свою жизнь лишенной всех возможностей и полной потерь, но они готовы пробовать различные способы достижения своих целей, даже зная, что эти способы могут быть не эффективны. Женщины готовы принять помощь от окружающих только в том случае, если они уверены в человеке и если симпатизируют ему, мужчины же свободны в принятии помощи и поддержки от других людей. Женщины более тревожны и склонны избегать трудных ситуаций.

Говоря о жизни человека с ограниченными возможностями, необходимо рассматривать не только его отношение к своему состоянию, но и такое понятие как «смысл жизни» (Emmons, Colby & Kaiser, 1998) [12]. Поиск смысла в собственной жизни облегчает принятие своего состояния и адаптацию к нему. Эммонс утверждает, что способность поддерживать стабильное эмоциональное состояние, стремиться к достижению поставленных целей и умение находить смысл в негативных обстоятельствах позволяет человеку благополучно пройти все стадии принятия своего физического недостатка. Если человек не может интегрировать негативные события в свою жизнь, принять их, осознать их значение, он будет испытывать психологический дискомфорт. Кроме того, принятие негативных жизненных обстоятельств тесно связано и с удовлетворенностью жизнью, а также с позитивным видением собственного будущего.

В своем исследовании Эммонс делает вывод о том, что люди с ограниченными возможностями имеют четкое представление о своей личности, готовы принимать ответственность за свои поступки, борются с чувствами апатии, скуки, равнодушия, неудовлетворенности жизнью, собой и окружающими.

Таким образом, проанализировав отечественную и зарубежную литературу, посвященную исследованию инвалидности, можно сделать вывод о том, что инвалидность - многоуровневое понятие, включающее в себя множество аспектов, которые в совокупности формируют представление о данном состоянии на

психологическом, эмоциональном, поведенческом и социальном уровнях. Существует множество подходов, позволяющих изучить данный конструкт с разных позиций. Достаточно большое количество работ психологической и социально-психологической направленности дают возможность исследования таких аспектов инвалидности как мотивационного, личностного, гендерного, адаптационного и других.

На сегодняшний день проведено много исследований касающихся проблем инвалидности, но нет единой концептуальной основы, которая позволила бы изучить инвалидов как категорию субъектов специфической здоровьесбере-гающей деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Калинычева Т. Инвалиды в зеркале общественного сознания //Вестник благотворительности. — 1995. №2. — С. 6-7.

2. Кривцова А.Ю. Особенности психологического портрета больных эпилепсией с наличием и отсутствием группы инвалидности [Электронный ресурс] / А.Ю. Кривцова, В.А. Жаднов, Л.Н. Ерхова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 3 (6). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ra/art&id=100 (дата обращения: 01.05.2016).

3. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психологические особенности самореализации личности с ограниченными физическими возможностями // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание. Новосибирск: НГПУ.-2010. - №5. - С. 272-280.

4. Морозова, Е.В. Субъективное отношение к инвалидности у пациентов в процессе прохождения медико-социальной экспертизы [Текст] / В.В.Козлов, Е.В. Морозова, Н.Б. Шабалина // Седьмая волна: сборник научных статей. Вып. 3. - Ярославль-Минск: МАПН, 2007. - С. 143-153.

5. Морозова Е.В. Социально-психологическая адаптация личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания (на примере хронической эндокринной патологии и онкологических заболеваний): Автореф... дис. канд. психол. наук. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 26 с.

6. Орлова М.М. Адаптационные стратегии в условиях тяжелого, инвалидизирующего заболевания как субъективная составляющая ситуации болезни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - № 4 том 13. - С. 64-69

7. Рыжов Б. Н., Белоусов А.С. Системные особенности мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно- практический журнал. - М.: МГПУ. - 2012. - № 6. - С.

8. Соловьева Н.А. Психология инвалидности: Метод. указания / Сост. Н.А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2004. 47 с.

9. Суржко Г. В., Куташов В. А. Значимые индивидуально - психологические особенности инвалидов соматического профиля с сосудистой патологией головного мозга, затрудняющие социальную адаптацию // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2015. - № 59.- С. 122-127.

10. Шинина Т.В. Проблемы личности инвалидов: социально-психологические аспекты // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». -2011. - № 1. - С. 145-150

11. Яковлева Н.В. Методики психологического исследования здоровьес-берегающей деятельности субъекта [Электронный ресурс] / Н.В. Яковлева, В.В. Яковлев // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 2 (5). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ra/art&id=84 (дата обращения: 11.05.2016).

12. Emmons, R. A., Colby, P. M., & Kaiser, H. A. (1998). When losses lead to gains: Personal goals and the recovery of meaning. In P. T. P. Wong & P. S. Fry

(Eds.), The human quest for meaning: A handbook of psychological research and clinical applications (pp. 295-305). Mahwah, NJ: Erlbaum

13. Garbat M. Vocational activation barriers of people with disabilities in employers' view from the Lubuskie Voivodeship // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №33. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vocational-activation-barriers-of-people-with-disabilities-in-employers-view-from-the-lubuskie-voivodeship (дата обращения: 07.06.2016).

14. Livneh, H., Lott, S. M., & Antonak, R. F. (2004). Patterns of psychosocial adaptation to chronic illness and disability: A cluster analytic approach. Psychology Health and Medicine, 9, 411-430.

15. Nosek M.A., Taylor H.B., Hughes R.B., Taylor P. (2006) Disability, psychosocial, and demographic characteristics of abused women with physical disabilities. Violence Against Women. 12: 838-50.

16. Уланова Н.Н. Подходы к пониманию здоровья// Научно-практический журнал Наука молодых.-№1.-2013.с. 56-60

17. Уланова Н.Н., Яковлева Н.В. Особенности здоровьесберегающего поведения и приверженности лечению у врачей на разных этапах профессионального становления/ Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2015-№ 1.с. 102-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.