Научная статья на тему 'ОБЗОР ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА "ПРИОРИТЕТ-2030"'

ОБЗОР ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА "ПРИОРИТЕТ-2030" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
897
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА "ПРИОРИТЕТ-2030" / УНИВЕРСИТЕТ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебряков Андрей Александрович

Развитие академического лидерства является важной задачей, которая поставлена перед отечественным научным сообществом. Одним из первых проектов, направленных на её решение, был Проект 5-100. Хотя он и не достиг в полном объёме своих целей, тем не менее, он приобщил российские университеты к мировым стандартам и позволил создать некоторый задел для будущих программ подобного рода. Идейным продолжением Проекта 5-100 стала новая программа «Приоритет-2030». В обзоре представлены основные сведения о новой программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Выделены её цели и основные особенности. Приведены нормативные документы, регламентирующие порядок реализации программы «Приоритет-2030». Отмечены некоторые спорные аспекты, способные потенциально оказать негативное воздействие и снизить положительные эффекты от реализации программы «Приоритет-2030».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE PRIORITY 2030 STRATEGIC ACADEMIC LEADERSHIP PROGRAM

The development of academic leadership is an important task that has been set for the domestic scientific community. One of the first projects aimed at solving it was the Russian Academic Excellence Project. Although this project did not fully achieve its goals, nevertheless, it introduced Russian universities to world standards and made it possible to create some groundwork for future programs of this kind. The conceptual continuation of the Russian Academic Excellence Project is the new Priority-2030 program. The overview provides basic information about the new program of strategic academic leadership “Priority 2030”. Its goalsand main features are highlighted. The normative documents governing the procedure for the implementation of the Priority-2030 program are presented. Some controversial aspects that could potentially have a negative impact and reduce the positive effects from the implementation of the Priority 2030 program are noted.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА "ПРИОРИТЕТ-2030"»

001: 10.19181/зт1р.2021.3.3.12

ОБЗОР ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА «ПРИОРИТЕТ-2030»

Серебряков Андрей Александрович1

1Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

АННОТАЦИЯ

Развитие академического лидерства является важной задачей, которая поставлена перед отечественным научным сообществом. Одним из первых проектов, направленных на её решение, был Проект 5-100. Хотя он и не достиг в полном объёме своих целей, тем не менее, он приобщил российские университеты к мировым стандартам и позволил создать некоторый задел для будущих программ подобного рода. Идейным продолжением Проекта 5-100 стала новая программа «Приоритет-2030».

В обзоре представлены основные сведения о новой программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Выделены её цели и основные особенности. Приведены нормативные документы, регламентирующие порядок реализации программы «Приоритет-2030». Отмечены некоторые спорные аспекты, способные потенциально оказать негативное воздействие и снизить положительные эффекты от реализации программы «Приоритет-2030».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

программа «Приоритет-2030», университет, наука, образование, академическое лидерство, Министерство науки и высшего образования РФ

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Серебряков А. А. Обзор программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 3. С. 236-241.

йО!: 10.19181/гт^р.2021.3.3.12

Постановлением Правительства РФ № 3697-р от 31 декабря 2020 г. была утверждена программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

В качестве основных целей программы указаны:

■ обновление, разработка и внедрение новых образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в интересах научно-технологического развития Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы;

■ реализация образовательных программ высшего образования в сетевой форме, реализация творческих и социально-гуманитарных проектов с участием образовательных организаций, научных и других организаций, в том числе организаций реального сектора экономики и социальной сферы;

■ развитие материально-технических условий осуществления образовательной, научной, творческой, социально-гуманитарной деятельности образовательных организаций;

■ развитие кадрового потенциала системы высшего образования, сектора исследований и разработок посредством обеспечения воспроизводства управленческих и научно-педагогических кадров, привлечения в университеты ведущих учёных и специалистов-практиков;

■ реализация программ внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников и обучающихся, в том числе в целях проведения совместных научных исследований, реализации творческих и социально-гуманитарных проектов;

■ привлечение иностранных граждан для обучения в российских университетах и содействия трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

Нормативную базу программы «Приоритет-2030» составляют: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"»; Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 730 «О Совете по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"»; Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.05.2021 № 433 «Об утверждении методик расчёта значений показателей, включённых в первую и вторую группы критериев допуска к отбору образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта в форме субсидий из федерального бюджета об-

разовательным организациям высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"»; Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.05.2021 № 431 «Об утверждении порядка расчёта итогового балла по результатам оценки программы (проекта программы) развития образовательной организации высшего образования и отчётов о реализации программы развития образовательной организации высшего образования комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по проведению отбора образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"»; Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.05.2021 № 429 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, учитываемых при определении соответствия образовательных организаций высшего образования второй группе критериев допуска к отбору образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"».

Программа «Приоритет-2030» позиционируется Минобрнауки России в качестве самостоятельного проекта, хотя и выступает логическим продолжением Проекта «5-100».

Программа «Приоритет-2030» предполагает разделение грантовой поддержки на две части: базовая часть (на увеличение вклада университета в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и реализацию новых творческих, социально-гуманитарных проектов) и специальная часть (предусматривает два направления: 1) на развитие университетов, обеспечивающих проведение прорывных научных исследований и создание наукоёмкой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок, а также 2) на развитие университетов, обеспечивающих социально-экономическое развитие территорий, укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы).

Одной из важных особенностей программы является возможность не только создания консорциумов с привлечением организаций реального сектора экономики, но и последующее предоставление таким участникам части гран-товой поддержки через университеты-получателей грантов на основании типового договора (Приказ Минфина России от 25.12.2019 № 248н).

Представители Минобрнауки России отмечают, что программа «Приоритет-2030» будет в дальнейшем предусматривать некий механизм ротации1, предусматривающий смену участников программы. Однако в настоящее время Правила проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программам развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации про-

Минобрнауки будет исключать вузы из программы «Приоритет-2030» // Коммерсант: [сайт]. 2021. 25 августа. УЯЬ: https://www.kommersant.ru/doc/4957224 (дата обращения: 07.09.2021).

граммы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» не содержат соответствующих положений.

Следует отметить, что на сегодняшний день чётко закреплён только минимальный размер базовой части гранта — 100 млн рублей в год. При этом методика расчёта итогового размера как базовой части гранта, так и специальной зависит, помимо прочего, и от объёма бюджетного финансирования на каждый год действия программы, и от количества участников программы.

Представляется важным отметить, что участвовать в данной программе могут практически любые университеты (за исключением казённых учреждений), соответствующие установленным программой критериям. При этом не предполагается пропорциональное представление университетов в программе в зависимости от их стартовых возможностей. Таким образом, «сильные» университеты ставятся в одно положение со «слабыми» и получают больше шансов войти в программу благодаря имеющемуся значительному заделу и финансовым возможностям. Это может привести к ещё большему разрыву между образовательными организациями. По всей видимости, обозначенную проблему должен разрешить раннее упомянутый механизм ротации участников программы, однако правила его применения пока не известны.

Безусловно, программа «Приоритет-2030» имеет существенное значение для развития отечественного образования и науки. Вместе с тем её успех будет зависеть как от качества реализации программы, так и от последовательного и достаточного финансирования.

Статья поступила в редакцию 06.09.2021. Принята к публикации 09.09.2021.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Серебряков Андрей Александрович e-mail: goodwrong@gmail.com

Старший преподаватель, Юридический институт, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия AuthorID РИНЦ: 733399 ORCID Id: 0000-0002-9184-6778

DOI: 10.19181/smtp.2021.3.3.12

OVERVIEW OF THE PRIORITY 2030 STRATEGIC ACADEMIC LEADERSHIP PROGRAM

Andrei A. Serebriakov1

1Altai State University, Barnaul, Russian Federation

Abstract. The development of academic leadership is an important task that has been set for the domestic scientific community. One of the first projects aimed at solving it was the Russian Academic Excellence Project. Although this project did not fully achieve its goals, nevertheless, it introduced Russian universities to world standards and made it possible to create some groundwork for future programs of this kind. The conceptual continuation of the Russian Academic Excellence Project is the new Priority-2030 program. The overview provides basic information about the new program of strategic academic leadership "Priority 2030". Its goals and main features are highlighted. The normative documents governing the procedure for the implementation of the Priority-2030 program are presented. Some controversial aspects that could potentially have a negative impact and reduce the positive effects from the implementation of the Priority 2030 program are noted.

Keywords: the Priority-2030 program, university, the science, education, academic leadership, Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation

For citation: Serebriakov, A. A. (2021). Overview of the Priority 2030 Strategic Academic Leadership Program. Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, no. 3. P. 236-241.

DOI: 10.19181/smtp.2021.3.3.12

The article was submitted on 06.09.2021. Accepted for publication 09.09.2021.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Serebriakov Andrei e-mail: goodwrong@gmail.com

Senior lecturer, Altai State University, Barnaul, Russian Federation

AuthorID RSCI: 733399

ORCID Id: 0000-0002-9184-6778

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.