УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА
Научная статья УДК 1 ; 304.5
ГРНТИ: 06.61: Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика doi: 10.51608/23058641_2022_4_49
ОБЗОР ПРОГРАММ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Авторы 2022 КИСЕЛИЦА Елена Петровна
SPIN: 5043-5845 доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов AuthorlD: 221500 Тюменский государственный университет
(Россия, г. Тюмень, e-mail: [email protected])
ЛАВРОВИЧ Александра Эдуардовна
магистрант направления подготовки «Экономика и правовое
регулирование бизнеса»
Тюменский государственный университет
(Россия, г. Тюмень, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье приведены основные механизмы поддержки малого бизнеса, выполнен анализ основных показателей деятельности малого бизнеса в России и объемов его поддержки. Приведены прогнозы экспертов относительно прекращения деятельности малых предприятий в 2020 году из-за пандемии коронави-руса, по результатам исследования авторов было выявлено, что фактическая ситуация с закрытием малых предприятий в России оказалась лучше, чем прогнозы, т.е. произошло закрытие меньшего процента предприятий, чем ожидалось. На эту ситуацию оказали положительное влияние государственные меры поддержки бизнеса. Выделены меры стимулирования малого предпринимательства, оказанные предприятиям в 2022 году на фоне введенных санкций и проведения частичной мобилизации. Региональные власти должны формировать меры поддержки бизнеса исходя из потребностей и ситуации в конкретном регионе. Исследована деятельность малых предприятий и программы стимулирования в Тюменской области. Выделены региональные меры поддержки проведённые в период пандемии. Проанализирован объем средств, выделяемый на помощь малому бизнесу в Тюменской области; по результатам анализа выявлено, что объем финансирования постепенно снижается (за исключением кризисного 2020 года). Обозначены прогнозы экспертов по поводу развития отечественного малого бизнеса в обозримом будущем.
Ключевые слова: малый бизнес; предпринимательство; меры поддержки; стимулирование малого бизнеса; региональные программы; государственная поддержка; инфраструктура поддержки, региональная экономика
Для цитирования: Киселица Е.П., Лаврович А.Э. Обзор программ стимулирования малого предпринимательства в России (на примере Тюменской области) // Основы экономики, управления и права. 2022. № 4 (35). С. 49-54. doi:10.51608/23058641_2022_4_49.
Original article
SMALL BUSINESS INCENTIVE PROGRAMS IN RUSSIA (THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION)
© The Author(s) 2022 KISELICA Elena Petrovna
Doctor of Economics, Prof. of the Department of Economics and Finance
Tyumen State University
(Russia, Tyumen, e-mail: [email protected], [email protected])
LAVROVICH Alexandra Eduardovna
Master's Degree Student
Tyumen State University
(Russia, Tyumen, e-mail: [email protected])
Annotation. The article presents the main mechanisms for supporting small businesses. The paper carries out the analysis of the main indicators of small business activity in Russia and the volume of its support. The forecasts of experts regarding the termination of the activities of small enterprises in 2020 due to the coronavirus pandemic are
given. According to the results of the authors' research, it was revealed that the actual situation with the closure of small enterprises in Russia turned out to be better than forecasts, i.e. there was a closure of a smaller percentage of enterprises than expected. This situation was influenced by government measures of supporting business. The authors highlighted the measures to stimulate small business provided to enterprises in 2022 against the background of the imposed sanctions and partial mobilization. Regional authorities should form business support measures based on the needs and situation in a particular region. The paper investigates the activities of small enterprises and incentive programs in the Tyumen region. Regional support measures during the pandemic are highlighted. The volume of funds allocated to help small businesses in the Tyumen region is analyzed; according to the results of the analysis, it was revealed that the volume of financing is gradually decreasing (with the exception of the crisis in 2020). The article outlines the experts' forecasts regarding the development of domestic small business in the foreseeable future.
Keywords: small business; entrepreneurship; support measures; small business incentives; regional programs; government support; support infrastructure, regional economy
For citation: Kiselica E.P., Lavrovich A.E. Small business incentive programs in Russia (the example of the Tyumen region) // Economy, governance and lave basis. 2022. No. 4 (35). Pp. 49-54. (InRuss.). doi:10.51608/23058641 2022 4 49.
Введение
В современных условиях роль государства в области реализации политики по поддержке малого бизнеса имеет важное значение, т.к. уязвимость и ограниченные ресурсы данного сектора экономики ограничивают возможности предпринимателей самостоятельно справиться с трудностями в ведении деятельности. Нестабильная экономическая обстановка, последствия распространения коронавирусной инфекции, санкционное давление в отношении России - эти и многие другие факторы оказывают отрицательное влияние на малый бизнес. Поэтому в сложных условиях помощь государства, в частности на региональном уровне, особенно необходима. Регионы должны реализовать поддержку субъектам малого бизнеса исходя из специфики и потребностей территории, объема регионального бюджета, ситуации с безработицей и занятостью и др.
Многие авторы посвятили свои труды исследованиям в области целесообразности вмешательства государства в деятельность малых предприятий. Неопуло К.Л. [1] в своих работах обосновывает необходимость изменения мер поддержки малого бизнеса с целью роста деловой активности и разрабатывает подходы стимулирования, влияющие на увеличение предпринимательской активности. На проблему недостаточного внимания к малому предпринимательству в сфере инновационного развития и на необходимость повышения конкуренции за счет инноваций указывают Лунева Т.В. [2], Белов А.В. [3], Гарнов А.П. [4], Шпилёва А. А. [5]. Проанализированы меры поддержки малых предприятий в период пандемии, а также проблемы их реализации на уровне региона в исследованиях Крицкой А. А. [6], Борковой Е. А. [7].
Актуальность исследования заключается в том, что малое предпринимательство призвано удовлетворять местные потребности населения, развивает рыночную конкуренцию, самое главное - обеспечивает рабочие места. Значимость этого сектора рынка недооценена, т.к. на малые предприятия оказывается большое давление со стороны различных структур, а также ввиду непостоянства экономических условий, что препятствует развитию деятельности бизнеса. Поэтому актуальной задачей для государства остается формирование эффективных мер поддержки, особенно в кризисное время.
Методология
Цель исследования состоит в оценке влияния реализуемых региональных программ стимулирования малого предпринимательства на эффективность его деятельности.
В рамках исследования применялись следующие эмпирические, экспериментально-теоретические и конкретно-научные методы: сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический метод.
Результаты
Малое предпринимательство способно оперативно реагировать на любые рыночные изменения, то есть обладает гибкостью, данное свойство раскрывает у малого бизнеса инновационный потенциал, что увеличивает значимость данного сектора в нестабильной экономической обстановке. Государство должно создавать благоприятные условия для предпринимательства и предлагать действенные меры поддержки. Стимулирование малых предприятий содержит финансово-кредитную поддержку,
ф
Основы экономики, управления и права
2022
Economy, Governance and Law Basis № 4 (35)
налоговые льготы, правовое регулирование, формирование институтов, обеспечивающих поддержку субъектов малого бизнеса и др.
Проанализируем ситуацию в сфере деятельности малых предприятий в России до пандемии. Показатели деятельности малого предпринимательства в России представлены на рисунке 1.
—Объем субсидий, млн.зуб.
—Кол-во МП, тыс.шт.
Кол-во занятых, тыс.чел
—Оборот, млрд руб.
■Vе -Р -V0 # •£> -Р
Рис. 1. Показатели деятельности малого предпринимательства в России [8]
В 2011-2014 гг. произошло увеличение количества занятых и объема поддержки малому бизнесу в виде субсидий. В 2015-2019 гг. объем государственной поддержки снижается, но численность занятых в малом бизнесе растет, что свидетельствует об эффективности принятых мер стимулирования, поскольку бизнес продолжает развиваться.
Пандемия 2020 г. отрицательно повлияла на экономику в целом. Эксперты прогнозировали уменьшение малых предприятий на 2050% к началу 2021 г. [9] Но по результатам исследования авторов было выявлено, что в 2020 г. закрылось 12,1% малых предприятий. На этот более оптимистичный результат повлияли государственные меры поддержки.
В 2022 г. разработке новых срочных мер поддержки бизнеса способствовали введенные санкции. Реализуются следующие меры: льготы для 1Т-компаний в виде отмены налога на прибыль и отмены проверок на 3 года, отмена неналоговых проверок для предпринимателей и юридических лиц до конца 2022 г., гранты сельхозпроизводителям-участникам НИОКР, возможность продолжать деятельность не продлевая лицензию, отсрочка уплаты налоговых платежей, уменьшение административной нагрузки и др. [10]
Также в сентябре 2022 г. на фоне проведения частичной мобилизации понадобились государственные решения по поводу поддержки бизнеса, т.к. существует угроза дефи-
цита рабочей силы и закрытия компаний. Так, было предложено сохранить возможность быть собственником бизнеса предпринимателям; отменить штрафы; отсрочить кредитные и налоговые платежи; автоматически продлевать лицензии и сроки предоставления отчетности и
др. [11]
Каждый регион самостоятельно разрабатывает мероприятия поддержки бизнеса, основываясь на федеральном законодательстве и на особенностях конкретной территории, на нуждах региона и возможных рисках. Необходимо учитывать специфику ситуации, в которой находится бизнес в конкретном регионе. Только индивидуальный подход формирования способов поддержки для бизнеса позволит обеспечить эффективность реализации мер стимулирования.
Проанализируем деятельность малого предпринимательства и программы его поддержки в Тюменской области. Основные показатели деятельности малого бизнеса в Тюменской области представлены на рисунке 2.
450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000
71717 25S176
59162 64Я94
64052 13 23SÛ7]
61450 273593
Малые предприятия, вклтая микрогредприятия
■ Срвднеспнсочная численность работников, чел
■ Годовой оборот, млн. руб.
Рис. 2. Основные показатели деятельности малого бизнеса в Тюменской области [12, 13]
До 2020 г. происходило увеличение числа малых предприятий и годового оборота. Уменьшение данных показателей, а также среднесписочной численности в 2020 г. вызвано последствиями ограничений в связи с пандемией. В 2021 г. ситуация стабилизировалась и малый бизнес адаптировался к новой обстановке, на что повлияли осуществляемые меры господдержки.
В Тюменской области помощь малому бизнесу оказывается посредством поддержки инвестпроектов; предоставления субсидий, грантов, поручительств; продвижения инновационных проектов; оказания бесплатных консультаций; поиска зарубежных партнеров; предоставления аренды помещений на льготных условиях и т.д. Инфраструктуру поддержки со-
ставляют различные фонды: Инвестиционное агентство Тюменской области, Фонд микрофинансирования, технопарк «Западно-Сибирский инновационный центр», Агентство инфраструктурного развития, индустриальные парки, агропромышленный парк, областной ГГ-центр, бизнес-инкубаторы и др. [14]
Программы инвестиционных займов и микрофинансирования в Тюменской области представлены в таблице 1.
- отмена налога на имущество и транспортного налога для пострадавших отраслей, а до начала 2022 г. была отменена уплата аренды имущества;
- отсрочены уплата страховых взносов, налогов, арендных платежей;
- по патентной системе налогообложения было снижение стоимости патента до 1 руб.;
- кредиты по льготной ставке 3% на выплату заработной платы;
Таблица 1 - Программы инвестиционных займов и микрофинансирования в Тюменской области [15]
Название программы Сумма, руб. Срок, мес. Годовая ставка
Инвестиционные займы
Лесная промышленность 5-20 млн. до 36 2%
Социальное предпринима- 5-50 млн. до 84 5%
тельство
Промышленность 3%
Инвестиционные займы до 60 8,5%
Оборотная 10-30 млн. до 12 11%
Микрофинансирование
Легкий старт до 1 млн. до 36 и до 24 8%; соц. бизнес с залогом - 4%
Доверие при режиме ЧС или повы- 8% - приоритетные проекты и соц. сфера; 10% - неприоритетные
Микрофинансирование до 5 млн. шенной го- 8% - приоритетные с залогом, 9% - без за-
и развитие (МиР) товности лога; 10% - неприоритетные с залогом, 12% - без залога; 4% - соц. сфера с залогом, 8% - без залога
Микрозаймы до 500 тыс. 8% - с залогом; 10% - без залога
для самозанятых
Экспортируй до 5 млн. 8%
Действуй (без залога) Действуй (с залогом) до 1 млн. до 2 млн. до 24 8%
В 2022 г. в Тюменской области снизили ставку процента по программам микрофинансирования, тем самым ставка больше не зависит от ключевой ставки Центрального Банка, как это было ранее.
Поручительства субъектам малого бизнеса предоставляются по программе «Гарантийный фонд», которая содержит следующие условия: размер поручительства не превышает 25 млн. руб.; срок банковских гарантий и микрофинансирования не превышает трех лет, а срок кредитов не превышает 15 лет; размер вознаграждения равен 0,5-1% годовых от размера поручительства.
Приведем некоторые региональные меры поддержки малого бизнеса в Тюменской области в период пандемии в 2020 г.:
- уменьшение ставки налога по упрощенной системе налогообложения до 1% на объект «доходы»;
- гранты и субсидии за нерабочие дни и во время карантина и др.
Рассмотрим объемы финансирования на осуществление стимулирования МСП в Тюменской области, представленные на рисунке 3.
700 000,00 600 000,00 500 000,00 400 000,00 300 000,00 200 000,00
i . .i
2016 2017 2018 2019 2020 2021
■ Средства федерального бюджета, тыс. руб. ■ Средства регионального бюджета, тыс руб.
■ Общий объем финансирования, тыс. руб.
Рис. 3. Объемы финансирования на осуществление стимулирования МСП в Тюменской области [12]
.11
ф
Основы экономики, управления и права
Economy, Governance and Law Basis
Наибольшая доля финансирования поддержки бизнеса приходится на средства из бюджета Тюменской области. Наибольший объем поддержки был оказан бизнесу в 2020 г., ввиду отрицательного воздействия коронавирусных ограничений на работу множества предприятий. В 2021 г. была оказана минимальная поддержка бизнесу, данные демонстрируют уменьшение финансирования на поддержку МСП.
Обсуждение
В Тюменской области созданы все необходимые условия для развития предпринимательского дела. Об этом свидетельствует положительная динамика оборота малых предприятий и их количества (до кризисного 2020 г.) и рост показателей в 2021 г., а также разнообразие реализуемых программ стимулирования в регионе. Информация о мерах поддержки содержится на официальных сайтах в открытом доступе, поэтому предприниматели могут ознакомиться с предлагаемой помощью и оценить свои шансы на получение поддержки.
Результаты исследования схожи с аналогичными исследованиями других авторов. Так, Махмудова М.М. и Королева А.М. в своих исследованиях [16] считают, что увеличение в Тюменской области таких важных показателей деятельности малого бизнеса, как количество малых предприятий, оборот их хозяйствования, численность занятых на малых предприятиях является следствием эффективного развития малого предпринимательства в регионе. Региональные меры поддержки субъектов малого бизнеса создают благоприятную обстановку для функционирования бизнеса, увеличения предпринимательской активности.
В работе Пельковой С.В. и Кольцовой Т.А. [17] отражено мнение, что власть Тюменской области формирует благоприятную среду для развития малого предпринимательства посредством многочисленных предлагаемых мер поддержки, но система поддержки все же нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Таким образом, принимаемые способы поддержки малого предпринимательства оказывают непосредственное влияние на его деятельность, что доказывает положительная динамика показателей малого бизнеса в Тюменской области.
Выводы
Государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства и оперативно
2022 № 4 (35)
формирует меры его поддержки в непредсказуемых современных условиях, в т.ч. разрабатывая срочные меры стимулирования, что потребовалось в 2020 г. и в 2022 г.
Сложные политические и экономические условия увеличивают роль государства в деятельности малого бизнеса, т.к. предпринимателям сложно самостоятельно справляться с дополнительными трудностями. Эксперты расходятся в прогнозах о дальнейшей судьбе малого предпринимательства, одни считают, что малый бизнес окажется в негативном положении под влиянием санкций и частичной мобилизации, другие считают, что у предпринимателей есть много возможностей занять опустевшие ниши внутреннего рынка и кризис - лучшее время для бизнеса. Несомненно, функционирование малого бизнеса будет во многом зависеть от действий государства в области поддержки. Следует мониторить состояние малых предприятий и контактировать с самими субъектами малого бизнеса по поводу необходимых мероприятий поддержки.
Библиографический список
1. Неопуло, К. Л. О необходимости совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как фактора повышения предпринимательской активности малого бизнеса / К. Л. Неопуло // Путеводитель предпринимателя. - 2020. - Т. 13. - № 1. - С. 137-145. - Б01 10.24182/2073-9885-2020-13-1-137-145. - ББМ ACMJHW.
2. Лунева, Т. В. Практические аспекты реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ / Т. В. Лунева, Е. А. Орлова, А. В. Зарицкая // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. - 2021. - № 1-2. - С. 53-61. -DOI 10.29013M.JH-21-1.2-53-61. - EDN BBWABM.
3. Белов, А. В. Роль государства в развитии инновационной активности в регионах Российской Федерации / А. В. Белов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Т. 8. - № 4А. - С. 159-165. -EDN UWQZLI.
4. Гарнов, А. П. Дигитализация экономики: проблемы и перспективы / А. П. Гарнов, О. Н. Быкова, Д. Г. Перепелица // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2020. - Т. 9. - № 3. - С. 81-84. - DOI 10.12737/2306-627Х-2020-81-84. -EDN GROOXP.
5. Шпилева, А. А. Процессы цифровизации в компаниях малого и среднего бизнеса в условиях пандемии / А. А. Шпилева // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т. 11. - № 2. - С. 299-312. - DOI 10.18334/ерр. 11.2.111637. - ББМ XXXQVF.
6. Крицкая, А. А. Меры поддержки предпринимательства в России в период пандемии (на примере малого и среднего бизнеса) / А. А. Крицкая, А. Б. Шумилина, А. Р. Филимонова // The Scientific Heritage. - 2021. - № 66-3(66). - С. 37-40. - DOI 10.24412/9215-0365-2021-66-3-37-40. - EDN VKIQRO.
7. Боркова, Е. А. Экономические последствия коронавирусной инфекции для малого бизнеса / Е. А. Боркова, М. В. Доронин, А. С. Мазин // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. -Т. 11. - № 5. - С. 1181-1194. - DOI 10.18334/epp. 11.5.112085. - EDN EWARDJ.
8. Киселица, Е. П. Региональные программы стимулирования малого бизнеса в России (на примере Тюменской области) / Е. П. Киселица, А. Э. Лаврович // Лучшие научные исследования 2022 : сборник статей V Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 апреля 2022 года. -Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 39-45. - EDN WRZRZM.
9. Деловой Петербург: официальный сайт. Будущего нет: малому бизнесу пророчат новые долги. URL: https ://www. dp. ru/a/2020/12/29/Budushhego_net_mal omu_bizn (дата обращения: 10.11.2022).
10. Бизнес.Ру - большой портал для малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2022 года. URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy (дата обращения: 10.11.2022).
11. БухСофт: информационный портал для бухгалтеров МСП. URL: https://www.buhsoft.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).
12. Деловой портал Правительства Тюменской области: официальный сайт. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. URL: https://www.tyumen-region.ru/support/enter-prises/useful-info/statistical/ (дата обращения: 02.11.2022).
13. Федеральная налоговая служба России: официальный сайт. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 02.11.2022).
14. Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы»: постановление Правительства Тюменской области от 14.12.2018 № 511-п. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/72002 01812200003 (дата обращения: 02.10.2022).
15. Фонд инвестиционного агентства Тюменской области: официальный сайт. URL: https ://www. iato.ru/podderzhka-biznesa/finansovaya/zaymy/ (дата обращения: 02.10.2022).
16. Махмудова, М. М. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Тюменской области / М. М. Махмудова, А. М. Королева // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2015. - № 1(24). - С. 69-78. - EDN TRZTNV.
17. Пелькова, С. В. Действующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области / С. В. Пелькова, Т. А. Кольцова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2020. - Т. 82. - № 1(83). - С. 340-349. - DOI 10.20914/23101202-2020-1-340-349. - EDN ZFPADR.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Статья поступила в редакцию 22.11.2022; одобрена после рецензирования 26.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.
The authors declare no conflicts of interests. Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication.
The article was submitted 22.11.2022; approved after reviewing 26.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.