Список литературы
1. Козловский, В. Комплексная оценка удовлетворенности потребителей качеством автомобилей / В. Козловский, В. Строганов, С. Клейменов // Стандарты и качество. 2013. № 5. С. 94-98.
2. Строганов, В.И. Итоги и перспективы развития электромобилей и автомобилей с гибридными силовыми установками / В.И. Строганов, В.Н. Козловский // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 2-3. С. 2-8.
3. Козловский, В.Н. Комплекс обеспечения качества системы электрооборудования автомобилей / В.Н. Козловский, Д.И. Панюков // Saarbrücken, 2014.
4. Панюков, Д.И. Фундаментальные основы FMEA для автомобилестроения / Панюков Д.И., Козловский В.Н. // Монография / Самара, 2014.
5. Козловский, В.Н. Моделирование энергоемких накопителей автомобильной комбинированной энергоустановки / В.Н. Козловский, В.И. Строганов, В.В. Дебелов, С.В. Петровский Грузовик. 2018. № 11. С. 13-14.
6. Panyukov, D.I. Highlights of russian experience in implementing ISO/TS 16949 / D.I. Panyukov, V.N. Ko-zlovskiy // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 8s. С. 439-444.
7. Козловский, В.Н. Аналитический комплекс прогнозирования надежности электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой / В.Н. Козловский, Н.И. Горбачевский, А.Г. Сорокин, В.Б. Кислинский, Л.Х. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 3. С. 227-229.
8. Козловский, В.Н. Цифровая среда поддержки управления конкурентоспособностью / В.Н. Козловский, Д.В.Айдаров, Д.И. Панюков, М.М. Васильев // Стандарты и качество. 2018. № 6. С. 86-89.
Гафаров Роман Ринатович, аспирант, [email protected]. Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected]. Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Клентак Анна Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, [email protected]. Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
RESULTS OF IMPLEMENTATION OF EXPERT METHODOLOGY FOR CONSUMER QUALITY ASSESSMENT WHEN
ASSESSING NEW VEHICLES OF OWN PRODUCTION
R.R. Gafarov, V.N. Kozlovsky, A.S. Klentak
The article presents the results of applying an expert methodology for consumer assessment of the quality of new
cars in use.
Key words: competitiveness, quality, car.
Gafarov Roman Rinatovich, postgraduate, [email protected]. Russia, Samara, Samara State Technical
University,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected]. Russia, Samara, Samara State Technical University,
Klentak Anna Sergeevna, candidate of technical sciences, docent, anna_klentak@mail. ru. Russia, Samara, Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolev (National Research University)
УДК 629.113
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-11-515-516
ОБЗОР ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ КОДИФИКАЦИИ ДЕФЕКТОВ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Н.А. Антонова, В.Н. Козловский, А.С. Клентак
В статье представлены результаты исследования опыта лидеров мирового автомобильного производства при решении задачи по организации процесса кодификации дефектов автомобилей в период эксплуатации
Ключевые слова: конкурентоспособность, качество, автомобильная промышленность, кодификация дефектов, эксплуатация.
Для международного опыта в решении задачи по организации кодификации дефектов автомобилей в период эксплуатации, характерен подход, когда при кодировании дефекта отталкиваются от симптоматики проявления дефектов, которые замечены клиентом. Здесь наблюдается более широкий подход к кодированию проблемы качества автомобилей, когда под одним и тем же кодом, подразумевается несколько возможных причин [1].
515
Приведем ряд примеров. В таблице представлена часть кодов дефектов стандартного кодификатора, используемого компанией Renault.
Таблица с примерами кодификации дефектов автомобилей компании Renault
Коды кодификатора жалоб клиентов на продукцию
Раздел Код Описание Примеры
Кузов и передний капот 120 (шум) не ветер Шумы, вибрации на кузове, на элементах неподвижного остекления (лобовое стекло, боковые панели), на элементах защиты кузова, на стыках с элементами (бамперы, боковые планки и т.п.) и аксессуарами обтекаемой формы (спойлер и т.п.). Легкий скрип в секции крыши со стороны водителя, в панели. Я слышу шум по всей машине. Я слышу шум, когда еду по ухабистой дороге. Я слышу шум сзади. Этот шум издает задний бампер. Он вибрирует; это неправильно.
0150: Кузов: деформация панели Дефекты кузова (деформация листового металла: дыры, неровности, впадины, складки) внутрии снаружи автомобиля (включая открывающиеся элементы). Вот небольшой след от удара на переднем левом крыле, очевидно, появившийся во время транспортировки, доставки. Двери были помяты и над ручками двух задних дверей.
0151: Кузов: зазоры, регулировка Ошибки в выравнивании панелей, зазорах, смещениях или дефектной сборке между различными кузовами. Панельные элементы, за исключением дверей и других открывающихся элементов. Панель заднего порога не могла оставаться закрепленной из-за неправильного крепления или сборки во время производства, клипсы крепления отсутствовали.
Краска, мастика, антикоррозия 0340: Корпус: водонепроницаемость Проблемы с гидроизоляцией и проникновением в кузов (в том числе лючок бензобака, без учета открывающихся элементов и осветительных линз. Вода просачивалась из-под машины, возле двух передних сидений. Это было соединение двух панелей кузова.
0350:Кузов/лакокрасочное покры-тие:появление Дефекты окраски (царапины, неровности, отслаивания и т.п.) внутри и снаружи кузова. (включая открывающиеся элементы), за исключением наружных аксессуаров. По соглашению, код 0350 также используется для проблем, связанных с: - пятна на кузове (смола, жир, масло) при доставке, - отслаивание краски вследствие града или выступов агрегатов.
0351:Кузов:коррозия Проблема ржавчины внутри и снаружи кузова (включая открывающиеся элементы), исключая внешние аксессуары. У меня была ржавчина на задней левой двери. У замка. Были лишь небольшие пятна
Двигатель 0520: Двигатель - шум, вибрация Шум, акустическая вибрация двигателя (блока двигателя, турбокомпрессора, охлаждения и освещения). системы). У меня проблема с вентилятором двигателя. При включении он издает очень громкий шум, настоящее урчание. Когда холодно, при запуске первые 2-3 минуты издает дребезжащий звук. Как только прогреется, это обычный дизельный звук. У меня внутри двигателя слышен шум на 2000 оборотах. Кажется, он гоночный.
0550:Моторный отсек Неправильный внешний вид и крепление шумоизоляционных материалов внутри двигателя, капота, а также проблемы, связанные с внешним видом или креплением элементов двигателя (шланги, винты, кабели и т. д.) без каких-либо других последствий. Внутри двигателя был оторван трос.
0570: Двигатель - плохой запуск, глохнет на холостом ходу Неисправности запуска на холодном двигателе, в том числе происшествия, произошедшие в первые 5 километров пробега. вождение (остановка, рывки, нестабильные обороты двигателя, недостаток мощности). У моего автомобиля были проблемы с запуском. Оно застряло. Началось, но это заняло некоторое время. Это произошло только в утром при холодном запуске. Он дернулся сразу после запуска. Думаю, это недостаток топлива, которое не доходит до двигателя. Это происходит, когда автомобиль холодный; движется толчками, но только при тро-гании.
Окончание таблицы
Раздел Код Описание Примеры
Двигатель 0572: Двигатель - неравномерный холостой ход, глохнет, обороты Проблемы оборотов двигателя, нестабильность холостого хода, остановка двигателя, независимые от холодного запуска проблемы. Когда двигатель был теплым, он не работал на холостом ходу. Он глох, как только я ехал. 50 км. Заводится нормально, но автоматический стартер срабатывает даже при прогретом двигателе очень высокая скорость в течение нескольких секунд.
0573: Двигатель: недостаточная мощность Недостаток мощности, отзывчивости, подхвата или ускорения, независимо от проблемы с холодным запуском Недостаточная мощность двигателя. В горных районах с этим проблемы, как только включается кондиционер. Двигатель не работает так, как должен. Он слаб. Опасно при обгоне.
Коробка передач 0620:Сцепление:шум без педали Шумы, свист сцепления, не включая педаль сцепления. На холодном двигателе, когда я выжимаю сцепление, чтобы переключиться на первую, я слышу в сцеплении стон, как будто оно скользило.
0621: Механическая коробка передач: шум Четко выраженный механический шум и свист в механической коробке передач, не считая шумов из-за затрудненного переключения передач Коробка передач свистела на высоких оборотах двигателя.
0650: Рычаг КПП - внешний вид Дефекты внешнего вида и крепления рычага, ручки или чехла механической коробки передач у основания. Оторвалась ручка рычага переключения передач. Резьба была дефектная.
0670: Сцепление - работа Четко выявленные проблемы в работе сцепления, не включая педаль сцепления. Переключение передач было не плавным. Я чувствую, как сцепление проскальзывает, когда двигатель холодный. Нет четкого выключения, когда я отпускаю педаль газа.
Уже при первичном рассмотрении, видна принципиальная разница между принципами кодирования дефектов, которые используют в своей работе отечественные автопроизводители и соответствующими принципами используемыми иностранными автосборочными предприятиями. В первом случае, правила кодирования определяются, по сути, при разработке, когда формируется в полной мере конструкция нового автомобиля, такой подход можно назвать в чистом виде инженерным, или если рассматривать его по аналогии с принципами производства - выталкивающим принципом. Второй принцип кодирования, используемый иностранными автопроизводителями исходит из оценки потребительских ощущений при эксплуатации автомобилей, его можно назвать потребительским, или по аналогии с принципами организации производства - вытягивающим [2, 3].
В подтверждении сделанного вывода, на рисунке 1 представлен слайд, отражающий правила кодификации дефектов автомобилей производства рассматриваемого автопроизводителя.
Category of complaints категория жалоб
Each complaint can be classified классификация жалоб
Customer expectation ожидания клиентов
IfKidentology инцидентология
Instituí codification Product кодификация продуктового института (исследования)
Quality
00MQ4ASCM
Renault codification
кодификатор рено
Customer expectation; the vehicle is conform to the definition. Example : « the boot is too smalt
« Fuel consumption is too high ».....,
ожидание клиента: автомобиль соответствует/и соответствует
Incrdentology; the vehicle is not conform. Example : « battery failure.....
Икцидентология: автомобиль не соответствует требованиям.
I
н
Рис. 1. Кодификация проблем качества автомобилей в эксплуатации в компании Renault
Анализ информации представленной на рисунке 1 показывает, что иностранными автопроизводителями при кодификации проблем качества автомобилей используется два кодификатора [4]. Один отвечает за кодификацию жалоб потребителей, когда оценивается ожидание клиентов к автомобилю. Такая оценка проводится как при проведении исследований в области потребительской удовлетворенности качеством продукции, так и через опрос на
предприятии фирменного автосервиса. Второй работает только в области инцидентологии, когда оцениваются жалобы потребителей к продукции, которые привели к поломке и проведению гарантийного ремонта автомобилей [5, 6]. Как видно, кодификаторы синхронизированы и гармонизированы друг относительно друга.
На рисунке 2 представлена модульная структура кодификации дефектов принятая в иностранной компании автопроизводителя.
Депатрамент Инжиниринга
Посредник обеспечения связи между нжинирингом и потребителем
Детализация на языке клиента
For Personal Car (PC)
Sector Equivalent CdCPF Level 3 Detailed affectation and/or Light Commercial Vehicle
(LCV)
711 Boat : perceived size PC
7.1 Habitability: boot 71.2 Boot ease of loading, practicality of storage and modularity PC
7 13 Carqo space ease of loadinq LCV
7 1 4 Carqo space mam perceived size / loading capacity LCV
721 Practicality and size of storaqe raws 1/2/3 PC
7.2 Habitabilité : Storage 7 22 Practicality and size of storaqe raws 1 LCV
Interior storage and modularity 7 23 Practicality and size of storaqe raws 2/3 LCV
7. 724 Practicality of cupholders and ashtrars raw 1 / 2 / 3 PC/LCV
731 Practicality of the luggage cover (handling, storage) PC/LCV
7 32 Practicality of front seat's functionalities PC/LCV
733 Practicality of seat's functionalities raw 2 & 3 PC/LCV
7.3 Modularity 7 3.4 Practicality of shelf seat PC/LCV
735 Carqo space: flexibility and modularity LCV
736 Practicality of ciqar liqhter and 12V socket PC/LCV
7 3.7 Sunshades (practicality) PC/LCV
Рис. 2. Модульная структура электронного окна кодификатора дефектов компании Renault
Итак, представленная на рисунке 2 модульная структура показывает, что в процессе кодификации дефектов в компании Renault задействовано как минимум три подразделения: инженерная служба определяющая принадлежность дефекта к функциональной системе или узлу автомобиля; служба занимающаяся подробным описанием дефекта с языка потребителя (клиента); служба - посредник, которая осуществляет перевод описания дефекта (жалобы) на инженерный язык принятый в компании.
Таким образом, уже можно сформулировать несколько важных промежуточных выводов.
Во-первых, инструменты используемые отечественными автопроизводителями в своей базе заточены на жесткую инженерную кодификацию отклонений поступающих в виде строгих кодов дефектов, отклонения в виде жалоб рассматривать в рамках принятой у нас системы кодификации просто не возможно, она не приемлет достаточно вольной трактовки дефектов, которая возможна при описании со стороны потребителя. В системе кодификации наших предприятий нет функции посредника обеспечивающего связь (рисунок 2), также как и нет голоса потребителя. Поэтому услышать голос клиента инженерными службами наших автосборочных предприятий по-прежнему проблема довольно сложная.
Во-вторых, чисто на организационном уровне на наших предприятиях анализом дефектов занимаются специалисты службы качества, а анализом удовлетворенности потребителей занимается служба маркетинга, что в как показывает совместный анализ отечественного и зарубежного опыта, в корне не верно. Получается что часто суть потребительских вопросов одна и та же. Но служба качества видит только проблемы с дефектами, а служба маркетинга видит проблемы с удовлетворенностью, и для того чтобы совместить эти вопросы на один лист требуется хороший уровень организационной синхронизации, а это тоже является значимой проблемой наших предприятий.
Для организации деятельности направленной на мониторинг удовлетворенности потребителей воспринимаемым качеством автомобилей в эксплуатации требуется разработка комплексных инструментов обеспечивающих не только решение научно-технической задачи по созданию соответствующего кодификатора, также требуется решить задачу организационного уровня, связанную с модернизацией структур и обязанностей функциональных подразделений занимающихся аналитической деятельностью, вопросами развития кодификатора и инструментов мониторинга, подготавливающих управленческие решения в области качества продукции.
Рассмотрим этапы деятельности предприятия сервисной сети иностранного автопроизводителя по формированию данных направляемых в корпоративный центр и отражающих информацию касающуюся качества автомобилей в эксплуатации (рисунок 3).
GCM; Гарантийная программа
(СИ:
информационная база
M*ût VI&UELLE
а б
Рис. 3. Графическая интерпретация деятельности предприятия фирменного автосервиса при передаче данных о качестве автомобилей в корпоративную службу качества автопроизводителя
Анализ данных представленных на рисунке 3 показывает, что процессы передачи данных о качестве продукции разнесены по двум программам. Первая программа 1СМ определяет информационную базу, куда вносятся жалобы потребителей к качеству автомобилей, соответствующие дефекты автомобилей. Здесь формируется заказ -наряд на гарантийный и постгарантийный ремонт автомобилей, а также готовятся документы по проведению работ по техническому обслуживанию и выполнению особых технических операций, связанных с реализацией отзывных кампаний. Вторая программа GCM, для нас представляет наибольший интерес (рисунок 3 б), поскольку именно через ее реализацию информация передается в корпоративные центры мониторинга и управления качеством автопроизводителя. Как видно из рисунка именно в эту программу вводятся подтвержденные дефекты автомобилей, с дополнением в виде возможной корректировки, и валидацией результатов внесения данных. Здесь же мы видим косвенное подтверждение сделанному ранее предположению, о модульности структуры кодификатора и участия инженерных подразделений в анализе качества продукции.
Электронные окна программ обеспечивающих формирования акта обслуживания автомобиля представлены на рисунке 4. Здесь представлено стандартное окно кодирования дефектов (подтвержденных, не подтвержденных в гарантии), а также дополнительные коды стандартного протокола кодирования.
УРОВЕНЬ ИНЦИДЕНТА 1 ■ ЗАБЯОКНРОвАН ^
Заявка эапр на возмещ, расх по гаран - 0000* - - 9077
Разряд а Вид рас* ©24 л RC ?С * ф
Функц код si ^-система Зажигания двигатель
получен % рес 100 л расч %РЕС 100 Фипьгры |
NffG H51W л Код поетаещ. 213 j OTSOTC Создать. СИ1МС{|
Время pafîoT ю Причина 6200286790 4
Контракт Согласованно
Отклонить j Акцептовать тюлу»] Утвердить расчет] Отпр.ОО ]
Валюта : RUB Получи* еуиыывю Подс-чтаи суыиыбяз НДС НДС Утао-рждом суимыбю НДС
3^4 15И.92 1511.92 1511.92
Работы 63700 637.00 637.00
СМ : D.OO 0.06 0.00
Фикеир сумма 0,00 0.00 0.00
till 0*11 'пцигли
CTL Общее (Контроль) состояние Кат. VB Иаиченов BpêiWK ПОЛ. Сум ■во б/НДС Рэссч yie СуМма сумма без 6/ндс vl НДС
ПМТВЕРЖаЕи 126» ДО ПРО0 ЭЛ-ЛР СИС 8ПРПЛАТ ьорнье а,50 <5500 455,00 455 00 Г
ЛСДТВЕ РЖИ 148! КОСН-УСТДАГЧ полож РАСПРЕДВАЛА 0.20 18200 \ 82.00 182.00 Г
10 151193 ! ,5,,92.5Ц92Г
|~1 и в il Hilb W Ш H ч п Гщ 1
Нмуйтуоющп | PpfltA кшк Euollii
ШШЗ HuaHWMt
Е221 no тслоюв гарант» /фвоюллтя
ES22 £ггеС!И«иыЯ «3wX Ht ПОДftfrtff no (àpin-HH
POQ1 Си m юмчиои w 33
m шгалмнна* рзбога h» < ooniKTTftT з»*1*м*п<м jmmktm
OTtyrttiyfT равоп ¡no iwm
Esas XpfeMTt диапь до ЙНС1Ц< пни
Esaz ПрвбК на ввте* гладкиеД1Т» ргиомта utxiao пров«« ы бот* раннее $»иома
Пом мдопондоиА пробег
Elii МД Р*СЯ1Дй
ЫШ Cwpm^JWiiflb н» свопитт *«тч»итг
Е2И Работа уже оспмн»
Ш CncyTiTfiS! tomato»»«« ( Twhftne
EflU (gu Ht МЖч9*№
Efili wjutp омрацн не twttffisiwt rf>us»Tr»fii»f
ESli ii*Atxu »»ащм м* припиши«** теиопо»мй ОТО
E2U ЛрШИИЛЪ CTMJWTWt СЛ*рафМ Д1« A»WO wi мтмюОил*
еш вомр *т ПО pejl*TMÎTïW ИН( W Ц№
Êflll Снп 11вПрш1(рпни«||^рс1№|гДСгМорг[10'£ИвИ)
E21S юдолвр^иии И Dtur* H« («тмг{ттт
ЕЛИ Сч -фм на HKf олмо работ д м одной л той w* fr #я х е о&т стр д»;
SUS митОП
а б
Рис. 4. Электронные окна программы кодирования дефектов автомобилей иностранного производства
Также как и в случае анализа сложившейся практики отечественных автопроизводителей, переходим к исследованию количественных индикаторов и отчетов по мониторингу качества автомобилей в эксплуатации иностранного производства.
На рисунке 5 (а) представлена информация об основном количественном индикаторе, используемом в компании Renault для мониторинга дефектности автомобилей в эксплуатации. На рисунке 5 (б) представлены данные отражающие результаты мониторинга дефектности новых автомобилей в эксплуатации.
G M F - Гарантия по месяцу производства
« GMF »является главным индикатором для работы по устранению дефектов
- сопрэеодать качество тракпартного чкдстаа кптптз по мкрцу ■ изучить сгюоовмтюяяленин дефектен для различном пробеге
- оценить уровень качества прошлщ кчеяцев производства по отноцданщ к обйыгеактвам
GI.1F может быть получен как:
К Тс (число дефектов на Шй транспортных средств;
QV (стоимость без дилера и маржи не логистику, рзеечкгтэнкыз в Евро, от гарантийных раскодов на трэ ис аортное ередс тво).
К каждому месяцу производства времени эксплуатации транспортного средства как 0.1, 3.6.9.12.15.18.21.24. 30 и 36 MIS (Месяца эксплуатации)
Информация 'месяц в ямтуатацщГ ацЕнена с кандым гарантийным отказом, н это рассчитывается разнице* мелду датой заказана рекюнги дата поставь транспортного средства конечному клиенту
а б
Рис. 5. Графическое описание основного количественного индикатора мониторинга качества (а) и диаграмма
Парето по результатам мониторинга по уровню жалоб потребителей к качеству новых автомобилей. Анализ информации, представленной на рисунке 5 а, показывает, что в настоящее время иностранные и отечественные автосборочные предприятия в качестве количественных индексов качества продукции в эксплуатации используют одинаковые показатели. Это с одной стороны открывает возможность для проведения совместных бенчаркинговых исследований автомобилей разных брендов с точки зрения показателей качества. С другой стороны (рисунок 5 б), мы видим, что в отечественной практике отсутствует возможность сопоставления информации, отражающей дефектность и жалобы потребителей на продукцию в рамках применения единого инструментария. Для нашей текущей практики, получение диаграммы, представленной на рисунке 5 б - проблематично. В международной корпорации используется обобщающий индикатор S1c%o, который отражает общий уровень жалоб потребителей к качеству
и соответствующую дефектность (инцидентология) продукции, но при этом источником информации для расчета S1c%o выступают исходники информационной базы ICM. То есть важным преимуществом такого построения работы является то, что при приемке автомобиля в автосервисе, записываются и заносятся в информационную базу все жалобы потребителя, и только после того как подтверждается часть из них в виде выявленных дефектов, проводится их регистрация в гарантийной программе. Обладая информацией о жалобах и информацией о дефектах, у специалистов службы качества автопроизводителя появляется возможность для совместного рассмотрения данных, представления их в виде причинно-следственной формы. Такое восприятие информации потребителя, ее трансформация в технический язык несомненно дополняет и обогащает понимание автопроизводителя.
Важным аспектом, который также нуждается в выделении, является то, что проводя анализ диаграмм отчетов используемых отечественным производителем легковых автомобилей и отчетов отечественного производителя грузовых автомобилей мы не можем оперировать данными отражающими уровень жалоб потребителей к качеству продукции. Здесь используется довольно строгий язык кодов дефектов отражающих уникальный номер узлов, деталей замененных или отремонтированных в процессе обслуживания автомобиля. А если присмотреться к данным диаграммы представленным на рисунке 5 б, то можно заметить что доля проблем автомобилей связанная с инцидентами (дефектами) не такая уж большая в сравнении с жалобами потребителей по техническим аспектам качества. Что же получается? А получается то, что отечественные автопроизводители не всегда видят реальную картину качества по своим продуктам, они ориентируются лишь на малую часть информации отражающей проблемные стороны продукции.
По результатам рассмотрения теории и практики деятельности по организации деятельности направленной на сбор, обработку и анализ данных отражающих качество автомобилей в эксплуатации можно выделить достоинства и недостатки в этом вопросе свойственные отечественным и иностранным автопроизводителям:
- традиционно сильной стороной отечественных автопроизводителей является высокий уровень технической детализации в описании дефектов в виде кодов неисправности. Следствием этого является высокая точность идентификации технических проблем качества приведших к поломке. Это обеспечивает значительное упрощение деятельности предприятия в части решения задач по устранению выявленных дефектов, поскольку дефектные детали выделяются практически сразу на этапе диагностики на предприятиях фирменного автосервиса. Получается что высокий уровень детализации и наполненности кодификатора дефектов, соответствующими кодами, дает автопроизводителю важное преимущество заключающееся в возможности работать с выявленными дефектами практически сразу после их регистрации в актах гарантийного обслуживания;
- в отличие от отечественной практики, иностранные автопроизводители в вопросах организации деятельности и формирования кодификаторов дефектов автомобилей отталкиваются от потребительских ощущений при использовании автотранспортного средства. В этом есть и достоинство и недостаток по отношению к отечественной практике. Неоспоримым достоинством такого подхода является то, что в своей деятельности иностранные автопроизводители используют более широкие границы в определении недостатков продукции уже на стадии обслуживания и ремонта на предприятиях фирменного автосервиса. Представители автосервиса фиксируют со слов потребителей все волнующие его вопросы в части эксплуатации автомобилей и заносят эти вопросы в специализированную базу данных, которую видит автопроизводитель. Далее проблемы подтверждаемые по условиям гарантийных обязательств или коммерческих условий, устраняются и вносятся в соответствующие акту облуживания. При этом не теряется и качественный объем потребительской информации. Это для автопроизводителя создает дополнительные возможности для оценки потребительских качеств продукции и с точки зрения поломок автомобилей и сточки зрения жалоб потребителей. Но при этом очевидным недостатком иностранной практики ведения деятельности является отсутствие такого жестко детализированного инженерного подхода в кодификации проблем качества, который свойственен отечественной практике. Соответственно требуются дополнительные функциональные и инженерные фильтры для того чтобы эффективно решать задачи по однозначно правильной идентификации технической проблемы качества новых автомобилей в эксплуатации.
- актуальной научно-технической задачей становится решение проблемы связанной с разработкой инструментария кодификации несоответствий продукции, жалоб потребителей и организации работы по мониторингу и управлению качеством на автосборочных предприятиях, нивелирующих выделенные недостатки, и соответственно, ориентированные на наиболее полное использование достоинств отечественной и иностранной науки и практики.
Список литературы
1. Kozlovskiy V. Analytical models of mass media as a method of quality management in the automotive industry / V. Kozlovskiy, D. Aydarov // Quality - Access to Success. 2017. Т. 18. № 160. С. 83-87.
2. Козловский В.Н. Надежность системы электрооборудования легкового автомобиля / В.Н. Козловский,
B.Е. Ютт // Электроника и электрооборудование транспорта. 2008. № 3. С. 37-40.
3. Козловский В.Н. Цифровая среда поддержки управления конкурентоспособностью / В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров, Д.И. Панюков, М.М. Васильев // Стандарты и качество. 2018. № 6. С. 86-89.
4. Инновационные механизмы управления потенциалом сферы сервиса в регионе / Ерохина Л.И., Наумова О.Н., Любохинец Л.С., Лещишена В.П., Любохинец О.В., Кулапина Г.М., Маркова О.В., Никитина Н.В., Калашникова И.А., Дудко В.Н., Мещерякова Е.В., Козловский В.Н., Цветкова С.Н., Кретинина Т.В., Бреусова Е.А., Фатеева
C.В., Новоселов С.Н., Ульяницкая Н.М., Шаблыкин М.М., Буряков Г.А. и др. // Тольятти, 2013.
5. Козловский В.Н. Аналитический комплекс прогнозирования надежности электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой / В.Н. Козловский, Н.И. Горбачевский, А.Г. Сорокин, В.Б. Кислинский, Л.Х. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 3. С. 227-229.
6. Панюков Д.И. Проектирование новых производственных процессов / Д.И. Панюков, В.Н. Козловский, Г.Г. Слистина // Стандарты и качество. 2014. № 11. С. 92-95.
Антонова Наталья Алексеевна, аспирант, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Клентак Анна Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, anna [email protected], Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
REVIEW OF BEST EXPERIENCE IN SOLVING THE PROBLEM OF CODIFICATION OF VEHICLE DEFECTS IN
OPERATION
N.A. Antonova, V.N. Kozlovsky, A.S. Klentak
The article presents the results of a study of the experience of leaders of global automotive production in solving the problem of organizing the process of codifying car defects during operation
Key words: competitiveness, quality, automotive industry, codification of defects, operation
Antonova Natalya Alekseevna, postgraduate, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Klentak Anna Sergeevna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Samara, Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolev (National Research University)
УДК 621.9.08
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-11-521-522
ИЗМЕРЕНИЕ ТИПОВЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА КИМ
С.М. Никольский
В настоящей статье рассмотрены основные геометрические элементы, подвергающиеся контролю на КИМ. Выполнен обзор двух режимов измерений, их особенности и возможности. Рассмотрены примеры выполнения измерений некоторых геометрических элементов с применением КИМ.
Ключевые слова: КИМ, измерения, автоматический режим, точки, сечения, геометрические элементы.
В процессе эксплуатации КИМ, от оператора данного СИ требуется выполнять контроль тех или иных геометрических параметров изделия. Для этой задачи ему необходимо измерять такие типовые геометрические элементы как: - точка, плоскость, окружность, конус, цилиндр, сфера и т.д. В данной статье рассмотрены основные особенности измерения некоторых элементов при помощи КИМ.
Измерения геометрических элементов можно разделить на ручные и автоматические. Их отличие состоит в том, что при ручном измерении оператор самостоятельно управляет измерительной головкой и зондирует поверхность элемента в определенных участках. Данный способ является достаточно эффективным при контроле не особо точных размеров, т.к. при таком измерении появляется погрешность, связанная с действиями оператора.
При автоматическом измерении подобные недостатки отсутствуют, т.к. оператор задает траекторию измерений в соответствии с параметрами геометрического элемента, используя специальный функционал программного обеспечения КИМ.
Окружность. При измерении окружности задается траектория (рисунок 1), которая регулируется в зависимости от поставленной задачи.
В том случае, если при измерении окружности на измерительном пути встречается препятствие, например паз, то путь может быть отредактирован, в соответствии с особенностями измеряемого элемента (рисунок 2).
Плоскость. В отличии от окружности, при измерении плоскости в автоматическом режиме, у оператора существует возможность выбора стратегии зондирования (типа распределения точек на измеряемой поверхности).
Рис. 1. Измерительная траектория окружности
П-образная измерительная траектория (рисунок 3) применяется при измерении как больших, так и малых плоскостей. Изменяя шаг и количество точек можно добиться нужного объема получаемого измерительной информации.