Научная статья на тему 'Обзор пенсионной системы Норвегии: до, во время и после реформы'

Обзор пенсионной системы Норвегии: до, во время и после реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3486
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / РЕФОРМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / МИРОВОЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телякова О.В.

В статье рассматривается характеристика пенсионной системы Норвегии до реформы 2001-2009 гг. и во время ее проведения. Раскрываются основные результаты проведенной реформы с акцентом на ее положительные и отрицательные последствия. Делается обзор перспектив пенсионной системы Норвегии, а также основных проблем, с которыми предположительно столкнется норвежское общество, двигаясь по пути дальнейшего реформирования пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор пенсионной системы Норвегии: до, во время и после реформы»

31 (463) - 2011

Зарубежный опыт

Удк 369.542.4

обзор пенсионной системы норвегии: до, во время и после реформы

о. В. ТЕЛЯКОВА, аспирант кафедры управления рисками и страхования E-mail: olga.v.telyakova@mail.ru Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В статье рассматривается характеристика пенсионной системы Норвегии до реформы 2001-2009 гг. и во время ее проведения. Раскрываются основные результаты проведенной реформы с акцентом на ее положительные и отрицательные последствия. Делается обзор перспектив пенсионной системы Норвегии, а также основных проблем, с которыми, предположительно, столкнется норвежское общество, двигаясь по пути дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Ключевые слова: пенсионное страхование, пенсионная система, социальные гарантии, реформа пенсионной системы, пенсионный возраст, мировой опыт.

Введение

За последние 10 лет пенсионная система Норвегии пережила значительные изменения. Начало процесса реформирования было положено в 2001 г. с созывом специальной пенсионной комиссии, в задачи которой входило проанализировать существующую на тот момент пенсионную систему и разработать предложения по ее совершенствованию. Весной 2009 г. Стортинг1 одобрил и принял положения, характеризующие новую пенсионную систему, и она была запущена в действие.

Основными элементами нововведения стали: новая модель аккумулирования пенсионных взносов, теоретически обоснованные расчеты возраста

1 Парламент Норвегии.

дожития и величины страховых взносов, возможность планирования выхода на пенсию после 62 лет, а также новые правила индексации пенсий.

В целях контроля за будущими затратами национальной страховой системы Норвегии NIS по выплате пенсий по старости комиссией было предложено отойти от распределительной системы пенсионного обеспечения, которая обеспечивала достаточно слабую связь между трудовыми доходами пенсионеров и размером получаемой ими пенсии. Вместо распределительной системы планировалось использовать так называемый квазиактуарный подход, позволяющий элиминировать эффекты роста продолжительности жизни населения. Так, вместе с планируемым снижением объема пенсионных льгот было предложено стимулировать предложение на рынке труда.

Пенсионная система норвегии до реформы

Когда в Норвегии в 1967 г. была введена действовавшая до реформы 2001—2009 гг. пенсионная система, одного пенсионера в среднем «обеспечивали» 4 работающих гражданина. В 2008 г. этот показатель снизился в среднем до 2,7 человек на одного пенсионера. По прогнозам статистического управления Норвегии2, без проведения реформы к 2050 г. уже лишь двое работающих в среднем обеспечивали бы одного пенсионера.

2 Официальный сайт статистического управления Норвегии. URL: http://www.ssb.no/en/.

В 2001 г., когда была созвана пенсионная комиссия, пенсионная система Норвегии основывалась на выплате тех пособий, права на которые работающий человек «приобретал» в процессе своей трудовой деятельности. Для подсчета объема данных пособий использовалась величина BPU (Basic Pension unit)3 — некая базовая сумма, позволявшая определять величину индивидуальной пенсии с учетом инфляции и уровня роста экономики.

Пенсия PB состояла из базовой пенсии BP и специального дополнения к пенсии SS (или дополнительной пенсии SP). Таким образом: PB = BP + max (SS;SP).

Принципы исчисления размеров базовой пенсии и специального дополнения к пенсии по старости для гражданина Норвегии, в зависимости от социального положения до проведения реформы пенсионной системы 2002—2009 гг., представлены в таблице.

При этом всем пенсионерам была гарантирована минимальная пенсия в размере BP+SS.

Размер дополнительной пенсии устанавливался на основании величины доходов во время трудовой деятельности. Трудовой заработок лица в возрасте от 17 до 69 лет ежегодно переводился в так называемые «пенсионные очки» PP, которые подсчитывались с использованием величины BPU соответствующего года: Г0, I < BPU;

Условия начисления пенсии по старости в Норвегии (до 2009 г.)

PP =

I - BPU

BPU 5 + (I - 6 BPU)

BPU < I < 6 BPU;

6 BPU < I < 12 BPU;

ври

7, I > 12 ВРи, где I — годовой трудовой доход.

Итоговое количество «пенсионных очков» FPP подсчитывалось как среднее 20 самых больших положительных величин РР. Количество лет, в течение которых зарабатывались «пенсионные очки» РРУ, являлось количеством лет, в течение которых доходы лица превышали соответствующую величину ВРи. В результате, размер дополнительной пенсии рассчитывался следующим образом:

5р = 8Кр. тт(РР^;40). ври . РРР, 40

где SPR — предельное отношение величины пенсии к величине заработной платы. Указанная система представляла собой следующее: лицо, ежегодный доход которого превосхо-

Размер базовой пенсии Размер специального дополнения Размер минимальной пенсии Женат (замужем) Супруг (супруга) также пенсионер

0,85BPU 0,7933BPU 1,6433BPU Да Да

1BPU 1,7933BPU Нет -

3 В 2006 г. ВРи составляла около 62 161 норвежских крон, что приблизительно равнялось 7 500 евро.

дил величину 12 BPU, не имел права на получение дополнительной пенсии. Данное обстоятельство серьезно ослабляло связь между доходами работающего человека и величиной причитающейся ему пенсии. В дополнение к этому для получения полной пенсии гражданину обязательно необходимо было «приобрести» 40 лет трудового стажа, а стимулов он имел лишь на 20.

Что касается пенсионного возраста, официально он был установлен на уровне 67 лет. Тем не менее успешно действовала схема раннего ухода на пенсию AFP, которая позволяла в общей сложности для 60 % работающего населения уйти на пенсию в 62 года. Данная схема работала при поддержке как профсоюзов, так и работодателей, а также государства. Участник схемы AFP получал субсидии в виде льготного налогообложения, а также возможность увеличить основу для будущей пенсии в течение лет, оставшихся до наступления возраста в 67 лет. Таким образом, граждане при выходе на пенсию не имели особо серьезных проблем, так как ощущали на себе значительную поддержку государства и работодателей.

Предпосылки к реформе пенсионной системы

По прогнозам управления статистики Норвегии, общее количество людей в возрасте 67 лет удвоится к 2050 г. по сравнению с 2009 г. Растущая доля пожилых людей приведет к резкому росту расходов государства на пенсионное обеспечение. Нагрузку на бюджет увеличит еще и предполагаемый рост среднего размера пенсии относительно среднего размера заработной платы, что является непосредственным результатом функционирования дореформенной пенсионной системы. Растущая доля женщин в объеме рабочей силы в целом повлияет на рост размеров пенсионных выплат «новым» пенсионерам по сравнению с пенсиями, выплачиваемыми ранее.

Прогнозы свидетельствуют о том, что в рамках старой, дореформенной пенсионной системы расходы на содержание пенсионеров и инвалидов возрастут с 9 % ВВП в 2009 г. до 18 % ВВП в 2050 г. Старение

населения не только увеличит размер пенсионных выплат, но и внесет изменения в бюджеты структур здравоохранения и социального обеспечения.

В таких условиях пенсионная реформа и другие меры, стимулирующие пожилых людей продолжать трудовую деятельность в течение как можно более длительного времени, не только облегчат процесс финансирования пенсионных выплат, но и помогут поддержать систему здравоохранения и социального обеспечения на должном уровне.

Дореформенная система одним из своих недостатков имела то, что люди с одинаковыми доходами могли получать различные по величине пенсии, в то время как граждане, имеющие сильно различающиеся доходы, получали пенсию одинакового размера. Так происходило из-за уже упомянутой слабой связи, которую пенсионная система обеспечивала между доходами работающего и величиной его пенсии.

Система AFP (раннего выхода на пенсию) покрывала лишь 60 % работающего населения, в то время как остальные 40 % вообще не имели возможности досрочного получения пенсии по старости (только по инвалидности). На этом фоне у 60 % работающего населения отсутствовал стимул продолжать трудовую деятельность после 62 лет, так как размер «ранней» пенсии практически не зависел от результатов трудовой деятельности в возрасте от 62 до 66 лет.

Завершающим «слабым звеном» дореформенной пенсионной системы являлось полное отсутствие актуарной оценки процедуры, устанавливающей пенсионный возраст на уровне, превосходящем 67 лет.

действующая пенсионная система норвегии

Согласно введенным в 2009 г. нормам пенсионного законодательства для получения полной пенсии по старости гражданину Норвегии необходимо работать и получать заработную плату в стране, как и до реформы, не менее 40 лет.

Пенсионный возраст в Норвегии был оставлен на уровне 67 лет, однако, если лицо предпочтет продолжить трудовую деятельность после 67 лет, то оно имеет право зарабатывать себе на пенсию вплоть до 70 лет. Граждане в возрасте от 16 до 66 лет включительно, безвыездно находящиеся в стране не менее 3 лет, имеют право на получение минимальной пенсии, которая состоит из базовой части и специального дополнения к пенсии. Если стаж работы гражданина от 40 лет и более, он имеет

право на получение еще и дополнительной пенсии. Все составляющие изменяются пропорционально времени, в течение которого гражданин Норвегии получал в стране заработную плату.

Базовая часть пенсии рассчитывается на основе страхового периода и не зависит от дохода лица или уплаченных им взносов в национальную страховую систему.

Объем большого количества социальных пособий, выплачиваемых в рамках национальной страховой системы4, определяется с использованием величины G5, которая на 01.01.2010 составила 72 881 норвежских крон (примерно 5 829,55 евро).

Гражданин имеет право на получение дополнительной пенсии, если его годовой доход в течение 3 лет превосходил любое среднегодовое значение G после 1966 г. Максимальное количество «пенсионных очков»6 присваивается лицам с годовым доходом до 6G. Далее, 1/3 дохода в сумме между 6G и 12G считается доходом с правом на пенсию за период расчета. Ежегодный доход, превышающий 12^ не рассматривается.

4 Национальная страховая система является краеугольным камнем страхования в Норвегии. Большинство людей, живущих или работающих в стране, независимо от национальной принадлежности являются участниками национальной страховой системы. Данная система является гарантом экономической безопасности для своих участников. Участники национальной страховой системы имеют право на получение пенсии по старости, пенсии по инвалидности и иждивенческой пенсии. Также предусмотрено предоставление компенсаций в связи с производственными травмами, а также другие выплаты и пособия (см. The Norwegian Social Insurance Scheme, Survey January 2010, Norwegian Ministry of Labour, p. 4). В процессе выплат участвует и Норвежский общественный пенсионный фонд, хотя существует огромная разница между пособиями, предоставляемыми фондом, и пособиями, предусмотренными национальной страховой системой. Первое важное отличие состоит в том, что членство в фонде должно быть обязательно подкреплено наличием рабочего места. Лишь те граждане Норвегии, которые работают (или работали) в сферах, связанных с деятельностью фонда, имеют право на получение его социальных выплат. Таким образом, главной целью выплат фонда является обеспечение собственных работников дополнительными пенсиями. Работники фонда оказываются в лучшем экономическом положении, чем те граждане, которые получают пенсию лишь в рамках национальной страховой системы.

5 G — минимальная пенсионная основа. Рассчитывается Парламентом Норвегии исходя из изменений общего уровня доходов населения. Обычно расчет величины G осуществляется 1 мая. По материалам министерства труда Норвегии (URL: http://www. regjeringen.no), в 2009 г. среднее значение величины G составило 70 006 норвежских крон (примерно 5 599,58 евро). По информации из того же источника, на 01.01.2010 G=72 881норвежских крон (примерно 5 829,55 евро).

6 При расчете дополнительной пенсии используется система Creclit («пенсионные очки», рассчитываемые на основе объема получаемого дохода).

Итак, размер дополнительной пенсии определяется на основе количества лет, в течение которых лицо получало доход с правом на пенсию, а также ежегодного количества «пенсионных очков». Как правило, для получения дополнительной пенсии в полном объеме необходимо проработать 40 лет. Для лиц, имеющих трудовой стаж менее 40 лет, дополнительная пенсия уменьшается пропорционально трудовому стажу.

Большое количество пожилых людей не могут заработать себе на дополнительную пенсию в полном объеме. Поэтому была введена система специальных временных схем для граждан, которые родились до 1937 г. Основным условием участия в таких схемах является завершение страхового периода до 1967 г. Также ежегодный доход данных лиц не должен превышать 5 G.

Пенсионеры, имеющие дополнительную пенсию малого размера или вовсе ее не имеющие, могут получить специальное дополнение к своей пенсии. Данное дополнение выплачивается в полном объеме, если страховой период составляет 40 лет. Уменьшение страхового периода пропорционально уменьшает размер специального дополнения к пенсии.

Суммарно дополнительная пенсия и специальное дополнение к ней не должны быть меньше 1,94G. Данное правило распространяется и на граждан, состоявших в браке или имеющих общих детей.

При налогообложении пенсий по старости действуют следующие нормы: если доход пенсионера ниже определенного минимума, то данное лицо освобождается от уплаты налога на доход, а также от страхового взноса. Если пенсионер получает доход, превосходящий определенный минимум, то сумма налога на доход и страхового взноса не должна превышать 55 % от получаемого пенсионером дохода. Данная категория пенсионеров также имеет право на налоговый вычет, который в 2010 г. составлял порядка 5 423 норвежских крон (примерно 433,77 евро). В дополнение к этому пенсионеры уплачивают страховые взносы в меньшем размере, чем работающие граждане.

В рамках новой пенсионной системы продолжает функционировать и система AFP. Важно отметить, что для участия в программе лицо должно работать в одной и той же организации не менее 3 последних перед выходом на пенсию лет (или быть участником программы AFP не менее 5 лет). Более того, на момент выхода на пенсию ежегодный доход лица должен быть равен текущей величине G

либо превышать ее. Годовая заработная плата лица должна быть как минимум равна величине G на протяжении 10 или более лет с момента достижения лицом возраста 50 лет. Ежегодный доход в течение самых успешных для лица десяти лет за период с 1967 г. и до года, предшествующего году выхода на пенсию, должен быть равен как минимум 2G или превосходить эту величину.

Финансирование национальной страховой системы осуществляется посредством взносов со стороны работающих по найму, индивидуальных предпринимателей, работодателей, а также за счет взносов государства. Размер взносов определяется парламентом. Расчет взносов наемных работников и индивидуальных предпринимателей осуществляется на основе объема доходов с правом на пенсию. Если размер такого дохода составляет менее 39 600 норвежских крон (примерно 3 167,49 евро), то взносы в рамках Национальной страховой системы не осуществляются. Взносы, в свою очередь, не должны превышать 25 % от дохода.

Взносы для наемных работников составляют 7,8 % от дохода с правом на пенсию (валовой заработной платы). Взносы для индивидуальных предпринимателей составляют 11 % от дохода с правом на пенсию (дохода от предпринимательской деятельности). Размер взносов для других видов личного дохода составляет 3 %.

Взносы со стороны работодателей рассчитываются исходя из выплачиваемой заработной платы. Также на размер этих взносов влияет местоположение предприятия. Существуют региональные зоны, различаемые по географическому и экономическому признаку. Размер взносов работодателей в этих зонах варьирует от 0 до 14,1 %.

По итогам 2009 г. объемы затрат национальной страховой системы составили 289 172 млн норвежских крон (примерно 23 130 млн евро). Эта сумма составляет около 34 % от государственного бюджета и национального страхового бюджета вместе взятых и 12,4 % от ВВП страны. В 2009 г. государство перечислило в национальную страховую систему 72 332 млн норвежских крон (примерно5 786 млн евро), что составило 25 % от ее общих затрат7.

Результаты проведенной пенсионной реформы

Одной из целей проведенной пенсионной реформы являлось укрепление финансовой устойчивости национальной страховой системы и

7 По материалам министерства труда Норвегии (URL: http:// www.regjeringen.no).

увеличение фактического пенсионного возраста. По этим причинам новая пенсионная система Норвегии базируется на модели с установленными взносами. Реформа установила гибкий возраст выхода на пенсию начиная с 62 лет. При этом размер будущей пенсии зависит от ежегодных трудовых доходов (и индексируется по отношению к среднему трудовому доходу пенсионера). Размер страховых взносов рассчитывается на основе предположений о продолжительности жизни на момент выхода на пенсию и составляет 18,1 % от годового трудового дохода, но не может превышать 51 7455 норвежских крон (примерно 42 397 евро) в год. Данная схема обеспечивает коэффициент замещения в размере 54 % от среднего за 40 лет работы трудового дохода. До выхода на пенсию размер будущих пенсионных выплат индексируется в зависимости от получаемой заработной платы, а после выхода на пенсию индексация происходит пропорционально 3/4 среднегодового заработка. Граждане, уже получившие статус пенсионера, могут продолжать работу как по полной ставке, так и по ставке 0,5 с сохранением всех положенных пенсионных пособий.

Новая пенсионная система будет охватывать все население постепенно. Так, лица, рожденные в 1954 г., будут участвовать во вновь введенной схеме лишь на 10 %, в то время как граждане 1962 г. рождения — на 90 %. Анализ дореформенной пенсионной системы позволил спрогнозировать затраты на пенсионное обеспечение граждан в 2050 г. в объеме 14 % от ВВП, тогда как подсчеты 2010 г. наглядно показывают, что вновь введенная пенсионная система позволит снизить данные расходы к 2050 г. до 11 % ВВП.

Реформа предусматривает введение частичных изменений и в систему раннего выхода на пенсию. В настоящее время Стортинг рассматривает вопрос о работе граждан пенсионного возраста в компаниях, участвующих в программе AFP. Предлагается заменить выплачиваемое досрочно вышедшим на пенсию гражданам фиксированное пособие на пожизненную доплату к пенсии по старости, которая будет индексироваться в зависимости от размера трудового дохода до выхода на пенсию, и пропорционально сумме среднегодового дохода за вычетом 0,75 % после выхода на пенсию. Нововведение постепенно охватит все население, рожденное в период с 1944 по 1962 г С 2011 по 2050 г. государство планирует потратить на новую программу 95 млрд норвежских крон (примерно 7 598 784 194,53 евро).

Внедряемая в Норвегии с 2009 г. новая пенсионная система стала первым шагом на пути сти-

мулирования работающего населения по отсрочке времени выхода на пенсию по старости. После долгих лет подготовки пенсионная реформа набрала в 2010 г. «основные обороты», хотя ее осуществление в полной мере произойдет лишь в 2011 г. Хотя процесс реформирования в целом проходит без видимых проблем, для его завершения необходимо разрешить еще достаточно много противоречивых ситуаций, в частности требует адаптации к новым условиям система раннего выхода на пенсию, а также то, что работники бюджетных учреждений охвачены реформой не в полной мере.

Система раннего выхода на пенсию в частном секторе давала огромные стимулы его сотрудникам не продолжать трудовой деятельностм после 62 лет. В 2008 г. было достигнуто соглашение, в рамках которого большинство работников, достигших возраста 62 лет, стали иметь право лишь на надбавку к пенсии, размер которой зависит от трудового дохода и индексируется по мере продолжения лицом своей трудовой деятельности. Государство согласилось финансировать 1/3 такой схемы, остальное финансируется частным работодателем. На фоне договоренности 2008 г. появляются надежды на то, что работники частного сектора проявят инициативу по продолжению трудовой деятельности после достижения возраста 62 лет, хотя надежды на это довольно слабые. Необходимо добавить, что требуется и дальнейшая адаптация системы раннего выхода на пенсию к целям пенсионной реформы.

По стандартам ОЭСР, в Норвегии коэффициент замещения для работников с низким уровнем дохода остается достаточно высоким, хотя этот уровень ниже, чем в других странах ОЭСР. Подводя итоги первого года проведения пенсионной реформы, необходимо отметить, что в целом коэффициент замещения в экономике снизился меньше, чем в других странах ОЭСР, проводящих пенсионные реформы (это касается и лиц с высокими доходами). С одной стороны, это положительный эффект от реформы. С другой — на фоне роста ВВП и доходов работающего населения предложение на рынке труда за счет увеличения продолжительности трудовой деятельности может снизиться, так как люди будут выходить на пенсию достаточно рано и в твердой уверенности, что разница между прошлым трудовым доходом и причитающейся пенсией невелика.

Пока еще рано говорить о видимом положительном влиянии, которое вновь введенная пенсионная система оказывает на уровень жизни населения Норвегии, но постепенно, на фоне

продолжающейся тенденции старения населения, перераспределение расходов на пенсионное обеспечение между государством, гражданами и работодателями, несомненно, принесет желаемые результаты в виде снижения нагрузок на бюджет и повышения устойчивости пенсионной системы в целом.

Список литературы

1. NAV (2010): New National Insurance Retirement Pension. More flexible for you (English version). URL: http://www.nav.no.

2. NAV EURES (2007): Living and Working in Norway. Arbeids-og Velferdsdirektoratet, Oslo. ISBN 978-82551-2020-9. URL: http://www.nav. no.

3. OECD Economic Surveys: Norway. Vol. 2010/3, March, 2010. ISBN 978-92-64-07712-6. URL: http ://www. oecd. org/

4. OECD Publishing (2008): Private Pensions Outlook. ISBN 978-92-64-00438-8. URL: http:// www.oecd.org/.

5. OECD Publishing (2010): Making Reform Happen. Lessons From OECD Countries. ISBN 978-92-6408628-9. URL: http://www.oecd.org/.

6. Pensions at a Glance 2009: Retirement — Income Systems in OECD Countries. Online country profiles, including personal income tax and social security contributions. URL: http://www.oecd. org/els/social/pensions/PAG.

7. The Norwegian Public Service Pension Fund. Official site: URL: http://www.spk.no/English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.