Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6, №4 С. 117-123.
ОБЗОР НАУЧНЫХ ШКОЛ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА И РЕФЛЕКСИИ
И.Н. СЕМЕНОВ
Резюме
В статье впервые анализируются истоки отечественной психологии творчества в русской культуре и дифференцируются основные этапы ее развития в ХIХ-ХХI вв. в процессе междисциплинарного взаимодействия с другими науками о человеке и обществе. При этом характеризуется роль взаимодействия научных школ в развитии психологии творчества и рефлексии.
Ключевые слова: психология творчества, этапы развития, взаимодействие
научных школ
Одним из актуальных направлений современной психологии является изучение творчества и его рефлексивных механизмов на основе внутри- и междисциплинарных связей фундаментальных и прикладных исследований. Их достижения являются результатом взаимодействия психологов и других специалистов, принадлежавших к различным научным школам: от философии и культурологии через литературоведение и языкознание до генетики и физиологии, психиатрии и социологии, ак-меологии и педагогики. Отдельные периоды этого развития охарактеризовали Я.А. Пономарев (1971), В.Н. Пушкин (1967), Б.М. Теплов (1960), М.Г. Ярошевский (1971) и др. Однако целостного анализа зарождения и периодизации отечественной психологии творчества до сих пор нет.
Согласно И. Канту, наиболее емкой интеграцией достижений познания являются схематизмы научного мышления. Применительно к истории
науки весьма презентативными схема-тизмами являются такие важные критерии прогресса познания, как реконструирующие ее интегральные концепты, в частности, периодизация этапов развития и дифференциация исследовательских направлений и школ. (Семенов, 2009). В связи с этим ограничимся кратким описанием эволюции основных школ психологии творчества и анализом ее периодизации во взаимодействии со смежными науками, причем с учетом взаимосвязи с рефлексивно-гуманитарным подходом к психологии творческого мышления, креативной личности и индивидуальности (Семенов, 1992). Зарождение и эволюцию в русской культуре, философии и науке психологического познания творчества можно дифференцировать на следующие девять основных этапов.
1. Эстетико-литературоведческий этап длился с первой трети XIX в. до конца XIX в.: от «любомудров» (Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский)
Работа выполнена ри поддержке Гранта ГУ ВШЭ № 09-01-0072.
и литературных критиков (И.В. Киреевский, В.Г. Белинский) через языковедов (А.А. Потебня, Д.Н. Ов-сянико-Куликовский) до культурологов (Н.Я. Данилевский, П.Н. Милюков) и философов-поэтов (В.С. Соловьев, Д.С. Мережковский, Ф.Э. Шперк). В этот начальный и самый длительный период осваивалось наследие философско-эстетической мысли (Шиллер, Гете, Гегель, Шеллинг), осмыслялась сущность творчества, анализировалась феноменология рационалистического проявления творчества в науке (И.Н. Мечников, И.М. Сеченов) и в особенности его художественного проявления в культуре (А.А. Потебня, П.Н. Милюков, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Г.Г. Шпет) в виде поэтических, прозаических и философско-критических произведений. При этом учитывалась духовно-религиозная (В.С. Соловьев) и экзистенциально-культуральная (Ф.Э. Шперк) рефлексия собственного творческого опыта создания поэтических творений (Д.В. Веневитинов, В.С. Соловьев, Д.С. Мережковский).
2. Эстетико-психологический этап охватывает Серебряный век русской культуры начала ХХ в. от поэтов-культурологов (А. Белый, В. Брюсов, В. Иванов) через литературоведов (А.Н. Веселовский) и философов-эстетиков (Н.А. Бердяев, Н.О. Лос-ский, С.Л. Франк, Г.Г. Шпет) до науковедов-психологов (И.И. Лапшин, Н.Я. Пэрна, П.К. Энгельмейер). Рассматривались историко-культуроло-гические факторы и философско-эс-тетические принципы творчества, а также его природа (А.М. Евлахов, А.В. Никитенко), словесно-символические формы и понятийно-мыслительные конструкции (С.А. Алек-
сеев, Н.Я. Грот, И.И. Лапшин, Л.В. Рутковский, С.Л. Франк) в их личностно-психологической обусловленности (И.В. Вернадский, А.В. Ни-китенко, М.М. Рубинштейн).
3. Аналитико-психологический этап пришелся на 1920-1950-е годы: от философов-аналитиков (И.И. Лапшин, С.О. Грузенберг, В.П. Полонский, Г.Г. Шпет) и литературоведов и писателей (А.Г. Горнфельд, М.М. Зощенко) через психологов-эмпириков (П.И. Карпов, А.А. Крогиус, А.П. Нечаев) до психологов-аналитиков (Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.). Рассматривались социокультурные и естественно-биологические детерминанты творчества в их фи-лософско-антропологической, эсте-тико-лингвистической, психофизиологической и социально-психологической обусловленности.
4. Экспериментально-психологический этап — вторая половина ХХ в. Был выделен эмпирический материал анализа творческого мышления — вербаль-но-двигательное или перцептивно-ман-ипулятивное решение проблемных задач (П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров), началось экспериментальное изучение креативно-когнитивных процессов их решения (К.А. Славская, Ю.Б. Гиппенрейтер, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, И.Н. Семенов, О.К. Тихомиров, А.В. Брушлинс-кий, Д.Б. Богоявленская), а также разрабатывались прикладные способы формирования приемов решения творческих задач (П.Я. Гальперин, И.И. Ильясов, В.А.Моляко, И.П. Калошина, И.Н. Семенов и др.).
5. Методолого-науковедческий этап длился с 1960 по 1990-е годы. Он связан с началом науковедческих
работ Б.М. Кедрова и С.Р. Микулин-ского в ИИЕТ АН СССР. М.Г. Яро-шевский организовал сектор психологии научного творчества, где стали вестись исследования научно-творческой деятельности в историко-науч-ном (Н.Г. Алексеев, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов и др.), системно-методологическом (Н.Г. Алексеев, В.Н. Садовский, И.Н. Семенов, Э.Г. Юдин, Б.Г. Юдин), общепсихологическом (А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев) и междисциплинарном (М.Г. Ярошевс-кий, Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, И.Н. Семенов, А.В. Юревич) аспектах. Тем самым были заложены историко-научные и системно-методологические основы отечественной психологии творчества, которые затем реализовались в науковедческих (Е.П. Бойко, Е.П. Гиндилис, В.В. Ум-рихин, Б.А. Фролов) и социально-психологических исследованиях научного творчества (И.Н. Семенов, С.С. Орлов, Е.Н. Белкин, В.П. Емельянов, С.П. Иванов, С.Р. Микулинский, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский и др.).
6. Рефлексивно-психологический этап охватывает последнюю треть ХХ в., когда анализировались фило-софско-научные средства психологии творчества (Н.Г. Алексеев, И.С. Ладенко, Э.Г. Юдин), разрабатывалась методология системно-психологического подхода к изучению рефлексивности творческого мышления (И.Н. Семенов) и велось ее разностороннее теоретико-экспериментальное исследование (Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) и прикладное освоение развития рефлексивно-творческих возможностей личности (Н.Г. Алексеев, Е.П. Варламова, Б.А. Злотник, Н.Б. Ковалева, М.И. Найденов, П.А. Орже-
ковский, И.Н. Семенов, А.В. Советов, С.Ю. Степанов, А.Б. Холмогорова). Это отражено в отчетах и книгах секции «Психология творчества» Общества психологов во главе с Я.А. Пономаревым и в ряде конференций, проводившихся ею в Москве (руководители: Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) и Новосибирске (Н.Г. Алексеев, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов), в том числе по линии Философского общества СССР и Сибирского отделения РАН.
7. Психолого-акмеологический этап приходится на конец ХХ в., когда творчество изучается в контексте достижения «вершин профессионализма» (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина), профессионального мастерства (Е.А. Климов, А.К. Маркава, Ю.В. Синягин) и самосовершенствования (К.А. Абуль-ханова, Э.В. Сайко), акме-развития (А.А. Бодалев, П.П. Рудкевич, Л.А. Степнова) и его рефлексивности (А.В. Ба-лаева, И.В. Байер, И.М. Войтик, Н.Б. Ковалева, О.Д. Ковшуро, С.В. Кузнецов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), в частности, в профессиональной деятельности (Н.А. Алюшина, Р.Н. Ва-сютин, А.В. Карпов, Г.Ф. Похмелкина, Ю.А. Репецкий, А.Н. Тремасов) и в ситуациях принятия управленческих решений (О.С. Анисимов, И.М. Вой-тик, А.В. Лосев, В.В. Пономарева, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов).
8. Психолого-прикладной этап приходится на рубеж ХХ-ХХ1 вв., когда в изучении творчества доминируют: диагностика способностей (В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич), активизация креативности и рефлексивности (А.М. Ма-тюшкин, Л.Л. Гурова, Ю.Н. Кулюткин,
И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, А.П. Растянников, Д.В. Ушаков, А.К. Осницкий, П.П. Бохорский), развитие познавательной активности и исследовательской инициативности (Д.Б. Богоявленская, Л.Л. Гурова,
A.М. Матюшкин, Н.И. Непомнящая, Н.Н. Поддьяков) в проблемном обучении (И.Я. Лернер, А.М. Матюш-кин, П.П. Махмутов) и личност-но-ориентированном непрерывном образовании (Г.А. Берулава, М.В. Кла-рин, Н.Б. Ковалева, Н.Д. Никандров, Г.Ф. Похмелкина, И.Н. Семенов, Г.С. Сухобская), а также в изучении принятия управленческих решений (Н.Г. Алексеев, И.А. Васильев, А.В. Карпов, А.В. Лосев, В.В. Пономарева, И.Н. Семенов, И.А. Советова, и др.) и в развитии личности средствами игрорефлексики (И.Н. Семенов) и рефлепрактики (С.Ю. Степанов).
9. Индивидуально-психологический этап выделяется с началом XXI в., когда интерес психологов перемещается на культурально-идеографи-ческое (И.Н. Семенов, Е.Б. Старовой-тенко, С.Ю. Степанов) и теоретико-экспериментальное (К.А. Абульханова,
B.Д. Шадриков) изучение творческой индивидуальности человека (А.К. Болотова, В.П. Зинченко, В.А. Петровский, А.Н. Поддьяков) с учетом его способностей (В.Д. Шад-риков, А.В. Карпов), креативности (Д.В. Ушаков, С.Р. Яголковский) и рефлексивности (Г.И. Давыдова, М.Ю. Двоеглазова, Г.Ф. Похмелкина) как психологических ресурсов развития личности в культуре (И.Н. Семенов, Е.Б. Старовойтенко) и человеческого капитала в социуме (Н.М. Лебедева, И.Н. Семенов).
На всех этапах осуществлялось конструктивное взаимодействие
прежде всего московской и петербургской научных школ в изучении творчества. Охарактеризуем кратко их взаимосвязи.
У истоков специально-философского и научно-психологического анализа творчества в начале ХХ в. лежат фундаментальные труды петербургских философов Н.О. Лосского, И.И. Лапшина, П.К. Энгельмейера,
A.Г. Горнфельда, С.О. Грузенберга, М.А. Блоха, В.Я. Курбатова, Ф.Ю. Ле-винсон-Лессинга (1923) и ученых
B.М. Бехтерева и Н.Я. Пэрны. Если И.И.Лапшин (1922) и П.К. Энгель-мейер (1910, 1912) разрабатывали общие проблемы философии и психологии творчества как изобретательства человеческой мысли, то Н.О. Лосский (1906) провел фило-софско-психологический анализ проблемы интуитивизма в творчестве. Параллельно этому в Москве Н.А. Бердяев в труде «Смысл творчества» (1916) осмысливает фило-софско-культурологические проблемы, а А.П. Нечаев (1929) и П.М. Якобсон (1934) — психологию технического изобретательства и П.И. Карпов — культурологические и патопсихологические аспекты «Творчества душевнобольных» (1926). В этом проявилось тесное взаимодействие отечественной психологии творчества не только с социо-гуманитарными науками (М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет), но и с естествознанием через психиатрию (В.М. Бехтерев), психогенетику (П.П. Эфроимсон), психофизиологию (Н.Я. Пэрна).
Последний реализовал междисциплинарный подход в фундаментальном труде «Жизнь, ритм, творчество» (1925). В ней Н.Я. Пэрна разработал новаторскую ритмологическую
концепцию развития творчества у гениев философии (И. Кант, И. Гете), науки (И. Ньютон, Ю. Ли-бих, Г. Гельмгольц), поэзии (Дж. Байрон, А.С. Пушкин), литературы (Н.В. Гоголь, Ф. Шиллер), музыки (Л. Бетховен, В. Моцарт, М.И. Глинка), живописи (Рембрант) и др. Важно, что формирование творческой индивидуальности самого Н.Я. Пэр-ны было опосредовано интенсивной экзистенциально-профессиональной рефлексией в форме дневниковых записей (где систематически фиксировалось его самонаблюдение и самоанализ), которые он вел всю сознательную жизнь, а также куль-турально-методологической рефлексией над жизнедеятельностью гениев мировой и русской науки и культуры, поскольку разработанная им психобиографика была устремлена к познанию индивидуальности творчества. Согласно психолого-ак-меологической концепции Н.Я. Пэр-ны, все процессы жизни (в особенности человека) являются волнообразными, причем, эта волнообразность носит поступательный, созидательный характер, т. е. с каждой новой волной развитие переходит на качественно новый, более продуктивный уровень. Рефлексивно-смысловой анализ дневника Н.Я. Пэрны (Деркач, Семенов, Балаева, 2005) показал, что он строился следующим образом: выявив три фактора (частоту записей, число написанных страниц и количество «новых мыслей» за полугодие), он графически прослеживал их взаимосвязь с временным параметром. Содержание концепции Н.Я. Пэрны отражает многие аспекты его личностного развития как профес-
сионала и как творческой индивидуальности.
В дальнейшем творчество как профессиональное мастерство изучалось в созданной в РАГС А.А. Дер-качем московской школе акмеоло-гии. Наряду с рефлексивной акмео-логией (А.В. Балаева, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), на рубеже XX-XXI вв. творчество конструктивно изучается в психологических научных центрах: ПИ РАО (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева, В.С. Юркевич, Е.И. Ще-бланова и др.), ИП РАН (В.Д. Шад-риков, В.Н. Дружинин, А.В. Юревич и др.), где исследуется также рефлексивный аспект профессионального и социального творчества (О.С. Ани-симов, Е.П. Варламова, В.Е. Лепс-кий, А.К. Осницкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Д.В. Ушаков), а также в МГУ (И.А. Васильев, В.В. Петухов, А.А. Пузырей, О.К. Тихомиров и др.) и в Новосибирском (И.С. Ладен-ко), Петербургском (Л.М. Веккер, П.П. Советова), Ярославском (А.В. Карпов, Ю.К.Корнилов, В.А. Мазилов) и Казанском (Л.М. Попов) университетах.
С 2002 г. новым центром изучения способностей, творчества и рефлексии становится факультет психологии ГУ ВШЭ (научный руководитель — В.Д. Шадриков, декан —
A.К. Болотова). Здесь исследуется проблематика творческой индивидуальности в ее социокультурной, коммуникативно-информационной, субъектно-деятельностной, когнитивно-рефлексивной, социально-организационной обусловленности (К.А. Абульханова, В.П. Зинченко, Н.Л. Иванова, Н.М. Лебедева, А.Б. Орлов,
B.А. Петровский, А.Н. Поддьяков,
И.Н. Семенов, Е.Б. Старовойтенко, В.А. Штроо, С.Р. Яголковский и др.). При этом осуществляется конструктивное взаимодействие московской (К.А. Абульханова, А.К. Болотова, В.П. Зинченко, В.А. Петровский, Н.А. Подьяков, И.Н. Семенов) и ярославской (В.Д. Шадриков, Н.Л. Иванова, Н.М. Лебедева, Е.Б. Старовойтенко) научных школ отечественной психологии в изучении развития индивидуальности в контексте культуры и личности, деятельности и способностей, творчества и рефлексии, мышления и принятия решений, общения и коммуникации, а также психолого-прикладного обеспечения таких сфер социальной практики, как образование и профессиональная деятельность личности, психодиагностика и психотерапия индивидуальности, психоконсалтинг менеджмента организаций и человека, его экономическое и социальное поведение.
Иными видами взаимодействия столичных и региональных научных школ являются направления системно-психологического изучения антиципации и способностей, деятельности и профессионализма, мастерства и творчества человека, возникшие в Петербурге, а затем интенсивно развивавшиеся в Москве (С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Б.Ф. Ломов, В.Н. Сурков), в Казани (Е.А. Климов, Л.М. Попов) и Перми (В.С. Мерлин), в Ярославле (В.Д. Шад-риков, В.Н. Дружинин) и Киеве (В.А. Моляко, Е.Б. Старовойтенко) и др. Все эти прецеденты обсуждались на систематически работавшей в 1977-1996 гг. секции «Психология творчества» Общества психологов СССР (ее руководители: Я.А. Поно-
марев, Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов). Секцией изданы три книги: «Исследование проблем психологии творчества» (1983), «Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная» (1990), «Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии» (1988), проведен ряд симпозиумов, в том числе международных.
Теоретические принципы рефлексивно-гуманитарной психологии эффективно используются в прикладных исследованиях развития рефлексивных аспектов человеческого капитала (Семенов, 2007), рефлексивно-организационной культуры принятия инновационных решений госслужащими (А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, 1998, 2001) и менеджерами с помощью рефлетех-нологий игрорефлексики (И.Н.Семенов, 1990, 1996) и рефлепрактики (С.Ю. Степанов, 1990, 2000) для оптимизации социальной практики управленческого творчества и профессионального образования психологов, педагогов и других специалистов (И.Н. Семенов, 2003).
Важно подчеркнуть, что развитие рефлексивно-гуманитарной психологии творчества происходило в контексте непосредственного воздействия на нее научных школ отечественной философии (Г.С. Батищева, Э.В. Ильенкова, Б.М. Кедрова, В.А. Ле-февра, М.К. Мамардашвили, Г.П. Ще-дровицкого, Э.Г. Юдина) и психологии (П.Я. Гальперина, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, О.К. Тихомирова, М.Г. Ярошевского, В.П. Зинченко,
A.М. Матюшкина, А.А. Деркача,
B.Д. Шадрикова). Становление же нашей научной школы осуществлялось в тесном взаимодействии с
тремя школами: психологии ориентировки и поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина — Н.Ф. Талызиной, системо-дея-тельностной методологии науки Г.П. Щедровицкого — Н.Г. Алексеева — Э.Г. Юдина и общей психологии творчества А.Н. Леонтьева — Я.А. Пономарева.
Основные результаты теоретико-экспериментальных исследова-
ний творческого мышления и индивидуальности в научной школе рефлексивно-гуманитарной психологии, рефлексивно-системной акмеологии и рефлексивно-деятельностной педагогики уже характеризовались (см.: Семенов, 2007), показано их конструктивное значение для современной психологии творчества и рефлексии как отечественной, так и зарубежной (см.: Ма^аш, 1988).
Литература
Абульханова К.А, Лэнгле А., Семенов ИН. и др. Психология индивидуальности: новые модели и концепции / Под ред. Е.Б. Старово-йтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МОДЭК, 2009.
Деркач АА, Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М.: РАГС, 2005.
Журавлев АЛ., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: Школа Я.А. Пономарева / Отв. ред. Д.В. Ушаков. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.
Кларин М.В., Семенов И.Н. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М.: РАО, 1995.
Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология творчесва: итоги и перспективы // Психологический журнал. Т. 9. 1988. № 3.
Семенов И.Н. Методологические основы развития московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологи-
ческие концепции и школы в СССР (1951-1991). Ч. 1 / Отв. ред. И.С. Ладен-ко. Новосибирск: НГУ, 1992.
Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 3.
Семенов И.Н. Системно-методологическая и историко-научная рефлексия как средства прогресса психологии // Прогресс в современной психологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2009.
Семенов И.Н. Человеческий и социальный капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия // Модернизация экономики и развитие общества. Т. 2. М. Изд.Дом ВШЭ, 2009.
Mathaus W. Sowjetische denkpsycolo-gy. Gettingen-Toronto-Zurich, 1988.
Proceedings of the first Finnish-Soviet Symposium on Creativity / Y.A. Ponoma-rev, P. Saarinen (eds.). Helsinki, 1985.
Семенов Игорь Никитович — профессор Государственного университета — Высшей школы экономики, доктор психологических наук
Контакты: [email protected]