ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Л. Л. Арзуманова*
Обзор научно-образовательной сессии «Право и экономика: реструктуризация образовательного пространства на основе требований ФГОС высшего образования (3+)»
Аннотация. В статье освещена работа научно-образовательной сессии в рамках IV Московского юридического форума, проводимого Университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Ключевые слова: юридический форум, МГЮА, наука, образование, экономика.
001: 10.17803/1994-1471.2017.80.7.218-220
В рамках IV Московского юридического форума с 6 по 8 апреля 2017 г. в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) проходила научно-образовательная сессия «Право и экономика: реструктуризация образовательного пространства на основе требований ФГОС высшего образования (3+)», на площадке которой уже не первый год собираются представители Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора и других ведомств, ученые и представители ведущих юридических вузов страны и зарубежья, работодатели, которых волнуют реформы высшего образования и его конечный продукт — выпускник образовательного учреждения.
На этот раз тема обсуждения была созвучна общей проблематике Московского юридического форума — «Право и экономика». При этом акцент был сделан на исследование реструктуризации образовательного пространства в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования поколения 3+, вступающими в силу с сентября 2017 г.
В Кутафинском зале Университета старт научно-образовательной сессии дала панельная дискуссия «Юрист на современном рынке труда: актуальные вопросы формирования новой модели выпускника юридического вуза, востребованность и трудоустройство».
Модераторами дискуссии стали Лариса Анатольевна Петручак, проректор по учебной и воспитательной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д. ю. н., доцент, и Сергей Сергеевич Зенин, директор Института развития юридического образования Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ю. н., доцент.
По словам Л. А. Петручак, «научно-образовательная сессия стала знаковым мероприятием, когда в рамках Московского юридического форума собираются профессионалы, коллеги и обсуждают насущные вопросы, связанные с преподаванием юриспруденции, с вопросами модернизации высшего образования, все те проблемы и незавершенности, которые волнуют каждого, кто работает в сфере высшего образования. Тема панельной дискуссии на сегодня актуальная — модель современного выпускни-
© Арзуманова Л. Л., 2017
* АрзумановаЛанаЛьвовна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Арзуманова Л. Л.
Обзор научно-образовательной сессии..
ка-юриста: что он должен сочетать в себе, какие теоретические знания, какие практические навыки, какими компетенциями обладать для того, чтобы быть готовым к профессиональной деятельности. Эксперты должны подсказать нам, чего не хватает сегодня в современной подготовке юристов, чтобы наш выпускник был еще более востребован на рынке труда»1 .
Показателем высокого уровня панельной дискуссии и в целом научно-образовательной сессии является представительство участников — более 130 зарегистрировавшихся, из них с основными панельными докладами — 14 участников, в качестве участников непосредственной дискуссии в зале — около 70 человек. Таким образом, из года в год научно-образовательная сессия включает в свои ряды все большее количество заинтересованных и неравнодушных лиц, что, в свою очередь, свидетельствует о доброй традиции научно-образовательной сессии, проводимой под руководством Ларисы Анатольевны Петручак.
Экспертами научно-образовательной сессии в рамках панельной дискуссии выступили видные ученые и практикующие специалисты:
— Тофик Ашурбекович Ашурбеков, заместитель прокурора Вологодской области, доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции;
— Наталия Александровна Наумова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
— Сергей Васильевич Никитин, проректор по учебной и воспитательной работе Российского государственного университета правосудия (РГУП), доктор юридических наук, профессор;
— Сергей Александрович Пилипенко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ;
— Дмитрий Юрьевич Прокофьев, глава компании по поиску юридического персонала «Нортон Кейн» (Norton Caine);
— Сергей Анатольевич Пузыревский, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России, кандидат юридических наук, доцент;
— Андрей Александрович Соловьев, заместитель председателя Арбитражного суда Московской области, доктор юридических наук, профессор;
— Андрей Владимирович Сучков, исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ.
Под эгидой научно-образовательной сессии
прошли 7 различных по содержанию и формату мероприятий, включая:
— Международную научно-практическую конференцию «Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в юридическом и экономическом вузе», руководителями которой выступили заведующий кафедрой английского языка № 2 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ф. н. Н. Ю. Ильина, доцент кафедры английского языка № 1 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ф. н. В. В. Пикало-ва, доцент кафедры английского языка № 2 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. ф. н. И. А. Мартыненко, доцент кафедры иностранных языков Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. п. н. В. У. Ногаева;
— научно-практическую конференцию «Правовые вопросы и управленческий маркетинг деятельности библиотеки в изменяющейся вузовской среде»;
— круглый стол по проблемам и перспективам оценки диссертационных исследований в системе государственной научной аттестации по праву под руководством первого проректора Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заместителя председателя ВККС, председателя Экспертного совета ВАК по праву, д. ю. н., профессора Е. Ю. Грачевой;
— круглый стол «Обучение студентов через действие: роль юридичеких клиник в формировании новых дисциплин, междисциплинарных модулей и подходов к оцениванию» под совместным руководством начальника Управления развития практи-ко-ориентированного обучения, директора юридической клиники Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), члена правления АНО «Центр развития юридических клиник» М. В. Самсоновой и директора АНО «Центр
1 Л. А. Петручак о IV Московском юридическом форуме // URL: https://www.youtube.com/watch?v=wW_ xA3IE6Kc (дата обращения: 20.04.2017).
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
развития юридических клиник», заведующего юридической клиникой Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова М. Д. Дранжевского; — круглый стол «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях в вузах» под руководством заведующего кафедрой физического воспитания Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. п. н., профессора В. К. Кузнецова и заместителя заведующего кафедры физического воспитания Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. п. н., доцента О. А. Козловой; — X выставку-форум «День юридической карьеры в Университете имени О.Е. Кутафина».
В ходе панельной дискуссии присутствующие услышали выступления экспертов и основных докладчиков, стали активными участниками обсуждения острых вопросов, которые волнуют юридическое образовательное сообщество. В частности, одним из них стал вопрос, адресованный представителям профильного ведомства и работодателям, который был связан с предстоящей отменой заочной формы обучения у бакалавров юриспруденции при получении ими первого высшего образования. В общей дискуссии эксперты высказали мнение, что данная категория выпускников востребована на рынке труда и в достаточной степени оперативно находит себя в профессиональной среде, в том числе благодаря совмещению профессионального роста с обучением в вузе. Однако, поскольку это требование установлено в ФГОС 3+, то нам как юристам следует придерживаться законодательных требований. С дру-
гой стороны, такое ограничение должно дать толчок развитию новых идей в формировании образовательного продукта, возможно — новых профилей подготовки и форм обучения, специфики обучения, включению дистанционных и иных инновационных методик в образовательный процесс.
В юридических вузах уже не первый год идет подготовка специалистов с применением фундаментальных знаний и практико-ориен-тированного обучения, включая различного рода интерактивные формы преподавания дисциплин. Отчасти этому способствует и внедрение в образовательный процесс новых видов практик, при прохождении которых студенты имеют уникальную возможность в процессе учебы включаться в практическую работу, используя полученные навыки в повседневной профессиональной деятельности. У данного подхода, безусловно, есть свои плюсы и минусы, однако, очевидно, что сегодняшняя подготовка юристов является более насыщенной, мобильной, требующей как от обучающегося, так и от преподавателей новых и современных знаний, оперативного использования полученной информации, подтверждения профессиональных компетенций, заложенных в образовательные программы и рабочие учебные планы дисциплин.
Особо подчеркнем, что мероприятие такого формата позитивно сказывается на последующей работе научно-педагогического состава Университета, получающего актуальную информацию о трендах в мире образования, о критериях оценки выпускников и об их востребованности на профессиональном рынке.
Материал поступил в редакцию 25 апреля 2017 г.
THE REVIEW OF THE SIENCE-EDUCATIONAL SESSION «LAW AND ECONOMICS: RESTRUCTURISATION OF EDUCATIONAL SPHERE IN ACCORDANCE WOTH THE REQUIREMENTS OF FGOS OF HIGHT EDUCATION (3+)»
ARZUMANOVA Lana Lvovna — PhD, Associate Professor, Professor of the Department at the Kutafin
Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
Review. The paper highlights the work of the Science-educational Session at the IV Moscow Legal Forum held by the Kutafin Moscow State Law University (MSAL).
Keywords: Legal Forum, MSAL, science, jurisprudence, education