Научная статья на тему 'Обзор направлений в исследовании культурной среды'

Обзор направлений в исследовании культурной среды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
805
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Макеева И. В.

В статье представлен обзор различных направлений в трактовке понятия «культурная среда» и обосновывается правомерность авторского толкования данного понятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Review of Some Trends in Research of Cultural Environment

article deals with reviewing various approaches to the notion of cultural environment and justifies the author's interpretations of this notion

Текст научной работы на тему «Обзор направлений в исследовании культурной среды»

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив РУ ФСБ по Читинской области. Арх. угол. дело 15481-П.

2. Идеологические комиссии ЦК КПСС 19581964: Документы. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. - 552 с.

3. Лесняк Б.Н. Я к вам пришел! [Текст] / Б.Н. Лесняк. -Магадан: АОА «МаОбТИ», 1998. - 296 с.

4. Медведев Р.А. Солженицын и Сахаров [Текст] / Р.А. Медведев. - М.: Права человека, 2002. -272 с.

5. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. [Текст] / А.И. Солженицын // Малое собрание сочинений: В 7 т. - Т. 5. - М., 1991. - 432 с.

6. Цит. по ст.: Анисимов К.В. Типологические аспекты русской литературы Сибири XIX - нач. XX в. / К.В. Анисимов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2006. - № 3. - С. 141-149.

7. Шагдуров Ю.П. Статистические данные о массовых репрессиях в 1937-38 гг. в Бурят-Монголии [Текст] / Ю.П. Шагдуров // Цыбиков-ские чтения: материалы науч.-практ. конф. / Улан-Удэ: БГУ, 1993. - С. 65-66.

8. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1 [Текст] / Сост., подгот. текста и примеч. И. Сиро-тинской. - Л.: Худож. лит., 1998. - 620 с.

9. Шелест Г.И. Колымские записи / Г.И. Шелест // Дальний Восток. - 1990. - № 3. - С. 5-15.

УДК 008

И.В. Макеева, доцент, зав. каф. Германская филология», ДВГТУ

«

ОБЗОР НАПРАВЛЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ

КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Научные интересы: межкультурная коммуникация, культурология, лингвокультурология

В статье представлен обзор различных направлений в трактовке понятия «культурная среда» и обосновывается правомерность авторского толкования данного понятия ■

I.V. Makeeva, Far Eastern National Technical University

A REVIEW OF SOME TRENDS IN RESEARCH OF CULTURAL ENVIRONMENT

The article deals with reviewing various approaches to the notion of cultural environment and justifies the author's interpretations of this notion ■

* * *

Факт зависимости человеческой ды все больше привлекает внимание иссле-

деятельности от культурной сре- дователей, но само понятие «культурная

среда» до сих пор не получило единого содержательного обоснования, что связано с разнообразием и неоднозначностью толкований слов, входящих в состав данного терминологического сочетания.

Что касается понятия «культура», то после выхода книги американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона «Культура. Критический обзор концепций и определений» (1952) все чаще высказывается мнение о невозможности найти общее определение понятия «культура», отвечающее задачам ее общетеоретического изучения. Одно из первых определений дал Э.Б. Тайлор в 1871 г.: «Культура ... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способы и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества». К этому он считает необходимым добавить «материализованные знания, верования и умения» и заключает, что «культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества» [11; С. 18].

Многие современные ученые (Э.А. Баллер, А.В. Болдырев, Н.С. Злобин, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Коршунова, В.С. Семенов) опираются на концепцию культуры Эдуарда Маркаряна и рассматривают культуру как производное человеческой деятельности, как совокупность способов по претворению человеческих сил и способностей в объективно социально значимые ценности. Одним из основных понятий в данной концепции является понятие «деятельность», по сути своей характеризующее активное, целеполагающее социальное действие, свойственное только человеку. Культура, будучи результатом деятельности, именно в деятельности обретает самое себя. Вне деятельности - подчеркивает Э.С. Маркарян - культура существовать не может, как не может существовать деятельность вне ее культурного контекста. Отсюда - считает ученый - вытекает принци-

пиальная возможность определения культуры как специфического для людей способа деятельности, как «системы внебиологиче-ски выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» [4; С. 51].

Что касается среды, то под ней мы подразумеваем пространство, мир, сферу, окружение, с которым взаимодействует тот или иной субъект. Исходя из философско-лингвистической установки о значении языка как знаковой системы в постижении неязыковой объективной действительности (Л. Витгенштейн, Ю. Лотман, А. Потебня, М. Хайдеггер и др.), версия понимания среды может быть и другой. В слове «среда» присутствует значение «среди», «середина». Таким образом среда - это то, что находится посередине, занимает промежуточное положение между объектами, будучи посредником между ними. Таково смысловое значение и английского слова «medium», и немецкого слова «das Medium» - «среда», «посредник».

С этих позиций среда представляет собой некую субстанцию, которая, в отличие от пустоты пространства, обладает определенными свойствами, влияющими на взаимодействия между объектами. В такой трактовке слово «среда», обладая объяснительными, эвристическими, конструктивными возможностями, оказывается активно востребованным в различных концепциях сре-дового детерминизма: географического, экономического, социологического, информационного и технологического.

Представители теории географического детерминизма утверждают решающее влияние природной среды (ландшафта, погодных условий, природных факторов) на человеческое поведение, на хозяйственную деятельность, образ жизни, особенности расселения (Ш. Монтескье, Л. Гумилев, Г. Гачев). В XVII в. появляется экономический детерминизм, который сводит причинную

обусловленность жизнедеятельности различных групп населения к своеобразию той или иной производственной и хозяйственнобытовой среды (Д. Риккардо, А. Смит, Ф. Энгельс, К. Маркс).

В XX в. возникает социологический детерминизм, обнаруживающий условные зависимости между человеческим поведением и общественными организациями, деятельностью союзов, институтов, общностей с присущими им порядками, нравами, обычаями (Э. Дюркгейм, Д. Тафт). Учения о социолингвистической обусловленности приоритет в социальном продвижении отдают речевой среде, утверждая, что язык формирует психику людей, что скорее он говорит нами, чем мы им (М. Хайдеггер). В последнее время особенно популярны теории информационного и технологического детерминизма (М. Маклюэн). Их авторы исходят из того, что средства коммуникации, информационный поток всё более влияют на чувственные восприятия, изменяя процессы мышления и деятельности людей, в значительной степени формируют среду, в которой взаимодействуют субъекты культуры.

В России у истоков изучения проблем истории и теории культуры стоял Н.И. Каре-ев, который считал культуру (в широком смысле) результатом преобразовательной деятельности человека. Он предложил само понятие - «социокультурная среда» и обосновал её роль как в консервации, сохранении культурных ценностей, так и в процессах их изменений. Одним из первых в мировой науке Н.И Кареев в 1915 г. выдвинул «теорию подражания». «Народ, - писал он, - как общественный коллектив, есть носитель своей культуры, только через него, в нем и для него существующей, но по отношению к каждому отдельному человеку в народе культура есть не что иное, как среда. Среда,

- уточняет Н.И. Кареев, - это ... то, среди чего или в чем что-нибудь находится или происходит, то, что окружает предмет, своего рода окружение предмета» [8; С. 97].

В современных гуманитарных науках отчетливо прослеживаются две основные концепции среды: «молекулярная» и «факторная». Они различаются по оценке отношений между человеком и средой.

«Молекулярная» концепция акцентирует внимание на свободе человеческого выбора (М. Хейдметс, В. Глазычев, Дж. Гибсон), трактуя среду как совокупность различных возможностей для сложных взаимодействий, представляющих множество способов существования [10]. В «факторной» концепции среды (Б. Быков, Данило Ж. Маркович, К. Платонов, С. Попов) подчеркивается момент принуждения, и среда рассматривается «как условие, совокупность условий, совокупность компонентов, выступающих стимулами, раздражителями, агентами влияния на человека» [3; С. 16].

Описание среды как факторного окружения людей подразумевает различие естественной и искусственной среды. При этом естественную среду составляет «совокупность природных факторов: вода, ветер, земля, растительный и животный мир», а искусственной средой считается та, которую создал человек, её составляют «преимущественно продукты человеческого труда» [5; С. 15].

Т.М. Дридзе выделила четыре вида

сред:

во-первых, естественную, включившую в себя собственно природу: земные, водные, лесные, воздушные и другие ресурсы, а также ее состояние - экологию;

во-вторых, искусственную, наполнением которой являются все материальные объекты, созданные и сохраненные людьми в процессе эволюции;

в-третьих, информационно-символическую среду, основу которой составляет культура и все ее производные, в том числе традиции, обычаи, историческая память, средства массовой коммуникации и т.д.;

в-четвертых, социальную, базирующуюся на взаимодействии отдельных людей и их групп [2]. Многие исследователи отме-

чают сложность единого определения культурной среды, указывая на:

- многообразие и дифференцирован-ность обстоятельств, обусловливающих ту или иную ситуацию, культурную среду в целом, что делает ее уникальной и многоаспектной по содержанию;

- практическую невозможность измерения связей и конечного воздействия многих факторов формирования среды;

- недостаточную разработанность специальных методов, позволяющих объективно оценивать влияние этих факторов, выявить, какие из внешних переменных культурной среды и культурной деятельности способствуют их развитию и стабилизируют этот процесс.

Некоторые ученые (В. Глазычев, Л. Михайлова, Г. Широкалова) выделяют в культурной среде три слоя: физический (материальный, вещественный), социальный и духовный.

К физическим (вещественным) элементам относят городское пространство, предметный мир, плотность населения, внутригородские связи, имеющие важные психологические, социальные и культурные последствия, предметы культуры общественного пользования - учреждения социокультурного назначения, материально-

технические средства, а также предметы личного пользования - домашние технические средства, музыкальные инструменты и др.

Социальный слой культурной среды представляет собой множество разнообразных страт, взаимодействующих между собой, имеющих свои ценности и нормы; включенных в информационные потоки, занятых в различных сферах деятельности и выполняющих роли и функции в системе предприятий, организаций, учреждений. Социальная стратификация осуществляется по демографическим, классовым, профессиональным, территориальным и другим признакам. Личностные или духовные элементы культурной среды выделяются как специфи-

чески духовное начало. Они включают в себя ценности, присущие как отдельной личности, так и группе людей той или иной общности.

С опорой на типологию культур в зависимости от территории можно выделить сельскую и городскую культурную среды, отличающиеся как на материальном, так и на социальном и духовном уровне.

Говоря о городской культурной среде, мы ориентируемся на крупные и средние административные центры, которые в свою очередь сильно разнятся географическим и геополитическим положением, численностью населения, специализацией: по преобладающему промышленному производству (текстильные, шахтерские и др.), города-курорты, города науки, города-военные гарнизоны, религиозные центры и др., что определяет для каждого типа города свой уклад и тип культуры.

В отличие от сельской для городской культурной среды характерна высокая плотность застройки, наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы, морские и воздушные порты, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения. В городской среде существуют возможности выбора в области образования, осуществления профессиональной деятельности, организации быта и досуга. Дошкольные, средние, сред-не-специальные и высшие учебные заведения, театры, музеи, галереи, библиотеки, кинотеатры, клубы, рестораны, парки культуры и отдыха и многое другое способствует формированию у горожан более широких культурных запросов.

Сложная социальная стратификация огромного числа незнакомых людей, разрушение соседских связей и контактов влечет за собой преобладание анонимных социальных отношений, что в сочетании с оторванностью человека от живой природы, угрожающей здоровью экологической об-

становкой, нервными перегрузками, постоянным информационным воздействием ведет к формированию нового социальнопсихологического типа личности, дифференциальные признаки которой напрямую связаны со спецификой культурной среды города и региона.

С позиций культурологии Э.А. Орлова понимает под средой «организованную в пространстве и времени совокупность освоенных культурных объектов: предметов, идей, образов; критериев оценки, используемых людьми в профессиональной области и обыденной жизни» [6; С. 69]. О.В. Ромах рассматривает культурную среду как «специфически неповторимую часть национальной культуры, представленную пластом созданных и накопленных ценностей, разных по уровню и диапазону. Они выражаются особой системой взглядов, отношений, принятием нововведений, которые в совокупности трансформируются в типы и формы жизнедеятельности населения» [9; С. 34].

По мнению В.В. Чижикова, культурная среда представляет собой «предметнопространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культуроформирующие условия его развития» [12; С. 15]. Сходной точки зрения придерживается А.И. Арнольдов: «культурная среда включает социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей. Но главное, что ее характеризует -это отношения людей, материальные и культурно-бытовые условия их повседневной жизни, ее духовно-нравственная атмосфера» [1; С. 192]. Состояние культурной среды определяет как распространение культурных новаций, так и сохранение, и бережное отношение к традиционной народной культуре. Важным системообразующим фактором культурной среды является механизм функционирования культуры, к которому относится система образования и

культурно-просветительских учреждений,

книга, периодика, культурно-информационная система, как средство распространения знаний [7; С. 6].

Культурная среда конкретных регионов, городов и селений наряду с универсальными характеристиками может обладать и уникальными, присущими только ей чертами. В частности, говоря о культурной среде Владивостока, необходимо выделить специфическую черту, связанную с историей создания города, начавшего своё существование как военный форпост России на берегу Тихого океана, созданный на практически незаселенной территории и совершивший за полтора столетия рывок к позиции административной и культурной столицы Приморского края. Культурная среда Владивостока может быть охарактеризована как искусственно созданная благодаря активной деятельности человека, которая заключается в перенесении отдельных элементов культурного наследия из мест их первичного происхождения в иные культурно-территориальные границы.

Культурное наследие является «генетическим кодом», которым определяется своеобразие историко-культурных средовых образований в масштабе страны или мира. Искусственное происхождение культурной среды Владивостока и Приморского края во многом определило её доминантную черту, а именно, толерантное, компромиссное отношение к инородным влияниям, их постепенное и довольно естественное вживление в ткань культуры. Эта линия в регионе была заложена на начальном этапе, когда население края складывалось из разнородных потоков переселенцев. И, напротив, для культурной среды, сформировавшейся естественно, характерно стремление сохранить сложившийся во времени и пространстве облик, и по возможности, свести к минимуму любые его изменения.

Таким образом, можно сделать вывод, что под культурной средой понимается ди-

намичная система, включающая материальные и духовные предметы человеческой деятельности, детерминированные географическими и историческими условиями формирования; регулирующие жизнедеятельность социальных субъектов, определяющие их потребности, интересы и ценностные ориентации и обеспечивающие воспроизводство всех сторон общественной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры /

А.И. Арнольдов. - М.: Просвещение, 1992.-362 с.

2. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихоло-гии / Т.М. Дридзе // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. - С. 145-152.

3. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Под ред. акад. Новиковой Л.И. - Кустанай, 1997. - 244 с.

4. Маркарян Э.С. О социально-управленческом значении формирования культурологии / Э.С. Маркарян // Проблемы планирования, прогнозирования, управления и изучения культуры как целого. - Пермь, 1981. - 216 с.

5. Маркович Д.Ж. Социальная экология / Д.Ж. Маркович. - М., 1997. - 436 с.

6. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек / Э.А. Орлова // Акад. наук СССР; Ин-т философии. - М., 1987. - 192 с.

7. Очерки русской культуры XIX века / Ред. кол.: Л.В. Кошман и др. - Т. 1: Общественнокультурная среда. - М.: МГУ, 1998. - 384 с.

8. Пономарева А.В. Н.И. Кареев о понятии «культурная среда» и её роли в формировании человеческой личности / А.В. Пономарева //Обсерватория культуры. - 2005. - № 4. - С. 9698.

9. Ромах О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филос. наук / О.В. Ромах. - М., 1997. - 45 с.

10. Стояновская И.Б. Культурно-образовательная среда как философско-педагогический феномен / И.Б. Стояновская // Средовой подход в образовании: мат-лы междунар. науч.-прак. конф. 9-11 января 2003 г. - Ч. 2. -Нижний Новгород, 2003. - С. 6-12.

11. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - М., 1989. - 573 с.

12. Чижиков В.В. Дизайн культурной среды /

В.В. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2001. - 237 с.

УДК 800: 159.9 М.С. Власов, аспирант, БПГУ им. В.М. Шукшина

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВ С НОРМАТИВНОЙ И НЕНОРМАТИВНОЙ ПУНКТУАЦИЕЙ НОСИТЕЛЯМИ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ МЕТОДОМ ЛИНГВОАКУСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Научные интересы: современные проблемы интонологии, семантики русской и английской интонации

В статье представлен фрагмент экспериментального исследования процессов восприятия и понимания текстов с синтаксической омонимией с нормативной и ненормативной пунктуацией носителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.