Научная статья на тему 'Обзор мирового рынка парфюмерно-косметической продукции'

Обзор мирового рынка парфюмерно-косметической продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3898
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор мирового рынка парфюмерно-косметической продукции»

простейшем случае, когда факторы сами представляют товары, посредник сам приобретает их и продает потребителю.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в качестве посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.

Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход и прибыль. Эти услуги могут быть разнообразны.

УДК 330.123.6 Н.В. Сафронова

Преподаватель кафедры «Сервис на предприятиях услуг красоты»

ГОУВПО «МГУС» г. Москва ОБЗОР МИРОВОГО РЫНКА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Региональные рынки пятнадцати стран - членов Европейского Союза представляют собой единое экономическое пространство. При этом существуют и заметные отличия в национальном уровне потребления парфюмерии и косметики. Например, во Франции он в два раза больше, чем в Португалии. В странах Бенилюкса, Германии и Италии потребительский спрос на подобные товары примерно одинаков.

Самый большой по объемам потребления сегмент рынка Европы - средства по уходу за волосами (32%), далее следуют косметические продукты ухода за лицом (26%), затем - парфюмерия и спиртосодержащая продукция (19%), декоративная косметика (15%), средства личной гигиены (8%). Большую часть потребителей парфюмерии и

косметики составляют женщины - 70%. На мужчин приходится 20% общего числа покупателей, и их выбор косметических средств довольно специфичен. Еще около 10% составляют дети. Причем речь идет о потреблении ими всех, а не только специализированных продуктов (на собственную «детскую» косметику и парфюмерию приходится не более 1-2% оборота отрасли Европы).

Европейские страны отличаются и по объемам экспорта готовой продукции. Чаще всего косметику и парфюмерию в другие страны традиционно поставляет Франция, примерно одинаковые позиции (по 10-11%) в мировом экспорте занимают Великобритания, США и Германия (рисунок 1). Однако в последнее время США начинают вырываться вперед. Менее значительна доля экспорта Японии и Ирландии, где, однако, имеется собственная вполне конкурентоспособная косметическая промышленность. Основной экспорт Франции приходит на страны Европейского Союза. Общая доля европейского экспорта составит в экспорте Франции - 67% (рисунок 2). Не менее важными рынками сбыта для Франции остаются страны Северной Америки, ЮгоВосточной Азии, Ближнего Востока. Но основные экспортные потоки французской косметики все же ориентированы на географически близкого адресата.

Оборот парфюмерно-косметической отрасли Европы в 2002 году равнялся 2,5 миллиарда евро, что на 6,4% больше, чем в 2001 году. Эти темпы роста ниже тех, что были характерны для парфюмерно-косметической индустрии за последние 15-20 лет. Но и в других отраслях промышленности происходит определенный спад. Поэтому рост товарооборота на 6,4%, который демонстрирует парфюмерно-косметическая индустрия, хороший показатель.

Швейцария ■—

Фракции — 23,2%

Рисунок 1. Мировые экспортеры парфюмерно-косметической продукции.

Рисунок 2. Региональная структура экспорта парфюмерии и косметики Франции

Сегодня контакты между Россией и Европой в сфере производства и продажи парфюмерно-косметической продукции начинают развиваться особенно активно. Поэтому обмен информацией о состоянии этой индустрии между Россией и Европой особенно полезен.

Российский рынок парфюмерии и косметики уже становится одним из крупнейших в Европе. По прогнозам аналитиков, в 2007 году его объем достигнет 6 миллиардов долларов, причем ежегодные темпы роста сохранятся на уровне рекордных 25%. Тем временем во Франции косметический рынок растет ежегодно на 2%, а, например, в Италии на 1-3%.

Объем розничных продаж косметики и парфюмерии в РФ в 2004г. вырос на 14,8% по сравнению с 2003г. и составил 6,2 млрд. долл. При этом отмечалось, что 2004г., вероятно, последний год, когда темпы роста были достаточно значительными. В 2003 г. рост рынка составил 16%, ранее рост составлял 20-25% в год. Вместе с тем не исключен высокий рост в отдельных сегментах рынка.

Наиболее перспективными сегментами российского парфюмерно-косметического рынка на сегодня, по мнению аналитиков, являются селективная косметика, косметика для мужчин, детская косметика и продукты антивозрастной косметики. В 2004г. рынок селективной косметики вырос на 19,2% и составил 1 млрд. 240 млн. долл. В 2005г. рынок вырос еще на 18,5% и достиг 1 млрд. 470 млн. долл. По данным экспомедиа-группы "Старая крепость", наибольшую долю в структуре продаж селективной косметики занимает парфюмерия (68%). Российский рынок мужской косметики ежегодно растет на 7-19% в зависимости от категории (в 2004г. общий объем розничных продаж мужской

косметики составил 441 млн. долл.). Сегмент детской косметики в 2004г. вырос на 8-9% по сравнению с 2003г. и составил 117 млн. долл., в 2005г. его объем вырос до 127,5 млн. долл. Рынок антивозрастной косметики (anti-age) - небольшой по объему, но наиболее перспективный, по мнению аналитиков. В 2004г. данный рынок вырос на 17,7% - до 43,2 млн. долл., в 2006г., его объем увеличился на 15% и составил 50 млн. долл. Как отмечают специалисты, в последнее время наблюдается тенденция демократизации продукции antiage, особенностью российского потребителя является склонность решать проблему после ее возникновения.

Перед косметической отраслью в России стоят сейчас следующие задачи. Прежде всего, это борьба с подделками и отказ от практики «параллельного импорта». Значительные усилия уже были приняты в этой области, а кризис 1998 года по-своему помог решению проблемы. Вторая задача российской косметической отрасли - всяческое стимулирование продаж отечественной продукции, которая часто обладает по-настоящему высоким качеством и заслуживает того, чтобы ее покупали. Дистрибуция развивается в России всегда активно, и западный опыт был бы очень полезен.

В ближайшем будущем Российские компании намерены вступить в конкурентную борьбу с западными производителями.

УДК 330.123.6 Г.А. Сергеева

Преподаватель кафедры «Сервис на предприятиях услуг красоты»

ГОУВПО «МГУС» г. Москва СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ КРАСОТЫ В РОССИИ

Индустрия красоты в нашей стране, как любая востребованная и жизнеспособная бизнес - деятельность, существует и развивается по рыночным законам. Это означает, что интерес к ней со стороны потенциальных инвесторов увеличивается, а значит - будет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.