Научная статья на тему 'Обзор международных проектов по экологическому образованию в Калининградской области'

Обзор международных проектов по экологическому образованию в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / НОВЫЕ МЕТОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GREEN NATURE MANAGEMENT / NEW MWTHODS / EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кохановская Мария Ивановна

Калининградская область регион интенсивного международного сотрудничества, в том числе в области экологического образования. Дан обзор проектов, реализованных образовательными учреждениями, общественными организациями, органами власти и управления; кратко обсуждаются условия их эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кохановская Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Kaliningrad Region is an area of intensive international cooperation including that in the field of environmental education. The article offers an overview of joint projects implemented by educational institutions, NGOs, and local authorities and analyses the prerequisites for their efficiency

Текст научной работы на тему «Обзор международных проектов по экологическому образованию в Калининградской области»

УДК 504:001.83

М. И. Кохановская

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Калининградская область — регион интенсивного международного сотрудничества, в том числе в области экологического образования. Дан обзор проектов, реализованных образовательными учреждениями, общественными организациями, органами власти и управления; кратко обсуждаются условия их эффективности.

The Kaliningrad Region is an area of intensive international cooperation including that in the field of environmental education. The article offers an overview of joint projects implemented by educational institutions,

NGOs, and local authorities and analyses the prerequisites for their efficiency.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экологизация природопользования, новые методы,

образовательные технологии.

Key words: sustainable development, green nature management, new mwthods, education technologies.

Калининградская область нередко выступает партнером в разнообразных международных проектах в качестве пилотного региона для апробации зарубежных практик. Одна из актуальных сфер такого международного сотрудничества — экологически ориентированные проекты по оптимизации природопользования, управления отходами, устойчивости сельского хозяйства и экологическому образованию.

Самые значительные проекты осуществляются в рамках программ Евросоюза. Это, например, проект РГУ им. И. Канта «Экологическое образование для обеспечения устойчивого развития Калининградской области» (бюджет 500 тыс. экю), реализованный в 1998 — 2000 гг. по программе TEMPUS/TACIS в сотрудничестве с Университетом г. Мальмё (Швеция) и Датским педагогическим университетом Копенгагена [12].

В результате выполнения проекта были разработаны и внедрены в учебный процесс междисциплинарный курс «Экологическое образование для устойчивого развития Балтийского региона», курсы «Экологическая экономика», «Проблемы экологического образования в начальной школе», «Английский язык для экологов». Создан сервер дистанционного образования и подготовлен первый курс дистанционного обучения экологическим дисциплинам. Центр «Повестка дня XXI века» был призван распространять идеи устойчивого развития. Приобретено оборудование для факультетов географии и геоэкологии, биоэкологии и др.; состоялось семестровое обучение в Университете г. Мальмё студентов биологического, химического, географического и других факультетов и факультета лингвистики и межкультурной коммуникации и преподавательские стажировки различной продолжительности [10].

Уже упомянутый междисциплинарный курс «Экологическое образование для устойчивого развития Балтийского региона» нацелен на создание предпосылок формирования у обучаемых способности действовать и самостоятельно решать реальные экологические проблемы. Проект включал как лекционную, так и исследовательскую составляющие [1]. В университете была создана Зеленая библиотека с собранием отечественных и зарубежных публикаций по экологическим аспектам природопользования и охраны окружающей среды.

В Калининградском государственном техническом университете проект «Развитие российского экологического образования» (бюджет около 490 тыс. евро) в рамках программы TEMPUS реализовывался в 2002—2005 гг. Целью его было развитие учебных планов для трехуровневого экологического образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и улучшение образовательных методов и навыков лекторов согласно стандартам стран Европейского союза. Ведущим партнером (контрактором) был Кальмарский университет (Швеция); участвовали также Католический Гентский технический университет (Бельгия), Ольденбургский технический университет (Германия), Международный Шелде-факультет (Нидерланды) [6; 7; 13].

Наиболее значимым результатом проекта стало создание Института экологии и устойчивого развития на базе факультета биоресурсов и природопользования КГТу. Основные задачи этого института — исследования в сфере защиты окружающей природной среды и устойчивого развития, установление сотрудничества с федеральными и региональными органами власти, усиление

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2011. Вып. 1. С. 161 — 165.

участия в международных и региональных экологических программах,' организация и координация дополнительного образования в сферах экологии и устойчивого развития [8].

Другой проект КГТУ, осуществленный в рамках программы TEMPUS, — «Развитие образования для повышения компетентности в области охраны окружающей среды». Его цель — пересмотр и расширение существующих курсов обучения с учетом требований современного экологического менеджмента, внедрение их в междисциплинарные учебные планы [3]; бюджет проекта — 480 920 евро [13].

Были подготовлены и утверждены три программы повышения квалификации специалистов по обеспечению экологической безопасности. На средства проекта был создан класс видеоконференции, позволяющий применять современные образовательные технологии [3].

В 2007—2009 гг. несколько образовательных учреждений Калининградской области и Литовской Республики работало по проекту TACIS «Расширение участия средних школ и учреждений дополнительного образования в формировании и реализации планов управления бассейнами рек». Учащиеся гимназии № 2 (г. Гурьевск), Центра развития творчества детей и юношества (г. Советск), Дома детского творчества (г. Славск), основной школы им. Л. Мешкайтите (г. Смалининкай), общеобразовательной школы (г. Вилькишкяй) подготовили первые варианты управления бассейнами рек Гурьевка, Тыльжа, Швентойи и Бите, обменялись опытом в организации и проведении общественного экологического мониторинга рек и их бассейнов с использованием современного гидрохимического оборудования и программного обеспечения. В ходе четырех экспедиций изучались воды, почвы, растительный мир и культурно-историческое наследие. Анализ собранных данных проводился с использованием ГИС-технологий; выпущено иллюстрированное методическое пособие [2].

Проект «Экологическое образование в играх» (2005 — 2006) был нацелен на развитие сотрудничества между школами Балтийского региона и финансировался по программе Шведского агентства международного развития (300 тыс. евро). С калининградской стороны в нем участвовали мэрия и средние школы № 7 и 24, ведущим партнером был муниципалитет г. Бюрлов (Швеция). В процессе реализации проекта школьные педагоги обучались современным методам преподавания экологических дисциплин.

В 2008 г. проект получил дальнейшее развитие, кроме российских и шведского партнеров к нему присоединились также литовские (школы г. Клайпеда). Финансирование (150 тыс. евро) осуществляла Ассоциация шведских муниципалитетов. Целью стало повышение экологической культуры школьников, их образовательного уровня, а также профессиональных навыков и знаний педагогов в области экологии. В трех десятках мероприятий (семинаров, круглых столов, смен школьных лагерей) участвовали около 1 тыс. преподавателей и учащихся школ [9].

Пример российско-германского проекта по экологическому образованию — «Семинар по дошкольному и школьному экологическому воспитанию и образованию в Калининградской области», организованный по инициативе Федерального природоохранного министерства Германии. Он проводился на базе Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма и собрал 75 участников — представителей партнерских школ и детских садов из разных земель Г ермании и нескольких муниципалитетов Калининградской области [4]. В программу семинара вошли презентации по содержанию дошкольного и школьного экологического образования, работа в малых группах, экскурсии к российским партнерам, «биржа сотрудничества» и пресс-конференции [5].

Евросоюзом был поддержан и проект «Экологическое образование населения: польско-российский обмен опытом», основанный на сотрудничестве региональной экологической организации «Экозащита! — Образование», польского объединения «Эко-Инициатива», Управления образования администрации Зеленоградского района и зеленоградской средней школы. Состоялись визиты в Польшу педагогов, работников лесного хозяйства и представителей местного самоуправления; подготовлены книги, методические пособия и информационные материалы; оборудована образцовая школьная мастерская по изготовлению бумаги из макулатуры [11].

Со сферой экологического образования связан и проект «ESAPP — энергосбережение в общественных зданиях» (бюджет — 190 093 евро). Реализованный в рамках программы Евросоюза TACIS CBC/SPF проект был нацелен на то, чтобы «выработать более сознательное понимание необходимости сбережения энергии в общественных зданиях Калининграда и области посредством обмена знаниями и опытом» [9]. Партнерами стали мэрия шведского города Кальмар (ведущий партнер и заявитель), мэрия Калининграда, администрация муниципального образования «Город Зеленоградск». В результате проекта выработан план действий по энергосбережению для школ Калининградской области; издана брошюра по установке

оборудования и методам снижения расхода энергии для использования в общественных зданиях; установлено энергосберегающее оборудование в школах № 31 и 44 Калининграда.

Из рассмотренных выше наиболее успешными представляются проекты, которые не только совершенствуют систему управления, внедряя новые технологии и создавая координационные центры, но и реально повышают квалификацию преподавателей и учащейся молодежи как непосредственных участников эколого-образовательного процесса.

Важнейшее условие устойчивости проекта — его подлинная востребованность и эффективность. Даже после формального завершения таких проектов начатая ими деятельность не прекращается, инициатива продолжает развиваться, а налаженные партнерские связи между учреждениями и специалистами дают начало новым проектам в актуальной не только для нашего эксклавного региона сфере — экологическом образовании.

Список литературы

1. Дедков В. П., Зотов С. И., Краснов Е. В. и др. Экологическое образование для устойчивого развития / / Экология — здоровье — развитие: материалы Международной конференции «Общественное здоровье — основа устойчивого развития Калининградской области». Калининград, 2003. С. 3 — 10.

2. Методическое пособие по учебно-исследовательской деятельности школьников в подготовке планов управления бассейнами малых рек / отв. ред. С. А. Уманский, С. В. Кондратенко. Калининград, 2010.

3. Обеспечение экологической безопасности: информационные материалы. Калининград, 2009.

4. Охрана природы и окружающей среды объединяет: совместные германо-российские проекты в Калининградской области. Люнебург, 2008.

5. Сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы в области природоохранной политики. Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов (BMU). Берлин, 2008.

6. Improvement of Environmental Education at Kaliningrad State Technical University. Kaliningrad, 2005.

7. Nilsson L. Introduction / / Improvement of Environmental Education at Kaliningrad State Technical University. Kaliningrad, 2005. P. 1 — 6.

8. Tylik K., Shibaev S., Kondratenko S., Shkitsky V. Ecological and fishery education development at Kaliningrad State Technical University // Improvement of Environmental Education at Kaliningrad State Technical University. Kaliningrad, 2005. P. 7—12.

9. Администрация городского округа «Город Калининград»: официальный сайт. URL:

http://www.klgd.ru/economy/activity/real_project.php

10. Информационный центр Европейского Союза EU-i /Ассоциация европейских исследований (АЕВИС). URL: http://www.edc-aes.ru/site/ru/researches/ in_russia/kaliningrad.html

11. Международный социально-экологический союз. URL: http://www.seu. ru/seu-news/82.htm

12. Российский государственный университет им. И. Канта: официальный сайт. URL:

http://www.kantiana.ru/international/archive/index.php

13. Joint European projects. Selected projects including Russian Federation. Tempus III selection rounds.

[Электронный ресурс] / / The Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA). URL:

http://eacea.ec.europa.eu/tempus/participating_countries/projects/ russiab.pdf

Об авторе

Мария Ивановна Кохановская — канд. геогр. наук, доц., Российский государственный университет им. И. Канта, e-mail: m.kohanovskaya@gmail.com

Author

Dr. Maria Kokhanovskaya, Associate Professor, IKSUR, e-mail: m.kohanovskaya@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.