Научная статья на тему 'Обзор международной научной конференции "религия и общество в европе: от Средних веков к новому времени"'

Обзор международной научной конференции "религия и общество в европе: от Средних веков к новому времени" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор международной научной конференции "религия и общество в европе: от Средних веков к новому времени"»

О. Б. Келлер, А. Ю. Прокопьев

обзор международной научной конференции «религия и общество в европе: от средних веков к новому времени»

23-24 октября 2017 г. в стенах Санкт-Петербургского государственного университета и в Российской национальной библиотеке проходила конференция, посвященная важнейшему событию европейской истории — 500-летию Реформации, широко отмечаемому европейской общественностью.

Конференция была организована кафедрой истории Средних веков Института истории Санкт Петербургского государственного университета и прошла при поддержке и участии Российской национальной библиотеки, Евангелическо-лютеранской церкви Северной Германии, Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге. Она собрала ученых из России, Германии, Франции, Италии, Чехии, Польши, Финляндии и стала одним из самых крупных и представительных научных мероприятий, приуроченных к знаменательному юбилею.

В рамках конференции предполагалось охватить важнейшие проблемы европейской Реформации: ее духовные и общественные истоки, ключевые фигуры реформационного движения и догматические аспекты, влияние конфессиональных процессов на власть и общество, региональные модели, наконец, воздействие Реформации на различные регионы Европы.

Конференция открылась пленарным заседанием, посвященным предпосылкам реформационного движения. В докладе проф. В. Бухольца (Грейфсвальд) экспонировался материал о специфике © О. Б. Келлер, А. Ю. Прокоппьев, 2017

религиозной жизни, менталитете и горизонте сознания населения Германии в 1470-1520 гг. Подчеркивалась важность эсхатологических ожиданий, воздаяния за грехи и роль паломничества в повседневной жизни. При этом отмечалось, что именно паломничество в большей мере отражало особенности позднесредневекового мировоззрения, сопровождалось целым комплексом нормативных процедур, весьма ярко характеризовавших взаимодействие церковных инстанций и прихожан.

Доклад М. Г. Логутовой (Российская национальная библиотека) строился на богатейшем рукописном материале РНБ — молитвенниках позднего Средневековья. Подчеркивалась комбинация двух видов молитвенных треб: молитв «вслух» и «про себя», или «молитвы сердца». За период с 1480 по 1520 г. в Германии было записано свыше 20 000 подобного рода молитвенных текстов.

В свою очередь Н. Н. Наумов (МГУ) и К. Эрихт (Грейфсвальд) в своих докладах затронули различные социальные предпосылки кануна Реформации на макро- и микромоделях. Доклад Н. Н. Наумова касался более широкой материи общественных аспектов «предреформационного движения» XV в., проблематики имперских реформ эпохи Сигизмунда I Люксембурга. К. Эрихт в центр внимания поставил судьбы монастыря премонстрантов Бельбук, будущего очага Реформации на южном побережье Балтийского моря. Доклад позволил проследить эволюцию отдельно взятой монашеской общины вплоть до зрелых этапов реформацион-ного движения. Весьма информативной оказалась часть доклада, повествующая о лидерах Померанской Реформации — Иоганне Бугенхагене (1485-1558), Иоганне Болдеване (1485-1529), Андреасе Кнёпкене (1468-?) и других, позволяющая выстроить линию развития своеобразной «монастырской» колыбели реформационного движения севера Германии.

Если пленарные доклады первого дня освещали так или иначе истоки и предпосылки, то секционные заседания оказались развернуты в сторону различных аспектов собственного реформаци-онного движения.

В секции «Реформация, власть и общество» была представлена серия докладов преимущественно на материале Священной Римской империи и сопредельных регионов. Источниковедче-

ские возможности российских архивов были продемонстрированы в докладе Е. С. Герасимовой (РГГУ), в котором внимание было сосредоточено на собрании Ламуаньона (РГАДА, Москва). Его общий обзор и, в частности, некоторые фрагменты корреспонденции имперских князей и высокопоставленных резидентов позволили осветить различные и малоизвестные стороны истории Шмалькальденской войны (1546-1547). Типологически схожим и чрезвычайно важным стал доклад Т. Н. Таценко (Санкт-Петербургский институт истории РАН), показавший источниковедческие ресурсы петербургских архивов в области династической истории Империи периода конфессионализации. Большое внимание было уделено структурам и механизмам династического партнерства и междинастических отношений ведущих княжеских домов Империи. В то же время сообщение А. Ю. Про-копьева (СПбГУ) раскрывало различные тенденции в жизни имперской элиты — высшего и низшего дворянства — на отрезке от Аугсбургского мира до окончания Тридцатилетней войны. При всех конфессиональных различиях сохранялась общая матрица, стандарт дворянского воспитания и образования, механизмы сословной солидарности и взаимодействия, позволявшие сохранять целостность самого имперского сообщества даже в период самых острых кризисов. Эпоха Тридцатилетней войны стала тяжелейшим испытанием для имперской элиты, но внутренние скрепы позволили в конце концов прийти к компромиссу 1648 г. В свою очередь Ю. Е. Ивонин (Смоленский государственный университет) рассмотрел модель диалога между различными фракциями княжеского собрания Германии на примере Франкфуртского курфюршеского съезда 1558 г. В нем оказывались заинтересованы и корона, и противоборствовавшие конфессиональные группировки. Умение договариваться стало главным условием сохранения мира в Империи после 1555 г.

Работу секции завершили доклады, представлявшие многообразие региональных вариантов Реформации и конфессионали-зации. Крупным планом оказался представлен Рейнский Пфальц. В докладах и сообщениях М. Рота (Университет Гейдельберга) и Н. А. Бережной (СПбГУ) рассматривались различные стороны реформационных преобразований под влиянием фактора княжеской

власти. Итогом стала тщательно проработанная на теоретическом уровне панорама религиозных и общественных процессов, решающим образом определивших конфессионально-политический путь курфюршества Пфальц в правление курфюрста Отто Генриха (1556-1559) и Фридриха III Благочестивого (1559-1576). На религиозный выбор гейдельбергских властителей влиял целый комплекс факторов, в немалой мере особенности воспитания, религиозной образованности и личные предпочтения. В то же время кальвинистский переворот 1563 г. состоялся в условиях начавшегося, но все еще не закончившегося размежевания двух течений самого немецкого лютеранства. Именно незавершенность раскола позволяла курфюрстам брать ответственность за религиозный выбор, менять союзников из числа теологов разных партий и пользоваться поддержкой иноземцев.

Общеимперские процессы и региональные парадигмы были оттенены экспозицией соседних земель. Т. П. Гусарова (МГУ) показала в своем докладе участие в конфессиональных процессах XVII в. венгерского дворянства. Богатый архивный и просопогра-фический материал позволил реконструировать факторы предпочтений и структуру религиозно-политических акций венгерской знати в самый критический период европейской конфессионали-зации.

Эпистолярному наследию реформаторов, Лютера и Мелан-хтона, посвятил свое выступление Г. Дойчлендер (Университет им. Гельмута Шмидта, Гамбург). Его изучение формирует отдельное направление современного лютероведения. Форма, структура, особенности текстовых конструкций писем и коммуникативные практики получили мощное развитие в век Реформации. Письмо стояло у колыбели выступления Лютера и сохраняло особую важность в дальнейшем несмотря на успешную пропаганду посредством печатного станка.

Своеобразным опытом осмысления Реформации в имагологии последующих столетий стало выступление одного из ведущих исследователей конфессиональной эпохи проф. С. Рихтер (Университет Гейдельберга). На примерах протестантской и католической печатной продукции была представлена эволюция значения Реформации для общества Барокко и раннего Просвещения.

Секция «В борьбе за истинную веру: конфессиональные конфликты и толерантность в раннее Новое время» объединила доклады, охватывающие персоналии реформаторов различных имперских земель и, кроме того, различные аспекты конфессиональной борьбы на французском материале. К первой группе следует отнести сообщения Л. Ронки (Университет Ла Сапиенца, Рим) и М. П. Беляева (Российский университет кооперации, Москва). В центре внимания оказались фигуры Иоганна Бергиуса — реформатора Бранденбурга и страсбургский период деятельности Мартина Буцера. Подчеркивалась не только важность динамичной проповеднической деятельности, но и умение реформаторов конфессиональной эпохи интегрироваться в социальную среду, обзаводиться связями и оказывать влияние на общественную элиту. Они формировали своеобразные шарниры между династиями, придворной элитой и миром подданных.

Выступления Т. Деббажи-Барановой (Университет Сорбонна IV, Париж) и проф. Б. Рестифа (Университет Реймса) затрагивали особенности конфессиональной пропаганды, ее генезиса и структуры в контексте распространения протестантских идей во Франции середины и второй половины XVI в. и формирования Тридент-ского католицизма. Доклады В. В. Шишкина (СПбГУ), построенные на оригинальном материале неопубликованных источников, и Н. И. Алтуховой (ИВИ РАН) были нацелены преимущественно на экспозиции локальных парадигм конфессиональной борьбы и анализа позиций отдельных групп французского чиновничества и духовенства.

Второй день конференции, проходивший в Российской национальной библиотеке, состоял из двух последовательных секций. Первая из них — «Реформация: проблема оценок и восприятия» — освещала различные аспекты влияния протестантской догмы и ее отражения в культурном наследии Европы и Германии. Если доклады Ю. Пикхала (Университет Хельсинки) и М. Катто (Университет Модены и Реджо-нель-Эмилии) затрагивали общие проблемы протестантской богословской мысли на примере проблематики толерантности и восприятие идей Лютера в Италии раннего Нового времени, то Е. А. Терентьева (СПбГУТ) и М. А. Юсим (ИВИ РАН) коснулись взаимодействия реформационных идей

и национальных культур — на примере французского истори-описания XVII в. и сочинений знаменитого литератора XVI в. Ф. Гвиччардини. При этом в сообщении М. А. Юсима особенно подчеркивалась специфика восприятия итальянскими авторами истоков и причин реформационного движения, их представление о Лютере.

Доклады З. А. Лурье (СПбГУ) и А. В. Лазаревой (МГУ) были в большей мере ориентированы на немецкий материал. В фокусе внимания оказался образ церкви в контексте немецкой гуманистической драмы первой половины XVI в. и проблемы национального самосознания эпохи Тридцатилетней войны.

Секция «Реформация и регионы: протестантизм в Восточной Европе и России» завершала программу конференции. Тематически доклады охватывали аспекты трансляции протестантских идей на восточноевропейские земли, в частности Великое Княжество Литовское (выступление О. Б. Келлер, Университет Тюбингена), а также влияния Реформации на судьбы чешской знати в XVI-XVII вв. (доклад проф. В. Бужека, Университет Ческе-Будеёвице), обоснования целесообразности сближения немецких земель с Восточной Европой в условиях религиозного раскола (доклад В. Фризена, образовательный центр «Этнос», Дортмунд), знакомства России с лютеранским протестантизмом в XVI-XVII вв. (доклад проф. Н. Ангермана, Университет Гамбурга). Кроме того, в дискуссионном плане была представлена проблема роли женщин в реформационном движении Центральной и Восточной Европы в сравнительном контексте (доклад М. Грживальц, Университет им. Адама Мицкевича, Познань).

Представленные доклады и состоявшиеся дискуссии выявили характерные черты и важнейшие проблемные зоны в современных исследованиях Реформации и конфессионализации. Вновь были подчеркнуты тесные связи между генезисом реформационного движения и духовным климатом позднего Средневековья, практикой церковной жизни и формами индивидуального благочестия. Выступление Лютера не стало индивидуальным актом, а явилось логичным следствием предшествовавшей традиции, обостренной региональными и индивидуальными особенностями. Вместе с тем все больше обнаруживается взаимозависимость между традицион-

ными центрами движения и периферией. Борьба за новую церковь шла при активном участии как региональных фракций, так и факторов, привнесенных извне.

Как показали выступления участников конференции, одним из лучших инструментариев исследования все больше становится антропоцентричный угол зрения, опыт постижения сквозь призму отдельных персонажей, участников событий, который может экстраполироваться и апробироваться за счет расширения круга «акторов» — близких и дальних к изучаемой личности. Парадоксальным образом подобный подход не только возвращает к тщательной проработке единичных источников, но и позволяет корректировать или даже откладывать чересчур поспешное воспроизводство привычных концепций. Дополнительная актуальность сообщается, тем самым, и изучению архивного наследия, в том числе в отечественных собраниях. Повышенная требовательность к анализу локальных или региональных моделей, несомненно, расширяет горизонты и внушает исследовательский оптимизм, вопреки ранее заявленным фобиям «атомизации» итоговой картины, ее внутренней рыхлости.

Изучение Реформации переживает сегодня этап, схожий с состоянием науки о раннем Новом времени в целом: фаза очередного накопления и осмысления материала, в центре которого либо мир отдельных индивидов, либо сложенные из них группы. В подобном контексте недавние крупные опыты обобщений, как, например, расширение известной концепции конфессионализации до своего рода цивилизационной парадигмы, не только становятся лишь рабочей матрицей, но и нуждаются в постоянных корректировках, во внутренней ревизии, которая не столько отрицает, сколько постоянно усложняет, вплоть до появления внутренних альтернатив. Реформация как событие институтов все больше видится Реформацией человека, соотносимого с малыми и большими величинами.

Информация о статье

Келлер, О. Б., Прокопьев, А. Ю. Обзор международной научной конференции «Религия и общество в Европе: от Средних веков к Новому времени»,

В кн.: Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего нового времени. 2017. Вып. 3(2). С. 244-252.

Ольга Борисовна Келлер, к. и. н., Тюбингенский университет (72074, Germany, Tübingen, Geschwister-Scholl-Platz) [email protected]

Андрей Юрьевич Прокопьев, доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университ (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9) а[email protected]

Information on the article

Keller, O. B., Prokopiev, A. Yu. Obzor mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Religiya i obshchestvo v Evrope: ot Srednikh vekov k Novomu vremeni»[Review of the international scientific conference «Religion and Society in Europe: from the Middle Ages to the New Time»], in: Proslogion: Studies in Medieval and Early Modern Social History and Culture. 2017. Vol. 3 (2). P. 244-252.

Olga Keller, doctor of Hisroty, University of Tübingen (72074, Germany, Tübingen, Geschwister-Scholl-Platz)

[email protected]

Andrey Yur'evich Prokopiev, doctor of History, professor, St. Petersburg State University (199034, Rossiya, Sankt-Petersburg, Universitetskaia nab., 7/9) [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.