Научная статья на тему 'Обзор международной межконфессиональной межвузовской научно-практической конференции «1917 год: итоги столетия»'

Обзор международной межконфессиональной межвузовской научно-практической конференции «1917 год: итоги столетия» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XX век / революция / ГУЛаг / репрессии / преследование верующих / иудаизм / ислам / старообрядчество / лютеранство / конфессия / вера. / XX century / confession / faith / repression / Soviet power.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жигалов Михаил Иванович

23 ноября 2017 года в Костроме прошла Международная межконфессиональная межвузовская научно-практическая конференция «1917 год: итоги столетия», посвященная научно-историческому осмыслению событий, связанных с советскими преследованиями верующих. Организаторами конференции выступили Костромская духовная семинария и Костромской государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE INTER-CONFESSIONAL INTER-SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE "1917: THE RESULTS OF THE CENTURY"

In November 23, 2017 there was held an International interdenominational interuniversity scientific-practical conference in Kostroma named "1917: The Results of the Century", dedicated to the scientific and historical comprehension of the events connected with persecution of believers in the Soviet time. The organizers of the conference were the Kostroma Theological Seminary and the Kostroma State University.

Текст научной работы на тему «Обзор международной межконфессиональной межвузовской научно-практической конференции «1917 год: итоги столетия»»

УДК 281.93(006.3)

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17827

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «1917 ГОД: ИТОГИ СТОЛЕТИЯ»

23 ноября 2017 года в Костроме прошла Международная межконфессиональная межвузовская научно-практическая конференция «1917 год: итоги столетия», посвященная научно-историческому осмыслению событий, связанных с советскими преследованиями верующих. Организаторами конференции выступили Костромская духовная семинария и Костромской государственный университет.

Ключевые слова: XX век, революция, ГУЛаг, репрессии, преследование верующих, иудаизм, ислам, старообрядчество, лютеранство, конфессия, вера.

Международная межконфессиональная межвузовская научно-практическая конференция «1917 год: итоги столетия» состоялась в г. Костроме 23 ноября 2017 года. Главной целью конференции являлось исследование жизни религиозных общин в России в первой половине ХХ века, когда государственной идеологией стал атеизм. В первые годы советской власти основными инструментами политики государства в отношении верующих стали притеснения и откровенные репрессии.

В докладах выступающих были отражены характерные черты жизни религиозных общин в то время. В конференции приняли участие представители всех традиционных конфессий, расположенных на территории Костромской области, а также ученые-историки из Костромского университета и зарубежные гости.

Конференцию открыл Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт с докладом на тему «Деяния Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг». В своем выступлении митрополит Ферапонт обратил особое внимание участников конференции на такой важный вопрос, рассмотренный Собором, как прославление святых. Решения Собора о правилах канонизации получили практическое значение, т.к. еще в период работы Собора уже открылась трагическая страница в истории нашего Отечества - начались репрессии.

К лету 1918 года было арестовано несколько сотен священнослужителей, расстреляна

Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт

Царская семья. Поэтому Собор принял решение о дальнейшем причислении к лику святых новомученников, т.е. тех священнослужителей, мирян, всех членов общества, которые были репрессированы именно за свои христианские убеждения, т.е. пострадали как мученики Церкви. Церковь показала, что её вера во Христа, её готовность исповедовать свою веру даже до смерти, жива и сегодня, что в этом смысле ничего в Церкви не изменилось, и никак эта благодать не уменьшилась.

Также в докладе был сделан акцент на уврачевании старообрядческого раскола. В связи с невозможностью осуществить соборное определение, по причине начала гонений, соборные решения были реализованы лишь на Поместном Соборе 1971 года, когда были сняты так называемые клятвы со старых обрядов.

В заключении, Владыка митрополит подчеркнул, что «Собор 1917-1918 года явился важнейшим событием в истории Церкви и, действительно, Промыслом Божиим, предварил тяжелейший период испытаний для Церкви, эпоху гонений и принял решения, которые помогли выстоять Церкви в этот период и остались актуальными и сегодня».

Следующий доклад на тему «Политическая ситуация в Костромской губернии в 1917-1918 гг.» представил преподаватель Костромской духовной семинарии, доктор исторических наук, профессор Костромского государственного университета Белов Андрей Михайлович.

Как отметил докладчик, 1917 год вспоминают у нас в основном как год Октябрьской революции. Но все события, конечно, начинаются с февраля. Фактически шесть месяцев до тех судьбоносных потрясений, которые потом стали олицетворять у нас весь ХХ век. Это было заговором политических элит России в лице руководства Государственной Думы, командования армией, а также близких к властьдержащим кругам, в том числе и великих князей, как это не покажется парадоксальным. В результате был открыт период революционных потрясений. Николай II был арестован после нескольких дней после своего отречения, приказ фактически отдал начальник штаба при Верховном главнокомандовании генерал Алексеев. Участвовал генерал Корнилов. Поэтому, когда говорят о том, что, якобы, «белые» хотели восстановить Царскую власть - это явно не соответствует действительности. Это были революционеры. Надо называть вещи своими именами. Поэтому в Гражданской войне столкнулись революционеры «февраля» и революционеры «октября».

Что являла собой революция как таковая? Это было мгновенное разрушение самодержавия. И, естественно, возникла пустота. Выдающийся публицист и религиозный философ начала XX в. В.В. Розанов прекрасно объяс-

Белов Андрей Михайлович

нил это в следующих словах: «Русь слиняла в два дня, не осталось царства, не осталось Церкви, не осталось войск, не осталось рабочего класса».

Действительно, это состояние разрушенного государства, к сожалению, следует отметить, говоря о периоде 1917 года. И только постепенно, потом начинает восстанавливаться новое основание власти. В этой связи важную роль сыграл Поместный Собор и избрание Патриарха, так как авторитетов не оставалось.

Что происходит в Костроме? Здесь возникает Комитет общественной безопасности и Советы рабочих, сначала военные, потом солдатские, Совет крестьянских депутатов и Городская дума земства. Вот это многовластие приводит к тому, что начинается перетягивание каната в борьбе за лидерство. И, конечно, в условиях войны, в условиях разрушения власти - какая сила играла руководящую роль? Та, которая сможет контролировать армию. И в этой связи большевики уже с весны (с конца марта, в апреле) 1917 года создают военные организации.

Здесь был расквартирован достаточно мощный воинский гарнизон в количестве 20 тысяч человек, тогда как общее население города составляло 70-75 тысяч. Здесь были фабрики, предприятия, общая численность рабочих около 12 тысяч на текстильных предприятиях. В отличии от сегодняшнего дня они все работали, даже и в условиях революции. Понятно, что контролирующий эти организованные, по своей сути, дисциплинированные силы, сможет овладеть властью.

Армия стала разваливаться. Разрушающий эффект имел приказ №1 Петроградского совета рабоче-солдатских депутатов, который вводил демократизацию и фактически отменял единоначалие власти. Но Кострома всё-таки была отдалена от Петрограда. В Костроме больше проявлялись патриотические чувства, потому что продолжалась война, поэтому далеко не сразу эти разрушительные процессы наступили в Костроме. В чём они проявлялись? Началось массовое дезертирство из воинских частей: по 200-300 дезертиров каждую ночь.

Решающим моментом у нас в Костроме были события государственного совещания в августе 1914 года в Москве и корниловский мятеж, когда руководство русской армии окончательно теряет контроль над войсками. Мятеж был подавлен, а Корнилов и имевшие поддержку генералы были арестованы. Здесь происходит важный ещё один момент: в этой суматохе центральная власть была вынуждена опираться на «Советы», которые контролировали большевики. Поэтому, можно сказать, волей неволей, именно Керенский и приводит большевиков к власти.

Последующие месяцы здесь были связаны с целым рядом демократических процедур, но новая демократия тоже себя изживала и дискредитировала. Поэтому большевики постепенно отказываются от демократических выборов, а весной 1918 года они вообще были запрещены. Фактически в Костроме была установлена полувоенная диктатура, потому что сами рабочие уже стали бастовать против большевиков.

Они увидели, что пришли те люди, которые не могут наладить нормальную жизнь, а все предприятия фактически, особенно крупные, были на гра-

ни закрытия. «Большая костромская льняная мануфактура» закрылась в мае 1918 года и возобновила свою работу только через несколько месяцев. К этому времени уже не было ни старой армии, ни старой власти. Все оппоненты большевиков были фактически разгромлены. К сожалению, мы здесь повторяли события центра, может быть не в такой крайней мере: всё-таки у нас не было явного проявления Гражданской войны, как в соседнем Ярославле, где в июле 1918 года город на 2/з разбомбили при подавлении белого мятежа.

В заключение своего доклада профессор А.М. Белов отметил следующее. Возникает вопрос, а почему такие гонения были обрушены на Церковь? Да собственно Церковь формировала мировоззрение людей. И большевики попытались занять это место в сознании людей. Все революционеры были безбожники: и революционеры «февраля», которые отменяют летом 1917 года должность обер-прокурора Святейшего Синода, и большевики. Поэтому уже буквально с первых месяцев революции и Гражданской войны обрушились

Продолжил конференцию высокий представитель Русской Православной Старообрядческой Церкви - епископ Ярославский и Костромской Викентий (Новожилов). В своем докладе владыка детально рассмотрел жизнь и деятельность епископа Геронтия (Лакомкина) в годы советских гонений.

Жизненный путь епископа Геронтия тесно связан с Костромским краем. Он служил священником в селе Стрельниково, рядом с Костромой. В 1911 году его избрали епископом на Петро-градско-Тверскую кафедру. Этот человек был очень образованным. Учением, в основном, занимался самостоятельно и достиг больших успехов.

На состоявшемся Первом Священном соборе после падения монархии епископ Геронтий, избранный помощником председателя собора, сказал: «Несмотря на наступившую свободу, нет полной радости среди народа, везде беспорядки и ужасы. Свобода понимается как свобода ругаться, нарушать заповеди: не убий, не пожелай, что принадлежит другому. Всё ещё продолжается тяжёлая, жестокая война. А мы знаем, что шли везде военные события и армия разваливалась. Что будет дальше - известно одному Богу».

В это время большевикам удалось разгромить московское Рогожское кладбище, всем известное как центр старообрядчества. Свершилось то, что не удавалось сделать царской власти. Все храмы, кроме Покровского летнего собора были закрыты, зимний Христо-Рождественский храм был разграблен и превращён в рабочую столовую.

Епископ Геронтий находил возможность заниматься просветительской деятельностью, обращаться с посланиями и письмами к пастве, где просил докладывать о состоянии церковных дел. В Петрограде было создано братство

такие гонения на Церковь.

Епископ Ярославский и Костромской Викентий

во имя святого священномученика Аввакума и пастырские богословские курсы. Однако, Старообрядческая церковь также подверглась гонениям. К концу 1920 года Старообрядческая Церковь включала в себя 24 епархии по всей России. По состоянию на 1926 год в России насчитывалось 972 прихода, 19 монастырей, 2 скита. К 1950 году осталось 140 приходов и 3 монастыря.

Незаметно подошёл 1932 год. Владыка Геронтий был арестован 13 апреля, в ночь на Мариино стояние, и отправлен на 10 лет в лагеря за обвинение в противодействии советской власти. После объявления приговора епископ спросил: «А больше нельзя?» Узнав, что больше срока не дадут, сказал: «Слава Богу, что мне теперь 60, до 70 должен дожить, честно и срок отбыть, тогда или умирать, или домой».

Пребывание вне свободы - это особый период в жизни святителя Герон-тия. В одном из лагерей он решил делать квас из хвои, чтобы помочь узникам избавиться от болезней. В лагерях свирепствовала цинга. Поэтому, когда в 1942 году закончился срок заключения, его оставили в лагере для приготовления кваса, заготовки грибов и ягод, в качестве наёмного работника. И только 5 ноября 1942 года владыка Геронтий смог вернуться.

Выбор таков был: только сельская местность или глухие города, т.к. жить в крупных городах ему было запрещено. И он избрал село Дурасово Красносельского района. Храм в селе, который существует сейчас, никогда не закрывался и находится на развилке дорог ивановского, кинешемского и костромского направлений.

В 1943 году архиепископ Иринарх (Парфёнов) приглашает его в Москву своим помощником. Для него создают Ярославско-Костромскую епархию и назначают правящим архиереем. Если 1926 году в Ярославском благочинии было 15 храмов, в Костромском - 13, то за годы гонений, к 1950 году их осталось в Ярославском благочинии и в Костромском благочинии всего по 4.

Эти приходы никогда не закрывались и сохранились вплоть до нынешних времён. Перед святителем Геронтием встала большая задача по возрождению приходов и духовного возрождения паствы. Для Церкви Христовой наступили времена сравнительно похожие на апостольские - «жатвы много, а делателей мало». Архиепископ Иринарх и епископ Геронтий (Лакомкин) сумели сохранить и упрочить дальнейшее существование Церкви Христовой.

В своем докладе владыка Викентий также отметил, что и сегодня, мы наблюдаем то возрождение, которое сейчас происходит в современной жизни Церкви. Сегодня не надо идти в дальнее путешествие, пробираться в глухие места, где живут люди, не просвещённые светом Евангельским, таких людей вокруг нас очень много. Для нас, наследников владыки Геронтия, остается знаменательным его духовное завещание: «Очень жаль, что очень мало сделано. Нужно больше сделать, но немощь, слабость и суета жизни - немало отняли времени в безделье, за что строго придётся отвечать пред Богом».

С докладом об истории Костромской соборной мечети, построенной в татарской слободе в 1780 г. выступил имам-хатыб костромской соборной мечети Ришат-Хазрат Сайдашев. Докладчик отметил, что в старые времена мечеть служила не только местом поклонения Всевышнему, но являлась

культурным и образовательным центром. Что в исламе, что в православнии, что в иудаизме -самые умные люди были богословы. Это те, которые умели читать, писать, говорить. Поэтому люди посещали божии храмы для того, чтобы научиться у мудрых, получить образование. Первое - это духовность. Те трудности, которые посылает нам Всевышний, мы не можем воспринимать и пытаемся искать в ком-то причины, не понимая того, что наша жизнь - это экзамен.

Костромская мечеть являлась как религиозным, так и культурным центром: при мечети была школа татарского языка, преподавались уроки религиозности и нравственности. В 1917 году в России начались гонения на верующих. Костромская соборная мечеть просуществовала до 1930 года: (была перестроена) снимались минареты, полумесяцы. В 1953 году костромская соборная мечеть была снесена.

До 1917 года с татарскими богословами и татарскими учебными заведениями России не могло конкурировать ни одно учебное заведение арабских стран и турецкого государства: настолько было сильное у нас богословие. Во время гонений власти грузили мусульманских богословов в вагоны по 200 человек и отправляли в ссылку в Сибирь. В одном вагоне 200 человек катали по Сибири до того момента, пока все не умрут.

И все-таки в безбожные времена люди сохраняли религию. В татарских семьях в Костромской области исполнение мусульманских традиций никогда не останавливалось. Люди собирались в домах, читали Коран, молитвы, слушали наставления. Религиозное обучение было запрещено, но родители поднимали своих детей в 4-5 часов утра для того, чтобы отвести к мулле для изучения религии.

Имам Хатыб Ришат-Хазрат Сайдашев подчеркнул, что современная молодёжь стремится жить по принципу: я хочу жить так, как я хочу, и даже пусть Всевышний не вмешивается в мои дела. Это страшный момент, который приводит нас к безнравственности, невоспитанности, бескультурью. Чтобы у человека не было душевного кризиса, мы должны, обязаны ходить в храмы, мы должны обращаться к Всевышнему Создателю, чтобы на нашей земле был мир и покой. Как говорил знаменитый татарский богослов и писатель Габдул-ла Тука: «В лад жили и пели мы с русскими в старь, зато наши нравы, привычки, словарь».

Далее в соответствии с программой конференции выступил Главный раввин Костромы и Костромской области Нисон Руппо. Темой его доклада стала история жизни шестого Любавеческого реббе Иосифа Шнеерсона.

Раввин отметил, что костромская синагога была закрыта властями в 1930 году. После революции евреи оказались в очень непростой ситуации.

Имам-хатыб костромской соборной мечети Ришат-Хазрат Сайдашев

Во время Первой мировой войны многих евреев начинают отселять из прифронтовой полосы. Таким образом, здесь в Костроме было огромное количество беженцев, которых размещали по семьям. Когда уже по семьям не могли брать - селили в синагоге. И в том числе переселенцы были из местечка Любавичи, которое сегодня находится в Смоленской области, тогда это была Могилёвская губерния, где находился один из главных центров иудаизма в мире.

Во времена пятого Любавеческого реббе, в 1915 году из-за наступления немцев лидер общины бросил всё и уехал вместе со своими учениками в Ростов-на-Дону, где умер в 1920 году. Его место занимает единственный сын Иосиф Ицхок Шнеерсон. Молодой человек, ему 40 лет, он становится шестым Любавеческим ребе. Он становится духовным лидером всего еврейского народа, фактически берёт на себя ответственность за всё, что происходит. В Ростове-на-Дону продолжаются гонения, и он в 1924 году уезжает в Ленинград. К нему продолжают ехать толпы учеников со всего Советского Союза.

Основные гонения были созданы, так называемой, «евсекцией» (еврейской национальной секцией коммунистической партии). Фактически те гонения на последователей иудаизма, которые проводились, делались руками самих же евреев. Основные гонения на иудейские религиозные общины, по задумке партийных лидеров, должна была проводить именно еврейская секция коммунистической партии. Выходила даже газета на еврейском языке, в которой постоянно писали: «Почему шестой Любавеческий реббе ещё не на Соловках?» До сих пор слово «евсекция» осталось именем нарицательным для религиозных евреев. Когда хотят про кого-то сказать, что вот он плохое что-то делает, то говорят слово «евсекция», даже не очень понимая, что именно оно означает.

Советская власть в лице «евсекции» разрушает всю еврейскую религиозную жизнь. Арестовываются и расстреливаются раввины. Среди тех, кто арестовывал Любавеческого реббе, был один активист, который рассказывал, что в местечке, где он был, двух раввинов впрягли в телегу и погнали, старый - сразу умер, молодой ещё помучился. Иногда это было без суда и следствия, просто людей замучивали до смерти.

Закрывается огромное количество синагог и всё, что связано с еврейской общинной жизнью. Если закрыли синагогу, можно молиться дома. Это происходило и в Костроме. В 1930 году закрыли синагогу, люди нашли какое-то помещение, молились там, это было очень тяжело, но это не было основной проблемой. Для того, чтобы можно было питаться, нужен резник, который сможет зарезать правильным образом курицу, животных. Арестовали резника - нет кошерного мяса. Для того, чтобы была еврейская семейная жизнь,

Главный раввин Костромы и Костромской области Нисон Руппо

нужны микробассейны для ритуальных омовений (миквы). Закрыли миквы -негде окунаться, разрушается вся еврейская жизнь.

Поскольку этим занимались те люди, которые сами родились и выросли в религиозных семьях, они прекрасно знали куда именно надо бить, в какие болевые точки. Сами люди, которые арестовывали шестого Любавеческого реббе, были из хасидских семей, т.е. их родители были последователями отца реббе. Более того, один из них с издевательским смехом рассказал историю о том, что у его бабушки с дедушкой долго не было детей и они смогли зачать после того, как дедушка этого Любавеческого реббе - четвёртый Люба-веческий реббе, помолился о них и дал свое благословение. То есть, сам факт того, что этот атеист жил, связан с благословением. Если бы не благословение реббе, его самого не было бы.

Это были люди, которые происходили из близких семей. Когда пришли арестовывать реббе, один из конвоиров сказал: «Давайте я понесу ваш саквояж, потому что мой папа носил саквояж вашего отца». Реббе не согласился, и сказал, что ваш отец помогал моему отцу, чтобы сделать доброе дело, а вы меня в тюрьму ведёте.

Если в каком-то месте арестовали учителя, то раввины брали молодого человека и посылали в это место, чтобы он вместо него опять открывал подпольное учебное заведение и преподавал дальше. Где-то закрыли бассейн для ритуальных омовений, собирали деньги и посылали, чтобы восстановить. В нашей синагоге есть книга, где есть отчёты учеников, которые ездили по всему Советскому Союзу, описывая существующее состояние. Там есть город Галич Костромской губернии, который был далеко от еврейских центров, но даже до туда доезжали посланники реббе. По всему Советскому Союзу они вели работу. Доходило до того, что посланники реббе приезжали и чуть ли не от имени власти, говорили, что всё у нас можно и всё, что было закрыто, открывалось назад.

Конечно, это очень беспокоило «евсекцию» и она активно работала. Существовал проект - провести в Ленинграде съезд, на котором раввины должны были признать, что в наше время можно заповеди не соблюдать: «Основы, которые были тысячелетиями, сейчас не так актуальны. У нас теперь есть коммунистические основы». Но без согласия Любавеческого реббе это совещание не имело бы никакого значения, никто бы туда не поехал. Он ни за что не соглашался. Ему в Ленинграде, в тюрьме прямо приставляли пистолет, на что он им говорил: «Эта штука может испугать тех, у кого есть только этот мир, кто не верит в Бога, а у нас есть Бог, и кроме этого мира есть мир грядущий, поэтому этой штукой его не испугать».

Даже в тюрьме Иосиф Ицхок Шнеерсон не был сломлен. Когда пришли его арестовывать, он сказал, что согласен идти только, если ему в тюрьме разрешат молиться. И ему разрешили. Он взял свои молитвенные принадлежности, коробочки с ремешками, которые одевают на руку и на голову. Реббе арестовали ночью. Под утро его привели в тюрьму и не разрешили молиться. Когда его вели в камеру по лестнице, то он шёл следом за охранником и начал одевать тфилин (элемент молитвенного облачения). Когда конво-

ир обернулся и увидел, что он делает, то ударил его ногой, и реббе скатился по лестнице. У него был металлический бандаж на поясе, который сломался и вонзился в него. Пока реббе лежал, истекая кровью, он продолжал молиться. В результате он был приговорён к расстрелу.

Но Всевышний явил чудо: были очень большие общественные протесты, как внутри СССР, так и за границей, поэтому расстрел был заменён на 10 лет ссылки на Соловки. После этого протесты продолжились - тогда приговор заменили на три года ссылки в Кострому.

Сегодня посланники любавеческого мира работают в 100 странах мира. Недавно Уганда стала сотой страной, где открылось наше представительство. Каждый год, когда мы празднуем освобождение Любавеческого реббе из Костромы, про нас пишут в СМИ. Меня спрашивают, как там в Костроме здание, где было ГПУ в 1927 году, куда реббе приходил отмечаться. Это здание сейчас находится в центре, на «сковородке» между ул. Свердлова и ул. Шагова.

В Костроме раньше была очень маленькая еврейская община, которая к тому моменту была уже нерелигиозной. В мемуарах реббе написано, что синагога к тому моменту была пустая, а раввин, который здесь был, умер в 1925 году. Когда реббе приехал, синагога была полна народу. После было ещё одно чудо: через полторы недели после ссылки в Кострому реббе был освобождён. В своих мемуарах, которые написаны по-еврейски, реббе пишет диалоги, которые были в тюрьме, пишет русские слова еврейским буквами. Так, охранник ему хвастался, что в одну ночь арестовали священнослужителей разных конфессий и всех вместе расстреливали. Вместе с реббе были арестованы многие его ученики, некоторых расстреляли, в частности личного секретаря реббе. Позднее, в 1930-х годах был арестован и расстрелян сын этого секретаря, а его жена была сослана в Кострому.

После освобождения реббе, в его день рождения, ему не смогли даже найти отдельную квартиру. В доме местного резника, на ул. Никитской освободили пару комнат, там реббе мог находиться со своими приближёнными. Сотрудники ГПУ выдали реббе документы. Несколько месяцев спустя реббе был вынужден уехать из Советского Союза, т.е. угроза расстрела оставалась. Но сам он всегда говорил, что хотел всегда жить в России, что здесь самые хорошие евреи, что не хотел уезжать за границу, там всё гораздо тяжелее. Его ученики оставались здесь вплоть до 1971 года. В Средней Азии действовали подпольные духовные семинарии, пока уже в 1971 году почти всех учеников, которые оставались, выпустили из Советского Союза.

Следующий, седьмой реббе, оставался в постоянной связи с Советским Союзом. Знали обо всём, что происходит в каждом городе. И как только появилась возможность, в конце 1980-х годов, сюда опять стали ездить посланники любавечских реббе.

В Советском Союзе раввинов практически не оставалось. Для того, чтобы здесь возродить еврейские общины, сюда вынуждены были присылать людей, которые родились и выросли здесь и вернулись сюда в старости, другие люди выросли заграницей. Почти все раввины, кто сегодня работает в России, их бабушки, родители, они сами работали здесь же, в Советском

Союзе. Т.е. это не какие-то чужие люди, это те люди, которые были на несколько десятков лет вынуждены уехать из-за преследований, теперь вернулись назад, для того чтобы возрождать еврейскую жизнь. Некоторые приезжают на те места, где работали их предки. В Одессе, например, работает один раввин, у которого дедушка его жены был раввином Одессы до 192030-х годов.

Многие ученики любавеческого реббе выжили в ГУЛАГе на Колыме, соблюдали заповеди там, и это было нелегко. В иудаизме есть много заповедей, которые вообще делают жизнь сильно трудной даже на свободе. Поэтому не понятно, как они жили в тюрьме, чем они могли питаться, когда люди вокруг умирали с голоду. Несмотря на это, они продолжали соблюдать законы кашрута. Освободившись из ГУЛага, они смогли выехать заграницу и там стали духовными учителями следующего поколения.

Далее прозвучал доклад об Евангелической Лютеранской церкви в России после октября 1917 года, который подготовил доктор исторических наук, профессор Костромского государственного университета, Флейман Евгений Александрович.

По мнению докладчика, путь пройденный всеми конфессиями в России, в прошлом веке можно расценивать так: это путь репрессий после октября 1917 года и путь возраждения в последние 20-25 лет. Но такая характеристика вряд ли применима к Евангелической-Лютеранской церкви в России. Правильно было бы говорить о полном разгроме её в 1930-х годах и постепенном, достаточно болезненном восстановлении, поскольку перерыв в традиции был 70 лет.

История лютеран в Советской России была темой запретной. 73% депар-тированных немцев были лютеранами, остальные католики, реформаторы кальвинисты и т.д. Кроме того репрессии и депортация российских финнов в 1935-37-41 годах: все они были практически лютеранами.

Между тем до октября 1917 года Лютеранская церковь в России занимала прочные позиции. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт, что в 1832 году император Николай I издал закон, по которому лютеранство получило статус официальной религии. Это признание иностранной конфессии, покровительство со стороны русских монархов, на первый взгляд кажется странным. Однако, история в какой-то степени даёт ключ к этой проблеме. Вспомним 1721 год. Пётр I. Присоединение к Российской Империи восточной Прибалтики - это немецкое население, исключительно лютеранское. Из числа прибалтийских немцев выходят учёные, академики, профессора, высшие офицеры. В 1763 году к лютеранской традиции немецкого прибалтийского дворянства добавляется лютеранская традиция немцев, которые стали переселяться по манифесту Екатерины II, которая тоже была в свое время люте-

Флейман Евгений Александрович

ранкой. Потом, когда она уже становится императрицей, то она принимает православие.

В 1809 году в состав Российской Империи входит Финляндия с полностью лютеранским населением. В 1815 году к России присоединяется часть Польши с немецким населением, где сильные позиции лютеранства и других протестантских течений. Важным фактором стало формирование бюргерских общин в российских городах.

К 1914 году в Российской Империи насчитывалось около 4 миллионов лютеран. Большевистская власть, пришедшая в октябре 1917 года, пыталась создать общество, где религии не было места. Вся репрессивная политика с этого времени по отношению к лютеранству проводилась в общем русле репрессивной политики по отношению ко всем конфессиям.

Эта политика усугублялась тем, что лютеранство было религией немцев, представителей основного военного врага в Первой и Второй мировых войнах. Потому репрессии считались обоснованными.

Лютеранская община в городе Костроме перестала существовать в начале 1920-х годов. Последний пастырь её был Леонид Кёнигсфельд, выпускник Депрского университета (закончил теологический факультет). Он происходил из прибалтийских немцев и вынужден был уехать в Германию в 1923 году. Репрессиям подвергались члены церковных советов и просто верующие, но большое количество, прежде всего, конечно, представители духовенства. Вот, например, к 5 годам тюрьмы был приговорён пробст (старший пастор) поволжского прихода Гейпнер. В 1924 году, когда образовали автономную республику немцев Поволжья, он был амнистирован, но через несколько лет вновь был приговорён к 10 годам лишения свободы, и умер в ссылке.

Пик репрессий по отношению к Лютеранской церкви и ко всем конфессиям, которые были в советское время попадает на конец 1920-х годов. К этому времени сформировалось специальное репрессивное законодательство. Духовенство лишается избирательных прав, возможности получения пенсии, социального страхования. Дело доходило до издевательства: в 1933 году вышло специальное постановление о привлечении служителей культа к обязательной поставке мяса, яиц, молока и картофеля государству. Пробст из Самары Гешеман был обвинён в несдаче зерна государству, хотя у него вообще посева не было. Он был осуждён, и умер в ссылке.

В 1929 году все ленинградские пастыри были арестованы, сосланы в Соловецкий монастырь. Например, пастырь Гансен обвинён в том, что он обучал религии подростков. Отказался подписать приветствие Советскому правительству на первом Генеральном Синоде Лютеранской церкви в России в 1924 году.

Эти религиозные гонения вызывали протест за рубежом. Со словами поддержки выступали Евангелическая церковь Германии, глава Православной эмиграции Церкви митрополит Антоний, а также архиепископ Англиканской церкви.

С середины 1930-х годов по отношению к лютеранским пасторам и вообще к лютеранству проявляются некоторые особенности: они обвиняются

в шпионаже, в организации фашистских группировок, диверсиях. В 1934 году Омский суд приговорил к расстрелу пастора Лорара, который, якобы, в одной из своих проповедей говорил о лжепророках, ведущих людей по неверному пути, после чего, якобы, 11 прихожан вышли из колхоза. Немало трагических биографий. Пастор Швальбе расстрелян в Смоленске, Коупмен расстрелян на Северном Кавказе.

В 1936 году в СССР осталось 11 лютеранских пасторов, а всего за 20 лет Советской власти из 350 лютеранских пасторов СССР было репрессировано 130 человек. А более 100 человек эмигрировали. Таким образом, пасторов в России не оставалось.

В 1937 году были закрыты все лютеранские кирхи. Но осталась вера, что стало очевидным в годы Второй мировой войны, в местах ссылки российских немцев - Сибири, Казахстане, на Урале. Конечно, пасторов здесь не было, не было и общин, однако, были собрания братьев и лишь в 1957 году, когда российских немцев выпустили из контроля в Окмоленске (сейчас Акмала, Казахстан), официально первый раз была зарегистрирована первая лютеранская община.

Попытки создать общецерковную структуру терпели неудачу из-за противодействия властей. Лишь в 1988 году, когда Русская Православная Церковь отмечала своё тысячелетие, была признана официально и Евангелическая Лютеранская церковь в России. В 2003 году при инициативе немногочисленной группы костромичей немецкого происхождения была зарегистрирована и костромская Евангелическая лютеранская община.

В завершении конференции с докладом об иностранной поддержке церквей в России до и после перестройки выступил пастор Март-ти Хирвонен (Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии). В своем докладе зарубежный гость отметил следующее. После 1917 года ранее процветающую Ингерманландскую Лютеранскую церковь постигла та же участь, что и другие христианские конфессии. Ин-грия - историческая область на северо-западе современной России, часть современной Ленинградской области (Ижорская земля).

После 1917 года Евангелическо-Лютеран-ская церковь Ингрии была вынуждена выживать практически в одиночку, полагаясь только на себя. Доля проповедников Евангелия была нелегка, она была тяжела. Жизнь лютеранских приходов состояла из постоянной борьбы за выживание против атеистического мировоззрения большевиков.

Волны финской гражданской войны достигли Ингерманландии в дельте реки Невы, поэтому и финские коммунисты враждебно относились к своим согражданам из-за представляемых ими лютеранских убеждений. Из ингерман-ландких библиотек изъяли и уничтожили в 1920-х годах религиозную молит-

Пастор Мартти Хирвонен

венную литературу, в том числе и книги по истории, отмеченные религиозным или национальным духом. Ингерманландские семьи сохраняли как сокровища старые молитвенники и Библии, потому что новых книг в Советском Союзе нельзя было печатать или привозить для лютеранских приходов.

В конце 1970-х годов в Советском Союзе была налажена духовная помощь со стороны Финской Евангелическо-Лютеранской церкви. Так, например, происходило в начале деятельности церкви в Петрозаводске, хотя и со многими сложностями. После длительных усилий, в 1979 году, прошение, составленное под руководством проповедницы Марии Каява, было одобрено в Москве и «более 10-ти лет длившийся приходской проект был приведён к исполнению». До получения своих приходов, ингерманландцы имели связь с православной и баптисткой церквями.

В автобиографии Марии Каява рассказывается, как в Пасху отправилась группа ингерманландцев в Петрозаводск и провела пасхальную ночь вместе с православными. Священник, отец Геннадий, относился к гостям-лютеранам дружелюбно, а когда они ещё приняли участие в пасхальной дневной службе, отец Геннадий прочитал пасхальное Евангелие по-русски, по-фински и по-карельски.

В последние 20-30 лет поддержка и помощь финнов приходам на территории бывшего Советского Союза, в частности Ингерманландии и Карелии, были значительными. Внешний отдел финской церкви умеренно ускорял возобновление церковной жизни в период Советского Союза. Экономически и духовно вклад финской Евангелическо-Лютеранской церкви для церкви Ингерманландии был решающим. Строительство церквей поддерживали материально, и деньги приходили, главным образом, из Финляндии. Многочисленные работники, священники, миряне из различных движений возрождения были отправлены в Россию.

Количество лютеран всё же не возросло, хотя старые церковные постройки приведены в порядок и новые построены. Финские добровольцы из верующих строили Колтушскую кирху и её образовательный центр, а также многие другие церковные постройки.

Первоначально книг было не так много. Несмотря на это, в каждом приходе были финские и русские Библии, книги псалмов, а также Катехизис для конфирмации и Большой Катехизис Мартина Лютера. Появилось множество других духовных книг и их число увеличивалось с каждым годом. Слово Божье стало доступно в каждом приходе. В 2013 году выпущена книга «Сборник гимнов Евангелистко-Лютеранской церкви Ингрии на территории России», которая содержит 456 христианских гимнов и Краткий Катехизис Мартина Лютера.

Финская церковь Святой Марии в Санкт-Петербурге была торжественно освящена для возобновления её первоначальной духовной цели в начале лета 2002 года. Так лютеране Ингрии получили обратно свою пережившую многие исторические повороты церковь и новый орган, благодаря ему лютеранская и другая духовная музыка воплощают чудесную преданность Богу на протяжении веков.

Участники конференции рассмотрели и приняли итоговый документ согласно которому данные встречи были признаны полезными с точки зрения патриотического воспитания и свидетельства о судьбах верующих в недавней истории России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международная Межконфессиональная Межвузовская научно-практическая конференция «1917 год: итоги столетия»,

посвященная научно-историческому осмыслению событий, связанных с советскими преследованиями верующих (Кострома, 23 ноября 2017 года)

23 ноября 2017 г. Костромская духовная семинария совместно с Костромским государственным университетом провела Международная Межконфессиональная Межвузовская научно-практическая конференция «1917 год: итоги столетия».

Целью конференции стало научно-историческое осмысление революционных событий, связанных с советскими преследованиями верующих. В работе конференции приняли участие лидеры всех традиционных конфессий, расположенных на территории Костромской области, а также ученые-историки и зарубежные гости.

Выступления участников конференции показали, что в советских гонениях против верующих пострадали люди разных конфессий. Память об этих трагических событиях отечественной истории сегодня является одной из объединяющих духовных и культурных скреп.

Участники конференции отметили необходимость подобных встреч и особенно подчеркнули, что данные мероприятия являются полезными с точки зрения патриотического воспитания и свидетельства о судьбах верующих в недавней истории России.

Подготовил: Жигалов Михаил Иванович

REVIEW OF THE INTER-CONFESSIONAL INTER-SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE "1917: THE RESULTS OF THE CENTURY"

In November 23, 2017 there was held an International interdenominational interuniversity scientific-practical conference in Kostroma named "1917: The Results of the Century", dedicated to the scientific and historical comprehension of the events connected with persecution of believers in the Soviet time. The organizers of the conference were the Kostroma Theological Seminary and the Kostroma State University.

Key words: XX century, confession, faith, repression, Soviet power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.